За какое сочинение берлиоз получил римскую премию

Обновлено: 02.07.2024

Как признается гениальность или талантливость того или иного музыкального произведения?

Что такое гений и что такое талант их авторов?

Что такое вдохновение композитора? Как оно приходит?

Чем одарены композиторы?

Предшествует ли развитию одаренности в музыке какое-то особенное событие в жизни человека? Чем грозит композитору наличие у него дара? Навязчивая идея и аффективное расстройство обязательны, чтобы одаренность композитора смогла раскрыться?

Зачем рождаются композиторы?

Их гениальное искусство - только для избранных? Ведь понимать гениальную музыку как язык могут или одаренные музыканты или такие любители, для которых тайны музыки как будто открыты самим Богом. И все же концертные залы и оперные театры наполнены людьми. Многие из них не понимают музыки так, как хотел бы написавший ее композитор. Но все же их манит непостижимая тайна музыки. Музыка притягивает людей своим эмоциональным воздействием, как гипнозом.

Немецкий композитор и органист, непревзойденный мастер полифонии. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

Французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Создатель жанра романтической программной симфонии. Стремился к театрализации симфонического жанра.

Русский композитор,(один из создателей русской классической симфонии) и ученый-химик (с 1864 г.профессор), общественный деятель.

Немецкий композитор, пианист и дирижер.

Австрийский композитор и педагог: один из крупнейших симфонистов 2-й половины XIX века. Написал 11 симфоний. Прославился как органист-импровизатор.

Австрийский композитор и музыкальный критик. Представитель позднего романтизма. Работал главным образом в жанре песни-романса.

Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Американский композитор и пианист. В творчестве использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора.

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

Австрийский композитор, реформатор оперной музыки. Сочинил свыше 40 опер.

Американский пианист и композитор.

Русский композитор и пианист. Ввел в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры.

Французский композитор Гектор Берлиоз четыре раза соревновался за Римскую премию , которую он выиграл в 1830 году. Для участия нужно было написать кантату на текст, данный жюри. Усилия Берлиоза по получению этой награды подробно описаны в главах с XXII по XXX его воспоминаний . Он действительно считал этот конкурс первым шагом в своей борьбе с консерватизмом, представленный в то время жюри, в которое входили такие музыканты, как Керубини , Буальдье или даже Бертон , который, в отличие от двух других, уже давно прекратил играть. Пребывание Берлиоза в Италии после его успеха окажет большое влияние на некоторые из его более поздних работ, таких как Бенвенуто Челлини или Гарольд в Италии . Впоследствии автор почти полностью уничтожил партитуры двух из этих кантат ( Орфей и Сарданапал ), но повторно использовал некоторые другие в различных произведениях.

Как ни странно эти композиции забвению будет вызывать интерес более интенсивно во второй половине XX - го века, особенно Клеопатра , стали своеобразным стандартом для голоса сопрано и меццо-сопрано а доказывает все возрастающее количество публичных выступлений и записей из которых с 1960-х годов родилась такая оригинальная работа, которая, очевидно, могла только оттолкнуть от новичка жюри, не особо заботившееся о новизне с точки зрения мелодии , гармонии или оркестровки .

Резюме

Цена Рима

Римская премия позволила художникам, получившим ее, провести за счет французского государства год обучения на вилле Медичи в Риме . Победителям также была назначена пятилетняя пенсия. В музыкальной сфере премию присуждала Парижская консерватория . Сначала кандидаты должны были представить хоровую фугу в качестве доказательства своих технических знаний, затем четыре отобранных кандидата должны были написать драматическую кантату на обязательном стихотворном тексте. В жюри последнего тура вошли все музыканты института , а также двое не музыкантов. Венценосное произведение было исполнено на публичном концерте спустя два месяца.

Кантаты


Смерть Орфея (1827)

La Mort d'Orphée (H 26), для тенора , хора и оркестра, на текст Анри-Монтана Бертона (1767-1844), состоит из двух частей:

  1. Монолог (Орфея)
  2. Вакханалия (Орфей, затем Орфей и Вакханки вместе).

Берлиоз не выдерживает конкуренции.


Эрмини (1828)

Берлиоз получает вторую премию. Затем тема первой части была использована в качестве фиксированной идеи в Фантастической симфонии 1830 года.


Клеопатра (1829)

Приведенный ниже текст воспроизводит критическое издание, представленное Дэвидом Гилбертом в 1998 году.

Вот и готово! мой позор гарантирован. Вдова Антония и вдова Цезаря , В силе доставленного Октавы , Я не мог поймать его свирепого взгляда. Я был побежден и опозорен. Напрасно, чтобы возродить блеск моих аттракционов, Я осквернил траур рокового вдовства; Напрасно, напрасно секреты истощающие искусство, Я спрятал оковы рабства под цветами; Ничто из победителя не могло обезоружить указы. К его ногам я волочил свое угнетенное величие. Слезы мои текли по его протянутым рукам, И дочь Птолемеев Выдержал оскорбление отказов! Ах! как далеки эти дни, мучения памяти моей, Где на лоне морей, как Венера , Антония и Цезаря, отражающих славу, Я торжествующе появился на берегу Кидна ! Акций доставил меня победителю, который отважился на меня; Мой скипетр, мои сокровища перешли в его руки; Моя красота осталась для меня, и презрение Октава Чтобы победить меня, римляне сделали больше, чем железо . Ах! как далеко они зашли в наши дни и т. д. Ах! как далеки эти дни, мучения памяти моей, Где на лоне морей, как Венера, Антония и Цезаря, отражающих славу, Я торжествующе появился на берегу Кидна! Напрасно секреты истощающие искусство, Я скрывал оковы рабства под цветами, Ничто из победителя не могло обезоружить указы. Мои слезы текли по его протянутым рукам. Я пережил оскорбление отказов. Я! . который из недр морей, сравнимых с Венерой, Я победоносно бросился к берегу Кидна! Чего мне еще нужно бояться в разгар неудач? Виновная королева, о чем ты говоришь? Могу ли я жаловаться на судьбу, которая меня одолевает? Должен ли я обвинять его в праве добродетели? У меня жизнь обесчещенного мужа. Через меня Египет порабощен римлянами , И старый культ Исиды разрушен. Какое убежище искать? Без родителей! без Родины! Единственное, что мне осталось - это вечная ночь! Медитация Что, если меня положат в гробницу . ( Шекспир ) Великие фараоны , благородные Лагиды , Ты войдешь без гнева, Чтобы спать в твоих пирамидах, Королева, недостойная вас? Нет! . нет, ваших похоронных бюро Я бы осквернил великолепие! Короли, все еще посреди тьмы, Ты бы в ужасе убежал от меня. Могу ли я жаловаться на судьбу, которая меня одолевает? Должен ли я обвинять его в праве добродетели? Через меня наши боги бежали из Александрии , И культ Исиды разрушен. Великие фараоны, благородные Лагиды, Ты бы в ужасе убежал от меня! Могу ли я жаловаться на судьбу, которая меня одолевает? Должен ли я обвинять его в праве добродетели? Великие фараоны, благородные Лагиды, Ты войдешь без гнева, Чтобы спать в твоих пирамидах, Королева, недостойная вас? Нет, у меня жизнь обесчещенного мужа. Его пепел перед моими глазами, его тень преследует меня. Благодаря мне Египет порабощен римлянами. Через меня наши боги бежали от стен Александрии И культ Исиды разрушен. Осирис запрещает мою корону. Для Тифона я сдаюсь мои дни! Против ужаса, который меня окружает Подлая рептилия - мой выход. Боги Нила … вы… предали меня! Октав… ждет меня… в своей колеснице. Клеопатра, в . уходящей . жизни, Становится достойным… Цезаря!


Сарданапал (1830 г.)

Сарданапале (H 50), для тенора, хора и оркестра, текст Жана-Франсуа Гейла (1795-1845). Берлиоз получает первый главный приз.

Фонография

Дата публикации записей, указанных ниже, указывается после названия издательской фирмы; дата регистрации, если она известна, указывается в квадратных скобках в конце уведомления.

Гектор Берлиоз

Гектор Берлиоз

Жарким июлем 1867 года в библиотеке Парижской консерватории затопили печь. Туда после нескольких недель затворничества пришел уставший и больной Гектор Берлиоз для того, чтобы предать огню всю память о себе – наброски незаконченных сочинений, статьи, переписку. Потеряв все в земной жизни, он хочет стереть с лица земли даже память о своей уникальной, похожей на роман судьбе – с всепоглощающими страстями и головокружительными любовными интригами, редкими взлетами и частыми падениями, борьбой за право быть услышанным и трагическим финалом.

Краткую биографию Гектора Берлиоза и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Берлиоза

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года на востоке Франции в городке Ла Кот – Сент-Андре. Он был первым ребенком в семье местного доктора, который всесторонне развивал сына, прививая ему интерес, в том числе и к музыке.

место рождения Гектора Берлиоза

В детстве Гектор овладел флейтой и гитарой , именно тогда были сочинены его первые романсы. Согласно биографии Берлиоза в 1821 году он отправляется в Париж учиться, но вовсе не в консерватории, а в Медицинской школе, поскольку отец видел в сыне продолжателя врачебной династии. Однако медицинские изыскания вызывали у студента Берлиоза не интерес, а отвращение. Отдушину он находил в Парижской опере, где его вдохновляли таланты Глюка и Спонтини. Он стал изучать партитуры полюбившихся опер, написал статью в журнал и вновь взялся за сочинительство. С 1823 года юноша берет частные уроки композиции, занимается самообразованием.

Берлиоз в детстве

Несмотря на активность в сочинении и дирижировании, основной доход Берлиозу приносила журналистика и музыкальная критика. Ради заработка он занял должность заместителя, а затем и библиотекаря Парижской консерватории. Настоящим спасением от банкротства стали два гастрольных тура по России – в 1847 и 1867-68 годах. Первый из них состоялся не без участия М.И. Глинки , с которым Берлиоз познакомился еще в Риме.

подпись Берлиоза

Союз с эксцентричной ирландкой Смитсон, продлился 11 лет, а в 1854 Гарриетт скончалась. В этот же год Берлиоз вступает в новый брак с певицей Мари-Женевьев Мартин, или Мари Ресио – как она именовалась на сцене, с которой у композитора была многолетняя связь. На закате жизни Берлиоза преследовали одни потери – в 1860 умерла младшая сестра Адель, в 1862 году - супруга, в 1864 – в возрасте 26 лет скончалась последняя возлюбленная, Амели, а в 1867 Берлиоз лишился и единственного сына. После этой утраты пожилой маэстро так и не смог восстановиться. Он на три месяца едет на гастроли в Россию, где с ним случаются первые приступы. 8 марта 1869 года он уходит из жизни в своей парижской квартире.

Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарт биография

Вольфганг Амадей Моцарт краткая биография
Вольфганг Амадей Моцарт биография

Интересные факты о Гекторе Берлиозе


  • Однажды Берлиозу пришла музыка его новой симфонии, от сочинения которой ему пришлось отказаться, руководствуясь тем, что иначе придется приостановить написание статей, потратиться на переписку нот и премьеру, из-за чего обеим его семьям не на что будет жить.
  • Из биографии Берлиоза мы узнаём, что ради российских гастролей в 1867 году композитор отклонил предложение компании Steinway выступить в Нью-Йорке за гонорар в 100 000 долларов.

Донжуанский список Берлиоза

Жена Берлиоза Камилла Мок

Первой и последней любовью композитора была Эстелла Дюбёф (в замужестве Форнье). Молодые люди познакомились, когда Гектору было всего лишь 12, а его избраннице 17. Это всепоглощающее, но безответное чувство композитор пронесет через всю жизнь. В 1848 он, повинуясь порыву после посещения мест своего детства, отправил Эстелле трогательное письмо с выражением своих лучших чувств. Ответа на это письмо он не получил – возлюбленная давно была замужем. Но судьба распорядилась так, что они встретились еще раз на закате жизни. Берлиоз пришел к ней в дом 23 сентября 1864 года, спустя почти 40 лет после их последней встречи. Между ними завязалась активная переписка, но предложение вдове Форнье он так и не сделал, понимая, что она никогда его не примет.

Будучи женатым, но не слишком счастливым человеком, Гектор знакомится с молодой певицей Марией Ресио, которая в 1841 году становится его любовницей. С 1842 года Мари сопровождает его во всех зарубежных гастрольных турах. После разрыва с женой он переезжает жить к Ресио, а в 1852, всего полгода спустя после смерти Гарриет, женится на ней. Сыну он пишет, что был обязан поступить именно так после 11 лет совместной жизни. В браке они прожили 10 лет, пока Мари не скончалась от сердечного приступа.

Вторая супруга Берлиоза была похоронена на кладбище Монмартр, там же спустя непродолжительное время после похорон, 59-летний композитор познакомился с 24-летней Амели. Отношения продолжались чуть более полугода и прекратились по инициативе девушки, чем Берлиоз был сильно опечален. Пройдет еще год, и Амели также обретет вечный покой на Монмартре, скончаясь от болезни.

Творчество Гектора Берлиоза

творчество Гектора Берлиоза

творчество Берлиоза

Музыка Берлиоза в кино

Избранные фильмы, где звучит музыка Берлиоза:


Гектор Берлиоз написал великую музыку, но, вероятно, еще более выдающаяся – так и не вышла из-под его пера. К счастью для потомков, его талант оказался сильнее печальных обстоятельств судьбы, дав силы противостоять материальному, чтобы творить вечное.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

фильм о Гекторе Берлиозе

Французский композитор Гектор Берлиоз

Французский композитор-романтик, дирижер и музыкальный критик Гектор Берлиоз (Hector Berlioz) родился 11 декабря 1803 года в местечке Ла-Кот-Сент-Андре в 56 километрах от Гренобля (Франция). Его отец, по профессии врач, был просвещенным человеком, любителем музыки, сам занимался с мальчиком музыкой, латынью, историей, географией и прочими школьными дисциплинами. Юный Берлиоз обучался музыке у разных учителей и овладел флейтой и гитарой. В 12 лет Гектор сочинял музыку для местного любительского ансамбля. Из юношеских сочинений впоследствии композитором были заимствованы вторая тема увертюры "Тайные судьи" (1826) и начало первой части Фантастической симфонии (1830).

В 1821 году по настоянию отца поступил в парижскую Медицинскую школу, но в 1824 оставил учебу.

В 1826–1830 годах Берлиоз учился в Парижской консерватории у Жана Франсуа Лесюэра.

В 1830 году получил Римскую премию — почетную консерваторскую награду, дававшую право на двухлетнее пребывание в Италии (на соискание премии Берлиоз представил кантату "Смерть Сарданапала").

Еще до окончания консерватории Берлиоз создал одно из своих лучших и самых оригинальных произведений — "Фантастическую симфонию" (1830).

Из своего путешествия по Италии композитор привез увертюру "Король Лир" и симфоническое произведение Le retour a la vie, названное им "мелологом" (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составило продолжение "Фантастической симфонии".

В 1834 году им была написана симфония "Гарольд в Италии", навеянная воспоминаниями об этой стране и увлечением Байроном.

В 1838 году в Париже состоялась премьера оперы "Бенвенуто Челлини". Однако она не имела успеха у публики, и спектакль был исключен из репертуара после четвертого представления.

В 1839 году он завершил работу над третьей, самой обширной и наделенной яркими контрастами симфонией "Ромео и Джульетта" для оркестра, хора и солистов по трагедии Уильяма Шекспира.

В 1840 году была исполнена Четвертая симфония Берлиоза. Вместе с ранее написанным Реквиемом (1837) эти произведения посвящены памяти героев Июльской революции 1830 года, в которой композитор принял непосредственное участие, и предназначены для исполнения гигантскими исполнительскими составами на площадях, под открытым небом.

Берлиоз прославился и как выдающийся дирижер. С 1843 года начались его гастроли и за пределами Франции — в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии, России, Англии. Всюду он имел успех, особенно в Петербурге и Москве в 1847 году. Берлиоз — первый в истории исполнительского искусства гастролирующий дирижер, исполнявший наряду со своими произведениями и произведения современных авторов. Концерты помогали Берлиозу проверить на практике свои художественные открытия. Он первым использовал многие необычные тембры и сочетания тембров, ввел новые штрихи у струнных. Его идеи были обобщены в "Трактате о современной инструментовке и оркестровке" (1844, 1855). Композитор также написал очерк об искусстве дирижирования "Дирижер оркестра".

Французский композитор Гектор Берлиоз

В 1846 году в Париже состоялось исполнение драматизированной оратории "Осуждение Фауста" по Иоганну Гете, встреченной прохладно французской публикой. С этого времени композитор больше не писал симфоний.

Для концертного исполнения были написаны небольшая кантата "Детство Христа" (1854), опера в двух частях "Троянцы" (1856).

Читайте также: