Законы 12 таблиц сочинение
Обновлено: 04.07.2024
Статья опубликована в сборнике докладов Российской ассоциации антиковедов: Власть, личность, общество в античном мире. Москва, 1997. С. 372—379.
Таблица 10, 1: Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе. Cic. de leg. 2, 24, 61: Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе чем 60 футов от принадлежащего ему здания.
Изучение древнейшего Ромулова календаря ставит перед исследователями немало вопросов. Одним из них является вопрос о том, как распределялись дни года в этом календаре. Цикл из десяти месяцев по 30— 31 дню — с марта по декабрь — включал в себя только 305 дней года. Судьба и роль оставшихся 60 дней таинственна. Во-первых, куда они выпадали в календаре Ромула? А во-вторых, на каких основаниях они были включены в календарь Нумы, если современный календарь из 365/6 дней был введен только Юлием Цезарем?
В своих реформах Нума Помпилий не только отменил человеческие жертвоприношения, но и дал названия зимним месяцам. Традиция приписывает ему введение января и февраля 13 . Это не означало, что Нума добавил к 305 дням еще 60. Плутарх указывает, что и во времена Ромула календарь состоял из 360 дней 14 . Терминалии, приходившиеся на 23 февраля, отмечали 360 дней, начиная с календ марта. А согласно Варрону, Терминалии были последними днями в году 15 . Этот древний использовавшийся при Ромуле цикл, видимо, ориентировался на лунарный календарь, хотя с первого взгляда это и не заметно. Лунный год предполагает два варианта деления на месяца: 1-й — на 13 месяцев по 27, 3 дня, и 2-й — 12 месяцев по 29, 5 дней. В обоих случаях лунный год насчитывал круглым счетом 355 дней. По-видимому, в Ромуловом календаре пять дней приходились на декабрьские Сатурналии и, таким образом, выпадали из цикла. Точно так же, вероятно, аналогичные Сатурналиям февральские Терминалии продолжались пять дней, формально не входя в цикл. Нума также ориентировал свой календарь на лунный год из 355 дней. Но вместо скрытого зимнего периода, ограниченного сакральными пятидневными праздниками, он ввел интеркаляции — добавочный месяц в 22 или 23 дня, вставлявшийся непосредственно после Терминалий 16 . Возможно, календарь Нумы был не реформой Ромулова календаря, а был этрусским календарем и отражал культурные различия между двумя народами. Иоанн Лид отмечал, что год у римлян начинался как в январе, так и в марте 17 . Исследователи рассматривают это указание как свидетельство того, что римляне пользовались двумя календарными системами 18 .
Новый календарный порядок в мире богов — космосе — требовал восстановления равновесия и в мире людей, записи еще двух таблиц законов, связанных с новыми месяцами. Одновременно должники перестали приноситься в жертву подземным богам, а стали продаваться за пределы римской территории, trans Tiberim, то есть туда, где властвовали чужие боги, не связанные с порядком в римской общине.
Если наши предположения верны, то запись законов 12 таблиц следует связывать не с фигурирующими в литературной традиции коллегиями демократически избранных децемвиров, а с совершенно определенными лицами, обладавшими сакральными полномочиями. Как отмечалось выше, первоначальные децемвиры — это 10 курионов одной римской трибы. В эпоху Ромула, как известно из традиции, римская община состояла из одной первоначальной трибы, насчитывавшей 10 курий. При Тулле Гостилии она была пополнена переселенными альбанцами, которые не образовали самостоятельной трибы. Появление на римских холмах населения, составившего основу для возникновения второй трибы, было связано с военной деятельностью Анка Марция. Напомним, что он был внуком Нумы Помпилия, при нем распространяется этрусское влияние на Рим. Обычно именно с его завоеваниями связывают начало образования римского плебса. Его основу видят в переселенных в Рим жителях латинских городов Политория, Фиканы, Теллен. В то же время из традиции как бы выпал кажущийся очевидным факт переселения в Рим древних жителей Яникула вместе с их царем Тарквинием Приском. Не это ли население явилось проводником этрусского влияния на латинско-сабинский Рим? Не они ли образовали ту массу граждан Рима, которая в связи с иными культурными корнями первоначально не могла слиться с первоначальным гражданством и рассматривалась как плебс? Различие социальных и культурных традиций, видимо, и было связано с отсутствием ius conubii между местными патрициями и новыми поселенцами, получившими название плебеев. Исследователи отмечают у этрусков не столь явно выраженные черты патрилинейности, как у римлян 19 . Это, видимо, долгое время и препятствовало установлению ius conubii между местными латинско-сабинскими поселенцами и переселенцами из-за Тибра. В то же время их приход в Рим оказался связан с переходом на новый 12-месячный календарь и добавлением двух таблиц законов к первоначальным десяти. Именно в этих новых таблицах и был зафиксирован запрет браков между патрициями и плебеями 20 . В обмен на инкорпорацию затибрского населения в римскую общину римляне стали посылать в культурно чуждый им мир — как прежде в подземное царство — своих неоплатных должников.
Реальное же историческое соотношение гражданства и плебеев было сложнее. Спор Тарквиния и Атта Навия закончился тем, что остановились на трех трибах. Традиция не сохранила сведений о том как вышел из положения царь Тарквиний. У него было два варианта. Либо первоначальные римляне, альбанцы и сабины составили три трибы, а переселенцы из-за Тибра стали плебеями. Либо альбанцы были объединены со своими сородичами с Палатина в одну трибу, а две другие составили сабины Квиринала и поселенцы Авентина. По-видимому, Тарквинию пришлось пойти по последнему пути и объединить в одну трибу родственных римлян Ромула и альбанцев. Так оформились трибы староримлян, сабинян и жителей Авентина, считавшихся до того вследствие особенностей своего социального быта плебеями. При Сервии Туллии единство римского гражданства было укреплено посредством центуриатной системы классов. В то же время традиция указывает на разделение Сервием городской территории на четыре городские трибы, которые, видимо, следует рассматривать как районы поселения разного по происхождению населения Города. Таким образом, закон Канулея, отменявший запрет браков между патрициями и плебеями, следует относить ко времени либо Тарквиния Приска, либо Сервия Туллия и рассматривать его в контексте широких социальных преобразований, приведших к оформлению единого римского гражданства. Первоначальное соотношение между четырьмя фактическими частями римского народа и его же тремя сакральными трибами осталось закодированным в числе таблиц первоначальных законов — 12 . Не в этом ли истоки традиции о пифагореизме одного из римских царей?
Откуда возникла традиция о записи законов 12 таблиц в 451— 450 гг.? В этом отношении уместно вспомнить традиционную версию о посольстве римлян в Афины, где они познакомились с местным аттическим законодательством. Современные исследователи поддерживают античную традицию о влиянии на римские законы 12 таблиц, оказанном законами Солона. Однако попытаемся представить Афины середины до н. э. В 454 г., когда римское посольство отправилось в Грецию, Перикл перенес в Афины казну Делосской симмахии, что положило начало экономическому могуществу афинян. В Афины потянулись представители культурной элиты со всего греческого мира. Часто они ехали туда на заработки. Особенно велик был приток софистов из Великой Греции. В этом контексте можно было бы понять посольство именно в Афины, если бы оно было отправлено из какого-либо города Южной Италии или Сицилии. Римляне же в середине до н. э. еще не были включены в орбиту греческого влияния, хотя о их связях с кампанскими Кумами имеются сведения. Это произошло только в ходе самнитских войн полутора столетиями позже. Сами Афины в 450-х гг. боролись за влияние в восточном Средиземноморье. Их первые попытки проникновения в западное Средиземноморье относятся только к следующему десятилетию. По всей очевидности, в эпоху традиционного посольства римлян в Аттику ни римляне не слышали об Афинах, ни афиняне о Риме. Традиция о посольстве этого времени могла возникнуть только в западногреческом мире, именно тогда начавшем проявлять интерес к Афинам.
Предшествующие времени посольства реформы Клисфена, Фемистокла, Эфиальта и самого Перикла далеко продвинули афинское общество по сравнению с началом , когда были записаны законы Солона. Практически они уже вышли из употребления и неясно, почему римляне вывезли из всего блеска культуры Афин только этот, ставший там уже ненужным раритет. Демократическая конституция Афин эпохи Перикла никак не повлияла на римское политическое устройство. Поэтому кажется более вероятным, что сходство отдельных положений аттических и римских правовых норм определялось не заимствованием и влиянием, а общими этнокультурными корнями их архаической правовой норматики, то есть родством древних италиков и эллинов.
Вряд ли такое объяснение плодотворно. Нет сомнения, что запрет браков зафиксировал некие серьезные социальные, а не политические, различия между патрициями и плебеями. Они вряд ли могли быть устранены в течение пяти лет. Поэтому если связывать отмену этого запрета с традиционной датировкой 445 г. до н. э., то установление этого запрета относилось, очевидно, к гораздо более раннему времени. А поскольку он был связан с записью двух последних таблиц законов, то и этот акт следует существенно удревнить по сравнению с традиционной датировкой.
1. деревянных досках – таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре – Форуме.Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.
Начало республиканского периода ознаменовалось событием, для всего дальнейшего римского праворазвития чрезвычайно важным — именно, составлением и изданием кодекса, известного под названием законов XII таблиц.
Законы 12 таблиц — памятник публичного и частного права
Некоторые современные западные исследователи архаического римского права считают, что Законы XII таблиц не имели никакой внутренней системы и представляли собой примитивный набор приказов, запретов и правил судебной процедуры . Насколько правомерны подобные утверждения? Ведь основой всего цивильного права сами римляне всегда считали Законы XII таблиц . Отсюда вполне естественным было бы предположить, что уже в древнейшем римском своде законов были заложены какие-то основы этой системы.
К сожалению, подлинник Законов XII таблиц не сохранился, и материалом для реконструкции этого древнейшего кодекса, предпринятой в XIX веке, стали фрагменты, приведенные в сочинениях древних римских и греческих авторов буквально или в пересказе.Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V века до н.
Список источников
1.Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981.
2.Коптев А.В. 12 таблиц и календарь архаического Рима: к вопросу об обществе и эпохе записи древнейших римских законов// Власть, человек, общество в античном мире. Доклады конференций 1996 и 1997гг. М., 1997.
4.Кофанов. Л. Л. Законы 12 таблиц и проблема sodales. Пермь, 1992.
5.Машкин Н. А. История Древнего Рима. М., 1950.
6.Маяк И. Л. Женщина в раннем Риме (V-IV вв. до н.э.)// Женщина в античном мире. М., 1995.
7.Маяк И. Л. Родственные группы в Древнейшем Риме (Агнаты)// Власть, человек, общество в античном мире. М.,1997.
8.Маяк И. Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М.: Издательство МГУ, 1983.
9.Моммзен Т. История Рима. Т.1, кн. 1. М., 2001.
10.Немировский А. И. История Раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962.
11.Нечай Ф. М. Образование римского государства. Минск, 1972.
13.Черниловский З. М. История рабовладельческого государства и права. М., 1960.
15.Хрестоматия по истории Древнего Рима// Утченко С. Л. — М., 1962.
Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системе правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов - Законов XII таблиц.
Содержание работы
Введение. 2
Общая характеристика Законов XII таблиц
История принятия Законов XII таблиц……………………….3
Структура Законов XII таблиц………………………………..5
Тип систематизации Законов XII таблиц……………………..7
Отличительные черты Законов XII таблиц…………………..8
Структура нормы Законов XII таблиц……………………….9
Содержимое работы - 1 файл
Контрольная.docx
- Общая характеристика Законов XII таблиц
- История принятия Законов XII таблиц……………………….3
- Структура Законов XII таблиц………………………………..5
- Тип систематизации Законов XII таблиц……………………..7
- Отличительные черты Законов XII таблиц…………………..8
- Структура нормы Законов XII таблиц……………………….9
Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит религиозных норм, связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм, связанных с деятельностью или с санкций римского государства. Тем не менее, понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения клятвы и т.д. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлась законодательство римских царей. Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать эту традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Тулия.
Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системе правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов - Законов XII таблиц.
1.1 История принятия Законов XII таблиц
Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц (451-450гг. до н.э) в настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Возможно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов XIIтаблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.
Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, сих принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.
В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI - XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим подхода. В исследованиях некоторых ученых (Е. Пайс, Э. Ламбер, Р. Шульц) без достаточно веских аргументов оспаривается время принятия этих Законов (их относят к последующим векам), ставится под сомнение их характер и сам факт существования. Ряд противоречий в Законах XII таблиц (например, исчисление штрафов в деньгах, хотя, как известно, в V в. до н.э. в Риме еще не было монеты) может быть объяснен тем, что в их текст со временем были внесены частичные изменения.
Нередко высказывается мнение, что на законы XII таблиц оказало большое влияние греческое право. Это мнение как бы подтверждается преданием о посылке депутации в Грецию и об участии в составлении некоего грека Гермодора Эфесского. Однако ближайший анализ известных нам положений XII таблиц приводит к заключению, что если вообще заимствования из Греции (через посредство греческих колоний в Южной Италии) были, то они, во всяком случае, отразились лишь на сравнительно немногих и несущественных положениях. Огромное же большинство содержащихся в этих законах норм представляет из себя не что иное, как исконные римские обычаи. Законы XII таблиц имели громадное значение для дальнейшего развития римского права. Явившись, с одной стороны, синтезом всей предшествовавшей эпохи обычного права, они, с другой стороны, послужили основой для дальнейшего движения вперед.
Системы изложения правовых норм:
Институционная система - принципы построения гражданского кодекса, разработанные французскими юристами при составлении Кодекса Наполеона (1804). Институционная система предполагает разделение кодекса на три части (книги) - первая посвящена физическим и юридическим лицам, вторая описывает виды имущества, третья описывает способы приобретения собственности. Общая часть при этом отсутствует.
Пандектная система - принцип построения гражданского кодекса, при котором выделяется общая часть, вещное право, обязательственное право, семейное право, наследственное право.
В Законах XII таблиц система изложения правовых норм – ни институционная, ни пандектная. Ни институционная, так как Законы XII таблиц не были разделены на части, ни пандектная, так как в них не было общей и особенной части.
1.2 Структура Законов XII таблиц
Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, о долговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о не спрашивании привилегий.
Содержание XII таблиц можно представить в следующем виде:
1. Положения о гражданском судопроизводстве (процессе) (I-II);
2. Процесс против несостоятельного должника (III);
3. Положения об отцовской власти (IV);
4. Опека, наследование, собственность (V-VI);
5. Обязательства из договоров и деликтов (правонарушения с причинением вреда (VII-VIII);
6. Публичное и сакральное право, уголовное право (IX-X);
7. Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между
плебеями и патрициями, о том, что решения народного собрания имеют силу
Законы XII таблиц регулировали сферы собственности, семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.
Важной чертой римского права собственности было подразделение ее на два типа. К первому типу (ресманципи) относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуры; ко второму типу (реснекманципи) – все прочие вещи.
Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли- продажи, мены, дарения и пр.
Старый раб, как и старая лошадь, требовал при переходе из рук в руки манципации, а драгоценная ваза - традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности.
Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и знают еще и так называемый нексум, т. е. самозаклад должника - долгое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Если таковых не находилось, должник предавался смерти или продавался за границу. Только в конце IV в. до н.э. законом Петелия подобный договор займа был реформирован, и долговое рабство было отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.
Помимо обязательств из договоров, Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще (воровство, потрава). Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба.
Законы XII таблиц касались почти исключительно гражданского права и процесса; из других областей (права государственного или уголовного) есть только несколько совершенно разрозненных постановлений вроде запрещения привилегий и некоторые другие.
1.3 Тип систематизации Законов XII таблиц
Виды систематизации: инкорпорация, консолидация, кодификация.
- Инкорпорация - объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания.
- Консолидация - унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства, которые в последующем служат для кодификации законодательства.
- Кодификация - создание нового, систематизирующего правового акта. Перерабатывается действующее законодательство, устаревшие части отбрасываются, вносятся новые, создаётся общая внутренняя структура и рубрикация. Всегда носит официальный характер.
Систематизация Законов XII таблиц представляла собой инкорпорацию, так как в них содержались кроме имущественных правил, нормы, относившиеся к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву, некоторым полицейским правилам.
Децимвир - в древнем Риме, название всякой коллегии десяти чиновников; например, Децемвиры для судебных разбирательств (decemviri litibus iudicandis), Децемвиры для жертвоприношений (d. sacris faciundis).
Магистрат - в древнем Риме -обозначение государственной должности, а также и лица, ее замещавшего.
Претор (Praetor), в Риме с 366 г. до н.э. член высшей республиканской и императорской магистратуры, имевший судебную власть и избиравшийся ежегодно центуриатскими комициями. С 337 г. Преторами могли быть и плебеи. С 242 г. два: Praetor urbanus, для дел между гражданами, и Praetor peregrinus, для дел между иностранцами и гражданами и иностранцами между собой; с 227 г. были избраны еще 2 Претора для управления провинциями Сицилией и Сардинией, с 197 г. еще 2 для испанских провинций. Последние четыре Претора со времени учреждения постоянных уголовных судов (149) председательствовали в последних и, вместе с тем, управляли и провинциями. Сулла увеличил число Преторов до 8, Цезарь до 15. Почетные права Преторов: toga praetexta, культульное кресло, 6 ликторов в провинциях, два в городе. Каждый Претор при вступлении в должность объявлял эдикт; из этих эдиктов впоследствии образовалось преторское право, получившее при Адриане силу закона.
Асс - древнеримская медная монета весом в 1 римский весовой фунт (327 г). Первоначально асс обращался в виде слитков.
Комиции - (Comitia), законодательные и выборные собрания граждан в Риме. Древнейшие куриатные Комиции состояли из одних патрициев, подававших голоса по куриям (древне-римский плебейский род). Сервием Туллием установлены Комиции центуриатные, где голоса подавались по центуриям, состоявшим из патрициев и плебеев и представлявшим равные суммы имуществ. С 494 г. до н. э. присоединились трибутные Комиции, созываемые трибунами или с их согласия, где голоса подавались поголовно; установленная с 286 г. общеобязательность их решений сделала трибутные Комиции единственным органом верховной власти народа.
Весталки - жрицы Весты, поддерживавшие священный огонь, должны были быть патрицианского происхождения, без телесных пороков, и вести строго целомудренный образ жизни: в случае нарушения обета невинности виновная закапывалась живой в землю, а соблазнитель засекался до смерти.
Агнаты - по римскому праву все лица, находящиеся под властью отца, главы фамилии, и составлявшие гражданскую семью (куда входили и усыновленные и др. лица), в противоположность когнатам, кровным родственникам.
Сестерций - (лат. sestertius, от semis tertius=2,5), древнеримская монета, денежная единица, бывшая в обращении до самого конца существования римского государства; первоначально 10 ассов или динариев =4 Сестерций; согласно постановлению сената от 15 до н. э. Сестерций =4 ассам и весил 1 унцию (=27,288 грамм). Чеканились из меди и бронзы. 1000 Сестерций обозначалось словом sestertium. Стоимость Сестерций приблизительно =6 коп.
Тарпейская скала - В Древнем Риме, отвесный утес с западной стороны Капитолийского холма, откуда сбрасывали осужденных на смерть государственных преступников.
Квестор - первоначально квесторами назывались должностные лица в древнем Риме, ведающие финансовыми делами. Затем следователи по уголовным делам.Читайте также: