Сообщение о великом моралисте

Обновлено: 28.06.2024

Подобный взгляд нашел свое высшее воплощение в известном выступлении писателя на торжествах 1880 г. по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве. Именно в своей пушкинской речи, вызвавшей восторг слушателей, а затем ставшей предметом ожесточенной полемики в прессе, Ф. М. Достоевский сформулировал свое видение будущего мира. Благополучие его он выводил из исполнения исторической миссии России: объединить людей мира в братском союзе по заветам христианской любви и смирения.

Граф Лев Николаевич Толстой (1828–1910) родился в родовитой дворянской семье. Получил начальное образование дома, затем некоторое время учился на восточном и юридическом факультетах Казанского университета. Курса не кончил, науки его не увлекли. Бросил университет и отправился в действующую армию на Кавказ, где разворачивалась решающая фаза войны с Шамилем. Здесь он провел два года (1851–1853). Служба на Кавказе обогатила массой впечатлений, которые он потом отобразил во многих повестях и рассказах. Когда началась Крымская война, то Толстой добровольцем отправился на фронт и принял участие в обороне Севастополя. После окончания войны вышел в отставку, путешествовал за границей, затем служил в управлении Тульской губернии. В 1861 г. прерывает службу и поселяется в своем имении Ясная Поляна недалеко от Тулы.

Люк де Клапье де Вовенарг (фр. Luc de Clapiers, marquis de Vauvenargues, 6 августа 1715 Прованс — 28 мая 1747) — знаменитый французский моралист.

Участвовал в Итальянской и Богемской кампаниях 1735 и 1742 г.; заболел оспой, навсегда обезобразившей его, и вышел в отставку; болезнь помешала ему также идти по дипломатическому пути, и Вовенарг всецело предался литературным занятиям. Ещё будучи лейтенантом, во время Богемской кампании, Вовенарг послал Вольтеру написанный им сравнительный этюд о Корнеле и Расине, где сильно превозносил второго за счет первого. Вольтер сразу отгадал в молодом офицере задатки недюжинного ума. Оставив службу, Вовенарг поселился в Париже, где вращался в кругу Вольтера и Мармонтеля. Молодой моралист своей детски чистой душой и нравственной силой имел глубокое влияние на Вольтера.

Грасиан Бальтасар (Gracian, Baltasar) (1601–1658), испанский писатель. Родился в 1601 в Бельмонте (Арагон), учился в иезуитской школе в Калатаюде и в 1619 вступил в орден Иисуса. Богословское образование получил в Сарагосе, где потом преподавал; монашеский постриг принял в 1635.

В 1651 без дозволения ордена опубликовал первую часть своего дидактического романа Критикон (El Criticon); был подвергнут церковному наказанию, от которого его освободила только смерть в 1658.

Жан де Лабрюйер (фр. Jean de La Bruyere; 16 августа 1645, Париж, Франция — 10 мая 1696, Версаль, Франция) — знаменитый французский моралист.

Мономах Владимир Всеволодович (церковное имя Василий) (1052–1125) – князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078) великий князь киевский (1113–1125), военачальник, писатель, сын киевского князя Всеволода Ярославича и греческой княжны Анны (Марии) Koнстантиновны Мономах, дочери византийского императора Константина IX Мономаха, и потому получил это прозвище.

В 1077 Мономах впервые выступил в борьбе с кочевниками – половцами, выполняя приказ великого киевского князя Изяслава.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Философы-моралисты. Презентация на заданную тему содержит 29 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Другой представитель софистов — Горгий утверждал, что бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно было бы познать, так как между бытием и мышлением существует непреодолимая несовместимость, обусловленная способностью мышления создавать несуществующие образы. Мыслимое бытие принципиально отличается от средства его выражения — слова. Продик проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал проблему омонимии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях. Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Именно с них начинается философская лингвистика. Им принадлежит заслуга в изучении греческой словесности. Раз объективной истины нет и субъект является мерой всех вещей, тогда есть лишь видимость истины, которую может порождать человеческое слово и по произволу менять его смысл, делая сильное слабым и, наоборот, черное белым, а белое черным. Софисты посчитали словесность чрезвычайно важным объектом осмысления, и слово явилось самостоятельным предметом изучения. Нельзя отрицать их несомненной роли в развитии диалектики.

Эпикур и его концепция эвдемонизма Эпикур - древнегреческий философ-материалист, создатель философии счастливого индивидуализма –эпикуреизма. Эпикур создал этическое учение об ЭВДЕМОНИЗМЕ (от греч. Eudaimonia - счастье). Эпикур считал, что решение этической проблемы заключено в правильном истолковании счастья. Счастливые люди являются добродетельными, у них нет ни нужды, ни повода ссориться между собой -таков логический стержень учения Эпикура. Если Аристотель считал, что счастье не зависит от человека, то Эпикур напротив считал, что счастье целиком находится во власти человека.

Августин (13 ноября 354 г.) и Аквинат (1225— 1274) - основные создатели христианской политической теории. В их учениях христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью. Так, Августин соединил концепцию "лучшей жизни" (счастье от Бога) с возможностями и способностями человека, с реалистическим гуманизмом: человек не ненавидит человека из-за его порока, отмечал он, не любит порок из-за человека, но ненавидит порок и любит человека. Августин резко противопоставлял церковь и государство. Своим утверждением о том, что "град земной", т.е. государственность, связан с царством дьявола, он положил начало многим средневековым ересям. Но в то же время он обсуждал идею обновления "града земного" в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и человека. Аквинат перетолковал господствующую августинскую интерпретацию истории и политики, Аквинат пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность в самом себе и вне себя: оно не только сохраняет мир, но является выражением божественного провидения и воли во имя людей. Политика, по мнению Аквината, означает моральную ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях. Политическое благоразумие - это правильный выбор средств к моральной цели, всеобщему благу общества и государства.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания. Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире.

Этика Канта Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы Изучение этики Канта продолжает развиваться с 20-х годов.

Для того чтобы описать специфическую императивность нравственности, Кант подразделил все императивы человеческого поведения на два больших класса: одни из них повелевают гипотетически, другие категорически. Гипотетические императивы можно назвать относительными, условными. Они говорят о том, что поступок хорош в каком-то отношении, для какой-то цели. Поступок оценивается с точки зрения его возможных последствий. Для того чтобы описать специфическую императивность нравственности, Кант подразделил все императивы человеческого поведения на два больших класса: одни из них повелевают гипотетически, другие категорически. Гипотетические императивы можно назвать относительными, условными. Они говорят о том, что поступок хорош в каком-то отношении, для какой-то цели. Поступок оценивается с точки зрения его возможных последствий. Нравственность есть принцип автономии воли, т.е. воли, которая является сама для себя законом.

Гегель одной из ступеней в развитии идеи права считает мораль. Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные, предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали — внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом.

В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида. В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида. Высшая ступень осмысления права человеком по Гегелю — нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми.

Имморализм Имморализм (или аморализм), направление в этике, отрицающее мораль и какие бы то ни было нравственные нормы, связывающие волю индивида. В качестве представителей Имморализма в новой философии можно назвать Ф. Ницше. Ницше, популяризовавший термин Имморализм, исходит из культа личности.

По теории экзистенциализма, чтобы встать на путь свободного, подлинно человеческого бытия, человеку достаточно, не меняя внешних условий, изменить лишь внутреннюю установку сознания с таким расчётом, чтобы его бытие выступило перед ним как его собственное творение. По теории экзистенциализма, чтобы встать на путь свободного, подлинно человеческого бытия, человеку достаточно, не меняя внешних условий, изменить лишь внутреннюю установку сознания с таким расчётом, чтобы его бытие выступило перед ним как его собственное творение. Этика неопротестантизма представлена таким течением как неоортодоксия (Барт, Бруннер, Тиллих).

Радикальный пересмотр традиционного христианства, иррационалистическая ориентация, использование идей экзистенционализма. Главные установки: абсурдность мира, трагизм человеческого существования, разорванного на две части, что определяет две моральные ориентации: неискоренимая греховность человеческой природы, определяющая постоянное чувство вины; подлинная мораль рационально невыразима и нереализуема в мирской жизни – приоритет веры над делами; абсолютная противопоставленность бога и человека. Радикальный пересмотр традиционного христианства, иррационалистическая ориентация, использование идей экзистенционализма. Главные установки: абсурдность мира, трагизм человеческого существования, разорванного на две части, что определяет две моральные ориентации: неискоренимая греховность человеческой природы, определяющая постоянное чувство вины; подлинная мораль рационально невыразима и нереализуема в мирской жизни – приоритет веры над делами; абсолютная противопоставленность бога и человека.

Список использованной литературы: 1. Философский словарь, под. ред. И. Т. Фролова, М.: Политиздат, 1986 2. Эпикур. Письмо к Менекею // Диаген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М., 1979. 3.Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. -М., 1977. 4.Кессиди Ф. Х. Окпат. М., 1976. 5. Бердяев Н. А. Философия свободы; Смысл творчества - М.: Правда, 1989. 6. Дробницкий О. Г. Понятие морали, М.: Наука, 1974 — 388 с. 7. Философия под ред. В. П. Кохановского, Ростов-на-Дону.: Книга, 1995.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Смотреть что такое "МОРАЛИСТЫ" в других словарях:

моралист — а, м. moraliste m., нем. Moralist. Тот, кто морализирует; сторонник строгой нравственности. БАС 1. Нравоучитель, кто пишет о нравах и советует наблюдать различные добродетели для собственного и общего благосостояния. Ян. 1804. Моралист 1721.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Презерватив — Мужской презерватив Презерватив (фр. préservatif, от позднелат. praeservo предохраняю), также кондом (фр. condom) средство контрацепции … Википедия

ШЕФТСБЕРИ — (Schaftsbury) Антони Эшли Купер (1671 1713) англ. философ. Занимался гл. обр. проблемами этики и эстетики. Эстетизировал мир, рисовал величественную картину вечно творимого и творящегося космоса, пронизанного гармоническим единством. Образ… … Философская энциклопедия

Казуистика — теория искусства применять к отдельным случаям (казусам) общие религиозные, нравственные или юридические принципы, бесспорные по существу, но далеко не всегда поддающиеся непосредственному приложению к отдельным жизненным явлениям. Большинство… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мабли — Габриель Бонно (де Mably, 1709 1785) аббат, один из наиболее популярных и влиятельных французских писателей XVIII в. В настоящее время сочинения М. забыты публикой и слишком мало изучаются специалистами, хотя представляют большой интерес для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Шефтсбери Антони Эшли Купер — (Shaftesbury) (1671 1713), граф, английский философ, эстетик и моралист, представитель деизма. Учение Шефтсбери проникнуто чувством гармонии, царящей в мире и человеке, в его диалогах утверждаются достоинство и внутренняя свобода человека… … Энциклопедический словарь

Мабли, Габриэль Бонно де — á Для термина этой статьи надо поставить правильное ударение. Эту статью следует … Википедия

Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович — Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов Дата рождения: 8 марта 1939(1939 03 08) (73 года) Место рождения: Алкадар, Касумкентский район, Дагестанская АССР Основные интересы: этика … Википедия

А. А. Гусейнов — Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (директор ИФ РАН) Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (8 марта 1939, селение Алкадар, Касумкентский район, Дагестанская АССР) советский и российский философ, академик РАН (2003), доктор философских наук (1977),… … Википедия

Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов — Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (директор ИФ РАН) Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (8 марта 1939, селение Алкадар, Касумкентский район, Дагестанская АССР) советский и российский философ, академик РАН (2003), доктор философских наук (1977),… … Википедия

Читайте также: