Элизабет шварцкопф сообщение краткое

Обновлено: 05.07.2024

Впрочем, в оценке огромного артистического прогресса Шварцкопф мы можем опираться не только на свидетельства современников. Сохранились записи, певицы — пусть не очень многочисленные, но достаточно показательные, относящиеся к тому времени, когда имя Шварцкопф впервые появилось на афишах оперных театров Берлина и Вены. О чем говорят современному слушателю эти звуковые памятники? Мы знаем ранние записи Джильи, Карузо, Шаляпина, других прославленных артистов — и, слушая их, сразу же узнаём голоса этих певцов по характерной звуковой окраске, узнаём их исполнительскую манеру, хотя, конечно, кое-что звучит и иначе по сравнению с записями, сделанными в пору творческой зрелости.
Голос же молодой Шварцкопф большинству слушателей покажется просто незнакомым. Конечно, не следует впадать в преувеличения. Можно отметить известное сходство тембра, но сходство в общем довольно далекое. Так могут быть похожи голоса разных певцов, например, Каллас и Сулиотис или Флагстад и Нильссон.

Идут годы. Все реже становятся встречи Элизабет Шварцкопф с любителями музыки и в концертных залах. Но когда появляется на эстраде этa светловолосая женщина необыкновенного изящества и обаяния, аудиторию не покидает ощущение, что артистке доступна тайна вечно длящейся творческой молодости. Вечно молодой остается в сердцах слушателей ее Маршальша, с легкой грустью смотрящаяся в зеркало, но так и не узнающая увядания, вечно молодой остается и прекрасная Мадлен, благословляющая во имя любимого искусства союз музыки и поэзии.

Немецкая певица. Исполнитель оперы. Сопрано. Обладатель премии Золотой Орфей.
Введена в Зал славы журнала Gramophone.

Элизабет Шварцкопф родилась 9 декабря 1915 года в городе Ярочин, Польша. При рождении родители дали девочке имя Ольга Мария Елизавета Фредерика Шварцкопф. Дочь преподавателя греческого и латинского языков в мужской школе. Стремление стать артисткой уже тогда, стало ее жизненной целью.

В 1934 году Элизабет едет в Берлин и поступает в Высшую музыкальную школу, в то время самое солидное музыкальное учебное заведение в Германии. В консерватории Элизабет не ограничивалась рамками курса, но занималась на фортепиано и альте, успевала петь в хоре, играть на глокеншпиле в студенческом оркестре, участвовать в камерных ансамблях и даже пробовала свои способности в композиции.

Шварцкопф всегда охотно соглашалась выступать в концертах, но не всегда успевала делать это. Ведь помимо оперы она участвовала еще и в постановках оперетт Иоганна Штрауса и Франца Легара, в исполнении вокально-симфонических произведений. В 1964 Шварцкопф впервые выступила в Метрополитен-Опера. Но в 1971 году, оставив сцену, всецело посвятила себя песне, романсу. Отдавала предпочтение лирике Штрауса, не забывая и других немецких классиков: Моцарта и Бетховена, Шумана и Шуберта, Вагнера, Брамса, Вольфа и других. Последний концерт дала 17 марта 1979 года и закончила свою карьеру после смерти мужа 22 марта того же года.

С 80-х годов Шварцкопф давала мастер-классы. В 1982 году, когда была опубликована диссертация австрийского историка Оливера Раткольба, стало известно, Элизабет Шварцкопф была членом НСДАП, принимала участие в различных мероприятиях, организованных нацистской партией, а во время Второй мировой войны пела перед войсками. До этого момента Шварцкопф отрицала своё членство в нацистской партии, но в 1983 году, она объясняла вступление в партию тем, что это было необходимо для продолжения карьеры.

Певица имела много наград, являлась почётным доктором нескольких университетов. Элизабет Шварцкопф скончалась 3 августа 2006 года от рака молочной железы в возрасте 90 лет.

Элизабет Шварцкопф (урожденная Ольга Мария Элизабет Фридерике Шварцкопф ; Яроцин , Познань , Пруссия , ныне Польша ; 9 декабря 1915 года - Шрунс , Форарльберг , Австрия ; 3 августа 2006 года ) была немецким сопрано .

Она была одним из знаковых сопрано послевоенного периода , и ее очень восхищали ее интерпретации произведений Моцарта , Штрауса и Хьюго Вольфа . Известная перфекционистка, обладательница яростной самокритики, ее также критиковали за чрезмерные манеры на последних этапах карьеры. Великолепный стилист, его исполнения Фьордилиджи, Марискала, графини Мадлен, доньи Эльвиры, графини Альмавивы и последних четырех песен Штрауса часто считаются окончательными.

начало

В 1944 году она стала главным сопрано Венской государственной оперы или Венской государственной оперы, исполнив роли Розины ( Севильский цирюльник Россини ) , Блондины ( Похищение в Сералье ) и Зербинетты ( Ариадна на Наксосе Рихарда Штрауса ) .

Послевоенная и международная карьера

Только 19 декабря 1964 года она дебютировала в Метрополитен-опера в роли Марискалы в сопровождении Лизы делла Каса (в роли Октавиано), которая была фаворитом театра в ролях Шварцкопфа. Она спела всего 10 спектаклей в Met: 8 кавалеров роз, 1 Донна Эльвира (в 1966 году) и гала-концерт, на котором она исполнила первое действие кавалера роз.

20 февраля 1967 года вместе с баритоном Дитрихом Фишером-Дискау и сопрано Викторией де лос-Анджелес он провел прощальный гала-концерт пианиста Джеральда Мура по случаю его выхода на пенсию в Королевском фестивальном зале в Лондоне. С тех пор сохранилась антологическая запись лийдера, хотя он известен своим Duetto buffo di due gatti , приписываемым Россини, в исполнении дуэта Шварцкопф и де лос Анхелес.

В 1968 году он представил свое единственное запоминающееся выступление в Театре Колон (Буэнос-Айрес) с тремя сольными концертами.

Шварцкопф ушла с оперной сцены в 1971 году, выступив 31 декабря в Брюссельском монетном дворе в своей самой значительной роли: маршала. В последующие годы он сосредоточился на лжи, прощаясь с этими концертами 17 марта 1979 года в Цюрихе .

Позже он посвятил себя преподаванию и давал мастер-классы по всему миру, в частности в Джульярдской школе в Нью-Йорке . Он имел репутацию чрезвычайно требовательного человека; некоторые сочли его методы излишне суровыми. Среди его учеников Рене Флеминг , Томас Хэмпсон , Матиас Герн , Матео Бланко , Мицуко Шираи , Ниль дю Пре , Уве Хейльманн и Корнелиус Хауптманн .

Прожив много лет в Швейцарии , он переехал в Форарльберг , самую западную провинцию Австрии . Шварцкопф умер во сне в ночь с 2 на 3 августа 2006 года в своем доме в деревне Шрунс в Форарльберге в возрасте девяноста лет.

Наследие

На протяжении своей карьеры он распространял немецкую ложь в многочисленных сольных концертах с произведениями Бетховена, Глюка, Малера , Мендельсона , Моцарта, Макса Регера , Шуберта , Шумана , Ричарда Транка , Хьюго Вольфа или Германа Цильхера , которые он оставил потомкам в непревзойденных записях. . Стоит выделить все регистры, сделанные с пианистом Джеральдом Муром , исполненные с сопрано Ирмгард Зеефрид или Виктория де лос Анхелес , меццо-сопрано Криста Людвиг и баритон . Дитрих Фишер-Дескау (Knaben Wunderhorn Малера и Deutsche Volkslieder Брамса ) , не забывая легендарных сборников: концерт Шуберта в 1952 году с Эдвином Фишером ; Сольный концерт Хьюго Вольфа с Вильгельмом Фуртвенглером на фортепиано в 1953 году; Сольный концерт Моцарта в 1956 году с Вальтером Гизекингом ; Knaben Wunderhorn с Джорджем Селлем и Фишером-Диескау в 1968 году . И, прежде всего, его самая запоминающаяся пьеса: Vier letzte lieder (Четыре последние песни) Рихарда Штрауса, которую он впервые спел в 1951 году с Венской филармонией и оркестром. дирижер Пол Клецки , [ 3 ] , запись которого он оставил в 1966 году для абсолютной ссылки, под дирижером Джорджа Селла.

Критические суждения

Почести и награды

Она была удостоена звания почетного доктора Кембриджского университета ( 1976 г.), Американского университета Вашингтона (1982 г.) и Университета Глазго (1990 г.).

Дискография

Она оставляет после себя значительную дискографию, как по количеству, так и по качеству, и запомнилась прежде всего своими ролями Моцарта и Р. Штрауса, ее двумя коммерческими записями последних четырех песен Р. Штрауса и ее бесчисленными записями последних лет, особенно записями Хьюго. Волк.

Герберт фон Караян и Элизабет Шварцкопф

Герберт фон Караян и Элизабет Шварцкопф

Будущая примадонна родилась 9 декабря 1915 года в Ярочине близ Познани (тогда еще это была прусская территория) — единственный ребенок в семье гимназического учителя древних языков, давшего дочери пышное имя Ольга Мария Элизабет Фредерике.

Родители, никаким музыкальным образованием не обладавшие, все же приметили в девочке способности: музыкой она занималась с отрочества, беря уроки игры на альте, органе, гитаре и вокала.

Высшее образование по классу вокала Элизабет Шварцкопф получала уже в Берлине, куда семья переехала в начале 1930-х. Голос ей поначалу ставили неверно, пытаясь сделать из нее контральто, и лишь после некоторого времени она “нашла” прославившее ее лирико-колоратурное сопрано. Это, впрочем, было не единственным обстоятельством, бросающим тень на начало ее карьеры.

Еще во время учебы она числилась в молодежной ячейке НСДАП. Несколькими годами позже, в начале 40-х, когда она уже состояла в труппе берлинской Deutsche Oper, Элизабет Шварцкопф уже по-настоящему вступила в Национал-социалистическую партию. Сама певица позже старалась всячески смягчить этот факт, говоря, что без членства в партии для нее была бы закрыта карьера и что партийной “корочки” она так и не получила до самого конца войны.

(В поздних интервью она откликалась на соответствующие неудобные вопросы словами Тоски: “Vissi d`arte, vissi d`amore” — “Я жила для искусства и для любви и никому не причиняла вреда”.) Тем не менее начало последующей международной карьеры прошлое ей омрачало, пускай в основном и в виде лишь хлестких газетных ярлыков типа “нацистская дива”.

На самом деле взлет ее случился отнюдь не в Берлине, а в Вене, и обязана она была этим не партийной карьере, а вниманию легендарной примы Марии Ивогюн, впечатленной выступлением молодой певицы с партией Цербинетты в “Ариадне на Наксосе” Рихарда Штрауса — эту партию Ивогюн пела на премьере оперы в 1912-м. Именно с Австрией связаны успехи Элизабет Шварцкопф конца 1940-х, когда ее заметили Вильгельм Фуртвенглер и Герберт фон Караян. И именно с труппой Венской оперы она отправилась на гастроли в Лондон, на сцену “Ковент-Гардена”, где ее не только приняли с триумфом –

“Она показала, что голос может быть инструментом, позволяющим скрипичную точность фразировки”

— писали газеты, но и пожелали видеть одной из солисток, на что она вскоре согласилась.

Дальнейшая эпоха ее жизни связана с Вальтером Легге – знаменитым продюсером, одним из создателей звукозаписывающей компании EMI, человеком, которому мы обязаны, например, немалой частью дискографии Марии Каллас. Легге, по-видимому, немало сделал не только для популярности певицы, но и для формирования ее коронного репертуара, для развития неподражаемого перфекционизма, с которым она исполняла, в частности, песни Хуго Вольфа и Рихарда Штрауса. В начале 1950-х Шварцкопф вышла замуж за Легге, которого она в итоге пережила на 27 лет, оставив книгу воспоминаний о муже.

Камерному репертуару, стяжавшему ей славу исполнительницы непогрешимо точной и редкостно интеллектуальной, она уделяла особенное внимание. К выступлениям на оперной сцене в пору самой громкой своей славы (1960-е) она подходила крайне разборчиво, сосредоточившись на довольно узком круге излюбленных партий и шлифуя эти работы до эталонного, абсолютно качества.

Среди этих партий — Донна Эльвира в “Дон Жуане” Моцарта, а также Маршальша в “Кавалере Розы” Рихарда Штрауса, самая известная из ее ролей. Именно в “Кавалере Розы” она в несчетный раз выступила в 1971-м, навсегда прощаясь со сценой. И эта партия при упоминании ее имени вспоминается в первую очередь — наряду, пожалуй, с Энн в “Похождениях повесы” Стравинского, которую она пела на мировой премьере оперы в 1951-м.

Последние три десятилетия своей жизни Элизабет Шварцкопф давала мастер-классы в Европе и Америке, живя при этом в Англии, затем в Швейцарии. В 1992-м королева пожаловала ее в кавалерственные дамы ордена Британской империи. Задолго до этого Кембриджский университет присвоил ей докторскую степень honoris causa — редкая награда для оперного артиста, хотя ее экстраординарность бесконечно проигрывает редкостности самого таланта.

Одна из самых знаменитых оперных певиц ХХ столетия, легендарное сопрано Элизабет Шварцкопф умерла в своем доме в западноавстрийском городке Шрунс 3 августа 2006 года. Ей было 90 лет.

Читайте также: