Сообщение о палеолитических венерах

Обновлено: 17.05.2024

Доисторическая эпоха Богемии, Моравии и Словакии (Национальный музей, Прага)

Фигурки из музея в Брно. Тоже копии…

А вот это часть тела, найденная там же, где нашли и «брассемпуйскую Венеру. Кость мамонта. (Национальный музей археологии, Сен-Жермен эн Лэ, Франция)

А это их совместное фото. Может быть они когда-то были как-то связаны друг с другом? Кто знает? (Национальный музей археологии, Сен-Жермен эн Лэ, Франция)

Ну, а это все аналогичные находки на станции Брассемпуй.

Впрочем, изображали тогда не только женщин, но и вот таких лошадей… (Национальный музей археологии, Сен-Жермен эн Лэ, Франция)

Для чего точно они были нужны нашим предкам этого мы никогда не узнаем. Но можно предположить, что они могли быть талисманами, символами плодородия, или служили изображениями Богини-Матери. Очевидно и то, что никакого практического применения они иметь не могли и, следовательно, могли относиться только лишь к объектам духовной культуры. Находят их, однако не столько в погребениях, сколько в пещерах и остатках жилищ, так что с культом умерших, скорее всего, они связаны не были.

Регион Альб-Донау, возраст 35000 – 40000 лет. (Национальный археологический музей Бад-Вюрстенберга, Германия)

Женская фигурка из Акролити, 2800 – 2700 до н.э. (Доисторический музей Тиры, остров Санторин)

Фигурка из Берехат-Рама. Теперь понятно, почему о ее происхождении ведутся столь горячие споры?

Не тратьте жизнь. 05.06.2017 --> Смотрели: 2 (0) Василий Дмитриевич Поленов. Христос и гр 03.01.2016 --> Смотрели: 3 (4) HANS ZATZKA - 1859 - 1945 - PART 2 - AUS 09.11.2015 --> Смотрели: 5 (0) Живопись Jill Kirstein 30.07.2015 --> Смотрели: 10 (0) Художник Александр Воля. Зимний пейзаж. 13.07.2015 --> Смотрели: 11 (1)

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

200px-Venus-de-Laussel-vue-generale-noir (200x276, 15Kb)

200px-Venus_de_Brassempouy (200x271, 8Kb)

0_9950b_ec675d1a_L (500x406, 43Kb)

Древнейшей керамической статуэткой, известной науке, является Вестоницкая Венера, найденная в Моравии (Чехия) в 1925 году. Ее возраст датируется в пределах 29-25 тысячелетия до н. э. Примечательно, что при томографическом исследовании статуэтки на ней был найден древний отпечаток детской руки, оставленный перед обжигом.


Содержание

История открытия



Описание

Примечательные образцы



название возраст (тыс. лет) место находки материал
Венера из Холе-Фельс 35—40 Швабский Альб, Германия бивень мамонта
Человеколев 32 Швабский Альб, Германия бивень мамонта
Вестоницкая Венера 27—31 Моравия керамика
Венера Виллендорфская 24—26 Австрия известняк
Венера Мальтинская 23 Иркутская область, Россия бивень мамонта
Венера Брассемпуйская 22 Аквитания, Франция слоновая кость
Венера Лоссельская 20 Дордонь, Франция известняк


Венеры, искусственное происхождение которых не доказано

название возраст (тыс. лет) место находки материал
Венера из Тан-Тана 300—500 Марокко кварцит
Венера из Берехат-Рама 230 Голанские высоты туф

Классификация

Из нескольких попыток создать классификацию статуэток верхнего палеолита, наименее спорной является предложенная Генри Дельпортом (Henri Delporte), основанная на чисто географическом принципе [4] . Он различает:

  • Пиренейско-аквитанская группа (Венера Леспугская, Лоссельская и Брассемпуйская)
  • Средиземноморская группа (Венера с о. Мальта)
  • Рейнско-дунайская группа (Венера Виллендорфская, Вестоницкая Венера)
  • Российская группа (Костёнки, Зарайск[5][6] и Гагарино [7] )
  • Сибирская группа (Венера Мальтинская, Венера из Бурети)

Интерпретация


Многие попытки понять и интерпретировать значение и использование статуэток основаны на малом количестве фактов. Как и в случае с другими доисторическими артефактами, их культурное значение, возможно, никогда не станет известным. Тем не менее археологи предполагают, что они могли быть талисманами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, порнографическими изображениями, или даже напрямую соотносились с Матерью-Богиней или иными местными божествами. Женские статуэтки, представляющие собой примеры портативного искусства позднего палеолита, по-видимому, не имели никакого практического применения для добычи средств к существованию. Большей частью они обнаружены на местах древних поселений, как на открытых стоянках, так и в пещерах. Их использование при захоронениях встречаются гораздо реже.

На стоянке эпохи позднего палеолита у с. Гагарино в Липецкой области, в овальной полуземлянке диаметром около 5 метров, было обнаружено 7 фигурок обнажённых женщин, которые, как считается, выполняли роль амулетов-оберегов. На стоянке у с. Мальта в Прибайкалье, все фигурки были найдены на левой части жилищ. Скорее всего эти статуэтки не прятались, а, наоборот, ставились на видное место, где их мог видеть каждый (это один из факторов, которым можно объяснить их широкое географическое распространение)

Заметная тучность фигурок может быть связана с культом фертильности. Во времена, предшествующие появлению сельского хозяйства и скотоводства, и в ситуации отсутствия доступа к изобильным запасам продовольствия, излишний вес мог символизировать стремление к изобилию, плодородию и безопасности. Тем не менее, эти теории не являются научно неоспоримым фактом и лишь результат умозрительных заключений учёных.

Исследователи из Австрии и Германии предполагают, что материал для изготовления Виллендорфской Венеры был добыт либо в Северной Италии, либо в Восточной Украине.


Ученые узнали, откуда могла быть родом самая знаменитая палеолитическая Венера / ©Википедия

Венера Виллендорфская — самая знаменитая из палеолитических Венер — представляет собой статуэтку (11 сантиметров в длину) женской фигуры, найденную близ местечка Виллендорф в Австрии в далеком 1908 году. Предполагаемый возраст статуэтки — около 30 тысяч лет. Она считается одним из самых значимых образцов раннего искусства Европы.

Одна из загадок Венеры заключается в том, что она сделана из так называемого оолитового известняка, который не встречается в описываемой местности (это указывает на возможные миграции представителей граветтской культуры). Дело еще в том, что остальные статуэтки такого рода, как правило, вырезаны из кости или камня. Поэтому непонятно, где именно и как была сделана Венера Виллендорфская.

Ученые из Венского университета, Музея естественной истории Вены (Австрия) и Университета Людвига-Максимилиана (Германия) решили найти ответы на эти вопросы и воспользовались компьютерной микротомографией высокого разрешения. Свои выводы ученые представили в журнале Scientific Reports.


Помимо микроструктуры самой Венеры, исследователи изучали образцы каменных пород из Австрии и других мест Европы: от Франции до Восточной Украины, от Германии до Сицилии. Выяснилось, что материал, из которого была вырезана статуэтка, вероятно, происходит из Северной Италии, неподалеку от озера Гарда.

Пористый минерал отлично подходил для миниатюрной резки, поэтому, как полагают ученые, древний скульптор выбрал именно его. Исследователи обнаружили внутри известняка небольшие полости и даже крошечный остаток раковины 2,5 миллиметра длиной, датировав его юрским периодом.

Знаменитые фигурки женщин, древнейшие из которых датируются более чем 30 тысячами лет назад, с давних пор служат объектом научных споров: неясно назначение этих предметов. Американские ученые выдви.

Читайте также: