Аномалия личности их сущность причины сообщение кратко

Обновлено: 04.07.2024

В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.

Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.

Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.

Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:

  1. Первый тип личности стремится возобладать и подчинить людей. Это проявление девиантной мотивации, которая часто наблюдается в преступных группировках.
  2. Второй тип личности подчиняется другим людям, делает уступки или приспосабливается к более сильным и активным личностям. Так, к примеру, образовалось целое девиантное общество под руководством Сталина.

Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:

Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.

Причины девиантного поведения

Психологические причины девиантного поведения

В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная ( правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).

Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:

  1. Поведение, которое отклоняется от норм психического здоровья. Эту группу составляют психически нездовые люди с явными или скрытыми признаками психопатологии.
  2. Поведение, проявляющееся в социальной патологии – пьянство, проституция, наркомания. Что влечет за собой различные преступления и проступки.

Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.

Социальные причины девиантного поведения

Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.

Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.

Все самое основное закладывается в подростковом возрасте

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.

Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.

Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.

В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.

Девиантное поведение в предподростковом возрасте

Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.

Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.

Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.

В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:

  1. Наследственные факторы: алкоголизм, предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям, патологическая беременность и роды;
  2. Социальные факторы: взаимоотношения в семье, школе, с ровесниками и друзьями. Также ценности личности, его статус, цели.
  3. Характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний.
  4. Правосознание человека.

Выводы

Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.

Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.

Что такое расстройство личности? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Диордиев М. Б., психиатра со стажем в 8 лет.

Над статьей доктора Диордиев М. Б. работали литературный редактор Вера Васина , научный редактор Оксана Собина и шеф-редактор Маргарита Тихонова

Диордиев Максим Борисович, психиатр, нарколог, психотерапевт - Екатеринбург

Определение болезни. Причины заболевания

Расстройство личности — стойкие аномалии характера, которые зачастую проявляются в подростковом возрасте, сохраняются на протяжении всей жизни и приводят к социальной дезадаптации.

Советский психиатр, профессор Московского университета и создатель психиатрической школы, Пётр Ганнушкин выделил триаду критериев расстройства личности:

  1. Патологические черты характера приводят к нарушению социальной адаптации.
  2. Они стабильны и мало обратимы.
  3. Черты расстройства тотальны и определяют психический облик человека, то есть влияют на различные сферы жизни: межличностные отношения, интересы, потребности и поведение [1][2] .

Триада Ганнушкина

Расстройство личности может возникнуть в детстве, ярко проявиться в подростковый период и продолжить развиваться с возрастом.

Причины расстройства личности

Причин заболевания может быть множество:

  • генетическая предрасположенность;
  • окружающая среда и воспитание;
  • взаимодействие с людьми и стрессовыми ситуациями, особенно в детском и подростковом возрасте.

У пациента формируются убеждения, что он должен контролировать всё в своей жизни, в том числе и эмоции. Эти установки при определённых обстоятельствах провоцируют нарушения поведения.

При расстройстве личности снижается критичность мышления — человек с трудом осознаёт, что реагирует на ситуации и ведёт себя не так, как принято в обществе.

Критериями болезни являются субъективные переживания и/или социальная дезадаптация. Определение заболевания “расстройство личности” создаёт трудности в лечении пациентов с этим диагнозом и постепенно теряет актуальность.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы расстройства личности

При всех видах расстройств личности индивид думает, чувствует, ведёт себя или относится к другим иначе, чем среднестатистический человек. Его мышление, чувства и поведение заметно отличаются от общепринятых норм [10] . При этом симптомы болезни не вызваны повреждением, заболеванием мозга или другим психическим расстройством.

Симптомы пограничного расстройства личности:

  • аутоагрессивное поведение, то есть причинение вреда себе ;
  • суицидальные мысли;
  • низкий самоконтроль и импульсивность;
  • неустойчивое настроение;
  • асоциальное поведение [3] .

Симптомы параноидного расстройства личности:

  • глобальное недоверие и подозрительность без достаточных оснований;
  • склонность относить любые события на свой счёт;
  • агрессивные мысли или действия по отношению к окружающим;
  • злопамятность;
  • повышенное раздражение при неудачах и отказах.

Симптомы шизоидного расстройства личности:

  • отсутствие удовольствия от близких отношений, в том числе семейных, и, как следствие, выбор уединённой жизни;
  • круг общения ограничен ближайшими родственниками;
  • эмоциональная холодность и равнодушие к похвале или критике [4] .

Симптомы диссоциального расстройства личности:

  • несоответствие социальным нормам, неуважение законов и систематическое их нарушение, например воровство;
  • обман окружающих для извлечения выгоды;
  • раздражительность и агрессивность, которая проявляется в частых драках или других физических столкновениях;
  • неспособность длительно соблюдать режим работы или выполнять финансовые обязательства;
  • безразличие к причинению вреда окружающим и плохое обращение с ними [3][4] .

Симптомы истерического расстройства личности:

  • основная цель — быть центром внимания других людей;
  • неадекватная обольстительность или провокационное поведение;
  • быстро изменяющиеся и неглубокие эмоции;
  • использование своей внешности для привлечения внимания;
  • подверженность влиянию окружающих или ситуации;
  • восприятие отношений более близкими, чем они есть на самом деле [1][2][3] .

Симптомы ананкастного, или обсессивно-компульсивного расстройства личности:

  • чрезмерные сомнения и осторожность;
  • озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком и графиками;
  • стремление к совершенству, препятствующее завершению задач;
  • чрезмерная добросовестность, скрупулёзность и неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям;
  • повышенная педантичность и приверженность социальным условностям [4] .

Симптомы тревожного расстройства личности:

  • постоянное общее ощущение напряжённости и тяжёлые предчувствия;
  • представления о своей социальной ущербности, личностной непривлекательности и приниженности по сравнению с другими людьми;
  • повышенная озабоченность критикой в свой адрес или непринятием в социальных ситуациях;
  • нежелание вступать во взаимоотношения, если есть риск не понравиться;
  • уклонение от социальной или профессиональной деятельности, связанной с межличностными контактами, из-за страха критики, неодобрения или отвержения [4] .

Симптомы зависимого расстройства личности:

  • трудности при самостоятельном принятии повседневных решений;
  • потребность в людях, которые брали бы на себя ответственность за их жизнь;
  • сложности с выражением несогласия с другими людьми из-за страха утраты одобрения или материальной поддержки;
  • проблемы с проявлением инициативы;
  • дискомфорт или беспомощность из-за преувеличенного страха, что не сможет о себе позаботиться [4] .

Симптомы нарциссического расстройства личности:

  • основная цель — получить признание;
  • чрезмерные попытки привлечь к себе внимание и быть в его центре;
  • явное или скрытое чувство, что ему все что-то должны;
  • эгоцентризм, уверенность в собственном превосходстве и снисходительное отношение к другим;
  • поверхностные отношения, нужные для регуляции самооценки;
  • взаимность ограничивается небольшим истинным интересом к другому человеку и преобладанием личной выгоды;
  • не признают чувства и потребности других людей;
  • чрезмерно настроены на реакции других людей, но только если они имеют отношение к ним самим;
  • пере- или недооценка собственного влияния на окружающих;
  • личные стандарты неоправданно завышены из-за ощущения своей исключительности либо занижены из-за ощущения, что ему все что-то должны;
  • зачастую не осознают собственных мотивов [4] .

Смешанные расстройства личности причиняют беспокойство и приводят к социальной дезадаптации, но не проявляются типичным набором симптомов [4] .

Сочетание может быть различным, например:

    и тревожное расстройства усугубляют друг друга — застенчивость может усилить уединённость;
  • при сочетании параноидного и пограничного расстройств возникает недовольство и агрессия по отношению к окружающим;
  • реже встречаются противоположные сочетания: шизоидность и истеричность, диссоциальное и тревожное расстройства.

Патогенез расстройства личности

Патогенез расстройства личности до конца не ясен. Заболевание развивается при в заимодействии генетической предрасположенности и факторов окружающей среды. 

Влияние генетики и факторов среды на развитие расстройства личности

Тревожные черты личности связаны с наследованием темперамента в сочетании с воздействием факторов среды. Таким фактором могут быть, например, требовательные родители, которые преуменьшают заслуги ребёнка. Под их влиянием развивается стыд, страх в объективно безопасных ситуациях и застенчивость из-за боязни критики.

Доказательная медицина не даёт точного ответа, как тревожное расстройство связано с выработкой нейромедиаторов — веществ, передающих импульсы между нервными клетками. Однако селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) зачастую уменьшают проявления расстройства [8] .

Пациенты с пограничным расстройством в детстве часто подвергались насилию, в том числе и сексуальному; их чувствами пренебрегали и отстранялись от них, тем самым формируя искажённое представление об эмоциях.

Помимо социальных и средовых факторов, в развитии диссоциального расстройства личности важную роль играют генетические мутации [9] .

Параноидное расстройство личности часто развивается, когда родители или другие близкие люди с самого рождения говорят, что вокруг одни недоброжелатели и все желают ребёнку зла.

При истерическом расстройстве личности у человека формируется убеждение, что его эмоции чрезмерно важны для окружающих и с их помощью можно манипулировать людьми. Возможно, при воспитании таких детей родители выполняли любые их капризы.

Ананкастное расстройство личности развивается, если родители требовали идеального выполнения всех обязанностей, просьб и поручений. Такой вариант развития событий рассматривался как единственно возможный [1] [2] .

Расстройства личности из рубрики F60 в МКБ-10 (Международной классификации болезней) не связаны с органическими причинами. Если изменения личности возникли из-за органических патологий, то они относятся к рубрике F07. Их причинами могут быть травмы головного мозга, ВИЧ-инфекция, нейросифилис, эпилепсия, опухоли и сосудистые заболевания головного мозга.

Классификация и стадии развития расстройства личности

Расстройства личности подразделяются на следующие виды:

    ;
  • истерическое; ;
  • эмоционально-неустойчивое; ; ;
  • зависимое;
  • другие специфические расстройства личности.

К другим специфическим расстройствам относятся:

  • эксцентричное расстройство личности со сверхценным отношением к себе;
  • расторможенное расстройство со сниженным контролем над своими желаниями;
  • инфантильное расстройство — выражены черты, свойственные детям;
  • нарциссическое расстройство;
  • пассивно-агрессивное расстройство — скрытый протест и неявное сопротивление руководству;
  • психоневротическое расстройство — сниженные работоспособность и внимание, склонность к быстрому психологическому истощению [4][6] .

Стадии развития расстройства личности

  1. Человек рождается с определённым генотипом и начинает взаимодействовать с окружающей средой.
  2. Появляются характерные для расстройств личности единичные оценочные суждения о ситуациях.
  3. Эти суждения подкрепляются, человек не подвергает их критике.
  4. Искажённые суждения о реальности всё чаще влияют на его жизнь.
  5. Черты характера заостряются и перерастают в стойкие и тотальные изменения, которые могут сохраняться на всю жизнь.

Расстройство личности может усиливаться в течение жизни, это свидетельствует о тяжести заболевания.

Сейчас Международная классификация болезней пересматривается. В зависимости от выраженности расстройства личности планируется разделить его на три подтипа: умеренное, выраженное и тяжёлое. При этом диагноз "расстройство личности", предположительно, будет включать общее название расстройства, характерные черты личности и степень их выраженности [13] .

Осложнения расстройства личности

Расстройство личности непосредственно не приводит к физическим или психическим осложнениям. Заболевание проявляется социальной дезадаптацией, поэтому для него характерны:

  • сложности адаптации и конфликты в трудовом коллективе, невозможность долго работать в одном месте;
  • межличностые конфликты, затруднения при создании семьи, нестабильность семейных и партнёрских отношений;
  • различные формы асоциального поведения — иждивенчество, бродяжничество, принадлежность к маргинальным социальным сообществам, совершение правонарушений и др.

Также при расстройстве личности возможны:

  • нанесение самоповреждений;
  • суицидальные попытки;
  • нарушения гендерной идентичности и полового поведения;
  • употребление психоактивных веществ, наркотиков и алкоголя;
  • участие в азартных играх.

Степень напряжённости межличностных конфликтов и сложностей с трудоустройством связаны с тяжестью расстройства личности. Формы нарушения поведения зависят от типа расстройства личности.

Также повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний: инсульта и ишемической болезни сердца [5] [7] .

Диагностика расстройства личности

Для диагностики психиатры применяют критерии, приведённые в МКБ-10 и DSM-5 (классификации болезней, разработанной Американской психиатрической ассоциацией) [1] [2] [4] .

Основным инструментом диагностики расстройства личности является беседа и сбор анамнеза — истории жизни и развития заболевания. Также используются опросники:

  • опросник Айзенка;
  • личностные опросники MMPI;
  • Калифорнийский психологический опросник;
  • Фрайбургский личностный опросник.

У пациента часто выявляются признаки сразу нескольких расстройств личности. Причём одно из них может преобладать, скрывая симптомы другого [10] .

Дифференциальная диагностика

Биполярное аффективное расстройство бывает сложно отличить от пограничного расстройства личности. Вероятно, они имеют единую природу, но доказательств этому пока нет [12] .

Расстройства личности следует различать с акцентуациями личности — особенностями человека, которые находятся в пределах клинической нормы. Отдельные черты при этом чрезмерно усилены, что приводит к избирательной уязвимости от одних психогенных воздействий при устойчивости к другим.

Основное отличие акцентуации от расстройства личности — первые не приводят к социальной дезадаптации или она непродолжительна.

Акцентуированный человек может специфически вести себя только в определённых ситуациях. Тогда как пациент с расстройством личности на любые психогенные факторы реагирует в соответствии с особенностями заболевания, то есть оно влияет на все сферы жизни.

Акцентуации ярко проявляются в определённый период жизни человека, например в подростковый, и сглаживаться со временем. Напротив, расстройства личности часто возникают в раннем возрасте и в течение жизни становятся стабильными или усиливаются, что соответствует триаде Ганнушкина [1] .

Лечение расстройства личности

Основная цель лечения расстройства личности — это социальная адаптация. Для этого в первую очередь рекомендована индивидуальная, групповая и семейная психотерапия. Применяются различные её виды: когнитивно-поведенческая, психоанализ, гештальт-терапия и др.

Расстройство личности — это глубоко укоренившийся способ мышления и поведения, что осложняет лечение таких пациентов. Главная задача терапевта при этом заключается в том, чтобы установить с ними доверительные отношения. Это поможет изменить дезадаптивное межличностное поведение и основные ошибочные суждения, лежащие в основе расстройства [10] .

Доказательств эффективности медикаментозного лечения расстройств личности пока недостаточно. Однако на фоне этих заболеваний могут возникать другие психические нарушения, в том числе депрессии и психозы, при которых проводится симптоматическое медикаментозное лечение.

Л учше всего для этого подходят:

  • атипичные антипсихотики;
  • антидепрессанты группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС);
  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН);
  • бензодиазепины;
  • нормотимики.

Препарат и дозировка подбираются врачом индивидуально.

Лечение расстройства личности

Пациенты с расстройствами личности часто чувствительны к действию антипсихотиков и плохо их переносят. У них могут возникнуть нейролептические осложнения в виде тремора, самопроизвольных тиков и ухудшения настроения.

Прогноз. Профилактика

Прогноз при расстройствах личности относительно благоприятный. Далеко не всегда у пациентов возникает выраженная социальная дезадаптация. Более того, при своевременной, грамотной психотерапевтической помощи и сотрудничестве клиента можно изменить некоторые его убеждения и поведение.

Установки, которые можно скорректировать:

  • я не должен испытывать тревогу или дискомфорт;
  • я должен контролировать свои эмоции и ощущения;
  • я должен всем нравиться;
  • меня не должны критиковать;
  • своими эмоциями я воздействую на окружающих.

Профилактика. Расстройство личности формируется при сочетании генетических и приобретённых факторов. По этой причине его профилактика тесно соприкасается с вопросами педагогики и социальными факторами окружающей среды, в которой развивается личность.

Для профилактики с раннего детства следует формировать рациональное отношение к жизни. Для этого желательно не воспитывать ребёнка как во вседозволенности, так и в другой крайности — постоянном ограничении и тирании.

Признаки расстройства личности можно выявить уже в подростковом возрасте. Е сли в этот период появились нарушения поведения и психологические затруднения, то настоятельно рекомендуется обратиться к врачу-психиатру или врачу-психотерапевту. Доктор определит природу нарушений, прогноз развития заболевания и при необходимости тактику лечения для достижения социальной адаптации.

Главной особенностью расстройств личности являются ярко выраженные дезадаптивные особенности психики – такие пациенты не умеют и не могут ладить с окружающими, приспосабливаться к новым условиям. Ранее расстройства личности назывались психопатией, однако со временем специалисты приняли западную точку зрения – психопатия все-таки является отдельным психическим расстройством. Существует несколько видов расстройств личности, иногда встречаются смешанные типы заболевания. Лечение должно осуществляться только опытными специалистами, однако основной проблемой данного расстройства является то, что пациенты в большинстве своем не признают своих психических проблем.

Виды расстройств личности и особенности их лечения

Каждый пятнадцатый житель нашей планеты страдает от расстройства личности. Причем сам он вряд ли воспринимает свое состояние как болезнь, которая требует обращения к специалистам. Все свои поступки он будет оправдывать и считать свое поведение нормальным. Лечение отрицает, а последствия непредсказуемы.

Личностное расстройство: трудности адаптации

Расстройство личности — это дезатаптивная модель поведения, обусловленная стойким психическим нарушением, которое не связано с соматическим или неврологическим заболеванием. Эта патология трудно поддается корректировке, поскольку пациент не считает, что ему требуется лечение. Отсутствует мотивация, которая является катализатором к позитивным сдвигам. Сам индивидуум не стремится избавиться от нарушения и плохо идет на контакт с психотерапевтами. Позднее обращение к специалистам приводит к тому, что пациент попадает на прием к психиатру уже в стадии глубокой запущенности заболевания. Снять симптоматику и вылечить бывает сложно. Первые признаки заболевания активно проявляются в подростковом возрасте. До этого периода возможны отдельные эпизоды, но только после периода пубертата можно говорить о проблеме. Индивидуумы, у которых когнитивное личностное расстройство, не понимают, почему окружающие говорят о каких-либо их проблемах. Ведь они считают, что поведение и поступки в норме. Людей с личностными расстройствами плохо воспринимают в обществе. У них нередко возникают трудности в личностном общении. Но при этом, больные не чувствуют мук угрызения совести и не имеют сочувствия к другим. Через определенное время их взаимоотношение с миром выстраивается не по принципу личной адаптации к социуму, а по схеме, кода социум вынужден принимать или не принимать проблемную личность. Отсутствие мотивации и желания лечиться усугубляет проблему, поскольку не каждый врач может найти подход к такому пациенту, снять симптомы обострения и помочь избавиться от проблемы.

Специфические расстройства личности

  • § Параноидальное — у больного преобладают сверхценные идеи. Своей личности он приписывает особое значение. А вот к окружающим относится враждебно, подозревая их в злых умыслах. Человек с патологией не признает ее наличия. Когда родные или близкие обращают внимание на когнитивное отклонение и пытаются отвести к специалисту, тот будет заверять, что с ним все в порядке и отрицать наличие проблемы. Очень чувствителен к критике.
  • § Шизоидное — этот диагноз характеризуется интровертностью, замкнутостью, снижением интереса к жизненным вещам. Больной не воспринимает принятых норм социального поведения, часто ведет себя эксцентрично. Шизоидные нарушения личности бывают связанны с большим увлечением каким-либо родом деятельности, в котором индивидуум преуспевает. Например, он может патологически увлекаться различными оздоровительными системами, вплоть до того, что привлекать в свои интересы и других людей. Специалисты считают, что таким образом происходит замещение определенной асоциальности. Также такие пациенты могут иметь проблемы с алкоголем, наркотиками или другими видами зависимости.
  • § Диссоциальное — характерной чертой такого расстройства личности является вызывающее когнетивное поведение больного с целью получения желаемого. При всем этом такие пациенты способны располагать к себе людей, включая медиков. Особо ярко данный вид проявляется в позднем подростковом возрасте.
  • § Истерическое — главной целью таких больных является привлечение внимания к своей персоне любым способом, включая вызывающее поведение. Диагноз характерен больше для женского пола. Наблюдаются нетипичные капризность, непостоянство желаний, экстравагантность, лживость. С целью привлечения внимания пациент придумывает себе несуществующие болезни, симптоматику которых может выдавать вегетативная система и снять которую сложно.
  • § Обсессивно-компульсийное — больные этим видом расстройства личности патологически стремятся к порядку и совершенству. У них отсутствует чувство юмора, они стараются быть во всем идеальными. Когда поставленные идеальные цели не достигаются, могут впадать в депрессивные состояния.
  • § Тревожное — такое личностное расстройство характеризуется культивацией комплекса личной неполноценности. Больные пребывают в состоянии вечной тревоги и неуверенности. С детских лет такие пациенты застенчивые и робкие. Часто подозревают других в неприязни. Имеют склонность к депрессиям.
  • § Нарциссическое — отклонение, при котором у человека с детства проявляется самолюбование, желание, чтобы им постоянно восхищались. Такой больной не приемлет критику: реагирует на нее либо с обидой, либо с агрессией. Безразличен к чувствам других людей, склонен к их эксплуатации для достижения собственных целей.

Причины, которые вызывают расстройства личности и поведения

  • § типы психопатий кластера А: параноидные и шизоидные;
  • § психопатии кластера Б: истерические, асоциальные, нарциссические;
  • § типы психопатий кластера В: обсессивно-компульсивные, депрессивные.

Смешанное расстройство личности

Этот тип психопатий изучен меньше других. Классификация не имеет особых критериев. У больного проявляются формы то одного, то другого типа нарушений, которые не носят стойкого характера. Поэтому такой вид расстройства еще называют мозаичной психопатией. Но человеку со смешанным типом расстройства также трудно ужиться в социуме из-за особенностей своего поведения. Неустойчивость характера часто является основой, которая способствует развитию разных видов зависимости. Расстройство личности смешанного типа может сопровождаться алкоголизмом, наркоманией, игровой зависимостью. Мозаичная психопатия может соединять симптомы шизоидного и параноидального типа. Такие люди не умеют выстраивать социальные контакты в обществе, одержимы сверхценными идеями. При преобладании параноидальных признаков, пациенты страдают от повышенной подозрительности. Они склонны к скандалам, угрозам, любят писать гневные жалобы на всех и вся. Специалистов настораживает, если в одном пациенте уживаются признаки (классификация) нескольких расстройств: шизоидного, истерического, астенического, возбудимого. В этом случае существует большой риск развития шизофрении. К мозаичным видам патологии могут приводить травмы головного мозга или осложнения после целого ряда заболеваний. Такое смешанное расстройство личности считается приобретенным. Если рассматривать ситуацию подробно, то она будет выглядеть так: у человека уже врожденно есть склонность к мозаической психопатии, на которую из-за определенных обстоятельств накладывается органическая патология. Мозаичное расстройство требует специфического лечения только в том случае, когда обостряются симптомы, или если идет наслоение органического происхождения. Тогда специалистом могут быть назначены нейролептики, транквилизаторы, витамины.

Инфантильное расстройство личности

При таком типе психопатии ярко выражены признаки социальной незрелости. Человек не способен противостоять стрессовым ситуациям и снять напряжение. В сложных обстоятельствах он не контролирует свои эмоции по аналогии с тем, как это делают дети. Инфантильные расстройства личности впервые ярко о себе заявляют в подростковом периоде. Гормональные бури, которые происходят в это время с человеком, вызывают изменения и в психоэмоциональной сфере. По мере взросления диагноз может только прогрессировать. Окончательно говорить о наличии заболевания можно только после достижения 16-17 лет. В стрессовых обстоятельствах больной проявляет себя незрелым, плохо контролирует агрессию, тревогу, страх. Такого человека не берут на военную службу, отказывают в приеме на работу в силовые структуры. Разрешения на ношение оружия или получение водительских прав решается ограничено и строго индивидуально, согласно оценке признаков и состояния.

Транзиторное расстройство личности

  • § дезориентация;
  • § галлюцинации;
  • § бред;
  • § заторможеность вербальных и двигательных функций.

Лечение личностных расстройств

Когда человеку ставится диагноз психопатии, он с ним редко бывает согласен. Особенность этого заболевания именно в том, что пациент не видит проблемы в себе, а ищет их в других. Лечение в таком случае всегда затруднительно. По статистике только каждый пятый из них согласен принять помощь. Лечение психопатий проводится индивидуально. Оно включает сеансы психотерапии и при необходимости — применение лекарственных средств. В сложных случаях, когда асоциальное поведение больного представляет угрозу для окружающих, лечение может проводиться стационарно. Споры среди специалистов вызывает лечение пограничных состояний. Одни считают, что помощь пациенту нужна только в период обострений, а другие настаивают на постоянной поддержке. В любом случае, лечение психопатий продолжается на протяжении многих лет. При склонности пациента к импульсивным поступкам, которые могут угрожать жизни и здоровью, подключаются психотропные препараты.


Новое – расширенное и переработанное – издание одной из наиболее значимых в отечественной науке книг по психологии аномального и нормального развития личности. Представлена практико-ориентированная концепция психического и личностного здоровья, показаны внутренние механизмы разнообразных отклонений (акцентуации характера, неврозы, зависимости, последствия травм, алкоголизм и др.). В новом издании существенно дополнена общепсихологическая уровневая модель ценностно-смысловой сферы личности, определены взаимоотношения психологии, психиатрии, философии, теологии в понимании личности и ее изменений, обоснованы конкретные пути профилактики, коррекции и психотерапии личностных аномалий. Материалы, собранные в книге, используются в университетском образовании психологов, в учебных пособиях и хрестоматиях по психологии личности и характера, клинической психологии, психологии развития, переведены на иностранные языки. Книга предназначена психологам, педагогам, психиатрам, философам, теологам, а также всем интересующимся проблемами психологии личности человека.

Оглавление

  • Предисловие к первому отечественному изданию
  • Предисловие к американскому изданию
  • Вступительная статья В. В. Давыдова к американскому изданию
  • Предисловие ко второму изданию
  • Глава I. Постановка проблемы нормы психического развития

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аномалии личности. Психологический подход предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Вступительная статья В. В. Давыдова к американскому изданию

(Anomalies of Personality. From the Deviant to the Norm. Paul M. Deutsch Press. Orlando, Florida, 1990)

С удовольствием представляю читателю эту книгу. Ее автор — профессор факультета психологии Московского университета Борис Братусь. У нас в стране его новая книга быстро приобрела широкое признание среди психологов, психиатров, философов и стала важным событием нашей научно-общественной жизни.

Обычно психологическое исследование личности основывается на анализе индивидуальных психических процессов. Однако живое целое, органическая система не сводится к простой сумме составляющих ее частей. Поэтому более методологически обоснованным представляется иной путь — от определения общей сути целостного личностного бытия к пониманию назначения и функции индивидуальных психических процессов. Именно этой логике следует работа Братуся.

Согласно этой логике, анализ, развернутый в первой главе книги, сосредоточен на рассмотрении таких понятий, как смысл, ответственность, свобода, и других основополагающих нравственных начал человеческой жизни. Особо значимым мне представляется то, что впервые в нашей психологической литературе достаточно четко обозначена специфическая роль феномена веры как неотъемлемого момента целеполагания и необходимого условия трансцендирующего развития человека.

Отметим также, что автор является одним из первых психологов советской поры, кто чувство любви и совесть человека рассматривает как проявление родовой человеческой сущности. Последовательное введение этой гуманитарной проблематики в научную психологию личности — несомненное достоинство книги.

Во второй главе автор развертывает свою оригинальную общепсихологическую концепцию психического и личностного здоровья человека, строения и динамики личности. Его концепция основывается на традициях ведущей школы отечественной психологии, ассоциирующейся с именами Выготского, Леонтьева и Лурии, связанных с культурно-исторической теорией и теорией деятельности или деятельностным подходом в психологии. Давайте несколько подробнее остановимся на некоторых основных положениях этой научной школы. Это позволит читателю лучше понять общий контекст данной книги.

В наиболее обобщенной формулировке идеи Льва Выготского могут быть связаны с культурно и социально ориентированными теориями, расцвет которых приходится на двадцатое столетие. Однако, в отличие от этих теорий, Выготской вводит в психологическую теорию новую концепцию — концепцию общественно-исторической, или социальной, деятельности человека, в качестве деривата которой понимается его индивидуальная деятельность. По Выготскому, эта общественная или социальная (экстернальная) деятельность связывается с экстрапсихическими процессами, тогда как индивидуальная (интернальная) деятельность — с интрапсихическими процессами. Переход от общественно-социальной к индивидуальной деятельности составляет суть процесса интериоризации.

Допустимо сказать, что для Выготского индивидуальное сознание личности детерминировано следую щей прогрессией: общественно-социальная деятельность в фор ме коммуникации между людьми — культура — знаки — индивидуальная деятельность — индивидуальное сознание. Выготский во многом, хотя и не во всем, обусловил введение понятия деятельности в психологическую теорию. Это понятие впоследствии анализировали и развивали многие выдающиеся советские психологи, в особенности Сергей Рубинштейн и Алексей Леонтьев.

Философско-психологическое понятие деятельности, по сути, состоит в том, что оно отражает отношение человеческого субъекта как социального существа к внешней активности посредством процесса ее трансформации и изменения. Подлинной и универсальной формой этого отношения являются целенаправленные трансформации и изменения, производимые социальным субъектом в чувственно-объектной реальности. Эта деятельность является творческой, и она служит основанием для появления и развития различных форм интеллектуальной деятельности людей в ходе истории (когнитивной, художественной, религиозной и т. д.). Однако каждая из этих производных форм деятельности непременно связана с некоторой трансформацией, которую субъект производит с объектами.

То, что объекты принадлежат субъекту, раскрывается в деятельности человека и, в частности, в его зависимости от потребностей, мотивов, установок и эмоций. Возникает психическое (ментальное) отражение, в результате которого рождается образ, впитавший в себя всю систему объективных отношений, в которых реально протекает человеческая жизнь и практический опыт.

Понятие деятельности внутренне связано с понятием идеального. Сфера идеального в человеке, которая характеризует его как социальное существо, благодаря языковым значениям и другим видам знако-символического ряда, позволяет ему предвидеть, антиципировать и испытывать возможные действия, нацеленные на достижение некоего объектного результата, удовлетворяющего потребность. Способ и характер этого действия детерминирован своей сознательно поставленной целью.

В течение своей жизни в обществе человек использует средства сферы идеального, что позволяет ему дистанцировать себя от своей деятельности и представить ее как особого рода объект, который может быть изменен даже до своей актуальной реализации. Таким же образом человек может видеть, оценивать и обсуждать свою деятельность с позиции других членов общества. В ходе своей деятельности каждый отдельный человек формирует идеальную репрезентацию позиций других людей. Идеальный образ деятельности и идеальная репрезентация позиций других людей образуют главный элемент человеческого сознания. Сознание не может быть представлено в изоляции от идеального и деятельности, так как они представляют собой внутреннее единство.

Мы остановились на второй главе, в которой дается общая психологическая теория личности и содержатся постулаты и гипотезы, показывающие исходную точку авторского анализа. Именно в этой главе впервые вводятся некоторые очень интересные идеи, такие как понятие уровней психического и личностного здоровья, оригинальное описание циклов развития деятельности и новая характеристика смысловой сферы человека. Нужно заметить, что эта характеристика является важнейшим теоретическим достижением.

Показывая ограниченность многих традиционных подходов к исследованию аномалий, автор выдвигает и обосновывает свой подход, который он называет аналитико-преобразующим. Он исходит из глубоких традиций отечественной психологии, прежде всего научной школы Льва Выготского.

Чтобы понять эту традицию, давайте сделаем еще одно короткое отступление в историю советской психологии. Как я ранее упомянул, согласно теории Выготского, специфические человеческие функции не присущи человеку от рождения, но даны ему как социальные модели. Выготский считал, что психическое развитие человека происходит в форме присвоения этих моделей, которое имеет место в процессе образования и воспитания. В результате этот подход позволил Выготскому сформулировать предпосылки, необходимые для изучения внутренней связи между различными методами образования и соответствующим им характером психического развития ребенка, что привело к необходимости введения в психологический анализ формирующего эксперимента как специального метода изучения, способного обнаружить сущность этих связей.

В нашей стране этим методом пользовались сотрудники С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и П. Я. Гальперина в области изучения развития мышления, восприятия и умственной деятельности. В наших собственных исследованиях мы используем формирующий эксперимент в качестве главного метода исследования процессов психического развития школьников при осуществлении ими различных видов деятельности, в особенности учебной. Заслуга Б. С. Братуся — в модификации, развитии и применении этого подхода к сложнейшей области аномалий личности. Как ученый, хорошо знакомый со своеобразием данного метода, с теми серьезными трудностями, которые возникают у исследователя, стремящегося его использовать, я могу по достоинству оценить эту заслугу.

В четвертой главе [7] книги автор на основании представленных теоретических разработок переходит к обсуждению конкретных механизмов аномального развития личности. Изучению диагностики и коррекции аномалий личности автором было посвящено более 20 лет работы. В ходе интенсивных исследований им был накоплен большой и интересный материал о различных типах нарушений психического здоровья. В книге, в частности, представлен анализ изменений личности при эпилепсии, патохарактерологическом и невротическом развитии и разных формах алкоголизма.

Глава также содержит анализ механизмов нарушения целевой регуляции деятельности в их связи с личностными аномалиями, возникающими в ходе невротического и патохарактерологического развития. Автор приводит данные оригинальных экспериментальных и клинических исследований, показывающих различные варианты формирования целевых структур деятельности, соотношения общих (идеальных) и конкретных (реальных) целей и их влияние на различные уровни психического здоровья, включая высший, личностный уровень. В соответствии с принципами аналитико-преобразующего подхода автор показывает следствия выведенных закономерностей и возможность их использования в психокоррекционной практике.

Принципиально важно значение предложенных и прошедших апробацию диагностических рекомендаций. Каждый, кто имеет дело с клинической диагностикой, знает, сколь значительна роль традиционных феноменологических и в сущности интуитивных оценок в психоневрологической практике. Сила этой книги состоит в практическом приложении авторской методики, которая помогает сделать дифференциальную диагностику неврозов и психопатий высоконадежной. Это может показаться частным успехом автора, но на самом деле эти и другие практические выходы его работы являются конечным следствием сложной теоретической конструкции, которую он построил и обосновал. Представления Б. С. Братуся о психическом здоровье отличает не только внутренняя логика, но и высокая степень адекватности всему многообразию фактов, которое он систематизировал.

Последняя, пятая глава [8] книги посвящена общепсихологическим предпосылкам изучения алкоголизма — чрезвычайно значимой для многих стран мира проблемы. Следует сказать, что в исследовании психологии алкоголизма автор занимает признанно ведущую роль в нашей стране. Ему принадлежат первые собственно психологические монографии по проблеме алкогольной зависимости, которые часто цитируются в научных исследованиях по патопсихологии, наркологии и смежным дисциплинам. В последние годы список работ Б. С. Братуся в этой области пополнился работами, посвященными алкоголизму подростков и юношей, который имеет тенденции к нарастанию во многих странах.

В заключение я хотел бы сказать, что эта книга — наглядная демонстрация таланта ее автора. Она посвящена важной жизненной проблеме аномалий психического развития и возможных путей их коррекции. Материалы, содержащиеся в этой книге, показывают, что общепсихологический анализ обсуждаемых в ней проблем имеет важные практические приложения. При этом автор не пытается обойти еще не решенные трудные теоретические вопросы.

Я уверен, что эта книга будет интересна и полезна психологам, психиатрам, учителям, философам и вообще любым интеллигентным читателям, короче, всем тем, кто задумывается над серьезными вопросами значения жизни, человеческого в человеке и психологических причин душевных отклонений.

Читайте также: