Этруски их влияние на историю рима сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Характеристика процесса становления римской цивилизации. Политическое и культурное влияние этрусков на римскую цивилизацию. Деление римских граждан по территориальному и имущественному признакам. Анализ археологических данных об этрусском влиянии.

Рубрика История и исторические личности
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 22.11.2014
Размер файла 49,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2.2 ЭТРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА

Расенов, обитателей холмистой Этрурии, греки называли тирренами. а римляне - этрусками. Они-то и стали первыми учителями римлян. Цивилизация этрусков до сих пор остается для историков загадкой. Эти наставники римлян, смешавшись с италийскими племенами, исчезли как нация задолго до нашей эры.

С тех пор улыбающиеся статуи и расписные гробницы расенов хранят молчание, подобно руинам Крита; из девяти тысяч сохранившихся этрусских надписей большая часть не расшифрована. Не удалось даже точно определить, к какой группе принадлежит их язык, потеряны следы их первоначальной родины.

Расены заявили о себе в Италии лет за сто до основания Рима, но происхождение этого народа до сих пор остается неясным, согласно одной теории пришли в Этрурию (современная Тоскана) из Малой Азии, видимо, после Троянской войны. В соответствии с более поздней точкой зрения этруски представляли собой древнейшее население Италии. В пользу обеих теорий имеются доказательства в сохранившихся памятниках как искусства, так и архитектуры. В своих истоках этрусское искусство имело немало общего с древневосточным и древнегреческим искусством.

В VIII в. до н. э. в Этрурии возникает культура, отличная от остальных культур, существовавших на территории Италии того времени. Начиная с VII в. до н. э. наблюдается бурное развитие цивилизации: возникают этрусские города Вейи, Тарквинии, Вульчи и ряд других. VI в. до н. э. был вершиной этрусского могущества, когда этруски расширили свою территорию и вели интенсивную торговлю со всеми областями, примыкающими к Средиземному морю. В III в. Этрурия попадает в подчинение Рима [19, c. 75].

Этрусская архитектура хотя и не достигла такой изысканности форм, как греческая, однако оказала значительное влияние на последующую римскую архитектуру. Остатки построек этрусков сохранились в незначительном количестве.

Кроме инженерных сооружений, строятся города с мощными каменными стенами, широкими замощенными улицами, канализационной сетью и домами, имевшими сложную планировку, которая позже становится типичной для римлян. Помещения дома окружают центральный дворик, атриум, в центре которого находится небольшой водоем для сбора воды, стекающей с крыши.

Представление об этрусском доме мы получаем из археологических раскопок, на основе сохранившихся урн и надгробных сооружений, которые как место загробной жизни повторяли формы дома. Этрусские города имели прямоугольную планировочную структуру с двумя главными пересекающимися коммуникационными осями. Эта система была использована позднее при основании римских городов.

В храмах, гробницах, крепостных сооружениях чувства, мысли и вкусы зодчих находили отражение в характере пропорций, ритмов, числовых соотношений. В целом об этрусских городах мы знаем не очень много, так как ни один из них не был достаточно тщательно изучен.

Для строительства городов выбирались места, удобные для обороны от неприятеля. Дополнительно они обносились стенами. Наибольшее число сохранившихся этрусских построек представляют собой гробницы самых разнообразных форм. Некоторые имеют конусообразную форму.

Монументальная архитектура гробниц, которая появляется в VII в. до н. э., носит черты внешних влияний и прежде всего Востока. Ранние надгробия часто перекрывались сводами, конструкция которых известна из микенских купольных гробниц [9, c. 57].

Своей вершины культура этрусков достигает в VI в. до н. э., когда в Риме временно правила династия этрусских царей, а затем сливается с римской. Римляне в своем строительстве активно используют достижения и этрусков, и греков.

Господствующее положение в городах занимали храмы. Архитектура этрусских храмов формировалась под греческим влиянием: храм размещался на подиуме, т. е. на пьедестале, передняя часть которого решалась в виде лестницы. За входным портиком располагалось основное помещение, обычно разделенное на три продольные части -- святилища трех богов.

В архитектуре храмов использовался специфический ордер, который в период ренессанса был переработан в так называемый тосканский ордер. Колонны своей формой исходят из дорического ордера, однако имеют базу, гладкий ствол с энтазисом и капитель, состоящую из шейки, эхина и абаки. Антаблемент простой, без ритмических членений. Этот тип храмов с трехчастным внутренним пространством и открытым входным портиком стал основой для позднейших римских храмов.

Об этрусских храмовых постройках можно составить представление по высказываниям древних авторов (Витрувий), некоторым терракотовым погребальным урнам, воспроизводящим их форму (урна из Сатрикума), редким руинам храмов (акрополь в Марцаботто и Пирге), а также по дошедшим до нас их терракотовым украшениям (Неми, Фалерии Ветерес и др.).

Уже к VII в. до н. э. в Этрурии сформировались два типа храмов - с одной целлой и тремя. К входу в здания, стоявшие на высоких подиумах, вела широкая лестница; входной портик отличался большой шириной и глубиной. По боковым сторонам и сзади храмы обычно не имели колонн, не было с тыльной стороны и входа. Основной признак этрусской архитектуры - фасадность сооружения [8, c. 97].

Выдающиеся памятники этрусской архитектуры - три храма на акрополе Марцаботто, от одного из которых хорошо сохранился сложенный из блоков травертина подий со сложной профилировкой внешней стороны и ведущая на этот подий лестница.

Крыши этрусских храмов, выступавшие над портиками, поддерживали тосканские колонны с капителями, напоминавшими дорические, но имевшие внизу профилированные базы. Редкая расстановка колонн обеспечивала ощущение широты пространства портика. Перекрытие двускатной кровли состояло из терракотовых черепиц.

Храмы украшались статуями. Храмовая скульптура этрусков в подавляющем большинстве не каменная или бронзовая, а несколько более легкая - терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стены и деревянные перекрытия храмов. Покрывая узорными терракотовыми фризами поверхность балок, она выполняла функцию не только декоративную, но и культовую в изображениях антефиксов, сюжетных рельефов, крупных статуях божеств.

Представление о принципах таких украшений дают терракотовые модели храмов из Вульчи (VI в. до н. э.), скульптурного фронтона из Неми (конец IV - III в. до н. э.), терракотового фронтона со сценой гигантомахи из Пирги (все из музея Вилла Джулия).

Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами. Скульптор храма в Вейях, возможно Вулка, исполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны с широко разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибко извивающихся вокруг лика чудовища, выпученными глазами и взметнувшимися бровями.

Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительными элементами, порой и водоотводами - сквозь разинутую пасть Горгоны по высунутому языку дождевая вода должна была стекать с крыши. Антефиксы выполняли к тому же еще культовую задачу апотропеев. Апотропеи оберегали храмы от злых сил. Воспринимавшиеся же издали, они играли декоративную роль, оживляя своими формами спокойные плоскости стен.

Уже в конце VI в. до н. э. этрусский царь Тарквиний Старый возводит на Капитолийском холме в Риме большой храм, имевший три ряда колонн. Следует отметить, что он был построен на полстолетия раньше, чем Парфенон на афинском Акрополе.

Трудно переоценить значение художественного наследия этрусков для римлян, которые на протяжении нескольких веков не только впитывали достижения этрусского гения, но с его помощью воспринимали и успехи ведущих средиземноморских цивилизаций первого тысячелетия до н.э. [11, c. 95].

ВЫВОДЫ К ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Наиболее полную и разностороннюю информацию о происхождении этрусков дает их духовная жизнь и религиозные верования.

Главным источником при изучении этрусского религиозно - мифологического мира являются рисунки, рельефы, скульптурные изображения. Так же существуют различные свидетельства об этрусской религии в произведениях Варрона, Цицерона, Ветрувия, Ливия, Плиния, Сервия[35], в трудах которых можно почерпнуть данные о религиозном учении, пантеоне, культе и практике гадания, организации жречества. Но с использованием этих данных встает вопрос об их достоверности. Поэтому исследователи и сегодня обращаются к античным источникам и римским традициям, пытаются выявить их этрусские источники.

Некоторые источники указывают, что у этрусков отсутствовала литература, причем литература светская, оказавшая влияние на литературу Рима. Прежде всего, не подлежит сомнению приоритет в области театра, заимствованного ими у греков. Римляне считали этрусским и само слово, ставшее отображением названия самого актера в древности - nister.

С именем бога Сатурна, о культе которого у этрусской можно строить лишь предположения. На основании близкости его имени satres к этрусскому родовому имени satrma связано представление о его происхождении.

Значительно более подробные сведения дошли до нас через латинских писателей о религиозной литературе этрусков, она пользовалась известностью в Риме и содержала определенные знания из различных областей древней науки.

Согласно Цицерону этрусские религиозные книги подразделялись на три категории libriharus - pisini, fulgurales и rituales. Судя по косвенным данным древних авторов, эти книги были составлены в стихах, и, как говорит традиция, являлись откровением этрусского бога Тагета и нимфы Вмонии.

libriharus - pisini являлись трактатом о совершенствовании гарустиций, т.е. содержала правила гаданий по внутренностям животных и их толкованиях. Это была скорее самая древняя часть этрусской дисциплины.

Fulgurales содержит учение о смысле и значении молнии. Это было весьма трудно, молнии, в зависимости от места, времени года, дня ее падения, придавалось особое значение. Этруски отличали 9 божеств громовержцев, из них главное - Тикия обладал тремя молниями. Существовали различные жрецы, которые осуществляли толкования влияния молний на частные и общественные дела.

Rituales содержали правила основания и устройства городов по этрусским обычаям, сложившиеся еще в эпоху бронзы и применяющиеся при сооружении террамар. Соответсвующий ритуал был направлен на ориентацию направлений, идущих из определенного центра, отмеченного жрицом и освященного его действиями. Эти правила должны были кое - что содержать из геометрических познаний этрусков.

Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила в 616-509 гг. в Риме. Этруски особенно сильное влияние оказали на римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От них римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) государственных лиц. Этрусская религия и мифология оказали влияние на римскую религию и мифологию. Историк Тит Ливии прямо сообщает, что римляне заимствовали это у этрусков. Заметим, кстати, что там же, в Этрурии, впервые начали пользоваться такими эмблемами патрицианского достоинства, как золотой шарик, который носили на шее, и тога с пурпурной каймой. От этрусков взяли римляне и обычай пышно справлять воинские триумфы, ведь этруски видели в победоносном полководце воплощение своего высшего божества: подобно этому божеству - богу неба Тину, победитель в золотой диадеме, с жезлом из эбенового дерева, в пурпурной тунике, расшитой изображениями пальм, въезжал на золотой колеснице в святилище. Близок к этрусскому культу границ города римский культ бога Термина. У римлян существовал бог Термин, который был покровителем пограничной межи, пограничных камней между земельными участками, а также границ города и государства. Этрускам законы межевания, по преданию, были дарованы нимфой Вегойей и эти законы считались священной основой Этрурии. Поэтому у нас есть все основания полагать, что священные обряды римлян, связанные с богом Термином, были ими заимствованы у этрусков, тем более, что культ бога Термина и священные церемонии с ним связанные, были введены в Риме царем Нумой Помпилием, который был одним из первых царей Рима и хотя был сабином, но скорее всего, был знаком с этрусскими религиозными обычаями и обрядами.

1. Геродот История. В 9 книгах. - М., 1993

2. Корнелий Тацит. Сочинения: в 2 тт. т.1 - Анналы. Малые произведения. Т.2. - История - СПб., Наука, 1993.

3. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Перевод с греческого И. Алексеева - СПб, 1774

5. Тит Ливий. История Рима от основания города. - М., Наука, 1989.

7. Фукидид. История. \ Под ред. Боровского. - М., 1981

8. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис - Л., 1976

9. Аптекарь Б.Б. К вопросу об этрусках в работе Н.Л. Марра \\ Проблемы истории докапиталистических обществ. - М., 1935

10. Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии - М., 1982

11. Бекштрем А. Исследования в области этрускологии. Выпуск 1. СПб, Типография М.А. Александрова, 1908

12. Блаватский Т.В. Греческое общество во II тыс. до н.э. и его культура - М., 1976

13. Богаевский Б.Л. Этруски в работах Н.Л. Марра\\ история докапиталистических формаций. - М. - Л., 1935

14. Бурман Я. Моухова Б. Загадочные этруски - М., 1970

16. Гордезиани Р.В. Этруски и картвильский. - Тбилиси, 1980

17. Залесский Н.Н. Этруски в Северной Италии. - Л., 1959

18. Залесский Н.Н. К истории этрусской колонизации Италии в VIII- IV вв. до н.э.

19. Залесский Н.Н. К социальной истории этрусков - Ученые записки ЛГУ. Вып. 17, 1950

20. Залесский Н.Н. Этруски.\\ Проблемы истории докапиталистических обществ - М.- Л.,1935, № 5-6

21. Залесский Н.Н. Этруски в Риме - Научные доклады высшей школы. - История науки - М., 1953, вып. 1

22. Ильинская Л.С. История и культура античной Италии и Рима в свете археологических открытий последних десятилетий - ВДИ, 1973, вып. 1

Читайте также: