Матренин двор сочинение егэ

Обновлено: 17.05.2024

Александр Исаевич Солженицын – исследователь человеческой души. Писателя всегда интересовала суть тех или иных поступков людей. Многие его произведения философского характера. Но все они заставляют читателя задумываться о правильности жизненного выбора, о настоящих ценностях и смысле человеческого бытия.

Краткий анализ

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.

Тема

Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире.

Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.

Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части, рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить.

Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части, рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Главные герои

Главные герои “Матрёнин двор” простые крестьяне, жизнь которых не похожа на сказку, описание деревенского быта – может повергнуть в шок современного читателя. Чего стоит в произведении картина раздела имущества живой и здоровой женщины: родственники торопят её расстаться с земными благами, как бы намекая, что она задержалась на этом свете.

Главная героиня – человек огромной духовной силы: смерть детей, неудавшийся брак, одинокая старость – ничего из этого не сломило женщину.

Жанр

О чем рассказ Солженицына – сюжет

Действие рассказа происходит в 1956 году в средней полосе России, в небольшой деревушке Тальново. Произведение во многом автобиографично: после смерти Сталина писатель был реабилитирован и проживал в глухой деревушке у Матрены Васильевной Захаровой, чей образ стал прототипом главной героини.

В 1956 году рассказчик, пройдя войну и лагеря, решил начать новую жизнь в глубинке России. Он приехал в небольшую деревушку Тальново, где устроился учителем. Мужчина встал на постой к местной жительнице Григорьевой Матрене Васильевне, которую все называли просто Матреной.

Это была простая русская женщина: добрая, заботливая, трудолюбивая. Жизнь ее протекала по привычному, давно заведенному графику. Матрена неизменно вставала в пять часов утра, прибиралась в избе, кормила козу и готовила завтрак квартиранту.

Она была отзывчивым, безотказным человеком, и односельчане нередко обращались к ней за помощью. Особенно Матрене нравилось работать в поле или саду, наблюдая за ростом растений.

С большим трудом Матрене удалось оформить себе пенсию, и на полученные деньги она первым делом купила себе зимние обновки – валенки и теплое пальто, а оставшуюся сумму отложила на похороны.

Матрена погибла случайно – сани застряли на железнодорожных путях, став причиной гибели машиниста, сына Фаддея и самой Матрены.

Никто в деревне по-настоящему не сожалел о смерти Матрены, и на ее похоронах близкая родня и односельчане горевали лишь из правил приличия. Фаддей же не пришел даже на поминки – куда больше его волновали сани, застрявшие на переезде.

Родственники думали лишь о том, как поделить скромное имущество Матрены, и негодовали, что у нее не было никаких сбережений.

После этих событий рассказчик переехал на постой к другой женщине, и часто вспоминал Матренушку добрым словом – только он понимал, каким чистым, добрым и искренним человеком она была.

Главная мысль – жизненные тяготы и невзгоды не способны сломить сильного духом и чистого сердцем и душой человека, они лишь закаляют его, делают еще сильнее.

Вывод

В своем произведении автор поднимает вопросы нравственности. Никто в селе не мог понять Матрену, которую многие считали блаженной. Ее чистота, удивительная доброта, бескорыстная помощь людям были чужды односельчанам, которые видели смысл жизни лишь в накоплении материальных благ. Жажда наживы, зависть застилала им глаза, и не позволяла видеть в истинном свете духовную красоту Матренушки.

На примере нескольких героев автор показал, как губительна для нравственности вся та несправедливая система, которая существовала в те времена.

Главные герои рассказа – яркие личности, без которых читатель не получил бы четкого представления об устройстве государства, его насущных вопросах мировоззрении самого А. И. Солженицына.

Игнатьич (рассказчик). С первых строк внимание привлекает Игнатьич, являющийся рассказчиком и несущий в себе элементы автобиографии писателя. Именно его глазами представлена Матрена, так как он становится на определенное время ее постояльцем.

Он представлен неторопливым, образованным мужчиной, который согласен на все условия проживания в доме, не требуя к себе внимания. Он внимательный, чуткий, так как замечает в Матрене всю душевную красоту и проявляет к ее судьбе необыкновенную жалость и сострадание, готовность помочь.

Матрена. Женщина, которая воспринимается местными жителями как помощник, но уважения к ней не проявляет никто. Матрена лишилась близких. Она имеет тяжелый недуг. Ее жизнь давно пошла под откос. Однако женщина не умеет жаловаться на жизнь, трудится за десятерых, старается думать об окружающих людях, а не о себе.

Родственник Матрены – Фаддей. Основное его качество – жажда наживы. Человек семейный, расчетливый. Несмотря на отношения с Матреной, пытается лишить ее дома и до смерти, и после ее гибели.

Приемная дочь Матрены – Кира. Положительный образ, она старается на протяжении многих лет помогать приемной матери.

Особой корыстью, жестокостью обладают сестры Матрены, которые делят имущество и на поминках.

Темы и проблемы. Тема рассказа – несправедливость в конце жизненного пути трудолюбивых людей, которые могут гордиться внутренней душевной красотой. Однако жесткая государственная система является препятствием для нормального их существования.

Автор предлагает читателю сразу несколько проблем, которые актуальны во все времена. Проблема отрешенности и одиночества, всепоглощающей любви к близким людям. Проблема непонимания между государством и простым человеком.

Таким образом, душа человека – это цель исследования автора. Женщина, которая страдает от физической и душевной боли, становится настоящим героем, примером для подражания для представителя любого поколения, так как способна показать истинную любовь к близким, терпение и проявленное милосердие.

Матрена как показатель ценителя природы, приверженца религии, становится гордостью автора.

Сочинение о рассказе Солженицына

Александр Исаевич Солженицын – исследователь человеческой души. Писателя всегда интересовала суть тех или иных поступков людей. Многие его произведения философского характера. Но все они заставляют читателя задумываться о правильности жизненного выбора, о настоящих ценностях и смысле человеческого бытия.

Произведение состоит из трех частей. Повествование в рассказе ведется от лица Игнатьича. Герой долгое время был заключенным. Сейчас его желание – это поселиться в деревне, подальше от городской суеты и работать учителем в сельской школе. Он поселяется у Матрены, снимает у нее квартиру.

Вскоре он женится на женщине с таким же именем, как у Матрены. После смерти жены, Фаддей отдает Матрене Васильевне на воспитание свою дочь Киру. Та безропотно соглашается. Матрена Васильевна вообще прожила всю жизнь для кого-то и ради кого-то, но не для себя.

Сама Матрена весьма неразговорчива и нелюдима. Детей у нее нет, потому что все они доживали только до трех месяцев и умирали. Игнатьичу становится интересно наблюдать за героиней.

Очень подробно описана в рассказе изба Матрены. Дом, как живое существо, передает весь внутренний противоречивый мир хозяйки. Огромное значение в произведении имеет деталь. Каждый предмет здесь свою своеобразную роль: старое зеркало, колченогая кошка, ветхие книги. Все в доме обветшало и пришло в негодность.

Солженицын хочет донести до читателя контраст городской современной жизни с деревенским нищим существованием. Матрена, которая горбатила всю жизнь для государства, и все свое здоровье оставила в колхозе, не заслужила даже пенсии.

Женщина стала никому не нужной. Даже после смерти о ней по-настоящему горюет только приемная дочь Кира. А Фаддей и сестры Матрены Васильевны только и думают о том, как поделить ее ветхий дом.

В рассказе прослеживается возмущение писателя относительно того, что вещь становится дороже человеческой жизни.

Матренин двор Солженицын – эссе

Вроде обыкновенное произведение, если бы не те моменты, которые потом будут повторяться в работах Абрамова, Овечкина. Это отношение власти и человека, нравственно-духовная проблема народа. В центре рассказа показан образ простой женщины из села, которая всю свою сознательную жизнь проработала за какие-то палочки в тетради у председателя.

Если проследить за судьбой Матрены, то можно из ее повествования узнать, что женщина она одинокая, потерявшая в свое время супруга и детей. И единственным утешением для нее были цветы в кадках, расставленные на окнах, за которыми она ухаживала.

Однако в размеренных зарисовках автора перед нами предстает образ человека с доброй душой. Писатель четко подчеркнул полное смирение и то, что она не озлобилась из-за всех невзгод на ее жизненном пути.

Автор постоянно намекает нам, что ее судьба могла быть и другой. На этих табуретках сидел бы муж и дети, и любовались ее цветами. Описание жизни героини показывает тяжелый быт крестьян. В магазине скудный выбор продуктов. А если уж и есть деликатесы, то приобретая их, оставляет для гостей.

Но когда ей назначили пенсию, и она стала носить пальто, пошитое из шинели, то ее односельчане даже завидовали ей. Это еще раз говорит о том, что жизнь в поселке нищенская, да и отношения между людьми не особо доверительные и теплые. Мы видим, как Солженицын описывает критику на власти.

У жителей была одна проблема, где достать топлива на зиму и высказывает это председателю. Однако, тот не слышит их, и говорит совсем о другом. У людей с ограниченными возможностями обрезал часть земли. И получилось так, эти куски земли попусту пустовали.

При помощи некоторых деталей Писатель подчеркивает полную безграмотность населения, и как же они далеки от городской жизни. С интересом они слушают о научных изобретениях и технических открытиях лишь по радио и удивляются, так как считают, что ручной труд для них более эффективен.

Видно, что какой бы не была Матрена душевной, все равно после ее смерти жители сплетни о ней распустили. А золовка вообще ее и грязнулей и бестолковой назвала. Она осуждала ее за то, что та оказывала помощь даром.

Мне же кажется, что помогать людям просто так — это святое дело. И Матрена могла так делать. Автор же в конце рассказа написал о том, что именно на таких людях держится земля.

Проблема доброты и жестокости показана в произведении очень четко и ясно. При прочтении произведения у читателя возникают различные чувства: злость, непонимание, бессилие.

Проблемы и аргументы произведения

Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.

Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах.

Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.

Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.

Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.

Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.

Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.

Отношения с односельчанами


Ее главной характеристикой является доброта. Женщину можно сравнить с лучиком света, который хоть и слабо, но освещает темноту, созданную остальными жителями деревни. На хрупких плечах этой сильной женщины одновременно держится вся деревня и колхоз. И рассказчика это приводит в дикий ужас. Если сейчас такие добродушные и безотказные, как главная героиня, несут тяготы мира на себе, то что будет потом? И ведь все считают это нормой, дескать, так и должно быть.

В своей жизни женщина так и не узнала чувства тепла, любви и доброты к себе. Да, она без остатка отдавала их другим, тем, кому они и даром не нужны были. Даже родственники относились к ней черство и сухо, как к совершенно чужому человеку.

Среди своих она так и осталась чужой и странной. Героиню никто не принял и не понял, потому что она жила по другим понятиям и принципам.

Под образом Матрены Солженицын показал образ праведника. Он смог объединить в ней самые лучшие человеческие качества, собрать их в одно целое и противопоставить остальным. Такие люди, как эта женщина, делают мир чуточку светлее, добрее и приветливее. Если бы у каждого была цель только личного достатка и удовлетворения потребностей, то люди были бы жесткие и равнодушные.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

Ярким героем, несущим идею добра, является Матрена, простая русская крестьянка, готовая помочь каждому, кто к ней обратится. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной, скромно живет в своем нехитром домишке вместе с козой и колченогой кошкой. Несмотря на то, что судьба жестоко обошлась с Матреной, она не замкнулась в себе, не отстранилась от людей и не озлобилась. Потеряв своих детей, героиня взяла на воспитание девочку, которая, став взрослой, к сожалению, не испытывала к матери нежных чувств. Но и в этой ситуации Матрена не обижается, не ожесточается, а проявляет великую доброту души своей и отдает свою горницу приемной дочери. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. И только после смерти Кира одна из присутствующих на похоронах искренне плачет о потере приемной матери. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир.

Наташа (доброта) — добрый, небезразличный человек, жалеет умирающую жену Клеща, советуя ему быть поласковее, в конце произведения исчезает.

Васька Пепел (доброта) – незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать. Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы). Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.

Понтии Пилат — полная ему противоположность. Он понимает, что перед ним не опасный преступник, и сам пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро, таким образом, можем утверждать, что трусость делает его жестоким. Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, и он, стараясь отомстить за смерть философа, приказывает убить предателя Иуду, но и это не снимает бремени ответственности — не новое убийство, не новая жестокость, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. В романе звучит мысль о том, что только добро порождает добро.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

ТЕМА 2 Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно — Зло?

ТЕМА 3 Высшая мудрость — различать добро и зло

ТЕМА 3 Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?

ТЕМА 4 Может ли зло быть на благо?

Юшка А.П. Платонов Кусака Л.Андреев Уходящие из Омеласа У. ле Гуин Грустная история семьи Муравьед Э. Керет Кнопка, кнопка Р. Матесон Синяя звезда А.И. Куприн Оно У. Эко Неизвестный цветок А.П. Платонов Дороги, которые мы выбираем О. Генри Злоумышленник А.П. Чехов Канатоходец М. Гелприн В аптеке А.П. Чехов Изумруд А.И. Куприн Хлеб для собаки В.Ф. Тендряков Легенда В. Вересаев Зеленая лампа А. Грин Девочка со спичками Х. Андерсон

4.ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ .

ГОРДОСТЬ – нравственное качество личности, проявляющееся: 1) С одной стороны, как чувство собственного достоинства, независимости личности, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих (другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам.

Это форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе. Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе (напр. профессии), с обладанием определенной собственностью и т. д Предмет гордости очень хорошо раскрывает моральный облик человека (или группы лиц) и предопределяет характер его поведения.

Гордость своей родиной, представляющая собой один из важнейших моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим действиям.

В таком значении гордость выступает одним из результатов самосовершенствования личности.

2)С другой стороны, как следствие переоценки заслуг человека в коллективе и недостаточного уровня развития его собственного самосознания могут возникать отрицательные формы проявления гордости (чванливость, хвастливость, нетребовательность к себе). В таком значении гордость может выражаться как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство. Гордость может сочетаться с упрямством, самоуверенностью, самодурством, презрением к кому-, чему-либо. Чрезмерная гордость может быть причиной межличностных конфликтов.

1. сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, способность к обузданию своих отрицательных чувств, стремлений.

2. покорность-добродетель, скромность; которая может возникнуть от сознания, что совершенство (нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.

3. способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям обиды, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню.

Проникнутая смирением любовь к ближним распространяется на всех людей — без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.

Как добродетель смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к нравственному идеалу- жизни на основе любви.

↑ ГОРДОСТЬ: СИНОНИМЫ, СОЧЕТАЕМОСТЬ, ЭПИТЕТЫ

Синонимы: гордыня, честолюбие, заносчивость, себялюбие, тщеславие, самомнение, хвастовство, самолюбие, высокомерие, надменность, гордыня, самоуверенность, достоинство.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Противопоставление Матрены и Фаддея

Проблему добра и жестокости можно также рассмотреть на примере взаимоотношений героини с ее возлюбленным — Фаддеем Мироновичем Григорьевым, братом мужа Матрены.

Фаддей был возлюбленным Матрены, но пропал на фронте на несколько лет. По совету родителей было решено женить Матрену на его младшем брате — Ефиме. После неожиданного возвращения Фаддей даже хотел зарубить их обоих топором, но не сделал этого.

Его озлобленность на людей и мир и бескрайняя мелочность поселились в душе основательно. Под руководством этих качеств герой и продолжал жить. Но к чему это привело? К смерти Матрены и их родного сына. Вряд ли эти события изменили что-то в его взгляде на мир. Любил ли он Матрену, не знает никто. Но если бы все сложилось иначе, возможно, Фаддей был бы совсем другим человеком.

Несколько интересных сочинений

Основные проблемы произведения

В рассказе автором затронуты многие проблемы. Наиболее важные из них:

  • смысл жизни;
  • добро и жестокость;
  • истинная красота человеческой души.

Автор в своем произведении смог показать истинную человеческую красоту. Это не те тысячи фальшивых масок, которые люди надевают на себя ежедневно.

Многие считают, что о поступках стоит кричать. Нет, любое доброе дело лучше оставить при себе, сохранить в тайне. А когда придет время, о нем обязательно узнают.

Автор показал, что проявление доброты не происходит открыто. Она должна идти от сердца и проявляться только по собственному желанию. Нужно сохранить в себе такое качество, как милосердие. На примере Матрены видно, как важно суметь сберечь в себе человека, не прогнуться под обстоятельства и не стать равнодушным, а наоборот, постараться стать добрым и открытым миру человеком, с пониманием относиться к проблемам других.

Главные герои

У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

Рассказчик, Игнатьич

, в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

Проблема доброты и жестокости показана в произведении очень четко и ясно. При прочтении произведения у читателя возникают различные чувства: злость, непонимание, бессилие.

Недооценённая доброта

Доброта погубила Матрёну и ещё нескольких человек. Во время перевозки материала, один из тракторов застрял на железнодорожных путях и сбил героиню вместе с сыном Фаддея. Однако он совершенно не растерялся. На утро он собрал ещё людей и забрал всё оставшееся с путей к себе домой.

Отношения с односельчанами


Ее главной характеристикой является доброта. Женщину можно сравнить с лучиком света, который хоть и слабо, но освещает темноту, созданную остальными жителями деревни. На хрупких плечах этой сильной женщины одновременно держится вся деревня и колхоз. И рассказчика это приводит в дикий ужас. Если сейчас такие добродушные и безотказные, как главная героиня, несут тяготы мира на себе, то что будет потом? И ведь все считают это нормой, дескать, так и должно быть.

В своей жизни женщина так и не узнала чувства тепла, любви и доброты к себе. Да, она без остатка отдавала их другим, тем, кому они и даром не нужны были. Даже родственники относились к ней черство и сухо, как к совершенно чужому человеку.

Среди своих она так и осталась чужой и странной. Героиню никто не принял и не понял, потому что она жила по другим понятиям и принципам.

Под образом Матрены Солженицын показал образ праведника. Он смог объединить в ней самые лучшие человеческие качества, собрать их в одно целое и противопоставить остальным. Такие люди, как эта женщина, делают мир чуточку светлее, добрее и приветливее. Если бы у каждого была цель только личного достатка и удовлетворения потребностей, то люди были бы жесткие и равнодушные.

Сочинения

Писатель Солженицын в своих работах старался рассказать правду будущим поколениям, изображая русскую действительность в годы тоталитарного режима. Сегодня на уроке мы изучали рассказ Солженицына Матренин двор. В нем писатель показывает жизнь простого люда, изображая глупости послесталинских порядков. Поработав над произведением Солженицына, давайте напишем сочинение по рассказу Матренин двор, приведя аргументы из произведения.

Матренин двор сочинение

Работая над сочинением по теме Матренин двор, мы видим рядом доброту и жестокость. Рассказ ведется от лица Игнатьевича — человека, вернувшегося из лагеря. Он пытается начать жизнь с чистого листа, приехав в деревню Тальново, устроившись работать учителем. Остановился рассказчик в доме главной героини произведения. Это Матрена — шестидесятилетняя женщина с нелегкой судьбой, которая не потеряла человеческих качеств, в отличие от окружающих ее людей. Для односельчан она была непонятной, но Матрена живет по совести, делает добро по велению сердца, и это ей очень нравится. Я бы назвала в своем сочинении героиню праведницей. Ведь в действительности Матрена была подобно библейской Марии. Кем же на самом деле является главная героиня из рассказа Матренин двор?


Мы видим трудолюбивую женщину, которая с легкостью может встать в четыре утра, занимаясь хозяйством. Если ее кто-то просил помочь, она тут же отзывалась, помогала безвозмездно, и ни одна пахота не проходила без нее. Матрена была волевым человеком, к тому же это смелая и сильная женщина, которая не побоялась остановить напуганного коня. А главное, Матрена была сильна духом. Она сумела выстоять перед трудностями, которые бросала ей судьба, сумела найти в себе силы, и после смерти детей жить дальше. Выдержала Матрена и известие о без вести пропавшем на войне возлюбленном. Женщина выходит замуж за его брата Ефима, но тот сделать счастливой женщину не сумел. А тут еще судьба возвращает пропавшего Фадея. Тот не понял женщину, и не простил ее поступка. Так и жила Матрена в одиночестве, никем не понятая, но не сломленная.

Матрена не думает о себе, а живет ради других. При этом ее доброту никто не ценит, наоборот, она всех раздражает. Лишь один рассказчик понимает женщину. Другие только используют ее доброту, не пытаясь заглянуть в ее душу, и не выказывая благодарности. Не нужны Матрене ни деньги, ни продукты, ей нужно лишь уважение и понимание, чего героиня так и не дождалась. В конце концов Матрена умирает, а деревня теряет праведницу, человека, без которого не стоит село. Только селяне осознают это слишком поздно, а ведь на таких людях держится не только деревня, но и вся страна.

Аргументы для сочинения

В своем сочинении по рассказу Солженицына Матренин двор на тему доброты и жестокости хочется привести аргументы. Так, добро раскрывается через призму образа главной героини, которая не жалуется на судьбу, никому не желает зла, и безвозмездно помогает окружающим. Даже в разгар зимы она не жалеет своей избы для воспитанницы Киры. Не думая о себе, соглашается на разборку горницы. А при перевозке груза, помогая перевезти сани через железную дорогу, женщина погибает под колесами поезда.

Матрена от всего сердца дарила добро окружающим, но взамен получала лишь жестокость и удары судьбы. Как по мне, наибольшая жестокость исходила от Фадея, который так и не простил замужества Матрены. Хотя ее вины в этом нет. Просто не смогла женщина пойти против воли семьи Фадея. Фадей же всю оставшуюся жизнь мстил, пытался извести Матрену, и даже на ее похоронах начал дележку наследства.


Жестокость показана и в смертях детей главной героини. Что может быть больнее и страшнее, чем потерять своего ребенка? Но и здесь добрая, праведная женщина не ожесточилась и не отвернулась от людей, сумев пройти все испытания.

Очень жаль, что таких людей остается все меньше, ведь именно они делают мир добрее и лучше.

Чтобы не ошибиться в понимании текста, нужноЧтобы не ошибиться в понимании текст

№ слайда 2

Чтобы не ошибиться в понимании текста, нужноЧтобы не ошибиться в понимании текста, нужновнимательно прочитать и понять текст, составить его условный план,определить главную мысль каждого абзаца, выявить стиль и тип речи текста.


№ слайда 3


№ слайда 4

Этап 1: ( чтение и составление плана)Этап 1: ( чтение и составление плана) План.

№ слайда 5


№ слайда 6

Этап 2. Формулировка проблемыПроблема – это сложный вопрос, требующий изучения,

№ слайда 7

Этап 2. Формулировка проблемыПроблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения (Толковый словарь)Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и по которой делает определенные выводы.

Как обозначить проблему? Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой ид

№ слайда 8

Как обозначить проблему? Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос.Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.


№ слайда 9

Типовые конструкцииАвтор поднимает проблему…Автор затрагивает очень важную пробл

№ слайда 11

Типовые конструкцииАвтор поднимает проблему…Автор затрагивает очень важную проблему…Автора текста волнует проблема…Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..Текст … заставил меня задуматься над проблемой…Неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение(1-2 предложения)


№ слайда 12

Определите проблематику текста. Определите проблематику текста. Какими двумя спо

№ слайда 13

Определите проблематику текста. Определите проблематику текста. Какими двумя способами это можносформулировать проблему?1.В виде риторического вопроса: Нужны ли в нашей жизни праведники?2.В виде повествовательного предложения: А. И. Солженицын затрагивает проблемуправедничества; роли чистых, праведных людей внашей жизни.


№ слайда 14


№ слайда 15

Это не пересказ текста! Толкование, пояснительныеЭто не пересказ текста! Толкова

№ слайда 16

КомментарийТекстуальный

№ слайда 17

Текстуальный комментарий Учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором, отв

№ слайда 18

Текстуальный комментарий Учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором, отвечая на вопросы:Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему?На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего внимание?Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет)?

Пример текстуального комментария Проблему праведничества автор раскрывает на при

№ слайда 19

Пример текстуального комментария Проблему праведничества автор раскрывает на примережизни простой русской женщины крестьянки Матрёны.Писатель обращает внимание читателя на то, что Матрёнучасто вспоминают после её смерти, хотя отзываются о нейнеодобрительно. Автор отмечает, что образ жизни героиниотличается от привычного жизненного уклада. Солженицын,описывая жизнь и быт Матрены, подчеркивает ее духовныекачества и мелочность окружающих. Писатель сопоставляетМатрёну с жителями села и отмечает, что она была вомного раз богаче духовно чем ее золовка, муж, односельчане,которые недолюбливали эту женщину лишь за то, что она былабескорыстной, не жила ради вещей и во всем старалась помочьлюдям.

Концептуальный комментарийУчащийся, опираясь на понимание проблемы исходноготекс

№ слайда 20

Речевые клишеНесомненна актуальность поднятой автором проблемы… Проблема, затрон

№ слайда 21

Речевые клишеНесомненна актуальность поднятой автором проблемы… Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, потому что…Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, так как… Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей… Новизна затронутой автором проблемы выражается в оригинальности её раскрытия, в необычности описываемой в тексте ситуации… Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна…

Типичные ошибкиКомментарий отсутствует.Прокомментирована проблема, имеющаяся в т

№ слайда 22

Типичные ошибкиКомментарий отсутствует.Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не сформулированная.Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста.Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента.Комментарий заменяется пересказом.Комментарий заменяется перечнем проблем.

1.Какие стили речи мы знаем, как различаем?1.Какие стили речи мы знаем, как разл

№ слайда 23

1.Какие стили речи мы знаем, как различаем?1.Какие стили речи мы знаем, как различаем?

Вывод: Стиль художественный, а значит, позицияавтора выявлена нечётко, через под

№ слайда 24

Вывод: Стиль художественный, а значит, позицияавтора выявлена нечётко, через подтекст,художественные образы, портрет, пейзаж,поступки и диалоги героев. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ АВТОРОМ ТИПЫ ТЕКСТА:Задание: Определите типы текста,представленные в отрывке.


№ слайда 25

Вывод:Вывод: в отрывке преимущественно используется описание и рассуждение; авто

№ слайда 26


№ слайда 27


№ слайда 28

Подводим промежуточный итог нашей подготовке к написанию сочинения (задания част

№ слайда 29

Подводим промежуточный итог нашей подготовке к написанию сочинения (задания части С) Подводим промежуточный итог нашей подготовке к написанию сочинения (задания части С)1.Проблема сформулирована : К12.Её прокомментировали : К23.Позицию автора выявили: К3


№ слайда 30


№ слайда 31


№ слайда 32

ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:

№ слайда 33

ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:

ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:

№ слайда 34

ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проб

№ слайда 35

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.Комментарий к сформулированной проблеме текста.Формулировка позиции автора по прокомментированной проблемеАргументация собственного мнения по проблеме: 1) Тезис; 2) Аргументы: а) первый аргумент; б) второй аргумент. 3) Вывод.ЗаключениеОбрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как минимумдолжно быть пять, а если ты выделишь отдельным абзацем пунктыаргументации собственного мнения, то и больше, абзацев. Если нарушеноабзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5

.ЭТАП 7: ЗАКЛЮЧЕНИЕ а) концовка-вывод (с

№ слайда 36


№ слайда 37

Заключительный этап:Заключительный этап:Сколько абзацев получилось в сочинении?К

№ слайда 38

Заключительный этап:Заключительный этап:Сколько абзацев получилось в сочинении?Какие состоят из одного предложения? Достаточно ли этого?Каким элементом можно его дополнить? (вступлением)

Вступление (1-2 предложения) Задачи:вступить в контакт с читателем;подготовить е

№ слайда 39

Домашнее задание:Домашнее задание:Написать сочинение, используя материал урока

№ слайда 40

Домашнее задание:Домашнее задание:Написать сочинение, используя материал урока


№ слайда 41

Читайте также: