Женские образы романа а н толстого петр первый сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Государь, не скрываясь, ездил к Анне в дом, который спешно, за два месяца, выстроили в Немецкой слободе, и куда так и не названная царица переехала вместе с матерью и братом Виллимом. Кирпичный особнячок так и называли – царицын дворец.

Образ жизни Анны Ивановны очень изменился, теперь к Монсам нельзя было заглянуть на кружечку пива, как бывало. Фаворитка Петра I завела мажордома, слуг в ливреях, разъезжала в каретах. Теперь к ней можно было попасть только лишь по приглашению. Все в этом доме было прилично, и, если и шутили, то без пошлостей, пристойно.

За прошедшие годы эта девушка сильно изменилась. Он стала красивой и важной дамой, у которой во владении находились деревеньки. На балы Анна Ивановна отправлялась, вся украшенная драгоценностями, была не хуже других, не знала нужды и отказа. Вот только в спокойном взгляде очей сквозила вселенская печаль. Возлюбленную Петра I постоянно что-то беспокоило, и это что-то – отношение к ней царя. Он с ней спал, и только. Ничего дальше быть не могло. Об этом государь даже не задумывался.

Посылочки и письма не вселяли надежды в сердце Анны Ивановны, она находилась в постоянных переживаниях по поводу того, что какая-нибудь другая барышня посягнет на сердце Петра I и добьется своего.

Ей не нужны были власть и трон, как думали многие, она хотела простого женского счастья, быть женой, жить в чистоте и приличии. Такое двусмысленное положение угнетало молодую женщину, сводило ее с ума.

В конечном итоге все эти бесконечные метания и страдания привели к тому, что Анна решила прибегнуть к последнему средству – привороту. Ворожба состояла в том, что женщина зашила спящему Петру в камзол маленькую тряпочку со своей кровью. Но царь больше не надевал то одеяние, и все старания были напрасны. Обратиться же к бабкам-ворожеям Анна боялась, колдовство смертельно каралось.

Если бы полюбил Анну Монс кто-нибудь другой, пусть и без достатка и чинов, она с легкостью поменяла бы нынешнее жалкое существование на безмятежную жизнь. Она представляла чистенький домик, пусть и без мажордома, в котором блуждают солнечные лучи, пахнет кофе и жасминами.

Смерть Лефорта внесла совершенный разлад в душу Анны Ивановны. Эти отношения и странная любовь стали для нее мучительными. Оставшись одна, женщина заламывала руки и плакала от безысходности. Анна признавалась маме и самой себе, что не любит Петра, что она чувствует к нему лишь доброе расположение и благодарность.

С этим человеком, властным и сильным, Анна Монс теряла себя, как личность, не могла она изо дня в день утешать, выслушивать, шептать тихонечко. Да и терпеть свое неопределенное положение тоже больше не могла.

женским образам. Разнообразие женских образов помогает нам понять личность Петра как сына, мужа, брата, царя.
Именно благодаря описанию жизни героинь А. Толстой знакомит читателя с русскими национальными традициями, со старинным убранством, со старым московским бытом.
В романе огромное число действующих лиц, в каждом из которых писатель уловил и передал черты времени и среды, с которой они связаны.
Одним из основных является образ Софьи, сводной сестры Петра. Царевна Софья нам представляется коренастой, ширококостной, с большой головой, некрасивой женщиной.
Ее очень огорчило известие о передаче

власти ее младшему брату, который еще не может принимать какие-либо государственные решения.
Основной целью ее жизни стало завоевание престола, и этого она пыталась добиться любым способом. Эта властная, хищная, способная на коварство и преступление женщина самозабвенно увлечена борьбой за власть. Втянутая в дворцовые интриги, она стала средоточием всего того старого, варварского, с чем повел свою борьбу впоследствии Петр.
В момент решительной схватки с братом она проигрывает. А. Толстой, противопоставляя образ Софьи образу Петра, дает возможность лучше почувствовать его величие.
Мать Петра – Наталья Кирилловна Нарышкина – из бедного дворян – ского рода, “у отца с матерью в лаптях ходила”, в чем ее постоянно упрекала царевна Софья.
Она была бесправным существом в огромном семействе, куда ее отдали замуж. Когда Петр был маленьким, она боялась, что его могут убить в борьбе за власть. Сердце матери замирало, когда она слышала слова Софьи: “Жалко, стрельцы волчонка не задушили с волчицей”.

Толстой рисует образ заботливой, любящей матери, опекающей сына.
Когда мать Петра заболела и лежала при смерти, Петр, “припав у изголовья, целовал ей плечо и лицо”. Он с нежностью к матери сказал сестре: “Наташа, …маманю жалко”. Здесь мы видим, как образ Петра дополняется другими чертами – такими как любовь, жалость к матери.
В романе А. Толстого появляются также образы второго плана. Таким является образ любимой сестры царя, Натальи Алексеевны, увлекающейся европейскими традициями и стремящейся ввести их в русский быт. Она занята устройством публичного театра, пишет для него сама стихи; устраивает во дворце костюмированный бал – Валтасаров пир. Наталья Алексеевна, не таясь, радуется всему земному, любви как необходимому человеческому чувству.

В сцене купания в Измайловском (“были рабыни, стали богини”) писатель показывает перемены в тяжелой судьбе русских женщин.
Колоритным образом является первая жена Петра – Евдокия. Автор очень подробно описывает свадьбу, наряды, украшения. Но поскольку Петр не любил ее, постепенно этот образ теряется в повествовании.
Яркий образ Саньки Бровкиной Толстой изображает в развитии, то есть в романе показано, как из деревенской девчонки Санька превращается в Александру Ивановну Волкову. После того как дворянин Волков взял ее в жены (сватом был сам Петр), Санька стала обучаться иностранным языкам, перенимать светские манеры. Автор с иронией воспроизводит в речах своих персонажей смешение иностранных языков с русским, переплетение “французского с нижегородским”.

Особенно комично это звучит, например, в “светской” беседе Саньки во время приема у нее дома: “Презанте мово младшего брата Артамошу”.
Описывая новый быт, неумело пересаженную на неготовую почву культуру, нелепо сидящую иногда одежду на женщинах, автор с некоторой долей иронии говорит о стремлении многих женщин оказаться первыми (Санька, девы Буйносовы и др.). Но вскоре новая Россия будет блистать за границей в лице госпожи Волковой, бывшей крестьянской девчонки. Этот успех будет очень выгодно оттенять успехи России на войне и в мирных преобразованиях.
А. Н. Толстой представил женские образы из всех социальных слоев петровского общества. Благодаря разнообразию женских образов мы глубже чувствуем в произведении далекую петровскую эпоху.






Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".

Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость.

Другой задачей он считал "выявление двигающих сил эпохи" — разрешение проблемы народа. В центре повествования романа — Петр. Толстой показал процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: "Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи".

Образ Петра в изображении Толстого очень многоплановый и сложный, показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр — долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол.

Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра стала жизнь.

Азовский поход привёл его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" — к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изобразил важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, войну со шведами, строительство Петербурга.

Толстой отобрал эти события, чтобы показать, как они воздействовали на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он сам активно вмешивался в жизнь, изменял ее, презрев вековые устои, велел "знатность по годности считать".

Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности!

Используя прием контраста, противопоставляя сцены с участием Петра сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивал общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывал, что только Петр мог встать во главе преобразований.

Но роман не стал биографией Петра I. Толстому также важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создал многоплановую композицию, показал жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян.

Действие развернулось в разных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве.

Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России.

Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служили молодому царю и Отчизне.

"Петр Первый" был начат Толстым в 1929 году, работу над ним прервала смерть писателя в 1945 году. Роман ценен для нас не только как историческое произведение, но и как культурное наследие. С одной стороны, Толстой использовал архивные документы; с другой — множество фольклорных образов и мотивов, народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ — Петр I — преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.

Читайте также: