Автобусное сообщение в бразилии

Обновлено: 03.07.2024

Ограничены в бюджете? Плотный график? Закажите билеты с учетом потребностей.

Сэкономьте время, сравнив сразу все варианты автобусных поездок.

Наши лучшие специалисты по автобусным поездкам всегда готовы помочь.

Ежедневные автобусыСредняя ценаСредняя продолжительность поездки
Автобусы Сан-Паулу – Рио-де-Жанейро 642 317 ₽ 6ч15м Расписание
Автобусы Рио-де-Жанейро – Сан-Паулу 612 166 ₽ 6ч15м Расписание
Автобусы Фос-ду-Игуасу – Флорианополис 36 057 ₽ 15ч15м Расписание
Автобусы Рио-де-Жанейро – Armação dos Búzios 112 077 ₽ 3ч30м Расписание

Какие популярные автобусные компании работают в этой стране: Бразилия?

FlixBus

Flechabus

Rápido Tata

El Pulqui

Crucero del Norte

Expreso Singer

Почему выбирают Busbud?

Лучший способ купить билет на автобус

Busbud поможет вам легко найти, сравнить и забронировать билеты на междугородние автобусы по всему миру. Мы избавим вас от лишних поездок на автовокзал. Используйте Busbud, чтобы забронировать поездку онлайн, на родном языке и в выбранной валюте, где бы вы ни находились. При покупке билетов на Busbud вы можете ни о чем не беспокоиться. Мы гарантируем, что вы получите максимум преимуществ от автобусной поездки, поскольку сотрудничаем с надежными автобусными компаниями со всего мира, такими как Greyhound, Eurolines, ALSA, OUIBUS (BlaBlaBus), National Express и многие другие.

Автобусные компании Бразилии: какую выбрать?

информация по airpass по Бразилии, rent car, автобусы, паромы, корабли на Амазонке. Аренда авто в Бразилии. Покупка айрпаса. Авиакомпании Бразилии. Аэропорт Рио, аэропорт Сан Пауло

Автобусные компании Бразилии: какую выбрать?

1. Какую из бразильских компаний по автобусным перевозкам предпочесть?
2. Существует ли наземный аналог airpass?
3. Где искать автостанции в крупных городах ( Sao Paolo, Rio, Manaus etc).
Буду признателен, если у кого-нибудь есть ссылки на сайты автобусных компаний

26/09-14/10/2012 Гонконг - Фиджи - Зап. Самоа - Тонга
27/10-10/11/2012 Венесуэла - Тринидад и Тобаго - Гайана - Суринам - Фр. Гвиана

где там сами автобусные станции-не знаю. думаю у местных поспрошать!

Мысль здравая, но на практике осложняется следующими обстоятельствами:

2. В крупном городе может быть далеко не одна автобусная станция. Некоторые станции/компании обслуживают лишь определенные направления.

Подскажите плз инфу про автобусы из Рио в СП. Какова ежедневная периодичность выезда, сколько ехать по времени и цена? С какого автовокзала? Спасибо.

Ходят каждый час (или пол) время пути 6 часов,билеты продаются на центральной родовьярии (автовокзал) Сан Пауло,прибыв туда,можно сразу же уехать в Рио,самое частое направление,цена билета 40-50 реалов.

ночной автобус из рио в сан паоло едет часов 6. для автобусов ограничение скорости 90, но по ночам водилы любят полетать нормально так.
дневные/утренние - могут и все 9 ехать из-за пробок.
в основном отправляются из rodoviaria novo rio, в старом центре возле порта.
лучше всего выезжать в 23 - 23:30, чтоб в tiete (это центральный автовокзал в сан паоло) быть часов 6 утра.
ночью можно поспать, а днём неинтересно в окошке, особенно если погода плохая.
2 недели назад билет на нормальны автобус стоил 80 реалов.

Короче, подытоживаю информацию: автобусы из Рио в Сан-Паулу отправляются днём практически каждые 30-40 минут, автовокзал Rodoviaria Novo Rio находится в фавелах, в районе станции метро ESTACIO, но от самого метро ещё надо прилично тёпать пешком, поэтому лучше всего добраться до автовокзала на такси или, если вы поедете из Копакабаны, то на автобусе №127 от улицы N.S. de Copacabana (автобус едет до конечной остановки- Rodoviaria). Стоимость проезда Рио- Сан-Паулу в большинстве автобусных компаний - 63,5 реалов. Если поедете покупать билет зараннее, то поднимайтесь на второй этаж, но не ломитесь в первую попавшуюся кассу возле лестницы с надписью нужного вам города, а пройдите вперёд по коридору- там будет ещё несколько рядов касс, где вы сможете подобрать оптимальный вариант для вашей поездки. Если поедете днём и хотите посмотреть Бразилию через окно автобуса, то покупайте билеты в автобусе на места слева от прохода- справа весь день в окно будет светить солнце и вам придётся либо терпеть это солнце, либо ехать с закрытыми шторками.

Можно добавить, что выдают в поездку печеньку, водичку и кипу газет на португальском)
ну и если предусматривает класс автобуса - подушечку с пледиком для комфортного южноамериканского сна))

Нашел информацию об автобусах Porto Velho - Manaus

Отвечаю сам себе (опыт февраля 2010).
Когда я убедился на автостанции Манаусa, что дорога закрыта и общественный транспорт не ходит, я спросил в находящейся там же конторе Министерства Транспорта, а зачем они тогда ложную информацию на своем сайте пишут, чувак почесал репу и ответил такой сложной фразой, что я только понял отдельные слова типа декорация и театр .

ויברא אלוהים, את-התנינים הגדולים . וירא אלוהים, כי-טוב
И сотворил Бог крокодилов больших. и увидел Бог, что это хорошо

Опыт февраля 2010 года.

Есть до хрена автобусных компаний, штук 15 маршрутов в день. Цены примерно одинаковые, 170-180 реалов (почти 100 долларов США). Из Пуерто Игуасу дешевле, а из Сьюдад дель Эсте билет стоит 50 USD (сам платил, aвтобус супер-комфортабельный компании Sol del Paraguay).

ויברא אלוהים, את-התנינים הגדולים . וירא אלוהים, כי-טוב
И сотворил Бог крокодилов больших. и увидел Бог, что это хорошо

Зеленина Инна писал(а): Может быть кто-то знает как на автобусе доехать из Игуассу до Рио?Посоветуйте плииз


Очень просто. на родовьярии (автовокзале) г. Фос ду Игуасу покупаете билет до Рио на одну из многочисленных автобусных компаний.

Сколько будет стоить билет в кассе на отходящий автобус? Дороже? Дешевле? И вообще, велика ли вероятность того, что билеты распроданы? А также, отличаются ли цены на автобусы различных компаний?

ויברא אלוהים, את-התנינים הגדולים . וירא אלוהים, כי-טוב
И сотворил Бог крокодилов больших. и увидел Бог, что это хорошо

Я нелюблю автобусы, (ехал как то от Сальвадора до Рио около 26 часов,проклял все,несмотря на суперкомфорт..),цены непомню,т.к.ездил(и) нечасто,пришел в родовьярию-купил билет на нужный рейс.
Могу точно сказать,что такого что в кассе нет билетов небывает,особенно на популярные направления,неуспели за 15 мин.купить,значит купите на следующий рейс,в Бразилии авиа и автобусное движение сильно развито,как альтернатива отсутвующему ЖД транспорту.
Вам Alex ka,если планируете большую часть на автобусах перемещатся,наверное имеет смысл все заранее пробонировать,по возможности выкупить.
Цены разных компаний отличаются по комфортности и состоянию машин,но незначительно. помнится с попутчиком в Фос ду Игуасу, съэкономив 50 реалов оказались в особо неотличавшемся снаружи,но с жутко неудобными покоцаными сидениями и без кондиционеров бусе,наполненными челноками,загрузившими до отказа багажное отделение огромными баулами с дешевой техникой (в основном стиральные машины) из приграничного парагвайского городка Сюдад де Эсле,в Бразилии таже техника на порядок дороже..
Что еще конечно сказалось на скорости передвижения. окна нормально открыть недавали,куча маленьких детей..типа сквозняки,жара п..дец,еще та поездочка была ,благо ехать до Рио относительно недолго..
Неэкономьте синьоры на автобусах в Бразил,расстояния там большие и ехаь на мягком кожаном сиденье откидывающемся почти как кровать,с подставкой под ноги,пледом и кондиционером много приятней,чем в описываемом выше примере.

Подскажите, как лучше доехать от Игуасу по Флорианополиса? Насколько я поняла, это не очень далеко по бразильским меркам, сколько км. примерно?
Посмотрела аренду машины- они накручивают 890 реалов только за one way.
Pluma вообще не выдает никаких результатов по маршруту Игуассу-Фл. Самолет че-то смущает, и так уже 5 перелетов планируется.
Как добаться, а?

Embrujo писал(а): (ехал как то от Сальвадора до Рио около 26 часов,проклял все,несмотря на суперкомфорт..),цены непомню,т.к.ездил(и) .

А почему так долго получилось 26 часов. Пробки или состояние дорог?
Нам нужно добраться из Сан-Пауло в Куритибу - думаем как лучше ехать: автобусом или самолетом?
У нас народу окло 10 человек. Люди будут в отеле с чемоданами. Как лучше брать такси, ехать в аэропорт, потом на самолете. Или можно заказать автобус прямо в гостиницу и прямиком в Куритибу?

После дого, как проехал на автобусах по Бразилии в январе-феврале 2010 года не одну тысячу километров, резюмирую.

1. Существует множество автобусных компаний, но цены контролируются Министерством Транспорта и составляют порядка 11 центаво на километр за автобус без кондиционера плюс налоги. Междугородные автобусы бывают трех видов: Conventional (с АС и без), Еxecutivo (Golden) и Leito, то есть спальный. Еxecutivo практически ничем не отличается от обычного, за исключением цены, которая процентов на 20-30 выше. Платить за билет нужно в кассе. На промежуточных остановках, если нет кассы, то можно платить шоферу. На большинстве маршрутов в кассaх принимают к оплате кредитные карты (но не везде и не всех видов). В больших городах проблема покупки билета может состоять в поиске нужного окошка, поскольку каждая компания продает билеты только на свои автобусы. Свободные места, как правило, всегда в наличии, но стопроцентно расчитывать на это нельзя, особенно при транзите. В Сан Пауло хорошо хотя бы то, что все кассы, продающие билеты до Рио де Жанейро, расположены в одном зале, так что не требуется особенного труда выяснить, в какое время отправляется рейс каждой компании. Иногда расписание висит рядом с окошечком кассы, иногда об этом приходится спрашивать (по-португальски, разумеется).

2. Если есть возможность, советую приобретать билеты на международные, а не местные автобусы. Так, например, если вам надо добраться с водопадов Игуасу в Сан Пауло, то билет на Conventional автобус из Фоз до Игуасу (Бразилия) обойдется примерно в 100 долларов, из Пуерто Игуазу (Аргентина) в 75 долларов, а из Сьюдад дель Эсте (Парагвай) только 50.

2. Все бразильские автобусы в которых я ездил (кроме одного), были достаточно комфортабельны, оборудованы туалетом и обеспечены питьевой водой. Кроме того, каждые 3-4 часа обязательно останавливаются на полчаса для еды и отдыха.

ויברא אלוהים, את-התנינים הגדולים . וירא אלוהים, כי-טוב
И сотворил Бог крокодилов больших. и увидел Бог, что это хорошо

К сожалению, вы используете слишком старый браузер. Обновите его, либо смените на другой. Это бесплатно!

Пример идеальной организации городского транспорта.

razdelitel

01-rIMG_0612_zpsaff82458

Российский путешественник Семён Павлюк подробно ознакомился с опытом Куритибы и побеседовал с создателем системы Жайме Лернером.

02-rPF2_0147_zps86ee8ea1

В начале 1970-х население Куритибы составляло 750 тысяч человек. Прогнозы предвещали близящийся статус миллионика, а дорожно-транспортная система была к этому совсем не готова. Что бывает, когда на дорогах появляется слишком много машин было прекрасно видно на опыте Рио и Сан-Паулу. На метро денег не было. Решили делать альтернативу метро – метроавтобусы, которые ходили бы по выделенным полосам. В 1974 году проект был запущен.

В итоге сегодня системой BRT пользуется более двух миллионов человек в день. Причем многие сознательно переходят на нее с личного автостранспорта. По сравнению с другими крупными городами страны Куритиба использует на треть меньше топлива на душу населения. Здесь один из самых низких показателей загрязнения воздуха в урбанистической Бразилии.

Как это работает?

Существуют выделенные под метробусы полосы, располагающиеся как центральная полоса на проезжей части. Они отделены от полос прочего автотранпорта.

04-rIMG_0616_zps98819583

По ним с регулярностью московского метро ездят такие вот многосегментные красавцы.

05-rIMG_0552_zpsa653cd78

Вот как это выглядит сверху:

06-rIMG_0561_zps79e73de2

По обеим сторонам автобусной полосы расставлены остановки:

07-rIMG_0615_zps65ff70e5

Заход в них – через турникеты, т.е. платить надо на входе в остановку, что очень экономит время посадки в автобус.

Автобусный маршрут один – как линия метро. Существуют станции пересадок, где, не выходя из терминала, можно пересесть на другой автобусный маршрут. Это едва ли не главный плюс для малообеспеченных пассажиров. Если раньше, чтобы добраться до работы надо было сменить несколько автобусов (и заплатить за каждый), то теперь все умещается в одном билете.

09-rIMG_0637_zps4ed55b6c

Автобус подъезжает к остановке. На специальные крылечки остановки опускаются блокирующие двери ступеньки.

10-rIMG_0635_zpsd47a3b97

11-rIMG_0624_zpsb995d964

Метробусы ездят быстро и без пробок. Так что собственные временные транспортные затраты можно предсказать с такой же точностью, как и в случае с метро.

Кстати, в Куритибе есть и обычные автобусы, которые ездят по менее популярным, не-магистральным маршрутам:

12-rIMG_0554_zps92e8da51

Сегодня компания, которую возглавляет Лернер, разрабатывает SMART-системы городского транспорта. Связки метро с городскими автобусами, городские велосипеды и электромобили. Как я понял, особый упор делается на последнее.

По мнению Лернера городской автомобиль будущего должен выглядеть примерно так.

13-rPF2_0151_zps24c7e7bd

Дешевый в производстве (он чуть ли не из картона), с небольшой скоростью – это, в т.ч., сделано для минимизации жертв при столкновении. Должны быть городские парковки (по принципу велопарковок), где приехавшие на общественном транспорте или на личном авто люди пересаживались бы на такие машинки и уезжали по своим делам.

Но это дело будущего. А сегодня так хорошо прокатиться на автобусе. Быстро и без пробок.




Бразилия – страна большая, размеры сравнимы с континентальной частью США. Разумеется, такой стране не обойтись без развитой системы внутренней авиаперевозок, доступных большинству населения.
На внутренних авиалиниях работает пара больших авиакомпаний (GOL и TAM), несколько поменьше вроде Trip, пара лоукостеров (Azul и Webjet) и ряд региональных авиакомпаний. Самолёты большей частью новые и современные.
GOL летает на специально модернизированных Боингах-737-800, а Azul – на гордости бразильского авиапрома Эмбрайерах Е-190/195.



Пассажирское движение в аэропортах Бразилии довольно оживлённое с 6-ти утра до часа ночи, самолёты обычно летают по сложным маршрутам с 1-3 промежуточными посадками – такая схема весьма напоминает организацию внутренних авиаперевозок в СССР.
Сам летал GOL'ом Сан-Пауло – Порто-Аллегри с промежуточной посадкой в Флорианополисе (73 реала) и Фоз-де-Игуасу – Бразилиа с пересадкой в Куритибе (174 реала). На коротких рейсах бесплатно наливают сок и дают печеньки, на длинных – платно кормят, предлагают сэндвичи за 12 реалов!



Расписание обычно выдерживают, по собственным наблюдениям сколь-либо заметно опаздывают только рейсы TAM.
Каких-то национальных особенностей в бразильских авиаперевозках не наблюдается – разве что посадочные талоны распечатывают на какой-то туалетной бумаге :) Причём такое практикует не только бывший лоукостер GOL, но и вполне цивильный TAM.


У всех авиакомпаний есть сайты с возможностью онлайн-покупки, есть и англоязычные версии. Только вот система покупки отдельными впечатлительными буржуйскими путешественниками на форуме ЛП именуется "коммунистической" :) .
Выход прост: у GOL'а покупать через аргентинскую версию сайта (кстати, цена в песо дешевле, чем в реалах).

Про железные дороги рассказывать нечего по причине фактического отсутствия (за исключением нескольких туристических линий) предмета рассказа в Бразилии.




Автобусы (онибусы по-бразильски) современные и комфортабельные, в подавляющем большинстве "Маркополо" бразильского производства. На длинных линиях есть три класса: коммон, экзекутиво и лейто (спальный), встречается ещё семи-лейто со спальными креслами. У отдельных компаний вроде UTIL салон автобуса делится на две части, как в самолётах, спереди – семи-лейто или экзекутиво, сзади – коммон.
На местных линиях бывают некондиционированные автобусы (регулар).


Кресла достаточно мягкие и удобные, с полочками для ног, даже в коммоне, так что особого смысла переплачивать за экзекутиво нет. В конце салона имеется туалет самолётного типа и холодильник с пластиковыми баночками с питьевой водой. Правда, в половине случаев он был пуст.

В городах автобусы отправляются с родовьярий – больших и благоустроенных (иногда многоэтажных) автовокзалов, где есть кафешки, магазинчики, банкоматы, камеры хранения (в Фоз-де-Игуасу стоила 4 реала, платить по возврату, паспорт требуют, дают квитанцию), Интернетни (4 реала/полчаса, качество хорошее) и прочее.



Автобусы ходят часто, автобусных компаний масса. Хотя у многих автобусных компаний есть сайты с возможностью онлайн-покупки, никакого смысла покупать билеты заранее не просматривается.
Просто приезжаете на родовьярию и покупаете билет на ближайший рейс, ни разу не ждал дольше полутора часов. Заранее вечером покупал только билеты на ранние утренние рейсы из Санто-Анжело и Диамантины.
Как покупать? Идёте по указателям "билетерья" и обнаруживаете зал с массой офисов различных компаний. На вывесках обычно написаны названия основных городов, куда у них есть рейсы. На маленьких родовьяриях иногда даже расписание висит, а на Ново Рио обычно у офисов горят табло с временем отправления ближайшего рейса в Сан-Пауло.

Суётесь в кассы с вопросом про "просимо онибус пара (название пункта назначения)". Или, если нужен первый утренний на другой день – то "примэйро онибус аменья". А если есть желание погулять по городу и уехать последним автобусом – то "ультима". Получаете ответ (по-португальски), обычно сотрудники очень благожелательны, разворачивают монитор компьютера. Дальше покупаете билет (пасагем), не забыв попросить место у окна (жанела).
Теоретически нужен паспорт и в билете должны быть заполнены данные о пассажире (имя, фамилия, номер паспорта). При половине покупок так и было, при другой половине ничего не просили и не заполняли, и прокатывало.
Только при посадке в Парати попался дотошный сотрудник "Реунидас" – всем бразильцам он сам переписывал данные в билет с карточек, мне же дал ручку и велел самому написать это непроизносимое имя-фамилию :)

Особенности при покупке билетов отмечены в Порто-Аллегри и вообще штате Рио-Гранде-ду-Сул. Офисы автобусных компаний там есть, но в них только дают информацию. Покупка происходит в общих кассах.

Цены: Кампо-Гранде – Фоз-де-Игуасу – 114 реалов, Бразилиа – Белу-Оризонте – 112 реалов, Белу-Оризонте – Диамантина – 46 реалов, Оро-Прето – Рио-де-Жанейро – 73 реала, Парати – Сан-Пауло – 46 реалов.

На билете обычно написан номер или индекс платформы (платоформа), от которой отправляется автобус. Просто идёте по указателям и находите оную, иногда приходится спускаться вниз, на подземный этаж.
На некоторых родовьяриях (как в Кампо-Гранде и на новой в Бразилиа) – выход через турникет, надо предъявлять выданный в кассе жетон. Вроде на Ново Рио тоже турникеты есть – но там двери рядом всегда открыты.



Автобус находится по фирменной расцветке с названием кампании, обычно на лобовом стекле пункт назначения и время отправления горит. Сдаём багаж, показываем билет и садимся на указанное место. К слову, в бразильских автобусах место у окна всегда имеет нечётный номер.
Рюкзак в багаж сдавал всегда – багажные полки не очень велики. Проблем не было, сдача в багаж строится по самолётному типу, с наклеиванием ярлыков. По ним же, сверяя номер, багаж и выдаётся сотрудником компании по прибытии. Хотя пару раз ярлыки и отклеивались :)


Периодически (читал, что положено раз в три часа – на практике соблюдается не всегда, так на 17-часовом переезде Кампо-Гранде – Фоз-де-Игуасу ночью останавливались только в 11-ть и 6-ть) автобусы делают остановки у местных станций с туалетами, магазинчиками, кафешками для отдыха. Цены там конечно повыше, чем в нормальных местах, но выпить кофе с молоком и что-нибудь пожевать на 3-4 реала вполне можно.
Стоят автобусы на таких "пит-стопах" 20-30 минут, о времени проводник или водитель предупреждают (по-португальски), а перед отправлением проходят по салону, тщательно пересчитывая пассажиров – никого не забыли?

Единственной проблемой при автобусных переездах был принципиально не отключаемый даже при ночной забортной температуре в 9-10 градусов кондиционер. Так что, обязательно берите с собой в салон лёгкую куртку. Я вот однажды забыл её в сданном в багаж рюкзаке – месяц потом мучился от простуды.

Далее поговорим о транспорте городском.
Транспортные карты (бильето юнико по-бразильски) есть в Сан-Пауло, судя по яркой рекламе недавно и в Рио-де-Жанейро появились. Не брал, в Рио покупал картао препаго на метро за 10 реалов.
В отличие от китайских карт, никакого депозита нет. Сколько денег потратишь на карту – столько и проездишь. Ещё на станциях стоят автоматы по проверке баланса, в которых эти карты пополнить можно. К слову, эти автоматы, в отличие от бразильских банкоматов, карточки всё же заглатывают. И, в отличие от автоматов гонконгского Октопаса, не привередничают в отношении мятых купюр.


Метро (по-бразильски так и называется) из посещённых городов есть в Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро, Бразилиа и Порто-Аллегри.
Только в Сан-Пауло метро представляет из себя разветвлённую сеть линий, охватывающую весь город и совмещённой с электричками CPTM, считается лучшим в Латинской Америке.
В столице – всего одна линия, ведущая куда-то в шопингово-спальные места, так что даже не пользовался.
В Рио-де-Жанейро – полторы линии от Зоны Сул до центра, продлёнными метро-бусами в разные места Зоны Сул, и наземной второй линией в Зону Норте.

В Порто-Аллегри метро наземное, всего одна линия вдоль берега, зато доезжает от центра до аэропорта.


В других городах метро подземное, хотя и неглубокого залегания, ряд станций вообще без эскалаторов. В Сан-Пауло отдельные участки метро проходят по поверхности.
Система оплаты такая же как у нас, никакой дифференциации. Прошёл турникет (приложив карточку к ридеру или сунув одноразовый билетик в щель) – и катайся хоть весь день, пересаживаясь с поезда на поезд, с линии на линии. В Рио 1 поездка стоит 3,1 реал, в Сан-Пауло – 2,9 реала, в Порто-Аллегри – 1,7 реала.

Станции метро в Рио открытого типа, в Сан-Пауло встречаются и станции закрытого типа. Направление в Сан-Пауло и Порто-Аллегри указывается наименованием конечной станции, иногда пишется и 1-2 важных промежуточных станций. В Рио проще – пишут просто Сентро или Зона Сул, иногда также добавляя 2-3 промежуточные станции.


Объявления в метро Рио двуязычные, хотя на английском заметно короче, чем на португальском. Правда в выходные бывает и на португальском забывают говорить :)
А вот в Сан-Пауло и Порто-Аллегри объявления в вагонах только по-португальски. Ничего, слово после "просимо эстасао" понять можно.

На станциях в Рио и Сан-Пауло имеются, как и в китайском метро, схемы прилагающей городской территории. Это хорошо, но есть и минусы – на станциях в том же центре Рио часть выходов регулярно бывает закрыта, особенно в выходные. Так что выходить на поверхность приходится не там, где хочется, а там, где открыто :)

Главный транспорт в бразильском городе – всё же автобус (хотя кое-где есть и немного трамваев-троллейбусов). При этом в том же Сан-Пауло станции метро достаточно удобно совмещены с родовьяриями/городскими терминалами.
В больших городах количество маршрутов исчисляется сотнями, ходят часто, зачастую имеют выделенную полосу (в Сан-Пауло чаще, чем в Рио). В Рио нужного автобуса дольше четверти часа на остановке не ждал (и это было поздно вечером при возвращении с Урки).



Маршруты обычно закольцованы так, чтобы отправляться/приезжать на городские автобусные терминалы (терминал урбанико). Терминалы обычно состоят из нескольких полос под навесами, на которых развешаны указатели. В Фоз-де-Игуасу просто написаны направления движения, в Рио и Сан-Пауло – конкретные номера автобусов с перечислением маршрута. На терминала в Фоз, кстати, платить за автобус надо при входе на сам терминал.



А на терминале в Бразилиа (который в столице именуется родовьярией) есть даже электронные справочные машины, по которым можно выяснить, какие автобусы ходят в нужное вам место.


Цены: Фоз-де-Игуасу – 2,65 реалов, Бразилиа – 1,5-2 реала, Рио-де-Жанейро – 2,75-3,1 реала, пригородные басы в Оро-Прето и Парати – 3 реала. Цена обычно написана на бумажке, приклеенной на лобовое стекло или рядом с кондуктором. Также на лобовом стекле есть номер автобуса и название районов, между которыми он ездит (на электронном табло вверху).

Останавливаются автобусы на остановках. Первым делом находим остановку. Зачастую на ней будет написано, какие номера автобусов тут останавливаются и куда они ездят. Вот, например, как выглядит обычная остановка в Зоне Сул Рио-де-Жанейро –



Находим нужные номера, далее внимательно смотрим на вереницу идущих автобусов. Просто так они на остановках не останавливаются. Видим нужный номер и останавливаем автобус поднятием руки.
Открывается передняя дверь (реже встречаются варианты, как в Оро-Прето, когда вход через заднюю дверь). Заходим, отвлекаем водителя с кондуктором от оживлённой беседы (в которой могут участвовать и пассажиры), уточняем, а едет ли автобус туда-то. После чего платим кондуктору (со сдачей проблем нет) и проходим через турникет.



К слову, турникет довольно жёсткий и проворачивается на один такт, так что рюкзак/тяжёлые сумки не тащим за собой, а задираем высоко вверх и переносим их через турникет. После садимся на свободное место – бывало в 2/3 случаев.
Если знаете, где выходить (за статуей мужика на коне после третьего тоннеля) или ехать надо до конечной, спокойно едем молча. Если точно не знаете, то можно попросить кондуктора предупредить.
При приближение к нужной остановке (а вот и тот самый мужик на коне после третьего тоннеля) либо жмёте на кнопку на вертикальном поручне, либо тяните за тросик, протянутый под крышей автобуса. Раздаётся звуковой сигнал и загорается табло.
Выход осуществляется через среднюю и (если есть) заднюю двери. Так что, всё довольно просто и интуитивно понятно.


Разумеется, встречаются варианты. Например, может не быть кондуктора и тогда управление турникетом осуществляет водитель – ему и платим. Встречал такое в минибасах в Бразилиа и Фоз-де-Игуасу и аэропортовских басах в Сан-Пауло.
Да, как в метро, так и в автобусах есть выделенные другим цветом места для пенсионеров, инвалидов, пассажиров с детьми и пр. Не заметил со стороны бразильцев никаких попыток соблюдать такие правила.

Помимо стандартных городских автобусов, встречается и местный аналог маршруток (альтернативо) – в Рио это белые минибасы, ездящие по туристическим местам Зоны Сул. 3,5 реала. Обычно проезжают медленно у остановок и зазывала выкрикивает из открытой двери, куда едут.
С аэропортов/родовьярий в туристические места ходят кондиционированных экспрессы (эшпрессо), в Бразилиа и Рио стоят 8 реалов.

Такси по бразильским городам ездит много, говорят, что строго по счётчику, но ни разу не пробовал. Так же не изучал вопрос с мототакси – таксующими мотоциклистами, которых много видел в Фоз-де-Игуасу.
Обычного городского транспорта вполне хватает, чтобы добраться до нужных мест.

Читайте также: