Знаменитое сочинение коменского в которой он формулирует общие закономерности природы

Обновлено: 20.05.2024

Педагогическая теория Яна Амоса Коменского

Элементы стихийного материализма, гуманизм и демократизм в мировоззрении Коменского

В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Коменский создал систему воспитания не для избранных, не для аристократической верхушки общества, а для демократических слоев населения, для народных масс.

Реферат по философии природа жизнь человек

. человека в соответствии с данными естественных наук, физики, химии, биологии. Из четырех ведущих философских направлений наших дней - феноменологии, герменевтики, аналитической философии и постмодернизма - тема природы . коацерваты. Согласно его теории процесс, приведший к возникновению жизни на Земле, может быть разделён на три этапа: Возникновение органических веществ Возникновение белков .

По мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание)^ В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи.

Понятие природосообразности воспитания

Принцип природосообразности воспитания, начиная от Коменского, будет неоднократно встречаться в педагогических системах.

VIII и XIX веков, причем каждый из крупных теоретиков педагогики (Коменский, Руссо, Песталоцци, Дистервег и др.) понимали этот принцип несколько различно.

Коменский считал , что человек, как часть природы, подчиняется главнейшим, всеобщим законам, действующем как в мире растений и животных, так и в отношении человека.

Коменский, не отказываясь вовсе от этого старого способа, вводит наряду с ним новый прием аргументации, навеянный эпохой Возрождения, — ссылки на природу и пытается сформулировать общие закономерности природы и воспитания.

Говоря о законах природы, он считал природу созданием провидения. Эта историческая ограниченность свойственна была, впрочем, почти всем ученым того времени, даже открывшим действительные законы в различных областях природы, опровергающие церковное учение.

Философия о природе и сущности человека

. философия человека. В марксизме природа человека рассматривается как единство биологического и социального. Человек - и природное, телесное, и общественное существо. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие осуществления, а социальность - сущность человека. . его материальные потребности, и если он разовьет свой язык и инструменты. Сущность человека, по Э. Фромму, - .

Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы , у Коменского при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на-природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные-особенности детей.

1. Проявления природы заслуживают исключительного внимания как проявления самого бога, а потому изучение природы необходимо. Коменский заявляет, что природа наряду с библией составляет своеобразную книгу и источник изучения не только мира природы, но проявлений бога.

Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляд на материальную сторону мира как на нечто низменное и греховное. В этом взгляде Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало, созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи;

2. Понятие природы у Коменского включает признак одушевленности. Он одухотворяет природу, приписывая ей следующие свойства: целесообразность, самопроизвольное движение каждой вещи к заложенному в ней богом.

Система школ и содержание обучения

Коменский. исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Коменский создал систему воспитания не для избранных, не для аристократической верхушки общества, а для демократических слоев населения, для народных масс.

Религия и воспитание человека

. 2,27] В духовной жизни человека трудно найти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия. В поисках . воспитание человека. 1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ Не существует народов, на каких бы стадиях развития они не находились, без религии и магии. [1,360] Религия . Вера - универсальное свойство человеческой природы. Современная наука полагает, что “человек разумный” появился 30-40 тыс. .

Пo мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание).

В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи.

Система школ и содержание обучения. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

Примеры похожих учебных работ

Игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Игрушки и предметы – дети познают .

. формирования психических процессов у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если вы работаете с ними, опираться на вид деятельности, и построить свою работу в игровой форме, что мы и попытаемся .

Духовный мир человека

. духовного развития личности бесконечен… Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает., Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности. . на другие континенты и в глубь веков. Духовный мир личности .

Духовный мир человека

. тела, хотя с ним и связанным. Много позже, в новоевропейской философии, термин "душа" стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. Сущность духовного мира человека определяли и словом " дух " как человеческое .

Жизненный мир человека

. будет выступать для человека в качестве жизненного мира, т.е. то первичное, исходное, с чего человек начинает и через что смотрит на всё другое. Человек сам организует свой мир, но организуя его, .

Внутренний мир человека

. Цель работы – изучение внутреннего мира человека, Задачи работы: выявить проблемы личности в философии; ознакомиться с религией и . написании реферата были использованы учебные пособия и журналы по философии. 1. Проблема личности в философии Понятие .

Что такое внутренний мир человека?

. они замечают во мне личность. Только доверяясь близким людям, я раскрою им свои тайны и, тем самым, приглашу их посетить свой внутренний мир, словно парк аттракционов. Не .

  • Анализ социологических данных
  • Антропология
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Возрастная психология
  • Гендерный анализ
  • Демография
  • Дифференциальная психология
  • Зарубежная философия
  • Зоопсихология
  • Истории и теории мировой культуры
  • Истории русской философии
  • История и теория религии
  • История психологии
  • Клиническая психология
  • Конфликтология
  • Культурная антропология
  • Логика
  • Логико-комбинаторные методы
  • Методологические проблемы психологии
  • Методология и методы социологии
  • Методы измерения в социологии
  • Общая психология
  • Онтологии и теории познания
  • Основы нейропсихологии
  • Основы психодиагностики
  • Педагогика
  • Педагогическая психология
  • Политология
  • Психогенетика
  • Психология личности
  • Психология сознания
  • Психология труда и инженерная психология
  • Психология
  • Психофизиология
  • Современная социальная политика
  • Современные теории деятельности и практической рациональности
  • Социальная и экономическая антропология
  • Социальная история
  • Социальная психология
  • Социальная структура и социальная стратификация
  • Социальная теория и прикладное социальное знание
  • Социальная теория семьи и семейных отношений
  • Социальная философия
  • Социально-экономическое поведение домохозяйств
  • Социолингвистика
  • Социологическая теория
  • Социологическое исследование
  • Социология
  • Социология культуры
  • Социология маркетинга
  • Социология науки и научного знания
  • Социология образования
  • Социология политики
  • Социология предпринимательства
  • Социология профессий
  • Социология религии
  • Социология труда и занятости
  • Социология хозяйственного развития
  • Специальная психология
  • Сравнительная психология
  • Физиология высшей нервной деятельности
  • Философия
  • Философия и методология науки
  • Философия образования
  • Философия политики и права
  • Философия религии и религиоведения
  • Философия языка и коммуникации
  • Философская антропология
  • Экономическая и социальная статистика
  • Экономическая социология
  • Экспериментальная психология
  • Эстетика
  • Этика

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

Современному педагогу необходимо знать, как шло становление экологического образования детей, чтобы иметь возможность использовать в своей практике богатый, более чем двухвековой педагогический опыт.


Мнение Я. Коменского о роли природы в воспитательном процессе

1. Проявления природы заслуживают исключительного внимания как проявления самого бога, а потому изучение природы необходимо. Природа наряду с Библией составляет своеобразную книгу и источник для изучения не только мира природы, но проявлений бога.

Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляд на материальную сторону мира как на нечто низменное и греховное. В этом взгляде Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало, созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи.

2. Понятие природы у Коменского включает признак одушевленности. Он одухотворяет природу, приписывая ей свойства целесообразности, самопроизвольного движения каждой вещи к заложенному в ней Богом. Поскольку Коменский был педагогом, его занимал вопрос о природе человека. Пристальное внимание он уделял проблеме умственного развития и обучения детей. Настаивая на посильности для детей знаний и умений, Коменский осуществлял один из важнейших принципов обучения: доступности и занимательности этого процесса.

Системе школ, разработанной Коменским, предшествует материнская школа — дошкольное воспитание в семье, где основным педагогом является мать. Главная задача материнской школы в умственном воспитании заключается в накоплении конкретных представлений о предметах и явлениях, в развитии мышления.

Из оптики Коменский считает достаточным дошкольнику знать, что такое тьма и свет, а также различать и показывать самые употребительные цвета; из астрономии —названия небесных светил (солнце, луны, звезды); из географии —знакомство с местностью, где ребенок родился и живет (деревня, город, крепость или замок, поле, луг, лес, река, гора и т.д.). Педагог подсказывает родителям и воспитателям глубокую мысль о том, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего научного образования.

Книга содержит краткий обзор явлений окружающего нас мира, состоит из рисунков, наименований и описаний предметов.

Неодушевленная природа представлена в 9 картинках, растительный мир —в 6, мир животных —в 16, все остальные картинки посвящены человеку, его происхождению, возрастным ступеням, элементам человеческого организма, деятельности людей. Я.А.Коменский был уверен в том, что человек, руководимый природой, может достичь многого.

1. Природа тщательно приспосабливается к удобному времени.

2. Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму.

3. Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет.

4. Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке.

5. Всякое свое действие природа начинает изнутри.

6. Всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным.

7. Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.

8. Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет начатое до конца.

9. Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного.

Я.А.Коменский считал человека частью природы, составной пангармонии (идеи, согласно которой все в мире согласовано между собой). Все в природе, включая человека, подчиненно единым законам. Эта мысль имеет большое значение для современного понимания экологических проблем, которые приобрели в настоящее время всеобщий характер.

Понятие Вселенной у Коменского ассоциировалось с тремя мирами —миром божественных идей, миром видимой природы, миром, созданным творческой деятельностью человека. Все эти миры взаимосвязаны между собой, в них действуют одни и те же законы, царит строгий порядок.

Ж. Ж. Руссо о природосообразности воспитания

Эмиль у Руссо воспитывается не в школе и не наукам, а в поле, в лесу, на ферме. Мальчика учат не книги, а природа, люди и вещи, он воспринимает их легче, ибо они согласуются с его естественными потребностями и представлениями.

Воспитание у Руссо —великое дело, оно может создать свободного и счастливого человека. Воспитание можно организовать на основе принципа природосообразности. Руссо понимает этот принцип как следствие законам природы при воспитании ребенка, как естественный процесс развития его природы.

Идеализируя природу ребенка, Руссо призывал к созданию условий, в которых могли бы свободно, в соответствии с законами природы, развиваться задатки, заложенные самой природой. Воспитатель не должен мешать спонтанному развитию ребенка, не должен навязывать ему своих взглядов и убеждений.

Педагог был убежден, что свою независимость человек может обеспечить, прежде всего, собственным трудом. Вот почему труд занимает важное место и оказывается целью воспитания в педагогической системе Руссо. «Живя в деревне, ребенок получает некоторое понятие о полевых работах… Увидев раза два, как возделывают сад, как сажают, собирают, разводят овощи, он в свою очередь захочет заниматься огородничеством.

Мысли Руссо, высказанные в XVIII в., не потеряли своей актуальности в современных условиях экологического кризиса. Важно уже в дошкольном возрасте приобщать ребенка к природе, формировать у него представление о взаимосвязи человека и природы, о необходимости сохранения ее для будущей цивилизации.

Песталоцци И.Г. и его принцип природосообразности

Обеспечить гармоничное развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, включающей физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание.

До 5-ти лет детям необходимо давать возможность полностью наслаждаться природой: любые впечатления от природы благотворны. Дети наслаждаются ее непринужденностью, ощущают ее силу.

Исходным моментом познания Песталоцци считает восприятие окружающего мира посредством органов чувств. Педагог указывает на три ступени познания: чувственное восприятие окружающего нас мира, осознание впечатлений и мышление.

Этим ступеням соответствуют три органически связанные способности: способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению.

Песталоцци считает необходимым знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики. Только после того, как будет заложен и упрочен фундамент человеческого сознания —созерцание природы, —можно начать обучение грамоте, связанное со сложным процессом абстракции.

Обучение должно носить развивающий характер. Этому способствуют наблюдения за явлениями природы по определенной схеме (форма, внешний вид, окраска и т.д.). Полученные знания о природе Песталоцци считал необходимым использовать в прак- тической деятельности, в труде. Важным для современного понимания использования природы в экологическом образовании детей является указание Песталоцци на необходимость руководства процессом познания природы и ее взаимосвязей со стороны взрослых.

Ф.Фребель и идея органической эволюции

В основу своей педагогической теории Фребель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов в творческой самодеятельности (в речи, играх, строительстве, изобразительной и трудовой деятельности).

Познание Фребель понимал как процесс пробуждения дремлющих внутренних сил путем сенсорного опыта и физических движений. Цель воспитания —развитие природных способностей человека.

Фребель замечает, что дети крестьян, работающих с лошадью, в саду, пасущие гусей, познают глубже окружающий мир, учатся отличать петрушку от сельдерея, при этом обращают внимание на различие листьев и запаха этих растений, знакомятся с различными свойствами других растений. Огромное богатство знаний постигается путем такой работы.

Однако, уверен Фребель, отвечая ребенку, не следует говорить ему больше, нежели это необходимо для того, чтобы он сам мог пополнить ответ взрослого, ибо, конечно, легче услышать ответ от другого, нежели самому поискать и найти его для себя. Ответ, даже в четверть верный, но найденный самостоятельно, для ребенка гораздо важнее, чем наполовину услышанный и наполовину понятный.

В процессе ухода за своей грядкой, ребенок старается добиваться лучших результатов, при этом заслуживает похвалу или, при недостаточной работе, —порицание. Работа в саду должна вызвать эмоциональный настрой у детей, он создается за счет исполнения детской садовницей-воспитательницей песенок, стишков.

Как видим, Ф.Фребель считал природу важным средством нравственного воспитания. Для решения его задач он рекомендовал привлекать детей к уходу за растениями и животными, к практическому освоению мира природы.

Монтессори и влияние природы на рост организма

Но если для полноценного физического развития необходимо предоставить ребенка живительным силам природы, то также необходимо для его психической жизни привести душу ребенка в общение с мирозданием, чтобы обогатить ее непосредственными воспитательными силами живой природы. Средством для достижения этого является направление ребенка к земледельческим работам, к разведению растений и животных, а следовательно, к сознательному наблюдению природы.

1. Ребенок, приступая к наблюдению природы, постепенно начинает заботиться о живых существах.

2. Ребенок самостоятельно учится предусмотрительности, когда узнает, что жизнь посаженных им растений, животных зависит от его заботы о них. Между ребенком и живыми организмами зарождается какая-то таинственная связь, заставляющая его выполнять известные, определенные акты без вмешательства педагога.

3. В процессе труда в природе дети приучаются к терпению, доверчивому ожиданию, когда они кладут в землю семя и ожидают его всходы, видят первое проявление бесформенного растеньица и следят за его ростом, цветением и превращением цветка в плод, замечают происходящие с ними изменения, сравнивают. Так дети постепенно приобретают спокойную уравновешенность сознания.

4. Ребенок должен следовать по естественному пути развития человечества, такое воспитание приводит в гармонию эволюцию отдельной личности с эволюцией всего человечества.

Для осуществления этого при домах ребенка необходимо содержать животных, выращивать растения, пусть это будут рыбки, голуби, американские курочки, садики, участки земли. Если это невозможно, следует расставить на террасе цветочные горшки, а по стенам пустить вьющиеся растения. Монтессори, подобно Фребелю, считает в крайнем случае годным для этой цели даже горшок цветов на окне.

Таким образом, Монтессори сходится с Фребелем в признании важности для детей ухода за животными и растениями.

Монтессори этой идее придала дидактический смысл, показав как реально воплотить эти идеи в жизнь, работая с детьми, научить малыша быть наблюдательным, бережливым по отношению к природе. Монтессори разработала специальные занятия, в основу которых легли упражнения, опыты, в которых дошкольникам предлагался инструмент самостоятельного познания природы. Например, переливание воды с целью ознакомления с ее свойствами, ориентировки в окружающем мире; уход за срезанными цветами с целью формирования представлений о способах составления букетов, о необходимости воды для жизни растений; развитие эстетических чувств, координации движений и т.д.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Содержание

Введение 2 стр.
Элементы стихийного материализма, гуманизм и демократизм в мировоззрении Коменского 3 стр.
Понятие природосообразности воспитания 4 стр.
Система школ и содержание обучения 5 стр.
Возрастная периодизация 6 стр.
Учебники, составленные Коменским 9 стр.
Заключение 9 стр.
Список использованной литературы 10 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Я. А. Коменский об использовании природы в воспитании детей.docx

Я. А. Коменский об использовании природы в воспитании детей

Элементы стихийного материализма, гуманизм и демократизм в мировоззрении Коменского 3 стр.

Понятие природосообразности воспитания 4 стр.

Система школ и содержание обучения 5 стр.

Возрастная периодизация 6 стр.

Учебники, составленные Коменским 9 стр.

Заключение 9 стр.

Список использованной литературы 10 стр.

Элементы стихийного материализма, гуманизм и демократизм в мировоззрении Коменского

В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Коменский создал систему воспитания не для избранных, не для аристократической верхушки общества, а для демократических слоев населения, для народных масс.

По мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание)^ В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи.

Понятие природосообразности воспитания

Принцип природосообразности воспитания, начиная от Коменского, будет неоднократно встречаться в педагогических системах.

VIII и XIX веков, причем каждый из крупных теоретиков педагогики (Коменский, Руссо, Песталоцци, Дистервег и др.) понимали этот принцип несколько различно.

Коменский считал , что человек, как часть природы, подчиняется главнейшим, всеобщим законам, действующем как в мире растений и животных, так и в отношении человека.

Коменский, не отказываясь вовсе от этого старого способа, вводит наряду с ним новый прием аргументации, навеянный эпохой Возрождения, - ссылки на природу и пытается сформулировать общие закономерности природы и воспитания.

Говоря о законах природы, он считал природу созданием провидения. Эта историческая ограниченность свойственна была, впрочем, почти всем ученым того времени, даже открывшим действительные законы в различных областях природы, опровергающие церковное учение.

Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы , у Коменского при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на-природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные-особенности детей.

1. Проявления природы заслуживают исключительного внимания как проявления самого бога, а потому изучение природы необходимо. Коменский заявляет, что природа наряду с библией составляет своеобразную книгу и источник изучения не только мира природы, но проявлений бога.

Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляд на материальную сторону мира как на нечто низменное и греховное. В этом взгляде Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало, созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи;

2. Понятие природы у Коменского включает признак одушевленности. Он одухотворяет природу, приписывая ей следующие свойства: целесообразность, самопроизвольное движение каждой вещи к заложенному в ней богом.

Система школ и содержание обучения

Коменский. исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Коменский создал систему воспитания не для избранных, не для аристократической верхушки общества, а для демократических слоев населения, для народных масс.

Пo мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание). В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи.

Система школ и содержание обучения. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

Ян Амос Коменский(1592—1670 гг.) утверждал, что у детей разви­ваются духовные силы с помощью педагога, задача которого состо­ит в том, чтобы помогать им совершенствоваться. Я. А. Коменский был первым из педагогов, кто последовательно обосновал принцип природосообразности в воспитании. В полном соответствии с духом Нового времени — периода бурного развития естественнонаучных знаний, изобретений и открытий — он видел законы хорошо орга­низованной школы в природе.Его считают отцом так называемой природосообразной педагогики.

Я. А. Коменский определил последовательность обучения: внача­ле посредством чувств дети знакомятся с окружающими предметами и явлениями, затем усваивают образы окружающего мира и, наконец, научаются действовать с помощью руки и речи, опираясь на приоб­ретенные знания, умения и навыки.

Для осуществления наглядности в процессе ознакомления с при­родой педагог считал необходимым использовать:

реальные предметы и наблюдения над ними;

модели и копии предметов;

картины и другие изображения предметов и явлений.

Он совершенно правильно указывал, что наблюдения детей нуждаются в руководствесо стороны взрослого. Ибо учебный эф­фект всякого наблюдения зависит от того, насколько педагог сумел внушить детям, что и для чего должны они наблюдать. В процес­се самого наблюдения он обращает внимание детей на предмет или явление природы в целом, со всех сторон, затем рассматривает по частям, называет и предлагает ознакомиться с помощью всех органов чувств 3 . Чтобы легче было проводить наблюдения над предметами, Я. А. Коменским были сформулированы требования, которые во многом сохранили свою актуальность сегодня:

«1. Поставить соответствующий предмет перед глазами,

2. но не вдали, а на надлежащем расстоянии,

3. и при этом не сбоку, но прямо перед глазами,

4. лицевая сторона предмета должна быть не отвернута или пере­двинута, но обращена прямо к глазам, 5. так, чтобы сперва можно было смотреть предмет в целом,

6. а затем осмотреть каждую часть в отдельности,

7. и притом по порядку от начала до конца,

8. останавливаться на каждой части до тех пор,

неодушевленная природа представлена в девяти картинках: небо, огонь, воздух, вода, облака, земля, произведения земли, металлы, камни; растительный мир представлен в шести картинах: дерево, древес­ные породы, цветы, овощи, хлеба, кусты; мир животных изображен на шестнадцати картинах: прежде все­го птицы (певчие птицы, полевые и лесные птицы, хищные птицы, водяные птицы), летающие насекомые, четвероногие, и прежде всего домашние животные, скот, вьючные животные, дикий скот, дикие звери, змеи и другие пресмыкающиеся, ползающие насекомые, ам­фибии, речные и озерные рыбы, морские рыбы и раковины; человеку посвящены все остальные картинки: его происхожде­нию, возрастным этапам, строению организма и труду в природе (са­доводство, земледелие, скотоводство, рыбная ловля, птицеводство, охота, сбор винограда, обработка льна и т. д.).

Такую книгу с картинками Я. А. Коменский предлагал исполь­зовать для пробуждения у детей интереса к познанию окружающего мира и для спокойного рассмотрения предметов и явлений приро­ды в деталях. Раскрашивание черно-белых иллюстраций книги спо­собствует закреплению имеющихся представлений детей о природе и формированию эмоционально-положительного отношения к ней. Указывая на множество положительных моментов использования книги с иллюстрациями, Я. А. Коменский все же предостерегал, что все предметы и явления следует показывать не только на рисунках, но и в реальности.

Читайте также: