Для чего нужна речь 5 класс сообщение

Обновлено: 02.07.2024

На протяжении многих столетий люди, живущие в социуме, общались друг с другом по мере необходимости. Например, для того чтобы удовлетворить личные коммуникационные потребности. Если прекратить поддерживать контакт с другими представителями целостного общества, человек может столкнуться с некоторыми психическими нарушениями и расстройствами, которые проявляются через замкнутость, стеснение и неловкость, а завершаются остановкой в развитии.

Сегодня мы ответим на вышеупомянутые вопросы, целостно подойдя к рассмотрению значимости речи в жизни человека.

Что такое речь?

В первую очередь необходимо прояснить: язык и речь — два совершенно разных и непохожих друг на друга понятия. Язык — это исторически сложившаяся система знаков для словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем; это концепция, служащая средством общения в человеческом обществе.

Речь — это:

  • исторически сложившаяся в процессе общей деятельности людей форма их общения, опосредованная языком;
  • существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий его мир, передавать собственные знания, умения и опыт другим людям, а также обрабатывать их для передачи последующим поколениям для формирования наследия;
  • совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Существует четыре свойства речи:

  • содержательность — обилие выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их важность и соответствие действительности;
  • понятность — синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделение слов с помощью логического ударения;
  • выразительность — эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие (по своей выразительности речь может быть красочной и активной или, наоборот, вялой, ленивой и скоротечной);
  • действенность — свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Теории возникновения и развития речи

Один из вопросов, представляющий особый интерес в плане психологического и лингвистического изучения речи, — это вопрос о ее происхождении. Он формулируется следующим образом: существуют ли у человека врожденные предпосылки к освоению речи, или подобного рода условности отсутствуют, и все, что касается возникновения и освоения речи, связано исключительно с обучением и воспитанием человека?

В лингвистическом плане данный вопрос ставится и решается как вопрос о происхождении языка, поскольку возникновение речи у человека тесным образом связывается с генезисом языка. Именно по этой причине рассматриваемые понятия нередко путают между друг другом.

Таким образом, возникновение речи можно рассмотреть с точки зрения следующих этапов (гипотез):

Рассматривая представленные теории в более детальном ключе, можно прийти к выводу, что речь возникла, поскольку новая обстановка рождала новые мысли и понятия, нуждающиеся в новых способах выражения. Возможно, первоначально слово было средством коммуникации в совместной трудовой деятельности. Существует мнение, что эволюция мозговых структур, связанных с речью, предшествовала развитию речевых функций как результат восприятия звуков и развития коммуникационных жестов.

Для чего нужна речь: ее функции и цели

Научные деятели и исследователи, в профессиональную деятельность которых входить изучение роли речи в социуме, выделяют ее четыре функциональные составляющие:

Другими словами, во-первых, речь является своеобразным инструментом, при помощи которого люди обмениваются друг с другом целями, эмоциями и мыслями. Во-вторых, речь выступает в качестве средства общения. Благодаря речи происходит усвоение и передача коллективного опыта, накопленного человечеством. В-третьих, посредством выражения собственных идей люди познают мир, в котором живут. И, в-четвертых, при помощи речи человек способен воздействовать на чувства и мысли других.

Коммуникация — главная цель словесных значений, которая происходит при помощи тона, мимики, отбора слов, выражений, интонации и образности. Речь — неотъемлемый элемент, позволяющий достичь эту цель.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Для чего людям нужна речь? Автор: учитель русского языка и литературы СОШ при.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Для чего людям нужна речь? Автор: учитель русского языка и литературы СОШ при.

Для чего людям нужна речь? Автор: учитель русского языка и литературы СОШ при Посольстве России в КНДР Белкина Н.В.

Речевые ситуации в действии

Речевые ситуации в действии

Речевые ситуации в действии

Речевые ситуации в действии

Назначение речевых ситуаций Общение Чтение Письмо Восприятие информации по ау.

Назначение речевых ситуаций Общение Чтение Письмо Восприятие информации по аудиальному каналу (на слух)

Эпистолярный жанр: искусство письма

Эпистолярный жанр: искусство письма

Наши помощники в освоении грамотной речи

Наши помощники в освоении грамотной речи

Как различают формы речи?

Как различают формы речи?

Формы речи

Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся устной формой речи; когда пишем и.

Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся устной формой речи; когда пишем и читаем – письменной.

Пословицы о речи Что написано пером – того не вырубишь топором. Ласковым слов.

Пословицы о речи Что написано пером – того не вырубишь топором. Ласковым словом и камень растопишь. Каков разум – таковы и речи. Язык голубит, язык и губит.

Академик Д.С. Лихачёв Умение говорить – искусство, умение слушать – культура

Академик Д.С. Лихачёв Умение говорить – искусство, умение слушать – культура

Сравнение и метафора Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений.

Сравнение и метафора Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. При этом используются слова как, словно (речь как река, слова словно мёд) Метафора – скрытое сравнение (поёт соловьем)

Письменная речь лишена жестов, мимики, интонации А.С. Пушкин говорил: «Писат.

Почему возникло письмо? Необходимость регулирования различных отношений возни.

Почему возникло письмо? Необходимость регулирования различных отношений возникает, когда создаются законы, заключаются договоры, возникают наука и литература, осознается история народов. Поэтому письмо становится практически необходимым.

Как возникло и развивалось письмо? Наскальное письмо появилось 6 тысяч лет на.

Как возникло и развивалось письмо? Наскальное письмо появилось 6 тысяч лет назад

Как возникло и развивалось письмо? Прошло 2 тысячи лет…

Как возникло и развивалось письмо? Прошло 2 тысячи лет…

Каковы истоки современного русского письма? 863г. – старославянское письмо 98.

Каковы истоки современного русского письма? 863г. – старославянское письмо 988г. – русское рукописное письмо 1564г. – первые печатные книги 1710г. – введение гражданской азбуки 1873г. – создание правил орфографии 1917г. – реформа алфавита и орфографии

Каковы истоки современного русского письма?

Каковы истоки современного русского письма?

Когда и как появилась славянская письменность? 862г. – Моравия. Братья Кирилл.

Когда и как появилась славянская письменность? 862г. – Моравия. Братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку

Когда появилось письмо на Руси? 912г. – первый российско-греческий договор 98.

Когда появилось письмо на Руси? 912г. – первый российско-греческий договор 988г. – письменность получила широкое распространение на Руси

Что такое диалог и монолог?

Что такое диалог и монолог?


Диалог и монолог Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого уча.

Диалог и монолог Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого участника диалога называют репликой. Реплики могут сопровождаться словами автора. Монолог – речь одного лица.

Как вести беседу? Старайся затронуть в разговоре интересную тему Поменьше гов.

Как вести беседу? Старайся затронуть в разговоре интересную тему Поменьше говори о себе Внимательно слушай собеседника Не говори громче собеседника Не перебивай говорящего При разговоре смотри на собеседника

Л.А. Кассиль

Краткое описание документа:

Презентация "Для чего людям нужна речь?" может быть использована на уроках развития речи в 5 классе (начальный этап). Ученики знакомятся с такими понятиями, как речевая ситуация, формы речи, эпистолярный жанр.

Также пятиклассники знакомятся с историей развития письменности, что способствует расширению кругозора, и получают советы на тему "Как вести беседу".

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 384 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.01.2018 4146
  • PPTX 1.8 мбайт
  • 106 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Белкина Надежда Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Попробуйте ответить на та кой простой, но с другой стороны сложный вопрос.

Речь дана как способ устанавливать контакты с себе подобными, иметь возможность объяснить, что ты от собеседника хочешь доступными его пониманию словами. Но люди используют речь очень часто для того, чтобы ввести в заблуждение её витиеватостью, думая, что иносказания, метафоры, притчи, присказки- это проявление интеллекта, расчитанное на подобных себе. Человек может донести своими простыми словами лишь 20 процентов из возможного для понимания, а если используются приколы, философские отступления, ирония или сарказм и другие способы, то много говоря, можно ничего не сказать. Можно говорить о простом сложно, а нужно просто о сложном.

Основная роль речь - коммуникативная. Благодаря речи, устной и письменной, люди могут общаться друг с другом, передавать важную информацию, предупреждать о чем-то, делиться своими мыслями и эмоциями.

Посредством речи мы выражаем то, что чувствуем, передаем свой опыт и знания другим людям.

Даже не знаю, какая вид речи важнее: письменная или устная.

Письменная речь помогает сохранить все, накопленное нашим дедами и прадедами. Информация сохраняется и передается от поколения к поколению, и нет необходимости каждый раз изобретать колесо или велосипед.

Письменная фиксация результатов опытов и исследований способствует развитию науки, прогрессу, развитию общества в целом.

Многие животные и птицы могут переговариваться между собой определенным набором звуков, которые выражают испуг, тревогу, радость, голод и т.д., то есть основные чувства, основные понятия. Этих звуков животным хватает для нормальной жизнедеятельности.

Но речь человека абсолютно уникальна. Мы говорим целыми предложениями, можем выразить любое чувство, состояние, описание, явление. Даже что-то абсолютно незнакомое можно объяснить другому человеку с помощью речи.

Без речи человек перестает быть человеком. Ребенок выросший в стаде обезьян уже не сможет стать человеком, его невозможно переучить.

Да, можно обойтись без речи, если уже знаешь её, то есть можно перестать разговаривать, но думать все равно человек будет словами. Речь будет в его голове, в его сознании. Через речь мы думаем, общаемся, передаем и получаем информацию, получаем знания прошлого и передаем и их будущему поколению. Если внезапно все люди потеряют голосовые связки, то жизнь просто остановится до тех пор, пока люди не научаться общаться другим способом, потому что без речи нет человека и его цивилизации.

Речь в жизни человека. Речь устная и письменная

Знаете ли вы, что древние люди вообще не умели разговаривать? И учились они этому постепенно. Когда же возникла речь? Никто этого точно не знает. Первобытные люди язык придумывали, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Они стали объединяться, передавать свои знания. А когда появилась письменность, люди получили возможность общаться на расстоянии и сохранять знания в книгах. На уроке мы постараемся ответить на вопросы: для чего нам нужна речь? Какой бывает речь? Какую речь называют устной? А какую – письменной?

Читайте также: