С поступления буланина в гимназию сочинение егэ

Обновлено: 18.05.2024

Таким образом, роль воспоминаний в нашей жизни велика.

Готовое сочинение №2

В тексте русского писателя Ю.К. Олеши поднимается проблема места детских воспоминаний в жизни человека и их значения.

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: детские воспоминания занимают важное место в жизни человека, поскольку с их помощью происходит осмысление жизни и окружающего мира.

С автором текста трудно не согласиться. Воспоминания о детских годах сопровождают человека на протяжении всей дальнейшей жизни, эти воспоминания помогают сравнить мировоззрение в юные годы и мировоззрение в зрелом возрасте, они учат ошибкам и помогают осмысливать важные категории жизни. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

Подводя итоги, можно сказать, что детские воспоминания важны в жизни всех людей, так как благодаря им, помимо прочего, осмысляется жизнь и окружающий мир.

Готовое сочинение №3

У каждого из нас сохранились на всю жизнь воспоминания детства. Иногда это какие-то особенные события (например, поездка в другой город, поход в цирк или в театр), а иногда это просто какие-то картины, которые внезапно неизвестно откуда выныривают из нашей памяти, и они похожи на кадры давно забытого фильма. Однако все они очень важны для нас, очень ценны. Мне кажется, именно проблеме детских воспоминаний, их важности для человека посвящён текст Юрия Олеши.

Автор говорит о своих воспоминаниях, которые выныривают из памяти совершенно неожиданно. Например, он вспоминает самого себя в 11 лет гимназистом, как он стоит перед картой. И это воспоминание возникают у него не случайно, а потому, что автор знает: в детстве он мечтал совершить на велосипеде кругосветное путешествие. То есть не зря эта карта возникает в его сознании. Мысль о том, чтобы увидеть весь прекрасный мир, прочно засела в его голове еще тогда, в детстве. И именно эта мысль о красоте мира и всего удивительного, что есть в нём, не раз возникает в сознании писателя. В предложениях 18 — 19 писатель вспоминает о том, как он воспринимал самого себя: не как гимназиста, маленького мальчика, который что-то постигает, как-то воспитывается — он ощущал себя просто человеком. И это, мне кажется, тоже очень важно, потому что именно общечеловеческое стало таким ценным для писателя, когда он вырос и стал писать книги. Именно это восприятие самого себя как просто человека дало ему способность воспринимать и других просто как людей, а не как, например, врагов во время войны, о которой писатель говорит с такой горечью.

Автор, как мне кажется, считает, что в детстве закладывается нечто очень важное, что остаётся с человеком на всю жизнь: его восприятие самого себя и мира, в котором он живет.

Я согласен с писателем. Мне трудно судить о самом себе, потому что я ещё не так далеко ушел от своего детства, но я не раз читал книги, в которых говорилось об этом. Скажем, в трилогии Льва Толстого. И я думаю, что, действительно, многие вещи, которые человек постиг, ощутил, прочувствовал в детстве, когда ещё он не очень много понимал, но очень непосредственно чувствовал, становятся путеводными звездами на всю человеческую жизнь. И мне хотелось бы, чтобы самые счастливые мои воспоминания детства навсегда остались со мной и стали для меня утешением и радостью, если мне станет плохо или в жизни произойдет какая-то неудача.

Готовое сочинение №4

Какое значение в нашей жизни имеют воспоминания? Почему события, произошедшие в детстве, часто всплывают в нашем сознании? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя Ю. К. Олеши.

Авторская позиция заключается в следующем: многие события, произошедшие в детстве, без всякого усилия с нашей стороны врезаются в память человека, помогают нам понять окружающий мир, обрести истинные жизненные ценности. Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, именно в детстве, получая первые впечатления от окружающего мира, мы постигаем его, усваиваем нравственные уроки.

В заключение подчеркну, что детство – это прекрасная и важная пора в жизни человека, когда в нём закладываются нравственные основы. Воспоминания детства часто всплывают в нашей памяти и согревают душу.

Готовое сочинение №5

Что такое воспоминания и как они возникают? Над этими вопросами задумывается писатель Юрий Олеша. В тексте он поднимает проблему осмысления особенностей человеческой памяти.

По мнению автора, невозможно заставить себя вспомнить что-нибудь конкретное, картинки из прошлого появляются в нашем сознании сами собой. Так, рассказчик думает о времени обучения в гимназии и заостряет внимание не на событиях, а на чувствах и переживаниях. Герою интересно проследить за изменениями в собственном восприятии мира. Многие мечты не сбылись, но память сохранила ожидания маленького человека от ещё незнакомой жизни.

Итогом размышлений автора становится такая позиция: человеку не дано понять закономерность возникновения воспоминаний, так как они рождаются независимо от его воли.

Таким образом, воспоминания по природе своей свободны; сложно сказать, как именно они возникают, и в этом заключается их прелесть.

Готовое сочинение №6

Наши воспоминания живут своей жизнью, ведь очень часто мы пытаемся воскресить в памяти нужные образы и факты, но натыкаемся на глухую стену, хотя точно помним, что учили все это наизусть. А в другой раз на ум придет совершенно лишняя деталь, мы вспомним все до малейшей подробности о том, чего уже и не давно. Эта проблема человеческой памяти волнует многих исследователей и даже писателей. Так, Ю.К. Олеша посвятил ей несколько страниц.

Позиция автора ясна: он считает, что человек не может управлять памятью. Она не подчиняется нашей воле и работает по неизвестным нам закономерностям.

Таким образом, человеческая память представляет нам картины воспоминаний произвольно, хаотично и неполно. Мы не можем управлять этим процессом так, как нам хотелось бы. Но, возможно, скоро научные открытия позволят нам лучше узнать эту сферу и понять, как подчинить ее своей воле.

Готовое сочинение №7

Как работают воспоминания? Именно над этой проблемой рассуждает Юрий Карлович Олеша в предложенном для анализа тексте.

Эти примеры, дополняя друг друга, помогают понять как же на самом деле работают воспоминания.

Авторскую позицию, как мне кажется, можно выразить так: воспоминание – это невероятное явление, которое может проявляться совсем непредвиденно. Человек со временем забывает многие события его жизни, но все они остаются в его сознании. И иногда внезапно могут появиться.

Я полностью согласна с позицией автора. Сознание человека может хранить в себе миллионы воспоминаний, которые сам человек может позабыть. Многие радостные и важные моменты нашей жизни с годами стираются у нас из памяти. Но какую радость может испытать человек от внезапно появившегося воспоминания из детства. С какой теплотой мы вспоминаем время, проведенное вместе с семьей или друзьями. Воспоминания возникают неожиданно, будто сюрпризы, которые память преподносит человеку. Я считаю это логичным, ведь было бы неинтересно помнить все на свете.

Готовое сочинение №8

Какое значение в жизни человека имеют детские воспоминания? Над этим вопросом предлагает задуматься автор текста Юрий Олеша, русский советский писатель и поэт.

Все мысли, эмоции и чувства, испытанные в детстве, повлияли на то, кем мы в дальнейшем стали, и вспоминать о том, кем мы были, полезно для анализа своей жизни и себя как человека.

Авторская позиция выражена в том, что события детства, закрепившиеся в нашей памяти и периодически сами по себе появляющиеся в виде воспоминаний, помогают понять окружающий мир и себя, свои мечты — ведь когда, как не в детстве, мы легче всего понимаем свои желания?

Я согласна с позицией автора. Воспоминания детского возраста невероятно ценны и приятны, и благодаря им мы постигаем мир, получаем опыт.

Таким образом, роль детских воспоминаний в жизни человека велика. Будучи детьми, мы только учимся жить, познавать этот мир, понимать себя и окружающих. Воспоминания об этих временах часто появляются в сознании даже во снах, согревая душу и помогая нам в жизни.

Сам текст из 7 варианта по которому писались сочинения начинается так:

Подготовка к сочинению-размышлению по тексту А. И. Куприна.

освежить в памяти и привести в систему знания по речеведению,

совершенствовать аналитические текстовые умения,

развивать умение размышлять на заданную тему,

научиться чувствовать, понимать состояние другого человека.

Словарная работа: литота,

Эпиграф: Семья – это путь к счастью.

Организационный момент. Постановка задач урока.

Словарный диктант (презентация)

По толкованию лексического значения слова определить его и записать. Один ученик у доски.

1. Объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отражённых в произведении.

2. Главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора к действительности.

3. Художественное, образное определение.

4. Лексически неделимое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.

5. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

6. Предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа.

7. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

8. Расположение слов в порядке усиливающегося значения.

9. Преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета или явления.

10. Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

3. 1) Работа с текстом. Чтение учителем отрывка.

2) Определение темы, идеи, проблем отрывка.

Тема – ожидание встречи.

Идея – показать, как ожидание встречи с семьёй рождает целую гамму сложных, быстро сменяющихся чувств: радость, замирание сердца, тревогу, испуг, отчаяние.

Возникает мысль о ценности дома, семьи.

Проблемы – *проблема психологического состояния ребёнка в момент ожидания встречи с семьёй,

*проблема связи ребёнка с домом, семьёй,

*проблема восприятия ребёнком окружающего мира.

3) Слово учителя: комментарий состояния героя, Куприн – тонкий психолог.

Задание: найти в тексте те средства художественной выразительности, которые помогают автору передать состояние главного героя.

С поступления Буланина в гимназию прошло уже шесть дней. Настала суббота. Этого дня Буланин дожидался с нетерпением, потому что по субботам, после уроков, воспитанники отпускались домой до вечера воскресенья. Показаться дома в мундире с золотыми галунами и в кепи, вызвать удивлённо-почтительные взгляды сестёр и младшего брата – все эти удовольствия казались такими заманчивыми, что предвкушение их даже несколько стушёвывало предстоящее свидание с матерью.

«А вдруг мама не приедет за мной? – беспокойно, в сотый раз спрашивал сам себя Буланин. – Может быть она не знает, что нас распускают по субботам? Или вдруг ей помешает что-нибудь?

Шестой урок в этот день был настоящей пыткой для новичков. Они совершенно не могли усидеть на месте, поминутно вертелись и то и дело с страстным ожиданием оглядывались на дверь.

Общее волнение сообщилось и Буланину. Он суетливо болтал ногами, тискал ладонями лицо и судорожно ерошил на голове волосы, чувствуя, как у него в груди замирает что-то сладкое и немного жуткое, от чего хочется потянуться или запеть во всё горло.

Но наконец раздаются звуки отбоя, и все вскакивают с мест, точно подброшенные электрическим током. Двадцать человек летят сломя голову к дверям.

В чайную залу, примыкавшую к дежурной, то и дело выходят снизу, из приёмной, дядьки и громогласно вызывают воспитанников: – Свергин, Егоров, пожалуйте в приёмную!

Сердце Буланина от ожидания бьётся в груди до боли.

– За Лампарёвым приехали, – возвещает дядька равнодушным голосом, и это равнодушие кажется Буланину оскорбительным. Почти умышленным.

Наконец нервное напряжение начинает ослабевать. Его заменяют усталость и скука.

В эту самую минуту дядька, от которого Буланин нарочно отворачивается, кричит на всю залу:

– За Буланиным приехали! Просят поскорее одеваться!

И уже на этот раз голос дядьки кажется Буланину не умышленно равнодушным, а весёлым, сочувственным, даже радостным.

В тексте есть две новые для вас стилистические фигуры. Это литота и парцелляция. Мы сейчас узнаем, что это такое и попробуем найти их в нашем тексте.

Нахождение их в тексте.

4. Я думаю, что состояние Буланина известно каждому из вас. И в вашей жизни тоже было немало похожих событий. Давайте поделимся впечатлениями и ассоциациями, которые вызвал у вас текст, теми размышлениями, на которые он вас навёл. Они могут быть и на жизненном, и на литературном материале.

Вы все люди счастливые. Ваши мамы, папы рядом с вами. И встреча с ними, осознание того, что они есть, – всегда радость. И доказательство этому – ваши семейные фотографии.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: написать сочинение-размышление по отрывку А.И. Куприна.

Похожие документы:

Пояснительная записка: Эссе как жанр сочинения активно вторгается в школьную жизнь. И во многих вузах эссе предлагается в качестве выпускного или вступительного экзамена,

. языка в 10 классе по теме: Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля. Текст о рябинке Н. Соколовой. Подготовила . угодно, ведь эссе — это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного. На .

Подготовка обучающихся к гиа по русскому языку

. данного урока. Как писать сочинение-рассуждение по заданному тексту (подготовка к заданию С2.2) Предлагаю 9-классникам . , что … Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом. По моему мнению, в указанном .

. разборы. 142.88. Р/р Рассуждение. Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту. 1 Практика Урок развития речи Составление . точности, логичности и выразительности речи; - писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы .

Сочинение-рассуждение (рецензия или эссе) с элементами лингвистического анализа на основе прочитанного текста) Оценка текста

. проверки не только вашей подготовки по русскому языку, но . речи и есть тема размышления автора предложенного текста, написанного в рамках . найдём в сочинении-рассуждении по тексту Д.Гранина (см. текст 7 в гл. “Образцы сочинений” данного .

Рабочая программа по литературе 8 класс (Л1,Л2,ИТ,ХБ) базовый уровень

(l)С поступления Буланина в гимназию прошло уже шесть дней. (2)Настала суббота. (3)Этого дня Буланин дожидался с нетерпением, потому что по субботам, после уроков, воспитанники отпускались домой до вечера воскресенья. (4)Показаться дома в мундире с золотыми галунами и в кепи, надетом набекрень, отдавать на улице честь офицерам и видеть, как они в ответ, точно знакомому, будут прикладывать руку к козырьку, вызвать удивлённо-почтительные взгляды сестёр и младшего брата все эти удовольствия казались такими заманчивыми, что предвкушение их даже несколько стушёвывало предстоящее свидание с матерью.

(8)Шестой урок в этот день был настоящей пыткой для новичков. (9)Они совершенно не могли усидеть на месте, поминутно вертелись и то и дело с страстным ожиданием оглядывались на дверь.

(10)Общее волнение сообщилось и Буланину. (11)Oн так же, как и другие, суетливо болтал ногами, тискал ладонями лицо и судорожно ерошил на голове волосы, чувствуя, как у него в груди замирает что-то такое сладкое и немного жуткое, от чего хочется потянуться или запеть во всё горло.

(12)Но наконец раздаются звуки отбоя, и все вскакивают с мест, точно подброшенные электрическим током. (13)Двадцать человек летят сломя голову к дверям, едва не сбивая с ног преподавателя, который жмётся к стене.

(14)Прибежать в спальню, надеть мундир, шинель и кепи, разложенные заранее по кроватям отпускных, дело одной минуты. (l5)Теперь остаётся пройти в дежурную, где уже сидят все четыре воспитателя, и ждать.

(16)В чайную залу, примыкавшую к дежурной, то и дело выходят снизу, из приёмной, дядьки и громогласно вызывают воспитанников:

- Свергин, Егоров, пожалуйте; Бахтинский в приёмную!

(19)Сердце Буланина от ожидания бьётся в груди до боли.

(2З)Наконец нервное напряжение начинает ослабевать. (24)Его заменяют усталость и скука.

(26)В эту самую минуту дядька, от которого Буланин нарочно отворачивается, кричит на всю залу:

- За Буланиным приехали! (27)Просят поскорее одеваться!

(28)И уже на этот раз голос дядьки кажется Буланину не умышленно равнодушным, а весёлым, сочувственным, даже радостным.

Нельзя не согласиться с правотой позиции автора. Безусловно, каждый из нас, будучи ещё в юном возрасте, испытывал душевную эйфорию и восторг по возвращении домой после тяжёлой рабочей недели.

К примеру, я совсем недавно уезжала из дома на неделю, чтобы сдать экзамены для поступления. Было всё: и переживания, и стресс, и радость, и огорчения. Но все эти чувства отошли на второй план, когда я вернулась на свою любимую улицу, в свой родной дом. Расставанье с близкими было недолгим. Но как же я была рада увидеть их, обнять и поцеловать. Это был один из самых счастливых моментов моей жизни.

Как часто я видела людей, которые надолго уезжали из родных мест. И каким мучительным было расставание! Невозможно было дождаться дня прибытия; эмоции захлёстывали душу; внутри всё переворачивалось и нежно млело от ощущения скорой встречи с родными. Я уверена: только ради этих счастливых мгновений уже стоит благодарить Бога за то, что мы живём.

И ещё раз анализируя текст А.И. Куприна, мы убеждаемся, насколько сильны в каждом из нас чувства тоски и переживаний о доме и близких. Это неотъемлемая часть любого человека, настоящего гражданина страны, горячо любящего свою Родину.

Текст № 2. В. Конецкий

(8)За этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел, как в океан опускается солнце. (9)Низкие лучи золотят зыбь. (10)Волны тёмно-сини, густы. (11)Над океаном пахнет рыбьей странной жизнью. (12)Стадо китов провожает светило на ночной покой. (13)Среди стада плывёт белый красавец. (14)Один на десятки тысяч.

(18)Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил Белого кита? (19)Я понимаю глупое любопытство матросов. (20)Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (21)И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. (22)И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды.

(30)Я отлично знаю, что уже давно существуют конвенции по охране китов, что промысел их запрещён. (31)Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки, ползут бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные бомбы; что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в моря сбрасывают отравленные воды химических заводов.

(32)И, кроме всего этого, по китам палят из пушек учёные типа Латышева, которые не знают, почему киты кончают самоубийством.

(33)Пусть это звучит смешно, но я могу допустить, что самоубийства китов это нечто вроде самосожжения буддистов. (34)У них нет иного языка, чтобы обратить на себя внимание.

По тексту № 2. Представьте себе такую картину. Солнечный весенний день. Звонкий щебет птиц. Ласковый ветерок, шаловливо касающийся пёстрых головок цветов. Ты бодро идёшь по лесной тропе, по твоей щеке игриво скользит солнечный зайчик… И безоблачное синее небо над головой, которое хочется обнять, утонуть в нём, раствориться в сладостной неге созерцанья этой красоты…

Я думаю, каждый хотел бы жить в таком мире. Однако не могу понять, почему люди не берегут всё то прекрасное, что имеют, без чего невозможно жить.

Я, конечно же, разделяю позицию автора. Каждый человек должен быть чутким к природе, понимать её боль, бережно к ней относиться.

Во-первых, природа - наша мать. Она дала нам жизнь, пищу, кров, и мы просто обязаны сохранить всё это. Истребляя растения и животных, человек убивает прежде всего себя.

Во-вторых, природа формирует внутренний мир людей, воспитывает в них доброту, человечность, милосердие, любовь к ближним, терпимость… Человек неразрывно связан с природой духовными узами.

Наконец, красота окружающего мира не перестает вдохновлять художников, музыкантов, поэтов и писателей на создание грандиозных по силе художественного выражения произведений искусства. Природа способна возбудить в человеке глубокие и прекрасные чувства, которые потом выливаются в бесценные шедевры.

Поэтому берегите природу, уважайте её, старайтесь жить в гармонии с ней.

И давайте сохраним этот мир для наших детей!

Текст № 3. К. Паустовский

(5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой. – (6) Пришлите сейчас же ко мне, сказал он, всех мальчиков нашего двора. (7)Я жду.

(8)Он повесил трубку. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. (10)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.

- (12)Вот что, сказал им Гайдар. (13)Тяжело болен мальчик. (14)Нужно лекарство. (15)Я вам запишу каждому его название на бумажке. (l6)Сейчас же во все аптеки: на юг, на восток, на север, на запад. (17)Из аптек звонить мне сюда. (18)Всё понятно?

- (19)Понятно, Аркадий Петрович! закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице.

(20)Вскоре начались звонки.

- (21)Аркадий Петрович! кричал в трубку взволнованный детский голос. (22)В аптеке на Маросейке нету.

-(23)Поезжай дальше. (24)На Разгуляй. (25)Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля.(26)Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:

- (27)Аркадий Петрович, есть! (28)Я достал!

- (30)В Марьиной роще!

- (31)Вези сюда. (32)Немедленно.

(33)Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.

(34)Благодарить его было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь.. (36) Он считал помощь человеку таким же . делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался.

(38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран.

(42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду.

(46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.

(49)Мне очень не хватает Гайдара большого, доброго, талантливого человека.

(По К. Паустовскому)

По тексту № 3. Помогать слабым – прямая обязанность сильных. Константин Паустовский в своём тексте поднимает проблему помощи, не требующей ничего взамен. По мнению автора, нужно помогать людям от чистого сердца, а не ради благодарности. Но есть ли среди нас такие люди, которые готовы жертвовать собой, спасая других, совершать добрые поступки просто так? На этот вопрос Паустовский отвечает в данном тексте.

Паустовский в своём тексте, описывая характер Гайдара, показывает читателю, какие поступки он должен совершать для того, чтобы окружающие люди жили счастливо.

Текст № 4. Е. Новиков

(1)Мне поручили написать статью об известном в нашем городе учителе трудового обучения Евгении Александровиче Субботине. (2)Это был не просто талантливый конструктор, великолепный мастер. (3)Это был солнечный человек с отзывчивым, горячим сердцем.

(4)Я пришёл к нему прямо на работу и, попросив уделить мне несколько минут, стал задавать специально приготовленные вопросы.

- (5)Знаешь что, Жень, мне приятно, что ты пишешь обо мне статью. (6)Там будет, наверное, много хороших слов. (7)Но я бы хотел, чтобы ты написал о другом. (8)Конечно, теперь я стал известным в городе, уважаемым человеком, но всё могло бы сложиться совсем иначе. (9)И, наверное, совсем другой была бы моя жизнь, если бы не один случай.

(38)Мне дали четыре года колонии. (39)Я отсидел, вернулся и начал новую жизнь. (40)У меня было много хорошего, теперь я счастливый, состоявшийся человек. (41)Но до сих пор я не могу забыть тех слёз, которые отогрели моё закоченевшее сердце. (42)И никогда не забуду.

По тексту № 4. Чужой человек плачет по тебе

В жизни иногда происходят незабываемые события, способные изменить нас, наше отношение к себе и к миру. Эти события могут огорчать нас, причинять боль, но если мы сумеем правильно понять их, то они послужат нам бесценным уроком, незаменимым опытом. Именно об этом и пишет Е. Новиков: о человеке, распознавшем знак судьбы, понявшем суть происшедшего с ним.

А человеку необходимо место, цель в жизни для того, чтобы он не опускал голову перед трудностями. Герой статьи знал, что он кому-то нужен, поэтому шёл вперёд. Так и Сашка, герой Кондратьева, преодолевал все испытания, потому что у него была цель – защитить Родину. И много таких примеров в жизни и литературе, потому что, пока у человека есть стимул, он будет идти и бороться.

Текст № 5. А. Владимиров

(I)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую косулю.

- (З) Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! недоверчиво отмахивались от него. (4)Откуда в наших местах косули?

- (5)Да я лично видел! (6) Она в лощине паслась!

- (7)Так, может, это не косуля, а северный олень или мамонт?! вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

- (11)Ты точно косулю видел?

- (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! пастух неуклюже перекрестился. (15)А зачем тебе, Колёк, косуля? (16) Лето ведь мясо испортится!

- (17)Мне нe мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов косули. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть печальные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

(26) Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу. (30) Самое страшное когда она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

(32)Вдруг Савушкин замер. (33) В овражке, прорытом вешними водами, стояла косуля. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Косуля смотрела на него, но почему-то не убегала.

- (37)Стой, стой, миленькая, стой! шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с косулей детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад.

(43) Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.

- (45)Вкусно, миленькая? спросил он.

(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А. Владимирову)

По тексту № 5. В жизни каждого наступает момент, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем будет зависеть жизнь самого человека или его близких. Именно о таком случае в судьбе механика Савушкина рассказывает в своём тексте А. Владимиров.

Герой рассказа стоит перед сложным нравственным выбором: убить косулю, не пожалев детеныша, чтобы попытаться вылечить дочь, или оставить жизнь животному. Показывая всю сложность принимаемого решения, автор отождествляет жеребёнка с дочерью Савушкина, используя один и тот же речевой оборот (прохладная тень, будто фиолетовое покрывало). Николай понимает, что вряд ли ему удастся помочь своему ребёнку, и не убивает косулю. Повествование Владимирова очень красочно и живо, а использование эпитетов (печальные глаза), метафор (крадётся боль) и сравнений (воздух, словно горячий жир) придаёт ему особую эмоциональность. Употребление в тексте разговорной лексики и диалогов помогает автору образно и ёмко описать события, заставляет читателя проникнуться теми мыслями, на которых Владимиров акцентирует внимание. Это прежде всего то, что даже в такой сложной жизненной ситуации Савушкин находит в себе силы оставаться человеком, милосердно отнестись к животному.

Проблема, затронутая в данном тексте, на мой взгляд, становится всё более актуальной в наше непростое время. Всё чаще современному человеку приходится выбирать между своей совестью и личной выгодой. И, к сожалению, этот выбор не всегда в пользу совести. Почему? Вряд ли кто-то с уверенностью может ответить на этот вопрос. Но не пора ли нам задуматься над тем, к чему со временем мы можем прийти? Ведь чем ниже уровень нравственности людей, тем сильнее деградирует общество, тем слабее народ. Следовательно, каждый раз, выбирая не в пользу совести, мы подвергаем опасности своё будущее. И всё же я верю, что именно наше поколение остановит этот разрушительный процесс и будущее станет светлым и прекрасным!

Текст № 6. Р. Паль

(1)Есть ли у книги будущее? (2)Как бы нелеп ни был этот вопрос, он существует и, более того, вот уже многие годы волнует умы людей. (3)Скептики и сомневающиеся были всегда. (4)И ворчуны тоже. (5)Время от времени мы слышим сетования на то, что книг написано великое множество и что прочитать их невозможно. (6) Поэтому читать перестанут совсем.

(14)Заметим, что во времена подобных оракулов мир не знал ещё ни кино, ни радиоприёмников, ни телевизоров, ни магнитофонов.

По тексту № 6. Пример №1.

Задавшись вопросом, есть ли у книги будущее, автор, используя яркие литературные иллюстрации, цитирование, убедительно показывает, насколько важную роль играет книга и поныне. Он убеждает, что люди никогда не перестанут читать, и сохраняет уверенность в том, что и со временем книга не утратит своих позиций. В этом с автором вполне можно согласиться, поскольку книга продолжит волновать сердце читателя. Она помогает научиться тоньше чувствовать. Читая художественную книгу, мы сопереживаем героям произведения и радуемся вместе с ними.

Ни с чем не сравнимое удовольствие испытываешь, когда открываешь любимую, проверенную временем книгу, пахнущую ванилью и мускатным орехом, и погружаешься в очаровательный мир захватывающих приключений и опасных сражений, благородных рыцарей и прекрасных дам.

Действительно, книга – целая вселенная, способная дать человеку очень многое, нужно только научиться брать.

Книга даёт нам и пищу для ума. В этом отношении её позиции должны лишь укрепиться, поскольку информация, полученная с экрана монитора, как показывают научные исследования, усваивается на порядок хуже.

Споры о том, каково будущее книги, наверное, и в ближайшее время не прекратятся, но мы знаем, что книга – это величайшее изобретение и оно не может быть утрачено по чьей-то прихоти.

Пример № 2.

Какую роль играет книга в жизни человека? Меняются ли со временем представления о ней? Всегда ли она будет существовать?

К сожалению, развитие техники заставило людей сомневаться в судьбе книги. Многие ответят на этот вопрос утвердительно.

Сущность другой проблемы текста заключается в том, что техника и книга взаимосвязаны. Может ли кино, телевидение, радио обойтись без художественных произведений? Р. Паль уверен, что нет. Публицист не сомневается, что техника – союзница книги, а не враг. Мы вполне можем совместить использование величайших изобретений XVIII – XX веков с чтением классики.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: "Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются всё же словами, то есть имеют не только форму, но и значение".

В русском языке принято делить все части речи (за исключением междометий, которые занимают промежуточное положение) на самостоятельные и служебные. К служебным частям речи относятся и союзы, которые служат для связи однородных членов или частей сложного предложения.

Казалось бы, служебные части речи не имеет самостоятельного значения. Но ученый И. Г. Милославский утверждает, что это не так. Я с ним согласен. Наблюдение за текстом убеждает меня, что совсем не одно и то же, какой союз следует использовать в том или ином случае.

Таким образом, мы видим, что союзы в речи, даже выполняя одну и ту же функцию связи, всё же не являются одинаковыми, но каждый из них придаёт какое-то значение предложению в целом.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 45 текста: "Он плакал до тех пор, пока сон не охватил его своими широкими объятиями. "

Всегда тяжело бывает человеку, когда он оказывается в незнакомой ситуации. Вот и в отрывке из произведения Александра Ивановича Куприна говорится о мальчике Буланине, который перешел в новую школу или гимназию и очень боялся, что другие мальчики не примут его. Мы видим это из предложения 3: "Буланин вздрогнул и поднял глаза". Можно сделать вывод, что герой был очень напуган. Поэтому он так обрадовался, когда незнакомый мальчик восхитился его пуговицами, и охотно предложил новому знакомому попытаться эти пуговицы оторвать.

Другие ребята тоже приняли участие в забаве, но Буланин не сопротивлялся, а наоборот, радовался, что вокруг него много ребят. Он осознал, что был неправ, только вечером. Нехорошо ему стало уже после того, как второгодник Грузов все-таки сумел выдернуть пуговицу вместе с кусочком ткани. Буланин понял, что его красивый костюм испорчен безвозвратно. А ведь его мама так старалась одеть любимого сына как можно лучше и очень много времени провела, стараясь сшить курточку и пришить красивые пуговицы.

9.3 Как вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Нравственный выбор - это выбор, который делает человек, основываясь на своих моральных убеждениях. Это может быть выбор между тем, остановить ли знакомого, который совершает нехороший поступок, или просто отвернуться. Или выбор между тем, стоит ли защитить малыша, которого обижают старшие ребята, или тоже просто сделать вид, что ничего не заметил.

Нравственный выбор часто бывает очень тяжелым, ведь для того чтобы принять правильное решение, нужно пожертвовать чем-то, что тебе дорого и нравится.

В отрывке из произведения Куприна такой выбор стоит перед новичком Буланиным. Он очень боится своих новых одноклассников; ему тревожно, что, может быть, они будут его обижать. Поэтому он охотно соглашается позволить им попытаться оторвать пуговицу от курточки. Его нисколько не беспокоит, что мальчики пытаются испортить его вещь. Он рад, что вокруг него много ребят. Буланин не думает о том, что эту курточку сшила ему мама, что у них мало денег, что маме пришлось много трудиться для того, чтобы красиво нарядить своего сына в школу. Получается, что Буланин, предложив ребятам портить его вещь, которая с такой любовью была сделана мамой, как бы предал её. Об этом говорится в предложении 39. Вечером, плача в своей кровати, мальчик понял, что он сделал неправильный выбор.

Такое случается время от времени со всеми людьми. Иногда мы совершаем ошибки из-за того, что мы не подумали, иногда из-за малодушия. Потом мы стыдимся таких поступков. Так, например, однажды, лет 10 назад, я вместе с

моей подругой смеялась над одной девочкой, которая была младше нас. Нам казалось очень забавным дразнить её. А это девочка заплакала. Я с самого начала думала, что веду себя нехорошо, что это непорядочно, но я боялась испортить отношения с подругой. Потом не было очень стыдно.

Текст для написания части 2.

(1)С поступления Буланина в гимназию прошло уже шесть дней. (2)Настала суббота. (З)Этого дня Буланин дожидался с нетерпением, потому что по субботам, после уроков, воспитанники отпускались домой до вечера воскресенья. (4)Показаться дома в мундире с золотыми галунами и в кепи, надетом набекрень, отдавать на улице честь офицерам и видеть, как они в ответ, точно знакомому, будут прикладывать руку к козырьку, вызвать удивлённо-почтительные взгляды сестёр и младшего брата - все эти удовольствия казались такими заманчивыми, что предвкушение их даже несколько стушёвывало предстоящее свидание с матерью.

(8)Шестой урок в этот день был настоящей пыткой для новичков. (9)Они совершенно не могли усидеть на месте, поминутно вертелись и то и дело с страстным ожиданием оглядывались на дверь.

(Ю)Общее волнение сообщилось и Буланину. (11)Он так же, как и другие, суетливо болтал ногами, тискал ладонями лицо и судорожно ерошил на голове волосы, чувствуя, как у него в груди замирает что-то такое сладкое и немного жуткое, от чего хочется потянуться или запеть во всё горло.

(12)Но наконец раздаются звуки отбоя, и все вскакивают с мест, точно подброшенные электрическим током. (13)Двадцать человек летят сломя голову к дверям, едва не сбивая с ног преподавателя, который жмётся к стене.

(14)Прибежать в спальню, надеть мундир, шинель и кепи, разложенные заранее по кроватям отпускных, - дело одной минуты. (15)Теперь остаётся пройти в дежурную, где уже сидят все четыре воспитателя, и ждать.

(16) В чайную залу, примыкавшую к дежурной, то и дело выходят снизу, из приёмной, дядьки и громогласно вызывают воспитанников:

- Свергин, Егоров, пожалуйте; Бахтинский - в приёмную!

(19)Сердце Буланина от ожидания бьётся в груди до боли.

(23)Наконец нервное напряжение начинает ослабевать. (24)Его заменяют усталость и скука.

(26) В эту самую минуту дядька, от которого Буланин нарочно отворачивается, кричит на всю залу:

- За Буланиным приехали! (27)Просят поскорее одеваться!

(28)И уже на этот раз голос дядьки кажется Буланину не умышленно равнодушным, а весёлым, сочувственным, даже радостным.

(По А.И. Куприну)

Нельзя не согласиться с правотой позиции автора. Безусловно, каждый из нас, будучи ещё в юном возрасте, испытывал душевную эйфорию и восторг по возвращении домой после тяжёлой рабочей недели.

К примеру, я совсем недавно уезжала из дома на неделю, чтобы сдать экзамены для поступления. Было всё: и переживания, и стресс, и радость, и огорчения. Но все эти чувства отошли на второй план, когда я вернулась на свою любимую улицу, в свой родной дом. Расставанье с близкими было недолгим. Но как же я была рада увидеть их, обнять и поцеловать. Это был один из самых счастливых моментов моей жизни.

Как часто я видела людей, которые надолго уезжали из родных мест. И каким мучительным было расставание! Невозможно было дождаться дня прибытия; эмоции захлёстывали душу; внутри всё переворачивалось и нежно млело от ощущения скорой встречи с родными. Я уверена: только ради этих счастливых мгновений уже стоит благодарить Бога за то, что мы живём.

И ещё раз анализируя текст А.И. Куприна, мы убеждаемся, насколько сильны в каждом из нас чувства тоски и переживаний о доме и близких. Это неотъемлемая часть любого человека, настоящего гражданина страны, горя чо любящего свою Родину.

Внимание!

Для подготовки к ЕГЭ советуем Вам потренироваться в заполнениибланков ЕГЭ. Ведь правильно решенное задание нужно правильно оформить, поскольку для корректной компьютерной обработки нужен читаемый текст. Поэтому правильно оформленные бланки ЕГЭ - непременно условие получения высоких баллов.

Также следует внимательно прочитать рекомендации к оформлению заданий, которые содержатся в КИМ.

Основные правила заполнения бланков ЕГЭ

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими черными чернилами . Допускается использование гелевой или капиллярной ручек . В случае отсутствия у участника ЕГЭ указанных ручек и использования, вопреки настоящим правилам, шариковой ручки, контур каждого символа при заполнении необходимо аккуратно обводить 2 - 3 раза, чтобы исключить "проблески" по линии символов.

Линия метки ("крестик") в полях не должна быть слишком толстой. Если ручка оставляет слишком толстую линию, то вместо крестика в поле нужно провести только одну диагональ квадрата (любую).

Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника ЕГЭ).

Если участник ЕГЭ не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).

Категорически запрещается:

  • делать в полях бланков, вне полей бланков или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков;
  • использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной, карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для исправления внесенной в бланки информации ("замазку" и др.).

По указанию ответственного организатора в аудитории участником ЕГЭ заполняются все поля верхней части бланка регистрации кроме полей для служебного использования. В средней части бланка регистрации расположены поля для записи сведений об участнике ЕГЭ.

Поля средней части бланка регистрации заполняются участником ЕГЭ самостоятельно, кроме полей для служебного использования ("Резерв-2", "Резерв-3" и "Резерв-4"). Данные поля участником ЕГЭ не заполняются.

В средней части бланка регистрации также расположена краткая инструкция по определению целостности индивидуального комплекта участника ЕГЭ и поле для подписи участника ЕГЭ.

В нижней части бланка регистрации расположена область для отметок организатора в аудитории о фактах удаления участника ЕГЭ с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ЕГЭ, а также о том, что участник не закончил экзамен по уважительной причине.

Краткий ответ можно давать только в виде слова, одного целого числа или комбинации букв и цифр, если в инструкции по выполнению работы не указано, что ответ можно дать с использованием запятых для записи ответа в виде десятичной дроби или в виде перечисления требуемых в задании пунктов. Каждая цифра, буква, запятая или знак минус (если число отрицательное) записывается в отдельную клеточку, строго по образцу из верхней части бланка. Не разрешается использовать при записи ответа на задания типа B никаких иных символов, кроме символов кириллицы, латиницы, арабских цифр, запятой и знака дефис (минус).

Если требуется написать термин, состоящий из двух или более слов, то их нужно записать отдельно - через пробел или дефис (как требуют правила правописания), но не использовать какого-либо разделителя (запятая и пр.), если в инструкции по выполнению работы не указана другая форма написания ответа на данное задание. Если в таком термине окажется букв больше, чем клеточек в поле для ответа, то вторую часть термина можно писать более убористо. Термин следует писать полностью. Любые сокращения запрещены.

Если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т.п.), в которой оно должно стоять в предложении.

Если числовой ответ получается в виде дроби, то ее следует округлить до целого числа по правилам округления, если в инструкции по выполнению работы не требуется записать ответ в виде десятичной дроби. Например: 2,3 округляется до 2; 2,5 - до 3; 2,7 - до 3. Это правило должно выполняться для тех заданий, для которых в инструкции по выполнению работы нет указаний, что ответ нужно дать в виде десятичной дроби.

В ответе, записанном в виде десятичной дроби, в качестве разделителя следует указывать запятую.

Записывать ответ в виде математического выражения или формулы запрещается. Нельзя писать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны и т.д.). Недопустимы заголовки или комментарии к ответу.

Поле "Резерв-8" не заполняется.

Читайте также: