Сочинение разных жанров рабочая программа 10 класс

Обновлено: 03.07.2024

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.

Цель – подготовка выпускников к промежуточной аттестации в форме сочинения через отработку навыков создания и самоанализа связного текста на заданную тему с учётом требований нормативных документов и методических рекомендаций по написанию допускной творческой работы.

отработка навыков анализа готовых текстов (текстов художественных произведений, сочинений учащихся) с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др.;

регулярное создание письменных работ на заданную тему различного объема на основе художественных произведений (или их фрагментов);

завершение формирования умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей,

совершенствование умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями,

оказание помощи при сведении к минимуму различий между требованиями к школьному и требованиями к вступительному сочинениям.

Место элективного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Данная программа может быть рекомендована для классов любого профиля.

Содержание программы учебного курса

1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.

6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

7. Сочинение-характеристика героя. Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.

8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.

9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.

10. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.

11. Сочинение-анализ стихотворения.

12. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся

- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;

- уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 класс.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Изучение обучению сочинениям разных жанров на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение обучению сочинениям разных жанров на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи;

определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;

излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения;

логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;

передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями);

выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоционально - экспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной речевой ситуации;

определять тему сочинения, его основную мысль, границы раскрытия темы;

отбирать и систематизировать материал для сочинения;

составлять простой и сложный план текста сочинения;

отбирать и систематизировать языковые средства для раскрытия темы сочинения;

выражать в тексте сочинения свою позицию в отношении высказанного тезиса;

совершенствовать написанный текст сочинения. Помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно- критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико- литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко- литературного процесса того или иного периода;

знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;

самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

Обязательный минимум содержания для 10-11 класса:

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение- рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.

Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.

Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.

Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.

Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ.

Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.

Изучение обучению сочинениям разных жанров на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

Помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Изучение обучению сочинениям разных жанров на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко- литературного процесса того или иного периода;

знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство,

проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;

самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном компоненте Государственного стандарта общего среднего образования и в примерной программе.

Оценить 2050 0

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34

_______ /Колмыкова Г.Г./

директора по УВР

__________ /Чумак И.В./

срок реализации – I ч., II ч.

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

1.Пояснительная записка

данной программы:

-помочь обучающимся обобщить знания по литературе,

-завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей,

-совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями,

-помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Программа рассчитана на 17 часов. Данная программа может быть рекомендована для 10 классов любого профиля.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;

- уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.

3. Содержание программы

1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.

6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

7. Сочинение-характеристика героя. Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.

8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.

9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.

10. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.

11. Сочинение-анализ стихотворения.

12. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ.

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Виды деятельности обучающихся

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

Отбор и систематизация фактического материала к темам сочинений

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.

Составление таблиц терминов, анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины, анализ сочинений, составление плана сочинения, подбор фактического материала

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.

Запись лекции учителя, подбор тем сочинений, анализ тем сочинений

Своеобразие жанров сочинений

Создание коллективного плана сочинеия любого жанра, анализ сочинений, отбор фактического материала и его структурирование в зависимости от жанра

Выбор темы сочинения. Структура сочинения.

Практикум, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение

Практикум, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение

Устное сочинение по плану, анализ планов, составление таблицы, представляющей сравнение двух образов, формулировка тем по творчеству писателя, двух писателей

Обобщающие сочинения. Принципы их построения.

Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами

Анализ эпизода в школьном сочинении.

Составление списка эпизодов, анализ которых значим для понимания смысла произведения, анализ эпизодов по плану, создание сочинения - анализ эпизода

Анализ сочинения в школьном сочинении

Практическое занятие, анализ и рецензирование готовых сочинений

Редактирование и рецензирование сочинений.

Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий

Защита обучающимися сочинений разных жанров

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

Работа над текстом художественного произведения

при подготовке к сочинению (2ч.)

Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (начало).

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к сочинению

Основные литературные понятия в формулировках тем сочинений.

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам (2 час).

Своеобразие жанров: статья, рецензия, эссе, очерк, литературный портрет и др.

Выбор темы сочинения.

Выбор эпиграфа к сочинению.

Цитирование. Использование цитат в сочинении.

Сочинение-рассуждение. Подготовка к этому виду работы.

Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением. Работа по материалам ЕГЭ(начало).

Вступительная часть сочинения.

Виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) (начало).

Заключительная часть сочинения.

Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана (начало).

Тезис, доказательства, аргументы.

Аргументы из жизненного опыта и из литературных произведений.

Обучение сочинениям разных жанров. Волгоград, 2005.

1. Коган И. И., Козловская Н. В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П.,2003.

2. Козловская Н. В. Искусство написания сочинений, С.-П. 2000.

3.Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1998.

4. Материалы по ЕГЭ.

Культура письменной речи

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

Икусство слова: авторская методика преподавания русского языка

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)

Мир слова русского

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

1. Коган И.И., Козловская Н.В., Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П., 2003г.


Программа позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Описание разработки

Пояснительная записка

Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Цель гуманитарного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью, формированию творческой реакции на окружающее, оказать реальную помощь в осознании окружающего мира.

Главная задача курса – научиться писать сочинения различных жанров на основе знаний, умений и навыков, полученных в предыдущих классах. Хорошо известно, что ограниченное время на уроках не позволяет в полной мере освоить трудный жанр – сочинение, поэтому так важно продолжать и совершенствовать работу над сочинением на занятиях курса.

Данный курс позволит стимулировать творческую деятельность учащихся. Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

В школе мы учимся писать на определённую тему, и это умение – одно из важнейших условий получения необходимых знаний по письменной монологической речи.

Вместе с навыками письменной речи развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение – всё это необходимо человеку любой профессии.

Долгие годы сочинение в старших классах строго регламентировалось. Тема задавалась преимущественно литературная; если и была свободная, то предполагалось, что ученик самостоятельно выбирает литературный материал для её раскрытия, работа в большинстве случаев была однообразной. Школьное сочинение рассматривалось как самостоятельный жанр со своими законами и требованиями.

Также этот курс будет интересен и учащимся, которые не собираются сдавать ЕГЭ по русскому языку, не умеют писать сочинения, но желают научиться создавать собственные высказывания в устной и письменной форме на заданную тему (например, заметка в газету, выступление в публицистическом стиле и т.д.). Кроме этого, курс необходим учащимся, желающим успешно сдать экзамен по русскому языку (изложение с элементами сочинения) за курс 9 класса.

Ежегодные конкурсы сочинений на различные темы также требуют умения излагать свои мысли в различной форме. Продолжить работу над рецензированием и изучением нетрадиционных жанров сочинения в более полном объёме обучающиеся смогут в профильном 10 классе. Главная задача данного курса, как было сказано выше, – освоить навыки написания сочинений различных жанров на основе знаний, умений и навыков, полученных в предыдущих классах.

Читайте также: