Жил был гордый чайник он гордился сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.

Летний праздник бывает в Михайловском каждый год в день рождения Пушкина. Сотни колхозных телег, украшенных лентами и валдайскими бубенцами, съезжаются на луг за Соротью, против пушкинского парка.

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.

Летний праздник бывает в Михайловском каждый год в день рождения Пушкина. Сотни колхозных телег, украшенных лентами и валдайскими бубенцами, съезжаются на луг за Соротью, против пушкинского парка. Все местные колхозники гордятся земляком Пушкиным и берегут заповедник, как свои огороды и поля.
В Тригорском парке я несколько раз встречал высокого человека. Он бродил по глухим дорожкам, останавливался среди кустов и долго рассматривал листья.
Иногда срывал стебель травы и изучал его через маленькое увеличительное стекло.

Как-то около пруда меня застал крупный дождь. Я спрятался под липой, и туда же не спеша пришёл высокий человек. Мы разговорились. (И)Человек этот оказался учителем географии из Череповца.

Вы, должно быть, не только географ, но и ботаник? — сказал я ему. —

Я видел, как вы рассматривали растения.

Высокий человек усмехнулся.

Нет, я просто люблю искать в окружающем что-нибудь новое. 3десь я уже третье лето, но не знаю и малой доли того, что можно узнать об этих местах.
Второй раз мы встретились на берегу озера Маленец, у подножия лесистого холма. Высокий человек лежал в траве и рассматривал сквозь увеличительное стекло голубое перо сойки. Я сел рядом с ним, и он рассказал мне историю своей привязанности к Михайловскому.

Мой отец служил бухгалтером в больнице в Вологде. В общем, был жалкий старик — пьяница и хвастун. Даже во время самой отчаянной нужды он носил застиранную крахмальную манишку, гордился своим происхождением. Нас было шестеро детей. Жили мы все в одной комнате, в грязи и беспорядке.
Когда отец выпивал, он начинал читать стихи Пушкина и рыдать.

Слёзы капали на его крахмальную манишку, он мял её, рвал на себе и кричал, что Пушкин — это единственный луч солнца в жизни таких несчастных нищих, как мы. Он не помнил ни одного пушкинского стихотворения до конца. Он только начинал читать, но ни разу не окончил. Это меня злило, хотя мне было тогда всего восемь лет. Я решил прочесть пушкинские стихи до конца и пошёл в городскую библиотеку. Я долго стоял у дверей, пока библиотекарша не окликнула меня и не спросила, что мне нужно.

Пушкина, — сказал я грубо.

Ты хочешь сказки? — спросила она.

Нет, не сказки, а Пушкина, — повторил я упрямо.

Вообразите себе человека, который десятки лет сидел в одиночке. Наконец ему устроили побег, достали ключи от тюремных ворот, и вот он, подойдя к воротам, за которыми свобода, и люди, и леса, и реки, вдруг убеждается, что не знает, как этим ключом открыть замок. Громадный мир шумит всего в сантиметре за железными листами двери, но нужно знать пустяковый секрет, чтобы открыть замок, а секрет этот беглецу неизвестен. Он слышит тревогу за своей спиной, знает, что его сейчас схватят и что до смерти будет то же, что было: грязное окно под потолком камеры и отчаяние. Вот примерно то же самое пережил я над томом Пушкина.

С тех пор я полюбил Пушкина. Вот уже третий год приезжаю в Михайловское.

(По К. Г. Паустовскому*)

Ничто так остро и точно не воздействует на нас, как поэзия. Константин Георгиевич Паустовский поднимает в данном тексте проблему роли поэзии в жизни человека, силы её воздействия.

Творчество таких поэтов, как А. С. Пушкин, обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир, - такова позиция автора.

С подобным мнением трудно не согласиться.

Пушкин — тога, Пушкин — схима,
Пушкин — мера, Пушкин — грань.
Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя
Благородное…-

Таким образом, у поэзии есть своя благотворная энергия, магический посыл, который пленяет с первой строчки, который заставляет сердце биться сильнее. Многие люди обращаются к поэзии в трудные или волнительные моменты своей жизни, и поэзия помогает им выразить чувства, очаровать другого человека, раскрыть душу.

Чайник

Чайник

Жил-был гордый чайник. Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою — всем-всем, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена — об этом он не говорил, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие. Весь чайный сервиз — чашки, сливочник, сахарница охотнее говорили о хилости чайника, чем о его добротной ручке и великолепном носике. Чайнику это было известно.

Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности. Но вот однажды стоит он на столе, чай разливает чья-то тонкая изящная рука. Неловка оказалась рука: чайник выскользнул из нее, упал — и носика как не бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, о ней сказано уже достаточно. Чайник лежал без чувств на полу, из него бежал кипяток. Ему был нанесен тяжелый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукой, а над ним самим.

«Этого мне никогда не забыть! — говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. — Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала. И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой цели — внутренней и внешней. Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь… Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землею — для чайника это все равно что быть закопанным, — а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КМТ "Понимание текста" по сказке Андерсена "Чайник"

Познавательные: создать условия для осмысленного понимания произведения.

Учебная задача №1 . Выявление авторской позиции.

Учебная задача №2. Развитие умения анализировать эпическое произведение в жанре авторской сказки. Анализ образа.

Развивающие: формирование умения анализировать материал, делать выводы, развитие способности понимания,

Воспитывающие: формирование умения работать в команде.

Сценарий занятия

Этап знакомства с текстом и актуализация знаний

Что такое сказка? В чем отличие авторской сказки и народной

Андерсен написал много сказок, нередко в его сказках оживают обычные предметы (например, воротничок или подвязка). Надо помнить, что Андерсен писал сказки для взрослых, но и ребенок найдет для себя много полезного, если, конечно, сумеет быть внимательным читателем, умеющим видеть то, что написано между строк.

Вы прочитайте текст (См.Приложение 1)

В чем основной смысл сказки?

Садятся по группам ( 5-6 человек) произвольно.

Дают определение термина сказка, отличие авторской и народной:

Знакомятся с текстом.

Выдвижение первичных смысловых версий индивидуально в технологической карте

-Зачитайте получившиеся версии. (Сходные версии группируются) Фиксирует на доске.

(Версии распределяются по уровням понимания (см.Приложение 2)

-Почему по одному тексту мы получили разные версии понимания?

_Все ли версии отражают смысл текста. Давайте проанализируем.

-Что необходимо проделать с текстом, чтобы точно понять, что имел в виду автор?

Пишут : в чем основной смысл данного текста?

Анализируют версии, убирают те, что не фиксируют смысл сказки.

Предлагают виды деятельности:

охарактеризовать героя, выявить ключевые слова, порядок событий (сюжет)

Выполнение заданий на продвижение понимания. (в группах)

Задания группам:

1.Выделите ключевые слова и, опираясь на текст.

Фиксирует схему на доске:

Чайник-горшок-черепок.

Каждый эта завершаетсятем, что чайник разбили. Речь идет о чайнике?

Дает задания группам.

Выполняют групповые задания. Обсуждают

Проследите жизненный путь героя.

Что разделяет эти периоды?

1 группа. Каким читатель увидел чайник в начале текста?

Что важно для него в этот период?

Каким читатель увидел горшок? Что важно для него в этот период?

Каким читатель увидел его в конце текста?

Что важно для него в этот период?

Обобществление работы (Коллективная работа)

Представление работы групп.

Группы поочередно представляет свою работу, другие внимательно слушают и оценивают соответствие выводов тексту, убедительность аргументов и точность

Для 1 группы

Можно ли чайник назвать скромным, смиренным?

Для 2 группы

Почему этот период-счастливый?

Чайник – внешне:красивый длинный носик,изящная ручка, склеенная крышка

Внутренне: гордый , хилый, полезный, о нем говорят другие, есть недостатки, —я король, истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества: смиренный ? скромный?

Беспечальная юность,гордился,лежал без чувств-это о ком? Прием олицетворение

Горшок – некрасивый, калека

заботливый, полезный, скромный, сердечный, счастливый. недостойный

" рассказывая биографию. —калекою, . пропадал без пользы, без всякой цели — внутренней и внешней стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Прием олицетворение

Черепок – мудрый, смиренный, ненужный.имеющий воспоминания

было ужасно больно. и теперь я валяюсь там, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!"

Фиксация изменения смысловых версий (В диагностической карте)

Я очень люблю летом пить чай в беседке: представьте, что хозяйка вынесла чайник во двор и по пути в беседку ненадолго поставила его на стул, рядом с черепком.какой мудростью он мог бы поделиться с чайником?

Пишут вторую версию понимания.Зачитывают.

Что мы с вами делали на уроке? Если версия изменилась, то что повлияло на изменения.

Как мы работали? Что надо проделать, чтоб понять текст ? Что вам понравилось?

Отвечают на вопросы.

Жить ради других; не быть эгоистом; меньше думать о себе, а больше о других

В конце жизни остаются светлые воспоминания о моментах, когда ты жил полной жизнью и печальные, когда ты был никому не нужен. Смысл жизни-быть нужным.

Приложение 1

Жил-был гордый чайник. Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою — всем-всем, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена — об этом он не говорил, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие. Весь чайный сервиз — чашки, сливочник, сахарница охотнее говорили о хилости чайника, чем о его добротной ручке и великолепном носике. Чайнику это было известно.

"Знаю я их! — рассуждал он про себя. — Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом — мое смирение и скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы — крышка, а у меня и то и другое да и еще кое-что, чего у них никогда не будет, — носик. Благодаря ему я — король всего чайного стола. Сахарнице и сливочнице тоже выпало на долю услаждать вкус, но только я истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества: во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток".

Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности. Но вот однажды стоит он на столе, чай разливает чья-то тонкая изящная рука. Неловка оказалась рука: чайник выскользнул из нее, упал — и носика как не бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, о ней сказано уже достаточно. Чайник лежал без чувств на полу, из него бежал кипяток. Ему был нанесен тяжелый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукой, а над ним самим.

"Этого мне никогда не забыть! — говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. — Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала. И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой цели — внутренней и внешней. Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь. Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землею — для чайника это все равно что быть закопанным, — а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.

Я любовался им, я держал его в своих объятиях, я забывал себя ради его красоты. Какое блаженство забывать себя ради других! А цветок даже не сказал мне спасибо, он и не думал обо мне, — им все восхищались, и если я был рад этому, то как же должен был радоваться он сам! Но вот однажды я услышал: "Такой цветок достоин лучшего горшка!" Меня разбили, было ужасно больно. Цветок пересадили в лучший горшок, а меня выбросили на двор, и теперь я валяюсь там, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!"

 (560x392, 128Kb)

lusiie все записи автора

Андерсен Ганс Христиан
Чайник

Жил-был гордый чайник. Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою - веем-веем, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена - об этом он не говорил, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие. Весь чайный сервиз - чашки, сливочник, сахарница охотнее говорили о хилости чайника, чем о его добротной ручке и великолепном носике. Чайнику это было известно.

"Знаю я их! - рассуждал он про себя. - Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом - мое смирение и скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы - крышка, а у меня и то и другое да и еще кое-что, чего у них никогда не будет, - носик. Благодаря ему я - король всего чайного стола. Сахарнице и сливочнице тоже выпало на долю услаждать вкус, но только я истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества: во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток".

Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности. Но вот однажды стоит он на столе, чай разливает чья-то тонкая изящная рука. Неловка оказалась рука: чайник выскользнул из нее, упал - и носика как не бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, о ней сказано уже достаточно. Чайник лежал без чувств на полу, из него бежал кипяток. Ему был нанесен тяжелый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукой, а над ним самим.

"Этого мне никогда не забыть! - говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. - Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала. И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой цели - внутренней и внешней. Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь. Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землею - для чайника это все равно что быть закопанным, - а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.

Я любовался им, я держал его в своих объятиях, я забывал себя ради его красоты. Какое блаженство забывать себя ради других! А цветок даже не сказал мне спасибо, он и не думал обо мне, - им все восхищались, и если я был рад этому, то как же должен был радоваться он сам! Но вот однажды я услышал: "Такой цветок достоин лучшего горшка!" Меня разбили, было ужасно больно. Цветок пересадили в лучший горшок, а меня выбросили на двор, и теперь я валяюсь там, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!"

Читайте также: