Физика и культура сообщение

Обновлено: 04.07.2024

На науку — как объективное представление об окружающем мире.

На Искусство — как субъективное представление об окружающем мире.

В этой классификации наука несомненно часть человеческой культуры.

Физика изучает фундаментальные законы окружающего мира и является основой всех наук о природе.

В условиях научно-технического прогресса роль фундаментальных исследований остаётся высокой. Все прикладные прорывы научно-технического прогресса базируются на фундаментальных исследованиях.

CC BY - Creative Commons Attribution 4.0 International

Год создания: 2014
Дата публикации в реестре: 24.05.2017

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Забайкальский государственный университет

2014 год объявлен в России годом культуры. Культура целостна. Она представляет собой систему взаимосвязанных элементов (искусство, наука, мораль, образование и т. д.). В статье на основе анализа литературы в области естественнонаучного знания, философии, культурологии, искусствоведения наука рассмотрена в контексте культуры, выделена общекультурная составляющая науки, представлена общекультурная составляющая физики.Взаимосвязь науки и культуры, выделение общекультурной составляющей науки проведено на базе физики как науки, являющейся наиболее ярким представителем естественных наук, лежащей в основе всего естествознания, имеющей глубокую содержательную историю, занимающей особое место в культуре.К содержательным основам взаимосвязи науки и культуры отнесены: наука как элемент культуры; наука и искусство явления мировой культуры; культурное наследие, сохранение культурного наследия; научное и художественное творчество, жизнедеятельность творческих личностей; история науки в контексте культуры. Конкретизация содержательных основ взаимосвязи науки и культуры обеспечивает выделение содержательных элементов, раскрывающих взаимосвязь науки и культуры, определяющих общекультурную составляющую науки.Содержательные элементы раскрыты на примере взаимосвязи науки и искусства, физических методов исследования, истории науки. 2014 has been announced as the Year of Culture in Russia. Culture is integral. It is a system of interrelated elements (art, science, morality, education, etc.). The paper presents science in the context of culture based on literature analysis in natural science, philosophy, cultural studies, art studies; it emphasizes cultural component of science and cultural component of physics.Interrelation between science and culture and emphasis on the cultural component of science are based on physics as one of the most important natural sciences and foundation of natural science in general which has a long history and plays a particular role in culture.The content bases of science and culture interrelation can include: science as a culture element; science and art as world culture phenomena; cultural heritage and its preservation; scientific and artistic creation, creative persons’ life activity; history of science in the context of culture. Specification of the content bases of science and culture interrelation provides the emphasis on the content elements showing science and culture interrelation, determining cultural component of science.The content elements are shown on the example of interrelation between science and art, physical methods of research and history of science.

Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Физика, математика, техника, технология

  • Участник: Краснова Светлана Максимовна
  • Руководитель: Пастухова Татьяна Николаевна

Физика и искусство

На всем протяжении существования человечества его сопровождают две области деятельности – физика и искусство.

Однако наука и искусство решают разные задачи. Физика изучает неживую природу, законы мироздания, а искусство — отношение человека к самому себе, к другим людям, к миру.

Ещё задолго до нас, в Древней Греции учёные задумались о роли науки и искусства в жизни людей.

Рисунок 1

Каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины (согласно греческой мифологии), являлась музой и покровительствовала определенной области творчества.

Имя музы

Чему покровительствовала

Поэзия и лирика

Любовная и свадебная поэзия

Рисунок 2

По словам шведского физика, лауреата Нобелевской премии, профессора Ханнеса Альвена, красота формул отличается от красоты музыки не больше, чем красота музыки от красоты картин.

Наверное, поэтому учёные в поисках гармонии чаще всего обращаются к музыке.

В минуты отдыха на скрипке играл Альберт Эйнштейн.

Макс Планк и Вернер Гейзенберг были отличными пианистами.

Стихотворения Лермонтова и Байрона любил читать Лев Ландау.

Рисунок 3

Рисунок 4

Великая поэзия нашего века – это наука с удивительным расцветом своих открытий.

Эмиль Золя

Рисунок 5

Физика в живописи

Когда мы посещаем залы музеев, мы восхищаемся замечательными картинами художников. Однако, совсем не задумываемся о том, какую роль играют физические явления в написании великолепных произведений искусства. Кажется, эти понятия между собой очень далеки – физика и искусство, но всё-таки, между ними есть связь.

1. Кисточки в воде, смешивание красок, растекание краски по поверхности бумаги – всё это известное физическое явление – диффузия.

Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией.

Краска смешивается с водой потому, что молекулы, двигаясь хаотично, распространяются по всему объёму. Жидкость в сосуде становится однородной. То же самое происходит при смешивании красок.

Рисунок 6

2. Большое значение имеют кисти, т.к. не каждая подойдёт для конкретных красок и отдельных видов живописи:

  • Для акрила подойдут синтетические кисти.
  • Для масляных красок подойдёт синтетика или щетина.
  • Для акварельных красок необходимы беличьи или колонковые кисти.

Это ещё одно физическое явление! Ведь от силы трения, от силы давления, гибкости кисти зависит толщина красочного слоя, форма мазка и качество работы.

Чем твёрже и тоньше будет кисточка, тем больше будет сила давления. Чем мягче и шире будет кисточка, тем меньше будет сила давления.

Результат действия силы зависит не только от её модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует. (Чем площадь поверхности меньше, тем давление больше).

Щетинистые кисти создают большую силу трения, чем мягкие, поэтому след от них будет ярче и матовее. Кисти с пушистым кончиком создают меньшую силу трения, поэтому отпечаток будет более прозрачным и спокойным.

Рисунок 7

Леонардо да Винчи в механике почти пришёл к верному решению в вопросе об ударе шаров (примерно за 200 лет до Исаака Ньютона). Также великий учёный почти до конца разобрал условие равновесия тела на наклонной плоскости, теорию подвижных и неподвижных блоков. Он сформулировал вывод о равенстве действия и противодействия.

Также Леонардо был великим художником! Его загадочные картины люди пытаются разгадать веками. Но помимо мистики, картины Леонардо да Винчи привлекают к себе внимание своей красотой. Многие критики подтвердили, что Его шедевры являются образцовыми для многих художников.

Леонардо совмещал в себе таланты учёного, художника, музыканта, скульптора. Он стал одним из первых, кто объединил науку и искусство. Он пытался познать многое, и за это люди хранят память о нём.

Рисунок 8

Физика в ковке и художественном литье

Ковку производят при нагревании металла, для того чтобы снизить сопротивление деформации и увеличить его пластичность, так как при нагревании расстояние между молекулами увеличивается.

Для художественного литья используют чугун, так как он при отвердевании увеличивается в объёме, поэтому заполняет мельчайшие изгибы и выпуклости, позволяя получать произведения, чудесно передающие все особенности оригинала.

Однажды мне рассказали такую историю

Рисунок 9

Рисунок 10

Чугунные достопримечательности также есть и в Донецке.

Рисунок 11

Рисунок 12

Кажется, что физика и искусство далеки друг от друга и абсолютно не совместимы. Однако это не так! Представители живописи, музыки, ковки, порой и сами того не зная, используют для своих шедевров физические закономерности. Учёные любят и ценят искусство, ищут в нём вдохновение. Искусство пробуждает творческие мысли.

Мало кто знает, но некоторые изобретения, сделанные недавно, были уже когда-то давно придуманы писателями-фантастами. Например: роботы и бластеры были придуманы в 80-тых годах одним писателем для своей книги о будущем. Физики, вдохновившись это идеей, изобрели их. Хоть бластеры есть не у всех, однако роботы есть во многих квартирах.

Наука и искусство – это вечный механизм, который работает, и будет работать. Миру нужны и то, и другое.

Хоть, эти области и враждуют с давних пор, всё равно находятся люди, которые могут объединить 2 эти деятельности и показать другим, что наука и искусство вместе составляют одно единое целое!

Если гармония общества покоится на общепринятом толковании "единого" . то язык поэтов должен быть здесь важнее языка науки . мы ощущаем чрезмерную узость научного толкования мира. Здесь упущены многие элементы, составляющие - главное содержание старых религий. Наука проходит мимо них столь решительно, что становится трудно даже говорить о них.

В. Гейзенберг . Шаги за горизонт

Физика в лице ее лучших представителей в Советском Союзе выдержала суровое испытание и осталась лидером естествознания, а физическое образование - одним из самых фундаментальных видов образования, если не забывать о необходимости его качественного гуманитарного дополнения: философией (разных направлений), глубинной психологией, экономической наукой, социологией, иностранными языками и . поэзией, искусством. Такое дополнение необходимо по принципу Бора, ибо человек живет не только в физическом, но и в ментальном мире, а также среди других людей. В науке же миры ментальный и физический пока не сводимы друг к другу.

Свободный обмен мнениями, готовность обсуждать альтернативную точку зрения - примета образованного и цивилизованного общества. И эти черты несет с собой физическое мышление - наиболее “продвинутая” область человеческой теории и практики. Если оценивать роль философии (и религии) в развитии физического знания на протяжении веков и в недавнее время, то она неоднозначна: от прогрессивной там, где философское знание использовалось свободно (Древняя Греция времен Перикла, ряд стран Запада в Новое время) до регрессивной, тормозящей (инквизиция и аристотелизм в средневековой Европе, борьба с “физическим идеализмом” в СССР, где философия играла роль государственной религии).

Но "обязательная" философия ушла. Не придет ли на ее место в условиях духовного вакуума "обязательная" религия? И что может сказать на это физика? Как видим, заглавный вопрос книги не исчерпан, он остался и требует продолжения разговора. Попробуем порассуждать об этом в Приложениях, используя накопленный исторический материал.

Наука не менее других сфер культуры нуждается в свободном, демократическом развитии. Попытка ввести монополию на истину ведет к отставанию науки. Особенно страшна монополия в духовной сфере. Как справедливо сказал поэт А.Галич:

Читайте также: