Сообщение как правильно читать

Обновлено: 02.07.2024


Казалось бы — в чем проблема? Имеется текст доклада, убеждение, что все, написанное в нем — истинная правда, язык в порядке, горло не болит, выступление отрепетировано так, что просто отскакивает от зубов — можно выходить к аудитории.

Если бы! Сколько раз приходилось наблюдать, как люди, прекрасно себя чувствующие в любой компании, свободно разговаривающие на любые темы, общительные и жизнерадостные, вдруг теряются, если им нужно произнести речь перед публикой. Пока все происходит в частном порядке — все идет прекрасно, стоит только появиться капельке официальности — и стоп! Машина никуда не едет, стоит на обочине, грустно помаргивая фарами. Колеса спущены, запаски нет, а насос не работает.

Презентация. Как читать доклад? Часть 1

Человек выходит к трибуне, пытается рассказать то, что прекрасно знает, то, чем занимается каждый день, а получается нечто несвязное. У него дрожат колени, по спине мерзостно стекают липкие потные струйки, сердце стучит где-то в горле и явно намерено покинуть организм навсегда. Язык заплетается, во рту пересохло, он беспрерывно облизывает губы и от ужаса цепляется за что-нибудь руками — в крайнем случае, если больше ухватиться не за что, пытается удержаться за собственные карманы.
Фото: Depositphotos

Слушатели, жалея несчастного, делают все, что угодно, только не слушают. Они даже не смотрят. Ведь от каждого взгляда бедный оратор нервно вздрагивает и вид у него становится такой, будто он вот-вот упадет в обморок. Зачем же мучить человека напрасно?

Думаете — преувеличение? Не очень сильное.

Когда-то, в далекие студенческие времена, мне довелось прослушать ряд лекций по предмету, название которого уже не важно. А вот что важно, так это манера чтения этих лекций преподавателем. Читал он по бумажке, уткнувшись в нее носом. Глаз никогда не поднимал, на аудиторию боялся смотреть. Более того, он читал в точности то, что было написано в учебнике. Вплоть до запятых. Мало того, он даже диктовал знаки препинания.

Презентация. Как читать доклад? Часть 1

Потом студентам это надоело и на преподавателя перестали обращать внимания. Бубнит он там что-то за кафедрой, ну и флаг ему в руки и трамвай навстречу. Это — его работа. Но никто не слышал, что именно пытается донести до аудитории преподаватель. Через некоторое время уже было безразлично — то ли он зачитывает вслух учебник, то ли изобрел что-то новенькое. Его все равно не слушали. Предмет, конечно, не знал никто, кроме некоторых энтузиастов, которые выучили его самостоятельно. Фото: Depositphotos

Не стоит уподобляться этому преподавателю. Он был несчастным человеком и попросту боялся чтения лекций. Студенты внушали ему непередаваемый ужас. И опасения его совершенно не были связаны с предметом лекций — предмет как раз он знал великолепно. Но все его беды были в том, что он боялся выступать! Страх перед аудиторией завязывал его язык морским узлом, и все, на что он был способен — это чтение чужого учебника, гарантирующего его от ошибок.

От неумения выступать перед аудиторией происходят и куда как худшие казусы. Вспомним хотя бы открытие трамвая в городе Старгород, столь живо описанное Ильфом и Петровым:

Психологи говорят, что большинство людей боится публичных выступлений даже сильнее, чем смерти. Так что, если у вас возникла такая проблема, не переживайте — вы не одиноки.

Что же делать.

Презентация. Как читать доклад? Часть 1

Ну, не так все страшно, как представляется с первого взгляда. Для начала нужно разобраться: почему же подобное происходит? Отчего человек, только что произнесший перед своим знакомым пламенную речь, полную сногсшибательных острот, великолепной мимики и жестикуляции, попав на трибуну, не в состоянии повторить то же самое и с трудом выталкивает из себя ставшие вдруг непослушными фразы. Почему руки его повисают, остроты выглядят беспомощными, а на лице застыла болезненная гримаса. Фото: Depositphotos

Но с чем же связан такой страх? Откуда он берется?

В первую очередь — из-за идей, реализация которых принципиально невозможна. Оратор хочет понравиться всем и каждому, жаждет, чтобы выступление его было абсолютно успешно, мечтает о стопроцентном достижении цели выступления. И в то же время — не доверяет собственным слушателям. Конечно, подобные мысли вытесняются в подсознание и начинают проявляться в виде тревоги.

И действительно, чего уже пугаться? Ну, неудача. А разве же это так? В любой ситуации есть две стороны, и в неудаче — тоже. Нужно найти положительное в провале. Поверьте, это не так и сложно, если как следует задуматься.

Если же положительное не находится — бойтесь! Бойтесь так, чтобы дрожали руки и тряслись колени, чтобы от пота была мокрой одежда, чтобы стучали зубы. Когда страх сцены дойдет до предела, подумайте: а чего же на самом деле вы боитесь? Людей в зале? Но это же смешно! Это же люди, не дикие звери, не львы, не пантеры, и даже не кошки. Они не кусаются и не царапаются. Поверьте в то, что вас никто не съест — и вам нечего будет бояться.

Устранив страх, можно начинать учиться говорить. Да, конечно, кажется, что этому мы учимся в нежном возрасте, едва выбравшись из пеленок. Но нет! Тогда мы учимся лишь произносить слова. Говорить, особенно перед аудиторией, совсем другая задача.


Максим Левченко, диктор, преподаватель KIDSDEV по технике речи и ораторскому мастерству

Скорость мыслей и скорость речи

Речь — это, прежде всего, практика. Можно прослушать сотни лекций о том, как кататься на велосипеде, но это не позволит вам сесть и поехать. Наши мысли работают на огромной скорости, и когда мы читаем про себя, то делаем это очень быстро. Порой пропускаем огромные абзацы, а не просто предложения, описания природы, рассуждения автора.
Но изложение мыслей вслух требует определенного навыка, потому что вслух мы говорим и читаем для кого-то. Этот кто-то — взрослый или ребенок — должен четко понимать, какую мысль вы хотите донести.

Тело и наша речь

Наша речь неразрывно связана с нашим телом: как ведет себя наше тело, так мы и говорим.

В чем польза чтения вслух?
• Увеличивает словарный запас
• Улучшает речь
• Добавляет уверенности в себе
• Помогает в общении с людьми
• Снижает стресс
• Развивает память и мышление
• Делает человека более творческим
• Улучшает концентрацию
• Тренирует дыхание


Логичность речи и правильное дыхание

Длина строки и логические ударения

Разные поэты используют разную длину строки, у Маяковского это лесенка в одно слово, у Пушкина — 6−7 слов. Как правило, мы подсознательно стремимся к желанию прочесть как можно больше слов на одном дыхании. Но это неправильно. Каждый автор вкладывает в стихотворение не только настроение и мысль, он задает ритм.
Воспользуйтесь правилом: каждую строку читайте на одном выдохе и выделяйте последнее слово, перед следующей делайте паузу и вдох. Как только мы начинаем делать паузы между строчками, появляется ритм — и он создается не за счет интонаций или эмоций, а дыхания. Читая стихи, дети часто не дают себе возможность выдохнуть, путаются в быстролетящих мыслях. С таким размеренным темпом, как в правиле, вы сможете прочитать все произведение до конца.

Попробуйте попрактиковаться на отрывках ниже — и увидите, как эмоции появятся именно благодаря дыханию.

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!


Скорость и громкость речи

Особенность, от которой следует избавиться, — желание говорить быстро. Пусть речь будет медленной и громкой. Только в этом случае есть возможность донести смысл. Выходите к доске и рассказывайте так, чтобы вас было слышно. Громкость появляется не за счет напряжения горла, а за счет выдоха.

Конечно, невозможно расценивать речь без психологического аспекта. Когда вы говорите тихо, на вас могут не обратить внимания. Это может быть даже комфортно — никто не смотрит, все тихо, спокойно и незаметно. Но разве это — ваша цель?
Когда вы станете заметными, то почувствуете, как к вам устремятся взоры. Нужно привыкнуть к тому, что вы хороший оратор — вас внимательно слушают.
На этом этапе не стоит вкладывать ощущения, выделяйте слова на одном выдохе. Мы все хотим выразить что-то, но обычно делаем это с помощью изменения тона голоса. Куда лучше попробовать достичь той же цели с помощью дыхания.

Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?

Попробуйте применить правило выдоха, ударения и паузы к стихотворению Маяковского. Вы поймете, что поэт специально выбирал ритм, похожий на общение с детьми: вы говорите медленно, выделяя каждое слово, чтобы ребенок смог понять.
Все произведения разные. Есть сложные и длинные с замысловатыми предложениями. Ударных слов может быть несколько, но пауза для вдоха после них сохраняется.

Как правильно читать скороговорки?

Даже когда мы читаем вслух текст, в котором нет рифмы, логическое ударение сохраняется. Все так же необходимо читать два-три слова на одном выдохе и делать это ярко.
Белый снег. Белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
Не пытайтесь сразу произнести скороговорку быстро, так как они созданы, вопреки расхожему подходу, не для проверки скорости. Выделяйте ударную гласную в слове и успевайте вдыхать после каждых двух-трех слов. Наша задача: понять логику, донести идею скороговорки, и вместе с этим отработать звуки четко и ясно. Все это не получится, если стараться уложиться в 5 секунд.

Чтение прозы

Но что делать, если авторский текст закончился, и начинаются диалоги? Как озвучивать голоса разных персонажей? Менять голос и говорить неестественно не нужно. Главное правило — те же паузы. Вспоминайте, как вы говорите в обычной жизни. Если герой шепчет — шепчите. Если говорит озорной мальчишка — озорничайте! К тому же, автор всегда оставляет подсказки, добавляя описание к диалогам.

Не сомневайтесь в себе, умению выразительно читать можно научиться. Главное, что необходимо, — это практика. Потребуются усилия, чтобы привыкнуть к новому себе: дыханию, ритму, тону. Но такой человек всегда будет привлекать внимание как со стороны маленьких, так и взрослых слушателей.


Адаптированный перевод статьи Мелиссы Чу о том, как улучшить качество чтения.

Природа книги эволюционировала. Общество и технологии стали другими. Под воздействием нового образа жизни подход к чтению поменялся. К лучшему или худшему?

Сегодня одна и та же информация может быть представлена ​​в самых разных форматах. Когда речь заходит о том, как именно мы должны читать, мнения расходятся.

Эффективность скорочтения

С 1950-х годов скорочтение рекламировалось как эффективный способ быстрого освоения материала. Ученые, психологи и учителя придумали методы повышения скорости чтения с помощью ручных инструментов или движения глаз.

На чемпионате мира по скорочтению лучшие участники достигают скорости 1000–2000 слов в минуту. Шестикратная чемпионка Энн Джонс читает за 60 секунд 4200 слов. Эти результаты кажутся феноменальными по сравнению со средними возможностями взрослого человека, который продвигается по тексту на 300 слов в минуту.

Популярные методы в скорочтении:

  1. Скимминг — быстрое пробегание по тексту глазами, чтобы вычленить основные моменты. Вы не прочитываете тщательно каждое слово, а наскоро просматриваете первый и последний абзацы, заголовки и выделенные фрагменты, чтобы найти ключевые идеи. Сканирование — аналогичный метод — предусматривает беглый просмотр текста, чтобы найти определенные слова и фразы.
  2. Мета-ориентирование (meta-guiding) использует указатель: палец или ручку, — чтобы направлять глаза вдоль строчек. Это помогает глазам двигаться горизонтально, фокусируясь на слове, которое вы читаете.
  3. Метод зрительного интервала (visual span) использует диапазон зрения, чтобы читать слова блоками. Человек фокусируется на одном центральном слове, а чтобы увидеть соседние, привлекает периферийное зрение. Считается, что оно помогает читать по пять слов единовременно.
  4. Быстрое последовательное визуальное представление (RSVP) — современный метод. Он использует программу для чтения, которая показывает слова по одному. Вы можете выбрать скорость, с которой они будут отображаться на экране.

Участники чемпионатов мира демонстрируют уровень понимания прочитанного около 50%. У Энн Джонс этот показатель составляет 67%.

Независимо от используемого метода скорочтения понимание всегда приносится в жертву скорости.

Это не всегда плохо — зависит от того, что именно вы читаете. Если просматриваете сухую документацию, чтобы понять ключевые моменты, есть смысл использовать скимминг. Метод RSVP работает, когда знакомишься с коротким и легким для понимания разделом книги. Автор предпочитает читать с пером, используя его в качестве указателя для глаз.

Но бессмысленно использовать методы скорочтения, если перед вами сложный материал или книга, над которой хочется размышлять и смаковать каждую главу.

Выбор формата

Раньше был доступен только один вариант — бумажные издания. Сегодня мы можем читать, смотреть или слушать книги. Выбор рождает вопросы о том, как нам следует изучать материалы и чем одни форматы лучше других.

Бумажные книги. Согласно исследованиям, они обладают рядом преимуществ перед другими форматами. Когда физически перелистываешь страницы, отчетливее чувствуешь прогресс в чтении. Тактильные ощущения также способствуют лучшему запоминанию материала. Бумажные книги помогают заснуть, потому что — в отличие от электронных устройств — не излучают синий свет.

Многие предпочитают традиционные книги. Людям нравится чувствовать бумагу. Мягкий запах, вес книги и возможность листать страницы делают чтение еще приятнее. Однако бумажные издания бывают тяжелыми и неудобными для перевозки.

Электронные книги (ридеры). Их основное преимущество — удобство. Нет разницы, сколько вы несете книг: одну или сто. Это помогает в путешествиях, особенно если хотите почитать побольше. Электронные книги понятны для пользователей, потому что мы привыкли к гаджетам, таким как смартфоны и планшеты.

Однако эффект синего света — большая проблема для читателей. Исследователи обнаружили, что люди, которые предпочитают электронные книги, дольше засыпают. У тех, кто читает на планшетах, ноутбуках, смартфонах и ридерах, снижается уровень мелатонина — гормона, который увеличивается по вечерам, вызывая сонливость. В результате они плохо спят и просыпаются уставшими.

Хорошо, что есть исключения — Amazon Kindle. Эти устройства придают свечение самому экрану для лучшей видимости текста, а не слепят читателя. Такое освещение напоминает лампу, направленную на бумажную книгу.

Аудиокниги. Некоторые относятся к ним скептически, считая, что прослушивание книг не дает такого же погружения, как чтение. Однако в исследовании отмечается, что люди воспринимают информацию на слух так же, как визуально. (Отдельная тема для обсуждения — являются ли прослушивание и чтение полностью эквивалентными.) В некоторых случаях тон рассказчика даже помогает лучше понять смысл.

Однако проблема в том, что люди склонны к многозадачности. Если одновременно слушать книгу и писать e-mail или готовить, смысл может потеряться. Лично автору нравится слушать аудиокниги, когда ее меньше всего отвлекают: в очереди или во время прогулки.

В последнее время аудиокниги стали популярными. Некоторые слушают их на скорости в два-три раза быстрее, чем в оригинальной записи. Хотя они утверждают, что информация не теряется, стоит задуматься, следовать ли их примеру при изучении материала.

Книга — это не просто коробка, которую мы открываем, чтобы проверить содержимое. Ее изучение — это опыт: информацию надо впитывать, размышлять над ней и давать выход в виде новых знаний. Мы получаем идеи из книг во время пауз при чтении — так же, как креативные мысли рождаются в спокойные периоды.

Чтение сегодня

Согласно опросу в Японии, чем больше времени люди тратят на смартфоны, тем меньше — на чтение: 53% респондентов не познакомились ни с одной новой книгой за последний месяц. Такая ситуация прослеживается в течение пяти лет.

Изменились условия и обстоятельства чтения. Люди открывают книги, когда у них есть свободная минута: в дороге или между задачами. Все чаще чтению отводится время во время просмотра телевизора или интернет-серфинга.

4 совета для эффективного чтения

В идеале мы читали бы непрерывно в течение нескольких часов при мягком освещении и без отвлекающих факторов. К сожалению, у большинства из нас нет такой ежедневной роскоши.

Вот четыре решения для максимально эффективного чтения:

Выберите подходящие форматы материалов для чтения в разных ситуациях
Классифицируйте их под время и место. Откладывайте статьи и заметки, чтобы прочитать их в короткие свободные периоды. Книги, требующие меньше внимания, слушайте в аудиоформате. Сложный для чтения материал откладывайте, пока у вас не появится достаточно времени для вдумчивого изучения.

Сделайте чтение повседневной привычкой
Когда автор стала постоянно читать, смогла:

  • повысить уровень творчества;
  • применить полученные знания в работе;
  • открыть новые темы и интересы;
  • рассмотреть идеи с другой точки зрения;
  • развить эмпатию, понимание людей и ситуаций;
  • испытать приятное ожидание чтения;
  • создать ежедневное ощущение стабильности;
  • научиться снимать стресс и расслабляться, повысить качества сна.

Оптимальное время для чтения — раннее утро или вечер перед сном. Конечно, вы можете выбрать другие варианты, но для автора эти два идеальны.

Легкий способ сделать чтение привычкой — положить книгу на прикроватный столик, чтобы она стала одной из первых вещей, которую вы видите сразу после пробуждения и перед сном. Если вас утомляет чтение, выбирайте легкий материал.

Поделитесь прочитанным
Если вы только что прочитали книгу, поделитесь ею с теми, кому она тоже может понравиться (вот список любимых произведений автора). И если кто-то с похожими предпочтениями порекомендует книгу, почему бы вам ее не прочесть?

Чтение одних книг сближает, как если бы вы путешествовали или смотрели фильм вместе. Коллективное обсуждение помогает лучше понять и оценить прочитанное.

Подумайте о чтении
Автору не нравится просто сканировать книгу и переходить к следующей. Когда она читает подобным образом, обнаруживает, что результаты чтения теряются. Поэтому она использует другие методы, чтобы запомнить прочитанное:

  • набросать заметку: если в книге есть интересные факты, автор рассказывает о них, пишет аннотацию или копирует значимые абзацы;
  • написать статью: иногда автор готовит статью, описывающую события из книги, добавляет размышления и основные выжимки;
  • посмотреть экранизацию: по популярным романам часто снимают фильмы. Автору нравится смотреть экранизации: сравнивать собственную интерпретацию книги с другим видением, переживать ключевые события и наслаждаться произведением в другом формате.

Традиционные книги уступают место новым форматам. Вместе с формой меняется и подход к чтению. Мы сокращаем деятельность до небольших задач, чтобы успевать больше. Адаптируйте чтение в таком же ключе — ведь мы не властны над временем, но можем изменить подход к его использованию.


Адаптированный перевод статьи Мелиссы Чу о том, как улучшить качество чтения.

Природа книги эволюционировала. Общество и технологии стали другими. Под воздействием нового образа жизни подход к чтению поменялся. К лучшему или худшему?

Сегодня одна и та же информация может быть представлена ​​в самых разных форматах. Когда речь заходит о том, как именно мы должны читать, мнения расходятся.

Эффективность скорочтения

С 1950-х годов скорочтение рекламировалось как эффективный способ быстрого освоения материала. Ученые, психологи и учителя придумали методы повышения скорости чтения с помощью ручных инструментов или движения глаз.

На чемпионате мира по скорочтению лучшие участники достигают скорости 1000–2000 слов в минуту. Шестикратная чемпионка Энн Джонс читает за 60 секунд 4200 слов. Эти результаты кажутся феноменальными по сравнению со средними возможностями взрослого человека, который продвигается по тексту на 300 слов в минуту.

Популярные методы в скорочтении:

  1. Скимминг — быстрое пробегание по тексту глазами, чтобы вычленить основные моменты. Вы не прочитываете тщательно каждое слово, а наскоро просматриваете первый и последний абзацы, заголовки и выделенные фрагменты, чтобы найти ключевые идеи. Сканирование — аналогичный метод — предусматривает беглый просмотр текста, чтобы найти определенные слова и фразы.
  2. Мета-ориентирование (meta-guiding) использует указатель: палец или ручку, — чтобы направлять глаза вдоль строчек. Это помогает глазам двигаться горизонтально, фокусируясь на слове, которое вы читаете.
  3. Метод зрительного интервала (visual span) использует диапазон зрения, чтобы читать слова блоками. Человек фокусируется на одном центральном слове, а чтобы увидеть соседние, привлекает периферийное зрение. Считается, что оно помогает читать по пять слов единовременно.
  4. Быстрое последовательное визуальное представление (RSVP) — современный метод. Он использует программу для чтения, которая показывает слова по одному. Вы можете выбрать скорость, с которой они будут отображаться на экране.

Участники чемпионатов мира демонстрируют уровень понимания прочитанного около 50%. У Энн Джонс этот показатель составляет 67%.

Независимо от используемого метода скорочтения понимание всегда приносится в жертву скорости.

Это не всегда плохо — зависит от того, что именно вы читаете. Если просматриваете сухую документацию, чтобы понять ключевые моменты, есть смысл использовать скимминг. Метод RSVP работает, когда знакомишься с коротким и легким для понимания разделом книги. Автор предпочитает читать с пером, используя его в качестве указателя для глаз.

Но бессмысленно использовать методы скорочтения, если перед вами сложный материал или книга, над которой хочется размышлять и смаковать каждую главу.

Выбор формата

Раньше был доступен только один вариант — бумажные издания. Сегодня мы можем читать, смотреть или слушать книги. Выбор рождает вопросы о том, как нам следует изучать материалы и чем одни форматы лучше других.

Бумажные книги. Согласно исследованиям, они обладают рядом преимуществ перед другими форматами. Когда физически перелистываешь страницы, отчетливее чувствуешь прогресс в чтении. Тактильные ощущения также способствуют лучшему запоминанию материала. Бумажные книги помогают заснуть, потому что — в отличие от электронных устройств — не излучают синий свет.

Многие предпочитают традиционные книги. Людям нравится чувствовать бумагу. Мягкий запах, вес книги и возможность листать страницы делают чтение еще приятнее. Однако бумажные издания бывают тяжелыми и неудобными для перевозки.

Электронные книги (ридеры). Их основное преимущество — удобство. Нет разницы, сколько вы несете книг: одну или сто. Это помогает в путешествиях, особенно если хотите почитать побольше. Электронные книги понятны для пользователей, потому что мы привыкли к гаджетам, таким как смартфоны и планшеты.

Однако эффект синего света — большая проблема для читателей. Исследователи обнаружили, что люди, которые предпочитают электронные книги, дольше засыпают. У тех, кто читает на планшетах, ноутбуках, смартфонах и ридерах, снижается уровень мелатонина — гормона, который увеличивается по вечерам, вызывая сонливость. В результате они плохо спят и просыпаются уставшими.

Хорошо, что есть исключения — Amazon Kindle. Эти устройства придают свечение самому экрану для лучшей видимости текста, а не слепят читателя. Такое освещение напоминает лампу, направленную на бумажную книгу.

Аудиокниги. Некоторые относятся к ним скептически, считая, что прослушивание книг не дает такого же погружения, как чтение. Однако в исследовании отмечается, что люди воспринимают информацию на слух так же, как визуально. (Отдельная тема для обсуждения — являются ли прослушивание и чтение полностью эквивалентными.) В некоторых случаях тон рассказчика даже помогает лучше понять смысл.

Однако проблема в том, что люди склонны к многозадачности. Если одновременно слушать книгу и писать e-mail или готовить, смысл может потеряться. Лично автору нравится слушать аудиокниги, когда ее меньше всего отвлекают: в очереди или во время прогулки.

В последнее время аудиокниги стали популярными. Некоторые слушают их на скорости в два-три раза быстрее, чем в оригинальной записи. Хотя они утверждают, что информация не теряется, стоит задуматься, следовать ли их примеру при изучении материала.

Книга — это не просто коробка, которую мы открываем, чтобы проверить содержимое. Ее изучение — это опыт: информацию надо впитывать, размышлять над ней и давать выход в виде новых знаний. Мы получаем идеи из книг во время пауз при чтении — так же, как креативные мысли рождаются в спокойные периоды.

Чтение сегодня

Согласно опросу в Японии, чем больше времени люди тратят на смартфоны, тем меньше — на чтение: 53% респондентов не познакомились ни с одной новой книгой за последний месяц. Такая ситуация прослеживается в течение пяти лет.

Изменились условия и обстоятельства чтения. Люди открывают книги, когда у них есть свободная минута: в дороге или между задачами. Все чаще чтению отводится время во время просмотра телевизора или интернет-серфинга.

4 совета для эффективного чтения

В идеале мы читали бы непрерывно в течение нескольких часов при мягком освещении и без отвлекающих факторов. К сожалению, у большинства из нас нет такой ежедневной роскоши.

Вот четыре решения для максимально эффективного чтения:

Выберите подходящие форматы материалов для чтения в разных ситуациях
Классифицируйте их под время и место. Откладывайте статьи и заметки, чтобы прочитать их в короткие свободные периоды. Книги, требующие меньше внимания, слушайте в аудиоформате. Сложный для чтения материал откладывайте, пока у вас не появится достаточно времени для вдумчивого изучения.

Сделайте чтение повседневной привычкой
Когда автор стала постоянно читать, смогла:

  • повысить уровень творчества;
  • применить полученные знания в работе;
  • открыть новые темы и интересы;
  • рассмотреть идеи с другой точки зрения;
  • развить эмпатию, понимание людей и ситуаций;
  • испытать приятное ожидание чтения;
  • создать ежедневное ощущение стабильности;
  • научиться снимать стресс и расслабляться, повысить качества сна.

Оптимальное время для чтения — раннее утро или вечер перед сном. Конечно, вы можете выбрать другие варианты, но для автора эти два идеальны.

Легкий способ сделать чтение привычкой — положить книгу на прикроватный столик, чтобы она стала одной из первых вещей, которую вы видите сразу после пробуждения и перед сном. Если вас утомляет чтение, выбирайте легкий материал.

Поделитесь прочитанным
Если вы только что прочитали книгу, поделитесь ею с теми, кому она тоже может понравиться (вот список любимых произведений автора). И если кто-то с похожими предпочтениями порекомендует книгу, почему бы вам ее не прочесть?

Чтение одних книг сближает, как если бы вы путешествовали или смотрели фильм вместе. Коллективное обсуждение помогает лучше понять и оценить прочитанное.

Подумайте о чтении
Автору не нравится просто сканировать книгу и переходить к следующей. Когда она читает подобным образом, обнаруживает, что результаты чтения теряются. Поэтому она использует другие методы, чтобы запомнить прочитанное:

  • набросать заметку: если в книге есть интересные факты, автор рассказывает о них, пишет аннотацию или копирует значимые абзацы;
  • написать статью: иногда автор готовит статью, описывающую события из книги, добавляет размышления и основные выжимки;
  • посмотреть экранизацию: по популярным романам часто снимают фильмы. Автору нравится смотреть экранизации: сравнивать собственную интерпретацию книги с другим видением, переживать ключевые события и наслаждаться произведением в другом формате.

Традиционные книги уступают место новым форматам. Вместе с формой меняется и подход к чтению. Мы сокращаем деятельность до небольших задач, чтобы успевать больше. Адаптируйте чтение в таком же ключе — ведь мы не властны над временем, но можем изменить подход к его использованию.


Писатель ли вы, руководитель предприятия или заняты в какой-то области самосовершенствования, вы, без сомнений, завалены текстами: новостными статьями в телефоне, школьными учебниками, сотнями страниц бизнес-отчета. Вы пролистываете один отчет за другим, пока все они не сливаются в аморфную массу. Но что, если просто систематизировав процесс чтения, вы сможете легко понимать все, что читаете, с небольшими дополнительными усилиями?

Совершенствование процесса чтения — это ключевой навык, который позволяет вам критически и четко мыслить по любому предмету. А критическое мышление по любому вопросу придаст вам влияния.

С 1986 года, когда я начал преподавать в колледже композицию и английский язык, я познакомил тысячи студентов с методом критического чтения SQ3R: survey (оценить), question (задать вопросы), read (прочесть), recall (запомнить) и review (подвести итоги). Я видел, как, используя этот метод, начинающие и совершенствующиеся студенты превращаются в первоклассных ученых и мыслителей.

Сам я всегда был медленным, методичным читателем. Есть что-то правильное в том, чтобы художественные тексты читать медленно и внимательно, обращая внимание на особый язык литературы. Но вот большие теоретические тексты были моим врагом. Я мог продраться сквозь дебри повествования, но доходя до конца, я уже не помнил многого из того, что прочитал. Читая длинный учебник, я не мог понять разницу между основными моментами и второстепенными идеями. Мне нужна была какая-то стратегия, которая включала бы не просто выделение важных моментов.

Начав использовать метод SQ3R, я увидел результаты в течение нескольких недель. Этот подход помог мне систематизировать тяжелую читательскую нагрузку и улучшил понимание и отклик. Теперь я читаю быстро с твердым пониманием. У меня есть уверенность, что я могу освоить любой материал.

В начале моей педагогической карьеры я знал, что помогать студентам означает обучать их стратегии критического чтения. Но метод SQ3R можно применять и за пределами университета. Это эффективный метод для тех, кто имеет дело со сложными текстами. Используя этот подход, можно по-настоящему освоить любой материал и понять тонкости даже самых сложных текстов.

Критическое мышление ведет к новым знаниям

Мы создаем новые знания, опираясь на экспертные знания прошлого. Критическое мышление означает, что вы не просто принимаете то, что предлагает автор. Читать критически значит читать скептически, сравнивая мнение автора с собственными знаниями и мировоззрением. Иногда ваши идеи совпадают с идеями автора. Но чаще ваше мировоззрение и взгляд автора вступают в противоречие.

Чтение — это процесс открытий. Мы — не просто пустые сосуды, которые наполняются из чаши знаний. Во время чтения мы находимся в симбиотических отношениях с автором, мы создаем новый смысл и новые знания. Следуя стратегии критического чтения, вы можете определить сильные и слабые стороны аргумента или подхода и разработать новый путь. Взгляд автора плюс ваш собственный приводит к новым знаниям. Метод SQ3R помогает определить области текста, с которыми вы можете поспорить, чтобы создать новое понимание мира.

Если бы все, что нам нужно было сделать при чтении, это принять точку зрения автора, наше мировоззрение безнадежно застряло бы на уровне четвертого класса или книжной картинки: так сказал автор. Такая пассивная стратегия чтения важна для маленьких детей, которые только начинают читать, но становясь старше, нам нужно читать намного активнее, чтобы не только понимать, что говорят авторы, но и развивать собственные представления о мире. И вот тут-то на помощь приходит SQ3R. Вы уже умеете читать. SQ3R систематизирует процесс чтения, чтобы вы могли понять максимум прочитанного. Так чтение становится эффективным.

SQ3R — стратегия критического чтения

Шаг 1 — Оценить: осмотритесь, прежде чем прыгать

Первый шаг — оценить текст, в буквальном смысле посмотреть на материал. Если у вас текст на 1000 страниц, нужно сначала понять, с чем вы имеете дело. Посмотрите на книгу, не читая ее. Посмотрите на обложку. Пролистайте оглавление. Затем пролистайте ее целиком, страницу за страницей, от начала до конца.

В случае с электронной книгой, вам, возможно, потребуется внести некоторые коррективы в этот шаг. Тем не менее, вы можете просмотреть оглавление, отметить длину книги, ее структуру и (если возможно) прокрутить страницы. Я читаю и преподаю, используя бумажные книги, и эта статья основана на применении метода SQ3R именно к ним. Вам придется самим найти способ применения этих методов для электронных книг.

Не читайте пока текст. Должны проявиться закономерности. Вы увидите систематическое изложение идей в структуре книги. Вы увидите названия глав, подзаголовки и под-подзаголовки. В академических учебниках можно увидеть новые слова, выделенные жирным шрифтом или курсивом. Вы можете увидеть иллюстрации, графики или списки действий в конце глав. Вы можете увидеть иллюстрированные примеры. Пролистайте всю книгу. Изучение текста — важный шаг, основа для остальной стратегии.

Если ваш материал короче, этот процесс занимает гораздо меньше времени. Посмотрите на эссе, например. Как оно называется, кто автор? Есть ли в нем подзаголовок? Сколько там параграфов? Есть ли пустые места? Выделены ли какие-то части текста? Независимо от того, что вы читаете, обращайте внимание на структуру произведения, когда будете его оценивать.

Человеческий мозг — удивительный орган. Он находит закономерности во всем, что видит. Просматривая текст, вы настраиваете свой мозг на подсознательное понимание закономерностей, которые вы ему представляете. То есть мозг находит в них смысл. Вы создаете для мозга основу, чтобы понять материал. Этот скелет поддерживает структуру содержания книги так же, как человеческий скелет помогает вам стоять прямо. Без этой структуры содержание было бы бесполезным желе, которое трудно понять любым структурированным способом.

Шаг 2 — задать вопросы: план исследования

В это время у вас может возникнуть соблазн записать ответы на эти вопросы, особенно когда эти ответы всплывают в тексте перед вами. Но пока лучше просто записать все вопросы и подождать. Вы ответите на них во время чтения.

Примечание: запись материала улучшает память. При применении SQ3R я пишу вопросы ручкой на бумаге, хотя в других случаях в основном печатаю на компьютере. Вы можете выбрать способ записи сами — написать или напечатать. Эти записанные вопросы вы будете использовать во время чтения.

Шаг 3 — прочитать: отключите все, что может вас отвлечь, и читайте

Третий шаг — чтение. Чтение текста представляет собой двухэтапный процесс. Первый раз читайте без карандаша. Просто быстро прочитайте, чтобы уяснить основные идеи и структуру текста. Во второй раз читайте внимательно и делайте заметки.

Если прочитать нужно много, сначала просмотрите текст и, возможно, разбейте его на несколько сеансов.

Чтение — это деятельность мышечной памяти. На то, чтобы погрузиться в чтение, уходит 5–10 минут. Затем мы можем читать комфортно и с максимальной производительностью около 40–60 минут. После этого разум начинает блуждать, и нам нужен перерыв. Отдохните 5–10 минут, расслабьтесь. Разомнитесь и устройте передышку для мозга. А затем продолжайте читать или дождитесь следующего сеанса.

Вторая часть чтения: сделать заметки. Комментарии помогут вам понять закономерности текста. Цель прочтения — найти основные пункты текста. Как выделить самое важное в море текста? Профессиональный текст тщательно отредактирован и оформлен.

Даже сами предложения хорошо структурированы. В центре предложений — детали и вспомогательные материалы.

Понимая, где найти наиболее важную информацию, вы сможете выделить существенные моменты.

Ищите ответы на вопросы, которые вы записали во втором шаге. Увидев ответ, запишите его. Если ответ не представлен напрямую, он может подразумеваться. Запишите любой ответ, который вы можете найти в тексте.

Делая заметки, вы читаете активно. Пишите по всему тексту. Если вы работаете с бумагой, можете разработать собственную систему символов, как сделал я. (С электронными книгами нужно посмотреть, что можно сделать, учитывая используемый вами ридер. Из-за этих ограничений может быть более целесообразно работать с печатной книгой, особенно с важными текстами.)


Здесь, например, я сделал много незначительных комментариев, пытаясь следовать нити аргумента. У Де Бовуар обширный словарный запас, поэтому, если быть точным, я проверяю любое слово, которое может иметь какие-то нюансы смысла. Я проверяю слова, которые, как мне кажется, я хорошо знаю, и оказывается, что у меня не совсем точное рабочее значение слова. Важно быть честным с собой и проверять слова, которые вы не знаете или которые могут означать не совсем то, что вы думаете.

Разработайте собственную систему ведения заметок. Что бы вы ни делали, пишите в тексте. Если вы не хотите писать в книге, сделайте копию для чтения и делайте заметки в ней. Запись комментариев — важный шаг в понимании материала.

Что касается выделения: я видел, как многие начинающие студенты выделяют целые страницы текста. Когда выделено все, не выделено ничего. Используйте выделение экономно. Я стараюсь выделять только основные моменты каждой главы, если вообще выделяю.

Шаг 4 — запомнить: озвучивайте свои идеи

Четвертый шаг — рассказать основные пункты текста другу или себе. Когда мы озвучиваем любой материал, мы формируем воспоминания об этом в мозге. Рассказав другу о прочитанном, вы сможете это запомнить. Также это поможет вам уточнить любые разногласия, которые могут возникнуть у вас с текстом. Почему вы не согласны с автором и какова ваша собственная позиция? Недостаточно просто не согласиться с точкой зрения автора. Также нужно постараться сформулировать причину своего несогласия, что поможет вам сформулировать собственный взгляд по предмету. Этот шаг в критическом мышлении важен для создания новых знаний.

Шаг 5 — подвести итоги: усилить весь процесс, чтобы действительно усвоить текст

Пятый и последний шаг — подвести итоги. Это уже шестой раз, когда вы будете смотреть на изучаемый материал. Вы не просто разобрались с точкой зрения автора, вы активно прочитали текст.

После того, как вы шесть раз критически просмотрели текст, я гарантирую, что, если вы верны методу SQ3R, то с большей частью материала вы справились. Ваша задача — не запомнить текст, хотя некоторые его части и отложатся в памяти дословно. Ваша задача скорее состоит в том, чтобы понять основные моменты и структуру текста, знать его сильные и слабые стороны, а также свою реакцию и отношение к этому материалу. Вы теперь стали экспертом по этому материалу и создали новые знания.

Теперь вы готовы сделать что-то с этим новым знанием — представить информацию совету директоров, сдать экзамен или написать статью, в которой позиция другого автора учитывается наряду с вашими аргументами.

Использование стратегии SQ3R для критического чтения может потребовать больше времени на чтение, особенно когда вы пишете сфокусированные вопросы и разрабатываете работоспособную схему заметок. Но если вы будете использовать эту стратегию последовательно, то станете заметно лучше понимать прочитанное.

Чтение — это зачастую первый шаг не только в изучении новых знаний, но и в их создании. Стратегия критического чтения SQ3R поможет вам понять любой текст, от самого сложного до самого тривиального. Она повысит вашу заинтересованность в чтении, поможет критически осмысливать прочитанное и позволит создавать новые знания для мира.

Мы не просто открываем мир через чтение. Мы создаем мир, в котором живем. Теперь ваша очередь создать прекрасный мир, в котором вы хотите жить.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.


26 марта 2020 Medium

Читайте также: