Сочинение рассуждение нравственный выбор по тексту зощенко

Обновлено: 05.07.2024

Каждый из нас рано или поздно оказывается в ситуации, когда необходимо сделать нравственный выбор: поступить правильно, по совести или шагнуть в другом направлении, пойти на обман ради собственной выгоды. Каким он будет — зависит от самого человека, например, в раннем возрасте сделать это наиболее трудно.

В приведенном для анализа тексте Михаила Зощенко Минька как раз оказался на таком двоепутье. Чтобы все-таки получить на день рождения заветный фотоаппарат, он идёт на ложь — решает скрыть поставленную в дневник оценку. В результате мальчик так запутывается во вранье, что получает вторую плохую отметку, успев испортить при этом не один дневник.

Минька понял и осознал неправильность своих действий, кроме того он сам признался куда спрятал третий дневник, и с этого момента дал себе слово, что будет говорить только правду, хоть это и бывает нелегко.

Таким образом, решить на какой стороне всё-таки быть бывает очень трудно, но не нужно забывать, что ориентирами в таком случае в первую очередь должны выступать собственная совесть и нравственные установки, только тогда этот выбор окажется правильным.

Сочинения к варианту №20 ОГЭ по русскому языку "36 вариантов. И.П. Цыбулько".

(1)Я учился в гимназии очень давно. (2)И вот однажды учитель велел нам выучить наизусть стихотворение. (3)А я этого стихотворения не выучил, и учитель поставил мне единицу в дневник. (4)И я заплакал потому, что это была моя первая единица.
(5) После уроков по дороге домой я достал из ранца дневник, развернул его на той странице, где была поставлена единица, и показал своей сестре Лёле.
(6) Она поглядела и засмеялась:
— Минька, это плохо. (7)Это тебе учитель влепил единицу по русскому языку. (8)Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа тебе подарит фотоаппарат к твоим именинам.
(9)Лёля пошла домой. (10)А я в грустном настроении зашёл в городской сад, сел на скамейку и, развернув дневник, с ужасом стал глядеть на единицу. (11)Я долго сидел в саду. (12)Потом пошёл домой. (13)Но когда подходил к дому, вдруг вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке в саду. (14)Я побежал назад. (15)Но в саду на скамейке уже не было моего дневника.
(16) Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с этой ужасной единицей.
(17) Дома я сказал отцу, что потерял свой дневник. (18)И Лёля засмеялась и подмигнула мне, когда услышала эти мои слова.
(19) На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый.
(20) Я развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там ничего плохого нет, но там напротив русского языка снова стояла единица, ещё более жирная, чем раньше.
(21) И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.
(22) Через два дня учитель, узнав, что у меня нет и этого дневника, заполнил новый. (23)И, кроме единицы по русскому языку, он там вывел мне двойку по поведению.
(24)Когда я встретился с Лёлей после урока, она мне сказала:
— Это не будет враньём, если мы временно заклеим страницу. (25)А через неделю, когда ты получишь фотоаппарат, мы отклеим её и покажем папе.
(26) Мне очень хотелось получить фотоаппарат, и я с Лёлей заклеил уголки злополучной страницы дневника.
(27) Вечером, когда папа рассматривал мой дневник, на лестнице кто-то позвонил. (28)Пришла женщина и сказала:
— На днях я гуляла в городском саду и на скамейке нашла дневник.
(29) По фамилии я узнала адрес и вот принесла его вам.
(30) Папа посмотрел дневник и, увидев там единицу, всё понял.
(31) Он не стал на меня кричать. (32)Он только тихо сказал:
— Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их враньё всегда обнаружится.
(33)Я, красный как рак, стоял перед папой, и мне было совестно от его тихих слов.
— (34)Вот что, ещё один, мой третий дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф.
(35)Вместо того чтоб на меня рассердиться ещё больше, папа улыбнулся и просиял. (36)Он схватил меня на руки и стал целовать.
— (37)То, что ты в этом сознался, меня обрадовало. (38)Ты сознался в том, что могло долгое время оставаться неизвестным. (39)И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать. (40)И вот за это я тебе подарю фотоаппарат.
(41)Вечером неожиданно раздался звонок. (42)Это к папе пришёл мой учитель.
— (43)Сегодня у нас в классе была уборка, и за книжным шкафом мы нашли дневник вашего сына. (44)Как вам нравится этот маленький врун и обманщик?
— (45)06 этом дневнике я уже слышал лично от моего сына. (46)Он сам признался в этом поступке. (47)Так что нет причин думать, что мой сын — неисправимый врун и обманщик.
— (48)Ах вот что! (49)Вы уже знаете об этом. (50)В таком случае это недоразумение. (51)Извините.
(52)И я, лёжа в своей постели, горько заплакал. (53)И дал себе слово говорить всегда правду. (54)И я действительно так всегда и делаю, хотя это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно.

(По М. М. Зощенко*)
* Зощенко Михаил Михайлович (1894-1958) — русский советский писатель, драматург, сценарист и переводчик.

Прав был Лихачёв, говоря о близости читателя с главным героем, когда повествование идёт от первого лица.

В финале текста Михаила Зощенко отражена мысль о необходимости говорить правду вопреки всему, так как от этого зависит чувство внутренней гармонии. Весь рассказ до этого финала служит иллюстрацией того, как трудно противостоять лжи и как легко человеку, когда он говорит правду.

Зато потом, когда правда открылась и слова отца заставили его раскаяться во лжи, он рассказал о своём, ещё не раскрытом преступлении. И всё наладилось, стало легко и радостно жить.

Вот и получается, что главный герой может вполне обоснованно высказать своё нравоучение в финале текста, ведь оно было результатом собственного опыта.

Нравственный выбор – это такой поступок, в основе которого лежит представление о том, что является истинной ценностью. Бывает трудно принять правильное решение: поступить по правде или по какой-то причине скрыть её. Именно такая затруднительная ситуация возникла в жизни героя рассказа Михаила Зощенко, и она научила его всегда говорить правду.

Что может сравниться со спокойной совестью и хорошими отношениями с ближними? Ради этого стоит всегда говорить правду и не ронять себя в глазах окружающих и в своих собственных.

Нравственный выбор - это выбор, который происходит в душе человека, это определение его жизненной позиции. Человек за свою жизнь принимает огромное количество решений. Это происходит не только в переломные моменты, но и в повседневности. Одна из самых частых ситуаций, при которых человеку необходимо сделать такой выбор, случается, когда нужно решить: сказать правду или солгать. На мой взгляд, правду нужно говорить всегда, потому что в противном случае это может ранить близких людей, заставить их поменять свое отношение к обманщику. В итоге человек может сделать лживость своим жизненным принципом, что превратит его из хорошего человека в плохого.

Таким образом, можно сделать вывод, что нравственный выбор, особенно если речь идет о выборе между правдой и обманом, сделать трудно. Но лучше всегда выбирать честность, иначе это повлияет на отношения с окружающими, сделает человека несчастным.

Писатель выбирает стиль повествования в зависимости от своего замысла. Он может построить повествование от первого или от третьего лица. Но если автор выбирает первое, то повествование становится эмоциональнее, а внутренний мир персонажа раскрывается в большей мере.

Вот и в тексте Михаила Зощенко главный герой - мальчик, получивший плохую оценку, - становится более близким нам благодаря тому, что мы видим происходящее как бы его глазами.

Например, в предложении 16 мы читаем о противоречивых чувствах героя: он испытывает и страх, и облегчение, ведь дневника больше нет.

В предложении 33 мы снова погружаемся в эмоциональное состояние персонажа, чувствуя вместе с ним стыд.

Поэтому я думаю, что повествование от первого лица эмоциональнее и позволяет читателю погрузиться в атмосферу произведения.

В рассказе М. Зощенко говорится о мальчике, который впервые получил плохую оценку и очень испугался, что его заругают дома.

Первый дневник от потерял случайно. Об этом говорится в предложениях 13-15. Второй дневник он уже умышленно бросил за шкаф. Исчезновение первого дневника отменило наказание, и это подвигло ученика на ложь.

Это могло бы войти в привычку, но папа сумел подобрать подходящие слова. Он не ругал сына, а спокойно сказал, что лжец всегда смешон. Об этом мы читаем в предложении 32. Герой признался и в том, что спрятал другой дневник. А отец опять не заругал его, а обрадовался, что сын признался в обмане. Так мальчик понял, что врать - признак слабости, а правду способен сказать лишь сильный и достойный человек.

Поэтому герой рассказа решил больше никогда не лгать, ведь ему было очень стыдно от тихих слов отца. И он сдержал слово. Об этом и говорится в приведенном отрывке: совесть больше не позволила герою рассказа лгать и обманывать.

9.3 Как вы понимаете значениевыражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Нравственный выбор - это выбор, который делает человек, основываясь на собственных представлениях о морали. Часто каждый из нас принимает трудное решение, солгать и избежать неприятностей или сказать правду.

В рассказе Михаила Зощенко такое решение принимает маленький мальчик, получивший единицу.

Он решает скрыть плохую оценку, ведь иначе он лишится подарка - фотоаппарата. Однако тайное становится явным, и мальчик получает урок от отца: правда всегда лучше и достойнее лжи. В предложениях 53-54 говорится о нравственном выборе, который сделал герой рассказа: всегда говорить правду, чтобы иметь чистую совесть.

Я думаю, он прав. Никогда ложь не приводит ни к чему хорошему. Например, в рассказе В. Астафьева "Конь с розовой гривой" герой тоже понимает, что вранье лишило его покоя и радости. И он, получив желанный пряник, осознает, что добытая ложью сладость горька. Чтобы избежать в дальнейшем угрызений совести, он решает больше не обманывать. И я с ним согласен: я тоже стараюсь никогда не лгать.

Читайте также: