Фольклор в поэме это пословицы сказочные персонажи загадки сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Ниже представлено более 30 русских пословиц из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" (фольклор в произведении).

Также смотрите статьи, посвященные поговоркам и загадкам в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

Смотрите:
- Цитаты из поэмы
- Все материалы по поэме "Кому на Руси жить хорошо"

Пословицы в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова

(в основе цитаты лежат пословицы: "Мужик, что бык,— упрется, не своротишь", "У упрямого на голове хоть кол теши")

". С работы, как ни мучайся, / А будешь ты горбат. "

". Ведами упиваемся, / Слезами умываемся. "


". Пшеница, провинилася, / Что кормишь ты по выбору , / Зато не налюбуются / На рожь, что кормит всех. "

". Зажгло грозою дерево, / А было соловьиное / На дереве гнездо. "

". Нет мужа, нет заступника. "

Это были пословицы из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова (фольклор в произведении).

Некрасов нам знаком по многим произведениям, но особо выделяются его поэмы, а особенно всестороннее произведение “Кому на Руси жить хорошо”, которое имеет большое количество поэтический идей разнообразного стиля, поскольку автор варьирует использование собственных строчек, сделанных под фольклорную стилистику. Соответственно, в этом произведении фольклор играет ключевую роль.

Роль фольклора в произведении

Песни в поэме используются для того, чтобы воссоздать особое настроение и дополнить некоторые сцены разнообразием. В конце нам понятно, что частота использования народных песен больше, чем в начале произведения. Это связано с тем, что с помощью песен автор рассказывает нам быт крестьян и поведение обычных работающих. Помимо этого, мы видим сцену, где с помощью песни, путники продолжают свой путь с приободрённым настроением. Также сцены с Матрёной Тимофеевной дополняются фольклорными “кружевами”, которые означают женскую силу, в особенности её тяжёлую долю в жизни и как она справляется с этим. Матрёна в настоящем не счастлива, она вспоминает время, проведённое с семьёй, когда она жила в родительском доме и по-настоящему испытывала счастье. Использование песен в произведение олицетворяет веру в лучшее будущее, поскольку чем ближе сюжет к концу, тем чаще встречаются песни. Николай Некрасов проделал немалый путь, используя различные поэтические, бытовые песни, относящиеся к фольклору. Но и он является создателем песен, приближенных к устному народному творчеству.

Виды жанров фольклора

Не зря первые строчки начинаются со слов, которые схожи по стилистике со сказаниями: “В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай…”. Как мы видим, писатель умеет подбирать песни так, чтобы атмосфера оставалась и даже дополнялась атмосферой настоящей русской жизни. В произведение используются пословицы и поговорки. Особенно нам заметны другие поэтические обороты речи, которые относятся к устной речи, к примеру “долюшка”, “сторонушка” – это диминутивы с специальными суффиксами, которые автор нередко использует в течение всего произведения, помимо этого, часто встречаются эпитеты – “горькие слёзы”,” бурный ветер”. В отдельных сценах, а именно в главе “Горькое время – горькие песни” включены практически все жанры песен, именно поэтические и бытовые, подчёркивающие несправедливость жизни обычного народа. Стоит отметить, что даже песня “Весёлая” названа так, исключительно из-за иронии крестьян и умения смеяться.

Некрасов – гений литературы

Фольклор в данной поэме занимает играет ключевую роль, и, пожалуй, автор и хотел сделать акцент именно на использовании устного народного творчества – это и лирические песни, и солдатские, и пословицы с поговорками. Критики восприняли это в позитивном ключе и назвали его поэму энциклопедией народной жизни, поскольку произведение включает в себя все сферы жизни -бытовую, личную; все этапы жизни – от рождения, молодости, и до самого конца; все эмоции, через которые проходят главные герои – страх, радость, счастье, боль. В этом и состоит гениальность Некрасова, и именно за это мы его ценим и читаем его произведения по сей день.

Выполнили:Выполнили: Белова Светлана Коршунова Вера Савиных Роман Шуплецов Алексей Белова Светлана Коршунова Вера Савиных Роман Шуплецов Алексей

Почему поэма насыщена песнями, пословицами, сказочными элементами и просторечными выражениями? Не мешают ли они восприятию идеи? Не придают ли произведению громоздкость? Поэтому необходимо выяснить это в процессе исследования. Почему поэма насыщена песнями, пословицами, сказочными элементами и просторечными выражениями? Не мешают ли они восприятию идеи? Не придают ли произведению громоздкость? Поэтому необходимо выяснить это в процессе исследования. Проблемные вопросы

Сроки: Анализ текста произведения: 1 неделя; Анализ дополнительной литературы: 1 неделя; Создание презентации по теме проекта: 1 неделя; Защита проекта: 1 урок.

Исследование и анализ Сравните: Сравните: Исследование и анализ Сравните: Сравните: Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим. А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим,- Нам рано предаваться ей! Мужик что бык: втемяшится В башку какая блажь- Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются, Всяк на своем стоит!

Сравните: Строчки Н.А. Некрасова: В каком году – рассчитывай, В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Сошлись семь мужиков… Народные пословицы: Народные пословицы: Служил семь лет, выслужил семь реп Служил семь лет, выслужил семь реп Семь пятниц на неделе Семь пятниц на неделе У семи нянек – дитя без глазу У семи нянек – дитя без глазу Сравните: Строчки Н.А. Некрасова: В каком году – рассчитывай, В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Сошлись семь мужиков… Народные пословицы: Народные пословицы: Служил семь лет, выслужил семь реп Служил семь лет, выслужил семь реп Семь пятниц на неделе Семь пятниц на неделе У семи нянек – дитя без глазу У семи нянек – дитя без глазу

Горький рассказ Матрёны Тимофеевны о жизни и о своей горькой крестьянской судьбе: Я личиком разгарчива, А матушка догадлива… Чужая-то сторонушка Не сахаром посыпана, Не медом полита! Там холодно, там голодно, Там холеную доченьку Обвеют ветры буйные, Обграют черны вороны, Облают псы косматые И люди засмеют. Горький рассказ Матрёны Тимофеевны о жизни и о своей горькой крестьянской судьбе: Я личиком разгарчива, А матушка догадлива… Чужая-то сторонушка Не сахаром посыпана, Не медом полита! Там холодно, там голодно, Там холеную доченьку Обвеют ветры буйные, Обграют черны вороны, Облают псы косматые И люди засмеют. Народная песня- плач: Кто плач мой, и воздыхание мое приимет. Услыши стенание мое и вопль сердца моего! Услыши, услышитттт, услышитттт… Народная песня- плач: Кто плач мой, и воздыхание мое приимет. Услыши стенание мое и вопль сердца моего! Услыши, услышитттт, услышитттт… Сравните:Сравните:

Былинная сила Ильи Муромца и Святогора Мужицкое терпение

В поэму введены элементы сказок: Сама лисица хитрая, По любопытству бабьему Подкралась к мужикам… В поэму введены элементы сказок: Сама лисица хитрая, По любопытству бабьему Подкралась к мужикам…

По вашему желанию,А в третий быть беде! Некрасов использует здесь характерный сказочный прием — пеночка налагает на мужиков запрет. Запрет и его нарушение — основа многих русских народных сказок, приключения главных героев сказки как раз и начинаются после того, как они переходят заветную черту. Выпил братец Иванушка водицы из копытца — и превратился в козленочка. Сжег Иван-царевич шкуру Царевны-лягушки — и отправился искать жену за тридевять земель. Выглянул петушок в окошко — и унесла его лиса.

Некрасов создал свой миф о народе. Это целый народный космос со своими праведниками и грешниками, своими понятиями о добре, зле, правде, часто не совпадающими с христианскими.

Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени. Поэма Кому на Руси жить хорошо – это эпос, изображающий жизнь русского народа во всей полноте и многообразии. В своей поэме Некрасов очень многое взял из народного творчества.

Фольклор в поэме – это былины, пословицы, сказки и сказочные персонажи, песни, басни. В Прологе Некрасов использовал фольклорные мотивы и образы: пеночка, скатерть-самобранка, корявая Дурандиха, леший, корова с колокольчиком – персонажи сказок; зайка серенький, лисица хитрая, ворон – герои басен; а черт – это одновременно и сказочный, и инфернальный персонаж. Сами мужики-богатыри являются героями былин и сказок. Также в Прологе присутствуют магические, сакральные числа – семь, три, четырнадцать: семеро мужиков, семь филинов, четырнадцать свечей.

…У самого костра,

Сидит и черту молится.

Свеча – это христианский, священный мотив, а костер – языческий мотив. Эти два мотива тесно связаны с народом, с народной жизнью и творчеством. Крестьяне по вере христиане (в поэме есть песня, которую поет ангел – средь мира), но в их праздниках присутствуют языческие мотивы.

Семеро мужиков – традиционные герои русских сказок – отправляются в путь-дорожку на поиски счастливого человека. Каждая реплика встреченных ими людей говорит об определенном характере, каждый герой говорит народным языком, у каждого яркая и индивидуальная речь. Образы крестьян передают многообразие ситуаций, судеб. В конце главы Пьяная ночь упоминаются популярные в народе лубочные издания – Шут Балакирев и Английский милорд.

Постепенно, с развитием сюжета поэмы, перед нами возникают картины народной жизни. Часто в повествование вводятся различные вставные элементы в виде песен и легенд, рассказываемых и исполняемых самими действующими лицами. Так, начиная с третьей части поэмы, Крестьянка, Некрасов вводит различные песни, причем некоторые из них были взяты из народной жизни, а некоторые принадлежат перу самого автора. Основными фольклорными источниками для Некрасова явились народные песни, собранные Рыбниковым, Шейном, а также причитания Ирины Федосовой и записи Барсова.

Песня является неотъемлемой частью поэмы, а также устного народного творчества. Она сопровождает крестьянина всю его жизнь: с самого рождения младенца мать поет ему колыбельные песни. Песня помогает в работе, утешает в несчастье, сопровождает все праздники и гулянья, провожает в последний путь. В ней выражает человек свои чувства, мысли. В одной из глав поэмы упоминается песня бурлаков. Здесь она названа стоном, выражающим народную скорбь.

3 повествование Матрены Тимофеевны Корчагиной органично вплетается множество песен. Они показывают, что судьба героини типична. Бесспорно, это яркая личность, недаром ее прозвали счастливицей. Но доля крестьянки везде и всегда одинакова, поэтому-то у Матрены Тимофеевны на каждый случай в ее жизни находится песня.

Есть в этой части и отдельная глава Песни, которая отведена автором под рассказ о жизни героини после замужества. Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками, и это говорит о том, что везде поются одни и те же песни, везде жизнь народа одинакова.

В Пире на весь мир мужики справляют поминки по крепям. Здесь звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пире народном. Так, в главе Горькое время – горькие песни мы видим песни народа о своей жизни. Название первой песни Веселая звучит явно иронически. Здесь же в конце каждого куплета рефреном звучат слова:

Славно жить народу

Если в начале поэмы песни поясняют рассказы, которые слушают странники, то к концу поэмы их роль возрастает и они начинают нести основную смысловую нагрузку.

Помимо песен крестьяне рассказывают несколько легенд, в которых вводится противоречивый образ народа. В легенде Про холопа примерного – Якова верного речь идет о людях холопского звания, потерявших человеческое достоинство в условиях крепостного права. А в легенде О двух великих грешниках проводится иная идея – идея возмездия помещикам за их злодеяния.В разноречивый хор народных голосов органично вливаются песни Гриши Доброеклонова, разночинца-революционера, знающего о том, что счастье может быть достигнуто в результате борьбы за общие интересы. Мужики прислушиваются к Грише, иногда согласно кивают головами, но последнюю песню Русь он еще не успел пропеть вахлакам, потому и финал поэмы открыт в будущее. Песня Гриши проникнута оптимизмом, верой в силу народа:

Сила в ней скажется

В этой песне как бы звучит ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастье народное придет в результате решительной и упорной борьбы. Но странники не услышали песню Русь и не поняли, в чем заключается воплощение счастья народного.

Поэму Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо называли энциклопедией русской народной жизни. Песни и легенды раскрывают народное мировосприятие, помогают автору показать типичность судеб русских крестьян.

Некрасов нам знаком по многим произведениям, но особо выделяются его поэмы, а особенно всестороннее произведение “Кому на Руси жить хорошо”, которое имеет большое количество поэтический идей разнообразного стиля, поскольку автор варьирует использование собственных строчек, сделанных под фольклорную стилистику. Соответственно, в этом произведении фольклор играет ключевую роль.

Роль фольклора в произведении

Песни в поэме используются для того, чтобы воссоздать особое настроение и дополнить некоторые сцены разнообразием. В конце нам понятно, что частота использования народных песен больше, чем в начале произведения. Это связано с тем, что с помощью песен автор рассказывает нам быт крестьян и поведение обычных работающих. Помимо этого, мы видим сцену, где с помощью песни, путники продолжают свой путь с приободрённым настроением. Также сцены с Матрёной Тимофеевной дополняются фольклорными “кружевами”, которые означают женскую силу, в особенности её тяжёлую долю в жизни и как она справляется с этим. Матрёна в настоящем не счастлива, она вспоминает время, проведённое с семьёй, когда она жила в родительском доме и по-настоящему испытывала счастье. Использование песен в произведение олицетворяет веру в лучшее будущее, поскольку чем ближе сюжет к концу, тем чаще встречаются песни.
Николай Некрасов проделал немалый путь, используя различные поэтические, бытовые песни, относящиеся к фольклору. Но и он является создателем песен, приближенных к устному народному творчеству.

Виды жанров фольклора

Не зря первые строчки начинаются со слов, которые схожи по стилистике со сказаниями: “В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай. ”. Как мы видим, писатель умеет подбирать песни так, чтобы атмосфера оставалась и даже дополнялась атмосферой настоящей русской жизни. В произведение используются пословицы и поговорки. Особенно нам заметны другие поэтические обороты речи, которые относятся к устной речи, к примеру “долюшка”, “сторонушка” – это диминутивы с специальными суффиксами, которые автор нередко использует в течение всего произведения, помимо этого, часто встречаются эпитеты – “горькие слёзы”,” бурный ветер”. В отдельных сценах, а именно в главе “Горькое время – горькие песни” включены практически все жанры песен, именно поэтические и бытовые, подчёркивающие несправедливость жизни обычного народа. Стоит отметить, что даже песня “Весёлая” названа так, исключительно из-за иронии крестьян и умения смеяться.

Некрасов – гений литературы

Фольклор в данной поэме занимает играет ключевую роль, и, пожалуй, автор и хотел сделать акцент именно на использовании устного народного творчества – это и лирические песни, и солдатские, и пословицы с поговорками. Критики восприняли это в позитивном ключе и назвали его поэму энциклопедией народной жизни, поскольку произведение включает в себя все сферы жизни -бытовую, личную; все этапы жизни – от рождения, молодости, и до самого конца; все эмоции, через которые проходят главные герои – страх, радость, счастье, боль. В этом и состоит гениальность Некрасова, и именно за это мы его ценим и читаем его произведения по сей день.

2 вариант

Также читают:

Картинка к сочинению Фольклор в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

Николай Алексеевич Некрасов с раннего детства жил в сельском поселении. И играл с крестьянскими ребятишками. Он их считал равными по отношению к нему, и они тоже. Он с ними играл в их игры, прогуливался с ними в лесные чащи

Повесть Александра Ивановича Куприна ведется от лица ее главного героя Ивана Тимофеевича. В самом начале произведения мы понимаем, что он городской барин. Из этого следует вывод о его воспитании.

В басне Иван Андреевич рассказывает о диалоге двух животных, в котором медведь указал обезьяне о невежестве подчеркивать недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему-то видела минусы всех знакомых

Мотив — это смысловой элемент, повторяющийся в пределах ряда произведений. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — это эпос, изображающий жизнь во всей ее полноте и многообразии, он показывает жизнь всего русского народа, немыслимого без фольклора. В своей поэме Некрасов очень многое взял из народного творчества, но и многое привнес в него. Фольклор в поэме — это былины, пословицы, сказки и сказочные персонажи, песни, басни. В прологе Некрасов использовал фольклорные мотивы и образы: пеночка (птица счастья), скатерть-самобранка, корявая Дурандиха (ведьма), леший — корова с колокольчиком — персонажи сказок; зайка серенький, лисица хитрая, ворон — герои басен; а черт — это одновременно и сказочный, и инфернальный персонаж. Сами мужики-богатыри являются героями былин и сказок. Также в прологе присутствуют магические, сакральные числа — семь и три: семь мужиков, семь филинов, семь дерев, четырнадцать свечей (две семерки). Четырнадцать свечей! … У самого костра, Сидит да черту молится… Свеча — это христианский, священный мотив, а костер — некий языческий мотив. Эти два мотива тесно связаны с народом, с народной жизнью и творчеством. Крестьяне по вере христиане (в поэме есть песня, которую поет ангел, — “Средь мира”), но в их праздниках присутствуют языческие мотивы (как и в фольклоре). Семь мужиков — традиционные герои русских сказок — отправляются в путь-дорожку на поиски счастья. На своем пути мужики встречают попа. Поп сам говорит, что крестьяне называют его “породой жеребячьего”, сочиняют про него балагурные сказки и непристойные песни. Сам разговор крестьян с попом напоминает сказку Пушкина “О попе и о работнике его Балде”. Поп рассказывает о трудной жизни крестьян. И в его рассказе Некрасов упоминает народную примету (крутая радуга) и сам дает примечание. В конце главы Некрасов использует народный апокриф: Так с бородой козел Гулял по свету ранее, Чем праотец Адам, А дураком считается И посейчас козел. В последующих главах (“Сельская ярмарка” и “Пьяная ночь”) как бы заговорил сам народ. Каждая реплика говорит об определенном характере, каждый герой говорит народным языком, у каждого яркая и индивидуальная речь. Образы крестьян передают многообразие ситуаций, судеб. В конце главы упоминаются популярные в народе лубочные издания — “шут Балакирев” и “английский милорд”. На ярмарку приехал балаган, показывающий комедию с Петрушкой, с козой-барабанщицей и не с простой шарманкой, а с настоящей музыкой. Эта комедия представляет собой народное творчество. Перед рассказом о комедии Некрасов упоминает Гоголя, у которого в “Мертвых душах” есть лакей Петрушка (человек из народа, читавший о химии). Хожалому, квартальному Не в бровь, а прямо в глаз! Здесь Некрасов использовал народную пословицу. В “Пьяной ночи” Некрасов использует народный стих: В деревне Босове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет. А фраза Ивана “Я спать хочу” взята из свадебной венчальной песни. На обильном фольклорном материале строится глава “Крестьянка”. Для написания этой главы и всей поэмы Некрасов изучил том “Причитания Северного края”, собранные Барсовым, основную часть которого составляли причитания известной народной поэтессы Федосовой. Матрена Тимофеевна — это, наверное, главный народный образ поэмы. Матрена ведет рассказ о своей жизни от собственного лица, она сама рассказывает свою историю. Матрена Тимофеевна — резонер Некрасова, она представляет собой голос народа, голос русской женщины. Песня Матрены передает типичность явлений, происходящих в народе. Также появляется хор — голос народа. Песня — это душа, и Матрена через песни изливает свою душу. “Крестьянка” — это крестьянская народная душа. У Гоголя при появлении Плюшкина начинают появляться лирические отступления, а у Некрасова при появлении Матрены появляются песни, потому что поэма “Кому на Руси жить хорошо” — это народная поэма. Матрену Тимофеевну можно сопоставить с Савелием. Они оба — богатырские образцы. Савелий — богатырь святорусский, герой народных сказок и былин. Также много песен появляется в последней главе поэмы — “Пир — на весь мир”. В песнях “О двух великих грешниках”, “Крестьянский грех” возникает образ Бога, греха. Содержание песен соотносится с душевным состоянием народа, со временем. И все же поэма кончается добрым временем и добрыми песнями. Таким образом, получается, что поэма “Кому на Руси жить хорошо” — это поэма народная и для народа. Оттенок народности ей придают язык крестьян, песни, пословицы, герои сказок и былин. К. И. Чуковский так говорил о Некрасове: “Этот рассказчик до странности не любит рассказывать и всюду, где только можно, поет”.
Благодаря мотивам народного творчества Некрасов создал единственную народную эпопею в русской литературе.
.







Читайте также: