Сообщение печорин в системе мужских образов романа

Обновлено: 30.06.2024

Проза Лермонтова невелика, но один небольшой по размеру роман “Герой нашего времени” поставил поэта в ряд с великими писателями-прозаиками. Историю русского романа не поймешь и не расскажешь, минуя “Героя нашего времени”. Это – веха крупнейшего значения, это – новый этап литературного развития, подготовивший появление мощного реализма Льва Толстого.

Книга вобрала в себя жгучую печаль многих сердец и наблюдения лучших, честных умов. Отсюда понятно отношение реакционной критики к роману – она встретила его ругательствами

Главный герой книги Григорий Печорин – личность неоднозначная и незаурядная, вызывающая противоречивые чувства.

Но были и многие, кто останавливались перед Печориным, спорили с ним или повторяли его горестные раздумья, но все признавали притягательную силу образа.

Духовный мир Печорина раскрыт перед нами в сложной игре переживаний, в переплетении противоречивых чувств, в разнообразных поступках и проявлениях характера. Замечательна композиция романа: он состоит из пяти новелл, связанных единством главного действующего лица. Каждая из новелл – самостоятельное,

прекрасное в своей законченности, произведение; соединенные, они образуют также цельное, стройное произведение.

Эпизоды жизни и странствий Печорина так рассказаны, что в случайных как будто происшествиях отражен характер человека в его цельности.

Вот почему автор мог без малейшей натяжки соединить свои рассказы, сплести из них гармонический венок.

В двух новеллах – “Бэла” и “Максим Максимыч” – Печорин изображен со стороны – со слов Максима Максимыча или автора путевых записок, – и самые события рельефно рисуют героя. “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист” образуют “журнал”, то есть дневник Печорина, в котором духовный мир его раскрыт изнутри. В сжатые, напряженные действием, увлекательные новеллы Лермонтов вплел тончайший психологический рисунок.

В “Бэле” рассказан эпизод жизни Печорина на Кавказе. Правдиво изобразил Лермонтов поведение русского офицера в завоеванной стране: Печорин, не задумываясь, похищает понравившуюся ему девушку-черкешенку, жертвами его прихоти гибнут родичи Бэлы, гибнет и сама бедняжка Бэла. Образ гордой, чистой сердцем Бэлы пленителен именно своей естественностью, в нем нет ни прикрас, ни сентиментальности, как нет ложной экзотики и “клеветы” в выразительной фигуре абрека Казбича.

Отношение Печорина к Бэле можно охарактеризовать словами его же дневника, где он сравнивает душу Бэлы с едва распустившимся цветком, которым надо насладиться и выбросить. Он называет обладание этой невинной душой необъятным наслаждением. Это циничное признание бросает яркий свет на Печорина – капризного барича. А Максим Максимыч в простоте душевной говорит: ” таков уж был человек: что задумает, подавай, видно в детстве был маменькой избалован…”

В следующем за “Бэлой” рассказе Лермонтов еще сильней выявил эгоистическую природу Печорина. После долгой разлуки он встречается с другом трудных дней – Максимом Максимычем и обнаруживает при этом такое небрежение и черствость души, что вызывает осуждение даже великодушного Максима Максимыча: “Что ему во мне? Я не богат, не чиновен…” Странно слышать простое это обвинение по адресу Печорина, а ведь он заслужил его.

В Печорине писатель выявляет эгоизм, как постоянное свойство характера, а вместе с тем это характер волевой, действенный.

Судьба забросила Печорина в глухой приморский городишко, столкнула с “мирным кругом честных контрабандистов”, он “встревожил их спокойствие” и едва сам не погиб. В эпизоде этом Печорин предстает отважным, находчивым.

Лермонтов в “Тамани” с особенной силой дал почувствовать одиночество своего героя. Он один не только в этом глухом городишке, среди “мирных” контрабандистов, он один во всем мире, и щемящей грустью звучат последние слова рассказа: “…какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!”

“Княжна Мери” – исповедь Печорина – сердце романа. Печорин предельно откровенен в своих порой трагических, порой циничных признаниях, они проливают свет на его поведение, изображенное в других новеллах.

Дневник Печорина не стенографическая запись чувств и переживаний, это – история мятущейся души, в которой каждый поступок, чувства, мысль прошли через строгую самокритику. Способность к самопознанию – черта драгоценная в Печорине, роднящая его с лучшими людьми того времени, близкая автору и высоко им ценимая.

Первые страницы дневника Печорина с их желчной характеристикой “водяного общества” свидетельствуют о том, что Печорин знает истинную цену дворянскому свету. Но он живет только в нем, хотя общий язык нашел с разночинцем доктором Вернером. Печорин привык жить “в большом свете и… баловать свое самолюбие”; задыхаясь в этой среде, он не только не способен из нее вырваться, но и задачи этой перед собой не ставит.

Отсюда – противоречивость, извращенность чувств и поступков.

При этом Печорин – человек большой природной одаренности. Лермонтов внимательно, в рельефном психологическом рисунке выявил богатые духовные силы своего героя: он одарен сильным умом, живым воображением, чувством прекрасного, чутьем красоты душевной и красоты природы. Просты и прекрасные описания природы в “журнале” Печорина гармонически сочетаются с интимностью дневниковых записей.

Многие из этих записей принадлежат человеку с “душой испытанной и высокой”. А наряду с ними – циничные и страшные признания. Духовный облик Печорина искажен “мелкими слабостями, дурными страстями”, “злой страстью мучить людей”, извращенностью чувств, барской самовлюбленностью.

Самое страшное и глубоко верное признание Печорина то, что он “ко всему равнодушен, кроме себя”. Он мечтал о высоком жизненном назначении, чувствуя свои “силы необъятные”, но не “угадал” этого назначения, “увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных”. Область общественных запросов и борьбы неведома Печорину.

Лермонтов так полно выявил богатые духовные силы своего героя, чтобы показать: силы эти бесплодно гибнут, растрачиваются в мелких интригах, в жестоких забавах, если нет им действительно высокого, общественного приложения.

Сознавая историческую трагедию своего поколения, стало быть и Печорина, Лермонтов не прощал его позорного бездействия, равнодушия к общественному “добру и злу”. В этом – величие Лермонтова. Его роман – суд над Печориным.

В исповеди своего героя поэт раскрыл тайники души неудовлетворенного, мятущегося, но равнодушного ко всему, кроме себя самого, человека.

Знаменитый роман Лермонтова, как все действительно художественные произведения, имеет значение не только литературного памятника. “История души человеческой”, рассказанная в нем с такой зоркостью и честностью “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”, оказалась интересно поучительной не только для современников Лермонтова, но и для многих следующих поколений.

Лермонтов М. Ю. Проза. Предисловие и примечания М. Юнович, ОГИЗ Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1941 год, тираж 100 000 экз, подписано в печать 1/04/1941, 526 стр

Печорин и Максим Максимыч

Читатель узнает о Печорине именно из уст старика. Штабс-капитан хорошо отнесся к Печорину, но сразу заметил его странность. Неординарным воспринимает личность Печорина и читатель. А вот сам Максим Максимыч является одиноким стариком. Он добр и чист душой, ему чужды эгоизм и цинизм, которые являются главными характеристиками Печорина. Печорин и Максим Максимыч принадлежат к разным поколениям. Но главная разница между ними – отношение к жизни.

Максим Максимыч долго ждал Печорина. Они не виделись много лет, но к встрече отнеслись абсолютно по-разному. Штабс-капитан ожидал увидеть друга, коротал время до приезда Печорина у ворот, отказываясь даже от чая. Но Григорий вместо объятий предложил Максиму Максимычу сухое рукопожатие, дал ему понять, что ему не нужна дружба старика. Годы ожидания и теплый прием старика оказались не нужны Печорину, что задело штабс-капитана и сделало его одиночество еще более болезненным.

Печорин и Грушницкий

Печорин встречается с Грущницким в Пятигорске. Они являются давними приятелями, но настоящей дружбы между ними нет и быть не может. На фоне приятельских отношений между ними разгорается настоящая борьба, последствием которой стала смерть. Если Грушницкий любит поговорить, рисуется перед окружающими, считает себя трагичным персонажем романа, то Печорин – полная его противоположность. Он немногословен и больше любит слушать, анализируя речь собеседника, думает только о себе, четко знает как можно тонко воздействовать на окружающих и завоевать сердце дамы. Ни Грушницкий, ни Печорин не представляют собой положительных образов, но злая шутка одного обернулась смертью для другого.

Печорин и Вернер

Так почему Печорин, которого Лермонтов называет героем нашего времени, так резко отличается от других персонажей? Вероятно тем, что он склонен анализировать и четко видит все свои пороки. Но вместо того, чтобы отказываться от них и работать над ними, он принимает себя таким, каким по его мнению сделало его общество. Он гордится своей циничностью, сознательно отказывается от дружбы и любви. Он причиняет боль другим, и отдает себе в этом полный отчет. Ради собственной прихоти он легко может сломать судьбу или даже лишить жизни человека. Это и является трагедией Печорина, ведь хочется искренне пожалеть человека, который не способен на искренние человеческие чувства.

С помощью мужских образов М.Ю. Лермонтов подчеркивает присущие Печорину качества. Автор, сравнивая главного героя с перечисленными выше персонажами, демонстрирует сходства между ними и различия, которые помогают понять внутренний мир Печорина.

Грушницкий является одновременно двойником Печорина и его антиподом. Свойственные Печорину эгоизм и себялюбие является качествами и Грушницкого. Но если эти качества в Грушницком пошлы и смешны, то у Печорина они трагичны.

С помощью образа доктора Вернера М.Ю. Лермонтов демонстрирует отношение Печорина к дружбе: он не способен дружить с кем-то, поскольку не готов жертвовать чем-то, в особенности своей свободой. Сравнивая себя с Вернером, Печорин подчеркивает свойственный себе эгоизм и неравнодушие только к собственному существованию.

Важным для понимания образа Печорина становится Максим Максимыч, который становится одним из рассказчиков во всем романе. Встреча Печорина с Максимом Максимычем после пятилетней разлуки акцентирует внимание на отрицательных чертах центрального персонажа, на его равнодушии и эгоизме. Однако М.Ю. Лермонтов выражает мысль о том, что смотреть на Печорина глазами обидевшегося Максима Максимыча нельзя, поскольку штабс-капитан не способен понять душу Печорина, следовательно, оценить его со всей справедливостью.

Взаимоотношения Печорина с Вуличем позволяют читателю увидеть интерес главного героя к вопросу о судьбе и предопределению. М.Ю. Лермонтов, сравнивая Печорина с Вуличем, показывает, что Вулич, являясь фаталистом, во время пари полагается исключительно на судьбу, а Печорин, проверяя судьбу, создает план действий по поимке казака-убийцы, проявляя ловкость, ум и волю. Автор показывает, что Печорин сомневается относительно существования предопределения и относительно всех остальных явлений действительности.

Сравнивает автор романа Печорина и с горцами Казбичем и Азаматом, показывая, что все трое решительны и смелы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Г.Трёхгорный

Урок развития речи в 9 классе

Печорин в системе мужских образов романа.

Дружба в жизни Печорина.

(Подготовка к написанию сочинения

Урок разработан

учителем русского языка и литературы

Смольниковой Ириной Александровной

2013 год

Тема урока: Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

2. В процессе работы составить план будущего сочинения, собрать рабочие материалы.

3. Развивать коммуникативную компетенцию, навыки работы с текстом.

Оборудование

Создание положительного настроя на работу.

Проверка домашнего задания

Для чего нужны остальные персонажи? (Все другие характеры группируются вокруг главного героя. Все образы подчинены раскрытию центрального)

Перечислите мужские образы романа, с которыми тесно взаимодействует главный герой. (Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, Вулич)

Тема урока, целеполагание

Ответу на этот вопрос и будет посвящён сегодняшний урок. Кроме того, эта тема является одной из тем сочинения по роману Лермонтова, поэтому нам предстоит сегодня разработать план вашего будущего сочинения и собрать рабочие материалы.

Всё, что я буду записывать на доске и что вам понадобится для вашего сочинения, обязательно фиксируйте в тетради.

Подбор эпиграфа.

Как вы считаете, какую цитату из романа мы можем взять в качестве эпиграфа к нашему сочинению? (…Я к дружбе не способен:из двух друзей всегда один раб другого,хотя часто ни один из них себе в этом не признаётся.)

Какие ещё эпиграфы вы бы предложили? (обсуждение)

Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба — никогда. Руссо Ж.

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света. Цицерон

То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого — обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами; самая бескорыстная дружба не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть.

Записи в тетради

Я к дружбе не способен:из двух друзей всегда один раб другого,хотя часто ни один из них себе в этом не признаётся.

(проектор ставится на тёмный экран)

Составление плана, подбор материалов, работа с текстом

1 часть сочинения

Из каких частей должно состоять сочинение? (1 – вступление, 2 – основная часть, 3- вывод)

Как вы считаете, с чего можно начать сочинение по этой теме? (с размышления о том ,что такое дружба; актуально ли это понятие в современном мире; какими качествами должен обладать настоящий друг)

К каким источникам информации вы можете обратиться?

Записи в тетради

I .Что такое дружба? (учитель дублирует запись на доске)

2 часть сочинения

Как озаглавить 2 часть сочинения?

В каком порядке вы будете выстраивать этих персонажей?

Записи в тетради

II .Дружба в жизни Печорина.

Печорин и Максим Максимыч.

В каких частях романа мы встречаемся с этим персонажем?

Какие качества присущи этому человеку? Как он относится к Печорину?

Что Печорин даёт в ответ М.М.? Как проявилось отношение П. к М.М. в сцене их последней встречи? Какими способами автор передаёт взволнованность М.М. и равнодушие П.? (работа с текстом)

Какова роль М.М. в раскрытии образа Печорина? (описывая поступки и не пытаясь даже объяснить их причин, способствует созданию тайны характера главного героя)

Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?

Какова художественная задача образа? (противопоставлен Печорину. Проще относится к жизни; не анализирует ни своих чувств и поступков, ни чужих; не размышляет.)

Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения между этими героями?

Можно ли эти взаимоотношения назвать дружбой?

Записи в тетради

1.Печорин и Максим Максимыч.

(проектор ставится на тёмный экран)

Печорин и Грушницкий.

Когда мы встречаемся с этим героем?

Какие качества присущи этому человеку? Как он относится к Печорину? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5,12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

Как П. относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11,16 мая, 5,6 июня)

Какова художественная задача образа? (Грушницкий — своеобразная пародия и на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, у Грушницкого —поза, рассчитанная на то, чтобы произвести впечатление на окружающих.)

Можно ли взаимоотношения между этими героями назвать дружбой?


)Записи в тетради

2. Печорин и Грушницкий.

(проектор ставится на тёмный экран)

Печорин и Вернер.

Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у П. и В. ? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая) (— Сходство: 1) отношения с обществом: . его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных,— больные взбеленились, почти все ему отказали. 2) остроумие: У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком. 3) скептицизм: ..Я убежден только в одном. В том. что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру.)

Читайте также: