Какой солирующий инструмент присутствует сочинение фрески софии киевской

Обновлено: 02.07.2024

ЦЕЛЬ – углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

– познакомить с терминами “арпеджио”, “музыкальный орнамент”;

– развивать творческое мышление;

– приобщать к духовной национальной культуре.

ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение (эвристическое погружение, мозговой штурм);

проектно- исследовательская (методы проектов, защиты презентации, “сочинение сочинённого”);

личностно-ориентированное обучение (индивидуальные задания);

здоровьесберегающая (метод пластического движения, вокальные упражнения) .

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, коллективная (в группах)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, DVD–плеер, читающий CD –диск, фортепиано, магнитная доска, бубен, треугольник, два колокольчика (большой, маленький)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, творческая тетрадь, картонные геометрические фигуры и магниты

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы, нотный текст песни Е.Крылатова “Молитва”.

ХОД УРОКА

Музыканты – извечные маги
Вызывают виденья веков…
Б.Дубровин

(дети рассаживаются по трём группам вокруг столов)

II. Формирование компетенций по содержанию материала. (9мин)

1. Подготовка к новому материалу на основе ранее изученного. Эвристическое погружение.

-Здравствуйте! Ребята, под какую музыку вы вошли сегодня в класс?

(Это пьеса “Прогулка” из сюиты Мусоргского “Картинки с выставки”.)

Вспомните, какую роль выполняет “Прогулка” в сюите?

(Прогулка является связующим звеном между другими контрастными музыкальными картинками - иными словами, служит путеводителем по выставке).

На экране схема:


Посмотрите, на какую музыкальную форму похоже такое построение музыкальных пьес?

(форму рондо, где Прогулка – рефрен, Балет невылупившихся птенцов и Богатырские ворота- эпизоды)

На экране появляется формула А + В + А + С + А,

где А – рефрен, ВС – эпизоды

- Замените буквенное выражение геометрическими фигурами.


(ученик выкладывает на магнитной доске )

Что получилось? (узор).

Какие особенности имеет этот узор? (Повтор). Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? (орнамент)

- Ребята, я не случайно дала вам это задание, потому что на протяжении урока мы будем копить знания, умения и в конце урока на основе накопленного материала создадим музыкальный проект. Какой – это пока секрет.

2. Проблемное поле. Мини-проект.

На экране фрагмент из рабочей тетради стр. 22

Работаем в рабочей тетради. На стр.22 есть два фрагмента – изобразительный и музыкальный. Как узнать, являются ли они орнаментами? Проведём маленькое исследование.

а) Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл? (Имя), объясни ход своих мыслей.

Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом)

- Сколько голосов в музыкальном орнаменте? (Два: первый и второй голос)

- Давай посмотрим, может быть, изобразительный орнамент тоже двухголосный? (Второй голос усилен множеством мелких нот. И нижняя часть рисунка тоже насыщена мелкими узорами.

Первый голос состоит из долгих длительностей. Поэтому они редко расположены. И в верхней части изобразительного орнамента тоже меньше узоров.)

- Какой из этого исследования следует вывод? ( Данный изобразительный орнамент – музыкальный.)

б) Давайте его озвучим. (Выходят три ученика. Один играет первый голос на треугольнике. Два других ученика играют второй голос на колокольчиках (рефрен-эпизод-рефрен). Затем играют втроём)

Итак, мы создали музыкальный орнамент. На что похоже его звучание? (на колокольный звон). Где можно использовать такой орнамент? (озвучить росписи храмов древней Руси, наложить музыку на демонстрацию слайдов об архитектуре древней Руси)

III. Проверка Д/З. Защита презентации.(5мин)

На прошлом уроке мы уже знакомились с музыкальным искусством Древней Руси.

Дома вы готовили материал из учебника по данной теме, а также я давала индивидуальное задание (Имя): провести исследовательскую работу, собрать информацию о развитии церковной музыки XI – XIXвв. и оформить в виде презентации.

- (Имя) готов? Пожалуйста.

Защита презентации “Развитие церковной музыки XI – XIXвв.” с муз. сопровождением: Знаменный распев, “Да исправится молитва моя” П.Чеснокова. Вопросы к классу.

- Спасибо, (Имя). Садись.

VI. Исполнение “Молитвы” Е.Крылатова (5 мин.)

- А у меня есть свой дополнительный вопрос к классу:

- Как вы считаете, а в наши дни современные композиторы сочиняют духовную музыку?

- Какую современную молитву вы знаете? (“Детская молитва” Е.Крылатова)

а) ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Прежде, чем исполнить песню, давайте настроимся.

1. Упражнение на умение экономить дыхание (“Надувная игрушка”)

- Надуваем игрушку в среднем темпе, сдуваем медленно, струйно.( 2раза)

2. “Греем руки на морозе” (дышат 8раз)

3. Упражнение на отработку кантиленного пения (показать)

“Ми-и-и-и-я-я-я-я, ми-и-и-и-я-я-я-я-ми” (1раз –легато, 2 раз – стаккато)

на экране слайды 4-15 сопровождают песню

б) ИСПОЛНЕНИЕ “МОЛИТВЫ" Е.КРЫЛАТОВА:

- Первые 4 строчки поют солисты. Вторые 4 строчки – весь класс.

- Чем отличается молитва XX века от партесной молитвы XVIIвека?

( здесь одноголосный унисон, там многоголосье - партесное пение
присутствует аккомпанемент, исполнительский приём “а капелла”)

- А что их объединяет? (название, интонации мольбы, просьбы, минор, медленный темп, строгость) – т.е. смысл остаётся прежним – обращение к Святыни.

IV. Новая тема. “Фрески Софии Киевской” В.Кикты.(8мин)

Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке XX века и попытаемся узнать, какие средства использовал украинский композитор Валерий Григорьевич Кикта в своей концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской”, чтобы передать для нас, потомков, образы древней Руси.

на экране фото композитора и собора св.Софии с учебника стр.58

Написал он её в честь 1000-летия крещения Руси.

Потому что как раз 10 веков назад по велению князя Ярослава Мудрого в 50-ую годовщину христианства на Руси в Киеве возводится величественный собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. А её дочери - Вера, Надежда, Любовь, к которым вы обращались в “Молитве” Е.Крылатова.

И сейчас мы так же, как когда-то побывали на выставке “картинок” Мусоргского, совершим музыкальную экскурсию по фрескам собора.

А путеводителем в симфонии служит музыка, которая как рефрен повторяется в них несколько раз. Попробуйте дать ей название. (“Орнамент”)

Верно. Послушайте его музыкальный узор.

Звучит “Орнамент”

на экране фото-слайды 17-21 – экскурсия по собору Святой Софии.

- Какие ощущения вас охватили, когда вы слушали орнамент? ( Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории).

Обратите внимание на нотный пример Орнамента в учебнике стр.59

на экране нотный фрагмент Орнамента с учебника стр.59

- Какую особенность вы наблюдаете в партитуре арфы? (волнистую линию) Такой приём в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся последовательно.

учитель показывает разложенные аккорды на фортепиано

ФИЗМИНУТКА. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

- На звучание какого инструмента похоже арпеджио? (на гусли)

Теперь представьте, что каждый из вас – это струна гуслей. А что происходит со струной, если её дёрнуть? (Она деформируется). Выполняем поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом (123456 – 1группа, 2 группа, 3группа, 4группа). Каждая из ваших групп – это разложенный аккорд по типу арпеджио.

дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем под фортепиано.

Какой же исполнительский приём помог вам изобразить перебор струн? (арпеджио)

V. Проектная деятельность в творческих группах (10 мин)

на экране три фрески: “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

Итак, перед нами живописная фреска “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

- Ребята, а кто знает, что такое фреска? (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Как же нам её услышать?

Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не только музыкантами, но ещё и художниками.

Сейчас вам предоставляется возможность спроектировать музыку к фрескам. У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности. Но у каждой творческой группы они разные.

Чтобы работа получилась быстрой и качественной, распределите обязанности поиска каждого элемента пополам.

Например, вы трое – художники, определяете, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, а вы трое – музыканты, находите в соответствии элемент музыкальной речи и также фломастером выделяете его.

Выберете капитана команды, который сможет объяснить результаты вашей деятельности.

ТЕСТОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Элементы музыкальной речи и художественной выразительности:

ударные: ксилофон, барабан;

струнные: арфа, скрипка-тремоло;

на экране “Портрет дочерей Ярослава Мудрого” (дети работают, определяют элементы музыкальной речи )

- А теперь послушаем, насколько ваши мысли были близки к идее композитора

Слушание “фрески” “Портрет дочерей Ярослава Мудрого”

- Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала? (будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску).

Мелодия – поступенная Линия – прямая
Тембр – арфа, скрипка-тремоло Колорит – мерцающий
Форма – вариация Композиция – располож. частей повторное
Развитие музыки – динамическое, темповое Развитие худ. идеи – приближение

- Посмотрите, всё ли верно вы предположили? Какой имеется недочёт? (темповое развитие тоже необходимо было определить) Сравнение. Оппоненты - 2,3 группы.

РЕЗУЛЬТАТ: - Что же вы сегодня создали? (спроектировали музыку к фреске)

РЕФЛЕКСИЯ: - Ребята, трудно вам было быть художниками? А музыкантами?

- Какие знания вам понадобились, чтобы создать муз. проект? (умение

определять живописные и музыкальные средства выразительности)

ВЫВОД: - Когда композитор сочинял симфонию, его задачей было сохранить для нас,

потомков, события древности. – Как вы считаете, у него это получилось?

- Какими средствами он этого добился? (инструментовкой, музыкальной

формой, приёмами развития и исполнения: орнамент, арпеджио)

VII. ВЫВОД УРОКА (2 мин.):

- Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?

- Насколько сейчас актуальна тема духовности в наши дни? ( Во все времена человеку необходимо, чтобы о нём проявляли заботу, любовь, доброту, терпение, порядок во всём. В этом заключается внутренняя красота людей, т.е. духовность. В наше время таких людей становится всё меньше и меньше. Мы теряем духовность. А это чревато войнами и разрушениями)

- А наш сегодняшний урок вас чему-то научил?

- Какими надо быть людьми? (добрыми, уважительными)

- Сегодня вы все справедливо заслужили пятёрки. Особенно хочу отметить ребят, которые работали у доски: (Имена).

- В чём же современность музыкальных образов Валерия Кикты? Запишите в творческой тетради стр.25 свои размышления.

О звуко-изобразительности в творчестве русских композиторов классической школы говорят на уроках музыки в 6 классе. "Фрески Софии Киевской" - симфония для арфы с оркестром композитора Валерия Кикты - приводится в качестве примера использования автором так называемого подражания колоколу или "колокольности".

фрески софии киевской

О композиторе

Валерий Георгиевич Кикта, написавший симфонию "Фрески Софии Киевской", в своём творчестве чаще всего обращался к темам русской истории и литературы. Кажется, что сама судьба предопределила такое направление его деятельности. Этот композитор даже родился в знаковый для истории нашей страны год – 1941-й. Раннее детство он провел в одном из сел Украины. В десятилетнем возрасте мать повезла его в Москву для поступления в Хоровое училище, которым руководил известный на весь Союз хормейстер Свешников. Обучаясь в этом заведении, мальчик уже в детском возрасте познакомился с произведениями русской духовной музыки.

Фрески Софии Киевской он впервые увидел именно во время своей учебы в Хоровом училище. Во время гастролей московского хора, которым руководил Сергей Свешников, ученики также участвовали в выступлениях. Одним из городов, которые пришлось посетить тогда, был Киев. Свешников сам водил своих подопечных в Киево-Печерскую лавру, а также в собор Святой Софии. Он рассказывал ученикам о фресках и мозаиках, которые им удалось увидеть.

фреска музыкант софии киевской

Свешников сумел привить студентам любовь к отечественной истории, которая осталось у них на всю жизнь. Позже Валерий Георгиевич не раз ещё побывал в Киеве. Так, во время одного из своих визитов в этот город автор симфонии "Фрески Софии Киевской", будучи на экскурсии в соборе, увидел в хранилище храма фреску, которая изображала святую княгиню Ольгу. Лик произвёл на него столь сильное впечатление, что композитор немедленно принялся за создание оратории, посвященной этой правительнице Древней Руси.

О людях, повлиявших на творчество композитора

Автор концертной симфонии для арфы с оркестром, В. Г. Кикта, после окончания Московского хорового училища поступил в столичную консерваторию на композиторское отделение. Его преподавателем в этом учебном заведении стал Тихон Николаевич Хренников. Он привил молодому композитору необыкновенное чувство стиля, а также уважение к достижениям великих мастеров прошлого.

Отголоски этого влияния проявились в том, что в творчестве Валерия Георгиевича бок о бок существуют традиции русской классической музыки, духовных произведений для хора, а также многие приемы, характерные для современной музыки. Например, у композитора есть произведение, написанное для синтезатора с симфоническим оркестром. Кроме Тихона Хренникова, огромное влияние на становление творческой личности оказал Иван Козловский, с которым Кикте посчастливилось познакомиться в годы обучения в Московской консерватории.

Этот прославленный тенор был большим знатоком русского и украинского фольклора. Именно он вдохновил Валерия Георгиевича на создание многих произведений, основанных на традициях украинской народной музыки. Молодой человек неоднократно бывал в гостях у своего старшего знакомого. Там он видел некоторые иконы и картины признанных мастеров живописи.

Излюбленные инструменты

Симфония "Фрески Святой Софии Киевской" написана для арфы с симфоническим оркестром. Этот инструмент не зря выбран автором в качестве солирующего. Ведь именно он способен имитировать звучание древнерусских гуслей, что способствует созданию необходимого музыкального колорита.

Владимир Георгиевич Кикта является председателем русского общества арфистов. Он также делал доклады, посвященные использованию этого инструмента в русской классической музыке, на международных семинарах.

Автор "Фресок Софии Киевской" также создал множество произведений для органа. Для данного инструмента впервые появляется произведение, посвящённое художественному жанру фресок. Выбор этих двух инструментов определяется тем, что они лучше всего подходят для исторической тематики, которая является главной в творчестве композитора.

Особенности музыки "Фресок Софии Киевской"

Произведение написано в жанре концертной симфонии. То есть в этом сочинении сочетаются черты двух видов музыкальных произведений: концерта и симфонии. Композитор отходит от классической четырехчастной формы, характерной для большинства образцов, написанных в данном жанре. Его симфония состоит из девяти разделов. Это обусловлено не простым желанием автора создать нечто новаторское, а характером росписи храма, которая заключает в себе множество частей.

В этом произведении три вида разделов. Некоторые из частей автор называет фресками, они посвящены определённым изображениям на стенах собора.

русская духовная музыка фрески софии киевской

Следующий вид - это орнамент. Орнамент не несет какого-либо конкретного образного содержания, а является своеобразным украшением. Такие орнаменты присутствуют рядом с фресками собора Софии Киевской.

Третья разновидность музыкальных частей этого произведения - бытовая зарисовка, изображающая какой-либо фрагмент жизни из времён, когда создавались росписи стен храма.

Автор о своём произведении

Валерий Георгиевич Кикта в одном из интервью признался, что его концертная симфония не содержит какого-либо религиозного послания. Она посвящена чисто художественным образам, которые композитор неоднократно видел на стенах знаменитого храма. По его глубокому убеждению, даже в произведениях духовной тематики перед художниками прежде всего стоит задача передать внешние особенности героев.

Мозаики и фрески Софии Киевской

Стоит сказать несколько слов о той живописи, которая вдохновила композитора на создание такого монументального симфонического произведения. Собор Святой Софии в Киеве был построен почти тысячу лет назад по приказу князя Ярослава Мудрого.

Изысканностью своего убранства и грандиозными размерами храм должен был превосходить все существующие на тот момент церкви Киевской Руси. Художественное оформление помещения основано на использовании двух видов изобразительной техники: мозаики и фресок. Первыми из них были украшены главные части храма - купол и алтарь. В мозаике нашли воплощение главные фигуры православного вероучения.

фрески софии киевской музыка

В центре так называемого "неба", то есть художественно оформленного купола собора, находится лик Иисуса Христа. Левая рука господа касается священного писания, а правая - поднята. Пальцы Спасителя сложены определенным образом, характерным для жеста благословения. Подобные изображения Иисуса Христа принято относить к особому иконографическому типу, который называется "Вседержитель". Главная особенность и ценность внутреннего оформления храма заключается в том, что большая часть фресок Софии Киевской, а также мозаика являются подлинными творениями художников одиннадцатого века.

Произведения великих известных и неизвестных мастеров

К сожалению, имена художников, которые расписывали стены и купол Собора Святой Софии, а также выполняли работы по созданию мозаичных полотен, не сохранились до наших дней. Однако те части фресок и мозаик, которые были со временем утрачены, восстанавливались известными живописцами.

Так, например, фигуры ангелов, которых изначально было четыре, но к девятнадцатому веку сохранилась только одна, были впоследствии дописаны классиком русской живописи Михаилом Врубелем. Всего мозаикой покрыто более двухсот квадратных метров собора. Площадь фресок составляет несколько тысяч квадратных метров.

Светские мотивы

Среди фресок Софии Киевской встречаются не только изображения религиозных сюжетов и персонажей Ветхого и Нового Заветов, но и некоторые детали светской жизни одиннадцатого века. Например, стены лестничных проходов в башнях, которые вели к специальной ложе, где находился во время церковных служб князь Ярослав со своим семейством, расписаны именно в таком стиле. Эти зарисовки нашли свое воплощение в концертной симфонии Кикты "Фрески Софии Киевской".

кикта фрески софии киевской орнамент

"Музыкант" - такое название имеет эта часть данного произведения. Среди настенных росписей собора встречаются многочисленные изображения артистов, играющих на различных инструментах. Наибольший интерес вызывает картина, представляющая собой портрет органиста. Это единственное известное изображение данного инструмента во всей древнерусской художественной культуре. Также на стенах башен Софийского собора можно увидеть много скоморохов, играющих на рожках, и других музыкантов. Кроме человеческих фигур, здесь можно встретить некоторых животных - как реальных, так и мифологических.

Эти картины, кроме своей художественной ценности, представляют большой интерес для историков. Они являются одними из немногочисленных сохранившихся до наших дней иллюстраций жизни княжеского двора и зарисовками светских увеселений простого народа.

Роспись дверных и оконных проемов

Собор Святой Софии в Киеве имеет множество окон, проемы которых украшены изысканными орнаментами. Как правило, они состоят из растительных деталей, таких как цветы, почки, стебли и так далее. Намного реже среди орнаментов данного храма встречаются геометрические узоры.

мозаики и фрески софии киевской

Эти детали росписи внутреннего помещения собора служат для обрамления дверных и оконных проемов, а также для выделения отдельных значимых частей архитектуры здания. В симфонии Валерия Кикты "Фрески Софии Киевской" орнамент представлен несколько раз. Так называются отдельные части этого произведения, которые служат для обрамления других разделов композиции.

История восстановления шедевра

Как уже было сказано, собор Святой Софии в Киеве был создан по заказу князя Ярослава Мудрого в далеком одиннадцатом веке. Тогда над внутренним убранством храма трудились лучшие мастера Руси, а также приехавшие из Византии живописцы. К 16-17 векам роспись стен сильно обветшала и требовала реставрации.

Поскольку подобные работы в то время, как правило, не проводились, было решено поверх старой древнерусской отделки храма произвести новую роспись.

Эти фрески шестнадцатого-семнадцатого веков не отличались той изящностью и мастерским исполнением, которые были присущи древнерусским вариантам. Впоследствии стены собора многократно изменяли свой внешний вид. Поэтому к 19 веку о существовании старинной живописи на стенах храма, которая сохранилась под многослойным покрытием, знали только немногочисленные люди, интересовавшиеся древнерусской историей. Интерес к оригинальной росписи стен проснулся только ко второй половине 19 века. В конце столетия были наняты несколько мастеров для реставрации и реконструкции некоторых мозаик и фресок. Тогда же для выполнения этих работ был приглашен и знаменитый художник, прославившийся впоследствии собственными картинами на религиозные темы - Михаил Александрович Врубель.

Новый этап восстановления древнерусской живописи на стенах храма начался в тридцатые годы XX века. Несмотря на всеобщую политику уничтожения религиозных построек и реликвий православной веры, было принято решение реставрировать древние шедевры живописи, сохранившиеся на стенах собора. Работы по восстановлению и закреплению уцелевших росписей велись на протяжении нескольких десятков лет. На данный момент все сохранившиеся до наших дней фрагменты древнерусской отделки стен прошли реставрацию.

Другие произведения Валерия Кикты

В настоящее время произведение композитора В. Г. Кикты "Фрески Софии Киевской" включено в программу школьного предмета "Музыка". Как правило, на уроках, посвященных этой симфонии, во время прослушивания аудиоматериала ученикам показывают репродукции росписи стен киевского храма.

в г кикта фрески софии киевской

Кроме данного музыкального произведения, композитор написал более 10 балетов. Среди самых известных из них можно назвать такие: "Дубровский", "Владимир-креститель" и многие другие. Также он создал многочисленные инструментальные произведения для симфонического оркестра, например, "Украинские колядки, щедривки и веснянки". Большой интерес для любителей академической музыки представляют его произведения для хора и вокальные циклы для сольного исполнения. Валерий Кикта является автором музыки для нескольких кинофильмов, а также мультипликационных лент. Наиболее известным из них является мультфильм 1973 года "Василиса Микулишна".

И сегодня композитор не прекращает своей творческой и преподавательской деятельности. Он возглавляет кафедру инструментовки в Московской консерватории. Валерий Георгиевич преподает предметы "Чтение симфонических партитур" и "Инструментовка". Он является научным руководителем нескольких аспирантов. Многие из его бывших студентов стали впоследствии известными композиторами. Среди последних творений Валерия Георгиевича Кикты стоит отметить балет "Андрей Рублев".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ярослав Мудрый В честь 50-летия христианства на Руси в Киеве возводится Велич.

Ярослав Мудрый В честь 50-летия христианства на Руси в Киеве возводится Величественный собор Святой Софии. Считалось, что святая София-символ премудрости Божей.

структура собора наилучшим образом видна со стороны алтаря, где раскрыты фраг.

структура собора наилучшим образом видна со стороны алтаря, где раскрыты фрагменты первоначальной отделки фасадов. 11 век

Современный композитор Обращается к интонациям и образцам христианской славян.

Современный композитор Обращается к интонациям и образцам христианской славянской культуры Сохраняет, насыщает, создаёт… Украина 1941 год

Какой инструмент солирует? Создаёт трепетное, зыбкое, изящное звучание – обра.

Как вы считаете, где происходит действие, запечатленное на этой фреске? Как в.

Как вы считаете, где происходит действие, запечатленное на этой фреске? Как вы считаете, в изображении девушек больше фантастичности, сказочности или реальности? Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала?

Пёструю вереницу музыкальных картин и образов, скрепляет музыкальная тема «О.

Послушайте эту часть полностью. Какое название вы дали бы этой музыке? О чем.

С творчеством какого композитора мы познакомились на уроке? Что особенно запо.

С творчеством какого композитора мы познакомились на уроке? Что особенно запомнилось, какое музыкальное произведение (или его часть) особенно понравилось? Обоснуйте свой ответ. Скажите ребята, что лежит в основе профессиональной композиторской музыки, прозвучавшей на сегодняшнем уроке, каковы её истоки? Итоги урока

Припев: Взмывая выше ели, Не ведая преград Крылатые качели Летят летят, летят.

Припев: Взмывая выше ели, Не ведая преград Крылатые качели Летят летят, летят. Крылатые качели Летят летят, летят.

Детство кончится когда-то, Ведь оно не навсегда, Станут взрослыми ребята, Раз.

Детство кончится когда-то, Ведь оно не навсегда, Станут взрослыми ребята, Разлетятся кто-куда А пока мы только дети, Нам расти еще расти Только небо, только ветер, Только радость впереди.

Припев. Шар земной быстрей кружится От весенней кутерьмы И поют над нами птиц.

Припев. Шар земной быстрей кружится От весенней кутерьмы И поют над нами птицы. И поем как птицы мы. Позабыто все на свете, Сердце замерло в груди Только небо, только ветер, Только радость впереди. Припев.

Краткое описание документа:

2. Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге, в бедной семье придворного музыканта и дирижера Леопольда Моцарта.

3. Отец малыша, когдабыл свободен от службы,давал уроки музыки детям богатых горожан. Леопольд Моцарт был строг, ему нельзя было мешать во время занятий, и Анна Мария (мама) отправляла маленького Вольфганга вместе со старшей сестрой Нанерлью гулять.

4. (на фоне музыки)Но однажды, играя во дворе, малыш услышал прекрасную мелодию, которая доносилась из окон отцовского кабинета.Забыв обо всем на свете, он стал тянуть сестру домой.Едва она дошла до квартиры, как Вольфганг бросился в кабинет отца.Мальчик заплакал. Рыдал он так долго и так горько, что матушкаунесла его из дома. Но как только малышснова оказалсяво дворе под окнами отцовского кабинета и услышал музыку, слёзы высохли на его щечках, он заулыбался и засиял от радости.

Вольфгангу было три года, когда отец начал заниматься с семилетней дочерью музыкой. Младший брат становился рядом и ни на минуту не отходил от неё до конца занятий. Вскоре Леопольд стал понемногу учить сына играть на клавесине. Отец был потрясён способностями Вольфганга: мальчик разучивал новые вещи с быстротой, которая редко доступна и зрелому музыканту.

5.Видео: 1 сочинение

7. Занимала знатную публику и внешность маленького виртуоза. Мальчик был мал ростом, худенький, бледный. Одетый в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм, в завитом и напудренном парике, как того требовала мода, он походил на волшебную куклу. Ради забавы слушатели заставляли ребенка играть по клавишам, закрытым полотенцем или платком, исполнять трудные пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха. Вольфганг улавливал разницу между интервалами в одну восьмую тона, определял высоту звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете.

Все это было очень утомительно, тем более что концерты в то время длились по 4- 5 часов.Несмотря на это отец старался продолжить образование своего сына. Он знакомил его с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил на концерты, в оперу, занимался с ним композицией.

8. Видео: в 7 летМаленький виртуоз и композитор окончательно покорил Европу.

9. Время шло, маленький Вольфганг подрастал. Шли заказы на новые произведения, и маленький композитор наравне с взрослыми усиленно сочинял музыку.Начинала сказываться зависть и неблагожелательное отношение музыкантов ксвоему двенадцатилетнему сопернику.Для них Вольфганг перестал бытьчудо – ребенком и превратился в серьезного, уже прославленного композитора. Завистники боялись померкнуть в лучах его славы.

После небольшого отдыха Леопольд Моцарт задумал следующую поездку – в странуоперы и музыки. С декабря 1769по март 1773 они трижды посетили Италию. Первое итальянское путешествие превратилось в цепь сплошных триумфов – у папы и герцога, у короля (Фердинанда IV Неаполитанского) и у кардинала и, самое главное, у музыкантов. Поразили итальянцев фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память.

10. Видео:оратория. Перед чудесным музыкантом отступила даже церковь: ведь Моцарт не выносил нот и не списывал их, он только запомнил!

12.(на фоне музыки) Вернувшись в Зальцбург, Моцарт с головой ушел в работу. Он сочинял очень много!С каждымгодом самостоятельнее становился композитор, оригинальнее – мысли, смелее – опыты. Большинство музыкантов, с которыми он встречался и должен был работать, завидовали ему тем сильнее, чем старшестановился Вольфганг. Как и отец, Моцарт получил место музыканта при дворе архиепископа. Но новый архиепископ (прежний, благосклонный к семье Моцартов, умер) оказался самодуром. Вскоре служба стала невыносима. В 1777 г. Моцарт уезжает из Зальцбурга, чтобы найти себе достойное место за его пределами. Моцарту пришлось столкнуться и с бедами, и с неудачами, и с жестокой несправедливостью в жизни.Но ясность и жизнелюбие никогда не покидали его. Переезжая по Европе из города в город, из страны в страну, он не мог найти себе достойного места. И зарабатывал тем, что давал случайные концерты или занимался преподаванием. Но, даже испытывая постоянную нужду, Моцарт не переставал творить.

Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, нужда, аиногда и голод. Со временем интерес публики к выступлениям Моцарта угас, издание произведений оплачивалось скудно, а его оперы быстро сходили со сцены. Моцарт не хотел подчиняться вкусам придворной знати, считавшей его музыку слишком серьезной и глубокой. Какие бы чувства не выражал Моцарт в своих произведениях, все-таки его музыка жизнеутверждающая, солнечная. Жизнерадостность Моцарта словно протест: Как бы ни сильны были его противники, сколько бы не было претятствий на пути – его не сломить!

14. Последним произведением Моцарта был Реквием. Реквием (от латинского слова“Requem”- покой)- хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего.

Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый в черное, не захотел назвать своего имени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзета. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что музыку он пишет на свою кончину.

Моцарт скончался ночью, 5-го декабря 1791 года. Он умер, не достигнув 36 лет.

Существует несколько версий причины смерти великого композитора. Официальный диагноз - ревматически-воспалительная лихорадка.

Моцарт был похоронен без почестей в общей могиле на кладбище святого Марка в Вене. На месте его захоронения даже не установили крест. До сих пор доподлинно неизвестно место его последнего упокоения!

- музыка современных композиторов: Кикты, Окуджавы, Гаврилина.

Фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку.

Соло – это произведение или партия, предназначенная для исполнения одним инструментом или певцом.

Орнамент – узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.

Солист – это певец, музыкант, исполняющий сольную партию, выступающий соло.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов.

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Значительное влияние на композиторов оказывает среда, в которой они родились и выросли, а также впечатления, полученные от других видов искусства: литературы, живописи архитектуры.

На современного композитора Валерия Григорьевича Кикту сильное впечатление произвели фрески Софийского собора в Киеве.

Собор был построен Ярославом Мудрым в XI веке. Уникальность собора заключается в том, что внутри сохранилось большое количество подлинных мозаик и фресок, росписи водяными красками по сырой штукатурке. Цветовая палитра фресок в соборе насчитывает 177 оттенков.

Не случайно композитор выбирает в качестве солирующего инструмента арфу, имитируя тем самым старинный музыкальный инструмент – гусли.

Былинное сказание предстаёт перед нашими глазами, герои древней старины оживают, бьют копытами кони на площади, звонят колокола Киевской Софии.

На другого современного композитора, Валерия Александровича Гаврилина, оказали влияние произведения русского писателя Василия Макаровича Шукшина.

Бесконечной любовью к Родине, русскому человеку, проникнуты произведения этих двух творцов: Шукшина и Гаврилина.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов. Молитва – очень личное обращение к Богу с благодарностью, просьбой о помощи, покаянием.

К молитве, как к музыкальному жанру, обращались многие композиторы.

Композиторы часто пользовались приёмами стилизации и цитирования, имитировали звучание народных инструментов.

В. Кикта с этой целью использовал многоликость тембров симфонического оркестра. В. Гаврилин – богатство хоровых тембров смешанного хора и изобразительные возможности ударных инструментов.

На уроке мы узнали, как звучание древних музыкальных инструментов, народные и церковные традиции композиторы использовали в своих произведениях. Музыка Чайковского, Гаврилина, Кикты, Окуджавы подчёркивает, благодаря этому, самобытность культуры нашей страны.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Варианты ответа: внутреннее убранство собора; город Киев; церковная литература.

Достаточно вспомнить, что фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку. Из определения следует, что росписи внутри собора впечатлили композитора на создание произведения с аналогичным названием.

№2. Какой инструмент использовал Валерий Кикта для имитации звучания гуслей?

Варианты ответа: арфу; гитару; скрипку; рояль.

Читайте также: