Если получатель неправильно интерпретирует сообщение отправителя то в этом всегда виноват получатель

Обновлено: 07.07.2024

Понятия энтропии (от греч. entropia – поворот, превращение), было впервые введено в термодинамике и обозначало функцию состояния системы, характеризующую меру ее упорядоченности: чем выше уровень энтропии, тем ниже ее упорядоченность.

Можно залить кляксами половину слов текста или стереть половину слов в радиовыступлении, но при этом сохранится возможность понять их.

Часть слов текста смыта дождем, но смысл его при некоторых усилиях понять можно.

Коммуникация в данной модели рассматривалась авторами как линейный, однонаправленный процесс, а отправитель, являющийся источником информации, и получатель находятся в неравноправном положении.

Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук,

Циркулярная модель коммуникации У. Шрамма и Ч. Осгуда.

Упрощенная трактовка коммуникации как одностороннего линейного процесса была преодолена в работах У. Шрамма и Ч. Осгуда.

У.Шрамма и Ч. Осгуда недьзя рассматривать как И.Ильфа и Е.Петрова,

которые писали книги о похождениях Остапа Бендера совместно таким образом, что в тексте нельзя определить авторский вклад каждого из них.

1 Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. – М.: Прометей, 2004. С. 121.

У.Шрамм и Ч.Освуд, работая в разных областях (Ч.Освуд – известен своими работами в области психолингвистике, а У. Шрамм – в области массовых коммуникаций и медиакультуры), независимо друг от друга разработали модель коммуникации, которая получила название циркулярной модели. Как, например, в историю вошла коллективная модель возникновения Солнечной системы Канта – Лапласа, хотя авторы и не встречались друг с другом по причине того, что жили в разное время.

У. Шрамм разработал модель коммуникации в 1954 году. Недостаток представлений о коммуникации как линейном процессе он видел в том, что

«фактически это приводит к ошибочным представлениям о том, что коммуникационный процесс где-то начинается и где-то заканчивается. В

действительности он бесконечен. Каждый из нас является маленьким распределительным центром по управлению и переадресации огромного,

Схематично разработанную им модель можно изобразить в как замкнутую систему циркуляции информации.

1 Цит по: Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. – М.: Прометей, 2004. С. 123.

Модель коммуникации У.Шрамма.

У. Шрамм, рассматривая процесс коммуникации, обратил внимание на необходимость существования обратной связи между коммуникаторами. В

в свою очередь, подвергается расшифровке и интерпретации. Помимо этого,

в модели Шрамма и отправитель, и получатель информации действуют в пределах взаимоотношений, сложившихся между ними, и окружающей их социальной ситуации.

Свою лепту в разработку этой модели внес и американский психолог,

специалист в области психолингвистики Ч. Освуд (1916 – 1991), который также рассматривал отправителя и получателя информации как равноправных партнёров, уделяя большое внимание обратной связи.

В рамках модели У. Шрамма и Ч. Освуда произошел отход от упрощенной линейной трактовки процесса коммуникации, однако эта модель

преувеличивает симметричность коммуникации, своего рода равенство ее

участников, что не всегда соответствует действительности.

В модели коммуникации, представленной в данной работе, выделено четыре базовых элемента:

1) отправитель (человек, генерирующий идеи или собирающий и передающий информацию);

3) канал – средство передачи информации;

4) получатель – человек, которому предназначена информация и который интерпретирует ее.

Модель коммуникации в менеджменте (Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.)

Отправитель Генератор идеи

Деловую коммуникацию можно определить как процесс взаимодействия между отправителем и получателем информации, в ходе которого осуществляется создание, передача и прием информации.

Рассмотрим, как осуществляется этот процесс. В качестве отправителя информации может выступать и отдельное лицо, и группа людей, или же официальный орган, выступающий в качестве отправителя информации.

придающее Телеграфному агентству Советского Союза (ТАСС) статус отправителя информации. ТАСС уведомляет, хотя ясно, что даже в том случае, когда информации передается от того или иного коллективного органа, прежде, чем она будет передана, ее нужно вначале сформулировать и

выразить в знаковой форме. В любом случае коммуникационный процесс начинается с лица, генерирующего идею.

Мысль, идея отправителя информации из внутренней речи переводится во внешнюю речь путем кодирования.

Необходимо проводить различие между переданным и полученным

рассогласованность между словесной и несловесной информацией: человек говорит одно, а выражение его лица противоречит смыслу передаваемой информации.

радио, социальные сети, интернет, и межличностные каналы, т.е.

1 См.: Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. – М.: Экономика, 1993. С. 303-307.

Каналы могут носить как официальный, так и неофициальный характер.

Информация, переданная от отправителя, декодируется получателем,

т.е. раскрывается её смысл. Далее получатель осуществляет обратную связь:

На всем протяжении процесса коммуникации существуют помехи,

которые именуются коммуникативными барьерами, иди шумом.

2.4. Коммуникативный шум или барьеры коммуникации.

Выделим основные коммуникативные барьеры, мешающие процессу коммуникации и искажающие смысл информации, или же неприятие ее участниками процесса коммуникации.

Обратимся к представленной в менеджменте модели коммуникации.

Потеря информации начинается с самого первого шага – с выражения идеи в словесной форме. Нужно стремиться к максимально точной формулировки своих идей в словесной форме, чтобы они не допускали двоякого

крайнем случае, информации может просто игнорироваться, как это случилось во время трагедии 18 июня на карельском Сямозере, унесшей жизни 14 детей. Мальчику, который дозвонился до спасительной земли и сообщил о шторме и гибели детей, принявшая звонок женщина-медик не поверила, решив, что это розыгрыш и просто ушла спать.

Препятствия в процессе коммуникации, которые препятствуют ее эффективности и в крайнем случае блокируют ее, получили название барьеров коммуникации, или коммуникативных барьеров. Факторы,

Препятствия, или барьеры коммуникации обусловлены физическими,

психологическими и социокультурными факторами.

Физические барьеры связаны с внешней средой, в которой осуществляется коммуникация. Внешняя физическая среда может способствовать эффективной коммуникации, а может и создавать дискомфортные условия передачи и восприятия информации. Приведем

1 Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. – М.: Экономика, 1993. С. 303.

2 См.: Морозов А.В. Деловая психология. М.: Академический проект, 1999. С. 369-372; Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров. 7-е издание. Под ред. В.Н.Лавриненко и Л.И.Чернышовой. – М.: Юрайт, 2015. Шепелъ В. Настольная книга бизнесмена и менеджера.- М.: Финансы и статистика, 1992;

Общение — это прежде всего коммуникация, т.е. специфический обмен информацией эмоционального и интеллектуального содер­жания, значимой для участников общения.

В социально-психологическом смысле коммуникация — это процесс передачи информации от отправителя к получателю.

Коды — символы, знаки, переводящие идею отправителя на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вер­бальные (устная и письменная речь) и невербальные (зрительные образы, звуки, цвета, запахи, жесты, интонации) средства.

Основные принципы коммуникации. Немецкий специалист в об­ласти управления М. Биркенбиль сформулировал принципы лю­бой коммуникации.

Знание и применение этих принципов в процесс общения су­щественно повысит ее эффективность.

Первый принцип: истина не то, что говорит отправитель, а то, что понял получатель.

Единственное исключение из этого правила — передача мате­матических формул.

Этим принципом нужно руководствоваться в процессе комму­никации и не перекладывать вину за неудачную коммуникацию на партнера по общению.

В качестве третьего принципа коммуникации М. Биркенбиль рассматривает аксиому Ватцлавика, согласно которой: всякая ком­муникация осуществляется одновременно на двух уровнях: на уров­не содержания и на уровне отношений, причем уровень отношений определяет содержательный уровень.

Это означает, что наиболее важным из двух уровней является уровень отношений. Поэтому если не удается сразу достичь со своими собеседниками коммуникационного уровня отношений, т.е. гармонии, то не нужно тратить силы и время на проведение разумных объективных аргументов на коммуникационном содер­жательном уровне, ибо получатель информации не будет их вос­принимать. Никого нельзя убедить только одними аргументами.

Передача любой информации возможна лишь посредством зна­ков, знаковых систем. В процессе коммуникаций выделяют вер­бальную (словесную — в качестве знаковой системы использует­ся речь) и невербальную коммуникацию (неречевые знаковые системы). Между ними существует своеобразное разделение функ­ций: по словесному каналу передается информация в чистом виде, а по невербальному — отношение к собеседнику.

Для того чтобы коммуникация была эффективной, партнерам по общению необходимо следовать определенным принципам. Это относится, прежде всего, к тем случаям, когда стороны стремятся к достижению совместного результата.

Немецкий специалист в области управления М. Биркенбиль сформулировал принципы любой коммуникации.

1. Истина не то, что говорил отправитель, а то, что понял получатель.

Единственное исключение из этого правила – передача математических формул.

Этим принципом нужно руководствоваться в процессе деловой коммуникации и не перекладывать вину за неудачную коммуникацию на партнера по общению.

3. Всякая коммуникация осуществляется одновременно на двух уровнях, на уровне содержания и на уровне отношений, причем уровень отношений определяет содержательный уровень (аксиома Ватцлавика).

Это означает, что наиболее важным из двух уровней является уровень отношений. В том случае, если не удается сразу достичь со своим собеседником коммуникационного уровня отношений, т. е. гармонии, то не нужно тратить силы и время на проведение разумных объективных аргументов на коммуникационном содержательном уровне, ибо получатель информации их не воспримет. Никого нельзя убедить только одними аргументами.

Британский философ Г. П. Грайс в работе "Логика и речевое общение", рассматривая коммуникацию в качестве одного из видов целенаправленного и рационального поведения, сформулировал основные принципы, которые необходимо соблюдать участникам коммуникации. Он исходил из того, что коммуникация представляет собой особого рода совместную деятельность участников, каждый из которых в какой-то мере признает общую для них обоих цель (цели) или хотя бы "направление" диалога. Такого рода цель или направление могут быть заданы с самого начала, когда определен предмет обсуждения или же выявляются в процессе общения.

Основной принцип, соблюдение которого ожидается (при прочих равных условиях) от участников диалога Г. П. Грайс назвал Принципом Кооперации. Суть его он сформулировал следующим образом: "Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога". Реализации этого принципа способствует соблюдение конкретных постулатов – категорий Количества, Качества, Отношения и Способа.

Категория Количества связана с количеством информации, которое требуется передать, и к ней относятся следующие постулаты.

1. "Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога) ".

2. "Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется".

Г. П. Грайс отмечал, что второй постулат может вызвать сомнения, поскольку передачу лишней информации можно трактовать как пустую трату времени, а не нарушение Принципа Кооперации. Одн

Получится вот так
.

Комментарии (9)

Если ты думал, что пишешь человеку, а на деле оказалось, что мудаку — виноват тоже отправитель. Серьёзно.

у меня противоположное мнение:

Идут стрельбы.
Дали автоматы, патроны, показали куда стрелять.
Админ отстрелялся, подводят итоги. Мишень админа чистая.
Командир:
- . . ..
Админ, проверяя автомат:
- С моей стороны пули вылетели. Проблемы у вас…

Neonila, в проблемах как раз и виноват админ, который толком не прицелился в мишень. Если бы он оценил расстояние до мишени, поправку на ветер, скажем, то у командира проблем бы не возникло.
Я сейчас очень хочу спать и всё воспринимаю буквально)

В случае с преподами. ИМХО, очень сложно угодить одновременно и отличнику-всезнайке и двоечнику с камчатки.
Из личного опыта, при общении с разномастной аудиторией в любом случае надо ориентироваться на какую-то конкретную целевую группу, иначе фигня получится.

redLiska, преподавателю есть смысл оценить, кого в группе больше — двоечников или отличников, и исходя из этого уже строить занятие. Другое дело, что это трудоёмкая задача. Но в работе учителя нет почти ничего, кроме трудоемких задач)

Этим советом часто прикрываются.
Есть люди, которые специально выворачивают информацию наизнанку или только делают вид, что "не так поняли", для своей выгоды. "Ай-ля-ля, это не я тупой, это дядя Вася не так мне объяснил"

Письмо из центра до Штирлица не дошло. Штирлиц прочитал письмо его ещё раз — но до него всё равно не дошло.

Не согласен с автором, все зависит от цели общения и мотивации (хочет ли собеседник услышать оратора, хочет ли оратор быть понятым собеседником и далее по тексту).
Примеры:

оратор хотел быть не понятым, а выслушанным

Собеседник не хотел понять то, что говорит оратор.

И это не говоря уже о случаях, когда собеседник хочет показаться правым, вне зависимости от того, на его ли стороне истина.

2. ВОПРОС 1: ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИИ И МЕТАКОММУНИКАЦИИ

Коммуникация в деловом общении –
специфический обмен информацией
эмоционального и интеллектуального
содержания, значимой для участников
общения для достижения целей совместной
деятельности.

4. МЕТАКОММУНИКАЦИЯ

Метакоммуникация (в психологии) – скрытая
коммуникация, в которой проявляется отношение
партнеров по общению к самому процессу общения
и скрытый смысл их отношения друг к другу.

5. ВОПРОС 2: СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

6. СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

7. СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Физические уровни коммуникации
Межличностный
Межгрупповой
Взаимодей
ствие
между
личностью
и группой
Групповой

Параметр отношений связан с ролями или
статусом людей
Основные типы отношений
Комплементарные
Взаимные
Симметричные

12. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ

13. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ

14. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ

15. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ

19. Конгруэнтная и неконгруэнтная коммуникация

24. МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

25. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

26. СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ

Средства коммуникации – способы
кодирования, передачи, переработки и
расшифровки информации, передаваемой в
процессе общения от одного участника
общения к другому

27. СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ

Средства коммуникации
Вербальные
(словесные)
•Речь
Невербальные
(несловесные)
•Жесты
•Мимика
•Позы
•Визуальный контакт
•Тембр голоса
•Прикосновения

28. ВОПРОС 3: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ

29. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ

30. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ

31. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ

3) Всякая коммуникация осуществляется
одновременно на двух уровнях: на уровне
содержания и на уровне отношений, причем
уровень отношений определяет
содержательный уровень.
Если не удается достичь с собеседником уровня
отношений, то есть понимания и гармонии, не нужно
тратить время на приведение разумных аргументов
на содержательном уровне, собеседник их не
воспримет.

32. ВОПРОС 4: БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

33. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Барьеры коммуникации – препятствия на
пути эффективной коммуникации, вызванные
естественными, социальными и
психологическими факторами, возникающими
в процессе коммуникации
Барьеры коммуникации увеличивают
психологическую дистанцию между
партнерами, снижают уровень
взаимопонимания, доверия и эффективность
процесса общения в целом

34. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Барьер субъективной интерпретации
смысла информации: человек слышит не то,
что было сказано, а то, что он думает, что было
сказано
Уточнение того,
как понят смысл
сказанного:
«Правильно ли я понял, что…

35. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Барьер восприятия самого коммуникатора и
отношения к нему: чувство недоверия или неприязни,
которое вызывает коммуникатор, передается и на
сообщаемую им информацию
Чем выше авторитет коммуникатора, тем меньше
преград на пути усвоения предлагаемой им информации
Низкий авторитет коммуникатора вызывает нежелание
прислушиваться к его мнению

36. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

37. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

38. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

39. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

40. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Барьеры непонимания:
Стилистический: возникает при несоответствии
стиля речи коммуникатора и ситуации общения;
или несоответствии стиля речи и актуального
психологического состояния партнера по общению
В ситуации доверительной беседы неуместен
официально-деловой стиль речи
Быть внимательным к
ситуации и состоянию
партнера по общению

41. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Барьеры непонимания:
Логический: возникает в случаях, когда
логика рассуждения, предложенная
коммуникатором, кажется неверной его
партнеру по общению или слишком сложна
для него

42. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Психологические барьеры:
Барьеры отрицательных эмоций:
гнева, презрения, страха, плохого
настроения
Барьер положительных эмоций

43. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Психологические барьеры:
Барьеры отрицательных эмоций:
- гнева: гнев провоцирует действия,
препятствующие нормальному общению
(оскорбления и др.)

44. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Психологические барьеры:
Барьеры отрицательных эмоций:
- Презрения: ограничивает контакты с
человеком, вызывающим негативные
эмоции (аморальные поступки,
отрицательные черты характера,
предательство и т.д.)

45. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Психологические барьеры:
Барьеры отрицательных эмоций:
- Страха: с человеком, являющимся
источником страха, контакты сводятся
до минимума

46. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Психологические барьеры:
Барьеры отрицательных эмоций:
- Плохого настроения: эмоциональнонегативное состояние влияет на партнера,
парализуя его желание общаться

47. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Психологические барьеры:
Барьер положительных эмоций: человек,
испытывающий сильные положительные
эмоции, зачастую не воспринимает другого
человека и не может понять, что его радостное
настроение может и не разделяться партнером
по общению

Читайте также: