Защита лужина итоговое сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В подобных принципах мотивизации характера проявляется важнейшая грань концепции человека у Набокова – и принципиальный, декларативный разрыв с реализмом. Отношения между героем и действительностью оказываются искривленными и алогичными. Герой, вглядываясь в реальную жизнь, будь то жизнь социальная или сугубо частная, пытается постигнуть ее – и не может сделать этого. Возникает характерный мотив бегства от враждебного, чуждого, алогичного мира. Поэтому защита, которую пытается выработать Лужин, направлена не только на организацию противодействия атаке белых фигур, но и на противодействие реальности, пугающей и отталкивающей, втягивающей в себя каждого человека без изъятия – даже вопреки его воле.

Подобная взаимосвязь личности с историческим процессом предопределила характер реализма первой половины XX столетия. В качестве типических обстоятельств, мотивирующих характер, выступает историческое время, и герой вынужден самоопределиться в отношении к нему. Подобная непреложная взаимосвязь обусловлена положением личности, включенной историей в свой круговорот, часто против собственной воли, и не имеющей уже возможности переждать исторические катаклизмы и уйти в сферу частного бытия, всегда, казалось бы, доступную личности. Подобная мотивация характера историческим временем и фатальная зависимость личности от его влияний, тлетворных или позитивных, проявилась в творчестве таких разных писателей, как Горький, А. Толстой, М. Шолохов, Б. Пастернак.

У Набокова закономерность взаимосвязи личности с историческими катаклизмами, часто трагическая для воли и судьбы человека, выявляется с ничуть не меньшей остротой и драматизмом, чем в реалистическом романе Горького. Мало того, это становится своего рода эстетическим принципом романного жанра в русской литературе нашего века.

Разумеется, Лужин не Самгин, он по-детски откровенен и беспомощен, он по-детски предан игре. Эти герои сталкиваются с совершенно различными жизненными историческими ситуациями и на совершенно различных основаниях приходят к отторжению действительности. Но в типологическом, отвлеченном плане совпадения есть.

Принципиальное отторжение действительности героем Набокова – не случайный каприз автора, а продуманная жизненная и творческая позиция, мужественно отстаиваемая, ставшая программой личного и литературного поведения. Если угодно, это была одна из попыток сохранить суверенитет человеческой личности, ее права на независимость от обстоятельств времени, в том числе времени исторического, агрессивность которого в XX веке в отношении частной жизни человека стала особенно очевидной. Литература нашего века констатировала, что человек уже не имеет естественного права, вполне доступного еще в прошлом столетии. Это право частного бытия, право ощущать себя вполне суверенной личностью по отношению к любым внешним событиям и сторонам действительности. Литература XIX века это право декларировала как естественное и неотъемлемое, ведь его и утверждал своей судьбой и социальным поведением «лишний человек, подобный Онегину или Печорину, его утверждал Илья Ильич Обломов, предпочтя диван в доме на Гороховой улице перспективе государственной службы; его утверждал Федор Иваныч Лаврецкий, уединившийся в дворянском гнезде от обрушившихся на него невзгод. В XX веке это право личности было подвергнуто сомнению. Человек оказался втянут в круговорот исторических событий – часто против собственной воли.

Таким образом, все, что отталкивало от Набокова читателя ли, частного ли человека, случайно пересекшегося с ним, социально ориентированного критика, – неземная гордыня, в лучшем случае подчеркнутая снисходительность к ближнему, антисоциальность, принципиальный индивидуализм, декларируемый пафос общественного неслужения, элитарный эстетизм и отсутствие желания быть понятным, перерастающее в открытое пренебрежение читателем, – было попыткой защитить свой дар и право частного бытия от жестокого натиска истории, свирепости непросвещенной толпы, в детской резвости колеблющей треножник художника и посягающей на естественное право любой самостоятельной личности – право быть самой собой.

И с этой точки зрения Набоков был как раз очень русским писателем! В сущности, и жизнью, и творчеством своим он отстаивал суверенитет частного человека, пытаясь своей судьбой, литературным и личным поведением показать возможность сугубо индивидуального бытия и в XX веке, когда, казалось бы, социальная действительность оставляет личности все меньше возможности для этого. Но Набокову это удалось. Он шел своей и только своей дорогой в литературе, отметая все нелепые требования редакторов и издателей (вроде предложения сделать из нимфетки Лолиты мальчика – тогда, дескать, публика поймет), и не побоялся скандальной славы и обвинений в порнографии, когда роман был опубликован. В сущности, такая позиция была попыткой выйти из-под диктата сил общественности, выступавшей с проповедью незыблемых моральных ценностей или же утверждающей социальное самопожертвование единственно возможной и оправданной формой индивидуального бытия.

Родители десятилетнего Лужина к концу лета наконец решаются сообщить сыну, что после возвращения из деревни в Петербург он пойдет в школу. Боясь предстоящего изменения в своей жизни, маленький Лужин перед приходом поезда убегает со станции обратно в усадьбу и прячется на чердаке, где среди прочих незанимательных вещей видит шахматную доску с трещиной. Мальчика находят, и чернобородый мужик несет его с чердака до коляски.

На переменах Лужин не участвует в общих ребяческих играх и сидит всегда в одиночестве. К тому же сверстники находят странную забаву в том, чтобы смеяться над Лужиным по поводу отцовских книжек, обзывая его по имени одного из героев Антошей. Когда дома родители пристают к сыну с расспросами о школе, происходит ужасное: он как бешеный опрокидывает на стол чашку с блюдцем.

Только в апреле наступает для мальчика день, когда у него появляется увлечение, на котором обречена сосредоточиться вся его жизнь. На музыкальном вечере скучающая тетя, троюродная сестра матери, дает ему простейший урок игры в шахматы.

Через несколько дней в школе Лужин наблюдает шахматную партию одноклассников и чувствует, что каким-то образом понимает игру лучше, чем играющие, хотя не знает еще всех её правил.

Лужин начинает пропускать занятия — вместо школы он ездит к тете играть в шахматы. Так проходит неделя. Воспитатель звонит домой, чтобы узнать, что с ним. К телефону подходит отец. Потрясенные родители требуют у сына объяснения. Ему скучно что-либо говорить, он зевает, слушая наставительную речь отца. Мальчика отправляют в его комнату. Мать рыдает и говорит, что её обманывают и отец, и сын. Отец думает с грустью о том, как трудно исполнять долг, не ходить туда, куда тянет неудержимо, а тут еще эти странности с сыном…

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Лужин играет во всех крупных городах России и Европы с лучшими шахматистами. Его сопровождает отец и господин Валентинов, который занимается устройством турниров. Проходит война, революция, повлекшая законную высылку за границу. В двадцать восьмом году, сидя в берлинской кофейне, отец неожиданно возвращается к замыслу повести о гениальном шахматисте, который должен умереть молодым. До этого бесконечные поездки за сыном не давали возможности воплотить этот замысел, и вот сейчас Лужин-старший думает, что он готов к работе. Но книга, продуманная до мелочей, не пишется, хотя автор представляет её, уже готовую, в своих руках. После одной из загородных прогулок, промокнув под ливнем, отец заболевает и умирает.

Лужин продолжает турниры по всему миру. Он играет с блеском, дает сеансы и близок к тому, чтобы сыграть с чемпионом. На одном из курортов, где он живет перед берлинским турниром, он знакомится со своей будущей женой, единственной дочерью русских эмигрантов. Несмотря на незащищенность Лужина перед обстоятельствами жизни и внешнюю неуклюжесть, девушка угадывает в нем замкнутый, тайный артистизм, который она относит к свойствам гения. Они становятся мужем и женой, странной парой в глазах всех окружающих. На турнире Лужин, опередив всех, встречается с давним своим соперником итальянцем Турати. Партия прерывается на ничейной позиции. От перенапряжения Лужин тяжело заболевает. Жена устраивает жизнь таким образом, чтобы никакое напоминание о шахматах не беспокоило Лужина, но никто не в силах изменить его самоощущение, сотканное из шахматных образов и картин внешнего мира. По телефону звонит давно пропавший Валентинов, и жена старается предотвратить встречу этого человека с Лужиным, ссылаясь на его болезнь. Несколько раз жена напоминает Лужину, что пора посетить могилу отца. Они планируют это сделать в ближайшее время.

В 1929 году в журнале “Современные записки” был напечатан новый роман В. Набокова “Защита Лужина”. “Я села читать эти главы, прочла два раза. Огромный, зрелый, сложный современный писатель был передо мной, огромный русский писатель, как Феникс, родился из огня и пепла революции и изгнания. Наше существование отныне получало смысл.

Все мое поколение было оправдано”, – писала всегда восторженная в оценке Набокова Нина Берберова. Владислав Ходасевич также заметил значимость романа в творчестве писателя: “Защита Лужина”

– первая вещь, в которой Сирии стал уже во весь рост своего дарования”. Больше десятилетия спустя, сам Набоков в письме главе книжного издательства Дж.

Лафлину писал: ” В современной русской литературе я занимаю особое положение новатора, писателя, чья работа стоит совершенно особняком от творчества его современников. Из десятка романов, которые я написал в последние пятнадцать лет, лучшие э то “Защита Лужина”, “Приглашение на казнь” и состоявший из 120 тысяч слов “Дар”.
Роман написан Набоковым как большая шахматная партия,, разыгранная русским шахматистом-эмигрантом Лужиным

и, с другой стороны, самой жизнью. Шахматы для самого писателя были из тех увлечений, что остаются любимыми всю жизнь. При достаточном углублении в роман описанную в нем шахматную задачу можно решить.

Для набоковского героя шахматы представляют единственный интерес к жизни, сравнивается игра только с музыкой.
В романе затронута одна из актуальных для писателя тем – противостояние творческой личности и общества, покушающегося на ее свободу. В контексте этой темы “защита Лужина” – это не только совокупность продуманных ходов в шахматной партии, но и психологическая защита от окружающих.
Кульминация романа – поединок с Турати. Перехитрить противника не удалось, защита не сработала, потому что Турати пошел так, как Лужин не мог ожидать. Из-за переутомления Лужин проигрывает и попадает в больницу, его мучают галлюцинации.

Его самоубийство нелогично и неожиданно. Спокойная семейная жизнь для него неприемлима именно потому, что так он будет лишен возможности играть в шахматы. Возможно, это противоречие и толкает его к последнему шагу.

С. Сакун в своей статье “Шахматный секрет романа В. Набокова “Защита Лужина” предполагает, что шахматный конь – аллегория самого героя. В романе гроссмейстер Лужин разрабатывает защиту от дебюта своего соперника, смысл которой состоит в жертве шахматного коня, то есть гибели самого Лужина. Он “выпал из игры”, проиграл. Это завершение партии и завершение жизни.

Получается, что самоубийство – это часть защиты Лужина. Падая, Лужин видит, как под ним “бездна распадалась на бледные и темные квадраты, на шахматную доску. Это обретенная вечность для него, его шахматный рай.

Набоков пишет Лужина гениальны шахматистом, человеком полностью увлеченным своим делом, который во внешнем мире видит только шахматные закономерности и фактически живет только шахматами. Вероятно, автор хотел через этого героя просто попробовать представить как видит мир человек, который в нечто полностью погружен и существенным образом отличается от обывателя.

О чем размышляет простой человек? В повседневности мы думаем о простых делах, тысячи мыслей сменяются. По сути, ничего интересного и масса банальностей.

Лужин в свою очередь полностью занят шахматами и только, он повсюду видит шахматы, наподобие ученого, который размышляет над новой формулой, просчитывает различные варианты, ищет нечто новое. Таков тяжелый труд творца и человека увлеченного.

С другой стороны Набоков с самого начала описывает отстраненность Лужина от остального мира, в котором он чувствовал себя всегда чужим и брошенным. Только в пространстве шахматном, он ощущал себя творцом и властителем. Фактически Лужин не существует во внешнем простом мире, но существует в шахматном и только там проявляется его настоящая личность.

Таким образом, главный герой является гением изначально, так сказать, по рождению. Он изначально не видит ничего интересного в этом мире и, наверное, в некоторой степени над этим миром возвышается.

На самом деле именно внешний мир захлестывает Лужина и губит. Конечно, главный герой уходит сам, но только по причине отсутствия иного выхода из сложившейся ситуации. Оставив шахматы Лужин не смог отыскать нигде более для себя применения, он существовал только для отдельного пространства, даже для отдельного мира и простые земные блага его не особенно волновали.

В этой фигуре прослеживается отрешенность гениев и непонятность гениальных людей другим. Лучше всего такое положение дел видно через Валентинова, который относится к своему подопечному предельно цинично и, хотя и видит гениальность, не вдается в суть этой гениальности. Валентинов просто смотрит на Лужина и пользуется как чем-то интересным и удивительным, величие таланта Лужина, ему, по сути, безразлично, равно как всему остальному миру.

Образ и характеристика Лужина в рассказе Защита Лужина Набокова

Несколько интересных сочинений

Сбор ягод и грибов - действие, которое, в первую очередь, характеризует прекрасное время года лето. Приятно ходить по лесу и искать спрятавшихся партизанов. Глядишь, вот и стоит белый гриб, а рядом с ним еще один.

Персонаж повести Максима Горького девятнадцатилетний Иван, весьма неоднозначен. Прозвище Цыганок он получил из-за своего внешнего вида – смуглая кожа, темные волосы, плюс ко всему он часто воровал на базаре

В самом начала произведения Островский описывает выдуманный город Калинов, который находится у побережья Волги. По словам героев произведения как главных, так и второстепенных, мы можем сделать вывод

С самого раннего детства детям рассказывают различные сказки, былины о героических поступках, о каких-то вещах, которые очень важны и чётко могут сформировать правильное воспитание дитя.

Читайте также: