Речевое сообщение включает следующие компоненты вступление основная часть заключение

Обновлено: 30.06.2024

1. В отделе, где работают исключительно люди пенсионного возраста: А) Социальная политика правительства; Б) О воспитании молодежи; В) Мода вчера и сегодня; Г) Что такое современный рок; Д) Секреты рационального питания.

2. В женском клубе: А) Мода вчера и сегодня; Б) Спорт - посол мира и дружбы; В) Секреты французской кулинарии; Г) Налоговая политика в Мексике; Д) Социальная политика правительства.

a. вступление, основная часть, заключение

b. зачин, введение, основная часть заключение, концовка

b. рекламный текст

c. научный текст

7. Нужно найти одно слово (прилагательное), которое в одинаковой степени подходило бы к тем словам, что помещены ниже:

1. Огурец, бриз, суп, жаркое —…

2. Воздух, снаряд, аккумулятор —…

3. Молоко, баня —…

4. Взгляд, речь, жест, объятие —…

5. Морщина, трещина, провал —…

6. Прицел, восток, расчет —…

7. Костюм, туча, дело, кожа —…

8. Поток, речь, движение —…

9. Стан, фигура, ветка, пружина —…

10. Прыжок, рык, вой, взгляд —…

Вариант 4

1. Проведите цезурирование речи:

Дорогие ветераны!

Молодежь знает историю своей страны и чтит ваш подвиг. В школах района созданы музеи Боевой и Трудовой Славы. Каждый год в них появляются новые страницы истории, новые строки биографий: участников Великой Отечественной войны и тех, кто ковал победу на трудовом фронте. Все последние годы школьники со своими учителями ведут работу по сбору материалов для Книги Памяти.

Незабываемы Уроки мужества, которые проходят в образовательных учреждениях. Незабываемы и Уроки памяти, которые проводит районный женский совет с учениками у памятника погибшим односельчанам в Великую Отечественную, куда приходят внуки и правнуки тех, чьи имена начертаны на плитах обелиска.

Солдатские вдовы - на их плечи легли все заботы о детях, доме и благополучии своих семей. Низкий поклон вам, дорогие женщины! Спасибо, за то, что выстояли и выдюжили!

Дорогие ветераны!

Мы помним о бессмертном подвиге тех, кто первым поднимался в атаку, и кто грудью закрывал амбразуры.

О тех, кто шёл на воздушный таран или на танки. Кто стоял насмерть на поле боя. Кого не сломили ни пытки, ни фашистские застенки.

Отмечая День Победы, мы воздаем должное воинской доблести солдат, участвующих в защите границ Советского Союза на Дальнем Востоке, разгромивших Квантунскую армию милитаристской Японии. Советская Армия, в которой воевали и наши земляки, с честью выполнила свою миссию. Свобода пришла к народам Китая, Кореи и Монголии. Были освобождены Сахалин и Курилы.

Примите слова искренней благодарности и признательности: Сергей Семенович Некрылов, Мария Пахомовна Бусел, Алексей Дмитриевич Соломенный и многие другие, кто защищал Родину, а затем многие годы трудился во имя лучшего будущего, на благо родного района.

В этот торжественный день мы славим Солдата Победы, кто уцелел в великих испытаниях!

Мы славим тружеников тыла!

Мы вспоминаем тех, кто пал смертью храбрых, защищая Родину.

Вечная память героям!

Вечная слава героям!

С Днем Победы, дорогие земляки!

a. доверенность

b. деловая переписка

c. рецепт приготовления блюда

3. Определите жанр диалогической речи:

c. проповедь

d. адвокатская речь

4. Вставьте пропущенное слово:

Успешность речевого общения - это осуществление коммуникативной цели инициатора общения и достижение собеседниками …

Зачины

Зачин – это своего рода крючок, который должен зацепить внимание аудитории. Зачины речи. 1.Постановка проблемного вопроса. 2. Риторический вопрос. 3. Апелляция к событиям, времени, месту 4. Апелляция к известным источникам информации, книгам, документам, письмам, цифрам 5. Апелляция к непосредственным интересам аудитории 6. Апелляция к чувствам публики 7. Апелляция к мудрости мудрых 8. Апелляция к собственному опыту 9. Юмор

Зачин может помочь нам эмоционально разогреть слушателей, привлечь внимание, удивить, запомниться, в конце концов, разбудить слушателей после предыдущего оратора Функция зачина – привлечь внимание слушателей.

Цели зачинов:Привлечь внимание. Наладить контакт со слушателями. Эмоционально подготовить аудиторию.

Структура выступления: вступление - центральная часть - заключение


Пришла пора глубже разобраться в еще одном из трех китов ораторского мастерства, а именно – в содержании речи.

Помните, когда-то давно мы говорили, что для оратора равно важны как информация, которую он хочет предоставить зрителям, так и форма ее подачи. И форме, базовой ораторской технике начинающего ритора следует учить в первую очередь – иначе он просто не сможет донести до слушателя даже самую замечательную мысль. А вот умение, говорить уверенно, красиво и убедительно, хорошо импровизировать, блистать актерским мастерством всегда помогало (и сейчас помогает) добиться от публики нужных результатов. Даже, увы, при отсутствии реального содержания. Если все еще в этом сомневаетесь – послушайте политиков )).

Можем ли мы, следовательно, сказать, что два фактора – владение техниками ораторского мастерства и знание фактов по нужной теме – гарантированно приведут к успеху? Не совсем так.

  • Если вы знаете, что положить в суп, и умеете красиво сервировать стол – это еще не значит, что обед будет вкусным. И если вы овладели музыкальной грамотой и умеете быстро и аккуратно записывать ноты – не факт, что у вас получится прекрасная музыка. Нужно знать секреты композиции…

Хорошая речь, как и хорошая музыка, получается, когда мы правильно распределяем ее содержание, подаем факты в наилучшей последовательности – так, чтобы каждый из них подчеркивал и усиливал общее впечатление. Правильно выстроенное выступление синергично – оно действует на аудиторию значительно сильнее, чем подействовали бы факты сами по себе. А ошибочная композиция дает обратный эффект: факты, тезисы, аргументы мешают друг другу и могут полностью испортить выступление, даже если информация интересна и полезна. Несомненно, умение работать с содержанием речи, составлять отдельные части в правильную композицию – третий фактор, необходимое условие успеха выступления (если, конечно, у вас нет собственного профессионального спичрайтера). Об этом и пойдет речь в ближайших выпусках рассылки.

Сегодня мы познакомимся с самым простым и универсальным способом построения выступления. Он не требует особой подготовки – а значит, хорош, если вас застали врасплох ). Он весьма эффективен для выступления с рассказом, презентацией, интересной историей – и если вы не профессиональный оратор, это, пожалуй, большая часть ваших речей. Его очень легко запомнить и ему практически не нужно учиться. Итак, встречайте –

Ваше выступление будет состоять из трех частей. Все как в школьных сочинениях – вступление, основная часть, заключение.

В первой части – расскажите зрителям, о чем вы им будете сейчас рассказывать.

Во второй части – расскажите им об этом.

В третьей части – расскажите, о чем вы рассказали.

И все. Да – в самом начале, еще до первой части, нужно поздороваться и представиться. А когда закончили – поблагодарить и попрощаться.

На первую и третью части планируйте примерно по 10-15% времени, на основную – 70-80%. Если собираетесь после выступления ответить на вопросы аудитории – добавьте к третьей части еще 5-10% (острая тема, возможно, потребует больше).

Этот классический способ очень хорош для публики – он прочно захватывает внимание аудитории, готовит ее к восприятию темы, создает композиционный стержень выступления и помогает хорошо запомнить содержание речи. Отработайте его – и он никогда не подведет!

Предыдущие лекции были посвящены работе с аудиторией и целям публичных выступлений. В этом материале — о структуре идеального публичного выступления.

Русский язык. Риторика.10-11кл. Учебник
Учебник соответствует ФГОС среднего (полного) общего образования и включен в Федеральный перечень учебников (предмет по выбору). На завершающем этапе школьной гуманитарной подготовки риторика даёт возможность учащимся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Изучение риторики позволяет познать законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на практике. Риторика знакомит учащихся с основами знаний о речевом общении, причинах и признаках его успеха или неудачи, дает возможность учащимся освоить методы и способы работы над своей речью, помогает формировать эффективное речевое поведение в различных ситуациях общения, способствует пониманию у школьников важности национально-культурных различий в речевом поведении. Теоретический материал сопровождается практическими знаниями, что дает возможность полнее овладеть искусством красноречия.

Третье занятие серии посвящено структуре публичного выступления. Традиционно структура выступления делится на три блока: вступление, основная часть и заключение.

Основная часть. Задача — разъяснить тему, доказать аргументами, подвести слушателей к необходимым выводам. Принципы работы: экономия времени, усилий и речевых средств; принцип развития рассуждения идет от очевидного к менее очевидному и усилению значимости аргументов к концу. Виды аргументов: рациональные и иррациональные; сильные и спорные. Какие и когда озвучивать, говорящий решает сам, по ситуации в аудитории. Надо иметь и запасные аргументы.

Заключение. Задача — суммирование сказанного, подчеркивание значения, призыв к дальнейшим действиям. Как закончить выступление? Привести цитату или крылатое выражение. Дать иллюстрацию. Сделать комплимент аудитории. Поблагодарить за внимание.

Притом надо хорошо понимать, что письменная речь, будучи воспроизведенной в качестве устной, срабатывает плохо. Поэтому выступающему даже по готовому тексту следует помнить: для устной речи характерны спонтанные переходы, комментарии о порядке хода речи и о самой речи, повторы и возвращения, РЕКАПИТУЛЯЦИИ (мы снова возвращаемся к тезису).

Итак, слагаемые успеха выступающего: голос, энергетика, сверхзадача, диалогизация, естественность.

Записала Людмила Кожурина

Гост

ГОСТ

Логические основы построения речи

Композиция речевого высказывания определяется многими факторами:

  • коммуникативной ситуацией и ее компонентами;
  • речевой интенцией и коммуникативной задачей;
  • степенью подготовленности аудитории;
  • глубиной раскрытия темы, ее содержательной составляющей.

Однако общими требованиями по-прежнему являются логичность и композиционная стройность речи. Эти качества обеспечиваются за счет соблюдения следующих условий:

  1. Соответствие содержания речи заявленной теме.
  2. Наличие структурных компонентов, соотносящихся с основными композиционными элементами текста: вступления – основной части – заключения (вывода).
  3. Связность на уровне смысла: все части высказывания должны соотноситься друг с другом, последовательно развивая мысль автора.
  4. Аргументы в тексте-рассуждении должны соответствовать доказываемому тезису, располагаясь по принципу усиления доказательства (от более слабых к более сильным).
  5. Аргументация должна носить системный характер, опираясь на различные способы и виды доказательств.

В тексте используются следующие виды расположения материала:

  1. Индуктивные: обоснование верности положения через систему частных примеров, подтверждающих общее правило.
  2. Дедуктивные: обратный процесс доказательства через раскрытие закономерностей и связей, лежащих в основе каких-либо частных случаев.
  3. Композиция, основанная на аналогии: основаны на сопоставлении в чем-то сходных явлений, расширении действия определенных закономерностей.
  4. Дефиниции: раскрытие основной мысли через определение основных терминов (понятий).

Доказательства в структуре рассуждения

В композиции рассуждения логичность и последовательность развертывания мысли автора обеспечивается правильным расположением аргументом в сочетании с их оптимальным подбором.

Доказательства, лежащие в основе текстовой аргументации, подразделяются на следующие виды:

  1. Фактологические, которые включают факты, реальные примеры из общественной практики.
  2. Иллюстративные, включающие примеры из произведений искусства.
  3. Апеллирующие к традиции (религии, традициям, опыту народа, фольклору).
  4. Ссылки на авторитетное мнение, предполагающие ориентацию на высказывания известных людей, авторитетов в какой-либо области знаний.
  5. Доводы к чувствам и эмоциям, затрагивающие сферу личных интересов адресата.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль логических законов в построении речи

В построении речи одну из ведущих ролей играет соблюдений законов логики, то есть правильно организованный процесс мышления, который находит свое отражение в структуре текста.

К наиболее значимым аспектам соблюдения логики в процессе построения текста можно отнести следующие:

  1. Соблюдение закона тождества. Применительно к тексту это означает содержательно-смысловое единство высказывания, недопущение отступлений от темы или ее подмены.
  2. Ориентация на закон непротиворечивости, который предполагает, что все мысли, высказанные в тексте, должны быть логичными и не противоречить друг другу и общему содержанию высказывания.
  3. Соблюдение закона исключения третьего: относительно любой мысли, высказанной в тексте, можно утверждать только ее истинность или ложность. Одновременное сочетание двух противоположных статусов высказывания невозможно.
  4. Соответствие закону достаточного основания, который предусматривает доказательность суждений, их подкрепление неоспоримыми доводами.

Построение текста в соответствии с законами логики позволяет добиться того, чтобы высказывание соответствовало критериям логичной, продуманной и непротиворечивой речи.

Читайте также: