Романс глинки я здесь инезилья сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Год издания, как и дата цензурного разрешения, здесь не указан. Это и могло ввести в заблуждение Т. Г. Зенгер, очевидно, пользовавшуюся именно этим изданием при комментировании стихотворения: текст в издании романса и в большом академическом издании в основном совпадает, если не считать расхождений в пунктуации, неизбежных при перепечатке текста из нотного издания.

В. И. Межова на этот год как на дату самой первой публикации романса.8

Уточнение даты публикации позволяет объяснить одно связанное с историей текста стихотворения недоразумение.

2 Пушкин в печати: 1814—1837. М., 1938. С. 118.

3 Фомичев С. А. О принципах академического издания сочинений А. С. Пушкина // Известия АН СССР. Серия лит. и языка. 1982. Т. 41, № 3. С. 235.

4 Puschkiniana / Сост. В. И. Межов. СПб., 1886. С. 268.

5 См.: Корганов В. А. С. Пушкин в музыке. Тифлис, 1899. С. 39.

7 Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 137.

9 Глинка М. Полн. собр. соч. Т. 10. С. XX.

12 Глинка М. Полн. собр. соч. Т. 10. С. XXVIII.

14 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 5. С. 267.

15 В. Г. Белинский в работе над текстами Пушкина / Публ. Н. И. Мордовченко // Литературный архив. М.; Л., 1938. Т. 1. С. 297.

17 Известно, однако, что впоследствии тетрадь попала к П. А. Вяземскому, оставившему в ней свои заметки, а от него — к Анненкову (см.: В. Г. Белинский в работе над текстами Пушкина. С. 298).

18 См.: В. Г. Белинский в работе над текстами Пушкина. С. 298.

19 Там же. С. 297. Любопытно, что в примечании к рецензии в Полном собрании сочинений Белинского датой первой публикации назван 1835 г. (см.: Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 811).

22 Фомичев С. А. О принципах академического издания сочинений А. С. Пушкина. С. 237.

23 Глинка Михаил. Литературное наследие. Т. 1. С. 158.

24 См.: Рыбакова П. Глинка и Кукольник / Советская музыка. 1957. № 2. С. 61—64.

Романсы Глинки

Романсы Глинки

Михаил Иванович Глинка. Этого выдающегося композитора по праву величают гордостью русской музыкальной классики, поскольку именно он заложил основы отечественной оперной и симфонической музыки. Однако есть ещё один музыкальный жанр, в котором маэстро оставил потомкам щедрое наследство, многие знают его как автора замечательных камерно-вокальных произведений. Романсовое творчество Глинки бесценно. В нём он сумел обобщить то лучшее, что было ранее создано в данном жанре, и довести его до истинного совершенства. Вокальные миниатюры Глинки – это не только своеобразный творческий журнал, которому он доверял сокровенные тайны своей души. В них композитор невольно заставляет слушателей любоваться природными пейзажами, восторгаться портретными зарисовками, а также совершать увлекательные путешествия по удивительным странам.

Историю создания романсов Глинки, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведений читайте на нашей странице.

История создания

Начало истории создания каменно-вокального наследия Михаила Ивановича Глинки совпадает со временем окончания им Петербургского Благородного пансиона. Именно 1822-м годом был отмечен его первый сочинительский опыт. В начале своей творческой деятельности композитор пробует свои силы в различных жанрах, и не вызывает удивления, что произведения вокальной лирики занимали в этих начинаниях особое место.

Михаил Иванович Глинка



первое издание романсов Глинки
Глинка

Интересные факты

возлюбленная Глинки Екатерина Керн

Содержание романсов Глинки

Вокальное искусство притягивало Михаила Глинку на протяжении всего его творческого пути. Разнообразие видов камерно-вокального жанра, включающих в себя серенады, элегии, баллады, песни, фантазии и, конечно же, романсы, давали композитору возможность раскрывать тайны человеческой души, ярко рисовать бытовые сценки и портреты людей, а также красочно изображать природные пейзажи. Это своего рода лирический дневник, отражающий жизненные впечатления композитора.

Необходимо обязательно отметить, что мелодии вокальных композиций Глинки отличаются не только очаровательной красотой, но и удивительным удобством для исполнения. Это результат тщательных исследований композитора особенностей и возможностей человеческого голоса.

Михаил Глинка

Важно также обратить внимание на то, что сочиняя романсы на тексты разных поэтов, Михаил Иванович сохраняя единство стиля, умело отражал в музыке характерные особенности литературного языка каждого автора. Помимо того, композитор мог точно определить какое стихотворение нужно взять в основу того или иного романса, поэтому его вокальные миниатюры отличаются подлинной реалистичностью при отображении всего спектра человеческих чувств, ясностью и объективностью взгляда на окружающий мир, гармоничностью жизнеощущения, а также стройностью и уравновешенностью формы.

Многие вокальные миниатюры Глинки приобрели широкую известность, но особой популярностью пользуются следующие произведения:


Попутная песня

Камерно-вокальное творчество Михаила Ивановича Глинки – это бесценный вклад в русскую музыкальную культуру. Очаровывающая красота мелодий, сдержанность в выражении настроений и чувств, безупречность стиля, но самое главное абсолютное слияние поэтического текста и музыки – всё это делает романсы и песни композитора перлами творения, которые завоевали непомерную любовь слушателей и исполнителей.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Романсы Глинки

. Около 100 млрд. долл. на разработку оружия биологической войны 24 февраля.

Всё начиналось с Фуэте, Когда Земля, начав вращение, Как девственниц.

-Музыка

-Метки

-Рубрики

  • Новый год, Рождество (93)
  • Театр, кино, ТВ (16)
  • Сад, огород (11)
  • Английский язык (0)
  • Архитектура (176)
  • Дворцы и замки (16)
  • Храмы, монастыри (6)
  • Жилые и др. строения (2)
  • Афоризмы, притчи и цитаты (54)
  • Видео (527)
  • Вокруг света (290)
  • Дневники на Ли.ру (17)
  • Оформление (3)
  • Женщины (144)
  • ЖЗЛ (112)
  • Здоровье (240)
  • Болезни: профилактика, лечение (15)
  • Полезные продукты, (10)
  • Фитнес, упражнения (7)
  • Самомассаж, су-джок и т.д. (6)
  • ЗОЖ (3)
  • Лекарственные растения (2)
  • Уход за лицом и телом (2)
  • Известные люди (155)
  • Интересно (216)
  • Астрология (37)
  • Домашняя магия (4)
  • Лунный календарь (3)
  • Хиромантия (1)
  • Камни и минералы (32)
  • Непознанное (26)
  • Нумерология (8)
  • Обычаи, приметы (18)
  • Обычаи, приметы, ритуалы, (30)
  • Фэн-шуй (10)
  • Интересные сайты (8)
  • История (195)
  • Компьютер (3)
  • Край Пензенский (175)
  • Мой город- Пенза (155)
  • Кулинария (172)
  • Выпечка, десерты, (73)
  • Салаты, закуски (43)
  • Вторые блюда (31)
  • Варенье, заготовки на зиму (13)
  • Напитки (3)
  • Первое (3)
  • Выпечка, (2)
  • Легенды и мифы (13)
  • Личное. (253)
  • Будни и праздники (111)
  • Мои рассказики (7)
  • Мои стихи (71)
  • Мои фото (115)
  • Мир моды и жизнь (73)
  • Музеи, выставки (44)
  • Музыка (516)
  • Наш дом (30)
  • Он и Она (27)
  • Политика (103)
  • Праздники (303)
  • Прикладное искусство (101)
  • Вязание, вышивка (54)
  • Авторские куклы (13)
  • Народные промыслы (9)
  • Работы мастеров: стекло, камень, дерево и т.д. (8)
  • Природа (74)
  • Бабочки. птицы и т.д. (3)
  • Животные (2)
  • Животные, птицы, бабочки и т.д. (10)
  • Пейзажи, необычные места (14)
  • Растения (44)
  • Работы друзей (123)
  • Религия (59)
  • РОССИЯ (288)
  • Русские (25)
  • Стихи (560)
  • Страны: история, культура и т.д. (259)
  • Азия (18)
  • Испания (5)
  • Канада (1)
  • Америка (13)
  • Англия (13)
  • Африка (5)
  • Германия (19)
  • Европа (55)
  • Индия (18)
  • Италия (26)
  • Китай (27)
  • Сирия (1)
  • Тайланд (3)
  • Турция (2)
  • Франция (32)
  • Южная Америка (4)
  • Япония (23)
  • Танцы, балет (58)
  • Художники (434)
  • Современные (148)
  • Тематические подборки картин (61)
  • Старые мастера живописи (41)

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

В этом году исполняется 215 лет со дня рождения великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки


Слова Александра Пушкина Музыка Михаила Глинки

Исполняет Юлия Зиганшина и Государственный оркестр народных инструментов РТ под управлением Анатолия Шутикова, при участии Максима Мулина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание соразмерности, органичности, логичности трёхчастной формы в произведениях разных видов искусства.

Личностные:

— укрепление личностного, ценностного, заинтересованного отношения к русской вокальной музыке на примере романса М. Глинки.

Предметные:

— знание строения трёхчастной формы;

— укрепление навыков анализа музыкально-выразительных средств и формы музыкального произведения на примере романса М. Глинки.

III ЧЕТВЕРТЬ

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание соразмерности, органичности, логичности трёхчастной формы в произведениях разных видов искусства.

Личностные:

— укрепление личностного, ценностного, заинтересованного отношения к русской вокальной музыке на примере романса М. Глинки.

Предметные:

— знание строения трёхчастной формы;

— укрепление навыков анализа музыкально-выразительных средств и формы музыкального произведения на примере романса М. Глинки.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Виды деятельности учащихся: Художественное чтение стихотворения А. Пушкина. Прослушивание романса М. Глинки. Сравнительный анализ стихотворения и его музыкального воплощения. Сравнительный анализ крайних и среднего разделов романса. Определение особенностей строения трёхчастной формы. Просмотр и обсуждение репродукций картин, выявление их образной связи с романсом Глинки. Разучивание и исполнение хора А. Гречанинова. Определение формы хора.

Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Перечислите известные вам музыкальные формы.

Объясните, почему музыкальные произведения, написанные в одной форме, часто совсем непохожи друг на друга?

Как думаете, чем будут отличаться друг от друга двух- и трёхчастная формы?

Сегодняшний урок мы посвятим трёхчастной музыкальной форме.

Работа по теме урока

Трёхчастная форма

Трёхчастная форма — одна из самых распространённых, логичных, стройных форм в музыке. Это форма, на которой основано великое множество и самостоятельных произведений, и отдельных фрагментов в более крупных сочинениях.

Трёхчастная форма более пропорциональна, более уравновешена, чем двухчастная. Первая и третья части сходны не только по своему музыкальному содержанию, но и по величине. Тем самым проявление репризности здесь имеет больше общего с симметричностью в изобразительном искусстве: ведь там левый и правый элементы общей композиции, как правило, равновелики и близки по своим размерам.

Уравновешенность, пропорциональность трёхчастной формы способствуют тому, что отдельные сочинения или самостоятельные части многочастных сочинений (сюит, сонат и т.п.) пишутся в ней значительно чаще, чем в двухчастной. Кроме того, эти сочинения иногда достигают весьма больших размеров, так как и период, и его развитие могут быть очень развёрнуты.

Образные предпосылки трёхчастности

Я здесь, Инезилья,
Я здесь под окном.
Объята Севилья
И мраком и сном.

Исполнен отвагой,
Окутан плащом,
С гитарой и шпагой
Я здесь под окном.

Ты спишь ли? Гитарой
Тебя разбужу.
Проснется ли старый,
Мечом уложу.

Шелковые петли
К окошку привесь.
Что медлишь. Уж нет ли
Соперника здесь.

Я здесь, Инезилья,
Я здесь под окном.
Объята Севилья
И мраком и сном.

Стихотворение Пушкина рисует нам известную картину ночной серенады: влюблённый поёт под окнами своей возлюбленной свою призывную песню.

Последний куплет повторяет начальный, так что трёхчастность задана уже в форме самого стихотворения.

Трёхчастность в романсе Глинки

Эта структура переносится композитором и в музыку романса. В точном соответствии со стихотворением Пушкина два первых куплета составляют первый раздел, отмеченный приподнятым, оживлённым настроением, которым охвачен влюблённый в ожидании скорого свидания. Его музыкальная речь певуча и выразительна.

А) Слушание и музыкальный анализ

Такая остроумная трактовка, помимо содержания стихотворения, уже чисто музыкальными средствами подчёркивает нарастающее нетерпение влюблённого, который обращается к безмолвному окну и не получает никакого ответа.

Вся его страстная и пламенная речь поддерживается аккомпанементом, имитирующим звон гитары, который также отражает нарастающее душевное беспокойство героя и обрывается на самых громких по звучанию, намеренно акцентированных аккордах.

Б) Повторное прослушивание и музыкальный анализ романса Глинки

После высшей точки нетерпения состояние героя меняется, что тотчас сообщает нам смена тональности (до мажор после соль мажора), а также изменение характера всего музыкального движения. На смену певучей мелодии первого раздела приходят отрывистые фразы с большим количеством пауз между репликами. И точно так же, как была выразительна динамика в первом разделе, образуя второй, скрытый образно-эмоциональный план, в середине романса особую роль приобретают указания композитора на характер исполнения.

Таковы образные предпосылки трёхчастности в этом замечательном романсе.

В) Работа над нотными примерами

В учебнике даны два нотных примера — начало романса (24) и середина (25). Ученики отмечают, что некоторые музыкально-выразительные средства в этих фрагментах контрастны друг другу. Начинается романс гордой полётной мелодией серенады, а в середине интонации становятся более речевыми, отрывистыми, декламационными. Середина рисует сценку, в которой мы как бы видим поведение героя: он спрашивает девушку, почему она медлит, ревниво осматривается в поисках соперника. В репризе мелодия серенады возобновляется, молодой человек продолжает пение.

Прослушайте хор. Постарайтесь определить форму хора А. Гречанинова.


Текст песни:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью, с радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом обильным!

Весна, весна, на чём пришла?

На чём пришла, приехала?

На чём пришла, приехала?

На сошечке, на бороночке, на бороночке!

Форма - это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к последовательности звучания (проведения) в нём музыкального материала.

Простой трёхчастной называется форма, первая часть которой представляет собой период; вторая, т.е. средняя, часть — также период или ряд построений серединно-разработочного характера; третья часть в большинстве случаев является репризой первой части.

Схема трёхчастной формы:


Трёхчастная форма как нельзя лучше отвечает главным задачам музыкального произведения: высказать музыкальную мысль (в первой части), развить мысль (во 2 части), а затем вернуться к главной мысли и утвердить её (в 3 части).

6. Рефлексия. Вопросы и задания

Подумай, можно ли назвать трёхчастную форму более динамичной, чем двухчастную? Почему?

Рассмотри репродукции картин, выяви их образную связь с романсом Глинки. Аргументируй свой ответ.


К
. Шпицвег.
Серенада

Дополнительную прелесть картине Шпицвега придаёт добродушная ирония, лишённая сарказма и грубых социальных акцентов. Даже бедность на его картине выглядит не пугающей, не отталкивающей, а как-то спокойно и умиротворённо.

Дж. Б. Бургесс. Испанская красавица


Известный английский художник Дж. Бургесс в течение тридцати лет ежегодно ездил в Испанию, часто проводя дни с испанскими крестьянами, живя их жизнью и разделяя их еду. Он очень любил эту страну.

Среди множества его работ особенно выделяются портреты испанских женщин – загадочные, яркие красавицы с гордой осанкой, роскошными чёрными волосами и магнетическим взглядом, приковывающим к себе внимание мужчин.


-75%

Читайте также: