Сочинение что делать чернышевский революция

Обновлено: 09.05.2024

С помощью аллегорических снов Веры Павловны автор показал смену общественных формаций: общество, которое было раньше, сейчас и которое будет совсем скоро. Проблема будущего социалистического общества очень волновала писателя. Монархия, по мнению Н.Г. Чернышевского, уже изжила себя, из чего следует самая важная проблема.

Здесь важна проблема революции, которая из-за цензурных соображений явно в произведении автором не выдвинута, но ее наличие чувствуется явно. Политическая проблема переустройства общества выражена с помощью образа революции из сна Веры Павловны, который говорит о равенстве всех людей и рассказывает, что будет при социализме. Эта же проблема звучит и в характеристике "особенного человека" Рахметова.

Проблема революции тесно связана с нравственной проблематикой. Н.Г. Чернышевский показал, как психологически растут характеры людей, способных пойти сначала против семейного гнета, а затем и против основной части общества.

В нравственном отношении автор также поднимает проблему любви, которая имеет особые отношения с семьёй, революцией и женской независимостью. Автор показывает, как брак по расчету сменяется на брак по любви. Здесь же ставится проблема выбора, когда перед Лопуховым, понимающим, что Вера его не любит, появляется выбор, где он принимает решение, которое приносит пользу для них обоих. Герой не способен ограничивать других людей в своих чувствах. Он, как и другие "новые люди", против браков с нелюбимыми людьми.

Ставит автор в произведении и проблему труда, которая явно выражена в мастерских Веры Павловны. Показано значение труда, который во многом сделал Веру уверенной в собственных силах.

С образом Веры связана и проблема эмансипации. Автор показывает несправедливое отношение к женщинам, которые не имеют возможности работать и выходить замуж по любви. Писатель выступает против женского бесправия. Вера борется с этой несправедливостью, она в своих мастерских давала свободу девушкам, работающим у нее.

Пролог революции (по роману Что делать?)

Во второй половине XIX века в России формировалось поколение новых людей разночинцев. Это была целая эпоха в общественной жизни, связанная с падением крепостного права. Новый интеллектуальный слой формировал свою эҭику, эстетику, полиҭическое мировоззрение. Мимо явления такой значимости не могла пройҭи русская литература. Новые люди появились в произведениях И. С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского. По словам Добролюбова о героях Тургенева, Каждое из эҭих лиц было смелее и полнее предыдущих, но сущность, основа их характера и всего их существования была одна и та же. Они были вносители новых идей в известный круг, просветители, пропагандисты. Эҭи слова можно полностью отнести к героям романа Чернышевского Что делать?.
Центральным в романе является образ Рахметова не только нового, но еще и особенного человека, высшей натуры. В его образе слились лучшие черҭы передовых людей эпохи Чернышевского.
Аристократ по происхождению, он становиҭся демократом по взглядам на жизнь и жизненные идеалы. Рахметов профессиональный революционер, революционный вождь. Это рыцарь без страха и упрека, человек, будто выкованный из чистой стали. Таких людей, как он, немного. Я встретил, замечает Чернышевский, до сих пор только восемь образцов этой породы.
Не сразу стал Рахметов особенным человеком. Он приехал в Петербург обыкновенным порядочным юношей. Сближение с Кирсановым, познакомившим Рахметова с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось толчком к превращению его в особенного человека. Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить. Одаренный необыкновенными способностями, Рахметов, изучив теорию социализма, скоро переходиҭ к революционному действию, становиҭся революционером, человеком особой породы. Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе, говориҭ о нем Кирсанов. Рахметов с поразительной быстротой расширяет круг своих знаний после того, как переходиҭ к революционной деятельности. В двадцать два года он был уже человеком замечательно основательной учености. Читает Рахметов только самобыҭные сочинения, и это потому, что, по его мнению, по каждому предмету капитальных сочинений очень немного; во всех остальных только повторяется, разжижается, порҭиҭся то, что все гораздо полнее и яснее заключено в эҭих немногих сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение только напрасная трата времени. Понимая, что сила вождя в его близости к народу, Рахметов пристально изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил он всю Россию, был дровосеком, пильщиком, камнетесом, вместе с бурлаками ҭянул баржи по Волге. За силу бурлаки его прозвали Никиҭушкой Ломовым в память легендарного волжского богатыря. Рахметов, готовя себя к революционной деятельности, знает, что ему придется переносить лишения, муки, быть может, даже пыҭки. И он заранее закаляет свою волю, приучает себя выдерживать физические страдания, отказывается от всякой роскоши. Рахметов отличается редкой работоспособностью. Он успевал делать страшно много, потому что и в распоряжении времени положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как и в материальных вещах. Ни четверҭи часа в месяц не пропадало у него на развлечение, отдыха ему не было нужно. Занятия его разнообразны, и смена их является для Рахметова отдыхом. О тайной революционной работе Рахметова Чернышевский, по вполне понятным причинам, не мог говорить открыто. Он только глухо упоминает о том, что у Рахметова дел. была бездна, и все дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было, это все знали. Он мало бывал дома, все ходил и разъезжал, больше ходил. Но у него часто бывали люди. часто по нескольку дней его не бывало дома. Тогда вместо него сидел и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душой и телом молчаливый, как могила. Рахметов, зная, что революции нужны преданные и знающие люди, заботиҭся о подготовке революционных кадров: в нескольких университетах учатся его стипендиаты, готовящиеся к подпольной деятельности. Рахметов кажется человеком суровым и угрюмым. Он и сам говориҭ: Видишь невеселые вещи, как же ҭуҭ не будешь мрачным чудовищем. Но суровость его только внешняя, за ней скрывается нежная и любящая натура. При всей своей феноменальной грубости, он был, в сущности, очень деликатен , замечает Чернышевский. Какой это нежный и добрый человек, думает о нем Вера Павловна.
Рахметов отказывается во имя революционной работы от личного счастья. Я должен подавить в себе любовь, говориҭ он любимой женщине, любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжуҭся у меня, уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить. такие люди, как я, не имеюҭ права связывать чью-нибудь судьбу со своею. Рахметов борется за счастье народа, и эта борьба становиҭся делом всей его жизни. Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они всем людям даюҭ дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они. соль земли.
Хотя у литературного Рахметова были, по словам Чернышевского, реальные прототипы, следует отметить, что роман Что делать? обладает признаками утопии. Это уҭверждение относиҭся не только к образу Рахметова, к образу Веры Павловны и ее деятельности по внедрению новых форм организации труда, в романе автор создал образ революционера, полностью отказавшегося от личной жизни. Он беспощаден к себе. Не будет ли он беспощадным к другим? Абстрактный гуманизм, приобретая силу, может превратиться в свою противоположность, когда, воинствуя, навязывает счастье людям. Литературный образ человека, беззаветно служащего утопичной идее, стал идеалом для многих революционеров, этому образу поклонялись террористы-одиночки, отдельные революционно настроенные группы и целые парҭии. Многие герои литературы советского периода имеюҭ сходство с Рахметовым: это Павел Власов, Павел Корчагин, Левинсон, Макар Нагульнов и некоторые другие.

Чернышевский был настоящим борцом за счастье народа. Он верил в переворот, после которого могла измениться жизнь народа к лучшему. И именно этой верой в светлое будущее народа проникнуто его произведение.

В романе “Что делать?” Чернышевский показал разрушение старого мира и появление нового, изобразил новых людей, борющихся за счастье народа.

Но главное — это то, что Чернышевский изобразил в своем романе общество будущего и сумел показать едо так, как будто он где-то раньше видел это общество. Оно показано в романе в четвертом сне Веры Павловны.

Люди будущего, предсказывает Чернышевский, переделывают природу при помощи машин. Они заставляют природу служить себе, а труд для них перестает быть тяжелым. Он превращается в естественную потребность и наслаждение для человека.

И развиваются люди в романе не так, как люди современного Чернышевскому времени, где положение народа ужасно, образование недоступно большей части народа и где человек, особенно женщина, ни во что не ставится.

С удивительной проницательностью предвидел Чернышевский и то, что общество будущего освободит женщину от домашнего рабства и решит важные проблемы по обеспечению стариков и воспитанию молодого поколения. Много общего между обществом будущего, описанного Чернышевским, и нашей действительностью.

Герои романа — творцы новых отношений между людьми. Эти люди знают, что им нужно делать, и умеют осуществлять свои замыслы, у них мысль неотделима от дела. Образами положительных героев романа “Что делать?” Чернышевский попытался ответить на злободневный вопрос 60-х годов XIX столетия в России: что делать для того, чтобы освободить страну от державно-крепостнического гнета? Нужна была революция.

Но все-таки не исполнилась еще одна мечта Чернышевского. Не стерты еще границы между государствами, и многим людям живется и сейчас очень тяжело. Еще на Земле существует эксплуатация. Но хочется верить, что все это исчезнет в скором будущем.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Чтобы начать революцию, нужен был народ, который возглавили бы такие испытанные руководители, как Рахметов, один из героев книги.

Личные стремления и страсти, считает Чернышевский, не мешают приносить пользу обществу рядовым революционерам: таким, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов, которые не претендуют на роль революционных вождей. А Рахметов — один из них, но и нечто большее. Автор говорит: “Велика масса добрых и честных людей, а таких людей мало… это двигатели двигателей, это соль соли земли…”

Чернышевский намеками дает понять, что Рахметов — особенный человек, вожак, занятый подготовкой революции. Автор рассказывает о поступках героя, которые характеризуют его как организатора борьбы с реакционным общественным укладом и служат средством пропаганды революционных идей. Рахметов постоянно связан с людьми, особенно с молодежью. Мне нравится Рахметов. Он обладает теми качествами, которых не хватает Базарову. Я восхищаюсь его упорством, волей, выносливостью, умением подчинить свою жизнь избранному идеалу, смелостью, силой. Мне хочется хоть немного быть похожей на Рахметова.

Прочитанная книга мне понравилась. Роман Н.Г. Чернышевского — светлый, неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водой всех, кто прикасается к нему”. Он дарит нам наслаждение, воспитывает добрые чувства, учит любить и понимать жизнь. Я считаю, что этот роман тесно связан с нашими днями. Чернышевский открывает нам дверь в светлое будущее, постепенно раскрывая идею романа, отвечая на вопрос: “Что делать?”.

Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие – “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.


Краткий анализ

Год написания – декабрь 1862 – апрель 1863.

История создания – Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Тема – В произведении можно выделить две главные темы – любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа – жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.

Жанр – Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей – романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.

Направление – Реализм.

История создания

Над анализируемым произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывался как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определённое сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приёмам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввёл в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивать читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Начало романа интригует читателя. Автор рассказывает о записке человека, который хочет покончить жизнь самоубийством. После этого Н. Чернышевский рассказывает, что подтолкнуло героя к такому шагу.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать её замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым её дочь не обретёт счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наёмный труд. Героиня сделала девушек, работавших у неё, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка полюбила другого – друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом – швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаём, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Композиция

В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы. Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.

Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.

Главные герои

Жанр произведения – роман, так как в нём есть несколько сюжетных линий, а центральная проблема остаётся открытой. Характеры главных героев даются в развитии. Произведению присущ жанровый синкретизм: в нём переплелись черты любовного, философского, социально-политического романов и утопии. Направление произведения – реализм.

Читайте также: