Помимо грибов ольшаник кишмя кишел лягушки не раз сочинение

Обновлено: 20.05.2024

Мне хотелось, чтобы скорее пришел день нашего отъезда. Тогда я тоже брошу монетку, и мы снова встретимся с Витькой.

Но этому не суждено было сбыться. Когда через месяц мы уезжали из Синегории, я забыл бросить монетку.

Был ли в яви или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности, как маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери? Я знаю, что он был, как было и булыжное шоссе, заросшее подорожником, лопухами, репейником, конским щавелем, чайной ромашкой; но даже если б этот мальчик принадлежал сну, он затронул мою душу неизмеримо сильнее многих других людей, чья грубая очевидность не вызывает сомнения.

Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом! Тот день начался с маленького чуда: оказалось, низинный, сыроватый ольшаник, примыкавший с севера к дачной ограде, сказочно богат грибами свинушками. Грибы стояли в лезвистой осоковатой траве не то что табунками, они сливались в сплошные изжелта-бурые поля. Маленькие подсвинки с белой подкладкой аккуратных круглых шляпок соседствовали с гигантами, похожими на вывернутые ветром зонтики, каждая воронка хранила каплю росной влаги. Я набивал свинушками рубаху, бегом относил их домой и возвращался в лес.

Помимо грибов, ольшаник кишмя кишел лягушками; не раз, протягивая руку к ножке гриба, я касался противно-холодного тела, мгновенно проскальзывающего под пальцами. Можно было подумать, что грибы и лягушки пребывают в некой таинственной связи, обеспечивающей им избыточное бытие.

Как и всегда бывает во время счастливого грибного промысла, я становился все разборчивее: меня уже не радовали большие, квелые грибы, я срывал лишь маленькие, резиново-твердые, затем уже среди них я стал выбирать самые ладные и чистенькие крепыши. Эти разборчивые поиски завели меня в глубь леса. Грибов вскоре стало куда меньше, затем они и вовсе исчезли, но я не жалел об этом, пресыщенный чрезмерностью удачи. Меня увлекло странствие по незнакомому лесу, менявшему свой облик по мере удаления от дачи. Низина сменилась возвышенностью, почва под ногами окрепла, и болотные травы уступили место папоротникам и хвощам. А затем сумеречный, веющий сыростью и прелью ольшаник и вовсе сошел, светло, молочно забелели березы, жемчужно заяснели осины, под ними шелково натянулась густая, низкая трава, задымились столбы солнечного света, косо павшие на лес.

Я вытряхнул грибы из рубашки и надел ее на себя, безнадежно замаранную, приятно и остро пахучую от свинушек, и двинулся дальше. Радостно-тревожное чувство владело мною: я знал, что ушел не так уж далеко и все же куда сильнее оторвался от дома, чем если бы забрел в последнюю даль по знакомой, проторенной тропке. Загадочен был этот светлый, чистый березовый и осиновый лесок, выкроивший себе немалую площадь посреди ольшаника. Ведь ни березы, ни осины не имели выхода в простор. Я хорошо знал окрестность: и со стороны Дмитровского шоссе, и со стороны нашей дачи, и со стороны кочкастого болота, тянущегося за горизонт, лесные опушки были сплошь ольховые.

Чем дальше я шел, тем плотнее росли деревья, узкие прозоры между ними забил валежник, трава поднялась, стала в пол моего роста, а стройные, розовые, похожие на свечи цветы вознеслись куда выше мой головы, и все труднее пробираться вперед, и чуть посмерклось, потому что дымно-голубые столбы не могли пробиться сквозь теснотищу куп. И тут я набрел на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня.

Небольшой, худенький, с узким лицом, загороженным круглыми очками в толстой черепаховой оправе, он полол, словно огородную гряду, невесть откуда взявшееся тут густо заросшее булыжное шоссе. Он уже расчистил довольно широкую полосу, и там плотно, крепко круглились сероватые в просинь и розоватость лобастые булыжники, а дальше шоссе терялось в густой поросли сорняков. Мальчик не только полол шоссе, он укреплял его по краям, вколачивая самодельной трамбовкой булыжники в гнезда.

— Здравствуй, — сказал он, обернувшись и доброжелательно глядя на меня большими коричневыми глазами из-за круглых плоских стекол оконной прозрачности.

— Здравствуй, — отозвался я. — Зачем ты носишь очки? У тебя же простые стекла.

— От пыли. Когда ветрено, дорога пылит, а у меня конъюнктивит, — пояснил он с гордостью.

— А что это за дорога? Я никогда ее раньше не видел.

— Не знаю… Ты не хочешь мне помочь?

Я пожал плечами и, нагнувшись, выдрал куст чертополоха с темно-красными цветами и цепкими шипиками. Затем я потащил какое-то длинное растение с сухими темными коробочками семенников, будто наполненными ватой. Растение не поддавалось, вцепившись в землю длиннющими волосяно-тонкими корнями. Я изрезал ладони, пока наконец вырвал его из земли. Да, это была работка! Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах. Мой пыл разом угас.

Юрий Нагибин - Заброшенная дорога

Юрий Нагибин - Заброшенная дорога краткое содержание

«Был ли в яви или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности, как Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери?

Для среднего школьного возраста.

Заброшенная дорога - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Юрий Маркович Нагибин

Был ли в яви или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности, как Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери? Я знаю, что он был, как было и булыжное шоссе, заросшее подорожником, лопухами, репейником, конским щавелем, чайной ромашкой; но даже если б этот мальчик принадлежал сну, он затронул мою душу неизмеримо сильнее многих других людей, чья грубая очевидность не вызывает сомнения.

Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом! Тот день начался с маленького чуда: оказалось, низинный сыроватый ольшаник, примыкавший с севера к дачной ограде, сказочно богат грибами свинушками. Грибы стояли в лезвистой осоковатой траве не то что табунками — они сливались в сплошные изжелта-бурые поля. Маленькие подсвинки с белой подкладкой аккуратных круглых шляпок соседствовали с гигантами, похожими на вывернутые ветром зонтики, каждая воронка хранила каплю росной влаги. Я набивал свинушками рубаху, бегом относил их домой и возвращался в лес.

Помимо грибов, ольшаник кишмя кишел лягушками; не раз, протягивая руку к ножке гриба, я касался противно-холодного тела, мгновенно проскальзывающего под пальцами. Можно было подумать, что грибы и лягушки пребывают в некой таинственной связи, обеспечивающей им избыточное бытие.

Как и всегда бывает во время счастливого грибного промысла, я становился все разборчивее: меня уже не радовали большие, квелые грибы, я срывал лишь маленькие, резиново-твердые, затем уже среди них я стал выбирать самые ладные и чистенькие крепыши. Эти разборчивые поиски завели меня в глубь леса. Грибов вскоре стало куда меньше, затем они и вовсе исчезли, но я не жалел об этом, пресыщенный чрезмерностью удачи. Меня увлекло странствие по незнакомому лесу, менявшему свой облик по мере удаления от дачи. Низина сменилась возвышенностью, почва под ногами окрепла, и болотные травы уступили место папоротникам и хвощам. А затем сумеречный, веющий сыростью и прелью ольшаник и вовсе сошел; светло, молочно забелели березы, жемчужно заяснели осины, под ними шелково натянулась густая низкая трава, задымились столбы солнечного света, косо павшие на лес.

Я вытряхнул грибы из рубашки и надел ее на себя, безнадежно замаранную, приятно и остро пахучую от свинушек, и двинулся дальше. Радостно-тревожное чувство владело мною: я знал, что ушел не так уж далеко и все же куда сильнее оторвался от дома, чем если бы забрел в последнюю даль по знакомой, проторенной тропке. Загадочен был этот светлый, чистый березовый и осиновый лесок, выкроивший себе немалую площадь посреди ольшаника. Ведь ни березы, ни осины не имели выхода в простор. Я хорошо знал окрестность: и со стороны Дмитровского шоссе, и со стороны нашей дачи, и со стороны кочкастого болота, тянущегося за горизонт, лесные опушки были сплошь ольховые.

Чем дальше я шел, тем плотнее росли деревья, узкие прозоры между ними забил валежник, трава поднялась, стала в пол моего роста, а стройные, розовые, похожие на свечи цветы вознеслись куда выше моей головы, и все труднее пробираться вперед, и чуть посмерклось, потому что дымно-голубые столбы не могли пробиться сквозь теснотищу куп. И тут я набрел на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня.

Небольшой, худенький, с узким лицом, загороженным круглыми очками в толстой черепаховой оправе, он полол, словно огородную гряду, невесть откуда взявшееся тут густо заросшее булыжное шоссе. Он уже расчистил довольно широкую полосу, и там плотно, крепко круглились сероватые в просинь и розоватость лобастые булыжники, а дальше шоссе терялось в густой поросли сорняков. Мальчик не только полол шоссе, он укреплял его по краям, вколачивая самодельной трамбовкой булыжники в гнезда.

— Здравствуй, — сказал он, обернувшись и доброжелательно глядя на меня большими коричневыми глазами из-за круглых плоских стекол оконной прозрачности.

— Здравствуй, — отозвался я. — Зачем ты носишь очки? У тебя же простые стекла.

— От пыли. Когда ветрено, дорога пылит, а у меня конъюнктивит, — пояснил он с гордостью.

— А что это за дорога? Я никогда ее раньше не видел.

— Не знаю… Ты не хочешь мне помочь?

Я пожал плечами и, нагнувшись, выдрал куст чертополоха с темно-красными цветами и цепкими шипиками. Затем я потащил какое-то длинное растение с сухими темными коробочками семенников, будто наполненными ватой. Растение не поддавалось, вцепившись в землю длиннющими волосяно-тонкими корнями. Я изрезал ладони, пока наконец вырвал его из земли. Да, это была работка! Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах. Мой пыл разом угас.

— Слушай, а зачем тебе это нужно? — спросил я.

— Ты же видишь, дорога заросла. — Он говорил, стоя на коленях, и щепкой выковыривал из земли какой-то корень. — Надо ее расчистить.

— А зачем? — упорствовал я.

— Ну как же. — У него был вежливый, мягкий и терпеливый голос. — Цветы и травы своими корнями разрушают дорогу. Раньше булыжник лежал к булыжнику, а теперь видишь, какие щели.

— Я не о том. Зачем надо, чтобы она не разрушалась?

— Если дорога разрушится, она исчезнет, и никто не узнает даже, что тут была дорога.

— Ну и черт с ней! — сказал я раздраженно. — Она все равно никуда не ведет!

— Все дороги куда-нибудь ведут, — сказал он с кроткой убежденностью и, водворив очки назад, принялся за работу. — Посуди сам, разве стали бы ее строить, если б она никуда не вела?

— Но раз ее забросили, значит, она не нужна?

Он задумался, чуть перекосив худенькое лицо, и даже перестал выдергивать цветы и травинки. В его коричневых глазах появилась боль — так трудно вложить в чужую душу самые простые и очевидные истины!

— Разве мы знаем, почему дорогу забросили. А может быть, кто-то на другом конце тоже пробует ее расчистить? Кто-то идет мне навстречу, и мы встретимся. Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твердо. — Я обязательно ее расчищу.

— У тебя не хватит сил.

— У меня одного — нет. Но кто-то идет мне навстречу и, может быть, прошел уже пол пути…

ВАЖНО!
Выполненную работу сфотографируйте и отправьте своему учителю для проверки с 13.15 до 13.30 сегодня, 26.10.2021 года.
Работу в письменном виде предоставьте в школу 28.10.2021 года до 11.00

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ
2021-2022 учебный год

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)
2.7. Прочитайте начало лингвистической сказки Людмилы Стефановны Петрушевской. Какие части речи, самостоятельные и служебные, использует писательница? Определите морфологические признаки выделенных слов. (10 баллов)
Сяпала Калуша с калушатами по напушке. И увазила бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ
2021-2022 учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК
8 класс
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1. В названиях каких растений русские имена пишутся с маленькой (строчной) буквы? Приведите два примера (4 балла)

2. Ответьте на вопрос. Что общего между ожерельем и жерлом? (4 балла)

3. Ответьте на вопрос. Что первоначально обозначало слово басня? (4 балла)

С ним и тётка – Трулялётка,
И … – Трулялюрка,
И … – Трулялишка,
И собачка – Трулялячка.

Есть у них ещё …,
По прозванью Трулялёнок,
И вдобавок попугай –
Развеселый Труляляй! * * *
Все … – Трулялёры,
Почтальоны – Труляльоны,
… – Трулялисты,
Продавщицы – Трулялицы,
… – Трулялянты
И студенты – Труляленты.
Сам … – Трулялитель,
А … – Трулялята!

II-й уровень (2 задания: 10 баллов + 20 баллов = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу. (10 баллов)
Перед вами пары-перевертыши. Расшифруйте их истинное значение (каждое высказывание – 1 балл). Объясните, на основе какого языкового явления стало возможно подобное превращение. (1 балл) Укажите особенность некоторых словарных пар в перевертышах. (1 б.) Назовите жанровую особенность полученных вами высказываний. (1 б).
1. С ленью поймаешь кита в океане.
2. У храбрости уши малы.
3. Бил баклуши – работай робко.
4 . Хуже цапля под ногами, чем воробей на земле.

8. Прочитайте текст и выполните комплексную работу с текстом. (20 баллов)

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ
2021-2022 учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК
Каждое слово языка, каждая его форма
есть результат мысли и чувства человека,
через которые отразились в слове природа страны и история народа.
К. Ушинский
9 класс
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Может ли прецедент быть предыдущим? А обыденность повседневной? Могут ли факты быть детальными? А мелочи мизерными? Может ли ливень быть проливным? А контратака ответной? (6 баллов)
2. Прочитайте предложения. Одинаковое и значение они имеют? В чём причина различия смысла? Растолкуйте смысл каждого предложения. Приведите пример подобной пары предложений. (5 баллов)
Путешественники присели отдохнуть у дома великана.
Путешественники присели отдохнуть у дома-великана.
3. Ответьте на вопрос. Что общего между словами искусство и кусок? (4 балла)
4. Прочитайте фрагмент эсэмэс-переписки. Какое языковое явление лежит в основе шутки? Свой ответ аргументируйте. (4 балла)

1. Тема и основная мысль произведения.
2. Аллегоризм образов реки на пути героя и гнилой доски.
3. Эпитеты и их роль в произведении.
4. Жанр, к которому тяготеет данное стихотворение в прозе.

III-й уровень. Творческое задание (1 задание – 15 б. за содержание +15 б. за языковое оформление =30 баллов)
9. Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем (от 0,75-1 стр.).
“Части речи мы можем сравнить с большим оркестром, потому что, как музыкальные инструменты, каждая исполняет свою роль, а из их сочетания создаётся прекрасная музыка – великий, богатый и певучий русский язык”, — утверждал лингвист А.Н. Гвоздев. Каково ваше мнение? Напишите сочинение-рассуждение.
Или
“В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить”, — был уверен древнегреческий философ Сократ. А что думаете вы? Напишите сочинение-рассуждение.
IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)
10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.

РУССКИЙ ЯЗЫК
Язык есть исповедь народа:
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.
П.А. Вяземский
10 класс
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1. Выполните задание. В первом столбце таблицы приведены значения слов. Слова, соответствующие этим значениям, этимологически родственны друг другу, но в современном русском языке их родство нами уже почти не ощущается. Подберите слова, соответствующие этим значениям, восстановив данное этимологическое гнездо. Обратите внимание, что некоторые из значений остались в языке только в устаревших словах. (5 баллов)
№ пп Значение слова Слова этимологического гнезда
1) ‘место скрещения железнодорожных путей’
2) ‘тюрьма’
3) ‘арестант’
4) ‘тесный, ограниченный’
5) ‘стягивать, скреплять концы чего-либо’
6) ‘узор из переплетающихся линий, вид декоративного письма’
7) ‘дерево с гибкими прутьями, из которых делают полозья’
8) ‘цепи, оковы’
9) ‘погружаться во что-то липкое’
2. Ответьте на вопрос. Что общего между мраком и обмороком? (2 балла).
3. Прочитайте стихотворение в прозе Юрия Благова. Определите значение всех устаревших слов, называющих денежные единицы. (5 баллов)
– У вас полтинника нет?
– А что это такое?
– Это – два пятиалтынных и двугривенный.
– А двугривенный – что?
– Два гривенника.
– А пятиалтынный?
– Полтора.
– А гривенник?
– Два пятака.
– А пятак?
– Три копейки и семишник.
– Вы на каком языке говорите?
– На русском. А вы?
4. Прочитайте стихотворение Владимира Набокова. Выпишите из текста сложные слова. Разберите их по составу и определите способ их образования. (6 баллов)

Чиж долбит сердито жёрдочку,
Точно клетка коротка;
Кошка высунула мордочку
Из-под тёплого платка.

– Завтра, значит, будет праздница?
– Праздник, Жанна, говорят.
– Всё равно, какая разница,
Лишь бы дали шоколад. – Будет всё, мой мальчик маленький,
Будет даже детский бал.
Знаешь: повар в старом валенке
Утром мышку увидал.

– Мама, ты всегда проказница:
Я не мальчик. Я же дочь.
– Всё равно, какая разница,
Спи, мой мальчик, скоро ночь.

8. Выполните задания (комплексная работа с текстом). (20 баллов)
1) А солнце уже опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. 2) Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей, но и тот потух.
3) Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит со своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под ногою.
(И.А. Гончаров)
Задания к тексту:
1. Какова тема этого текста?
2. Определите стиль и тип речи, назовите их признаки.
3. Какими частями речи являются слова: обливая (1-е предложение); точно, сучок (3 предложение).
4. Объясните дефисное написание слов кто-то, каких-то.
5. Определите способ словообразования слов: чуть-чуть, огненной.
6. Назовите способ связи в словосочетаниях: опускалось за лес; последний луч.
7. В каком предложении есть сравнительный оборот?
8. Дайте синтаксическую характеристику 3-го предложения.

IV-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)
10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.
Ораторская речь – это не сумма материалов,
собранных из различных источников, а оригинальное,
рожденное в творческих муках, произведение.
Е.А. Ножин (теоретик ораторского искусства)

 Активная жизненная позиция – это старт в успех?
 В чьих руках наше будущее?
 Чужой пример – это единственная школа человечества?
 Высшее счастье человека – в чём оно состоит?
 Любовь и злодейство – вещи несовместные?
 Нужны ли обществу лидеры?
 Какие цели важно ставить на жизненном пути?
 Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Длительность звучания ораторской речи – 3 минуты.

Был ли в яви или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности, как Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери? Я знаю, что он был, как было и булыжное шоссе, заросшее подорожником, лопухами, репейником, конским щавелем, чайной ромашкой; но даже если б этот мальчик принадлежал сну, он затронул мою душу неизмеримо сильнее многих других людей, чья грубая очевидность не вызывает сомнения.

Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом! Тот день начался с маленького чуда: оказалось, низинный сыроватый ольшаник, примыкавший с севера к дачной ограде, сказочно богат грибами свинушками. Грибы стояли в лезвистой осоковатой траве не то что табунками — они сливались в сплошные изжелта-бурые поля. Маленькие подсвинки с белой подкладкой аккуратных круглых шляпок соседствовали с гигантами, похожими на вывернутые ветром зонтики, каждая воронка хранила каплю росной влаги. Я набивал свинушками рубаху, бегом относил их домой и возвращался в лес.

Помимо грибов, ольшаник кишмя кишел лягушками; не раз, протягивая руку к ножке гриба, я касался противно-холодного тела, мгновенно проскальзывающего под пальцами. Можно было подумать, что грибы и лягушки пребывают в некой таинственной связи, обеспечивающей им избыточное бытие.

Как и всегда бывает во время счастливого грибного промысла, я становился все разборчивее: меня уже не радовали большие, квелые грибы, я срывал лишь маленькие, резиново-твердые, затем уже среди них я стал выбирать самые ладные и чистенькие крепыши. Эти разборчивые поиски завели меня в глубь леса. Грибов вскоре стало куда меньше, затем они и вовсе исчезли, но я не жалел об этом, пресыщенный чрезмерностью удачи. Меня увлекло странствие по незнакомому лесу, менявшему свой облик по мере удаления от дачи.

Низина сменилась возвышенностью, почва под ногами окрепла, и болотные травы уступили место папоротникам и хвощам. А затем сумеречный, веющий сыростью и прелью ольшаник и вовсе сошел; светло, молочно забелели березы, жемчужно заяснели осины, под ними шелково натянулась густая низкая трава, задымились столбы солнечного света, косо павшие на лес.

Я вытряхнул грибы из рубашки и надел ее на себя, безнадежно замаранную, приятно и остро пахучую от свинушек, и двинулся дальше. Радостно-тревожное чувство владело мною: я знал, что ушел не так уж далеко и все же куда сильнее оторвался от дома, чем если бы забрел в последнюю даль по знакомой, проторенной тропке. Загадочен был этот светлый, чистый березовый и осиновый лесок, выкроивший себе немалую площадь посреди ольшаника. Ведь ни березы, ни осины не имели выхода в простор. Я хорошо знал окрестность: и со стороны Дмитровского шоссе, и со стороны нашей дачи, и со стороны кочкастого болота, тянущегося за горизонт, лесные опушки были сплошь ольховые.

Чем дальше я шел, тем плотнее росли деревья, узкие прозоры между ними забил валежник, трава поднялась, стала в пол моего роста, а стройные, розовые, похожие на свечи цветы вознеслись куда выше моей головы, и все труднее пробираться вперед, и чуть посмерклось, потому что дымно-голубые столбы не могли пробиться сквозь теснотищу куп. И тут я набрел на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня.

Читайте также: