Сообщение прядение и ткачество древней руси

Обновлено: 18.05.2024


Изготовление ткани было постоянным занятием славянских женщин и девушек. Необходимые для этого нити делались частично из овечьей шерсти или же из волокон льна (Linum angustifolium) и конопли (Cannabis sativa). Это подтверждается многочисленными свидетельствами как письменных источников, так и данными археологии.

Пряслица, надеваемые на веретено при прядении, очень часто встречаются в славянских находках IX и X веков, а в Киеве известно одно пряслице со славянской надписью.

Что же касается ткачества, то его техника тысячу лет тому назад была, конечно, проще той, которую мы встречаем в славянских деревнях в настоящее время. Однако то, что основы этой техники были выработаны уже в то время, видно из того, что вся ткацкая терминология, касающаяся деталей станка и ткани, а также термины, относящиеся к процессу ткачества, являются общими для всех славян и чрезвычайно древними.

Венгры заимствовали её уже после прихода в Венгрию; да и вообще немыслимо, чтобы вся эта общая терминология ткачества развилась позднее. Она возникла ещё на прародине славян, и несомненно, что в конце языческого периода славянские женщины пряли и ткали так же, как и позднее, в историческую эпоху.

Веретено (вретено) в руке женщины – древний символ, засвидетельствованный на рисунках и в исторических источниках.

Ткацкий станок был, судя по всему, стоячий, что подтверждается самим названием стань, ставь (от глагола стоять).


орнаменты древнерусских прялок пестрят чисто языческими символами

Древнеславянская терминология ткачества и прядения.

Для мятья и трепания льна использовали специальные мялкой, представляющие собой бревно с вырезанным продольным пазом, куда клали стебли льна, и для размалывания льняной костры, и с силой опускали на стебли длинный деревянный нож, прикреплённый к бревну. Мялицы устанавливали на улице. Сам процесс проходил уже в холодную погоду, иногда одного мятья было недостаточно, и процедуру повторяли с более тонкими инструментами, за день можно было помять до двух пудов (32 кг) стеблей.


Среднерусские орудия для обработки льна (XIX век): 1 – льномялка, 2 – ручная ступа и пест (пестик)

Целью трепания льна было отделение частичек костры от волокна и его распределение. Можно было просто побить пучок волокон о жердь, но чаще брали специальное трепало — деревянный широкий нож, пучок льна брали за один конец, а по второму били трепалом. Потом процесс повторяли с другим концом пучка льна, и напоследок выворачивали пучок наизнанку и точно так же оббивали его со всех сторон. Оставалось отсортировать волокна по качеству и цвету. Остатки костры и обрывки волокон либо сжигали, либо конопатили ими стены. Из отрепья льна могли вить толстые грубые веревки для перевязки того же льна.


Прядение и ткачество

Прядильный сезон продолжался долгие пять месяцев. Украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую была семейной ценностью или подарком жениха, а также веретено было истинными спутниками пряхи. Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 метров пряжи. В Древней Руси пряли все, от мала до велика: девочки начинали прясть с раннего детства, они должны были напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого к свадьбе. На 1 кв.метра изготовления тканного полотна уходило до четырех дней.



Сама прялка представляла собой устойчивую деревянную дощечку, к которой крепили кудель. Левой рукой пряха тянула нить с кудели, а правой крутила веретено, наматывая на него нить. Вот такую L-образную конструкцию древней самопрялка не смогли вытеснить механические прялки, появившаяся в XIX веке, качество нити ручного прядения было гораздо выше.

После прядения льняные нити сортировали по по качеству, сделанные маленькими пряхами, шли на уток, а тонкие и прочные предназначались для ткачества.


В избах устанавливали кросна — станок для ткачества, представлявший собой П-образную перекладину, к которой крепили нити основы. В нижней части рамы устанавливалась ещё одна перекладина: её роль — распределение нитей основы, чётные нити основы шли сверху, нечётные — снизу (и наоборот). Свободные концы связывались, и к ним подвешивался груз для натяжения основы.

Кросна ставили под небольшим наклоном, чтобы между нитями оставался промежуток. Задние нити крепились к еще одной перекладине. Если она лежала на кроснах, то оставалось естественное расстояние для пропускания утка между нитями, а если ткачиха её натягивала на себя, то образовывался искусственный промежуток, в который с помощью челнока протягивали уток; в этом случае передние нити отходили назад. Используя цветную нить и чередуя цвета и способы ткачества, мастерицы создавали красивые геометрические узоры.


Если льняные нити не красили, то полотно получалось серого цвета. На Руси для шитья обычно использовали беленый холст:

  • перед тканьём полотна белили саму нить, смотанную в клубки;
  • готовое полотно в течение 15 часов отбеливали в щёлоке и оставляли под открытым небом на несколько дней, после чего ещё раз вываривали в щёлоке и стирали.

Перед пошивом одежды ткань красили в разные цвета, используя природные красители: кора и корни различных деревьев, кустов, цветы и листья растений, глина, сажа и прочие традиционные средства. Особенно ценился на Руси красный цвет, прекрасно сочетающийся с белым.


В руках Пресвятая Богородица держит веретено и пряжу и это не случайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма. Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице:

Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Изготовление ткани было постоянным занятием славянских женщин и девушек. Необходимые для этого нити делались частично из овечьей шерсти или же из волокон льна (Linum angustifolium) и конопли (Cannabis sativa). Это подтверждается многочисленными свидетельствами как письменных источников, так и данными археологии. Пряслица, надеваемые при прядении на веретено, очень часто встречаются в славянских находках IX и X веков, а в Киеве известно одно пряслице со славянской надписью[1214].


Рис. 98. Богородица с веретеном (Софийский собор в Киеве)

Что же касается ткачества, то его техника тысячу лет тому назад была, конечно, проще той, которую мы встречаем в славянских деревнях в настоящее время. Однако то, что основы этой техники были выработаны уже в то время, видно из того, что вся ткацкая терминология, касающаяся деталей станка и ткани, а также термины, относящиеся к процессу работы, являются общими для всех славян и чрезвычайно древними[1215]. Венгры заимствовали ее[1216] уже после прихода в Венгрию; да и вообще немыслимо, чтобы вся эта общая терминология развилась позднее. Она возникла еще на прародине славян, и несомненно, что в конце языческого периода славянские женщины пряли и ткали так же, как и позднее, в историческую эпоху. Веретено (вретено) в руке женщины — древний символ, засвидетельствованный на рисунках и в исторических источниках. Ткацкий станок был, судя по всему, стоячий, что подтверждается самим названием станъ, ставъ (от глагола стоять).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

7. Ткачество, скорняжное, кожевенное и гончарное дело

7. Ткачество, скорняжное, кожевенное и гончарное дело Искусство ткачества было известно восточным славянам, а до них древним славянам, с незапамятных времен. Для производства пряжи использовали лен и коноплю. В Киевской Руси с ростом населения, развитием ремесел и

Ткачество

Ткачество Образцов тканей Наска было обнаружено чрезвычайно много. Это и целые полотна, и отдельные фрагменты. Только в одной из групп помещений в Кауачи Вильям Стронг нашел такое большое количество фрагментов цветных тканей, что тут же решил, что, по всей видимости, эти

Примечание XVI Грузики для прялок и прядение у древних

Примечание XVI Грузики для прялок и прядение у древних После всего, что было сказано в этой и предыдущих моих работах о предметах, которые встречаются в таких огромных количествах среди руин Трои и которые я назвал пряслицами, поскольку они напоминают пряслица (или

Ткачество, изготовление одежды и украшений

Ткачество, изготовление одежды и украшений Раз жилище древнего ария универсально и напоминает натуральное хозяйство, то стоит говорить об изготовлении одежды. Начнем с самих материалов. Интересно, что одежда изготовлялась именно из тканей (а не из шкур домашних

7. Ткачество, скорняжное, кожевенное и гончарное дело

7. Ткачество, скорняжное, кожевенное и гончарное дело Искусство ткачества было известно восточным славянам, а до них древним славянам с незапамятных времен. Для производства пряжи использовали лен и коноплю. В Киевской Руси с ростом населения, развитием ремесел и

Прядение и ткачество


Ткачество — древнейшее ремесло, представляющее собой процесс изготовления тканого полотна, используемого впоследствии для шитья одежды и предметов обихода. Как и прядение, ткачество возникло в эпоху неолита и распространилось еще при первобытнообщинном строе.

Возникновение данного процесса было обусловлено необходимостью в утеплении жилища, затем ткачество стали использовать для декоративных целей. Так появились такие художественные текстильные изделия, как ковер, шпалеры и гобелены.

Ковры использовались в качестве украшения и утепления жилища, а также как средство звукопоглощения. Самый древний ковер найден на Алтае и датируется V веком до нашей эры.

Более древней разновидностью ткачества является шпалерное ткачество, подарившее миру стенные ковры без ворса. Появление этого вида декоративно-прикладного искусства датируется 1400 годом до нашей эры — такая льняная пелена была найдена в гробнице египетского фараона.

За 5‒6 тысяч лет до нашей эры люди уже освоили ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы.


Ткачество в древние века

Ткаными полотнами утепляли каменные полы и стены, устилали ими ложе, завешивали вход в жилище, клали на повозки.

Древние копты-христиане, перуанцы, китайские мастера — все они, по данным археологической науки, имеют высокий уровень шпалерного ткачества.

В XI–XII веках ткачество появляется в Европе, сначала в Германии. Привозят его крестоносцы со Святой Земли.


Ткачество в эпоху Средневековья

В данный период шпалеры были доступны лишь очень знатному сословию и создавались по заказу на библейские или исторические сюжеты.

В интерьерах церкви Средневековья они служили в качестве одной из иллюстраций для поучения верующих. Чаще всего ткачеством занимались в монастырях и частных мастерских.

После Германии это искусство перекочевало во Францию. В XVI веке в Париже появляется корпорация готлисьеров, которые создавали произведения в технике гобелена. Во многом развитию гобеленного ткачества поспособствовал король Карл V, который очень часто заказывал гобелены с изображением библейских, а также исторических сцен. Множество тканых вещей во Франции создавалось для нужд церкви: покрывала для скамеек, монументальные гобелены со сценами из Писания.

В эпоху Возрождения ткачество приобретает более изысканные формы и ткани.

В начале XVI века в живописи преобладает пейзажный жанр, что также сказывается на шпалерном ткачестве.


Основные виды сырья для ткачества на славянских землях

По всей видимости, самая первая на свете нить была шерстяной, произведенной из обработанной шкуры, добытой на охоте.

Основной шерстью для ткачества у древних славян была овечья. В курганах на реке Оке был обнаружен фрагмент шерстяной ткани, который датируется не позднее 1000 года до нашей эры.

Он считается одним из древнейших культурных растений Европы и Азии. В I веке нашей эры его развозили галлы и германцы.

На славянские земли это растение пришло из Средней Азии, Юго-Восточной Европы и, возможно, даже из Китая.

Из нее еще в каменном веке на берегах Ладожского озера плели рыболовные сети. Некоторые народы Дальнего Востока поддерживают эту традицию и сейчас. А ханты изготавливали из крапивы не только сети, но и одежду.

Растение имеет неплохие волокнистые свойства и к тому же часто встречается в нашей полосе.

Единственным видом одежды из рогожи был плащ-накидка, сшитый углом, от дождя.


Процесс изготовления нитей

Осенью лен собирали, затем теребили и оставляли в поле на пару недель. Дальше лен сушили и мяли в специальных деревянных мялках, последовательно продавливая пучок льна по всей длине, так что его твердая составляющая отделялась. Затем лен трепали, держа пучок в одной руке и ударяя сверху вниз деревянным трепалом, а после чесали щетью.

После стрижки овец их шерсть также стирали, мяли, чесали с помощью специальных щеток и только после этого пряли шерстяную нить.

Для производства пряжи использовались деревянные прялки. Прядильное волокно закрепляли с помощью веревки на лопаске прялки. Пряха садилась на донце прялки и левой рукой работала с куделью, а правой — с веретеном.

Нить получали путем скручивания волокон с помощью деревянного веретена. Веретено закручивали рукой как волчок, затем готовую нить наматывали на среднюю часть веретена.

Чем ровнее было подкручено из кудели начало нити, тем качественнее получалась нить. Потом нити сматывали на деревянную катушку (тюрик). Получив таким образом достаточное количество ниток, из них уже на ручном ткацком станке делали ткань.

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Учились они этому с раннего детства, девочке в 7 лет дарили прялку и веретено. Годам к шестнадцати девушка была настоящей мастерицей . Традиционно длинными осенними и зимними вечерами пряхи пряли пряжу . Волокно для пряжи закреплялось на лопасте прялки с помощью веревки. Пряха садилась на донце прялки и левой рукой работала с куделью, а правой с веретеном. Нить из кудели получали путем скручивания волокон с помощью деревянного веретена. Получив достаточное количество ниток прядением, а ранней весной до начала полевых работ ткали.В прошлом мастерицы владели множеством приёмов и видов ткачества.

Женские русские ремесла (прядение и ткачество), изображение №1

Использовали исключительно натуральное волокно — из крапивы, льна, конопли, хлопка и шерсти. Осенью, когда приходила пора уборки, лен теребили, сушили и мяли в специальных деревянных мялках. Затем лен трепали, держа пучок льна в одной руке и ударяя сверху вниз деревянным трепалом. После этого лен чесали щетью.

Находились умельцы, которые ткали и пряли из всего, что под руку попадалось: из Иван-чая, репейника, лебеды и даже варёных сосновых иголок. Орудиями для производства нити являлись веретено и прялка – символы созидательной жизни.

Для производства пряжи использовались деревянные прялки.

Прядильный сезон продолжался долгие пять месяцев. Украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую была семейной ценностью или подарком жениха, а также веретено было истинными спутниками пряхи. Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 метров пряжи. В Древней Руси пряли все, от мала до велика: девочки начинали прясть с раннего детства, они должны были напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого к свадьбе. На 1 кв.метра изготовления тканного полотна уходило до четырех дней.

Сама прялка представляла собой устойчивую деревянную дощечку, к которой крепили кудель. Левой рукой пряха тянула нить с кудели, а правой крутила веретено, наматывая на него нить. Вот такую L-образную конструкцию древней самопрялка не смогли вытеснить механические прялки, появившаяся в XIX веке, качество нити ручного прядения было гораздо выше.

Женские русские ремесла (прядение и ткачество), изображение №2

После прядения льняные нити сортировали по по качеству, сделанные маленькими пряхами, шли на уток, а тонкие и прочные предназначались для ткачества. Если льняные нити не красили, то полотно получалось серого цвета. На Руси для шитья обычно использовали беленый холст:

перед тканьём полотна белили саму нить, смотанную в клубки;готовое полотно в течение 15 часов отбеливали в щёлоке и оставляли под открытым небом на несколько дней, после чего ещё раз вываривали в щёлоке и стирали.

Шерсть после стрижки овец также стирали, мяли, чесали, потом пряли шерстяную нить. Для чесания шерсти применяли также специальные щетки, изготовленные из деревянной основы с заколоченными в несколько рядов железными зубчиками.

Женские русские ремесла (прядение и ткачество), изображение №3

Из истории прядения

Женские русские ремесла (прядение и ткачество), изображение №4

В руках Пресвятая Богородица держит веретено и пряжу и это не случайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма.

Ткачество на Руси

Ручное ткачество – одно из древнейших ремёсел, один из самых распространённых видов русского народного искусства.

Женские русские ремесла (прядение и ткачество), изображение №5

Практически в каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок. Мастерицы, умевшие выткать красивую узорную ткань, были всегда в почете и зачастую освобождались от повседневных обязанностей. За зиму женщины должны были наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы, так как все ходили в одежде сшитой своими руками из домотканой ткани. Тканье использовалось и для изготовления поясов — полосатых, с орнаментом и даже надписями; как правило, это плоские или ленточные пояса.

Изготовленную ткань кипятили в русских печах в больших чугунах со щёлоком из золы. Полоскали в проруби, затем расстилали по снежному насту, оставляя на ночь холсты, чтобы не только снег и солнце, но и мороз отбелил полотно. Ткали женщины не только ткань из тонких нитей, годную на бельё, скатерти и полотенца, но и более грубую, которая шла на мешки и портянки. Крестьянки часто окрашивали ткани в разные цвета. Перед пошивом одежды ткань красили в разные цвета, используя природные красители: кора и корни различных деревьев, кустов, цветы и листья растений, глина, сажа и прочие традиционные средства. Особенно ценился на Руси красный цвет, прекрасно сочетающийся с белым. Излюбленным цветом на Руси издревле был белый – символ чистоты, красный – символ солнца и чёрный – символ земли.

Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими ткаными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывали лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца. Это говорило не только об умениях хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи. Поэтому каждая женщина, а тем более незамужняя девушка, стремясь показать себя умелой мастерицей, старались выткать для таких случаев самые лучшие работы. Именно поэтому семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение.

Богатые могли себе позволить шить одежду из привозных тканей, а весь трудовой люд всегда одевался в домотканину.

Женские русские ремесла (прядение и ткачество), изображение №6

Из истории ткачества

Считается, что ткачество возникло ещё в первобытно-общинном строе, как эволюция плетения. То есть сначала люди научились просто плести, используя траву, тростник, лианы, полоски кожи и жилы животных, а уже потом стали изобретать различные приспособления, которые позволяли упростить, ускорить процесс и сделать его более качественным. Простой ручной ткацкий станок был создан уже за 5-6 тысяч лет до н.э. С помощью него изготавливали одежду, обувь, подстилку. Позже крестьяне стали ткать полотенца, скатерти, покрывала, половики и много других необходимых для жизни и полезных в хозяйстве вещей.

Археологические исследования современных учёных свидетельствуют о том, что многие образцы одежды и домашнего обихода, датируемые 10–11 веками, имеют высокие художественные достоинства и отличаются гармоничным колоритом с уравновешенными пропорциями и удачным масштабом орнамента. Это свидетельствует о высоком уровне ткацкого мастерства на Руси того времени.

Читайте также: