Описание человека сочинение 5 класс план

Обновлено: 04.07.2024

Сочинения, с которыми мы знакомим детей в школе, имеют несколько разновидностей: описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание картины, описание местности, описание обстановки (интерьер).

Цель описания – воссоздание в воображении читающего какой-то образ. При этом субъект, который создает описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое вокруг себя. Он также свободен в оценках и способах подачи материала.

Описать – это значит указать, раскрыть важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.

Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.

Сочинение-описание имеет трехчастную композицию: введение, основная часть, заключение.

План работы над сочинением-описанием

1. Во введении необходимообозначить объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, то нужно назвать его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.

2. Подумать, что именно привлекает внимание к изучаемому объекту, что делает его узнаваемым. Это, конечно, могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.

3. В соответствии с выявлением этой характеристики необходимо использовать в основной части сочинения оценочные прилагательные для описания объекта, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые помогут охарактеризовать состояния объекта в разные периоды времени. Также необходимо использовать эти прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.

4. Сначала необходимо описать существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем нужно приступить к подробностям и мелочам, которые дополняют образ, также необходимо использовать оригинальные определения и сравнения. Не нужно давать банальных характеристик, необходимо стараться показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли необходимо использовать глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)

5. Завершая описание, необходимо описать объект краткой, но ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.

Помните, как однажды Шерлок Холмс спросил у доктора Ватсона, сколько ступенек ведет к их квартире на Бейкер-стрит? Ватсон не смог точно вспомнить и (как обычно) был поражен подробнейшим описанием каждой ступеньки, сделанным Холмсом. Но ведь они оба каждый день много раз поднимались и спускались по этим ступенькам! Просто Ватсон (как он сам объяснил) никогда не обращал на них внимания. Следует ли из этого, что сначала нужно научиться обращать внимание, исследовать то, что мы собираемся описывать?

Учиться описывать мы начали с самого простого – в начале одного из сентябрьских уроков пятиклассники принесли с собой каштаны. Рассматривали, сжимали в руках, постукивали о парту. Недолго – около минуты. Потом получили задание: собрать материалы для описания. Для этого нужно было ответить на вопросы: каков каштан на вид (что вы видите? цвет и его оттенки, форма, размер, особенности), каков плод каштана на ощупь (теплый или холодный, гладкость, тяжесть, ощущение в руке) и звуки, с ним связанные (глухой или звонкий стук, звук падения с дерева и т.д.), на что похож. Работали в тетрадках 2–3 минуты, затем обменивались наблюдениями. Перед этим на доске записали слова каштан, плод, орех и

Что я вижу?

Что чувствую?

Что могу услышать?

Вот что получилось в результате: на вид: коричневый, каштановый, бурый, шоколадный, с узорами, с таинственным рисунком, похожий на карельскую березу, блестящий, как лакированный, неравномерно окрашенный, с разводами темно-коричневой краски, круглый, как шарик от пинг-понга, небольшой, большой, неровный, похожий на маленькое яблочко, с ямкой. На ощупь: гладкий, тяжелый, холодный, но если подержать в руке, то нагревается, приятный, шелковистый, бархатистый, живой. Звук: глухой стук, тяжелый удар, шорох в листьях при падении, щелчок о землю.

В дальнейшем ребята получат памятки для самостоятельной работы с сочинением-описанием.

Сочинение-описание (памятка)

Моя черепашка такая смешная! Когда она бежит, то кажется, будто катится камешек. У нее зубки маленькие и острые, как кнопки, а коготки прямые и очень острые, как булавки. Иногда она пищит, а когда заберется в пыльный угол, то начинает фыркать, как паровозик. У нее панцирь блестящий, желто-коричневого цвета, с зеленым отливом. И сама она желто-зеленого цвета.

Она мне очень нравится. (Работа пятиклассницы)

Яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха – слышно, как гремят семечки.

3. Сочинение-описание подобно фотографии или нескольким фотографиям, а иногда фрагменту из фильма.

В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши.

4. Сочинение оживляют сравнения. Например: котенок похож на клубок пушистых ниток; снегирь как пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко.

Придумай и используй в сочинении свои сравнения.

5. Лингвисты сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперед, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперед. Так же строится текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли, добавляем новое, т.е. сведения, ради которых создается предложение.

6. Проверь, можно ли воспользоваться приемом фотографирования, читая твое сочинение.

Мой пес замечательный!

Есть у меня….

Пенал служит для того, чтобы в нем носили ручку. …

Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне верно.

В день рождения мне подарили.

8. Подумай, как ты завершишь свое сочинение. Последняя фраза (или абзац) содержит вывод – чем тебе близок тот, кого ты описал, как его появление в твоей жизни тебя обогатило.

Успехов в сочинении!

Задания

1. Прослушайте текст, постарайтесь увидеть то, что можно увидеть. Запомните и перескажите.

Что это была за фигура! Точно его всего укоротили! Тело длинное, грузное, а ножки такие коротенькие, что, казалось, ему трудно носить себя. Короткий пушистый хвост, короткая шея, короткая узкая головка, острая лисья мордочка, короткие, широкие, почти спрятанные в густом мехе уши, глаза как пуговки, щеки будто сажей намазаны. Не будь этот увалень таким пушистым, он был бы просто уродцем. Но его выручал густой серовато-бурый мех, переходящий местами в желто-серый, превращавший это забавное создание в какую-то живую меховую игрушку. Звали его Гомзик. (А.Батуев. Чудесный мир)

Карлсон – это маленький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать. На самолетах и вертолетах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик. С минуту, пока пропеллер не раскрутится как следует, Карлсон стоит неподвижно, но когда мотор заработает вовсю, Карлсон взмывает ввысь и летит, слегка покачиваясь, с таким важным и достойным видом, словно какой-нибудь директор, – конечно, если можно себе представить директора с пропеллером за спиной. (А.Линдгрен. Карлсон, который живет на крыше)

Далеко-далеко, сколько хватает взгляда, золотится на солнце густая рожь. Ветер легко колышет налитые колосья. Исчезает во ржи извилистая тропинка. Далеко впереди мелькают платки идущих по ней крестьянок. Могучие великаны-сосны устремились в голубое небо, и от этого еще шире кажутся просторы золотого поля. (По В.Прудоминскому. Первая Третьяковка)

Лицо: грустное, доброе, виноватое, волевое, злое, заспанное, испуганное, капризное, серьезное, сосредоточенное, открытое, обиженное, сияющее, умное, хмурое; краснощекое, смуглое, бледное.

Глаза: голубые, голубовато-серые, карие, бархатные, большие, бесцветные, быстрые, внимательные, искрящиеся, живые, круглые, лукавые, лучистые, задумчивые, озорные, узкие, смущенные, счастливые, холодные, удивленные, укоризненные, ясные.

Нос: большой, с горбинкой, крохотный, курносый, правильный, прямой, хищный, пуговкой, широкий, орлиный.

Лоб: благородный, высокий, гладкий, гордый, крутой, с глубокими морщинами, покатый, низкий, открытый.

Губы: бантиком, бесцветные, алые, пухлые, суровые, упрямые, тонкие, яркие, сухие.

5. Задания, связанные с прогнозированием.

Прослушайте отрывки из текста известного романа. Ответьте на вопросы по ходу чтения.

Если бы у нас в Англии прохожий встретил человека в таком наряде, как я, он, я уверен, шарахнулся бы от него в испуге или расхохотался бы, да зачастую я и сам невольно улыбался, представляя себе, как я в моем одеянии путешествовал бы по Йоркширу. (Как вы думаете: почему внешний вид героя вызвал бы испуг или улыбку? Как, по вашему мнению, и почему был одет герой?)

Разрешите мне теперь сделать набросок моей внешности. На голове у меня красовалась высокая бесформенная шапка из козьего меха со свисающим назад назатыльником (как вы думаете: почему шляпа с назатыльником?), который прикрывал мою шею от солнца, а во время дождя не давал воде попадать за ворот. В жарком климате нет ничего вреднее дождя, попавшего за платье.

Затем на мне был короткий камзол… и штаны до колен, тоже из козьего меха. Чулок и башмаков у меня совсем не было, а вместо них я соорудил себе… нечто вроде полусапог, но самого варварского фасона.

На спине у меня болталась корзина, на плече я нес ружье, а над головой держал огромный меховой зонтик, крайне безобразный, но после ружья составлявший, пожалуй, самую первую необходимость моей экипировки. (Есть ли предположения, где живет герой.)

Но я упоминаю об этом мимоходом. Не много было на острове зрителей, чтобы любоваться моим лицом и фигурой. (По Д.Дефо. Робинзон Крузо)

При выборе места для жилища я должен был сообразоваться с некоторыми необходимыми в моем положении условиями. (Какие условия важны при выборе места для хижины? Помните, что Робинзон Крузо живет на острове.)

Во-первых, мое жилище должно быть расположено в здоровой местности и поблизости от пресной воды; во-вторых, оно должно укрывать от солнечного зноя; в-третьих, должно быть защищено от нападения хищников, как двуногих, так и четвероногих, и, наконец, в-четвертых, из него должно быть видно море, чтобы мне не упустить случая спастись, если Бог пошлет какой-нибудь корабль, ибо мне не хотелось отказываться от надежды на избавление. (Д.Дефо. Робинзон Крузо)

Попробуйте представить и описать, как выглядела хижина Робинзона Крузо.

6. Роль стиля речи в описании.

Перед вами два описания. Чем они похожи и чем различаются?

а) По небу плывут облака. Обычно они похожи на хлопья ваты. А вот это пушистое облако похоже на забавного слоненка с вытянутым вперед хоботом. Важное серое облако – как высоченная гора. Вдруг сверкнуло солнце – и на горе обозначилась тропинка. По ней можно подняться на самую вершину… Еще минута – и… гора превратилась в птицу с раскинутыми крыльями, а слоненок – в плывущий корабль…

б) Облака состоят из капель и ледяных кристаллов. Верхний ярус (выше 6 км) составляют перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые. Эти облака состоят из ледяных кристаллов. Средний ярус (2–6 км над землей) занимают высокослоистые и высококучевые, состоящие из капель и кристаллов. Нижний ярус (ниже 2 км) составляют слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-дождевые облака. Они состоят из капель. Также некоторые ученые выделяют перламутровые и серебристые облака.

Описание внешности человека - это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания - найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.

Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, "Внешность человека, которого я видел однажды…"). Или воображение ("Мой портрет через 10 лет").

Примерный план сочинения:

1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.

Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные.

Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский.

Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой.

Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…

Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская.

Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная.

Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная.

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.

Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.


Данное пособие на конкретных примерах обучает специфике написания сочинений в 5–6 классах. Это сочинения-описания природы, человека, картины, рассказ о событии, о каком-либо предмете обихода и т. д. Пособие охватывает все виды сочинений, предусмотренных программами для средней школы. Данное пособие является одной из книг Родина И. О., которая вместе с другими образует единый курс обучения созданию текстов. Пособие окажет неоценимую услугу не только школьникам, но родителям и учителям.

Оглавление

  • Замечания для учителя
  • Цели и задачи курса
  • Содержание курса
  • Сочинение-описание

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения. Правила составления текстов. 5-6 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 блок тем (простое описание)

2 блок тем (описание по ощущению)

а) За что я люблю осень?

б) За что я люблю зиму?

в) За что я люблю весну?

г) Почему мне нравится лето?

3 блок тем (описание по части целого)

в) Ветка цветущей сирени.

г) Голубые незабудки.

1 блок тем (простое описание)

2 блок тем (описание по части целого)

1 блок тем (простое описание)

г) Моя соседка по парте.

2 блок тем (описание по ощущению)

а) Мой любимый учитель.

в) Мой самый близкий друг.

г) С кем я хотел бы подружиться.

3 блок тем (описание по части целого)

а) Бабушкины очки.

в) Дедушкина (капитанская) трубка.

г) Папин бумажник.

а) Мое домашнее животное.

б) Кошка — мой ласковый друг.

в) Мое любимое животное.

г) Собака — друг человека.

а) Мое увлечение.

б) Мой любимый школьный предмет.

в) Мои внешкольные занятия.

г) Моя любимая игра.

Описание времени года (3 блока тем)

Как работать над сочинением — описанием времени года (общий план работы).

1. Наблюдения: Внимательно посмотри на улицу. Если сочинение задано на дом, по дороге из школы обрати внимание на характерные приметы данного времени года. Возможно, тебе удастся подметить какие-то особенности природы, которые можно наблюдать именно в вашей местности.

2. Ощущения: Попытайся понять, какие эмоции у тебя вызывает это время года. Постарайся отразить то, что тебе нравится в нем, а также то, что не нравится (т. е. рассмотреть явление природы с разных сторон).

3. Авторитетное мнение: Вспомни известные тебе стихотворения, рассказы писателей, посвященные этому времени года (одного произведения достаточно), либо отношение кого-то из известных людей к этому времени года. Желательно выбрать писателя, либо известную личность, чье мнение совпадает с твоим (высказываемым после авторитетного мнения). Если в сочинении будут приводиться строчки из стихотворения (желательно это сделать, но не более 1-2 строк), следует написать их заранее на черновике и вспомнить их точное звучание, а еще лучше — проверить по книге (или спросить у учителя).

5. Составление плана с ключевыми словами:

а) Вводное предложение.

Вводное предложение нужно для того, чтобы начать повествование. Это предложение своим содержанием вводит нас в курс дела: передает информацию о времени, о месте или обстоятельствах дальнейшего повествования. Например: Наступила весна (время). Мы идем по весеннему лесу (место). Выпал первый снег (обстоятельство).

б) Записываем результаты наблюдений. Наблюдения фиксируют то, что мы видим вокруг. Когда мы наблюдаем, мы не описываем своих чувств и отношения к тому, что мы видим. В этой части мы можем использовать (уделить этому особое внимание) художественные изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.

Например: Молодая листва сияет на солнце (лето). Блестящий лед сковал реки и озера (зима). Деревья оделись в разноцветные уборы (осень). Низкое небо нахмурилось (осень). Снег повис на ветвях, словно клочки ваты (зима). По дорогам весело журчат ручейки (весна).

в) Описываем наши ощущения, возникающие при наблюдении за картиной природы. В отличие от предыдущего пункта, здесь мы делаем упор на собственные чувства (не рассуждения!). Например: Холодно. Неуютно. Тоскливо. Вокруг удивительно красиво. Пейзаж наводит на грустные мысли. При виде молодых листочков радость наполняет душу. Величественная картина пробуждения природы приводит зрителя в восторг.

г) В этой и следующей частях мы высказываем мысли, основывающиеся на наблюдениях и ощущениях (два предыдущих пункта). Здесь мы приводим мнение известного писателя, поэта, ученого или другого авторитетного лица по теме нашего сочинения.

Например: Многие поэты восхищались осенью. Вот как писал о ней А. С. Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

С весной многие поэты связывали свои надежды. А. Н. Плещеев так писал о весне:

Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы!

д) Здесь мы высказываем свою собственную мысль (отношение, мнение) по теме нашего сочинения, эта мысль должна соотноситься с авторитетным мнением из предыдущего пункта. Например: Восхищение поэта мне близко и понятно. Картина зимней природы всегда поражала мое воображение. Или: Я полностью разделяю восторг писателя. Очарование весенней природы всегда находит отклик в моей душе.

е) Заключение. Одно или два предложения, подводящие итог всему сказанному в сочинении. Например: Часто зимой люди грустят. Но я каждый год с нетерпением жду наступления холодов, потому что вновь и вновь хочу любоваться великолепным зимним пейзажем. Или: Каждый год я с нетерпением жду весны, чтобы вновь и вновь любоваться пробуждением природы.

. Каждому пункту плана должен соответствовать один абзац (законченный по смыслу отрывок текста, записанный с красной строки).

6. Планирование времени, отведенного на написание сочинения

Из 45 минут урока:

5 минут — пп. 1, 2 (наблюдения, ощущения)

5 минут — пп. 3, 4 (авторитетное и собственное мнение), эти пункты следует сформулировать письменно, цитату — уточнить

10 минут — составление плана с ключевыми словами на черновике

10 минут — написание текста на черновике

10 минут — переписывание текста на чистовик

5 минут — проверка орфографии и правильности оформления текста

Три блока тем различаются акцентом, который делается на каком-либо пункте плана.

1 блок тем (простое описание)

2 блок тем (описание по ощущению)

а) За что я люблю осень?

б) За что я люблю зиму?

в) За что я люблю весну?

г) Почему мне нравится лето?

3 блок тем (описание по части целого)

в) Ветка цветущей сирени.

г) Голубые незабудки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 18. Тема: Развитие речи. Описание внешности человека

Цели деятельности педагога

Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся, подготовить к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека; показать роль описания деталей в художественном тексте; развивать умения школьников в определении типа текста, его основной мысли; способствовать развитию умений составлять план текста

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

м етоды и формы
обучения

Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд : презентация по теме урока

Основные понятия

Художественный стиль речи

Организационная структура урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

– Давайте определим свое настроение, настрой на работу:

не совсем готовы –

– Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок русского языка. Мы будем учиться описывать внешность человека по личным наблюдениям 1

Слушают учителя, участвуют в диалоге

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают

Листы обратной связи

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних

и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации

На слайде записана тема урока.

Описание внешности человека по личным наблюдениям.

– Какие слова в названии темы главные? (Описание внешности – личные наблюдения.)

– А что значит описать внешность человека? (Это описать (рассказать) лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для внешней портретной характеристики; глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики.
(По мере высказывания версий оформляется 1-й слайд презентации, учитель подводит учащихся к выводу о том, что
главное в описании внешности – попытаться передать внутренний мир героя сочинения .)

д ополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся

Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем

Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения

3. Выявление места
и причины затруднения

– Как вы думаете, что необходимо отразить в описании внешности человека? (Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоянием.)

– Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? А характер?

– Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным, внимательным к окружающим людям.)

д ополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся.

– Вы, наверное, знаете, что описание внешности может быть разным: деловое (при розыске пропавшего, так как надо указать особые приметы) , например: Потерялась собака 4-х лет… Порода… Зовут… Окрас… На правой щеке ближе к шее – белое пятно. ;

научное (описание археологами найденных экспонатов, описание представителя определенной расы);

художественное (описание литературного героя)

упр.97 - устно

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы

Познавательные: устанавливают причинно-следственные
связи, делают
выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Чтоб глаза твои зорче были, Удивимся – что такое?

Чтоб в очках тебе не ходить, И закроем их скорей.

Эти легкие движенья А теперь по кругу быстро,

Предлагаю повторить. Словно стрелочки часов,

Вдаль посмотрим и под ноги, Проведем глазами дружно,

Вправо, влево побыстрей. Ну а дальше – будь здоров!

Выполняют элементарные физические упражнения

Выполняют физические упражнения

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ материалов, предложенных учителем или подготовленных самостоятельно

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Мы узнали, что значит описать внешность человека
(это…) , каким человеком надо быть (наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям) . Надо обязательно суметь передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние в этот момент.

– И вы приступаете к описанию внешности. Давайте запишем несколько пожеланий, которые помогут вам правильно это сделать. (Памятка на слайде или в распечатанном виде на партах.)

 Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека?

 Продумайте последовательность изложения.

 Не заменяйте описание повествованием. (То есть вместо описания друга вы рассказываете о том, как вы познакомились и подружились.)

 Использовать можно портретную лексику.

– Давайте вместе сделаем примерные записи (работа выполняется по группам с последующей проверкой и дополнением) .

Запись в тетрадь .

Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Нос – прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий…

Волосы – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…

Походка – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная…

Взгляд – растерянный, веселый, недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

Организует и сопровождает деятельность детей, подводит к выводу о необходимости художественного описания внешности человека, использования в тексте эпитетов, метафор, сравнений

Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Уст-
ные ответы, задают вопросы для уточнения

5. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

(На парте у каждого карточки.)

Карточка 1. Портрет подруги.

Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетенные в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.

– Как Вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел? Показал ли он в описании индивидуальность этого человека? Да еще подруги! (Нет, портрет не получился, потому что описываются отдельные детали внешности девочки, их перечисление. А индивидуальное, существенное не выделено.)

– Давайте попробуем внести исправления. Я думаю, у нас получится. Давайте подумаем, какой мы хотим себе представить эту девочку? Определим замысел! (Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)

– Простым карандашом делаем вставки. Читаем целиком исправленный текст. Теперь появилась индивидуальность.

У нас в классе есть девочка. У нее высокий лоб, на лоб падает челка. В открытом взгляде можно угадать непоседу. Черные густые волосы собраны в хвостик. Озорные светлые глаза.

– В чем недостаток этого описания? (Нарушена последовательность изложения.)

– Простым карандашом делаем исправления, проводим стрелочки, объединяя предложения в единое целое: вначале всё скажем о волосах, затем опишем глаза и взгляд.

Отработка правильного употребления словосочетаний в предложении (устно) :

– Составьте предложение, в котором будет описана внешность девочки с зелеными глазами, каштановыми волосами, круглым овалом лица. (Зеленоглазая, круглолицая девочка с каштановыми волосами.)

– Мальчика с карими глазами, черными волнистыми волосами, длинным овалом лица. (Кареглазый длиннолицый мальчик с черными вьющимися волосами.)

– Старика высокого, худого, глаза стальные, волосы седые. (Высокий, худой старик, седоволосый, со стальными глазами.)

– Пожилой женщины – брюнетки, полной, с серыми глазами. (Полная, пожилая брюнетка с серыми глазами.)

– Малыша – белые волосы, голубые глаза, розовые щеки, круглый овал лица. (Беловолосый, розовощекий малыш с голубыми глазами на круглом лице.)

Контролирует правильность выполнения задания.

Составление плана

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением, разрабатывают сложный план, состоящий не менее чем из 5 пунктов

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Задают вопросы для уточнения

информации, составляют планы сочинения

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней
речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Составление связных текстов по плану,

– На сегодняшнем уроке мы постарались провести целенаправленную работу над деталями портрета, сформировать представление о таком виде описания, как описание внешности, отобрали и записали в рабочие тетради материал для описания общего впечатления о человеке, составили план будущего сочинения. Теперь время самостоятельной творческой работы.

Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания

и основной мыслью сочинения, пишут сочинение

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения :

1. В каком стиле должно быть написано сочинение? Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?

2. Каким должно быть название? Какую мысль следует высказывать в названии?

3. Каким образом должен составляться план сочинения? Что он должен включать в себя? Из скольких пунктов состоять?

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание.

Карточка 1. Портрет подруги.

Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетенные в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.

– Как Вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел? Показал ли он в описании индивидуальность этого человека?

– Составьте предложение, в котором будет описана внешность девочки с зелеными глазами, каштановыми волосами, круглым овалом лица.

– Мальчика с карими глазами, черными волнистыми волосами, длинным овалом лица.

Читайте также: