Прогресс и регресс в социальном развитии сообщение

Обновлено: 25.06.2024

Социальный прогресс — это особый тип развития общества, при котором общество в целом или отдельные его элементы пере­ходят на более высокую ступень, стадию зрелости в соответствии с объективными критериями. Соответственно, социальный регресс означает движение социальных систем по нисходящей линии от бо­лее развитых к менее развитым.

Объективные показатели социального прогресса связываются с со­вершенствованием орудий труда — других средств производства, постоянно повышающих производительную мощь человека как родового существа.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй революци­онным.

Реформы и революции различаются масштабом, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Реформы — частичные усовершенствования каких-либо сфер общественной жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Субъектом социальных реформ выступают правящие слои того, или иного общества.

Революция — это комплексное изменение всех сторон общественной жизни, преобразующее основы существующего строя. Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, к социальным благам. Примером экономических реформ является знаменитая столыпинская реформа сельского хозяйства (1905 1910 гг.), направленная на существенное ограничение общинного и феодального землевладения и развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве.




Субъектами социальных революций являются широкие народные массы. Революции носят скачкообразный харак­тер и представляют собой форму перехода общества из одного каче­ственного состояния в другое.

Реформы и революции — это различ­ные инструменты общественных преобразований, однако между ними нет непроходимой пропасти. Реформы, как правило, задумы­ваются правящей элитой как одиночный акт или серия последова­тельных действий, вносящих какое-либо нововведение в общест­венную жизнь. Они начинаются каким-то законодательным актом и предусматривают проведение серии организационных мероприя­тий исполнительными органами власти. Но если эти нововведения носят серьезный характер, то в процесс реформ вовлекается все об­щество. На какой-то стадии правящая элита, и правительство в ча­стности, может потерять контроль над социальным процессом, и ре­формы постепенно превращаются в революции. Первоначальные частичные изменения приобретают повсеместный характер, захва­тывают все сферы общественной жизни и превращаются в револю­цию.

Модернизация — это ре­волюционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем ком­плексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение соци­альных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Теория модернизации призвана объяснить то, каким обра­зом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современ­ной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов.

Социологи различают два вида модернизации: органическую и неорганическую.Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предше­ствующего развития. Она происходит как естественный процесс по­ступательного развития общественной жизни при переходе от феодализма к капитализму. Такая модернизация начинается не с эконо­мики, а с культуры, и с изменения общественного сознания. Процесс естественной модернизации прошли ныне развитые капиталистиче­ские страны: Англия, Франция, США и др.

Примером политики модернизации является деятельность правящих элит России, Германии, Японии и др. на различных этапах исторического развития. Как яркое проявление политики модерни­зации можно расценить петровские реформы XVIII в., отмену крепо­стного права и последовавшие за ним процессы во второй половине

XIX — начале XX века, сталинскую индустриализацию 30-х годов XX века, горбачевскую перестройку 1985-1991 гг., экономические реформы 90-х годов XX столетия.

В России такой увязки на протяжении 200 лет не удается осу­ществить. Поэтому политики модернизации никогда не имели проч­ной социальной поддержки.

Социальный прогресс — это особый тип развития общества, при котором общество в целом или отдельные его элементы пере­ходят на более высокую ступень, стадию зрелости в соответствии с объективными критериями. Соответственно, социальный регресс означает движение социальных систем по нисходящей линии от бо­лее развитых к менее развитым.

Объективные показатели социального прогресса связываются с со­вершенствованием орудий труда — других средств производства, постоянно повышающих производительную мощь человека как родового существа.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй революци­онным.

Реформы и революции различаются масштабом, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Реформы — частичные усовершенствования каких-либо сфер общественной жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Субъектом социальных реформ выступают правящие слои того, или иного общества.

Революция — это комплексное изменение всех сторон общественной жизни, преобразующее основы существующего строя. Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, к социальным благам. Примером экономических реформ является знаменитая столыпинская реформа сельского хозяйства (1905 1910 гг.), направленная на существенное ограничение общинного и феодального землевладения и развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве.

Субъектами социальных революций являются широкие народные массы. Революции носят скачкообразный харак­тер и представляют собой форму перехода общества из одного каче­ственного состояния в другое.

Реформы и революции — это различ­ные инструменты общественных преобразований, однако между ними нет непроходимой пропасти. Реформы, как правило, задумы­ваются правящей элитой как одиночный акт или серия последова­тельных действий, вносящих какое-либо нововведение в общест­венную жизнь. Они начинаются каким-то законодательным актом и предусматривают проведение серии организационных мероприя­тий исполнительными органами власти. Но если эти нововведения носят серьезный характер, то в процесс реформ вовлекается все об­щество. На какой-то стадии правящая элита, и правительство в ча­стности, может потерять контроль над социальным процессом, и ре­формы постепенно превращаются в революции. Первоначальные частичные изменения приобретают повсеместный характер, захва­тывают все сферы общественной жизни и превращаются в револю­цию.

Модернизация — это ре­волюционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем ком­плексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение соци­альных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Теория модернизации призвана объяснить то, каким обра­зом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современ­ной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов.

Социологи различают два вида модернизации: органическую и неорганическую.Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предше­ствующего развития. Она происходит как естественный процесс по­ступательного развития общественной жизни при переходе от феодализма к капитализму. Такая модернизация начинается не с эконо­мики, а с культуры, и с изменения общественного сознания. Процесс естественной модернизации прошли ныне развитые капиталистиче­ские страны: Англия, Франция, США и др.

Примером политики модернизации является деятельность правящих элит России, Германии, Японии и др. на различных этапах исторического развития. Как яркое проявление политики модерни­зации можно расценить петровские реформы XVIII в., отмену крепо­стного права и последовавшие за ним процессы во второй половине

XIX — начале XX века, сталинскую индустриализацию 30-х годов XX века, горбачевскую перестройку 1985-1991 гг., экономические реформы 90-х годов XX столетия.

В России такой увязки на протяжении 200 лет не удается осу­ществить. Поэтому политики модернизации никогда не имели проч­ной социальной поддержки.

Содержание

Введение . 3
Глава 1. Понятие социального процесса. 5
Сущность социального процесса. 5
Структура понятия. 6
Прогресс как социальный процесс. 10
Регресс как социальный процесс. 12
Глава 2. Сравнение подходов российских и зарубежных
социологов в изучении социальных процессов. 13
Глава 3. Современные исследования социальных процессов. 17
Заключение. 25
Список литературы. 27

Работа содержит 1 файл

Парфенова Илона, СБ-1 (2).docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Парфенова Илона Владимировна

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Курсовая работа студента 1-го курса очной формы обучения

док. соц. наук, проф.

____________ С.Н. Майорова-Щеглова

Глава 1. Понятие социального процесса. . . 5

Сущность социального процесса. . . . 5

Структура понятия. . . . 6

Прогресс как социальный процесс. . . 10

Регресс как социальный процесс . . . 12

Глава 2. Сравнение подходов российских и зарубежных

социологов в изучении социальных процессов. . . 13

Глава 3. Современные исследования социальных процессов. . 17

Список литературы. . . . . 27

Обществo никoгда не находитcя в cостоянии покoя, все егo элементы постoянно преобразyются и перемeщаются, поэтoму и изучать общество надо в постоянном изменении, т.е. как процесс - последовательное изменение состояний какого-либо объекта. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития. Все изменения в обществе имеют глубинную направленность, все общественные события подчиняются внутренней закономерности, выстраивающей их в необратимый ряд причин и следствий, т.е. общество развивается.

Общественное развитие многомерно. На каждом этапе возможна реализация множества путей развития, иногда возвращающих общество вспять или уводящих в сторону от основного русла.

Прогресс и регресс - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития.

Прогрессивное развитие общества очевидно: вспомним примитивные представления о гигиене у средневекового общества, сколько тысяч человек должно было умереть, прежде чем общество осознало необходимость гигиены.

1 Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с

Цель данной работы – изучить сущность понятия социальный процесс, в частности, рассмотреть прогресс и регресс как социальные процессы, так как именно эти два понятия более широко раскрывают сущность социальных процессов.

– изучить основные теоретические подходы к изучению социальных процессов, а в частности прогресса и регресса;

– описать существующие точки зрения на причины их возникновения;

– дать характеристику основных видов и форм социальных процессов;

– установить различия подходов российских и зарубежных социологов к изучению социальных процессов;

– описать современные прикладные исследования по данной проблеме.

Объектом исследования являются социальные процессы, происходящие в обществе, а предметом – прогресс и регресс как социальные процессы.

Методы исследования – анализ учебной и научной литературы и обобщение данных социологических исследований, проведенных за последние пять лет.

Глава 1. Понятие социального процесса

Сущность социального процесса

Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития.

"Онтологически общество не существует и не может существовать в неизменном состоянии. Вся социальная реальность предполагает собой просто динамику"

Структура социального процесса включает следующие элементы:

1. Субъект социальных действий. Это могут быть личность или социальная общность, организация, которые осуществляют действия для достижения поставленных целей.

2. Объект социальных действий. Это социальная система или социальное явление, на которые направлены социальные действия субъекта с целью изменить их состояние.

3. Условия обитания, в которых осуществлется социальное действие. Это - микро- и макросреда. Дело в том, что социальные условия, в которых протекает процесс, являются внешним фактором, его обусловливающим. Социальный процесс характеризуется не только воздействием субъекта на объект (внутреннего фактора), но и социальной среды, в которой он происходит (внешнего фактора).

4. Целенаправленное социальное действие.

5. Результат социального действия - те изменения, которые произошли в социальном объекте в результате воздействия на него субъекта.

Из всего многообразия социальных процессов целесообразно выделить те процессы, которые являются универсальными. К таким процессам можно отнести процессы кооперации, конкуренции, приспособления, ассимиляции, мобильности, конфликта и т.д.

Одними из наиболее важных процессов в человеческом обществе являются процессы кооперации и конкуренции.

В ходе процессов кооперации члены общества или социальной группы строят свои действия таким образом, чтобы способствовать достижению как своих целей, так и целей других индивидов. Природа процесса кооперации кроется в социальной природе человека, совместные действия людей были необходимым условием выживания каждого члена социальной группы. В основе любого процесса кооперации лежат согласованные действия людей и достижение общих целей. Для этого необходимы также такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Главный смысл кооперации заключается в обоюдной пользе. Большое значение для успешной кооперации имеет способность отдельных личностей включаться в кооперативные взаимосвязи с другими людьми. Каждая современная организация включает в себя управленческие действия по созданию приемлемых условий кооперации между членами этой организации.

Конкуренция представляет собой попытку достижения большего вознаграждения путем отстранения или опережения соперника, стремящегося к идентичным целям. Конкуренция, как правило, протекает в условиях дефицита ресурсов или неравного распределения ресурсов между членами общества. В связи с этим конкуренция представляет собой один из методов распределения вознаграждения в современном обществе. Конкуренция может проявляться как на личностном уровне, так и носить безличный характер. Этот coциальный процесс основан на том факте, что люди всегда стремятся удовлетворить свои желания в более полной мере. Современное общество пытается вырабатывать определенные правила, в которых должна протекать конкурентная борьба. Если правила конкурентной борьбы отсутствуют, конкуренция может легко превратиться в социальный конфликт, что в значительной степени затрудняет управление социальным процессом.

Классификация социальных процессов

Пётр Штомпка предлагает классификацию социальных процессов по шести критериям:

  • Формы социальных процессов
  • Результаты социальных процессов
  • Осведомленность населения о социальных процессах
  • Движущие силы социальных процессов
  • Уровни социальных процессов
  • Временной аспект социальных процессов

По форме различают направленные и ненаправленные социальные процессы.

  • Направленные — необратимые социальные процессы, в которых каждая последующая стадия отличается от предыдущей и включает ее результат, а более ранняя стадия подготавливает условия для более поздней. Направленные делятся на однонаправленные, разнонаправленные и ступенчатые.
  • Ненаправленные — изменения которые носят либо чисто случайный, хаотический характер, не опирающийся на какой-либо образец, либо подчиняются определенным повторяющимся или, по крайней мере, сходим моделям, причем каждая последующая стадия идентична или качественно напоминает предыдущие виды. Различают четыре вида ненаправленных социальных процессов — неупорядоченные, цикличные, спиральные, стагнация.

По результатам выделяют два типа социальных изменений — морфогенетические и трансмутационные .

  • Морфогенетические — это созидательные процессы, ведущие к фундаментальным новшествам, то есть возникновению новых состояний общества, социальных структур и условий существования социума.
  • Трансмутационные изменения делятся на репродуктивные и трансформационные. Репродуктивные изменения — адаптивные, уравновешивающие, поддерживающие, носящие характер количественных изменений. Трансформационные — некоторые репродуктивные процессы, приводящие к качественным изменениям состояния общества.

По осведомленности населения. Американский социолог Роберт Мертон предлагает различать три вида социальных процессов в зависимости от осознания населением их конечных результатов — явные, скрытые и "процессы-бумеранги".

  • Явные — изменения, смысл которых и их последствия осознаются населением.
  • Скрытые — изменения, смысл которых не осознается.
  • "Процессы-бумеранги" — социальные процессы, смысл которых населением осознается,однако их последствия для большинства населения не ясны.

В зависимости от того, где находятся движущие силы, провоцирующие изменение состояние социального объекта различают эндогенные и экзогенные.

  • Эндогенные (движимые внутренними причинами) раскрывают потенциальные возможности, свойства и тенденции, заключенные внутри изменяющегося социума.
  • Экзогенные (движимые внешними причинами) является реактивными, отвечают на вызов, стимул или давление извне.

Уровни социальных процессов соответствуют уровням социальных изменений, которых насчитывается четыре:

Прогресс и регресс

В любом современном обществе можно найти признаки и прогресса, и регресса

Понятия прогресса и регресса в обществе противоположны по своему значению. Первое означает стремление вперёд, улучшение, развитие от простых социальных форм к более сложным, а второе, соответственно, откат назад, от сложных форм к примитивным. Примеров социального прогресса и регресса хватает как в истории, так и в современном нам мире. В рамках школьный программы эту тему проходят на уроках естествознания, чтобы дать ученикам возможность оценивать то, что они видят собственными глазами. Что интересно, сама идея прогресса появилась в человеческой истории относительно поздно, в эпоху Просвещения. Ни в античном мире, ни в Средневековье о ней никто не не задумывался даже в рамках философской концепции. При этом понятия прогресса и регресса в обществе неразрывно связаны, и одного не бывает от другого, потому что социум, развиваясь в одном направлении (то есть прогрессируя), закрывает себе тем самым альтернативные пути развития, что уже попадает под определение регресса.

Прогресс и регресс в современном обществе

Социальный прогресс и регресс

Рост численности населения без снижения среднего уровня жизни – один из признаков прогресса в обществе

Если оценивать Новое время, то тут всё неоднозначно. Темпы прогресса общества значительно усилились после первой промышленной революции, и мир развивался скачкообразно, то есть очень быстро и неравномерно. Но значительный ущерб ему нанесла Первая Мировая война, ставшая причиной сильного регресса, а затем и Вторая Мировая. Позднее в современном обществе, особенно в постиндустриальных странах, лишь укрепилась идея о том, что прогресс сам по себе никак не гарантирован, и за него надо бороться всеми силами. Тогда же пришло и осознание того, что прогресс не бывает однозначным, и у него всегда есть как положительные социальные эффекты, так и отрицательные. Например, автоматизация в разных промышленных сферах удешевляет производство и делает его эффективнее (положительная сторона), но одновременно лишает работы множество людей, что приводит к росту безработицы, бедности и криминала (отрицательная сторона).

Примеры прогресса в обществе

Прогресс в обществе

Развитие технологий и социальных структур неразрывно связаны с прогрессом в обществе

Примеры регресса в обществе

Регресс в обществе

Во многих неблагополучных странах Африки, Азии и Южной Америки наблюдается ярко выраженный регресс общества

61

Любое развитие — это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?

Прогресс

Прогресс — от от лат. progressus — движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.

Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности ( дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

Виды прогресса в обществе

Социальный Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию.
Материальный Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей.
Научный Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса.
Научно- технический Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация.
Культурный (духовный) Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека — потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности.

Критерии прогресса

Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях, позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.

Мыслители Точки зрения на критерии прогресса
Ж.Кондорсе Развитие разума человека
Вольтер Развитие просвещения, торжество разума человека.
Ш.Монтескье Улучшение законодательства стран
К.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.Оуэн Отсутствие эксплуатации человека человеком, счастье людей.
Г.Гегель Зрелость свободы общества.
А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.Добролюбов Распространение просвещения, развитие знаний.
К.Маркс Развитие производства, овладение природой, смена одной формации другой.

Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.

Критерии общественного прогресса современных учёных:

  • Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
  • Уровень демократизации общества.
  • Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
  • Нравственное совершенствование общества.
  • Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
  • Продолжительность жизни людей.
  • Увеличение человеческого счастья и добра.

Однако прогресс — это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.

Противоречивость общественного прогресса

Подводя итог, хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.

Регресс

611

Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс ( от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Признаки регресса в обществе

  • Ухудшение качества жизни людей
  • Упадок в экономике, кризисные явления
  • Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
  • Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
  • Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего
  • Падение нравственности, образованности , культуры общества в целом.
  • Решение вопросов силовыми , декларативными методами и способами.
  • Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
  • Ослабление страны в целом и её международного положения .

Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, — одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.

Читайте также: