Завтра после уроков всей школой пойдем собирать картошку сочинение огэ

Обновлено: 02.07.2024

Данная методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сочинению - рассуждению (задание 9.3)" входит в систему занятий по подготовке к государственной итоговой аттестации. И будет полезна при подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Произведения, изучаемые в школе, различны по характеру, жанру. Но все они способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников. Благодатным материалом являются произведения УНТ, древнерусской литературы, именно в них заложена мудрость народа, его размышления о добре, зле, дружбе, верности. Былины, пословицы, поучения, сказки - не только жанры , в их основе- понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости. Литература XVIII- XIX веков продолжает традиции , заложенные устным народным творчеством и древнерусской литературой. Она обращает внимание на проблемы вины и наказания, войны и мира, бездействие человека, деспотизм и рабство. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь и др. ставят перед читателями не только острые социальные вопросы, но и проблемы человеческого существования. Например, пафосом отрицания деспотизма, идеей уважения человека, его чести, достоинства является поэма Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича”. О героических подвигах запорожских казаков - повесть Гоголя “Тарас Бульба”.

И так, самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира. Наши дети – это наше будущее, будущее России. И нам бы хотелось, чтобы дороги, по которым они пойдут, были светлыми, чтобы спутники наших детей были добрыми.

В процессе урока используется технология критического мышления. Эта педагогическая технология позволяет на уроке совместно искать творческие пути решения проблем. Именно она вызывает интерес на уроке к изучению нравственных понятий, помогает им формулировать вопросы и искать на них ответы. Применение приема "Кроссенс" способствует формированию креативности и коммуникации, повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, формирует навыки работы с информацией. , использование приемов "Кластер" , "Мозговой штурм" помогают активно воспринимать текст, строить как устное высказывание, так и письменное. Формирование универсальных учебных действий способствует успешной социализации девятиклассников. Для достижения цели - формирование навыков написания сочинения - рассуждения на морально - этическую тему решаются задачи: образовательные, развивающие , воспитывающие.

Урок - практикум по русскому языку в 9 классе.

Цель урока : выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тип урока : урок обучения умениям и навыкам

Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

− образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.

− развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы,

отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

− воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы : беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся : анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.

УМК и оборудование : презентация, раздаточный материал

(текст В. И. Белова, задания для групп); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка

Личностные УУД : стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД : формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать

последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.

t1621333651aa.jpg

Мотивация к учебной деятельности.

Слово учителя : - Здравствуйте, ребята.

-Обратите внимание на слова Роберта Кийосаки, японского бизнесмена, писателя)

-Какова ваща основная цель на учебный год?

Ученик:Подготовиться к ОГЭ

Учитель: Да, в вашей жизни наступает ответственный момент, я желаю вам целеустремленно, плодотворно подготовиться и успешно сдать ОГЭ .

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Слово учителя : Посмотрите на слайд и определите тему урока. (Метод кроссенс)

Ответ ученика : Подготовка к ОГЭ, задание №9.3, написать сочинение- рассуждение.

Ребята, давайте сформулируем цели урока.

Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.

Учитель: Итак, прочитаем задание. ( Чтение учащимися задания )

Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения.

Ответ ученика : Тезис, аргументы (доказательства), вывод.

Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис −это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы −это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения.

Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения?

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта

Учитель: Обратите внимание на критерии оценивания композиции сочинения. Какие в них требования к тексту?

Ответ ученика: Текст должен характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, композиционной завершённостью.

III. Выявление места и причины затруднения. работа по сбору материала к сочинению

Учитель: Достаточно ли у нас материала к написанию сочинения?

Дети получают листы - заготовки, оформленные на формате А3, карточки с заданием прикрепляются. Работа идет в группах. По завершению работы на доске учащиеся размещают записи.

Слово учителя : Поработаем с толковыми словарями. Подберите синонимы и антонимы к слову уважение.

Ответ ученика : Синонимы: Внимание — признание — почитание — почтение−почтительность− взаимоуважение − обожание − почёт − преклонение − признание − респект − уважительность

Ответ ученика : Антонимы: презрение, неуважение, пренебрежение, надругательство, дерзость , непочтительность .

Прочитаем высказывания известных людей об уважении:

Ученик 1: Уважение других дает повод к уважению самого себя./ Рене Декарт/

Ученик 2: Уважай в себе и других человеческую личность. /Д.И. Писарев/

Ученик 3: Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю. / Апулей/

Запишите одно из понравившихся вам высказываний в свои тетради.

Обратимся к словарю:

УВАЖЕ́НИЕ− Чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств, заслуг, высоких качеств. Оказывал ей всегда уважение .

Толковый словарь Ушакова

Уважение− Почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств. Достоин уважения кто-н. Питать у. к кому-н. Сделать что-н. из уважения (в знак уважения). Пользоваться общим уважением. Взаимное у.

Словарь Ожегова

Уважение −Чувство, основанное на признании чьих л. достоинств, заслуг, качеств; почтение. Пользоваться всеобщим уважением. □ Управляющий сказал мне: Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели.

Слово учителя : На карточках написаны задания по группам.

1 группа : Как вы понимаете смысл пословицы: Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.

2 группа : Как вы понимаете смысл пословицы: Где тебя знают, твой ум уважают, а где не знают - твою одежду.

3 группа : Как вы понимаете смысл пословицы: Кто сам уважает, того и другие уважают.

Примерные ответы учащихся

Кого можно уважать?

учителей, родителей, старших, друзей, одноклассников, себя

Что можно уважать?

Мнение других людей, их чувства, переживания, интересы и вкусы, круг общения

За что можно уважать?

За трудолюбие, старание, смелость, скромность достижения в спорте, в учёбе, в работе,

Каким бывает уважение?

Искренним, безграничным, глубоким, невольным

Какие качества и поступки человека, на ваш взгляд, не достойны уважения?

Лень, трусость, эгоизм, предательство, обман.

Где может проявляться уважение?

В семье, в школе, на работе, в обществе.

Как можно проявлять уважение?

Выражать благодарность, делать комплименты,

проявлять заботу, оказывать помощь, дарить подарки, уделять время, проявлять внимание, уметь слушать, проявлять интерес, учиться ставить себя на место других, смягчать свои высказывания.

Зачем нужно уважать других людей?

Уважать - это считаться с интересами окружающих нас людей. Необходимость уважать других людей неразрывно связана с самой необходимостью общаться с другими людьми, жить в социуме, в ладу с окружающими.

Для чего нужно самоуважение

Для того чтобы достичь желаемых результатов в жизни

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Слово учителя : Ребята, давайте сформулируем и запишем определение уважения.

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

Часть сочинения

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

На мой взгляд, уважение - это.

По моему мнению, уважение - это.

Мне кажется, что уважение - это.

Я думаю, что уважение - это.

Что такое уважение? Я считаю, что.

Учитель: Какие способы толкования слов вы знаете?

3.Способ отрицательного определения

описательной частью, оформляемым чаще придаточным предложением, реже определительными оборотами

Уважение−нравственное качество человека, которое проявляется в …

Тождественным (или близким по значению) словом-синонимом

Способ отрицательного определения

Путём перечисления таких свойств, предметов, которые у него отсутствуют.

Человек, уважающий других−тот, кто никогда не…

Примерный ответ : На мой взгляд, уважение – этоодно из важнейших требований нравственности, которое предполагает способность к взаимоуважению, самоуважению, уважению окружающего нас мира в целом.

Слово учителя : Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлено уважение?

Примерный ответ: Нужно с уважением и почтением относиться к старшему поколению,

к учителям, родителям, так как у них больше знаний, жизненного опыта, мудрости. Нужно бережно и с уважением относиться к природе, ко всему, что нас окружает.

Обратим внимание на критерии оценки определения и его комментария.

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Чтение текста.

1) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.

2) Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который

традиционно считался главой. 3) Отца дети уважали и слушались .4) Он

занимался сельхоз работами, строительством, заготовкой леса и дров. 5) Всю

тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 6) Руководство

домашним хозяйством было в руках жены и матери. 7) Она ведала всем в доме:

присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 8)Все эти работы

она делала не одна. 9) Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с

игрой начинали делать что-то полезное. 10) Доброта, терпимость, взаимное

прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь.11)

Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали

жалость к их носителям. 12) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить

добром или промолчать. 13) Любовь и согласие между родственниками давали

начало любви за пределами дома. 14) От человека, не любящего и не

уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Беседа.

Слово учителя : Какую проблему поднимает в тексте В. И. Белов?

Ответ ученика : Проблему проявления уважения к старшим, к родителям.

Слово учителя : Определите стиль данного текста.

Ответ ученика : Художественный.

Слово учителя : Какой тип речи использован в тексте?

Ответ ученика : Повествование.

Слово учителя : Какова основная мысль текста? Запишем.

Ответ ученика : Нужно уважать и любить своих родителей, помогать им во всём. Тот, кто уважает своих родных, будет с уважением относиться и к другим людям.

VII. Включение в систему знаний.

Слово учителя : Следующий этап — аргументы из текста.

Обратите внимание на критерии оценки примеров – аргументов (Памятка №3)

и речевые клише.

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту (ФИО автора в род. п.), в котором говорится о .

В своём тексте автор поднимает очень важную для нас проблему.
В предложении № . автор говорит о том, что.

Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту.

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) …

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.

Ввести в сочинение аргументы можно следующим образом:

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

Слово учителя : Обратимся к тексту В. Белова и сформулируем аргумент. В конце работы

Учитель : Второй аргумент приведем из жизненного опыта.

Памятка№5 Аргументы из жизни :

2.высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

3.СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

4.примеры из читательского опыта

-Какие произведения о проявлении уважения вам известны?

-Романы А.С.Пушкина "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", "Белый Бим черное ухо" Гавриил Троепольский

5.результаты личных наблюдений

6.биография известного человека (назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)

7.культурные, национальные традиции (народная мудрость).

3. Аргумент 2

Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения…

… (автора)
В жизни мы часто наблюдаем.
Однажды я был свидетелем события, которое…

Своё мнение я могу подтвердить примером из жизненного опыта.

Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише.

4. Заключение

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что.
Таким образом, можно заключить, что.
В заключение я хочу сказать, что.

Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…

Итак, в заключение скажем, зачем нужно уважение?

Ответ ученика : Без уважения невозможны настоящие дружба и любовь; чтобы семьи были счастливыми и дружными; чтобы люди жили в мире и согласии между собой,

развивались духовно и эмоционально; укрепляет веру в себя и окружающих.

Слово учителя :Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение, которое вы дома закончите.

VIII. Рефлексия

Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.

Я познакомился. (с фактами проявления уважения в окружающем мире, в истории и литературе)

Было непросто. (комментировать определение)

У меня получилось. (написать аргумент из жизни)

Хотелось бы. (успешно завершить работу над сочинением - рассуждением)

IX. Итог урока.

Учитель: оцените свою работу на уроке.

Учитель: Закончить наш урок хочу словами современного поэта

Есть в каждом то, за что он может
Быть уважаем и любим.
Ведь мы себя не уважаем
Неуважением к другим.

Жить интересней уважая
Все то, что есть вокруг тебя.
Зло, хамство, грубость – это глупость,
Неуважение себя.

Не оскорбляй неуваженьем
Любую живность на Земле,
Ты даже мелкую букашку
Не в силах распознать вполне.

Пусть слаб соперник – собеседник,
Шагов достойных ожидай.
Ведь чем-то все-таки он лучше,
Добро и ум предвосхищай.

И если плод твоих усилий
Вкушать еще не суждено,
Все сохранится в подсознанье,
Туда посеяно зерно.

в минуты разочарований
Смири пыл чувства своего,
Знай, проявить ты был не в силах
Благих возможностей его.

Блеснувший случай мимолетный
Смог искру мысли подарить.
Сочти её закономерной,
Чтоб душу вспышкой озарить.

Друзья! Во всем, во всех пытайтесь
Дух доброй воли распознать.
Ум, почву мысли, уваженьем
Всегда стремитесь удобрять.

— 3автра после уроков всей школой пойдём собирать картошку, предупредил учитель Алексей Степанович.
— А как же кролики? — спросил Федюша Миронов.
— Присматривать за кроликами оставим Нюру.

— (1)3автра после уроков всей школой пойдём собирать картошку, предупредил учитель Алексей Степанович.

— (2)А как же кролики? — спросил Федюша Миронов.

— (З)Присматривать за кроликами оставим Нюру.

(4)Кроликов в школе было немало: больше ста, а именно — сто четыре.

— (5)Ну наплодились. — сказала Нюрка на следующий день, когда все ушли на картошку.

(б)Кролики сидели в деревянных ящиках, а ящики стояли вокруг школы, между яблонями. (7)3а забором мальчик Витя жужжал на специальной палочке: жжу.

(8)Дежурить Нюрке было нетрудно. (9)Вначале девочка дала кроликам ботвы и веток. (Ю)Они жевали, шевелили ушами. (11)Потом Нюрка вымела клетки. (12)Кролики пугались веника, порхали1 от него. (13)Крольчат Нюрка выпустила на траву, в загон, огороженный сеткой.

(14)Девочка прошлась по школьному двору: всё было в порядке. (15)Она зашла в чулан и достала сторожевое ружьё.

(18)Но ястреб не налетал. (19)Он кружил вдалеке, высматривая цыплят.

(20)Нюрке стало скучно. (21)Она залезла на забор и поглядела в поле. (22)Подошёл Витя, тот самый, что жужжал на палочке.

— (23)Видишь это ружьё?

(24)Витя приложил к глазам кулаки, пригляделся, как бы в бинокль, и сказал:

— (25)3наешь, как тут на что нажимать?

—- (27)Вот что, — сказала Нюрка. — (28)Садись на крыльцо, сторожи. (29)Если налетит ястреб, кричи изо всех сил, зови меня. (30)А я сбегаю за ботвой для кроликов.

(31) Витя сел на крыльцо, а Нюрка убрала в чулан ружьё, достала пустой мешок и побежала в поле.

(32) На краю поля были сложены гора из картофельной ботвы и картошка.

(ЗЗ)Набив ботвой мешок и набрав картошки, Нюрка пригляделась: далеко ли ребята? (34)Они были далеко, даже не разобрать.

(36) В этот момент ударил выстрел.

(37) Нюрка помчалась обратно. (38)Она вбежала на школьный двор и услышала жужжание. (39)Ружьё лежало на ступеньках, а Витя сидел и жужжал на своей палочке.

— (40)Кто стрелял? — крикнула Нюрка.

(41)Но даже и нечего было кричать. (42)Ясно было, кто стрелял, — пороховое облако ещё висело в бузине.

— (45)Ври-ври! (46)Ястреб над птичником кружит.

(47)Нюрка поглядела в небо, но ястреба не увидела.

— (48)Он в крапиве лежит.

(49)Ястреб действительно лежал в крапиве. (50)Крылья его были изломаны и раскинуты в стороны.

(51) Глядя на ястреба, Нюрка не верила, что это сделал Витя.

(52) С поля прибежали ребята. (53)Они завопили от восторга, что такой маленький Витя убил ястреба.

(54)А Федюша Миронов гладил его по голове и кричал:

— (56)А мне ястреба жалко, — сказала Нюрка.

— (57)Да ты что! (58)Сколько он у нас кроликов потаскал!

(59)Всё равно жалко., (60)Такой красивый был!

(61)Тут все на Нюрку накинулись.

— (62)А кого тебе больше жалко, — спросил Федюша Миронов, ястреба или кроликов?

— (63)И тех и других.

— (64)Вот дурёха-то! (66)Кроликов-то жальче! (66)Они ведь махонькие. (67)Скажи ей, Витька. (68)Чего ж ты молчишь?

(69) Витя сидел на крыльце и молчал.

(70) И вдруг все увидели, что он плачет. (71)Слёзы у него текут, и он совсем ещё маленький. (72)От силы ему шесть лет.

— (73)Не реви, Витька! — закричали братья Моховы.

— (74)Убил птицу — пускай ревёт, — сказала Нюрка.

— (75)Нюрка! (76)Имей совесть! (77)Тебя же поставили сторожить. (78)Сама должна была убить ястреба.

— (79)Я бы не стала убивать. (80)Я бы просто шуганула его, он бы улетел.

(81) Нюрка стала растапливать печку, которая стояла в саду, поставила на неё чугун с картошкой.

(82) Пока варилась картошка, ребята всё ругались с ней, а Витя плакал.

— (83)Вот что, Нюрка, под конец сказал Федюша Миронов, да~ Витька к ястребу не лез. (84)Ястреб нападал гг Витька защищался.

(85) Это были справедливые слова.

(86) Но Нюрка ничего не ответила. (87)Она надулась и молча вывалила картошку из чугуна прямо на траву.

(По Ю. И. Ковалю)

В предложениях 23-30 Нюрка учит Витю пользоваться ружьём. Оно может потребоваться герою, если прилетит ястреб, пока девочка ходит за ботвой для кроликов. Этот разговор подготавливает читателей к восприятию дальнейших событий. Вите действительно приходится выстрелить.

Смысл приведённого фрагмента я понимаю так: Нюрка почувствовала обиду, когда ребята поругались с ней, пытаясь доказать свою точку зрения. Она не хотела признавать свою ошибку и поэтому обвинила другого человека. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Так, например, в 14-17 предложениях говорится о том, что Нюра взяла сторожевое ружьё, потому что оно могло пригодиться. Девочка подумала о ястребе, который может навредить кроликам. В дальнейшем она сама показывает мальчику Вите, как пользоваться ружьём.

В 79-80 предложениях героиня отмечает, что никогда не стала бы убивать ястреба. Она осуждает Витю и обвиняет его в случившемся. Однако слова Нюрки противоречат её поступкам. Девочка пытается защитить саму себя: она не должна была оставлять кроликов, которых обещала сторожить. Кроме того, ей не нужно было давать ружьё мальчику, если Нюрка не собиралась убивать ястреба.

Таким образом, единственное, что девочка могла сделать в данный момент, - это понять Витю и встать на его сторону. Однако, к сожалению, человеку не всегда легко признавать собственную вину.

9.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

В чём проявляется человечность? В первую очередь, конечно, в добром, внимательном отношении к людям. Нужно учиться выслушивать другого человека, ведь это важнейший шаг к взаимопониманию.

Таким образом, человечность – это уважение к людям, способность к сопереживанию и готовность помочь другому человеку. В нашем мире очень важно сохранить в себе это качество.


Задание 9 № 10450

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Введенской.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

– (1)Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик.

– (2)Скучно, – сказала девочка. – (3)Мы там недавно были.

– (4)Давайте искать сердолики, – сказал второй мальчик.

– (5)Жарко, – ответила девочка. – (6)Солнце слепит глаза, и ничего не видно.

(7)Они сидели поджав ноги. (8)Мальчики спиной ко мне – я видел их тоненькие шеи, а девочка – лицом. (9)У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (10)Ребята только что вылезли из моря.

– (11)Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я.

(12)Они посмотрели на меня, и девочка сказала:

– (13)Каждый день придумывают одно и то же. (14)Скучно…

– (15)А она ничего не придумывает, а только скучает, – сказал первый мальчик.

– (16)Да, тяжёлое ваше дело.

(17)Они вздохнули. (18)Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

– (19)А знаете что, – сказал я, – вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать. (20)Только обязательно.

– (21)Интересно. (22)А кто будет первым вожаком? – спросила девочка.

– (23)Ну кто? (24)Кто-нибудь из вас троих.

– (25)Нас не трое, – сказал второй мальчик. – (26)Нас четверо. (27)Сейчас ещё Димка придёт.

– (28)Димка у нас странный, – сказала девочка.

– (29)Чем же он у вас странный?

– (31)Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.

– (32)А однажды он устроил там обсерваторию, – сказал первый мальчик. (33)Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.

– (45)С морем? – удивился я.

– (46)Ну да. (47)Оно ведь живое.

(48)И в это время появился сам Димка. (49)Он летел стрелой. (50)Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные ветром.

(51)Ребята повернулись в его сторону.

– (52)Я видел, я, кажется, видел гремучую змею! – сказал Димка. – (53)Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (54)Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (55)Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (56)И я примчался за вами.

(57)Мальчишки тут же вскочили.

– (58)А она нас не укусит? – спросила девочка.

– (59)Трусиха! – сказал первый мальчик.

– (60)Девчонка! – поддержал его второй. – (61)Пошли, Димка, без неё.

– (62)Что ты, – сказал Димка девочке и тихо добавил: – Эта змея —обыкновенный уж. (63)Про гремучую я придумал для интереса. (64)И убивать мы её не будем. (65)Ужи – безвредные змеи.

(66)Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

(67)Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (68)Он научит их всех мечтать…

* Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.


Задания Д2 № 10437

1) Димка всегда опаздывает на встречу с друзьями.

2) Димка ничего не придумывает, а только скучает.

3) Димка – творческая натура, он всегда придумывает необычные занятия.

4) Димка бесстрашный: он не боится змей.

Ребята называли Димку странным из-за того, что он всё время что-то придумывал.

15.1 15.1 Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле.

Таким образом, нам удалось подтвердить правомочность высказывания Л. А. Введенской об особенностях синтаксиса разговорного стиля.

15.3 У каждого человека существуют основные жизненные ценности, то есть то, что кажется ему наиболее значимым и важным. Стремиться к тому, чтобы жить так, как хочется, как мечтается, могут не все. А ведь это так важно — жить, осуществляя свою мечту, свои желания.

Странным кажется ребятам Димка, выдумщик и фантазёр. Разве не странно — разговаривать с морем, читать ему стихи, петь песни? Для Димки — нет. Он ведёт себя так, как велит ему сердце, душа: он искренен, он зажигает и других ребят своей энергий, и вот уже все бегут искать змею, чтобы добыть несуществующий яд. Он всё выдумал? Да. Но ведь это приключение, и это гораздо интереснее, чем сидеть на берегу и скучать.

Все люди разные. Кто мечтает о космосе, кто — о кулинарном рецепте, который бы покорил весь мир. Самое главное, чтобы наши мечты, и наши ценности, и пути достижения целей были правильными, чтобы они делали счастливее нас и людей вокруг.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

Разбираем подробно план и структуру сочинения ОГЭ 9.3 для 9 классов.

Что должно быть включено в план написания, какая именно должна быть структура у сочинения? Разбираем подробно!

Для начала определим ваш план работы. Вот вы видите текст. Какие дальнейшие действия?

Алгоритм работы с текстом 9.3

  1. Внимательно прочитайте текст
  2. Определите тему и идею текста
  3. Что думает автор о том, что пишет; как относится к этому?
  4. Проанализируйте систему образов, выделенных автором в тексте: есть ли в нём образы положительные и отрицательные?
  5. Какие поступки совершают герои?
  6. Каково отношение автора к героям текста (кому он симпатизирует, а кого осуждает?)

Алгоритм работы над сочинением 9.3

  1. Внимательно прочитайте задание
  2. Соотнесите слово (словосочетание) и тему, данные в задании
  3. Дайте толкование значения приведённого слова (словосочетания) и прокомментируйте своё определение связав это с темой сочинения (тема должна содержать вывод, данный в определении)
  4. Подтвердите свой тезис (определение) двумя аргументами: один из текста, другой из жизненного опыта (можно взять оба аргумента из текста). Запишите номера предложений, взятых в качестве аргументов
  5. Составьте план сочинения, логично выстроив работу
  6. Напишите работу в черновике, проверьте её
  7. Перепишите сочинение в чистовик

Сама же структура сочинения 9.3 выглядит очень просто на самом деле.

Структура сочинения-рассуждения 9.3

  1. 1-й абзац. Тезис.
  2. 2-й абзац. Аргумент 1 + пример + комментарий.
  3. 3-й абзац. Аргумент 2 + пример + комментарий.
  4. 4-й абзац. Заключение (по тезису).

Всего 4 абзаца. Но в них очень много важных тонкостей.

И для начала предлагаем вам посмотреть подробное видео, на котором рассказывается о том, какая должна быть структура у сочинения и какие клише на нем надо использовать

Подробный план написания сочинения 9.3

Часть (абзац)

Содержание

Варианты начала абзацев (словосочетания, предложения)

Тезис (мысль которую надо раскрыть, доказать)

Ваша задача: объяснить предложенное понятие.

1.С риторического вопроса и ответа на него/серии риторических вопросов: поставить 3 вопроса и ответить на них:

Что такое смелость? Мне кажется, смелость – это качество, которое характеризуется (проявляется)… (дать определение)

Я думаю, что дружба – это отношения между людьми, основанные на уважении, доверии, взаимопонимании, честности.

2. С именительного темы:

Смелость… Как редкого в современном мире можно встретить по-настоящему смелого человека.

Любовь… Пожалуй, это одно из самых сильных чувств. Именно ради любви совершаются смелые поступки.

3. С лирического размышления на заданную тему:

Когда произносишь слово смелость, то в воображении сразу возникает образ средневекового рыцаря, готового совершить подвиг. Или образ отважного солдата, защитника Родина, готового отдать жизнь во имя победы. Что же такое смелость? Мне кажется, смелость – это…

4. С известного высказывания, цитаты и своего комментария к ней:

Закончить первый абзац необходимо словами:

Немало подобных примеров можно найти в русской художественной литературе.

Чтобы доказать сказанное, обратимся к русской литературе.

Попробую доказать сказанное на конкретных примерах.

Для подтверждения своих слов перейду к тексту Ф.И. О. автора.

Аргумент (=доказательство, пример) № 1 (из прочитанного текста)

Ваша задача – показать, что в прочитанном тексте есть герой, проявляющий данное качество или испытывающий данное чувство. Необходимо проанализировать его образ в аспекте этого понятия.

Во-первых, в тексте Ю. Я. Яковлева…

С одной стороны, пример смелости показывает нам в своем тексте Ю.Я. Яковлев.

Пример настоящей смелости показан в тексте Ю.Я. Яковлева. Его герой …

В тексте Ю. Я. Яковлева рассказывается о смелости, которую проявляет…

В тексте Ю.Я. Яковлева говорится о том, что …

Ю.Я. Яковлев рассказывает нам о том, как …

В нём рассказывается о …

Аргумент (=доказательство, пример) № 2 (из жизненного опыта)

Жизненный опыт – это то, что пережил ты, твои родители, друзья; или то, что с тобой/ними произошло. А также прочитанные когда-то произведения.

Ваша задача - привести пример с похожей ситуацией и проанализировать его в аспекте данного понятия.

Немало примеров проявления смелости можно найти в современной жизни.

Ваша задача – сделать вывод из сказанного.

Помни! Вступление и заключение должны быть родственны друг другу. Заключение – это возвращение к началу, то же самое, но уже другими словами, на

другом уровне!

В заключение хочу сказать, что …

Подводя итог сказанному, хочется отметить/повторить, что …

Мы убедились, что …

Варианты клише

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) и примеры

Тезис

На мой взгляд, человечность - это. (или) По моему мнению, человечность - это. (или) Мне кажется, что человечность - это. (или) Я думаю, что человечность - это. (или) Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что.

Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о. (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему. В предложении № . автор говорит о том, что. (или)

Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта. (или) В жизни мы часто наблюдаем. (или) Однажды я был свидетелем события, которое. Как-то раз.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что. (или) Таким образом, можно заключить, что. (или) В заключение я хочу сказать, что.

Видеоподборка с различными вариантами клише 9.3

Читайте также: