Законы 12 таблиц сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Статья опубликована в сборнике докладов Российской ассоциации антиковедов: Власть, личность, общество в античном мире. Москва, 1997. С. 372—379.

Таб­ли­ца 10, 1: Пусть мерт­ве­ца не хоро­нят и не сжи­га­ют в горо­де. Cic. de leg. 2, 24, 61: Закон запре­ща­ет без согла­сия соб­ст­вен­ни­ка устра­и­вать погре­баль­ный костер или моги­лу на рас­сто­я­нии бли­же чем 60 футов от при­над­ле­жа­ще­го ему зда­ния.

Изу­че­ние древ­ней­ше­го Рому­ло­ва кален­да­ря ста­вит перед иссле­до­ва­те­ля­ми нема­ло вопро­сов. Одним из них явля­ет­ся вопрос о том, как рас­пре­де­ля­лись дни года в этом кален­да­ре. Цикл из деся­ти меся­цев по 30— 31 дню — с мар­та по декабрь — вклю­чал в себя толь­ко 305 дней года. Судь­ба и роль остав­ших­ся 60 дней таин­ст­вен­на. Во-пер­вых, куда они выпа­да­ли в кален­да­ре Рому­ла? А во-вто­рых, на каких осно­ва­ни­ях они были вклю­че­ны в кален­дарь Нумы, если совре­мен­ный кален­дарь из 365/6 дней был введен толь­ко Юли­ем Цеза­рем?

В сво­их рефор­мах Нума Пом­пи­лий не толь­ко отме­нил чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния, но и дал назва­ния зим­ним меся­цам. Тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет ему введе­ние янва­ря и фев­ра­ля 13 . Это не озна­ча­ло, что Нума доба­вил к 305 дням еще 60. Плу­тарх ука­зы­ва­ет, что и во вре­ме­на Рому­ла кален­дарь состо­ял из 360 дней 14 . Тер­ми­на­лии, при­хо­див­ши­е­ся на 23 фев­ра­ля, отме­ча­ли 360 дней, начи­ная с календ мар­та. А соглас­но Варро­ну, Тер­ми­на­лии были послед­ни­ми дня­ми в году 15 . Этот древ­ний исполь­зо­вав­ший­ся при Рому­ле цикл, види­мо, ори­ен­ти­ро­вал­ся на лунар­ный кален­дарь, хотя с пер­во­го взгляда это и не замет­но. Лун­ный год пред­по­ла­га­ет два вари­ан­та деле­ния на меся­ца: 1-й — на 13 меся­цев по 27, 3 дня, и 2-й — 12 меся­цев по 29, 5 дней. В обо­их слу­ча­ях лун­ный год насчи­ты­вал круг­лым сче­том 355 дней. По-види­мо­му, в Рому­ло­вом кален­да­ре пять дней при­хо­ди­лись на декабрь­ские Сатур­на­лии и, таким обра­зом, выпа­да­ли из цик­ла. Точ­но так же, веро­ят­но, ана­ло­гич­ные Сатур­на­ли­ям фев­раль­ские Тер­ми­на­лии про­дол­жа­лись пять дней, фор­маль­но не вхо­дя в цикл. Нума так­же ори­ен­ти­ро­вал свой кален­дарь на лун­ный год из 355 дней. Но вме­сто скры­то­го зим­не­го пери­о­да, огра­ни­чен­но­го сакраль­ны­ми пяти­днев­ны­ми празд­ни­ка­ми, он ввел интер­ка­ля­ции — доба­воч­ный месяц в 22 или 23 дня, встав­ляв­ший­ся непо­сред­ст­вен­но после Тер­ми­на­лий 16 . Воз­мож­но, кален­дарь Нумы был не рефор­мой Рому­ло­ва кален­да­ря, а был этрус­ским кален­да­рем и отра­жал куль­тур­ные раз­ли­чия меж­ду дву­мя наро­да­ми. Иоанн Лид отме­чал, что год у рим­лян начи­нал­ся как в янва­ре, так и в мар­те 17 . Иссле­до­ва­те­ли рас­смат­ри­ва­ют это ука­за­ние как свиде­тель­ство того, что рим­ляне поль­зо­ва­лись дву­мя кален­дар­ны­ми систе­ма­ми 18 .

Новый кален­дар­ный порядок в мире богов — кос­мо­се — тре­бо­вал вос­ста­нов­ле­ния рав­но­ве­сия и в мире людей, запи­си еще двух таб­лиц зако­нов, свя­зан­ных с новы­ми меся­ца­ми. Одно­вре­мен­но долж­ни­ки пере­ста­ли при­но­сить­ся в жерт­ву под­зем­ным богам, а ста­ли про­да­вать­ся за пре­де­лы рим­ской терри­то­рии, trans Ti­be­rim, то есть туда, где власт­во­ва­ли чужие боги, не свя­зан­ные с поряд­ком в рим­ской общине.

Если наши пред­по­ло­же­ния вер­ны, то запись зако­нов 12 таб­лиц сле­ду­ет свя­зы­вать не с фигу­ри­ру­ю­щи­ми в лите­ра­тур­ной тра­ди­ции кол­ле­ги­я­ми демо­кра­ти­че­ски избран­ных децем­ви­ров, а с совер­шен­но опре­де­лен­ны­ми лица­ми, обла­дав­ши­ми сакраль­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми. Как отме­ча­лось выше, пер­во­на­чаль­ные децем­ви­ры — это 10 кури­о­нов одной рим­ской три­бы. В эпо­ху Рому­ла, как извест­но из тра­ди­ции, рим­ская общи­на состо­я­ла из одной пер­во­на­чаль­ной три­бы, насчи­ты­вав­шей 10 курий. При Тул­ле Гости­лии она была попол­не­на пере­се­лен­ны­ми аль­бан­ца­ми, кото­рые не обра­зо­ва­ли само­сто­я­тель­ной три­бы. Появ­ле­ние на рим­ских хол­мах насе­ле­ния, соста­вив­ше­го осно­ву для воз­ник­но­ве­ния вто­рой три­бы, было свя­за­но с воен­ной дея­тель­но­стью Анка Мар­ция. Напом­ним, что он был вну­ком Нумы Пом­пи­лия, при нем рас­про­стра­ня­ет­ся этрус­ское вли­я­ние на Рим. Обыч­но имен­но с его заво­е­ва­ни­я­ми свя­зы­ва­ют нача­ло обра­зо­ва­ния рим­ско­го плеб­са. Его осно­ву видят в пере­се­лен­ных в Рим жите­лях латин­ских горо­дов Поли­то­рия, Фика­ны, Тел­лен. В то же вре­мя из тра­ди­ции как бы выпал кажу­щий­ся оче­вид­ным факт пере­се­ле­ния в Рим древ­них жите­лей Яни­ку­ла вме­сте с их царем Тарк­ви­ни­ем При­ском. Не это ли насе­ле­ние яви­лось про­вод­ни­ком этрус­ско­го вли­я­ния на латин­ско-сабин­ский Рим? Не они ли обра­зо­ва­ли ту мас­су граж­дан Рима, кото­рая в свя­зи с ины­ми куль­тур­ны­ми кор­ня­ми пер­во­на­чаль­но не мог­ла слить­ся с пер­во­на­чаль­ным граж­дан­ст­вом и рас­смат­ри­ва­лась как плебс? Раз­ли­чие соци­аль­ных и куль­тур­ных тра­ди­ций, види­мо, и было свя­за­но с отсут­ст­ви­ем ius co­nu­bii меж­ду мест­ны­ми пат­ри­ци­я­ми и новы­ми посе­лен­ца­ми, полу­чив­ши­ми назва­ние пле­бе­ев. Иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют у этрус­ков не столь явно выра­жен­ные чер­ты пат­ри­ли­ней­но­сти, как у рим­лян 19 . Это, види­мо, дол­гое вре­мя и пре­пят­ст­во­ва­ло уста­нов­ле­нию ius co­nu­bii меж­ду мест­ны­ми латин­ско-сабин­ски­ми посе­лен­ца­ми и пере­се­лен­ца­ми из-за Тиб­ра. В то же вре­мя их при­ход в Рим ока­зал­ся свя­зан с пере­хо­дом на новый 12-месяч­ный кален­дарь и добав­ле­ни­ем двух таб­лиц зако­нов к пер­во­на­чаль­ным деся­ти. Имен­но в этих новых таб­ли­цах и был зафик­си­ро­ван запрет бра­ков меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми 20 . В обмен на инкор­по­ра­цию затибр­ско­го насе­ле­ния в рим­скую общи­ну рим­ляне ста­ли посы­лать в куль­тур­но чуж­дый им мир — как преж­де в под­зем­ное цар­ство — сво­их неоплат­ных долж­ни­ков.

Реаль­ное же исто­ри­че­ское соот­но­ше­ние граж­дан­ства и пле­бе­ев было слож­нее. Спор Тарк­ви­ния и Атта Навия закон­чил­ся тем, что оста­но­ви­лись на трех три­бах. Тра­ди­ция не сохра­ни­ла сведе­ний о том как вышел из поло­же­ния царь Тарк­ви­ний. У него было два вари­ан­та. Либо пер­во­на­чаль­ные рим­ляне, аль­бан­цы и саби­ны соста­ви­ли три три­бы, а пере­се­лен­цы из-за Тиб­ра ста­ли пле­бе­я­ми. Либо аль­бан­цы были объ­еди­не­ны со сво­и­ми соро­ди­ча­ми с Пала­ти­на в одну три­бу, а две дру­гие соста­ви­ли саби­ны Кви­ри­на­ла и посе­лен­цы Авен­ти­на. По-види­мо­му, Тарк­ви­нию при­шлось пой­ти по послед­не­му пути и объ­еди­нить в одну три­бу род­ст­вен­ных рим­лян Рому­ла и аль­бан­цев. Так офор­ми­лись три­бы ста­ро­рим­лян, саби­нян и жите­лей Авен­ти­на, счи­тав­ших­ся до того вслед­ст­вие осо­бен­но­стей сво­его соци­аль­но­го быта пле­бе­я­ми. При Сер­вии Тул­лии един­ство рим­ско­го граж­дан­ства было укреп­ле­но посред­ст­вом цен­ту­ри­ат­ной систе­мы клас­сов. В то же вре­мя тра­ди­ция ука­зы­ва­ет на разде­ле­ние Сер­ви­ем город­ской терри­то­рии на четы­ре город­ские три­бы, кото­рые, види­мо, сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как рай­о­ны посе­ле­ния раз­но­го по про­ис­хож­де­нию насе­ле­ния Горо­да. Таким обра­зом, закон Кану­лея, отме­няв­ший запрет бра­ков меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми, сле­ду­ет отно­сить ко вре­ме­ни либо Тарк­ви­ния При­с­ка, либо Сер­вия Тул­лия и рас­смат­ри­вать его в кон­тек­сте широ­ких соци­аль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, при­вед­ших к оформ­ле­нию еди­но­го рим­ско­го граж­дан­ства. Пер­во­на­чаль­ное соот­но­ше­ние меж­ду четырь­мя фак­ти­че­ски­ми частя­ми рим­ско­го наро­да и его же тре­мя сакраль­ны­ми три­ба­ми оста­лось зако­ди­ро­ван­ным в чис­ле таб­лиц пер­во­на­чаль­ных зако­нов — 12 . Не в этом ли исто­ки тра­ди­ции о пифа­го­ре­из­ме одно­го из рим­ских царей?

Откуда воз­ник­ла тра­ди­ция о запи­си зако­нов 12 таб­лиц в 451— 450 гг.? В этом отно­ше­нии умест­но вспом­нить тра­ди­ци­он­ную вер­сию о посоль­стве рим­лян в Афи­ны, где они позна­ко­ми­лись с мест­ным атти­че­ским зако­но­да­тель­ст­вом. Совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли под­дер­жи­ва­ют антич­ную тра­ди­цию о вли­я­нии на рим­ские зако­ны 12 таб­лиц, ока­зан­ном зако­на­ми Соло­на. Одна­ко попы­та­ем­ся пред­ста­вить Афи­ны середи­ны до н. э. В 454 г., когда рим­ское посоль­ство отпра­ви­лось в Гре­цию, Перикл пере­нес в Афи­ны каз­ну Делос­ской сим­ма­хии, что поло­жи­ло нача­ло эко­но­ми­че­ско­му могу­ще­ству афи­нян. В Афи­ны потя­ну­лись пред­ста­ви­те­ли куль­тур­ной эли­ты со все­го гре­че­ско­го мира. Часто они еха­ли туда на зара­бот­ки. Осо­бен­но велик был при­ток софи­стов из Вели­кой Гре­ции. В этом кон­тек­сте мож­но было бы понять посоль­ство имен­но в Афи­ны, если бы оно было отправ­ле­но из како­го-либо горо­да Южной Ита­лии или Сици­лии. Рим­ляне же в середине до н. э. еще не были вклю­че­ны в орби­ту гре­че­ско­го вли­я­ния, хотя о их свя­зях с кам­пан­ски­ми Кума­ми име­ют­ся сведе­ния. Это про­изо­шло толь­ко в ходе сам­нит­ских войн полу­то­ра сто­ле­ти­я­ми поз­же. Сами Афи­ны в 450-х гг. боро­лись за вли­я­ние в восточ­ном Сре­ди­зем­но­мо­рье. Их пер­вые попыт­ки про­ник­но­ве­ния в запад­ное Сре­ди­зем­но­мо­рье отно­сят­ся толь­ко к сле­дую­ще­му деся­ти­ле­тию. По всей оче­вид­но­сти, в эпо­ху тра­ди­ци­он­но­го посоль­ства рим­лян в Атти­ку ни рим­ляне не слы­ша­ли об Афи­нах, ни афи­няне о Риме. Тра­ди­ция о посоль­стве это­го вре­ме­ни мог­ла воз­ник­нуть толь­ко в запад­но­гре­че­ском мире, имен­но тогда начав­шем про­яв­лять инте­рес к Афи­нам.

Пред­ше­ст­ву­ю­щие вре­ме­ни посоль­ства рефор­мы Кли­сфе­на, Феми­сток­ла, Эфи­аль­та и само­го Перик­ла дале­ко про­дви­ну­ли афин­ское обще­ство по срав­не­нию с нача­лом , когда были запи­са­ны зако­ны Соло­на. Прак­ти­че­ски они уже вышли из употреб­ле­ния и неяс­но, поче­му рим­ляне вывез­ли из все­го блес­ка куль­ту­ры Афин толь­ко этот, став­ший там уже ненуж­ным рари­тет. Демо­кра­ти­че­ская кон­сти­ту­ция Афин эпо­хи Перик­ла никак не повли­я­ла на рим­ское поли­ти­че­ское устрой­ство. Поэто­му кажет­ся более веро­ят­ным, что сход­ство отдель­ных поло­же­ний атти­че­ских и рим­ских пра­во­вых норм опре­де­ля­лось не заим­ст­во­ва­ни­ем и вли­я­ни­ем, а общи­ми этно­куль­тур­ны­ми кор­ня­ми их арха­и­че­ской пра­во­вой нор­ма­ти­ки, то есть род­ст­вом древ­них ита­ли­ков и элли­нов.

Вряд ли такое объ­яс­не­ние пло­до­твор­но. Нет сомне­ния, что запрет бра­ков зафик­си­ро­вал некие серь­ез­ные соци­аль­ные, а не поли­ти­че­ские, раз­ли­чия меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми. Они вряд ли мог­ли быть устра­не­ны в тече­ние пяти лет. Поэто­му если свя­зы­вать отме­ну это­го запре­та с тра­ди­ци­он­ной дати­ров­кой 445 г. до н. э., то уста­нов­ле­ние это­го запре­та отно­си­лось, оче­вид­но, к гораздо более ран­не­му вре­ме­ни. А посколь­ку он был свя­зан с запи­сью двух послед­них таб­лиц зако­нов, то и этот акт сле­ду­ет суще­ст­вен­но удрев­нить по срав­не­нию с тра­ди­ци­он­ной дати­ров­кой.

1. деревянных досках – таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре – Форуме.Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.

Начало республиканского периода ознаменовалось событием, для всего дальнейшего римского праворазвития чрезвычайно важным — именно, составлением и изданием кодекса, известного под названием законов XII таблиц.

Законы 12 таблиц — памятник публичного и частного права

Некоторые современные западные исследователи архаического римского права считают, что Законы XII таблиц не имели никакой внутренней системы и представляли собой примитивный набор приказов, запретов и правил судебной процедуры . Насколько правомерны подобные утверждения? Ведь основой всего цивильного права сами римляне всегда считали Законы XII таблиц . Отсюда вполне естественным было бы предположить, что уже в древнейшем римском своде законов были заложены какие-то основы этой системы.

К сожалению, подлинник Законов XII таблиц не сохранился, и материалом для реконструкции этого древнейшего кодекса, предпринятой в XIX веке, стали фрагменты, приведенные в сочинениях древних римских и греческих авторов буквально или в пересказе.Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V века до н.

Список источников

1.Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981.

2.Коптев А.В. 12 таблиц и календарь архаического Рима: к вопросу об обществе и эпохе записи древнейших римских законов// Власть, человек, общество в античном мире. Доклады конференций 1996 и 1997гг. М., 1997.

4.Кофанов. Л. Л. Законы 12 таблиц и проблема sodales. Пермь, 1992.

5.Машкин Н. А. История Древнего Рима. М., 1950.

6.Маяк И. Л. Женщина в раннем Риме (V-IV вв. до н.э.)// Женщина в античном мире. М., 1995.

7.Маяк И. Л. Родственные группы в Древнейшем Риме (Агнаты)// Власть, человек, общество в античном мире. М.,1997.

8.Маяк И. Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М.: Издательство МГУ, 1983.

9.Моммзен Т. История Рима. Т.1, кн. 1. М., 2001.

10.Немировский А. И. История Раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962.

11.Нечай Ф. М. Образование римского государства. Минск, 1972.

13.Черниловский З. М. История рабовладельческого государства и права. М., 1960.

15.Хрестоматия по истории Древнего Рима// Утченко С. Л. — М., 1962.

Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системе правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов - Законов XII таблиц.

Содержание работы

Введение. 2
Общая характеристика Законов XII таблиц
История принятия Законов XII таблиц……………………….3
Структура Законов XII таблиц………………………………..5
Тип систематизации Законов XII таблиц……………………..7
Отличительные черты Законов XII таблиц…………………..8
Структура нормы Законов XII таблиц……………………….9

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная.docx

  1. Общая характеристика Законов XII таблиц
    1. История принятия Законов XII таблиц……………………….3
    2. Структура Законов XII таблиц………………………………..5
    3. Тип систематизации Законов XII таблиц……………………..7
    4. Отличительные черты Законов XII таблиц…………………..8
    5. Структура нормы Законов XII таблиц……………………….9

    Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит религиозных норм, связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм, связанных с деятельностью или с санкций римского государства. Тем не менее, понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения клятвы и т.д. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлась законодательство римских царей. Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать эту традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Тулия.

    Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системе правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов - Законов XII таблиц.

    1.1 История принятия Законов XII таблиц

    Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц (451-450гг. до н.э) в настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Возможно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов XIIтаблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

    Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, сих принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

    В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI - XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим подхода. В исследованиях некоторых ученых (Е. Пайс, Э. Ламбер, Р. Шульц) без достаточно веских аргументов оспаривается время принятия этих Законов (их относят к последующим векам), ставится под сомнение их характер и сам факт существования. Ряд противоречий в Законах XII таблиц (например, исчисление штрафов в деньгах, хотя, как известно, в V в. до н.э. в Риме еще не было монеты) может быть объяснен тем, что в их текст со временем были внесены частичные изменения.

    Нередко высказывается мнение, что на законы XII таблиц оказало большое влияние греческое право. Это мнение как бы подтверждается преданием о посылке депутации в Грецию и об участии в составлении некоего грека Гермодора Эфесского. Однако ближайший анализ известных нам положений XII таблиц приводит к заключению, что если вообще заимствования из Греции (через посредство греческих колоний в Южной Италии) были, то они, во всяком случае, отразились лишь на сравнительно немногих и несущественных положениях. Огромное же большинство содержащихся в этих законах норм представляет из себя не что иное, как исконные римские обычаи. Законы XII таблиц имели громадное значение для дальнейшего развития римского права. Явившись, с одной стороны, синтезом всей предшествовавшей эпохи обычного права, они, с другой стороны, послужили основой для дальнейшего движения вперед.

    Системы изложения правовых норм:

    Институционная система - принципы построения гражданского кодекса, разработанные французскими юристами при составлении Кодекса Наполеона (1804). Институционная система предполагает разделение кодекса на три части (книги) - первая посвящена физическим и юридическим лицам, вторая описывает виды имущества, третья описывает способы приобретения собственности. Общая часть при этом отсутствует.

    Пандектная система - принцип построения гражданского кодекса, при котором выделяется общая часть, вещное право, обязательственное право, семейное право, наследственное право.

    В Законах XII таблиц система изложения правовых норм – ни институционная, ни пандектная. Ни институционная, так как Законы XII таблиц не были разделены на части, ни пандектная, так как в них не было общей и особенной части.

    1.2 Структура Законов XII таблиц

    Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, о долговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о не спрашивании привилегий.

    Содержание XII таблиц можно представить в следующем виде:

    1. Положения о гражданском судопроизводстве (процессе) (I-II);

    2. Процесс против несостоятельного должника (III);

    3. Положения об отцовской власти (IV);

    4. Опека, наследование, собственность (V-VI);

    5. Обязательства из договоров и деликтов (правонарушения с причинением вреда (VII-VIII);

    6. Публичное и сакральное право, уголовное право (IX-X);

    7. Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между

    плебеями и патрициями, о том, что решения народного собрания имеют силу

    Законы XII таблиц регулировали сферы собственности, семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.

    Важной чертой римского права собственности было подразделение ее на два типа. К первому типу (ресманципи) относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуры; ко второму типу (реснекманципи) – все прочие вещи.

    Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли- продажи, мены, дарения и пр.

    Старый раб, как и старая лошадь, требовал при переходе из рук в руки манципации, а драгоценная ваза - традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности.

    Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и знают еще и так называемый нексум, т. е. самозаклад должника - долгое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Если таковых не находилось, должник предавался смерти или продавался за границу. Только в конце IV в. до н.э. законом Петелия подобный договор займа был реформирован, и долговое рабство было отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

    Помимо обязательств из договоров, Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще (воровство, потрава). Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба.

    Законы XII таблиц касались почти исключительно гражданского права и процесса; из других областей (права государственного или уголовного) есть только несколько совершенно разрозненных постановлений вроде запрещения привилегий и некоторые другие.

    1.3 Тип систематизации Законов XII таблиц

    Виды систематизации: инкорпорация, консолидация, кодификация.

    1. Инкорпорация - объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания.
    2. Консолидация - унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства, которые в последующем служат для кодификации законодательства.
    3. Кодификация - создание нового, систематизирующего правового акта. Перерабатывается действующее законодательство, устаревшие части отбрасываются, вносятся новые, создаётся общая внутренняя структура и рубрикация. Всегда носит официальный характер.

    Систематизация Законов XII таблиц представляла собой инкорпорацию, так как в них содержались кроме имущественных правил, нормы, относившиеся к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву, некоторым полицейским правилам.

    Децимвир - в древнем Риме, название всякой коллегии десяти чиновников; например, Децемвиры для судебных разбирательств (decemviri litibus iudicandis), Децемвиры для жертвоприношений (d. sacris faciundis).
    Магистрат - в древнем Риме -обозначение государственной должности, а также и лица, ее замещавшего.
    Претор (Praetor), в Риме с 366 г. до н.э. член высшей республиканской и императорской магистратуры, имевший судебную власть и избиравшийся ежегодно центуриатскими комициями. С 337 г. Преторами могли быть и плебеи. С 242 г. два: Praetor urbanus, для дел между гражданами, и Praetor peregrinus, для дел между иностранцами и гражданами и иностранцами между собой; с 227 г. были избраны еще 2 Претора для управления провинциями Сицилией и Сардинией, с 197 г. еще 2 для испанских провинций. Последние четыре Претора со времени учреждения постоянных уголовных судов (149) председательствовали в последних и, вместе с тем, управляли и провинциями. Сулла увеличил число Преторов до 8, Цезарь до 15. Почетные права Преторов: toga praetexta, культульное кресло, 6 ликторов в провинциях, два в городе. Каждый Претор при вступлении в должность объявлял эдикт; из этих эдиктов впоследствии образовалось преторское право, получившее при Адриане силу закона.
    Асс - древнеримская медная монета весом в 1 римский весовой фунт (327 г). Первоначально асс обращался в виде слитков.
    Комиции - (Comitia), законодательные и выборные собрания граждан в Риме. Древнейшие куриатные Комиции состояли из одних патрициев, подававших голоса по куриям (древне-римский плебейский род). Сервием Туллием установлены Комиции центуриатные, где голоса подавались по центуриям, состоявшим из патрициев и плебеев и представлявшим равные суммы имуществ. С 494 г. до н. э. присоединились трибутные Комиции, созываемые трибунами или с их согласия, где голоса подавались поголовно; установленная с 286 г. общеобязательность их решений сделала трибутные Комиции единственным органом верховной власти народа.
    Весталки - жрицы Весты, поддерживавшие священный огонь, должны были быть патрицианского происхождения, без телесных пороков, и вести строго целомудренный образ жизни: в случае нарушения обета невинности виновная закапывалась живой в землю, а соблазнитель засекался до смерти.
    Агнаты - по римскому праву все лица, находящиеся под властью отца, главы фамилии, и составлявшие гражданскую семью (куда входили и усыновленные и др. лица), в противоположность когнатам, кровным родственникам.
    Сестерций - (лат. sestertius, от semis tertius=2,5), древнеримская монета, денежная единица, бывшая в обращении до самого конца существования римского государства; первоначально 10 ассов или динариев =4 Сестерций; согласно постановлению сената от 15 до н. э. Сестерций =4 ассам и весил 1 унцию (=27,288 грамм). Чеканились из меди и бронзы. 1000 Сестерций обозначалось словом sestertium. Стоимость Сестерций приблизительно =6 коп.
    Тарпейская скала - В Древнем Риме, отвесный утес с западной стороны Капитолийского холма, откуда сбрасывали осужденных на смерть государственных преступников.
    Квестор - первоначально квесторами назывались должностные лица в древнем Риме, ведающие финансовыми делами. Затем следователи по уголовным делам.

    Читайте также: