Высокоскоростное железнодорожное сообщение в европе

Обновлено: 05.07.2024

Первыми решением проблемы модернизации своих железных дорог занялись японцы. Произошло это в конце 50-х годов прошлого века. Это было необходимое мероприятие в преддверии Токийской олимпиады 1964 года. Потому что японские дороги были архаичными. Ширина колеи составляла всего лишь 1067 мм, пути были изношены, парк локомотивов устаревшим.

Европа ответила на японский железнодорожный прорыв с существенным запозданием. Отчасти это объясняется тем, что европейские конструкторы в 1950-е–60-е годы с большим энтузиазмом экспериментировали с поездом на воздушной подушке и с маглевом — так называется поезд на магнитной подвеске.

Решение о создании скоростной линии, аналогичной японской, было принято во Франции во второй половине 1960-х. Национальному обществу железных дорог Франции понадобилось пятнадцать лет на разработку и запуск линии Париж-Лион, которая была названа TGV (train a` grande vitesse — скоростной поезд). Создание трассы было хоть и дорогостоящим делом, но особых проблем у инженеров не вызвало. Сложнее было сконструировать сам поезд. И тут в планы конструкторов неожиданно вмешалась мировая экономическая конъюнктура. Дело в том, что на первом этапе было решено использовать в качестве двигателя локомотива газотурбинную установку. В 1971 году турбопоезд TGV-001 был успешно испытан, продемонстрировав прекрасные показатели. Он развил скорость 318 км/ч, что до сих пор остаётся мировым рекордом для поездов без электрической тяги. Однако случившийся в 1973 году энергетический кризис заставил руководство SNCF отказаться от применения в TGV резко подорожавшего топлива. Произошла переориентация на использование менее дорогой электроэнергии, получаемой на французских АЭС.

В конце концов, к 80-му году была готова и линия Париж-Лион. Электровоз и вагоны выпускались компанией Alstom. 27 сентября 1981 года линия была запущена в эксплуатацию. Расстояние между двумя французскими городами поезд преодолевал за 2 часа, двигаясь со скоростью 260 км/ч. Сейчас скорость на линиях TGV, покрывших Европу, достигает 350 км/ч. Что же касается средней скорости движения, то она составляет 263,3 км/ч. При этом постоянно происходит модернизация подвижного состава, создаются новые модели. 3 апреля 2007 года новый укороченный состав типа TGV POS развил скорость 574,8 км/ч на новой линии LGV EST длиной 106 км, соединяющей Париж с Лотарингией. Это абсолютный рекорд на рельсовой железной дороге. При этом тормозной путь составил 32 км.

Поезда типа TGV POS, курсирующие по Франции, Германии, Швейцарии и Люксембургу, напоминают российские электрички. Они имеют два головных моторных вагона, между которыми располагаются восемь промежуточных прицепных. Число мест — 377.

К скоростным трассам предъявляются особые требования помимо бесстыкового соединения рельсов. Радиус поворотов составляет не менее 4000 м. Межосевые расстояния соседних путей не менее 4,5 м, что снижает аэродинамический эффект при разъезде двух встречных поездов, относительная скорость которых может достигать 700 км/ч. Туннели, через которые проходит трасса, специально спроектированы для минимизации аэродинамического удара при въезде и выезде из туннеля. Используется специальная система сигнализации на приборной доске машиниста и предусматривается автоматическое торможение на случай недостаточно быстрой реакции машиниста. Пути надежно огорожены для предотвращения столкновения с животными. Для того, чтобы пантограф не мог догнать бегущую от него по контактному проводу волну, провод имеет большее натяжение, чем на обычных линиях. На линиях TGV существует ограничение по скорости, но не сверху, а снизу. Это требуется для того, чтобы тихоходы не снижали пропускную способность скоростных линий.

Правда, с 2013 года начато строительство классической скоростной линии между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. В 2020 году ее планируется ввести в строй, и TGV POS смогут демонстрировать на ней все, на что они способны.

Intercity-Express — сеть скоростных поездов, в основном распространённая в Германии, разработанная компанией Deutsche Bahn. Современное поколение поездов Intercity-Express, ICE 3, разработаны консорциумом из компаний Siemens AG и Bombardier под общим руководством Siemens AG. Максимальная скорость поездов ICE на специально для них построенных участках железнодорожной сети составляет 320 км/ч. На стандартных участках сети скорость ICE составляет в среднем 160 км/ч. Длина участков, на которых ICE может развивать скорость больше 230 км/ч, составляет 1200 км.
ICE является основным типом поездов на дальних направлениях, предоставляемых Немецкими железными дорогами (Deutsche Bahn). Они обеспечивают как максимальную скорость, так и максимальный комфорт перемещения. ICE стали базой для развития концерном Siemens AG своего семейства высокоскоростных поездов под общей торговой маркой Siemens Velaro. Проекты Velaro реализованы, в частности, в Испании и Китае. Эти поезда поставляются также и в Россию для использования на скоростных линиях Москва — Санкт-Петербург и Москва — Нижний Новгород.

К 2017 году запланировано сделать трассу полностью скоростной. И тогда перемещение между двумя столицами сократится с 4-х часов до 2-х.

7. Восточный маглев

Поезда на магнитной подвеске (маглев) условно можно отнести к железнодорожному транспорту, хоть и парят они над полотном на расстоянии 1,5 сантиметра. В этом классе экспрессов рекорд скорости составляет 581 км/ч. Он установлен в 2003 году маглевом MLX01 Железнодорожного института технических исследований Японии на испытательном полигоне. До сих пор н известно о сроках введения японского маглева в коммерческую эксплуатацию. Однако поезда летают уже стабильно и безаварийно, и на них по праздникам уже катают жителей окрестных городов и сел.

В обозримом будущем шанхайская линия будет продлена до города Ханчжоу, и её длина составит 175 км.

Виктория Шостак

Прежде всего рассмотрим высокоскоростные поезда, курсирующие между разными европейскими странами. Наиболее известным представителем по праву считается InterCityExpress (ICE), родиной которого является Германия. Именно в этой стране ICE распространены больше всего, при этом их владения простираются также и на соседние государства: Нидерланды (до Амстердама), Бельгию (до Брюсселя), Францию (до Парижа), Швейцарию (до Цюриха, Берна, Базеля и Интерлакена), Австрию (до Инсбрука, Зальцбурга, Вены) и Данию (до Копенгагена и Орхуса). В Интернете приобрести билеты на поезда ICE можно на официальном сайте немецких железных дорог.


Следом по популярности идут французские Train Grande Vitesse (TGV). Маршрутная сеть этих поездов опоясывает не только саму Францию, но и соседей: Бельгию (до Брюсселя), Германию (до Штутгарта и Мюнхена), Швейцарию (в Цюрихе, Женеве и Лозанне), Италию (в Турине и Милане), а также карликовое государство Люксембург. TGV доходит даже до Испании, а точнее до первого приграничного городка Ирун, где стыкуется уже с местными железными дорогами. Купить билеты на поезда TGV через интернет можно на их официальном сайте.


В борьбе за европейскую железнодорожную пальму первенства участвуют также поезда Thalys (THA), на которых можно передвигаться по Германии (до Кёльна), Нидерландам (до Амстердама), Бельгии и Франции (по множеству направлений). Посмотреть маршруты следования и купить билеты можно на официальном сайте Thalys.



Высокоскоростные составы RailJet (RJ) популярны в Австрии, соединяя её с ближайшими соседями: Швейцарией (Цюрихом), Германией (Мюнхеном) и Венгрией (Будапештом). В интернете приобрести билеты на RailJet вы можете на официальном сайте австрийских железных дорог.


Нельзя также не упомянуть поезда EuroCity (EC) и InterCity (IC), которые курсируют между крупнейшими городами большинства стран Европы. Многие из них не имеют своего собственного названия и отдельной управляющей компании. В каком-то смысле EuroCity и InterCity – это собирательный образ всех европейских скоростных и высокоскоростных поездов. Билеты на них обычно бывают доступны на официальном сайте национальных железных дорог той или иной страны.

Ночные международные поезда

Ночные поезда в Европе – явление более редкое, чем в России, всё-таки расстояния там несколько другие. К тому же в последнее время этот вид транспорта сильно потеснили бюджетные авиалинии, позволяющие пассажирам сэкономить как время, так и деньги. Однако любителей ночных путешествий по железным дорогам Европы всё же хватает.

Самыми распространёнными ночными поездами являются EuroNight (EN). Они, как и вышеупомянутые EuroCity и InterCity, курсируют между крупнейшими городами множества европейских стран и олицетворяют собой целую группу ночных железнодорожников. Билеты на такие поезда приобретаются на официальном сайте национальных железных дорог соответствующей страны.

Другой известный представитель семейства железнодорожных полуночников – CityNightLine (CNL), получивший наибольшее распространение в Германии. Однако маршрутная сеть этого типа поездов всё же выходит за границы одной страны и охватывает почти всю Центральную Европу. Купить билеты CityNightLine через интернет можно на официальной странице поезда, там же рассказывается и о возможных вариантах размещения во время ночного путешествия.

Франция и Италия запустили собственную линию ночных поездов Artesia, соединившую многочисленные города этих двух государств от Рима и Венеции до Парижа и Лиона. И хотя эти поезда имеют свою собственную страничку в интернете, на самом деле они относятся к типу EuroNight и даже сохраняют его буквенное обозначение (EN). Заранее приобрести билеты можно на официальных сайтах итальянских и французских железных дорог.


Испания вместе с Францией, Италией и Швейцарией организовала поезда Elipsos, соединившие Париж, Милан и Цюрих с Барселоной и Мадридом. Посмотреть различные варианты размещения можно на страничке Elipsos. За покупкой билетов через интернет следует обращаться на сайт испанских железных дорог.


Elipsos относятся к семейству испанских ночных поездов TrenHotel (TH), курсирующих между крупнейшими городами Пиренейского полуострова. Другими международными представителями этого типа поездов являются Lusitania и SurExpresso, соединяющие Испанию и Португалию. Первый перевозит пассажиров из Мадрида в Лиссабон и обратно, а второй идёт из португальской столицы до границы Испании и Франции (городка Ирун), где стыкуется с упоминавшимися ранее TGV. Почитать о вариантах размещения в этих ночных поездах лучше всего у испанских железнодорожников, а заранее приобрести билеты можно на официальных сайтах испанских или португальских железных дорог.


Междугородние поезда

Теперь поговорим немного о скоростных поездах, курсирующих внутри одной страны. Прежде всего это уже упоминавшийся ранее InterCity (IC), обитающий в самых разных государствах Европы от Финляндии до Португалии и от Норвегии до Болгарии. В интернете билеты на поезда этого типа обычно без проблем приобретаются на сайтах национальных железных дорог.

Кроме InterCity в некоторых странах имеются свои скоростные поезда. Наибольшим разнообразием в этом деле отличились Италия и Испания.

В Италии скоростные междугородние поезда называются EuroStar Italia (ES), о них упоминали чуть выше в рассказе об одноимённых составах на железных дорогах Великобритании. Однако итальянские EuroStar – это совсем иные поезда. Главными их представителями являются три стрелы: Красная, Серебряная и Белая (Frecciarossa, Frecciargento и Frecciabianca соответственно). Самая быстрая и самая популярная – Красная стрела, проходящая через крупнейшие города по маршруту Турин-Милан-Болонья-Флоренция-Рим-Неаполь. Серебряная и Белая Стрелы передвигаются чуть медленнее и по менее популярным маршрутам в основном соединяя между собой столицы или важнейшие населённые пункты регионов. В репертуаре итальянских поездов присутствуют и другие EuroStar Italia, не имеющие какого-то особого названия и курсирующие по самым разнообразным направлениям.

Испанские скоростные поезда представлены ещё большим многообразием, чем итальянские, поэтому расскажем лишь о некоторых из них. Самыми быстрыми и пунктуальными являются составы Alta Velocidad Espaola (AVE), курсирующие в основном между важнейшими городами страны: Мадридом, Севильей, Барселоной, Малагой, Валенсией и Вальядолидом. Поезда Alvia (ALV) соединяют три крупных города (Мадрид, Барселону и Аликанте) с более мелкими, расположенными по всей стране. А вот связать испанскую столицу с южными регионами, Андалусией и Мурсией, доверили скоростным составам Altaria (ATR). Существуют также поезда Arco, курсирующие между различными регионами.

Расскажем и о некоторых других скоростных поездах. В Португалии это популярные Alfa Pendular (AP), которые пересекают всю страну с севера на юг по маршруту Брага-Порту-Лиссабон-Фару. Их ближайшими родственниками являются финские Pendolino, соединяющие столичный Хельсинки с крупным городом Турку и несколькими более мелкими населёнными пунктами. В Швеции ездят другие скоростные поезда, называемые X2000 (Х2). Они перемещаются между Стокгольмом и менее крупными городами (Мальмё, Гётеборг), а также заезжают к датским соседям в Копенгаген.

Основные особенности скоростных и высокоскоростных европейских поездов

  • такие поезда обычно связывают исключительно крупные города и не делают остановок в небольших населённых пунктах;
  • при использовании единых проездных InterRail за проезд на скоростных поездах часто необходимо доплачивать;
  • билеты на такие поезда в основном продаются с указанием конкретного места, поэтому их не нужно заранее компостировать, хотя на всякий случай сделать это можно, своей силы проездной всё равно не утратит;
  • за быстроту и комфорт скоростных поездов приходится щедро платить, хотя в большинстве случаев проехать по аналогичному маршруту можно и на недорогих, но медленных, региональных поездах.

Важно также отметить, что при отсутствии возможности приобрести билеты на высокоскоростные поезда через интернет, можно обратиться в уже упоминавшееся ранее агентство ТГТ, которое с некоторых пор предлагает своим клиентам и такую услугу.

Путешествие по Европе на поезде уже во многом быстрее, чем на самолете – расстояния не велики, а скорости ого-го. Япония тестирует новую серию своих популярных высокоскоростных поездов, которые будут запущены к зимней Олимпиаде-2020. На них пока нельзя прокатиться, но мы отобрали для вас десяток других высокоскоростных поездов мира, ранжировав их по скорости.

1. Китай: Shanghai Maglev. 431 км/ч

Самый быстрый поезд в мире – не самый новый и даже не самый дорогой. Билет на него стоит всего 8 долларов, а поезд идет от Шанхайского международного аэропорта Пудун до станции метро Лунъян Лу. Расстояние в 30 км он преодолевает приблизительно за 7 минут 20 секунд, разгоняясь до скорости 431 км/ч и удерживая ее на протяжении примерно 1,5-2 минут. Дорогу стоили немцы, эксплуатируется она с 2004 года. Это маглев, то есть поезд, который идет не по рельсам, а на магнитном подвесе.

2. Китай: Fuxing Hao. 400 км/ч


В статье рассматриваются особенности скоростных железнодорожных магистралей, в частности, мировой опыт ведения скоростного железнодорожного движения, классификацию для скоростных железных дорог, стандартов, перспектив.

Ключевые слова: скоростные магистрали, скоростные железные дороги, высокоскоростные железные дороги.

Рассмотрим мировой опыт внедрения скоростного железнодорожного движения на железных дорогах. Опыт Японии и стран Западной Европы показывает, что наибольшей скорости движения — 200–350 км/ч — можно достичь, организуя высокоскоростное движение поездов с использованием специализированных высокоскоростных магистралей. Однако проведение их строительства и производства специализированных подвижных составов требует больших объемов капиталовложений, потому что им должно предшествовать строительство отдельных специальных скоростных магистралей [9, c. 12].

В мире применяют такую классификацию для скоростных железных дорог с целью перевозки пассажиров по трем категориям максимальных показателей скорости движения поездов:

 первая категория -200,0–250,0 км/ч;

 вторая категория — 250,0–350,0 км/ч;

 третья категория — более 350,0 км/ч.

Высокоскоростные железные дороги (также называются Lignes Grande Vitesse, или скоростные линии LGV) определяются Международным союзом железных дорог и ЕС как стандартные, с допустимыми показателями максимальной скорости более 200,0 км/ч, или как новые линии, предусмотренными показателями максимальной скорости более 250,0 км/час.

Высокоскоростные железные дороги по странам мира, 2014 г.

Страна

В эксплуатации (км)

На стадии строительства (км)

Общая протяженность (км)

На высокоскоростных линиях обычно нет грузовых перевозок (но есть единичные случаи легких, например, почты и посылок, грузовых перевозок, которые создают нагрузку на ось, сравнимую с пассажирскими поездами, и разрешается на этих железных дорогах). Скорость современных скоростных поездов превышает показатель 350,0 км/ч, а на отдельных участках достигает скорости около 486,1 км/ч (например, магистраль Пекин-Шанхай) [8, c. 94]. Общая протяженность высокоскоростных железнодорожных магистралей в мире сейчас составляет около 7000 км, в том числе из них 3750 км в странах Европы, причем высокоскоростными поездами обслуживаются также полигоны протяженностью около 20,0 тыс. км обычных железнодорожных линий, которые были реконструированы под скоростное движение. Но процесс проектирования и строительства новых линий высокоскоростного движения не прекращается: так, наряду с развитием высокоскоростной железнодорожной сети в странах Южной Европы, длина которой до 2020 г. может составлять примерно 10 тыс. км, предполагается рост количества высокоскоростных линий в странах Азии [1, c. 103].

Первое место в рейтинге высокоскоростных магистралей занимает Китай, где скорость движения превышает 350,0 км/ч. В Китае до 2016 г. планируется строительство высокоскоростных линий железных дорог протяженностью около 45 тыс. км. Властями Китая планируется связать страну еще с 17 государствами. Это предоставит Китаю статуса мирового лидера в области скоростных железнодорожных перевозок, а показатели протяженности высокоскоростных железнодорожных магистралей в стране может превысить 50,0 % от общего объема среди всех подобных магистралей во всем мире.

К программе высокоскоростного движения присоединилась и Россия, руководство которой видит главные цели развития высокоскоростных железнодорожных перевозок в улучшении транспортных связей между крупнейшими городами и регионами страны, повышении транспортной мобильности населения, повышении качества услуг, предлагаемых пассажирам. Повышение уровня скорости движения среди пассажирских поездов, что было и остается на сегодняшний день одной из основных проблем в сфере развития железных дорог во всех индустриально и экономически развитых странах мира, что в свою очередь вызвано стремлением относительно обеспечения массовых перевозок пассажиров в тех регионах, которые имеют высокую плотность населения; также желанием сокращение времени поездок для пассажиров с необходимостью для увеличения показателей провозной способности для существующих железнодорожных линий при этом планировать экономию ресурсов [11, c. 84].

Мировой опыт в сфере использования скоростных магистралей свидетельствует, что повышение уровня скорости движения поездов реализуется поэтапно:

 в систему скоростного движения реконструируются существующие железнодорожные магистрали, при этом их максимальная скорость для движения пассажирских поездов не превышает 160,0–200,0 км/ч;

 создаются высокоскоростные и специализированные скоростные железнодорожные магистрали, которые предусматривают возможность для создания движения пассажирских поездов со скоростью около 200,0–350,0 км/ч [6, c. 57].

Вопреки расхожему мнению, скоростные железные дороги сохраняют свои позиции на мировом рынке при времени поездки, что превышает 3 ч.: их доли составляют 40,0–50,0 % на маршруте Париж-Амстердам (время поездки составляет около 4 ч.), 20,0–30,0 % на скоростных маршрутах Париж-Тулон Париж-Тулуза (около 5 ч.), 10,0–20,0 % на маршрутах с временем поездки около 6,0–6,5 часов [2, c. 29].

 сочетание Rbealys — высокоскоростные направления из Парижа в Страсбург, Люксембург и другие крупные немецкие города.

На расстояниях между 500,0 и 1000,0 км существует достаточно интенсивная конкуренция между железнодорожным и воздушным транспортом, и при этом решающую роль в процессе выбора пассажирами вида транспорта в меньшей степени играют продолжительность поездки или полета, а больше — набор и качество услуг, а также возможности адаптации к изменяющимся условиям перевозок [10, c. 42].

Если сравнивать этих два вида транспорта, то при проведении сравнения в первую очередь они нередко стремятся сотрудничать (дополнять друг друга) в определенных сегментах на рынке транспортных услуг. Такое стремление обусловлено в основном тем, что при сочетании разных видов транспорта можно предоставить пассажирам возможности для совершения поездок с большими удобствами, чем каждом из них, взятом по отдельности [4, c. 62].

За два последних десятилетия железнодорожную инфраструктуру многих стран мира было реформировано, и везде была своя специфика. Реформирование скоростного движения может произойти по одной из трех моделей:

  1. Европейская модель — данной моделью предполагается, что вагонами и локомотивами владеют частные компании, которые конкурируют между собой. При этом путями, вокзалами и другой инфраструктурой владеет государство или госкомпания. Операторы-частники платят за использование государственной инфраструктуры. С 1991 г. в Европейском союзе последовательно проводились мероприятия по либерализации рынка скоростных железнодорожных перевозок. В 2010 г. свободную конкуренцию установлено на рынке скоростных пассажирских перевозок, именно тогда стали появляться одни из первых частных пассажирских поездов и началось проникновение на соседние рынки (например, немецких перевозчиков — в Польшу и Францию). Такими перевозчиками устанавливаются тарифы и происходит привлечение клиентов. Наблюдение за свободой конкуренции проводится государством.
  2. Вторая модель предполагает, что государство владеет и инфраструктурой, и подвижными составами, но на рынок железнодорожных перевозок допускаются частные компании, чтобы благодаря конкуренции повышать уровень качества обслуживания.
  3. Третья модель в свое время была реализована в США, Канаде, Бразилии и Мексике. Такая модель предполагает существование нескольких железнодорожных компаний в государстве, то есть в во владении таких компаний находятся пути и поезда, а конкурировать они могут между собой в силу того, что предлагаются перевозки по альтернативным маршрутам (из точки А в точку Б можно проехать разными дорогами) [7, c. 128].

Основные термины (генерируются автоматически): LGV, дорога, магистраль, Китай, Париж, поезд, скоростное движение, Бельгия, Великобритания, максимальная скорость.

Читайте также: