Виды адаптаций у человека сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Некоторые авторы рассматривают адаптацию в качестве условия выполнения личностью ее основных функций, решения сложных творческих проблем [13, 24]. Г.А. Горошидзе [4] рекомендует проводить профессиональный отбор творческих работников по показателям их адаптированности к профессиональным и социально-психологическим параметрам социальной среды.

Приведенные нами подходы к исследованию проблем адаптации в рамках психологических, социологических и иных концепций не раскрывают суть всех существующих в настоящее время понятий данного явления. И в рассмотрении некоторых вопросов проблемы адаптации видны принципиально разные подходы. Проведенный нами анализ отечественных и зарубежных исследований адаптации позволяет выделить следующие фундаментальные направления: отрицающее адаптацию человека в обществе и признающее ее.

В основе первого направления лежит концепция экзистенциализма, представители которого признают человека абсолютно свободным, обособленным от общества и его законов.

Представители другого направления рассматривают адаптацию личности в контексте предположения об отчужденности социальной среды от человека, трактуя адаптацию как форму защитного приспособления человека к социальным требованиям, как выход из стрессовой ситуации, как овладение новыми социальными ролями, как преодоление напряжения. Т. Шибутани [31] высказывает мнение о том, что адаптация – есть совокупность приспособительных реакций, в основе которых лежит активное освоение среды, ее изменение и создание необходимых условий для успешной деятельности.

В трудах отечественных исследователей, занимающихся социальной психологией, социологией труда, психологией управления, мы можем выделить два базовых варианта понимания сущности явления адаптации, в основу которых положены различия по признаку отношений субъекта и объекта адаптации: среды и адаптанта.

А.Л. Журалев и Б.Ф. Ломов (1975) акцентируют внимание на трудовой адаптации, то есть адаптации к условиям конкретного предприятия, особенностям организации труда и дисциплины на нем.

С.Л. Арефьев (1978), В.В. Синявский (1973) высказывают мнение о том, что профессиональную адаптацию нельзя рассматривать вне социально-психологической адаптации.

Социально-психологический анализ адаптации вынужденных мигрантов к новым условиям жизни предполагает всестороннее изучение взаимодействия субъекта и объекта адаптации, механизма этого явления. Только в этом случае правомерно говорить о возможности прогнозирования данного процесса и путей повышения его успешности.

С середины XX века начинает оформляться направление в понимании адаптации, представители которого исходят из методологических положений о единстве личности и общества, активном характере этого взаимодействия. Это работы М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, А.А. Налчаджяна, В.И. Ковалева, Н.А. Сырниковой и др., посвященные развитию теоретических и прикладных вопросов, вопросов, связанных с особенностями профессиональной и социально-психологической адаптации в производственной и непроизводственной сферах деятельности человека.

Реализованные в концепциях отечественных ученых Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А.Абульхановой-Славской, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Е.В. Шороховой и других, эти положения позволяют раскрыть сущность процесса адаптации как выражения единства взаимодействующих сторон – человека и социальной среды, где в основе единства лежит активность социальной среды и активность личности, ориентированная на познание окружающего мира и выработку четких принципов и определенных способов взаимодействия, дающих возможность и приспособиться к изменившимся социальным условиям, и преобразовать их по мере необходимости. Такое понимание основных характеристик деятельности личности в процессе ее социально-психологической адаптации акцентирует внимание на субъекте адаптации, в то время как социальная среда, выступающая в качестве объекта адаптации, рассматривается в основном статически, без демонстрации самой взаимосвязи.

Основываясь на положениях А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и других об активности личности, П.А. Просецкий и В.А. Сластенин рассматривают активность как внутреннее, присущее процессу адаптации, начало.

На сегодняшний день в научной литературе сложились различные точки зрения на содержание процесса адаптации, которые можно свести к двум основным подходам: широкому – более обобщенному пониманию адаптации – и узкому – специфическому.

В основе широкой трактовки явления адаптации лежит понимание детерминированности всех уровней адаптации человека – биофизиологического, психологического и социального. В таком аспекте социальная адаптация рассматривается как форма взаимодействия личности (или социальной группы) с социальной средой. В ходе этого взаимодействия согласуются требования и ожидания его участников, что включает в себя остальные уровни взаимодействия: биофизиологический и психологический.

Как отмечают М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович (1976), в основе такого взаимодействия лежит расширение знаний и сведений, необходимых субъекту для правильной ориентировки, умения управлять своим поведением, психологической готовности к активным действиям. При этом тип нервной системы, неповторимый жизненный опыт, неодинаковая возможность энергетической, психологической и правовой мобилизации человека и усвоения знаний обуславливают индивидуальные особенности процесса адаптации.

Точки зрения на адаптацию личности как систему, включающую все уровни адаптации человека: от биологического до социального, придерживаются в своих исследованиях С.Л. Арефьев (адаптация психолога на промышленном предприятии), В.И. Ковалев, Н.А. Сырникова (адаптация рабочих), С.Л. Добрынина (адаптация молодых переселенцев за рубежом), В.И. Замкин (адаптация персонала к измененной системе труда), С.В. Овдей (адаптация учителя).

Сложность структурной организации адаптации затрудняет реализацию системного подхода в конкретных социально-психологических исследованиях, в качестве предмета которых чаще всего выступает одна из сторон процесса активного приспособления человека к изменяющимся условиям внешнего мира.

Нельзя не согласиться с утверждением, что любой вид человеческой деятельности несет в себе адаптивный компонент, но это не означает, тождество объемов адаптивной и социальной деятельности, и как следствие, тождество социальной адаптации и социализации личности. Неправомерность такого понимания процессов социальной адаптации и социализации была показана отечественными учеными.

Только деятельность, в отличие от поведения, преобразует существующие условия. Напротив, адаптивное поведение ограничивается нахождением средств для достижения определенных целей. То есть адаптивное поведение – целесообразно, а деятельность – предполагает целеполагание, является целеполагающей деятельностью.

Базируясь на общей типологии человеческой деятельности и понимании целостной системы социальной деятельности как диалектически противоречивого единства адаптивности и преобразовательной деятельности, является правомерным отнесение социальной адаптации к одной из форм человеческой (социальной) деятельности.

Анализируя сущность понятий адаптации и социализации, отметим, что в научном сообществе существуют мнения относительно соотношения, связи и понятийных рамок этих явлений.

Большинством авторов признается факт связи и взаимовлияния между процессами адаптации и социализации. Воззрения ученых на сущность данных процессов можно разграничить по нескольким направлениям.

Другая группа авторов, среди которых В.Г. Бочарова (1993), Т.Шибутани (1998), заявляют об отсутствии принципиальных различий между процессом адаптации и процессом социализации, подразумевая при этом, что в основе данных явлений лежит процесс накопления индивидом разнообразных навыков, а Т. Шибутани также говорит о социализации как о протекающем в течение всей жизни процессе адаптации к новым условиям.

Третья группа ученых трактует адаптацию как понятие более широкое, нежели социализация. Такая трактовка свойственна ученым, понимающим адаптацию как сущность человеческой жизни, при этом обуславливается адаптация с помощью биологической и социальной программ наследования. Такой точки зрения придерживается З.Фрейд, предполагавший, что социальное становление человека по большому счету завершается к 5-6 годам, преодолев данный возрастной рубеж, человек приспосабливается к условиям социума на базе биологических механизмов адаптации.

Расхождения во взглядах ученых обусловлены неоднозначностью и сложностью рассматриваемых явлений. Проведенный нами анализ вышеназванных понятий позволяет заявить о некорректности сравнения их отдельных сторон и представлением этих отдельных сторон как основополагающих.

Рассматривая адаптационные процессы между личностью и обществом, нами отмечается существенная роль социальных условий при их воздействии на личность с помощью предъявляемых требований, обусловленных нормами, ценностями, традициями данной среды. При этом личность не является пассивным созерцателем, а наоборот, проявляя собственную активность, выступает в качестве субъекта деятельности.

Исходя из сущности процесса социально-психологической адаптации личности, мы полагаем, что, рассматривая адаптацию вынужденных мигрантов к новым условиям жизни, необходимо понимать под этим процессом перестройку психологических качеств, поведения и деятельности субъекта адаптации в ответ на требования новой социальной среды и изменения самой социальной среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности вынужденного мигранта в целях их полноценной взаимной деятельности и развития.

Специфика процесса адаптации личности состоит в том, что в ходе своей жизнедеятельности она сталкивается с необходимостью активного приспособления к разным элементам социальной среды, а именно: ее социально-психологическим, культурным, профессиональным, бытовым и другим характеристикам. Отсюда принято говорить о разных видах адаптации: производственной адаптации, межкультурной адаптации, аккультурации, профессиональной адаптации и так далее. Такое расхождение в толковании понятий обусловлено тем, что, по сути, все виды адаптации взаимосвязаны и их классификация не вполне оправданна.

Обобщая основные теоретические положения, высказанные в трудах отечественных исследователей проблемы адаптации, можно заключить, что:

адаптация фото

Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения.

Адаптация понятие. Выделяются два подхода к разбору феномена адаптации. Согласно первому подходу, адаптация – это свойство живого саморегулируемого организма, которое обеспечивает постоянство характеристик под воздействием на него условий окружающей среды, что достигается развитыми адаптационными способностями.

За вторым подходом адаптация – это динамическое образование, процесс привыкания индивида к обстоятельствам окружающей среды.

Приспособляемость в ситуациях, в которых отсутствуют барьеры на пути к достижению успехов, осуществляется посредством конструктивных механизмов. Эти механизмы включают познавательные процессы, целеполагание, конформное поведение. Когда ситуация проблемная и насыщена внешними и внутренними барьерами, то процесс адаптации протекает посредством защитных механизмов личности. Благодаря конструктивным механизмам человек может проявлять адекватную реакцию на изменения социальных жизненных обстоятельств, пользуясь возможностью оценивать ситуацию, анализировать, синтезировать и прогнозировать возможные события.

Выделяются такие механизмы адаптации человека: социальный интеллект – умение усматривать сложные отношения, зависимости между объектами социальной среды; социальное воображение – умение понимать опыт, мысленно определять судьбу, осознавая себя сейчас, свои ресурсы и возможности, помещая себя в рамки текущего этапа общества; реалистичная устремленность сознания.

Вышеописанные основные защитные механизмы при адаптации личности существуют еще дополнительные, они считаются более зрелыми: проекция – приписывание кому-то качеств, поступков, которые присущие самой личности, но она их не осознает; идентификация – отождествление себя с каким-то реальным или нафантазированным персонажем, приписывание себе его качеств; рационализация – стремление объяснить поступок, интерпретируя события таким образом, чтобы уменьшить его травмирующее влияние на личность; сублимация – преобразование инстинктивной энергии в общественно приемлемые формы поведения и деятельности; юмор – стремление снизить психологическое напряжение, применяя юмористические выражения или рассказы.

В психологии существует понятие адаптационного барьера, оно означает своего рода границу в параметрах внешней среды, выходя за которую адаптация личности уже не будет адекватной. Свойства адаптационного барьера выражаются индивидуально. На них влияют биологические факторы среды, конституционный тип личности, социальные факторы, индивидуально-психологические факторы человека, определяющие адаптационные возможности личности. Такие личностные свойства – это самооценка, система ценностей, волевая сфера и другие.

Успешность адаптации определяется полноценным функционированием физиологического и психического уровня личности. Эти системы находятся и функционируют во взаимосвязи. Есть компонент, которым обеспечивается эта взаимосвязь двух уровней и осуществляется нормальная деятельность личности. Такой компонент может иметь двойственное строение: психический и физиологический элемент. Этим компонентом в регуляции адаптации человека являются эмоции.

Факторы адаптации

Внешняя среда имеет множество природных факторов и созданных самим человеком факторов (материальной и социальной среды), под их воздействием формируется адаптация личности.

Природные факторы адаптации: компоненты живой природы, климатические условия, случаи природных катаклизмов.

Материальная среда включает такие факторы адаптации: предметы окружающей среды; искусственные элементы (машины, техника); среда непосредственного проживания; производственная среда.

Социальная среда имеет следующие факторы адаптации: государственное общество, этнос, условия современного города, связанный с ним общественный прогресс.

Наиболее неблагоприятными факторами окружающей среды считаются – антропогенные (техногенные). Это целый комплекс факторов, к которым человеку нужно приспособиться, поскольку он каждый день живет в этих условиях (техногенное электромагнитное загрязнение, строение автострад, мусорные свалки и т. д.).

Темп адаптации относительно вышеописанных факторов, индивидуален для каждого человека. Кто-то может приспособиться быстрее, кому-то очень тяжело дается этот процесс. Способность человека активно приспосабливаться к окружающей среде называется адаптивностью. Благодаря этому свойству человеку намного легче даются какие-то переезды, путешествия, попадание в экстремальные условия.

Согласно одной из теорий на успешность течения процесса приспособляемости влияют две группы факторов: субъективные и средовые. Субъективные факторы включают: демографические характеристики (возраст и пол) и психофизиологические особенности человека.

В другой психологической теории выделяются четыре психологических фактора адаптации личности. Когнитивный фактор включает в себя когнитивные способности и специфичные особенности когнитивных процессов. Фактор эмоционального реагирования включает особенности эмоциональной сферы. Практическая деятельность – это фактор условий и особенностей деятельности индивида. Мотивация личности является особым фактором адаптации личности. Например, если у человека преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неуспеха, тогда формируется успешная адаптация и ключевая деятельность становится более эффективной. Также на характер адаптации влияет соответствие мотивационного личностного ядра к целям и условиям деятельности. Мотив является фактором адаптации и с его помощью опосредуется воздействие внешних обстоятельств на индивида.

Виды адаптации

Выделяют четыре вида адаптации: биологическая, социальная, этническая и психологическая.

Биологическая адаптация личности – это приспособление к обстоятельствам окружающего мира, возникшее путем эволюции. Биологическая адаптация проявляется в видоизменении человеческого организма к условиям среды. Этот факт положен в основу разработки критериев здоровья и болезни. Здоровье является тем состоянием, пребывая в котором организм максимально адаптируется к среде. Когда процесс адаптации затягивается, способность к приспособлению падает и человек заболевает. Если организм совершено не может адаптироваться к необходимым условиям среды, то это означает его дезадаптацию.

Социальная адаптация личности – это процесс приспособления одного человека или группы к социальному обществу, представляющему собой условия, с помощью которых воплощаются жизненные цели. Сюда входит привыкание к учебному процессу, к работе, к отношениям с различными людьми, к культурной среде, возможным условиям отдыха и развлечения.

Человек может адаптироваться пассивно, то есть, ничего не изменяя в своей жизни или активно, изменяя условия собственной жизнедеятельности. Естественно, второй путь эффективнее, чем первый, поскольку если надеется только на волю божью, можно всю жизнь прожить в ожидании изменений и так и не дождаться их, поэтому необходимо брать судьбу в собственные руки.

Проблема адаптации человека к социальной среде может выражаться в различных формах: от напряженных отношений с трудовым или учебным коллективом до нежелания работать или учиться в этой среде.

Этническая адаптация – это вид социальной адаптации, который включает приспособление этнических групп к особенностям среды их расселения от социальных, погодных условий.

Проблема адаптации этнических меньшинств заключается в расистском отношении к ним коренных жителей и дискриминация в социальном плане.

Психологическая адаптация личности отмечается в любой форме адаптации. Психологическая приспособляемость является важным социальным критерием, с помощью которого дается оценка личности в сфере взаимоотношений, в профессиональной области. Психологическая адаптация личности зависит от различных изменчивых факторов, как например особенности характера, социальное окружение. Психологическая приспособляемость имеет такой аспект, как способность переключения с одной социальной роли на другую, и происходит это вполне оправдано и адекватно. В противоположном случае, речь идет о дезадаптации или нарушениях психического здоровья человека.

Личностная готовность приспосабливаться к изменениям среды, адекватная психическая оценка характеризуют высокий уровень приспособляемости. Такой человек готовый к трудностям и способен их преодолевать. Основа любой адаптации – это принятие сложившейся ситуации, понимание ее необратимости, умение сделать из нее выводы и способность поменять свое отношение к ней.

Не всегда процесс адаптации происходит адекватно. Иногда на него воздействуют какие-нибудь негативные факторы и тогда нарушается процесс, начинают формироваться неприемлемые формы поведения.

Выделяют два вида неприемлемой формы адаптации: девиантную и патологическую. Девиантная форма адаптационного поведения совмещает в себе формы и способы действия, обеспечивающие личности удовлетворение ее нужд непозволительным для группы методом.

Особенности адаптации в девиантной форме выражаются в двух типах поведения: неконформистском и новаторском. Неконформистский тип девиантного поведения зачастую провоцирует конфликты группы. Новаторский тип девиантного поведения выражается в создании новых способов решения проблемных ситуаций.

Патологическая форма адаптации осуществляется через патологические механизмы и формы поведения, приводит к появлению психотических и невротических синдромов.

Вместе с патологическими формами существует дезадаптация. Дезадаптация – это нарушение взаимодействия человека и окружения, которая сопровождается конфликтами между личностями и внутри самой личности. Также ее определяют, как поведение, несоответствующее нормам и требованиям окружения. Диагностировать дезадаптацию можно за определенными критериями: у человека наблюдается нарушение профессиональной деятельности, проблемы в межличностных отношениях, эмоциональные реакции, выходящие за границы нормы (депрессия, агрессия, тревожность, изолированность, закрытость и другие).

Дезадаптация личности по продолжительности бывает: временная, устойчивая ситуативная дезадаптация и общая устойчивая. Временная дезадаптация происходит, когда человек вступает в новую для себя ситуацию, к которой обязательно нужно адаптироваться (зачисление в школу, вступление на новую должность, рождение детей, неожиданные и нежелательные изменения режима и т. д.).

Дезадаптация устойчиво-ситуативной формы происходит в случае невозможности найти адекватные способы приспособления в необычных условиях при решении проблемной ситуации (на работе, в семейных отношениях).

Дезадаптация личности может возникать, если человек пережил тяжелую, травмирующую психику ситуацию; находится в состоянии стресса; пережил экстремальную ситуацию, травматическую, в которой он участвовал непосредственно сам или был ее свидетелем, такие ситуации связанны со смертью, ее потенциальной вероятностью или реальной угрозой жизни; переживание страданий своих или других людей, ощущая при этом чувство беспомощности, страха или ужаса. Часто такие ситуации вызывают посттравматическое стрессовое расстройство. Также дезадаптация личности происходит в случае ее неуспешного включения в новую для нее социальную среду или из-за возникших проблем в личностных и межличностных отношениях.

Состояние дезадаптации сопровождается нарушениями в поведении человека, вследствие чего возникают конфликты, которые часто не имеют серьезных оснований и явных причин. Человек отказывается выполнять свои обязанности, на работе проявляет неадекватные реакции по поводу приказов начальства, чего прежде не возникало никогда. Он активно высказывает свой протест окружающим, старается изо всех сил им противодействовать. Ранее индивид всегда руководствовался социальными ценностями и приемлемыми нормами, благодаря которым регулируется социальное поведение людей.

Девиантное отклоняющееся ненормативное поведение – это форма проявления дезорганизации личности или группы в обществе, выказывающая несоответствие ожиданиям и морально-правовым требованиям общества. Такой выход за рамки обычного, нормативного состояния связан с его сменой и условиями деятельности и совершением определенного действия. Это действие называется поступком. Такой поступок играет значительную роль в процессе адаптации. С его помощью человек способен исследовать среду, проверить себя, испытывать свои возможности, ресурсы, выявлять свои качества, позитивные и негативные стороны личности, особенности, намерения, выбирать способы достижения целей.

Девиантное поведение чаще всего формируется в подростковом возрасте. Как раз в этот период личность очень восприимчива, она формирует свое отношение к миру, к людям, это влияет на ее адаптацию в близком окружении и в социальной среде, и в общем. Подросток считает себя вправе лично выбирать, каким образом ему себя вести, и часто установленные социумом правила и законы он считает навязчивыми и старается им противодействовать. Отрицательная девиация наблюдается в таких проявлениях, как ложь, грубое и нахальное поведение, лень, агрессивность, склонность часто устраивать драки, курение, пропускание занятий, злоупотребление алкоголем, лекарствами и наркотиками.

Существует также положительная девиация, она выявляется в стремлении личности экспериментировать, что-то изучать, выявлять свои возможности. Часто это проявляется в творческой деятельности, в способностях создать творение искусства и стремлении реализовать свои идеи. Положительная адаптация более благоприятна в отношении адаптации индивида в социальной среде.

Адаптация — перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Для человека свойственны несколько видов адаптации:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • физиологическая (направленная на обеспечение возможности существования организма в тех или иных условиях внешней среды);
  • биологическая (проявляется в ходе эволюционных процессов);
  • психологическая.

В отличие от двух первых, адаптация психологического характера необходима для ощущения комфорта личности в коллективе. Она обеспечивает полноценную включенность человека в социальные, профессиональные, культурные и прочие отношения, а также делает возможным исполнение соответствующих функций.

Значение душевного комфорта у человека велико при любом способе существования, в каждой жизненной ситуации. Примером являются:

  • сфера профессиональных, учебных, политических отношений;
  • социальные и социально-психологические функции;
  • взаимоотношения в сферах экологии, природоохранных мероприятий и т.п.

Управляя процессами адаптации, необходимо также учитывать второй путь — перестройку ценностей в интересах личности посредством выработки приспособленческих свойств в новой среде, в условиях новых норм и правил.

Психологическая адаптация ведет к гармоничным взаимоотношениям личности и окружающего мира. При этом имеют значение такие факторы:

  • социальная характеристика самой среды;
  • физиология живого организма;
  • характер деятельности человека и степень его профессиональной подготовки и т.п.

Этот процесс начинается в раннем детстве и происходит на протяжении всей жизни. Его качество чрезвычайно важно, поскольку определяет комфортность нахождения в социуме.

Только полноценно адаптированный организм может взаимодействовать с другими членами общества, соответствовать их ожиданиям, привыкать к установленным нормам и правилам, учиться, работать.

Психологи выделяют различные методы адаптации:

  • пробы и ошибки;
  • наблюдение;
  • инсайт;
  • латентная форма;
  • рассуждения;
  • реагирование на окружающий мир.

Когда на жизненном пути человеку встречаются трудности, он стремится их преодолеть, используя предыдущий опыт и свой потенциал. Пробуя тот или иной вариант решения проблемы, не исключены ошибки. Совершая их, личность приобретает новый опыт, при этом приспосабливаясь к существующим условиям.

Человек не существует изолированно. Окружающий мир постоянно посылает ему сигналы, часть из которых остается на подсознательном уровне. По мере необходимости они всплывают в сознании и применяются на практике.

Виды адаптации, какие существуют, общая характеристика

Ученые выделяют следующие виды психологической адаптации:

  • социальную;
  • социально-психологическую;
  • профессионально-деятельностную;
  • экологическую.

Отдельные теории содержат также интегральный (системный) профессиональный, личностный, досуговый, семейный и т.д. варианты. На практике каждый вид может совмещаться с другим видом, образовывая комплексную психологическую адаптацию.

Социальная адаптация — активное приспособление индивидуума к существованию в определенном социуме, которое может происходить на физиологическом, психологическим и социальном уровнях.

Механизмы рассматриваемых процессов не так просты, как кажутся на первый взгляд. Кроме того, они могут длиться долго, постепенно переходя из одной фазы в другую. На личность оказывают давление сильные социальные факторы, например, общественное мнение. За несоответствие поступков нового человека установленным правилам в обществе, его могут осуждать, игнорировать в конкретной структуре либо в обществе в целом.

В процессе социальной адаптации человек должен:

  • стать самостоятельным;
  • научиться принимать аргументированные решения;
  • стать ответственным и исполнительным;
  • научиться предвидеть последствия определенных действий.
  • приспособиться к устоявшемуся ритму нового места работы;
    понять цели и задачи своей деятельности;
  • научиться справляться с поставленными задачами, соблюдая необходимую производственную дисциплину;
  • освоить свою роль и получить заслуженный профессиональный статус.

При этом можно столкнуться с новыми для себя политическими, правовыми, этническими, религиозными, культурными, языковыми и другими практиками. Понятно, что не каждой личности это дается быстро и легко. Требуется грамотная адаптационная политика, в основе которой лежат особенности новой сферы труда.

Особым методом выработки адекватного отношения к внешнему миру является экологическая адаптация. Именно посредством нее человек приспосабливается к новым условиям окружающей среды, которая часто сильно разнится. Теоретические заключения по этой тематике свидетельствуют, что такие процессы могут затрагивать биолого-генетический уровень, а также деятельность высшей нервной системы. Здесь имеет значение также гендерная идентичность и психологический пол. Вопрос экологической адаптации настолько серьезен, что привычка жизни в новых условиях может не выработаться никогда, несмотря на инверсию и другие механизмы.

Функции социально-психологической адаптации личности

Одним из основных вариантов рассматриваемых процессов является социально-психологическая адаптация. Это система, при которой происходит развитие новых ценностей, приспособление к работе по новым правилам и нормам. Вариант касается как семейных, так и более широких (как пример: школа, лицей, институт, трудовой коллектив) кругов.

Адаптация такого варианта считается успешной, если у личности получается согласовывать свои действия с общественно признанными постулатами, сосуществование в коллективе не угнетает собственную нервную систему, а дарит ощущение насыщенной, богатой жизни. В этом просматривается польза, как человеку, так и профессиональному социуму.

Этот вид адаптации важен для защиты человека от отрицательного влияния внутреннего психического напряжения. С ее помощью компенсируются беспокойство, стрессы, дискомфортные состояния, поводом для которых являются негативные отношения с окружающими людьми либо обществом в целом. Природа наделила человека умением самостоятельно создать защитные механизмы своей психики. Они послужат препятствием травмирования собственной нервной системы, погасят негатив от неблагополучных межличностных отношений. Особенно это важно для детского возраста.

Наряду с психологической защитой, к механизмам социально-психологической адаптации можно отнести:

  • выработку социального равновесия между личностью и социальной средой;
  • проявление и развитие собственных творческих способностей;
  • проявление общественной активности;
  • способность регулировать интенсивность и качество взаимоотношений с членами социума;
  • занятие комфортного положения с позиции эмоции;
  • способность самостоятельно корректировать свое поведение в зависимости от обстоятельств;
  • полная самореализация;
  • отсутствие сбоев в психическом здоровье.

В этом виде адаптации различают варианты:

В первом случае при достижении полной адаптации появляется общность интересов, совпадают цели индивидуума и общества. Во втором — адаптация носит формальный характер. В этом случае общность интересов отсутствует, личность визуально принимает новые условия своего существования, однако в душе по-прежнему чувствует дискомфорт. Это мешает ее самореализации и препятствует проявлению природных способностей.

Особенно негативные последствия имеют травмирующие психику события. В таком случае, особенно в детском возрасте, адаптивный потенциал резко снижается, успех социально-психологической адаптации сводится к минимуму.

Кроме того, этот вид адаптации делят на добровольную и принудительную. Второй вариант редко имеет положительную динамику. Личность теряет свои природные адаптационные возможности из-за ментальных и эмоциональных нарушений.

Подходы к пониманию адаптации в современной психологической науке

Изучению адаптационных процессов в обществе посвящены работы:

  • Н.Е. Введенского;
  • И.П. Павлова;
  • И.В. Давыдовского;
  • Л.М. Сеченова и др.

В их основе — теория о единстве среды и организма, которую выдвинул И.М. Сеченов.

В трудах Ухтомского развиваются идеи И.П. Павлова по выработке условного и безусловного рефлексов.

Основополагающими моментами являются позиции теории Л.С. Выготского, которая характеризуется, как культурно-историческая. Автор утверждает, что во время исторического развития человек способен менять свой характер, усовершенствовать способы поведения, чем приспосабливаться к новым условиям жизни.

А.Н. Леонтьев утверждает, что окружающие социальные объекты не даны человеку от рождения. Попадая в незнакомый мир, человек осуществляет практическую (познавательную) деятельность, используя при этом свой психический потенциал.

Существует еще одна модель адаптации. Ее основа — в системном анализе, который демонстрирует принцип динамического равновесия. Такая теория была выдвинута Л. фон Берталанфи.

Антропологи Р. Браун и Б. Ван-Геннеп в 30-40-е годы прошлого столетия подняли вопрос зарождения особых форм отношений и совершения действий в зависимости от происходящих в обществе процессов взаимодействия. Социальные системы подвижны. Это дает право расценивать социализацию индивидуума с позиции периодов или циклов, для каждого из которых характерны своя специфика.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Амурской области

Адаптация организма человека к условиям окружающей среды.

Птица Ульяна Владимировна

Преподавание в начальных классах

курс I , группа 112

Чалкина Наталья Анатольевна

2.Адаптация человека к условиям окружающей среды.

4.Адаптация человека в обществе.

5.Значение адаптации в условиях экологического кризиса

1. Понятие адаптации.

Адаптация (от латинского adapto - приспособляю) процесс приспособления физиологических функций организма к изменениям окружающей его среды, направленный на поддержание гомеостаза, т.е. постоянства внутренней среды организма. Этот процесс повышает устойчивость организма к воздействию различных внешних факторов (в том числе и неблагоприятных), что позволяет ему нормально функционировать в неадекватных условиях окружающей среды (Анатомия, физиология, психология человека 2003). Человек всегда обладал способностью адаптироваться к естественной и искусственной среде. Это процесс, в результате которого человек постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам окружающей среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью. Полная адаптация человека в экстремальных ситуациях сохраняет возможность интеллектуальной деятельности, соответствующее ситуации поведение и продолжение рода. Однако нужно помнить, что продолжительные, интенсивные, многократно повторяющиеся нагрузки вызывают реакции, приводящие в конечном счете к подрыву физического здоровья.

Адаптация человека - это процесс, в результате которого организм постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам окружающей среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью, и решать задачи, ранее неразрешимые

2.Адаптация человека к условиям окружающей среды.

3.Формы адаптации

1)физиологическая - устойчив уровень активности и взаимосвязи функционирующих систем, органов и тканей, также механизмов управления, он обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма и трудовую активность человека в новых условиях существования. Способность к воспроизведению здорового потомства.

2) генотипическая - Комплекс видовых наследственных признаков - генотип - становится исходным пунктом следующего этапа адаптации, приобретаемого в процессе жизни каждого человека, - индивидуальной или фенотипической адаптации. Она формируется в процессе взаимодействия конкретного организма с окружающей его средой обитания и обеспечивается специфическими для этой среды структурными морфофункциональными изменениями.

3) акклиматизация – негенетическая биосоциальная адаптация к сложному комплексу условий внешней среды, центральное место в котором занимает климатический фактор. Адаптация такого типа, как правило, сопровождается только кратковременными сдвигами физиологических показателей. 4)перекрестная адаптация- адаптация к одному фактору, например к гипоксии, повышает резистентность к комплексу других факторов(устойчивость к гипоксии, перегрузкам, к высоким температурам, физическим нагрузкам, а адаптация к физическим нагрузкам повышает устойчивость к гипоксии, тормозит развитие атеросклероза, диабета, гипертонической болезни.

Адаптация к действию высокой температуры Высокая температура может на организм человека в искусственных и естественных условиях. 1 фаза связанная с отсутствием баланса между теплопродукцией и теплоотдачей(потоотделение). По мере того, как работа в горном цехе становится перманентной, а идет за счет уменьшения теплопродукции, формирования стойкого перераспределения кровенаполнения сосудов с поверхности тела теплоотдача облегчается. Потоотделение из избыточного в аварийной фазе превращается в адекватное высоким темпер-м. Потеря с потом воды и солей компенсируется путем подсоленной воды.

Итак, между человеком и окружающей средой есть гармоничное единство. Все условия среды, факторы окружающей среды также участвуют в формировании здоровья человека.

Здоровье человека - по определению Всемирной организации здравоохранения - объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.

Среди факторов, формирующих здоровье населения, выделяют:

- наследственные (генетически обусловленные факторы, формирующие наследственные заболевания - гемофилию, дальтонизм, альбинизм и др.);

- эндемические (обусловленные биохимическими особенностями местности, приводящими к возникновению эндемических заболеваний - флюороз, кариес зубов, эндемический зоб, и др.);

- природно-климатические (характерные для определённых климатических зон, вызывающие рост простудных заболеваний - в зоне холодного климата и кожных заболеваний - в зоне холодного климата);

- эпидемические (региональные особенности местности, приводящие, в частности, к возникновению природно-очаговых инфекций - риккетсиозы, лептоспирозы, клещевой энцефалит и др.);

- профессиональные (факторы производственного процесса, способные привести к расвитию профессиональных заболеваний);

- социальные (питание, образ жизни, социальное благополучие);

Значимость воздействия каждого фактора несомненна. Воздействуя между собой и усиливая тем самым друг друга, они наносят урон национальному генофонду.

Экологические факторы являются одними из наиболее существенных, формирующих здоровье населения. Создание благополучной, экологически безопасной среды - задача всего общества, но для ее выполнения необходимо, чтобы каждый гражданин осознавал важность своего участия в этом процессе. И особая роль в пропаганде здорового образа жизни, повышении санитарно-гигиенической культуры населения отводится медицинским работникам. Они призваны не только оказывать помощь больным, но и шире вести профилактику различных заболеваний.

Здоровье оценивается по социально значимым показателям, медико-статистическим и морфофункциональным показателям:

Важнейшими факторами здоровья являются наследственность, окружающая среда, образ жизни и уровень здравоохранения.

Организм человека - открытая для окружающей среды биосистема, важнейшей стратегической задачей которой является сохранение гомеостаза, что связано с нормальным состоянием его систем. Загрязнение среды обитания человека многочисленными физическими, химическими, биологическими и другими ингредиентами, прежде всего влияет на регуляторные системы организма, защитный механизм клетки, угнетая или усиливая её восстановительную функцию. Чем неблагоприятнее окружающая среда, тем ниже уровень здоровья населения. Изучение механизмов взаимодействия природы в широком её понимании, агротехнических её преобразований и популяций человека способствует более глубокому осознанию вопросов общей патологии, этиологии и онтогенеза состояния антропогенного напряжения, адаптации и болезни. Экологизация жизни человека становится настоятельной необходимостью, в противном случае людей ждёт катастрофа. Экологизация человеческого общества имеет главный мотив - снижение давления человека на среду жизни, локальную и глобальную. Долевой вклад экологического фактора в нарушение состояния здоровья и развития основных форм патологии у человека определяется в пределах 40-60%. Окружающая среда оказывает на человека благоприятное и неблагоприятное воздействие. Благоприятное воздействие проявляется в развитии и формировании здоровья, неблагоприятное, в первую очередь, во влиянии антропогенных факторов загрязнения.

4.Адаптация человека в обществе

Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта. Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности. индивидуальное своеобразие человека это личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки. Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации к ней и подобной ей (типичной) ситуации. Одно временно у него формируется способность к приспособлению, что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореализации. Чем больше у человека опыт приспособления к новым условиям, тем быстрее происходит его адаптация. Он способен достаточно активно привыкнуть к типичным (сходным) для него условиям, тем, в которых он уже бывал. Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Данный факт имеет исключительно важное значение в понимании природы формирования адаптационных возможностей .

Адаптация к психогенным факторам: Адаптации к психогенным факторам происходит с помощью нервной деятельности. Адаптация к этим факторам проявляется в зависимости от темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). У крайних типов эта адаптация не является стойкой, рано или поздно фактор, воздействующий на психику, приводит к срыву внешней нервной деятельности. Неврозы характеризуются дезориентацией как психических, так и вегетативных функций.

Адаптация к дефициту информации: Человек в ходе эволюции развивается за счёт информации, получение информации тесно связано с разными видами функциоактивности (двигательной, умственной, эмоциональной). Защита от каких-либо раздражений быстро приводит к нарушению сна, зрительных и слуховых галлюцинаций, нарушениям, которые могут стать необратимыми.

Насыщение среды и производства скоростными и быстродействующими машинами повышает напряжение, требует дополнительных усилий от человека, что приводит к переутомлению. Хорошо известно, что переутомленный человек больше страдает от последствий загрязнения воздуха, инфекций.

Загрязненный воздух в городе, отравляя кровь окисью углерода, наносит некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки сигарет в день.

Серьезным отрицательным фактором в современных городах является так называемое шумовое загрязнение. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовой загрязнение.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.

Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.

5.Значение адаптации в условиях экологического кризиса

По результатам комплексных исследований в естественных условиях высокогорья, пустыни и Крайнего Севера были выработаны следующие критерии адаптации человека к экстремальным условиям: стабилизация адекватных среде обитания физиологических показателей транспорта и обмена газов в тканях; высокий уровень максимального потребления кислорода (чем выше уровень максимального потребления кислорода определенным человеком, тем этот человек работоспособнее и стабильнее адаптирован); сохранение высокой работоспособности и общей резистентности (устойчивости, сопротивляемости) в ответ на действие дополнительных факторов (физических нагрузок, изменений температуры внешней среды и др.).

В настоящее время в условиях экологического кризиса устойчивость людей к загрязнению окружающей среды снижается. Это объясняется тем, что адаптация может формироваться только при условии, если дозы отрицательно влияющих на организм экологических факторов не будут превышать определенные допустимые уровни. Подобное условие возникновения адаптаций характерно и для других организмов.

В экстремальных экологических условиях, например в условиях высокого уровня радиоактивного и химического загрязнения, возможности для адаптации к загрязнению среды находятся на очень низком уровне или отсутствуют. Это требует разработок долгосрочных программ по оценке качества среды обитания человека и состояния здоровья населения в постоянно меняющейся среде обитания, а также проведения мероприятий природоохранного характера, направленных на повышение экологической безопасности населения.

В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производства. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, поступая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в конце концов в организм человека. Вредные вещества очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия может являться смог, образующийся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.

Реакция организма на загрязнение зависит от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди.

При систематическом или периодическом поступлении в организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление. В результате загрязнения появляются новые, неизвестные ранее болезни. Многие говорят, что их причины установить трудно, однако учеными установлены причины большинства заболеваний, а подобное убеждение связано с тем, что многие люди просто не верят в то, что, например, курение в подростковом возрасте привело к развитию тяжелейших заболеваний во взрослом состоянии.

Курение наносит огромный вред здоровью человека. Курильщик не только сам вдыхает токсические смолы, но и загрязняет атмосферу, подвергая опасности окружающих. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают чуть ли не больше вредных веществ, чем он сам. Помимо заболеваний легких, курение способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушая его моторику. Это приводит к, казалось бы, безобидной изжоге, однако это раннее проявление заболевания, которое в дальнейшем может привести к развитию рака пищевода.

В данной работе было описано влияние на организм человека условий окружающей среды: естественных – климат, погода, ландшафт, питание, воздействие микроорганизмов; и искусственно созданных самим человеком – синтетические химические агенты, неблагоприятные условия городского существования, – а также способность людей адаптироваться к сложившимся условиям. Таким образом, была достигнута цель работы – рассмотреть влияние основных факторов внешней среды на здоровье человека.Поскольку человек всегда был, остается и в ближайшее время вряд ли перестанет быть частью единой экосистемы Земли, то и проблемы, поднятые в этой работе, не утратят свою актуальность. Любое изменение среды обитания непременно приводит к изменению в составе или структуре популяции живых организмов, ее населяющих – это эволюционный закон. Но не хотим же мы, чтобы через некоторое время Землю населяли ДРУГИЕ люди или не люди вовсе? Большинство из нас, правда, до сих пор не понимают необходимости защиты окружающей среды. Да и, к сожалению, даже осознание сложившихся проблем, не намного приблизило бы нас к их решению, поскольку уже сегодня речь идет уже не о защите природы, а о ее восстановлении.

Читайте также: