Жил на свете рыцарь бедный сочинение

Обновлено: 07.07.2024

1. Образ Богоматери в историко-культурном контексте западного средневековья

2. Психология обращения Пушкина к образу Богоматери, его творческие истоки и предпосылки

Для того чтобы выявить закономерность обращения Пушкина к этому образу, необходимо проанализировать процесс зачинания этого образа в других его более ранних стихотворениях с похожей тематической наполненностью.

Однако сквозь эту стилизацию прослеживается общее идеальное начало, сопряжённое с индивидуально-духовными качествами предстающего образа. Первое стихотворение написано Пушкиным в 1825, второе — в 1826. Однако по мере взросления Пушкина его внутренняя мотивация, будучи уже более зрелой, позволяет ему дорасти и до более глубокой трактовки понятия женственности и соотношения её с понятием мужественности.

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей,

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей…

Но, встретясь с ней, смущённый, ты

Вдруг остановишься невольно,

Перед святыней красоты. [4; с.226]

Мы видим, что перед поэтом раскрывается облик истинной женственности, репрезентативно воплощённой в этом идеальном образе красавицы, красивой и внешне и внутренне.

Как отмечает Д.С. Мережковский в своём очерке о Лермонтове, творчество Пушкина характеризуется созерцательным началом, противоположным лермонтовскому стремлению к действию. Образ Богоматери, соотносимый с образом бедного рыцаря, как раз и предполагает такую созерцательность, тогда как мир чисто куртуазный — это стремление к действию, к земным наслаждениям. Однако сам факт относительной принадлежности образа Богородицы понятию культа Прекрасной Дамы, но не самому культу как таковому, а его формальному фону, в сущности имеющему уже христианскую идеологию, — сам этот факт подчёркивает особый дух культуры позднего средневековья, распространённый вплоть до 19 и начала 20 веков в виде философской мысли и художественного творчества (Вл. Соловьёв, А. Блок).

Таким образом, генетическая линия христианства воплотилась в образе Богородицы в балладе Пушкина как антитеза небесного и земного, т. е Богородица и так называемая Прекрасная Дама — начала противоположные, словом, мир светской куртуазности и идеология христианской религии.

Опираясь на данную расстановку акцентов, мы рассмотрим специфику данного образа в этой балладе.

Любая религиозная тематика почти не возможна без мистических мотивов. Поэтому во второй строфе баллады образ Богородицы возникает через мотив видения, которое предстаёт перед рыцарем:

Он имел одно виденье,

И глубоко впечатленье

В сердце врезалось ему. [4; с.113 — 114, а также дальнейшие цитации по указанному изданию]

Далее Пушкин поясняет первую абстрактную характеристику пространственной, т.е. обозначает то место, где и видит рыцарь Святую Деву Марию:

Путешествуя в Женеву,

На дороге у креста

Видел он Марию деву,

Матерь господа Христа.

Образ Богородицы традиционно видится Пушкиным в символическом окружении креста — атрибуте христовых страданий.

Общий печальный тон стихотворения, общий аскетический мотив в его тематической структуре — вот основная идея баллады и его проблематика.

Пушкин обозначает следствие видения.

Происходит идеологический слом в мировоззрении рыцаря, что и представляет собой концепцию готической вертикали — от устремлённости вверх архитектуры готических соборов, мистической атмосферы её витражей и, в конце концов, возвышенной понятийности нравственного мерила данной архитектурной символики:

С той поры, сгорев душою,

Он на женщин не смотрел,

И до гроба ни со одною

Молвить слова не хотел.

Таким образом, Богоматерь пробуждает в рыцаре отнюдь не чувства влюблённости, а религиозную веру; не земную любовь к Богоматери, а небесную, нечто даже не платоническое, а чистую христианскую веру в Богоматерь:

С той поры стальной решётки

Он с лица не подымал

И себе на шею чётки

Вместо шарфа привязал.

Специфика культа поклонения Богоматери отражена также в избирательном характере его религиозной веры, отсутствии его веры в троичность бога:

Несть мольбы Отцу, ни Сыну,

Ни святому Духу ввек

Не случилось паладину,

Странный был он человек.

7 строфа, черновой вариант:

Проводил он целы ночи

Перед ликом пресвятой,

Устремив к ней страстны очи, [курсив мой. — М. Р.]

Тихо слёзы лья рекой.

7 строфа, окончательный вариант, 3 строка:

Устремив к нейскорбны очи, [курсив мой. — М. Р.]

Пушкин как тончайший стилист и достаточно в этом искушённый понимал, как может небольшой, еле уловимый контраст в изображении образа рыцаря-монаха создать не только реалистический портрет героя, но и в то же время ироническую установку романтизма, направленную на саморазвенчание, но в то же время и на самоутверждение — употребляя именно контрастные стилистические средства и их соответствующий художественный эффект.

Как видно из чернового варианта, который был выше проиллюстрирован, писатель изначально сильно огрублял тот образ, который, в сущности, не может иметь подобную кощунственную коннотацию, кроме, правда, романтической иронии, которая и дорисовывает религиозно-романтический образ рыцаря — монаха.

Полон верой и любовью,

Верен набожной мечте,

Ave, MaterDei кровью

Написал он на щите.

Между тем как паладины

Встречу трепетным врагам

По равнинам Палестины

Мчались, именуя дам,

Восклицал в восторге он,

И гнала его угроза

Мусульман со всех сторон.

Эта баллада была также введена Пушкиным в сокращённом и несколько переделанном виде в „Сцены из рыцарских времён“, которую поёт миннезингер Франц и которую рыцари оценивают как печальную. Этот момент тоже показателен, поскольку обычные пирующие рыцари не понимают философскую глубину песни Франца. Т.е. Пушкин прекрасно осознавал это непонимание и отразил в этом неоконченном замысле.

Для Пушкина как художника существовало два рыцарских типа: рыцари светские и рыцари-монахи. Последний тип и обязан влиянию на него образа Богородицы, поскольку так называемая любовь, возникающая к Богородице, изменяет образ рыцаря, как может это случиться со светским типом рыцаря, пленённым Прекрасной Дамой. Эта параллель важна, поскольку она возникла только из-за влияния на культ Богородицы культа Прекрасной Дамы.

Возвратясь в свой замок дальный,

Жил он строго заключён,

Всё безмолвный, всё печальный,

Без причастья умер он.

Между тем как он кончался,

Дух лукавый подоспел,

Душу рыцаря сбирался

Бес тащить уж в свой предел:

Он-де богу не молился,

Он не ведал-де поста,

Не путём-де волочился

Он за матушкой Христа.

Но пречистая, конечно,

Заступилась за него

И впустила в царство вечно

Заключение

Как было отмечено выше, появление образа Богородицы в творчестве Пушкина становится кульминацией в иерархии его женских образов. В религиозно-мировоззренческом и понятийном плане Богородица является первообразом как по генезису, так и по семантике образа. К этому образу Пушкин приходит именно в позднем своём творчестве, что представляет собой также и эволюционный момент его творческого мировосприятия и эволюцию его этико-эстетических ценностей.

Список использованных источников

1. Благой, Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826 — 1830) / Д.Д. Благой. — М.: Советский писатель, 1967. — 724 с.

2. Иезуитова, Р.В. Легенда / Р.В. Иезуитова // Стихотворения Пушкина 1820 — 1830-х годов. — СПб.: Наука, 1974. — С.139 — 176.

3. Кусков, В.В. История древнерусской литературы / В.В. Кусков. — Изд.6-е, испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1998. — 335 с.

4. Пушкин, А.С. Стихотворения 1827 – 1836 / А.С. Пушкин // Полное собрание сочинений: В 10 т. Т 3. — изд.4-е. — СПб.: Наука, 1977. — 496 с.

[2] Кусков, В.В. История древнерусской литературы / В.В. Кусков. – Изд. 6-е, испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1998. – С. 194.

«Жил на свете рыцарь бедный,

Молчаливый и простой,

С виду сумрачный и бледный,

Духом смелый и прямой.


Он имел одно виденье,

И глубоко впечатленье

В сердце врезалось ему.


Путешествуя в Женеву,

На дороге у креста

Видел он Марию Деву,

Матерь Господа Христа.


Несть мольбы Отцу, ни Сыну,

Ни Святому Духу ввек

Не случилось паладину,

Странный был он человек.


Полон Верой и Любовью,

Верен набожной мечте,

Ave, Mater Dei кровью

Написал он на щите.


Возвратясь в свой замок дальный,

Жил он строго заключён,

Без причастья умер он;


Между тем как он кончался,

Дух лукавый подоспел,

Душу рыцаря сбирался

Бес тащить уж в свой предел:

Он-де Богу не молился,

Он не ведал-де поста,

Не путём-де волочился

Он за матушкой Христа.


Но Пречистая, конечно,

Заступилась за него

И впустила в Царство Вечно

Да позволят нам пушкиноведы при всём уважении к их эрудиции не поверить в это хотя бы потому, что в этом же тексте Mater Dei (лат.) напечатано с заглавной буквы.

Теперь из этой простенькой песни определим взгляд А.С. Пушкина на характер и особенности верующего человека :

Это во-первых Рыцарь (то есть воин), 2 – бедный, 3 – с виду сумрачный и бледный ( то есть не уделяющий себе внимания), 4 – молчаливый и простой ( т.е. не занимающий своею персоною других), 5 – Духом смелый и прямой (т.е. только смелый и прямо идущий по жизни может быть духовным), 7 – ещё нужно Виденье, непостижное уму – Откровение Свыше, но и этого мало, самое главное 8 – глубокое Впечатление, врезавшееся в сердце.

Как видим очень много всего надо для того , чтобы быть Верующим Человеком! И вот этого всего вполне достаточно, чтобы невозбранно попасть в Рай, как бы полемизирует с христианами Пушкин, - и можно обойтись без причастья, официальных молитв, поста и даже , о ужас! – исповедания Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Духа Святаго!

Какая же здесь глубина неприятия великим поэтом догматов христианства!

Какое намеренно нарочитое противопоставление изгоняемого монахами и церковью из духовной жизни Женского Начала, обожествляемого рыцарем и поэтом – ханжеству монополового противоестественного извращения!

И никто не заметил и не понял столь явной насмешки великого поэта?! Не догадался о сокрытом глубоком антиклерикальном содержании казалось бы таких простеньких стихов?

И здесь вся гениальность Пушкина, определяющего Рыцарство и почитание им Прекрасных Дам, как естественную реакцию живого ума и чувства на душное и холодное христианское скопчество.


Более того, великий русский поэт сознательно утверждает Божественность и Святость почитания Вечной Женственности, предваряя тем самым представления русских философов и богословов о Софии Премудрости Божией!

Полон чистою любовью,

Верен сладостной мечте,

A. M. D. своею кровью

Начертал он на щите (8; 209)[17], —

«Там, в стихах этих, не сказано, в чем собственно состоял идеал „рыцаря бедного“, — говорит Аглая, — но видно, что это был какой-то светлый образ, „образ чистой красоты“, и влюбленный рыцарь, вместо шарфа, даже четки себе повязал на шею. Правда, есть еще там какой-то темный, недоговоренный девиз, буквы А. Н. Б. которые он начертал на щите своем.

— А. Н. Д., — поправил Коля.

Полон верой и любовью,

Верен набожной мечте,

Ave, Mater Dei кровью

Написал он на щите.

Путешествуя в Женеву

Он увидел у креста

На пути Марию Деву,

* © Г. Н. Крапивин, 2014

[1] Русский вестник. 1868. № 6. С. 519.

[2] Идиот. Роман в четырех частях Федора Достоевского. Изд. автора. СПб.: Тип. К. Замысловского, 1874. Т. 1. С. 301.

[4] Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 14 т. СПб., 1882. Т. 7. С. 251.

[6] См., например: Достоевский Ф. М. Идиот: В 2 т. Берлин: Изд-во И. П. Ладыжни-кова, 1920. Т. 1. С. 346; Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: [В 12 т.] Рига, 1927. Т. 7. С. 344; Достоевский Ф. М. Идиот. Париж: YMCA-Press, [б. г.]. Т. 1. С. 303.

[7] Достоевский Ф. М. Полн. собр. худож. соч.: В 13 т. М.; Л., 1926. Т. 6. С. 223.

[8] Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 10 т. М., 1957. Т. 6. С. 286.

[11] См., например: Достоевский Ф. М. Идиот. М.: Советская Россия, 1981. С. 242; то же: М.: Правда, 1981; то же: М.: Худ. лит., 1983; то же: Лениздат, 1987; то же: М.: Худ. лит., 1988.

[13] См.: Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 18 т. М.: Воскресенье, 2004. Т. 8: Идиот. С. 191.

[15] См.: Достоевский Ф. М. Идиот. М.: Дрофа; Вече, 2002. С. 269.

[16] См.: Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 9 т. / Подгот. текстов, сост., примеч., вступ. статьи председателя Комиссии по изучению творчества Ф. М. Достоевского ИМЛИ им. А. М. Горького РАН Т. А. Касаткиной. М.: Астрель; АСТ, 2003. Т. 4. С. 259.

[17] Ср.: Сочинения А. С. Пушкина / Издание А. Я. Исакова. СПб., 1859. Т. 5. С. 48.

[19] Рефлексия князя Мышкина хотя и дана в изложении от автора, но выражена в форме несобственно-прямой речи, насыщенной субъективностью персонажа.

[20] В аспекте же архитектоники художественного текста избирательная правка аббревиатуры только применительно к эпизоду рефлексии князя разрушает присутствующий в авторском тексте Достоевского повтор, который, кроме указанного истолкования, может нести и иные функции.

Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.

Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.

Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа.

С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.

С той поры стальной решетки
Он с лица не подымал
И себе на шею четки
Вместо шарфа привязал.

Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
Ни святому Духу ввек
Не случилось паладину,
Странный был он человек.

Проводил он целы ночи
Перед ликом пресвятой,
Устремив к ней скорбны очи,
Тихо слезы лья рекой.

Полон верой и любовью,
Верен набожной мечте,
Ave, Mater Dei кровью
Написал он на щите.

Между тем как паладины
В встречу трепетным врагам
По равнинам Палестины
Мчались, именуя дам,

Lumen coelum, sancta rosa!*
Восклицал всех громче он,
И гнала его угроза
Мусульман со всех сторон.

Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключен,
Всё влюбленный, всё печальный,
Без причастья умер он;

Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:

Он-де богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путем-де волочился
Он за матушкой Христа.

Но пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина своего.

Одно из самых странных явлений политической и культурной истории Европы — явление рыцарства. Идея героя, странствующего по миру и защищающего обездоленных, в первую очередь от бессердечных власть имущих, близка духу всех народов. Это стихотворение олицотворения русской души и русского фольклера, оно говорит о любви к близким и защите ближнего.

Читайте также: