Аннулируемое сообщение заблокировано в связи с неправомерным раскрытием персональных данных

Обновлено: 03.07.2024

Арбитражные управляющие в своей деятельности постоянно сталкиваются с персональными данными.

Ко мне обратился представитель гражданина, долг к которому продавался по моему поручению аукционистом на торгах с требованием обезличить Ф.И.О. гражданина и убрать все возможные упоминания Ф.И.О. изо всех источников в сети Интернет.

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям Закона о персональных данных, является Роскомнадзор.

За разъяснением я обратился в Роскомнадзор. На моё обращение о предоставлении точного исчерпывающего перечня персональных данных подлежащих раскрытию при опубликовании сведений о торгах по продаже прав требований к физическим лицам был получен очень пространный ответ, выразившийся в цитировании норм Закона о персональных данных, который меня, к сожалению, не устроил, поэтому совместно с коллегами мы разработали следующую правовую позицию.

В статье 6 Закона о персональных данных закреплены случаи, в которых допускается обработка персональных данных физического лица. Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных допускается в случае обработки персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному их раскрытию в соответствии с федеральным законом.

При продаже предприятия должника применяется статья 110 Закона о банкротстве. Согласно пункту 1 указанной статьи под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с пунктом 3 статьи 110 Закона о банкротстве при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

В пункте 4 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что продажа предприятия должника осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.

В упомянутом ранее пп. 11 п. 1 ст. 6 Закона о персональных данных есть прямое указание на допустимость публикации сведений, относящихся к персональным данным, в случаях обязательности опубликования и раскрытия таких сведений в соответствии с иными федеральными законами. В данном случае необходимость и допустимость раскрытия персональных данных обусловлена правовой природой торгов, проводимых на основании Закона о банкротстве.

В п. 5 ст. 213.7 Закона о банкротстве перечислены сведения, по которым происходит идентификация гражданина - должника в ЕФРСБ. К ним относятся ФИО, дата и место рождения, СНИЛС, ИНН (при наличии), ОГРНИП (для ИП), место жительства.

Считаю, что арбитражный управляющий (организатор торгов) не только может, но и обязан публиковать сведения о составе лота, раскрывая персональные данные дебиторов, поскольку за неисполнение возложенных на него Законом о банкротстве обязанностей арбитражному управляющему (организатору торгов) грозит административная ответственность, установленная ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, если в его действиях не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния.

Однако, в ситуации правовой неопределенности арбитражным управляющим для идентификации дебиторов на торгах можно посоветовать использовать аналогию п. 5 ст. 213.17 Закона о банкротстве, а также закреплять в положениях о порядке, условиях и сроках проведения торгов состав персональных данных, подлежащих раскрытию.

1 марта вступили в силу поправки в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ). На кого распространяется новый закон, при каких условиях и каким образом можно удалить свои персональные данные из общего доступа – в нашем материале.

Зачем нужен новый закон?

Закон направлен на создание механизмов защиты прав и свобод субъектов персональных данных, чьи персональные данные участвуют в общедоступном обороте. В соответствии с мнением депутатов Госдумы, действующая на момент внесения законопроекта на рассмотрение правовая конструкция позволяла третьим лицам осуществлять сбор и последующее неконтролируемое использование указанных персональных данных на интернет-сайтах в целях, отличных от цели их первоначального распространения, а равно с ориентиром на иные целевые аудитории, что нарушает принцип целеполагания, установленный ст. 5 Закона № 152-ФЗ.

Теперь субъект персональных данных имеет право обратиться к любому оператору персональных данных с требованием удалить его персональные данные из общего доступа без дополнительных условий доказывания факта неправомерной обработки персональных данных. Требовать от оператора блокирования или уничтожения персональных данных можно было и раньше, однако с соблюдением условия – необходимо было доказать, что они являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав (в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 152-ФЗ). Новый закон позволяет осуществлять соответствующие запросы только по причине того, что персональные данные принадлежат субъекту.

Основное отличие нововведений от предыдущей правовой конструкции заключается в том, что любой человек теперь сам может принять решение в отношении того, какие персональные данные могут использоваться публично. Субъект персональных данных сам устанавливает их перечень, при этом причины можно не указывать – оператор обязан удалить данные из общего доступа просто потому, что они относятся к определенному или определяемому лицу. Согласие должно быть выражено отдельно от других согласий на обработку персональных данных.

Что нового вводит закон в отношении законодательства о персональных данных?

Поправки вводят новый термин – персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения. К ним относятся такие персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен их субъектом (подп. 1.1 ст. 3 Закона 152-ФЗ). Такое разрешение выражается путем дачи согласия на обработку персональных данных. Согласие должно оформляться отдельно от других согласий субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Оператор обязан обеспечить субъекту возможность определить перечень персональных данных по каждой категории, указанной в таком согласии (ч. 1 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Субъект также имеет право ограничить обработку персональных данных оператором – например, если в согласии не было прямого разрешения на распространение персональных данных, оператор имеет право их обрабатывать, но без распространения (ч. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). При этом молчание и бездействие субъекта персональных данных не является согласием на обработку (ч. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

На кого распространяются положения закона?

Под ответственность попадают все операторы, которые выкладывают персональные данные в общий доступ. К таким оператором относятся, например, социальные сети. Таким образом согласие может быть предоставлено непосредственно оператору (в соответствии с п.1 ч. 6 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ), то есть направлено в письменном виде самой социальной сети. Впоследствии предоставление согласия можно будет совершать с использованием системы Роскомнадзора как уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных – соответствующие поправки вступают в силу с 1 июля текущего года. Согласие должно быть рассмотрено оператором в срок не позднее трех рабочих дней (ч. 9 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Каким образом можно прекратить обработку персональных данных в общем доступе?

Любое лицо, чьи персональные данные находятся в общем доступе, может прекратить такую обработку, включая передачу, распространение, предоставление и доступ к персональным данным. Закон определяет перечень сведений, которые должно содержать такое требование:

  • ФИО;
  • контактная информация (например, номер телефона, адрес электронной почты);
  • перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Таким образом, с момента поступления оператору соответствующего требования прекращается действие согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения. Оператор обязан прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных в течение трех рабочих дней с момента получения требования субъекта персональных данных.

Также субъект имеет право обратиться с соответствующим требованием в суд (в соответствии с ч. 14 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Оператор обязан прекратить передачу персональных данных в срок, указанный во вступившем в законную силу решении суда. Если такого указания в решении суда нет – в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Важно обратить внимание, что субъект персональных данных вправе обратиться с таким требованием к любому лицу, обрабатывающему его персональные данные, в случае несоблюдения положений законодательства. Иными словами, гражданство и местонахождение оператора не имеют значения – если осуществляется обработка персональных данных субъекта-гражданина РФ, то требования закона на этот случай распространяется.

Какая ответственность предусмотрена для операторов за неисполнение требований закона?

Ответственность операторов за нарушение законодательства о персональных данных регламентируется ст. 13.11 КоАП. На данный момент санкции за обработку персональных данных без согласия субъекта предусмотрены следующие:

  • для граждан – предупреждение или штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – предупреждение или штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • для юрлиц – предупреждение или штраф от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

С 27 марта текущего года вступят в силу поправки об ужесточении ответственности оператора за нарушение положений законодательства о персональных данных (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 19-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"). Во-первых, все существующие санкции в виде штрафов увеличиваются вдвое. Также упраздняется такой вид санкции как предупреждение. И, наконец, устанавливаются санкции за повторное нарушение.

Отзыв согласия на обработку персональных данных позволяет наложить запрет на работу оператора с личными сведениями о человеке. Как запретить обработку индивидуальной информации и в каких случаях запрет невозможен, расскажем в статье.

Когда можно отозвать согласие

В том числе к таким сведениям можно отнести:

  • Ф. И. О.;
  • адрес проживания;
  • паспортные данные;
  • сведения о месте рождения;
  • прочие данные.

Полного перечня сведений закон не содержит, соответственно, в каждом конкретном случае необходимо анализировать, можно с помощью получаемой от человека информации его идентифицировать или нет. Часто отдельные данные не являются персональными, поскольку понять, кому конкретно они принадлежат, невозможно. Однако если совокупность сведений позволяет узнать, к какому человеку они относятся, то это персональные данные.

Работа с личной информацией осуществляется на основании письменного согласия гражданина, чьи сведения будут обрабатываться. Установленного бланка нет, каждая организация самостоятельно разрабатывает форму соглашения на обработку личных материалов, которое подписывает гражданин. Только после подписания субъектом такого бланка учреждение имеет право начать работу с информацией о клиенте.

Согласие на обработку может быть получено в электронном виде с применением простой электронной подписи.

Гражданин имеет право отозвать свое согласие на обработку личных сведений в любое время (п. 2 ст. 9 закона № 152-ФЗ). Причем законодатель не связывает отзыв персональных данных с какими-либо условиями или событиями. Из чего следует, что отказ от обработки персональных данных не требует обоснований.

Когда отзыв согласия не имеет значения для оператора персональных данных

Между тем оператор может продолжить работу с личными инфоматериалами субъекта даже при отзыве последним своего согласия. Перечень случаев, когда у него есть такое право, прописан в пп. 2–11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 11 закона № 152-ФЗ. В частности, использовать информацию о человеке могут:

  • суды при участии гражданина в судопроизводстве;
  • приставы при исполнении судебного акта;
  • государственные органы при исполнении своих полномочий;
  • стороны гражданско-правовых договоров, заключенных с субъектом персональных данных;
  • любые субъекты при необходимости защиты жизни или здоровья носителя персональной информации;
  • журналисты, если работа с личной информацией связана с их профессиональной деятельностью;
  • субъекты, участвующие в реализации международных договоров;
  • органы статистики, если личные данные обезличиваются.

Порядок отзыва индивидуальных данных

Поскольку с выдачей разрешения на работу с личной информацией граждане сталкиваются очень часто, закономерен вопрос, как отозвать согласие на обработку персональных данных.

Поэтапный порядок в законодательстве не прописан. Поскольку разрешение на обработку сведений дается письменно, то и отзывать согласие нужно, подав оператору письменное заявление.

Отказ от согласия на обработку персональных данных готовится в свободной форме. Передать заявление в учреждение можно:

  1. Лично в канцелярию или приемную организации. В этом случае необходимо подготовить два экземпляра документа. На одном из них организация при приеме поставит отметку о получении.
  2. Почтовой корреспонденцией (заказным письмом с уведомлением). В этом случае подтверждать получение будет уведомление, вернувшееся отправителю.
  3. В электронной форме. Например, если отзывается согласие на использование личной информации, которую пользователь передал оператору через интернет (например, на сайте).

Подтвердить дату получения оператором обращения очень важно, так как с этого момента будет отсчитываться период, в течение которого оператор по обработке индивидуальных сведений должен будет прекратить работу с заявленной информацией.

Образец заявления на отзыв

Заявление на отзыв персональных данных составляется следующим образом:

  1. В правом верхнем столбце указывается наименование получателя и его адрес, данные отправителя.
  2. Ниже посередине — название документа.
  3. С красной строки — основной текст.
  4. В конце документа — дата и подпись.

Образец отзыва персональных данных из банка может выглядеть так:

Воронеж, ул. 9 Января, 28

от Держаева Виктора Петровича

Воронеж, ул. Комарова, 28, 15

Я, Держаев В. П., паспорт серия 0000 № 000 000, выдан РОВД Советского района г. Воронежа __ __ ___, в соответствии со ст. 9 закона № 152-ФЗ отзываю согласие на обработку персональных данных, данное мной при заключении кредитного договора № 377-2010 от __ __ ____.

Держаев В. П. /Держаев/

Дата: __ __ ____

Последствия отзыва

Согласно п. 5 ст. 21 закона № 152-ФЗ, если человек отозвал согласие на работу со своей индивидуальной информацией, оператор обязан прекратить это делать. На это ему дается 30 дней со дня получения обращения. В этот же срок оператор должен уничтожить или обеспечить уничтожение информации.

Однако закон разъясняет, что если дальнейшая работа с индивидуальными сведениями о человеке необходима для достижения целей, предусмотренных законодательством, то хранение информации может быть продолжено.

Например, выполнить требование субъекта персональных данных об отзыве согласия на их обработку не могут банки.

Итоги

Таким образом, отозвать свои индивидуальные сведения из обработки тем или иным учреждением несложно. Однако законодательство в некоторых случаях разрешает работу с такими инфоматериалами и без согласия гражданина.

Еще больше про защиту персональных данных - в онлайн-курсе Центра обучения "Клерка". На него как раз сейчас скидка.

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

Вся информация о жизнедеятельности человека, неразрывно связанные с личностью и идентифицирующие данные лица отдельно охраняются законом. Подобные сведения могут быть получены в строгом соответствии с определенном порядком.

Содержание статьи:

Несоблюдение законного процесса получения и дальнейшей работы с такими данными влечет наступление соответствующих негативных последствий для нарушителя.

В перечень персональных данных включается следующее:

  1. Сведения о дате и месте рождения
  2. Паспортные данные, а равно сведения, содержащиеся в любом ином удостоверении личности
  3. Уровень образования
  4. Трудоустройство и стаж
  5. Наличие / отсутствие судимости
  6. Кредитные данные
  7. Информация о родственниках
  8. Место жительства (регистрации) лица
  9. Переписка в любой ее форме
  10. Состояние здоровья
  11. Образ жизни и иные биографические данные
  12. И так далее.

По общему правилу получение всех перечисленных данных допустимо исключительно с согласия самого человека. В отсутствие необходимого одобрения их разглашение также не допускается.

Для решения вопроса об ответственности первоначально следует разобраться, что является разглашением персональных данных о личности. Под этим законодательство понимание совершение действий, в результате которых иные лица получают доступ к персональной информации гражданина. Обязательным условием незаконности распространения выступает неполучение согласия на разглашение сведений от самого обладателя персональных данных.

Что делать при незаконном разглашении персональных данных?

Способы защиты данного нарушенного права различны. Жалоба на незаконное использование персональных данных может быть подана в правоохранительные органы либо непосредственно в суд.

В зависимости от выбранного способа существуют различные последствия для нарушителя. Результатом направлении жалобы в адрес правоохранителей является привлечение виновника к административной либо уголовной ответственности. Обращение в полицию с соответствующим заявлением особенно актуально в случае, если сведения о распространителе не известны. Иными словами – не достаточно данных виновника нарушения прав для определения его в суде в качестве ответчика. В таком случае задачей государственного органа будет установление лица, допустившего незаконное распространение данных о личности.

Целью подачи заявления в суд, в отличие от обращения в полицию, выступает предъявление денежного требования к ответчику в качестве компенсации за незаконное распространение личных данных. При этом, такое заявление обязательно должно отвечать установленным процессуальным кодексом требованиям к исковому порядку.

Немаловажно отметить, что при решении вопроса куда жаловаться на разглашение персональных данных, необходимо знать – оба рассмотренных способа не противоречат друг другу и могут быть реализованы одновременно. Применение всевозможных процедур защиты нарушенного права напротив имеет максимальный положительный эффект. По сути жалоба в правоохранительные органы и иск в суд будут дополнять друг друга. Установленные фактические данные в полиции будут дополнительным доказательством в суде и упростят рассмотрение гражданского иска.

Каким образом возможно законное использование персональных данных?

Несмотря на ответственность за разглашение сведений о личности, получение и дальнейшая работа с такого рода информацией возможна в правовом поле. Соблюдение обязательных требований получения, сбора и обработки данных гражданина позволит их применять совершенно законно без страха наступления ответственности. При этом, передача персональных данных третьим лицам должна происходить только в случае согласии лица. Такое одобрение должно быть зафиксировано в электронном виде либо на бумажном носителе.

В соответствующем соглашение на персональные данные должно быть отмечено:

  1. Сведения о лице, которое дает согласие. Подобное право принадлежит исключительно самому человеку и неразрывно с ним связано. Поэтому согласие следует получить у самого лица непосредственно. Передача этого права. например по доверенности не допустима.
  2. Перечень информации, согласие на получение и дальнейшие действия с которой одобряет лицо. Круг вопросов, входящих в персональные данные, крайне обширен. В этой связи, согласие на получение одних сведений, например, паспортных данных, очевидно не позволяет получать и распространять всю оставшуюся информацию о личности.
  3. Список лиц, которым разрешен доступ к информации. Законный порядок передачи персональных данных третьим лицам обуславливает наличие ограничений в части круга лиц, которые вправе обрабатывать личные данные. По этой причине следует отметить перечень доверенных лиц, получивших право на обработку персональных данных.
  4. Срок действия согласия. Соглашением на обработку персональных данных может быть предусмотрен период, в течение которого допускается возможность использования данных о личности. Применение полученных от человека сведений за пределами оговоренного срока в равной степени признается незаконным распространением персональных данных с соответствующими последствиями.
  5. Порядок отзыва согласия. По общему правилу отозвать разрешение в части персональных данных возможно в любой момент. Для этого требуется подача соответствующего письменного заявления с указанием на прекращение действия разрешения на персональные данные. Вместе с тем, дополнительно в соглашении допустимо предусмотреть каким именно образом и способом возможно сообщить об отзыве согласия на обработку персональных данных.

Последствия незаконного распространения персональных данных

Разглашение персональных данных

Итогом нарушения любого из требований закона о персональных данных помимо денежной компенсации и возмещения возможных убытков является наличие публичной санкции в виде административного или уголовного наказания. При этом, ответственность возможна как за сбор, так и дальнейшую обработку, и распространение данных о личности.

Применение административная ответственность за разглашение персональных данных допускается в том случае, если не наступают последствия, связанные с уголовным преследованием. Размер санкции статьей 13.11 административного кодекса определяется в зависимости от того, кто выступает распространителем – физическое (в т.ч. должностное) либо юридическое лица. Также на размер штрафа влияет конкретный вид совершенного нарушения – выбор части приведенной статьи закона напрямую связан именно с объективной стороной нарушения.

Наступление уголовная ответственность за разглашение персональных данных происходит при незаконных действиях именно с сведениями о личной жизни. Примером в этой части может служить информация об образе жизни, здоровье человека и тому подобное. Читайте по ссылке, как наш адвокат по уголовным делам будет отстаивать ваши интересы в случае привлечения к ответственности за данное нарушение.

Наказание по рассматриваемому преступлению непосредственно зависит от исполнителя (отдельная санкция содержится для должностных лиц), а также от способа разглашения информации. Поскольку распространение сведений в СМИ или при публичном выступлении очевидно наносит больший вред, то и ответственность аналогична закреплена законом более суровая.

Помимо указанных наказаний по 137 статье УК РФ, штраф за нарушение 152 ФЗ предусмотрен и в следующей – 138 статье. Преступлением в таком случае также будет признаваться нарушение в области переписки лиц. Вид полученной переписки между гражданами не имеет значения. При решении вопроса какое наказание за разглашение персональных данных в случае переписки равнозначно нарушением тайны будет считаться сведения телефонного разговора, электронных или почтовых писем.

Образец жалобы на незаконное использование персональных данных

В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

В Центральный банк Российской Федерации

От П.

Жалоба на использование персональных данных

Кроме того, звонки поступают мне на работу, сотрудники коллекторского агентства в ходе этих телефонных разговоров вводят в заблуждение моих коллег и начальство, передавая им информацию, не соответствующую действительности, таким образом дискредитируя меня.

Звонки поступают со следующих номеров телефонов: …

Ст. 26 Федерального закона о банках и банковской деятельности гласит, Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

За разглашение банковской тайны Банк России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, и агенты валютного контроля, а также должностные лица и работники указанных органов и организаций несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Операторы платежных систем не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного и руководствуясь нормами действующего законодательства,

Читайте также: