Сообщение о мандолине кратко

Обновлено: 07.07.2024

Наверное, в мире очень мало людей, которые бы ни разу не слышали ласкающее слух слово "мандолина". Очень многие этот музыкальный инструмент видели или слышали исполняемые им партии – порой даже в довольно неподходящих для него, казалось бы, композициях. Интерес к мандолине среди музыкантов растет, и умеющих играть на ней всё больше и больше.

Мандолина – небольшой струнный щипковый инструмент родом из Италии. Собственно, она представляет из себя подвид лютни, но с меньшим числом струн и более коротким грифом. Легко узнаваемое мандолинное тремоло вызывает ассоциации с мотивами народов Италии, и это вовсе не удивительно: в сегодняшнем варианте инструмент появился именно на Апеннинах в XVIII веке, а прообразом его стала итальянская же лютня-сопрано XVII века.

История мандолины

Историю происхождения мандолины можно отследить примерно с XIV века. В это время в Европе появилась мандола – вид лютни. В разных странах инструмент называли по-разному, различались немного и его параметры.

Разновидность мандолины со струнами из стали (известная как генуэзская мандолина), имеющая много общего с современной, была впервые упомянута в работах знаменитых музыкантов-итальянцев, которые разъезжали по Европе и обучали желающих искусству игры на различных музыкальных инструментах. На основании этих записей была выдвинута гипотеза, что мандолина в нынешнем виде появилась в Неаполе и изобрели ее представители семейства Виначиа. Самые ранние ее образцы сейчас можно увидеть в музеях Брюсселя, Клермонта (США, штат Калифорния) и Лондона. Старейший из этих экземпляров имеет датировку 1744 года.

Современная мандолина может исполнять как сольные партии, так и аккомпанемент, а также играть в ансамбле. Существуют целые оркестры, составленные из различных вариантов мандолин – так называемые неаполитанские.

Применительно к нашей стране можно отметить высокую популярность этого инструмента как до революции, так и в эпоху СССР и в современное российское время. Мандолина играет во множестве советских фильмов, звучит со сцены во время концертов самодеятельности, нередко упоминается в творчестве известных писателей (например, Ильфа и Петрова). Этим инструментом владеет один из лидеров культовой группы "Ария" гитарист Владимир Холстинин.

Мандолина часто применяется в музыке и в наши дни. Наиболее широкое распространение она получила среди коллективов, играющих в стиле фолк, а эпизодически ее используют даже тяжелые металлические команды. Мандолина звучит в песнях Metallica, Led Zeppelin, Nightwish, The Doors, In Extremo, Jethro Tull и других знаменитых групп. Мандолинистом № 1 всех времен считается Дэйв Аполлон, музыкант русского происхождения, сделавший карьеру в США. В XX веке он записал большое количество пьес для мандолины.

Виды мандолины

В настоящее время среди всех типов мандолины наибольшее распространение получила неаполитанская, но широко применяются во многих музыкальных направлениях и прочие ее разновидности. К примеру, в США самой широко распространенной стала блюграссовая мандолина.

Выделяют два базовых направления: академическая традиция и кантри. Из академической берут начало подвиды мандолин в музыке кельтов (бузуки), бразильцев (бандолина) и некоторые другие. К кантри же относят классическую мандолину формы A-style, а также F-style – это обособленный и довольно распространенный подвид инструмента.

Мандолины A-style могут быть каплевидными или овальной формы. Сам этот термин произошел от А-типа выпускавшейся в начале XX века мандолины Гибсона. Большая часть инструментов этого вида обладает резными спинками и верхушками, иногда могут иметь арочные элементы, подобно скрипке. У A-style мандолин с арочными деталями спинка чаще плоская, что делает их несколько сходными с гитарой. Образцы этого вида широко востребованы среди музыкантов, играющих классику, народную и кельтскую музыку.

Мандолины F-style, как правило, снабжены выступами деки в нижней части, позволяющими сидящему музыканту удобно держать инструмент, опирая на бедро. Иначе их называют флорентийскими мандолинами, и особенно они популярны у исполнителей кантри и блюграсс. Некоторые производители инструмента на базе F-стиля получили новые разновидности мандолин, внеся в них отдельные авторские штрихи.

Различают следующие модификации мандолин:

  • Неаполитанская
  • Миланская
  • Португальская
  • Мандриола
  • Мандола
  • Мандолина октавная
  • Мандочелло
  • Лаоуто
  • Мандо-бас
  • Сопранино мандолина
  • Ирландский бузуки
  • Цистра

На первый взгляд мандолина кажется довольно простым инструментом, не отличающимся особенной сложностью конструкции. Почему же у нее так много разновидностей? Дело в том, что инструменты отличаются по количеству струн, а также по виду формы корпуса.

Неаполитанские мандолины имеют корпус миндалевидной формы, выгнутый, как шар. Материалом для него являются изогнутые доски. На инструмент ставятся 4 сдвоенные струны, настраиваемые подобно скрипичным – G-D-A-E.

Мандолина миланской разновидности, в отличие от подавляющего большинства остальных, обладает пятью сдвоенными струнами.


Португальская мандолина имеет почти плоский корпус, на котором есть обечайка, деки, соответственно, также практически плоские. Есть варианты таких инструментов с эфами на верхней деке и с резонаторным отверстием.


Мандриола , также известная как трихордия (сицилийская мандолина) – модификация мандолины, на которой стоит 4 строенных струны. Широко применяется в мексиканской музыке. Самая низкая тройная струна, в стандартном строе дающая ноту соль, настраивается в унисон либо в октаву.


Мандола (мандора, бандурина, тенор-мандола, пандурина) – инструмент, являющийся прямым предком мандолины. Его мензура составляет 420 мм (примерно 16,5 дюйма), а строй – на квинту ниже стандартного мандолинного, C-G-D-A.


Строй октавной мандолины , как явствует из ее названия, ровно на октаву ниже обычной, но так же G-D-A-E. Этот инструмент обладает мензурой от 500 до 584 мм (от 20 до 23 дюймов).

Мандочелло – эта разновидность мандолины по габаритам и величине мензуры (от 635 до 686 мм, или от 25 до 27 дюймов) приближается к гитаре. Имеет строй C-G-D-A, подобно мандоле.


Родственный мандочелло лаоуто , имеющий аналогичный строй, обладает мензурой величиной 712 мм (28 дюймов). Широко распространен в Греции.



Сопранино-мандолина (малая мандолина) – не так часто встречающийся, но, тем не менее, существующий инструмент. Величина ее мензуры всего лишь 240 мм (9,5 дюйма), нижняя струна настраивается в ноту до четвертой октавы, полный же строй этой крохи – C-G-D-A.

Ирландский бузуки (он же зук) – классические для мандолин 4 сдвоенных и попарно настраиваемых в унисон струны. Величина мензуры бузуки от 530 до 610 мм (от 21 до 24 дюйма), эталонный строй G-D-A-E, иногда G-D-A-D.

Цистра – этот инструмент, также относимый к мандолинам, обладает пятью сдвоенными струнами в строе D-G-D-A-D либо G-D-A-D-A. Мензура цистры составляет от 500 до 550 мм (от 20 до 22 дюймов), по звуку она подобна октавной мандолине, хоть и имеет добавочную пару струн.


Конструкция мандолины

Корпус инструмента, как правило, выполняется в каплевидной форме и производится из дерева. Ребра корпуса делают из твердых пород – вишни, палисандра, клена, черного дерева. Деки чаще мастерят из еловых дощечек, порой – из кедровых. Верхняя дека инструмента плоская, у классической неаполитанской мандолины на ней есть небольшой излом возле подставки. Дека же нижняя в этом варианте инструмента имеет выпуклую форму и несколько похожа на половинку груши.

Отметим, что мандолины с такой формой корпуса, подобной лютне, звучат сильнее и мягче по сравнению с модификациями, имеющими плоский "португальский" корпус – они дают более резкий звук.

Гриф инструмента делают из клена, лиственницы, палисандра, кедра и других пород дерева. Шейка грифа заметно короче по сравнению с лютней и вмещает 10 ладов из металла или слоновой кости. Накладка чаще делается из черного дерева или палисандра, находит на верхнюю деку и соединяется с ней встык, иногда немного нависая над резонаторным отверстием. В находящей на деку части грифа есть дополнительные лады, число которых вместе с основными может достигать 24.

Гриф мандолины имеет плоскую головку, в которой есть прорези для колков. В давние времена колки делались деревянными или из кости и крепились посредством деревянных же гвоздей. В современных инструментах они чаще выполняются из металла и для закрепления даже не всегда требуют прорезей в головке.

Подставка и верхний порожек мандолины мастерятся из древесины прочных пород или же слоновой кости. При этом подставка не закреплена жестко и может перемещаться для точной отстройки мензуры. Струнодержатель изготавливается металлическим, деревянным или из слоновой кости.

Число струн может быть различным, в зависимости от вида мандолины. Современные струны производят из стали с высоким содержанием углерода, а обмотка может быть выполнена из посеребренной стали, меди, бронзы, латуни, никеля, иногда серебра. Стандартная толщина струн (для четырехпарных комплектов) может быть 009p-012p-021w-036w, 010p-014p-024w-038w или 011p-015p-026w-040w, где струны "p" – необмотанные, а "w" – с обмоткой.

Техника и приемы игры на мандолине

Играть на мандолине можно стоя или сидя. Сидящий музыкант, как правило, закидывает одну ногу на другую и опирает на нее инструмент. При игре стоя лучше применять ремень, чтобы избежать лишней нагрузки на руки для удерживания мандолины.

Техника игры для левой руки напоминает гитарную: гриф обхватывается большим пальцем, другие пальцы располагаются над струнами и прижимают их к ладам в нужных местах. Для быстрых пассажей пальцы не стоит поднимать над струнами очень высоко. Применяется игра как на отдельных струнах, так и аккордами.

В игре правой рукой, в отличие от гитарной техники, крайне редко применяются пальцы – на мандолине играют медиатором (плектром), а иногда даже птичьим пером. Медиатор зажимается указательным и большим пальцами, другие пальцы правой руки в игре участия не принимают. Рука лежит на корпусе инструмента, предплечье находится немного выше струнодержателя. Щипки струн медиатором производятся движениями только лишь кисти, удары вниз и вверх осуществляются с равным усилием. Наилучшее место для звукоизвлечения – у резонаторного отверстия, если же его заменяют эфы – в нескольких сантиметрах от нижнего конца грифовой накладки. Смещая удары по струнам ближе к подставке, можно сделать звук резче, ближе к грифу – мягче.

Базовые приемы игры:

  • удар вниз
  • удар вверх
  • переменный штрих
  • тремоло – длительное и максимально быстрое чередование ударов вверх и вниз.

Тремоло является главным техническим приемом мандолиниста по извлечению долгих по продолжительности звуков. Это связано с тем, что мандолина имеет очень слабый сустейн, и взятые на ней отдельные ноты быстро затухают.

Применяются и другие технические приемы, характерные для струнных щипковых инструментов – вибрато, скольжение, пиццикато, глиссандо, флажолеты, форшлаги, а также позаимствованные в гитарной технике пулы, хаммеры, бенды, арпеджио, расгеадо и другие красочные способы звукоизвлечения.

В наши дни мандолина становится все более и более популярной, реализуясь во множестве музыкальных стилей. Применение современных электроакустических возможностей позволяет мандолине проявить себя даже в довольно "тяжелых" направлениях музыки на фоне громкозвучия других инструментов.

Что такое мандолина и каким бывает инструмент?

Мандолина – один из самых известных струнных инструментов в Италии, Испании и других странах Западной Европы. За время существования этого инструмента появилось много его разновидностей. Самые популярные и распространенные модели мандолины – неаполитанская и ломбардская. На мандолине можно воспроизводить долгое звучание одной ноты с помощью приема тремоло и особой техники игры.



Что это такое?

Мандолина относиться к струнным щипковым инструментам, это лютневый подвид из класса хордофонов. Ее можно считать итальянским национальным музыкальным инструментом. Овальный корпус инструмента выполняет роль резонатора. Классическая форма корпуса – грушевидная. К нему крепится гриф с 18 ладами (количество может изменяться в зависимости от вида). Количество струн варьируется от 8 до 12 и зависит от модели инструмента. Используются металлические струны, которые протягиваются по всей длине грифа и корпуса. Самый распространенный строй – G3-D4-A4-E5. Особенное строение мандолины позволяет музыкантам эффектно использовать прием тремоло.

Корпус инструмента изготавливают из твердых пород древесины. Ребра чаще всего делают из палисандра, клена или вишни. А для деки используют ель или кедр. У классических моделей верхняя дека каплевидной формы плоская, а нижняя обычно немного выпуклая. Такая форма дает самое нежное и мягкое звучание инструмента. Другие формы дают более резкое звучание. Размеры корпуса отличаются в зависимости от модели. Средний размер инструмента составляет около 60 см, большая часть (33-35 см) – это корпус, а остальное составляет гриф с колками на наконечнике.

Гриф изготавливают из клена, кедра или лиственницы, а его головку делают из металла. В старину ее выполняли из слоновой кости или очень крепкой древесины. Разделители ладов на грифе также изготавливают из слоновой кости или металла. Подставку на грифе можно перемещать, она не закреплена. Перемещая ее, можно добиться более точной настройки инструмента. Ноты для мандолины пишутся в скрипичном ключе. Они аналогичны реальному звучанию. На инструменте можно играть аккорды.

Табы (табулатуры) для этого пишут так же, как и гитарные. Почти все табулатуры, написанные для других струнных инструментов, можно использовать для игры на мандолине.




История происхождения

Родиной инструмента можно считать Италию. Мандолина произошла от старинного арабского инструмента уд. Впервые она появилась примерно в XVII веке. Это была миланская модель, она имела 4-6 струн и по форме напоминала классическую лютню. После этого ее форма и технические характеристики претерпевали изменения. Наконец, в 1835 году она обрела законченный вид, который и сохранила до сегодняшних дней. С того момента появилась возможность установки металлических струн. Размер инструмента стал большим, количество ладов на грифе увеличилось до 17. Современную форму инструмента создала семья музыкантов Виначиа из Неаполя. Они создали изогнутую форму деки и начали настраивать инструмент по квинтам (как скрипку). От названия города и пошло наименование данной модели (неаполитанская мандолина).

Именно она считается классическим инструментом. Начиная с этого года все большую популярность набирают неаполитанские ансамбли и трио, которые исполняют народные тосканские песни под красивый аккомпанемент мандолины. Сегодня даже проводятся ежегодные музыкальные конкурсы среди таких ансамблей и вокалистов. В таком конкурсе принимал участие знаменитый Т. Коттрау с песней Santa Lucia в сопровождении мандолины. Один оригинальный экземпляр мандолины, изготовленный семьей Виначиа, до сих пор хранится в музее Великобритании, он датируется 1744 годом. Первые модели инструмента можно увидеть в музеях США, Италии и Испании.



С XVII века на мандолинах начали играть в оркестрах при исполнении опер и кантат. Мандолина быстро завоевала популярность благодаря необычному звучанию. Для инструмента стали писать сольные партии в концертных программах. В Париже начали выпускать сборники музыкальных произведений специально для этого чудесного инструмента, туда были включены и вокальные партии.

В России мандолина появилась примерно в 1785 году (в Петербурге и Москве), но она не завоевала популярность. На ней исполняли серенады, а в России того времени их не было, поэтому и мандолина оказалась невостребованной. Впервые мандолину в Россию привезли театральные трупы из Италии. Ближе к 1880 году она получила распространение сначала в европейской части, а затем и по всей России. Мандолину начали включать в репертуары популярных музыкальных вечеров. Было создано общество мандолинистов. В 1900-х годах начался выпуск самоучителей и нотных изданий. Они были ориентированы на мандолину и домру, которые схожи по строю и диапазону. С 1926 года было налажено собственное производство инструмента на фабриках по всей стране. Была даже разработана новая модель с двойной верхней декой, которая улучшала звучание инструмента.



Обзор видов

Классическим видом мандолины считается неаполитанская модель с 8 струнами (4 пары струн). Она получила самое широкое распространение по миру. Но и другие виды обширно используются музыкантами разных жанров. Все модели можно разделить на 2 группы: A-style и F-style.

  • Модели A-style имеют овальную форму с арочными элементами, из-за чего выглядят как небольшая гитара или скрипка. Верхняя дека плоская, часто с резными элементами. Такие мандолины популярны среди исполнителей фолка и кельтской музыки. Также они подходят для классической музыки.
  • Модели F-style (флорентийские) имеют выступ в нижней части деки. Эти выступы помогают музыкантам удобно расположить инструмент, когда они сидят. Такие инструменты популярны среди кантри-музыкантов. На основе этой формы были разработаны и другие модели мандолин: как классические восьмиструнные каплевидной формы, так и решения других форм с большим количеством струн.

Все популярные модели отличаются по форме корпуса, его размеру, количеству струн и строю. Каждая модель имеет свое уникальное звучание: оно может быть глубоким, мягким или невероятно ярким.

  • Флорентийская. Имеет 5 парных струн, а форма корпуса отличается от неаполитанской модели.
  • Миланская. Имеет 6 парных струн. Настраивают такую вариацию на октаву выше, чем классический инструмент. В остальном она схожа с классической моделью мандолины.
  • Сицилийская. Другое название – мандриола. У нее 8 струн, она считается среднеевропейским вариантом. Восьмиструнная модель получила широкое распространение у народов Мексики, предназначена для исполнения народной музыки.
  • Португальская. Модель имеет плоский корпус с резонаторными эфами (как у скрипки). Звук у нее более резкий. Такую мандолину часто используют исполнители народной музыки Ирландии, Англии и Бразилии.




Звучание

Звук мандолины очень мягкий и глубокий, но он быстро угасает. Бархатное звучание отличается особой глубиной. Струны на мандолине расположены попарно, ударять по ним принято медиатором сверху-вниз и обратно. На мандолине можно использовать многие приемы игры на струнных инструментах: тремоло, легато, трель, вибрато и глиссандо. Звук от струны на мандолине быстро затухает. Поэтому, если нужно сыграть длинные ноты, используется прием тремоло.

Так музыкантам удается продлить звучание нот. Быстрое многократное исполнение одной ноты сливается в один долгий звук. Звучит мандолина своеобразно, ее можно использовать как для сольного исполнения, так и в ансамблях с другими струнными инструментами.



Использование и репертуар

Мандолину можно использовать в самых разных направлениях, ведь это довольно разноплановый инструмент. На ней можно сыграть сольную партию или аккомпанировать вокалисту. Очень часто мандолину можно увидеть в ансамблях, струнных трио и даже в больших оркестрах. Все зависит от музыкального жанра и композитора. Изначально инструмент использовался для исполнения народных итальянских мелодий. Позже его начали использовать в ансамблях, создавались трио и квартеты с различными щипковыми инструментами или только с мандолинами для академического исполнения. Широкое распространение мандолина получила среди джазовых и кельтских исполнителей в 30-х годах прошлого века. Очень часто инструмент используют исполнители музыки кантри и фолк.

Для исполнения классической музыки больше всего подойдет неаполитанская модель мандолины, а для других жанров можно выбрать любую модель, на которой будет удобно играть. Очень часто мандолину используют в джазе, причем не только любители, но и профессионалы. Ее необычное звучание обогащает джазовые композиции, а конструкция корпуса позволяет легко импровизировать. Специальные концерты для мандолины писали знаменитые композиторы прошлого: Вивальди, Лечче, Перголези, Кауфманн и многие другие. Моцарт, Верди и Шенберг использовали мандолину в своих операх и других произведениях. Прекрасное нежное звучание инструмента привлекает многих композиторов и музыкантов и сегодня.



Аксессуары

На мандолине принято играть медиаторами разной толщины и размера. От медиатора зависят глубина и яркость звучания инструмента. Новичкам, возможно, поначалу будет сложно удержать толстый медиатор, так как это требует определенных усилий и привычки. Большой популярностью пользуются медиаторы-плектры, изготовленные из панциря черепахи. На сегодняшний день основную часть таких медиаторов изготавливают из синтетических материалов. Плектр – важнейший аксессуар для этого инструмента. Пальцами играть очень сложно. Многие используют обычные медиаторы, предназначенные для игры на гитаре. Но некоторые производители выпускают плектры, созданные специально для мандолины.

Обычную акустическую мандолину можно превратить и в электрическую. Для этого на инструмент нужно установить звукосниматель. Чтобы установить его, не требуется сверлить отверстия для крепежей. Все легко устанавливается, а при необходимости и снимается. В специализированных магазинах легко можно найти комплекты струн специально для мандолины с покрытием (фосфорная бронза, монель-металл, посеребренный металл) различной толщины, комплекты колковой механики, верхние порожки. Струны нужно менять регулярно, примерно 1 раз в полтора месяца при умеренном использовании. Если вы играете по несколько часов каждый день или выступаете на концертах, тогда менять струны нужно чаще. Изношенные ржавые струны быстро расстраиваются, о них легко пораниться во время активной игры.

Для удобства переноски (транспортировки) приобретите чехол для мандолины. Чехлы чаще всего изготавливают из плотного нейлона. При выборе чехла учитывайте форму своей мандолины (плоская или выпуклая). Для переноски на чехле предусмотрены боковые ремешки. Для хранения дома можно использовать подставки для инструмента или настенные держатели.

Тюнер (хроматический) будет полезен при настройке инструмента. С его помощью можно более точно настроить каждую струну по отдельности, прослушать их звучание и проверить точность настройки.




Как настроить?

Настроить правильно мандолину не очень просто, особенно для новичков. Лучше это делать под руководством мастера. Настройка мандолины (неаполитанской модели) происходит так же, как и настройка скрипки: соль, ре, ля, ми. Парные струны инструмента настраиваются в унисон. То есть у правильно настроенного инструмента будет по 2 пары каждой ноты. Если мандолину держать правильно, то самая высокая нота ми будет на нижней струне. Первое время это будет вызывать сложности, новичкам тяжело разобрать, какая из парных струн звучит неверно. Сначала настройте струны по отдельности, а потом попробуйте сыграть их вместе.

Сперва нужно настроить вторую струну в диапазоне ля. Потом ее зажимают на седьмом ладу и в унисон настраивают первую струну. Третью и четвертую струну нужно зажать на 7 ладу и настроить их, третью – в унисон второй, а четвертую – в унисон третьей. Этот способ настройки считается классическим. Иногда спаренные струны настраивают на разную высоту звука, это называется кросс-настройкой. Гитаристы могут настроить мандолину и наподобие гитары, чтобы получить схожий рисунок ладов. Если представлять мандолину как часть гитары, то это будут нижние 4 струны, но в обратном порядке. Аппликатуры, написанные для гитары, читаются таким же способом.

При правильной настройке нужно учитывать расположение струн на колках. Струны для нот соль и ре крепятся к верхним колкам, а струны ля и ми – на нижний ряд. Начните настройки с ближайшей к вам верхней колки, далее продвигайтесь по грифу по часовой стрелке, то есть переходя по нотам вверх. Когда устанавливаете новые струны на инструмент, то учитывайте, что они могут немного изогнуть гриф. Поэтому сначала настройте ноты приблизительно, не до конца натянув все струны. Дайте грифу и струнам время, чтобы они окончательно приняли нужную форму (струны распрямились и растянулись, а гриф немного изогнулся). И только после этого приступайте к тонкой настройке с помощью тюнера. Если новые струны сразу сильно натянуть и пытаться настроить точно, они будут соскакивать с колок. На это может уйти много времени, сил и терпения.



Интересные факты

Теперь рассмотрим несколько интересных фактов, связанных с мандолиной.

Мандолина - струнный щипковый музыкальный инструмент итальянского происхождения, имеет небольшие размеры и является разновидностью лютни, но при этом имеет менее длинный гриф и меньшее количество струн. Для многих мандолина с характерным для нее тремоло ассоциируется с итальянскими народными мелодиями, что неудивительно, так как инструмент в том виде, который существует сегодня, родился именно в Италии в конце 18 века, хотя его прообразом послужила итальянская сопрановая лютня конца 17 века.

24334255.jpg

История происхождения и развития мандолины

Приближенно историю мандолины можно отсчитывать с появления в 14 веке мандолы - разновидности лютни. Распространяясь по Европе, инструмент получил множество различных названий, причем в зависимости от страны менялись и его структурные характеристики.

Впервые современный вариант мандолины со стальными струнами (так называемая генуэзская мандолина) упоминается в работах известных итальянских музыкантов (например, Гервазио Виначиа), путешествовавших по всей Европе и обучавших игре на музыкальных инструментах. Согласно этим историческим записям, можно смело предположить, что современную мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа. В настоящее время самые первые образцы мандолины можно встретить в музеях Лондона, Клермонта (Калифорния) и Брюсселе. Самая ранняя из ныне существующих мандолин датирована 1744 годом.

cossman_herman_maurice-man_playing_with_his_mandolin.jpg

Сегодня мандолина является сольным, аккомпанирующим и ансамблевым инструментом. Оркестры, состоящие из мандолин разных размеров называются неаполитанскими.

f_4220254.jpg

В настоящее время возможности мандолины всё больше используются в современной музыке. Этот инструмент можно услышать в композициях таких исполнителей, как Led Zeppelin, R.E.M., Nightwish, In Extremo, Metallica, STIX, Jethro Tull, Paul McCartney, The Doors. Величайшим музыкантом, играющим на мандолине, по праву считается американский музыкант Дейв Аполлон (Он умер в 1972 году, так что, увы, больше не играет. На самом деле он конечно великий, но нельзя так просто его одного выделить, лучше как-то перефразировать, или сделать упор на то, что он из Киева, например. Он скорее был одним из первых мандолинистов, который вывел мандолину на охеренный уровень, потому что он и сейчас по записям так вдувает, что многим и не снилось).

Разновидности мандолины

Сегодня самым распространенным типом мандолины является неаполитанская мандолина, хотя и другие ее виды широко используются в самых разнообразных музыкальных стилях и направлениях – от музыки ренессанса до рока. В США, например, самым распространенным видом является блюграссовая мандолина.

Существуют два основных направления: это академическая традиция и кантри. Из академической вырастают разновидности мандолин в кельтской музыке (бузуки), бразильской (бандолина) и т.д. Кантри развивалась с А-style формы классической мандолины, но ее F-style - это уже совершенно отдельная и очень популярная разновидность мандолины.

Мандолины А-стиля имеют каплеобразную и овальную форму. Данный термин появился от А-типа мандолины Гибсона, произведенной в начале 20 века. Большинство инструментов данного типа имеют резные верхушки и спинки, в некоторых случаях могут быть арочными, как на скрипке. Мандолины А-стиля с арочными элементами часто имеют плоскую спинку, чтобы можно было отличить их от чашевидной мандолины и могут быть больше похожи на гитару. Модели A-стиля популярны среди классических, народных и кельтских музыкантов.

Мандолины А-стиля.jpg

Мандолины F-стиля обычно имеют точки деки на нижней стороне инструмента, что тонко влияет на звучание и обеспечивает точку опоры на бедра сидящего музыканта. Некоторые современные скрипичные мастера и производители мандолин создали ответвления, и позаимствовали некоторые атрибуты из оригинальных моделей F-стиля, но добавили свои собственные современные штрихи. Мандолины F-стиля, иногда называемые флорентийскими мандолинами, являются первым выбором для большинства блюграсс и кантри музыкантов.


Мандоли́на (итал. mandolino ) — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни — лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором или плектром, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука.

Содержание

История мандолины

Прародителем для мандолины стала итальянская сопрановая лютня образца конца XVII, начала XVIII веков. Сильно изогнутый вариант мандолины, который изготавливали только в Неаполе, стал образцом для мандолин уже в XIX веке. История мандолины началась с мандоры, разновидности лютни, которая появилась в XIV веке. Когда инструмент получил своё распространение в Европе, ему было придумано множество разных названий, и его структурные характеристики менялись в зависимости от страны.

Первое упоминание современного варианта мандолины со стальными струнами ("генуэзская мандолина")приходится на работы известных итальянских музыкантов, путешествовавших по всей Европе, обучавших игре на музыкальных инструментах и дававших концерты. Наиболее значимое упоминание принадлежит Гервазио, который путешествовал с середины XVIII до начала XIX века. Эти упоминания и записи неаполитанских музыкантов семьи Виначча заставляют некоторых историков утверждать, что современную мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа. Более поздний вариант мандолины был сконструирован Антонио Виначия в 1772. Сейчас этот экземпляр находится в Лондоне, в Музее Виктории и Альберта. Другой экземпляр мандолины принадлежал Джузеппе Виначиа и был сконструирован в 1763, а ныне находится в Музее Музыкальных Инструментов в Клермонте, Калифорния. Самая ранняя из ныне существующих мандолин была сделана в 1744 году, ее можно найти в Королевской Музыкальной Консерватории в Брюсселе.

Эти мандолины, как и их современные потомки, называют неаполитанскими мандолинами, потому что их история начинается именно в Неаполе, Италия. Эти модели отличает миндалевидное тело с выгнутым, словно шар корпусом, изготовленным из изогнутых досок нужной длины. Струны загибаются с помощью подставки, что достигается калением изогнутого железа. Эта скошенная конструкция помогает сильнее натягивать струны. Гриф из лиственницы как можно ближе подогнан к струнам, десять металлических (или из слоновой кости) ладов расположено вдоль верхней части в полутонах, дополнительные лады прикреплены к грифу. Струны обычно из латуни, кроме самых низких. Подставка подвижная в длину, изготавливается из прочной древесины или слоновой кости. Деревянные колки прикреплены сзади с помощью деревянных гвоздей (колышков). Для игры на мандолине чаще используется плектр или медиатор (иногда перо)

Двадцатый век возродил популярность мандолины, она стала активно использоваться в таких направлениях музыки, как блюграсс, кельтская музыка, джаз и классическая музыка.

Разновидности

Наиболее распространена неаполитанская мандолина, с 4 двойными струнами, имеющими строй скрипки, строящимися в унисон. Аппликатура скрипичная. Миланская мандолина имеет не четыре, а пять двойных струн. Также существует мандриола, среднеевропейский вариант мандолины с четырьмя тройными струнами, также известный как трихордия (tricordia, trichordia или tricordio), используемый также в мексиканской народной музыке (она же сицилийская мандолина?). Нижняя тройная струна мандриолы (соль, G) может строить в унисон либо через октаву.

Применение мандолины

Литература

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Читайте также: