Трагедия эммы бовари сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Лучшим хранителем традиций критического реализма второй половины XIX века во французской литературе является Гюстав Флобер, в творчестве которого прослеживается полное отсутствие каких-либо иллюзий о жизни, нетерпимое отношение ко всяческим попыткам набросить романтический покров на жестокую правду действительности.

Творчество Флобера достигает своей вершины в 50—60-е годы. Это было время Второй империи, всю гнусность которой и разоблачил Флобер в своих лучших произведениях: "Лексикон", "Мадам Бовари", "Воспитание чувств".

В романе "Мадам Вовари" Флобер беспощадно разоблачает затхлый провинциальный мещанский мирок.

Главная героиня произведения — мадам Бовари. Эмма воспитывалась в монастыре, в обстановке искусственного заточения, единственным любимым занятием Эммы было чтение романов, в которых действовали возвышенные, идеальные "герои с большой буквы": "В этих романах только и были, что любовь, любовницы, любовники, преследуемые дамы, падающие без чувств в уединенных беседках . клятвы, поцелуи в челноке при лунном свете, соловьи в роще, кавалеры, храбрые, как львы, и кроткие, как ягнята. ".

Вот поэтому-то Эмма, начитавшись подобной литературы, мечтала встретить любимого, который осчастливит ее. Эта любовь перенесет ее в удивительный мир, полный романтических тайн, поэзии. Она себя представляла героиней в одном из увлекательнейших романов.

Мгновение счастья ей пришлось испытать однажды, попав на чудесный бал в замок одного маркиза. Этот бал оставил в душе Эммы яркое и сильное впечатление. "Неделю, две недели назад я была в этот день там. ", вспоминала Бовари всю жизнь.

Эмма не нашла счастья в семейной жизни. Муж ее, скучный и неинтересный человек, не был похож на тех романтических героев, о которых она мечтала в снах. Любовники оказались лживы и пошлы. "Бежать, бежать от всего! Но куда?" — кричит душа молодой женщины, жаждущей большого человеческого счастья.

Безысходность бросает героиню Флобера в грязные паучьи лапы ростовщика Лере.

Все туже затягивается страшная петля лживой жизни Эммы. Ее обманывают, и она обманывает. Она начинает лгать даже тогда, когда нет надобности в этой лжи. "Если она говорила, что шла по одной стороне улицы, можно было с уверенностью сказать, что она на самом деле шла по другой стороне".

Жизнь Эммы в таком мире стала невыносимой, и она кончает ее сама, выпив мышьяк. В страшной предсмертной агонии мучается мадам Бовари, а в самый момент смерти она слышит звуки непристойной песни старого, полусгнившего нищего.

Такая смерть Эммы — это горькая ирония автора над своей героиней, которая начиталась о поэтических кончинах прекрасных дам. А ее смерть была отвратительной!

Образ мадам Бовари трагичен. Все то, о чем мечтала, во что верила Эмма, оказалось далеким, недоступным. Жизнь ее жестоко разочаровала.

Честь, совесть, вера, любовь, счастье — все это расплылось в тумане, потонуло, умерло и затерялось навеки в том пошлом и затхлом мире, с которым столкнулась юная, мечтательная, полная сил, энергии и страсти романтическая душа Эммы. И сломалась она! А жаль! Вот поэтому и велик Флобер, что ставит читателя лицом к лицу с самой жестокой правдой жизни.

Роман Гюстава Флобера “Госпожа Бовари” – первое произведение, отразившее миропонимание и принципы зрелого писателя. Перед нами раскрываются нравы буржуазного общества, предстают картины жизни провинциальных французских городов. От Тоста идо йонвиля мы на каждом шагу встречаем одно и то же: “Каждый день в один и тот же час открывал свои ставни учитель в черной шелковой шапочке, и проходил сельский стражник в блузе и при сабле.

Утром и вечером, по трое в ряд пересекали улицу почтовые лошади – они шли на водопой. Время от времени

дребезжал колокольчик на двери кабачка, да в ветреную погоду скрежетали на железных прутьях медные газики, заменявшие вывеску у парикмахера”. Скучный, однообразный и пустой мир, наполненный мелкими делами и низменными страстями, погрязший в пошлости и низости нравов. Этот мир затягивал и губил каждого, кто сталкивался с ним.

В удушливой атмосфере этого мира не могли выжить никакие светлые устремления и романтические мечтания. В своем произведении автор повествует о трагической и печальной истории Эммы Бовари, показывает зависимость ее характера от воззрений и обычаев среды.

Перед нами на первый

взгляд банальный сюжет: жена, нелюбимый муж, которого она обманывает сначала с одним любовником, затем со вторым; коварный ростовщик, наживающийся на чужой беде. Однако к каким трагическим и нелепым событиям приводит развитие этого сюжета! Разочаровавшись в любовниках, разоренная ростовщиком, не имеющая смелости признаться в совершенных грехах мужу, Эмма кончает жизнь самоубийством, отравившись мышьяком. В чем же причина такой драматической развязки?

Вглядевшись пристальнее в образ героини Флобера, мы начинаем понимать, что она не просто жена-прелюбодейка, ищущая развлечений с новыми и новыми мужчинами.

Образ мадам Бовари внутренне противоречив. С одной стороны, душой она живет в единственно знакомом и понятном ей мире – мире иллюзий и грез. С другой стороны, мир, окружающий ее, совершенно не похож на тот, к которому она стремится в своих мечтах. Погружаясь все больше в трясину обывательского существования, Эмма стремится вырваться из нее с помощью любви – единственного чувства, которое, как она считает, может поднять ее над опостылевшим серым миром.

Но что может она знать о настоящей любви? Поддаваясь ложный стереотипам, воспринятым из книг, “Эмма смешивала чувственные утехи роскоши с сердечными радостями, изысканность манер с тонкостью души”. Она не задумываясь принимает предложение Шарля и становится его женой.

Разочаровавшись в муже, она, словно в омут, бросается в объятия Родольфа, в котором теперь видит свой любовный идеал. Она радуется тому, что у нее есть любовник, не замечая разницы между понятиями любить и иметь любовника. Ей кажется, что достаточно “облокотиться на балкон швейцарского домика или заключить свою печаль в шотландском коттедже, укрыться там вместе с мужем и чтобы на нем был черный бархатный фрак с длинными фалдами, мягкие сапожки, остроконечная шляпа и кружевные манжеты” , чтобы стать по-настоящему счастливой.

Героиня Флобера не замечает отсутствия внутреннего содержания подобной связи: с самого начала ее любовник смотрит на нее, как на временную игрушку, и с первого свидания уже думает о том, как от нее потом избавиться. Измену любовника Эмма Бовари переживает трагически. И свое спасение ошибочно видит в том, чтобы с вновь возродившейся страстью отдаться другому мужчине.

При этом, пережив разочарование в семейной жизни, она видит в законном браке только претящую ей инерцию пошлого сожительства. Но в сменяющих друг друга романах она встречает то же самое. Так, шаг за шагом, разбиваются иллюзии героини, приводя к ее полному нравственному падению и, в конечном итоге, к жалкой смерти. “Вся ее жизнь превратилась в сплошную ложь. Ложь стала для нее потребностью, манией, наслаждением”.

Из основной дели ее жизни – любви – полностью исчезли всякие признаки духовности. Будто подводя итог своей жизни, героиня размышляет: “Счастья у нее нет и никогда не было прежде. Откуда же у нее ощущение неполноты жизни, отчего мгновенно истлевало то, на что она пыталась опереться? “

Неудовлетворенность Пустым обывательским существованием поднимает Эмму над трясиной буржуазной пошлости. В отличие от окружающих ее мелких буржуа, у нее есть определенные жизненные идеалы; она единственная из всех героев не может смириться с узостью провинциализма. Однако ее идеалы не могут принести ей практическую пользу, потому что пошлы по своей сути. Она все-таки является женщиной “в известной степени испорченной, с извращенными представлениями о поэзии и с извращенными чувствами”.

Подобная извращенность, утверждает автор романа, есть результат “романтического воспитания”. Кроме того, это результат взаимодействия с окружающим ее миром, наполненным такими самодовольными, пошлыми, двуличными, беспринципными людьми, как аптекарь Омэ или кюре, который призван утешать своей религией людей, а на самом деле больше интересуется тем, как лечить коров.

Крушение романтических иллюзий началось уже с первых дней замужества, с медового месяца, проведенного в убогом, скучном Тосте. Где же тот волшебный “заход солнца”, наблюдать за которым так стремилась героиня? Где “аромат лимонных деревьев”?

Где мечта о том, чтоб сидеть вечером “на террасе виллы вдвоем, рука в руке, смотреть бы на звезды и мечтать о будущем*? Ничего этого она не встретила в браке, ее муж не способен был разделить ее стремлений. Однако не смогли разделить их и ее любовники.

Автор с помощью мастерских литературных приемов полностью разоблачает всю романтику любви. Особенно важную роль здесь играет сцена на сельскохозяйственной выставке, когда на фоне всеобщего шума и гула Родольф говорит Эмме о своей любви:

– Знал ли я, что буду сопровождать вас? – говорит Родольф. – 70 франков… – Сто раз я хотел удалиться, а между тем я последовал за вами, я остался…

Эмма Бовари кончает жизнь самоубийством. Но это не гибель от неразделенной любви, не отчаянный протест против ненавистного ей мира. Причина ее самоубийства проста и банальна: убедившись в тщетности попыток достать деньги для расплаты с ростовщиком, героиня видит только один способ спастись от нищеты и позора – выпить яд. “Я весьма жестоко обошелся со своей героиней”, – признавал Флобер. Но эта жестокость была намеренной.

Она была единственным способом, который мог пробудить “спящие” души людей, открыть им глаза на окружающую пошлость, на низость мелкобуржуазных интересов, на извращенность самых высоких понятий, таких как любовь, брак, счастье, мечта. “Великой проблемой реализма” называет писатель разрушение всех романтических иллюзий, всех попыток так или иначе лакировать действительность.

Автор ставит читателя лицом к лицу с самой жестокой правдой жизни. Никаких иллюзий в отношении сущности буржуазного мира, никаких красивых обманов не должно быть. Он заставляет читателя увидеть эту жизнь во всей ее наготе и неприглядности.

Именно Эмма в какой-то мере становится жертвой романтических иллюзий, которые прививало ей общество. Тем не менее время ее прошло, все в мире изменялось. И романтические представления о мире постепенно становятся неуместными, смешными, хотя это и приводит временами к трагедии. Эмма хочет видеть в окружении красоту души, высокие чувства. Но ни один из мужнин, которых она любила, не желал подражать выдуманному ею идеальному образу. Они весьма будничные, чтобы понять стремление женщины к святой любви.

Таким образом, трагедия Эммы изображена не как бытовая драма женщины, которая потеряла веру в свою жизнь, а как социальная трагедия человека, который не находит защиты в обществе. Ведь сама общественная жизнь порождает те проблемы, которыми проникается Эмма. Современное ей общество будто запрограммировано быть прагматическим, пренебрегая человеческими чувствами во имя денег, карьеры. Поэтому Эмме и судилось счастье.

Итак, Флобер создал роман нового типа, в котором подверг анализу основы общества, его моральные принципы и пути развития. А бытовые проблемы Бовари, обрисованные без преувеличений и обострений, помогают понять важность влияния общества на жизнь человека.

Духовная драма Эммы - в безвыходном конфликте ее мечты и действительности, между грядущим Эмме монастырским воспитанием, чтением романтической литературы и буржуазной будничностью, в которой она живет.

Трагедия этой женщины и в том, что она не стремится вырваться из этой жизни, как, например, Нора Г. Ибсена. Мадам Бовари ушла из жизни, ее похоронили… Горе Шарля было большим и искренним. В скором времени, ни на что не надеясь, он умер, сжимая в руке прядь черных волос Эммы… Родольф, который, лишь бы скоротать время, весь день слонялся лесом, спокойно спал в своем замке; спал у себя и Леон. Так закончилась романтическая и трагическая история Эммы Бовари, история, которая нередко случается, когда романтические представления о жизни вступают в конфликт с непривлекательной будничностью.


Бовари — это я сам.
Г. Флобер
Лучшим хранителем традиций критического реализма второй половины XIX века во французской литературе является Гюстав Флобер, в творчестве которого прослеживается полное отсутствие каких-либо иллюзий о жизни, нетерпимое отношение ко всяческим попыткам набросить романтический покров на жестокую правду действительности.
Творчество Флобера достигает своей вершины в 50—60-е годы. Это было время Второй империи, всю гнусность которой и разоблачил Флобер в своих лучших произведениях: "Лексикон", "Мадам Бовари", "Воспитание чувств".
В романе "Мадам Вовари" Флобер беспощадно разоблачает затхлый провинциальный мещанский мирок.
Главная героиня произведения — мадам Бовари. Эмма воспитывалась в монастыре, в обстановке искусственного заточения, единственным любимым занятием Эммы было чтение романов, в которых действовали возвышенные, идеальные "герои с большой буквы": "В этих романах только и были, что любовь, любовницы, любовники, преследуемые дамы, падающие без чувств в уединенных беседках . клятвы, поцелуи в челноке при лунном свете, соловьи в роще, кавалеры, храбрые, как львы, и кроткие, как ягнята. ".
Вот поэтому-то Эмма, начитавшись подобной литературы, мечтала встретить любимого, который осчастливит ее. Эта любовь перенесет ее в удивительный мир, полный романтических тайн, поэзии. Она себя представляла героиней в одном из увлекательнейших романов.
Мгновение счастья ей пришлось испытать однажды, попав на чудесный бал в замок одного маркиза. Этот бал оставил в душе Эммы яркое и сильное впечатление. "Неделю, две недели назад я была в этот день там. ", вспоминала Бовари всю жизнь.
Эмма не нашла счастья в семейной жизни. Муж ее, скучный и неинтересный человек, не был похож на тех романтических героев, о которых она мечтала в снах. Любовники оказались лживы и пошлы. "Бежать, бежать от всего! Но куда?" — кричит душа молодой женщины, жаждущей большого человеческого счастья.
Безысходность бросает героиню Флобера в грязные паучьи лапы ростовщика Лере.
Все туже затягивается страшная петля лживой жизни Эммы. Ее обманывают, и она обманывает. Она начинает лгать даже тогда, когда нет надобности в этой лжи. "Если она говорила, что шла по одной стороне улицы, можно было с уверенностью сказать, что она на самом деле шла по другой стороне".
Жизнь Эммы в таком мире стала невыносимой, и она кончает ее сама, выпив мышьяк. В страшной предсмертной агонии мучается мадам Бовари, а в самый момент смерти она слышит звуки непристойной песни старого, полусгнившего нищего.
Такая смерть Эммы — это горькая ирония автора над своей героиней, которая начиталась о поэтических кончинах прекрасных дам. А ее смерть была отвратительной!
Образ мадам Бовари трагичен. Все то, о чем мечтала, во что верила Эмма, оказалось далеким, недоступным. Жизнь ее жестоко разочаровала.
Честь, совесть, вера, любовь, счастье — все это расплылось в тумане, потонуло, умерло и затерялось навеки в том пошлом и затхлом мире, с которым столкнулась юная, мечтательная, полная сил, энергии и страсти романтическая душа Эммы. И сломалась она! А жаль! Вот поэтому и велик Флобер, что ставит читателя лицом к лицу с самой жестокой правдой жизни.


Читайте также: