4 сообщение негативной информации 6 шаговый протокол сообщения негативной информации spikes

Обновлено: 04.07.2024

Несколько полезных рекомендаций.
Организуйте общение наедине. Если беседа с пациентом
в отдельной комнате невозможна, то можно отгородить
постель пациента при помощи шторы (ширмы);
Задействуйте в разговоре значимых для пациента людей.
Большинство пациентов желают присутствие в разговоре
кого-то еще, однако этот выбор должен сделать пациент.
Когда членов семьи очень много, попросите пациента
оставить одного или двух ближайших родственников;
Присядьте. Тот факт, что вы присели рядом с пациентом,
расслабит его, а также говорит о том, что вы не будете
спешить в разговоре. Когда вы сидите, вы не должны
иметь барьеров между Вами и пациентом (например, в
виде стола). Если вы только что обследовали пациента, то
пред началом разговора предложите ему одеться.

Наладьте связь с пациентом. Поддержание зрительного
контакта может быть некомфортно, однако это важный
способ создания взаимопонимания между вами.
Прикоснитесь к руке пациента, держите его за руку (если
конечно ему это комфортно), либо используете другие
методы для достижения взаимопонимания.
Управляйте ограничением времени и отвлекающими
факторами. Сообщите пациенту о том, у вас ограниченное
время и вы ожидаете, что вас могут отвлечь разговора.
Отключите на время разговора свой мобильный телефон и
попросите коллег вас не беспокоить.

Шаг 6.: S-STRATEGY and SUMMARY
Пациенты, ясно представляющие свое будущее, с меньшей вероятностью
чувствуют тревогу и неопределенность. До обсуждения плана лечения,
важно спросить пациента, готов ли он сейчас к этому обсуждению.
Рассказы пациенту о вариантах лечения, когда они пригодны не только как
стандарт в некоторых случаях, но это создаст впечатления что врач считает
желание пациента важным. Разделение ответственности за принятие
решения с пациентом может также снизить любое чувство неудачи со
стороны врача когда лечение не эффективно. Проверка недопонимания
пациентом дисскусии может предотвратить тенденцию пациентов в
переоцениванию эффективности лечения или недопонимания цели лечения
.
Врачи часто чувствуют себя некомфортно когда обсуждают с пациентом
прогноз или варианты лечения, если информация неблагоприятная.
Основываясь на собственных наблюдениях и данных других исследований
мы верим, что данный дискомфорт основан на переживаниях, которые
испытывает врач. Они включают неуверенность относительно ожиданий
пациента, страх разрушить надежду у пациента, страх в собственном
бессилии
перед лицом бесконтрольно прогрессирующей болезни, отсутствием
уверенности в том, что он сможет управлять ожидаемыми эмоциями
пациента и иногда смущение за ранее оптимистично обрисованный
прогноз для пациента.

Протокол SPIKES

Некоторые врачи настолько сами не готовы к беседам с родственниками, что всячески избегают подобных разговоров, а когда они, всё-таки, вынуждены сообщить негативную информацию они делают это чрезмерно сухо и скомкано, от чего пациенту, или родственникам становится тяжелее вдвойне.

Я в своей практике неоднократно использовал протокол SPIKES при объявлении диагноза пациенту в случаях впервые выявленных в ходе назначенного мною обследования онкологических заболеваний, костного туберкулёза, системных прогрессирующих заболеваний (боковой амиотрофический склероз, системная красная волчанка etc), офтальмологических осложнений диабета, признаках злокачественной внутричерепной гипертензии, требующей шунтирования, впервые выявленного ДЦП, аутизма, подозрения на генетическое заболевание, и других ситуациях.

Стратегия беседы

Реализация стратегии осуществляется пошаговым выполнением протокола, в данном случае протокола SPIKES.

6 шагов протокола SPIKES

S — SETTING UP the interview (настройтесь на беседу)

Вы сами должны быть готовы к этой беседе. Если вы чрезмерно волнуетесь, или наоборот — беседы о “плохих новостях” не вызывают у вас никакого волнения, а то и воодушевляют вас, толкая на “добивание” пациента, то с вами что то не то (вы — некрофил по Э. Фрому — не нейтрофил, а некрофил). Вы сами не готовы к такой беседе.

Если вы видите, что пациент (родственники) абсолютно не готов к “плохим новостям” — возьмите таймаут, подготовьте пациента, ознакомив его с материалами по данной теме и её решению.

Пример. Мама с ребёнком приходит на консультацию. После сбора жалоб, анамнеза и осмотра я прихожу к выводу что у ребёнка аутизм. По ходу консультации мама очень резко реагировала при вопросах “за аутизм”, отрицая наличие симптомов. Отметив это, я в первую консультацию не сообщил ей свой вывод об аутизме. Впоследствии мне стало известно, что до меня было 6 специалистов поставивших диагноз “Аутизм” (или “Расстройство аутического спектра” и другие варианты), но мама резко негативно встречала этот диагноз. Подготовив маму к диагнозу (статья “Аутизм. Терапия без лекарств”) и получив от неё готовность работать с ребёнком как с ребёнком с аутизмом, на 3 сеансе я сообщил ей своё мнение относительно диагноза. Она сказала: “Спасибо! Теперь я уже сама понимаю, что это аутизм. Будем заниматься!”.

Условия и рекомендации

Организуйте спокойное и уединённое место. Это должно быть очное общение в отдельном кабинете. Не по телефону, не в коридоре, не в рекреации, не у входа в клинику.

Спросите у пациента присутствие кого из своих родственников (друзей) было бы желательным во время разговора. Если ответ “Никого”, то это тоже правильный ответ.

Определите тайминги. Сразу укажите, сколько есть времени на беседу. Попросите отключить звук мобильного телефона, отключите звук своего телефона. Отключите вибрацию и попросите сделать тоже пациента и родственников.

В разговоре будьте “на одном этаже” с пациентом. Если он сидит, то и вы сидите, если он стоит, то и вы разговариваете с ним стоя. Если беседа происходит в госпитале, пациент лежит в постели, то вы присаживаетесь на стул рядом с постелью (не стоите).

Контактируйте и поддерживайте ощущение связи с пациентом. Обращайтесь к нему, а не в сторону, ратифицируйте, показывая, что слышите его: “да”, “я понял”, кивание, мимическое подтверждение услышанного.

P — Assessing the Patient’s PERCEPTION (оценка восприятия пациента).

Вы прямо спрашиваете пациента:

  • “Напомните, мне пожалуйства, как вы заболели, и что сейчас с вами происходит?”
  • “Скажите, зачем вам назначили МРТ головы?”
  • “Вам объяснили результаты КТ — как вы поняли, что у вас обнаружено при исследовании?”
  • “Что вам рассказал хирург после операции?”
  • “Что именно вам рассказали о заболевании в диспансере?”

Основываясь на полученной информации, вы сможете выявить степень осведомлённости и наличие/отсутствие иллюзий и заблуждений.

Пример. Женщина-пенсионерка с грыжей белой линии живота рассказывает, что ей надо просто приклеивать пластырем живот, тогда грыжи не будет. Задавала вопрос врачу: “Можно пластырь приклеивать?”. Он ответил: “Можно”. Приклеивает пластырь уже около 3 месяцев. Женщине было сообщено, что данное заболевание не лечится самостоятельно, что пластырь не спасёт её, что есть риск ущемления грыжи и нужно оперироваться. Объяснены риски этого состояния, суть операции, невысокий уровень её сложности, хорошая послеоперационная перспектива. Женщина воодушевилась на операцию.

Оценка восприятия пациентом своего состояния позволяет выявить наличие отрицания своего заболевания, его тяжести и прогноза, наличие заблуждений в оценке проводимого лечения. Выявив данные заблуждения и “теневые стороны” вы должны донести до пациента реальное положение вещей, назвать происходящее своими именами.

Пример. Часто болезни называют метафористическии или занижая тяжесть: ожирение — “пышная”, “в теле”, “повышенного питания”, алкоголизм — “пью как все”, “пью по праздникам”, “иногда болею”, артериальная гипертензия — “иногда повышается давление”, “это возрастное”, “это я просто поволновался”, энцефалопатия — “бабушка немножко забывает”, “зато я помню все марки автобусов”, “забыл какой сегодня день, потому, что сижу дома”, ДЦП — “немного кривит ножку”, ”отстаёт одна рука от другой”, “немного косоглазит”.

I — Obtaining Patient’s INVITATION (получение приглашения пациента).

Не все пациенты хотели бы получить полную информацию о своём состоянии. Поэтому прежде чем сообщать информацию нужно получить запрос на её выдачу. После того, как пациент рассказал своё видение болезни и диагноза, вы можете спросить его о необходимости и заинтересованности в получении новой или более глубокой информации:

  • “Хотели ли бы вы получить более полную информацию о результатах обследования?”
  • “Вы несколько недопонимаете того, что с вами происходит. Нужно ли вам разъяснить просходящее более подробно?”
  • “Насколько я услышал, вам не рассказали о новых данных по результатам МРТ. Если вы хотите, то я могу вам пояснить результаты”
  • “Для уточнения вашего диагноза следует провести одно исследование — бронхоскопию с гистологией. Вы понимаете необходимость, суть и возможные результаты этого исследования?”

Не все пациенты хотят получить реальную информацию о себе. Некоторые скажут вам: “расскажите всё это моей жене”, или “не забивайте мне голову — говорите, что ещё надо делать”, “я не понимаю что вы мне рассказываете тут медицинскими словами, я не врач”.

Если пациент не хочет знать детали, предложите ему самому задать вам любые вопросы относительно его состояния — пусть он сам определяет степень своей осведомлённости. Спросите разрешения довести информацию о его состоянии доверенному родственнику.

K — Giving KNOWLEDGE and Information to the Patient (дайте информацию пациенту)

Примеры начала фраз:

При донесении информации до пациента учитывайте уровень его образования, словарного запаса, эрудиции. Если пациент не разбирается в медицинских терминах, то не стоит использовать их, или можно использовать, но с простым пояснением каждого слова. Если пациент кандидат медицинских наук, то не стоит разговаривать с ним, как с девочкой-школьницей.

Любой медицинский процесс можно объяснить на любом языке аналогичных терминов: биологическом, техническом, математическом, бытовом, физическом, социальном, метафористическом и др. Выберите язык описания, понятный пациенту.

Если человек не обладает медицинскими познаниями, то объяснение процесса должно быть максимально понятным:

  • Часть кишки придётся отрезать и удалить — вместо “резецировать”
  • Опухоль распространилась в другие органы — вместо “метастазировала”
  • Врач отщипнёт у вас кусочек полипа для исследования — вместо “биоптат”
  • Операция будет проводится через канал полового члена — вместо “трансуретрально”

Информация должна подаваться без оценочных суждений: “плохой” — “хороший”. В природе нет ничего плохого и хорошего. Вы описываете процесс операционно, без эмоциональной, этической, гуманистической, духовной и других оценок: разрезать, удалить, посмотреть, убрать, пришить, поставить трубочку, ввести лекарство, проверить повторно.

Каждую часть информации вы проверяете на усвояемость. Вы сообщаете информацию по частям, и проверяете как пациент её понял. Для проверки понимания информации вы просите рассказать пациента — как он понял. Вы не спрашиваете: “Понятно, да?”, вы просите его рассказать то, что вы ему сейчас сообщили: “Я вам сейчас рассказал, как будет происходить обследование. Расскажите пожалуйста, как вы поняли — что вам будут делать”.

Если прогноз плохой, а ваши действия относительно пациента исчерпались при объяснении ситуации избегайте таких фраз как: “Мы не знаем что с вами делать”, “Никому ещё не удавалось это вылечить”, “Мы больше ничего не можем сделать для Вас”, “Ещё нигде в мире не научились это лечить”.

Во-первых, часто пациентов устраивает не радикальное излечение от болезни, а, например, снижение боли, или улучшение возможности видеть, восстановление подвижности до уровня самообеспечения и другие функциональные уровни. Во-вторых, вы можете не знать современного уровня лечения данного заболевания, всего опыта других специалистов, казуистических случаев излечения.

Пример. Мужчина после нарушения мозгового кровообращения, выраженные двигательные, тонические и чувствительные нарушения, асимметрия лица, вегетативные нарушения (слезотечение, слюнотечение), нарушения речи. Прогноз на реабилитацию был более чем скромный. Через 2 года он пришёл на профилактический приём. В кабинет зашёл сам, разница сторон практически не заметна, речь чёткая, внятная, лицо относительно симметричное. Настроение бодрое. Рассказал, что занимался в Европе по какой то оригинальной методике восстановления, теперь здесь ведёт группу по нейро-реабилитации.

E — Addressing the Patient’s EMOTIONS with Empathic Responses

(будьте эмпатичны, сопереживайте)

Реагирование на эмоции пациента без его подавления — одна из наиболее сложных задач для врача. Традиционно мы подавляем проявление эмоций у человека — так происходит в семье и дома, на работе и в общественных местах: “Не плачь”, “Успокойтесь”, “Возьми себя в руки”, “Что ты ведёшь себя как баба”, “Будь мужиком”, “Перестань”, “Да всё пройдёт”, “Попейте воды и успокойтесь”, “Я бы вашем месте…”.

Эмоциональные реакции пациента могут быть различны и непонятны вам. В этой ситуации врач может поддержать пациента, быть сопереживающим и солидарным с ним. Для проявления эмпатии в нашей культуре достаточно просто не подавлять проявления эмоций пациента. Побыть с ним рядом.

STRATEGY and SUMMARY (Стратегия и план)

Пациенты, обладающие полной информацией меньше подвержены тревоге и чувству неопределенности.

Похожие стадии выделяются и при реакции горя:

  1. Шок, оцепенение
  2. Отрицание и отстранение
  3. Латентная стадия, депрессия
  4. Осознание и признание
  5. Приятие и возрождение

Врачи часто чувствуют себя некомфортно, когда обсуждают с пациентом прогноз или варианты лечения, если информация неблагоприятная. Дискомфорт создают переживания, которые испытывает несовершенный, а то и невротичный врач: желание оставаться “хорошим”, страх сообщать негативную информацию, нежелание брать на себя ответственность за “судьбоносную” информацию, ощущение собственного бессилия — страх профессиональной импотенции, вина за начальный чрезмерно оптимистичный прогноз, стыд перед родственниками, выдумывающими какие-то свои обвинения и требования, или излишняя жёсткость, твёрдость, прямота, а то и осуждение пациента — “тряпки”.

Не зря это последний шаг протокола. До него следует полноценно и качественно пройти все предыдущие, начиная с первого (Setting UP the interview) — тогда всё должно сработать.

План дальнейших действий может включать в себя: проведение дополнительных исследований, повторное применение эффективного лечения, контроль лечения, мониторинг параметров пациента, поиск новых методов лечения, изучение опыта других учреждений и стран, альтернативные способы лечения, изучение казуистических случаев исцеления при данной патологии, обсуждение потенциальных источников эмоциональной, психологической и духовной поддержки.

Обязательной частью планирования является предупреждение пациента и родственников о возможности непредвиденных сценариев развития событий. Непредвиденные ситуации могут быть. На этот случай пациент должен иметь возможность связи с врачом, или социальным работником (психологом). Непредвиденная ситуация не должна быть источником нового стресса.

Отделение хирургической онкологии клиники Мерси, Балтимор, США

Журнал: Эндоскопическая хирургия. 2018;24(5): 45-50






Отделение хирургической онкологии клиники Мерси, Балтимор, США

Первая цель — сбор информации от пациента. Это позволит врачу определить знания пациента, его ожидания и готовность к восприятию плохих новостей.

Вторая цель — дать пациенту информацию в соответствии с его нуждами и переживаниями.

Третья цель — поддержать пациента, используя навыки для снижения эмоционального воздействия и сознания изоляции у получателя плохих новостей.

Четвертая, конечная цель — разработать план лечения при участии пациента.

6 шагов протокола SPIKES

Несколько полезных рекомендаций.

Организуйте общение наедине. Если беседа с пациентом в отдельной комнате невозможна, то можно отгородить постель пациента при помощи шторы (ширмы).

Задействуйте в разговоре значимых для пациента людей. Большинство пациентов желают, чтобы в разговоре участвовал кто-то еще, однако этот выбор должен сделать пациент. Когда членов семьи очень много, попросите пациента оставить одного или двух ближайших родственников.

Присядьте. Тот факт, что вы присели рядом с пациентом, расслабит его, а также будет говорить о том, что вы, разговаривая, не станете спешить. Когда вы сидите, между вами и пациентом не должно быть барьеров (например, стола). Если вы только что обследовали пациента, то перед началом разговора предложите ему одеться.

Наладьте связь с пациентом. Поддержание зрительного контакта может быть некомфортно, однако это важный способ создания взаимопонимания между вами. Прикоснитесь к руке пациента, держите его за руку (если, конечно, ему это комфортно) либо используйте другие методы для достижения взаимопонимания.

Управляйте временем и отвлекающими факторами. Сообщите пациенту о том, что у вас ограничено время и что вас могут отвлечь от разговора. Отключите на время разговора свой мобильный телефон и попросите коллег не беспокоить вас.

Шаг 4: K — Giving KNOWLEDGE and Information to the Patient (дайте информацию пациенту)

Шаг 5: Addressing the Patient’s EMOTIONS with Empathic Responses (относитесь к эмоциям пациента с сочувствием)

Проявляя эмпатию, придерживайтесь четырех правил.

Во-первых, смотрите на любые эмоции со стороны пациента. Это могут быть слезы, печальный взгляд, молчание или шок.

Во-вторых, определите эмоции, которые испытывает пациент. Используйте открытые вопросы для того, чтобы узнать, что пациент думает и чувствует.

В-третьих, определите причину этих эмоций. Обычно они связаны с плохими новостями. Но если вы не уверены в этом, снова спросите об этом пациента.

В-четвертых, после того как вы дали пациенту время для выражения своих эмоций, дайте пациенту понять, что вы связаны с причиной этих эмоций. Например:

Врач: Я сожалею, рентген показал, что химиотерапия больше неэффективна [пауза]. Опухоль увеличилась в размерах.

Пациент: Я боялся этого [плачет].

В вышеприведенном диалоге врач наблюдал плач пациента и понял, что плач был вызван плохой новостью. Подошел ближе к пациенту, прикоснулся к его руке и подождал, пока к нему не вернулось самообладание. Он помог пациенту почувствовать, что понимает, почему тот расстроен, и сказал, что он его понимает.

Шаг 6: S-STRATEGY and SUMMARY

Пациенты, ясно представляющие свое будущее, меньше подвержены тревоге и чувству неопределенности. До обсуждения плана лечения важно спросить пациента, готов ли он сейчас к этому обсуждению. Рассказ пациенту о вариантах лечения, если это уместно, не только обязателен, но свидетельствует о том, что врач считает мнение и пожелания пациента важными. Кроме того, разделение ответственности с пациентом за принятие решения может также снизить переживание со стороны врача, если лечение окажется неэффективным. Правильное понимание пациентом своего состояния поможет избежать завышенных ожиданий от лечения или недопонимания цели лечения. Врачи часто чувствуют себя некомфортно, когда обсуждают с пациентом прогноз или варианты лечения, если информация неблагоприятная. Дискомфорт создают переживания, которые испытывает врач: неуверенность относительно ожиданий пациента, страх разрушить его надежду, собственное бессилие перед лицом бесконтрольно прогрессирующей болезни, неуверенность в том, что он сможет контролировать эмоции пациента, и иногда смущение за оптимистичный, обнадеживающий прогноз, который он дал пациенту ранее.

Эти непростые беседы можно облегчить, используя некоторые приемы.

Операция закончена. Результатом недоволен никто: опухоль сковала поверхность тонкой кишки так, что нельзя было разобрать, где заканчивается одна петля и начинается другая. Компьютерная томограмма живота этой почти 40-летней женщины выглядела гораздо лучше и невиннее, чем живот на операции. Еле ноги унесли, надеюсь, не навредив. За 3 ч операции не смог продвинуться далее 2 см от разреза. Такой пациентке операцией не помочь.

Технические моменты начала разговора простые. Вошел с широкой улыбкой, мне всех приятно видеть. Сел на низкий стул, чтобы видеть большинство, не избегая прямого взгляда, поздоровался со всеми. Сказал, что с пациентка хорошо перенесла операцию. Вокруг меня вздох облегчения 2᠎ .

Спокойно, мы это проходили и ожидали. Ни слова оправдания (что мы до операции проговаривали самые неблагоприятные варианты). Из последних сил надо реагировать на горе 5᠎ , которое вымещается на единственно подходящем для этого объекте — на мне.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Гущин Вадим Викторович — директор отделения хирургической онкологии клиники Мерси, Балтимор, США

3 Один их основных навыков общения с пациентом — это активное слушание и выдержка пауз после каждой своей реплики или вопроса. Это позволяет, во-первых, лучше понять информацию, которую вы доносите пациенту, а во-вторых, завоевать доверие пациента.

4 Хирурги часто обращают внимание исключительно на семантическую сторону разговора, т. е. на буквальное значение сказанного. Невербальное общение, однако, по информативности выступает на первое место. Это необходимо помнить как в качестве говорящего, так и в качестве слушателя.

7 Здесь дается описание приема эмпатии. Этот прием может выполняться аналитически без значительной эмоциональной энергии со стороны врача, что является одним из основных практических отличий от симпатии.

8 Похвалить семью пациента — эффективный способ реагирования на эмоциональные высказывания пациентов. В большинстве случаев такая реакция врача позволяет снизить эмоциональную напряженность и повысить уровень доверия к нему.

9 Такие вопросы, прежде всего, имеют эмоциональную окраску и не всегда пациенты или их родственники хотят получить на них исчерпывающие ответы прямо сейчас. При ответе на такие вопросы самым главным является реакция врача на эмоции пациента. Это помогает пациенту успокоиться и повышает уровень доверия к врачу.

10 Советуем особенно обратить внимание на это условие эффективного разговора. Оно перекликается с Шагом 3 протокола SPIKES. Инициатива разговора и изменение характера разговора должны быть предложены пациенту и родственникам, а не жестко контролироваться хирургом. Ощущение контроля в безвыходной ситуации высоко ценится собеседником.

12 Завершение разговора — второй критический момент (начало — это первый), который в большей степени, чем середина, эмоционально окрашивает весь разговор.

13 Хирурги часто испытывают нетерпение при разговоре с пациентом и его родственниками, считая, что такое общение непозволительно для их плотного расписания. Однако пошаговое, систематическое общение с пациентом на практике занимает много меньше времени, чем хирурги представляют.

14 Правильно выполненные приемы общения не гарантируют результата во всех случаях, но увеличивают его вероятность. Это также дает удовлетворение врачу, что он полностью выполнил все известные на сегодняшний день шаги по достижению результата.

Часто возникает вопрос: в какой момент следует начать обсуждать с пациентом неприятные вопросы? Испытывая сомнения и страх, врач часто оттягивает этот момент до последнего, внушая больному неоправданные надежды, мешает ему ориентироваться в реальности. С точки зрения некоторых авторов, важнейшими принципами, которым должен следовать врач в данной ситуации, должны быть искренность и ступенчатость.

Искренность означает, что в словах, мимике и поступках врача должны проявляться именно те чувства, которые он испытывает. Так, не следует прятать свою обеспокоенность за беспечной улыбкой и дружеским похлопыванием по плечу. Если положение дел серьезное, то и лицо у врача должно быть серьезным и обеспокоенным. Ступенчатость предполагает, что информацию необходимо сообщить с самого первого момента, когда возникло подозрение о высокой вероятности нежелательного исхода, однако ее нужно выдавать малыми порциями, сначала в неопределенной, потом в предположительной и, наконец, в совершенно определенной форме.

Различные степени определенности информации Неопределенная форма

• К сожалению, результаты анализов меня не радуют. Пока трудно сказать, в чем причина, но в норме так не должно быть.

• Эта боль в животе мне не нравится. Нужно хорошенько вас обследовать. Мы должны подумать, отчего это может быть.

Предположительная форма

• Такие изменения на электрокардиограмме могут быть при нестабильной стенокардии, воспалительных заболеваниях сердца, поражении проводящих путей сердца, а могут быть и при инфаркте.

• Трудно сказать, что это за узлы в легких, это могут быть туберкулез, атипичная пневмония, но мы также должны думать и об опухоли.

• Эти образования в молочной железе могут быть и доброкачественными, и злокачественными. Мы должны сделать биопсию, чтобы ответить на этот вопрос.

Определенная форма

• К сожалению, эти круглые образования в легких свидетельствуют о распространении опухолевого процесса. Операция в такой ситуации не показана, вы нуждаетесь в проведении химиотерапевтиче-ского лечения.

личностных ресурсов, сложившейся ситуации, обязанностей перед другими, в том числе связанных с финансами, имуществом и юридической ответственностью. Есть люди, которые напрямую заявляют о своем праве на информацию. Есть больные, которые делегируют решение всех вопросов, связанных с их здоровьем, своим близким - супругам, детям, другим родственникам или друзьям, избегая какой-либо информации. Понятно, что тактика работы с этими пациентами должна быть различной.

Среди 1251 опрошенного американца 96% хотели бы, чтобы их своевременно поставили в известность в случае обнаружения у них злокачественной опухоли, а 85% желали бы знать, сколько им еще осталось жить. В Шотландии 91% участников опроса хотели бы знать свои шансы на излечение, а 94% - о побочных эффектах терапии. Такие результаты не вполне отражают реальные чувства пациентов. Важно понимать, что ответы давали здоровые люди, которые предполагали, что в ближайшее время смерть им не угрожает. Это своеобразная психологическая защита от страха смерти. Человек как бы успокаивает себя тем, что он будет способен сам распоряжаться своей жизнью. В ситуации реальной болезни пациенты тоже часто настойчиво спрашивают о диагнозе, только делают они это в надежде, что врач их успокоит и обнадежит.

То, как преподнесена негативная информация, влияет на осознание пациентом сообщенных фактов, его готовность сотрудничать с врачом, удовлетворенность оказываемой медицинской помощью, общий психологический настрой и адаптацию в целом.

• Шаг 1 - S (Setting), подготовка к беседе. На этом этапе следует позаботиться:

- об организации приватности, то есть пригласить пациента в отдельное помещение, где никто не сможет помешать беседе;

- привлечении значимых для пациента людей (по его выбору это могут быть 1-2 близких родственника, друзья, коллеги, которым он доверяет);

- удобном размещении в комнате, так, чтобы врач в случае необходимости мог коснуться пациента (положить ему руку на предплечье, немного приобнять); обычно врач садится не напротив больного, а под углом к его стулу; если в беседе участвуют три или четыре человека, лучше, чтобы стулья были расположены по кругу;

- том, чтобы беседу ничто не прерывало (отключить телефон, попросить коллег не беспокоить, приготовить салфетки, чтобы не искать их, если больной вдруг заплачет).

жен выразить свое согласие и готовность услышать и обсуждать серьезную информацию.

В заключение беседы больному предлагают задать интересующие его вопросы. Если таких вопросов у него в данный момент нет, ему советуют задать их позже, если они возникнут.

Врачам хорошо известно, что большая часть сведений, полученных при первой беседе, не запоминается или не перерабатывается из-за состояния эмоционального шока. По этой причине все этапы объяснения, как правило, приходится пройти еще раз через несколько дней.

В случаях, когда сообщать отрицательную информацию врачу приходится не самому больному, а его родственнику или другому доверенному лицу, заключительным пунктом беседы становится информация о том, как врач собирается объяснить больному суть его состояния и план помощи. Не рекомендуют заключать с родственниками какие-либо договоренности о том, в какой мере они могут информировать своего больного родственника о его состоянии здоровья.


Шаг 2 - P: Patient's Perseption / Оцените восприятие пациента
• Спросите, знает ли пациент, для чего ему проводили исследования
• Узнайте, что сам пациент думает о своем состоянии и диагнозе
• Определите, есть ли у пациента отрицание болезни

Шаг 3 - I: Invitation / Пригласите пациента к разговору
• Узнайте, какие именно аспекты пациент хочет обсудить (сам диагноз, на основании чего было был поставлен диагноз, каков прогноз, как изменится его жизнь в связи с болезнью и т.п.) и насколько подробно
• Узнайте ICE пациента (соображения, тревоги, ожидания) и адресуйтесь к ним на Шаге 4.

Шаг 5 - E: Emotion / Проявите эмоции и эмпатию
Для этого воспользуйтесь моделью эмпатии
• Comfort - комфорт
• Acceptance - принятие
• Responsiveness - отзывчивость
• Empathy - сочувствие

Шаг 6 - S: Support/ Поддержите пациента
• Убедитесь, что пациент готов к обсуждению плана действий
• Если да, обсуждайте маленькими шагами + проверяйте понимание
• Если нет, перенесите обсуждение на следующую встречу

Подробно разобрали использование протокола SPIKES в неврологии с руководителем Центра экстрапирамидных заболеваний ФМБЦ им. Бурназяна Е.В. Бриль в статье в Новом терапевтическом журнале" (№5, 2019).

Читайте также: