Язык есть средство не выражать готовую мысль а создавать ее сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Потебня был убежден, что история языка невозможна без истории литературы, так же как история литературы невозможна без учета состояния и особенностей языка.

Потебня воспринял идеи Гумбольдта под углом зрения психологизма, господствовавшего в современном ему языкознании. Потебня пытался интерпретировать Гумбольдта с позиций психологизма. Большое влияние на Потебню оказали психологические теории Гербарта и Штейнталя.

проблема соотношения языка и мышления.

В этом вопросе Потебня следует положениям психологизма. Лингвистический психологизм утверждает, что все развитие языка обусловлено развитием индивидуального человеческого мышления.

Знания, по Потебне, имеют формы, которые зависят от форм языка. С изменением грамматических разрядов изменяются и разряды мысли. Потебня отстаивал мнение об активной роли языка в становлении научных категорий.

Язык есть не есть средство выражения уже готовой мысли, но есть средство ее создания. Язык – основной способ мышления и познания. Язык – творческая деятельность, организующая мысль.

Развитие мышления и языка идет в едином процессе эволюции человека. Развитие одного невозможно без развития другого. Слово не только средство для выражения готовой мысли, оно – способ, прием ее создания и разработки. Язык – это сама мысль. Самое рождение мысли обнаруживает ее органическую связь с языком, зависимость от языка.

Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления

. Согласно данной гипотезе говорение и мышление не одно и то же, а разные стороны одного процесса. Язык и интеллект развиваются в тесной связи, но . мыслях). Гипотеза II. Язык есть мышление, но мышление не есть язык. В первой гипотезе возможна была перестановка элементов равенства без ущерба для этого равенства (язык есть мышление, мышление есть язык). .

языка как деятельности

Язык это поток непрерывного индивидуального словесного творчества. Потебню интересовали проблемы речи, он изучал особенности функционирования единиц языка в речи.

Потебня, следуя гумбольдтовской традиции, отмечает, что одного изолированного слова в действительности не бывает. В ней есть только речь.Слово Потебня рассматривает в речи. Действительная жизнь слова совершается в речи. Значение слова реализуется в речи. Изолированное, вырванное из связи, слово мертво, не функционирует, не обнаруживает ни своих лексических, ни формальных свойств, потому что их не имеет. Слово в речи соответствует каждый раз одному акту мысли, а не нескольким. Каждый раз, как произносится или понимается, слово имеет не более одного значения. Мельчайшее изменение в значении слова делает его другим словом. Потебня отвергает многозначность. Это объясняется психологическим подходом ко всем проблемам языка. Явления языка Потебня стремится изучать через посредство изучения явлений индивидуальной психики. Потебня изучает индивидуальные акты речи как неповторимые акты индивидуального духовного творчества.

По Потебне, полное, совершенное понимание невозможно. У каждого свои воспоминания, впечатления, даже, например, связанные с тем, что обозначено словом стол. Каждый новый образ застает в каждой душе другое сочетание прежних восприятий, другие чувства, и в каждой образует другие комбинации.

Мысли говорящего и слушающего сходятся только в слове:

Содержание, воспринимаемое посредством слова, есть мнимоизвестная величина. Думать при слове именно то, что другой, значило бы перестать быть собою и стать другим.

Потебня считал, что первод невозможен без изменения смысла, ибо мысль сама по себе непереводима. Слово одного языка не тождественно слову другого языка, хотя бы они и относились к одному и тому же предмету и явлению.

В каждом слове действие мысли состоит в соположении двух мысленных комплексов:

  • вновь познаваемого, ранее неизвестного;
  • прежде уже познанного.

Общее между этими двумя комплексами – третья величина придвух сравниваемых – tertium comparationis. Процесс познания – есть процесс сравнивания. Признак, по которому мы в слове обозначаем вновь познаваемое, и называется представлением.

Мысль человека по содержанию есть или образ, или понятие. Средством развития мысли, средством преобразования образа в понятие служит только слово.

Слово, по Потебне, состоит из трех элементов:

  • знака (представления, признака для наименования);

. речи в переносном значении) изобразительные средства. В лексике основным средством выразительности являются тропы (в переводе с греческого — поворот, оборот, образ ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. . – единоначатие) – одна из стилистических фигур: повторение одного и того же слова или группы слов в начале нескольких .

Этим можно объяснить, почему в одном и том же языке может быть много слов для обозначения одного и того же предмета и, наоборот, одно слово может обозначать предметы разнородные. (Потебня разграничивает то, что позднее получило название разграничения значения слова (денотата) и его смысла).

Внутренняя форма – центр образа, один из его признаков, преобладающий над всеми остальными. Внутренняя форма – не образ предмета, а образ образа, т.е. представление.

Внутренняя форма может выводиться из его морфологической структуры, но может не быть связана с морфемным строением слова. Однако у носителей языка ассоциативные связи могут еще как-то сохраняться.

Потебня переосмысливает концепцию Гумбольдта о внутренней форме языка. Общее гумбольдтовское понятие внутренней формы языка суживается до более частного понятия внутренней формы слова.

Понятие внутренней формы слова, сформулированное Потебней получило широкое распространение в отечественной лингвистике.

Ближайшее значение делится на вещественное (лексическое) и грамматическое, соответственно менее и более формальное. Носителями формального грамматического значения являются: служебные слова и формальные части слов (аффиксы).

По вопросу о развитии языка ученый высказал множество интересных мыслей, сохраняющих свое значение и в наше время, особенно если учесть, что некоторые лингвистиы, придерживающиеся позитивистских взглядов, отказывают языку в развитии, а говорят об изменениях в языке.

Образец отчета о результатах диагностической работы по русскому .

Развитие языка Потебня понимал не как его механическое передвижение от одного состояния к другому. Для Потебни развитие языка – это постоянное, хотя нередко и противоречивое движение врперед, к дальнейшему совершенствованию ресурсов и возможностей каждого языка, прежде всего в его синтаксисе, лексике, фразеологии и стилистике. Потебня был сторонником принципа исторического совершенствования языка. Языки исторически совершенствуются во всех сферах их функционирования.

Вопрос о происхождении языка Потебня решал в психологическом плане. Вопрос о происхождении языка является, по Потебне, вопросом о явлениях душевной жизни, предшествующих языку.

Через психологические наблюдения современных процессов речи может быть найден ключ к пониманию того, как эти процессы совершались на заре человечества.

Первые слова человеческого языка Потебня определяет как напоминающие междометия.

Потебня возражает Шлейхеру и другим сторонникам теории о двух периодах в генезисе языка. Согласно этим теориям, языки в исторический период находятся в состоянии распада и омертвления. Потебня отказывался от стадиальных концепций, отвергал концепцию периодов в истории языка.

Потебня занимался изучением исторического развития грамматических форм, стремился выявить его общие закономерности.

Понятие внутренней формы Потебня переносит на произведения искусства. Язык во всем объеме и каждое отдельное слово соответствует искусству. Потебня уделяет большое внимание поэтическим произведениям. Он устанавливает сходство между поэтическим текстом и словом. Слово, сохраняющее представление, или внутреннюю форму,- это образное, поэтическое слово. Такое слово само по себе есть поэтическое произведение. Поэтическое произведение аналогично слову. Разница между словом и поэтическим произведением в большей сложности последнего.

Потебня высказывается о сооотношении прозы и поэзии. Символизм языка может быть назван его поэтичностью, а забвение внутренней формы – прозаичностью. произведение искусства есть сочетание:

  • содержания, или идеи;
  • внутренней формы, образа, который указывает на это содержание;
  • внешней формы, в которой объективируется художественный образ.

Потебня считает, что имеет место постоянная смена поэтического и прозаического мышления. Причиной утраты внутренней формы является расширение значения слова. Расширение значения слова основано на ассоциации. Ассоциации помогают превращению слова или выражения в пословицу или в поэтическое произведение.

Потебня, вслед за Гумбольдтом, утверждает, что поэзия, проза, искусство, наука обретают жизнь в языке и обусловлены языком.

Для того, у кого поэтический образ является средоточием 10, 20, 30 отдельных случаев и для кого эти отдельные случаи связаны между собой и образовали отвлеченный вывод, для того поэтический образ содержательне, многозначительнее, чем для того, которому он говорит только то, что заключно в самом образе.

Басни, пословицы сводят множество заключенных в них разнообразных черт к небольшому количеству.

Художествнное произведение является не просто средством выражения уже готовой мысли, а одновременно и способом создания мысли. «Искусство есть язык художника, и как посредством слова нельзя передать другому свою мысль, а можно пробудить в нем его собственную, так нельзя ее сообщить в произведении искусства; поэтому содержание этого последнего (когда оно окончено) развивается уже не в художнике, а в понимающих.

Потебня разграничивал два приема мышления:

Мифическое мышление строит умозаключения на простом сравнении: солнце – колесо, небесная колесница.

Язык науки – высшая ступень прозаического языка. Он оперирует не образами, а значениями (понятиями).

В прозаическом слове звуковой комплекс непосредственно сочетается со значением.

Вначале устанавливаются категории предмета, затем признака, действия.

Потебня высказал мысль о невозможности сформулировать единое определение предложения, пригодное для всех языков мира во все исторические периоды. История языка, взятого на значительном протяжении времени, должна давть ряд определений предложения.

Потебня стремится установить эволюцию разных типов предложения. Он выделяет две стадии в развитии предложения – древнюю и современную. Современный тип предложения характеризуется преобладанием глагольного элемента. Древний тип был именным.

Потебня критикует взгляды представителей логицизма на соотношение предложения и суждения и утверждает, что грамматическое предложение не параллельно и не тождественно логическому суждению

Потебня отрицательно относился и к пониманию предложения как психологического суждения. Существенным признаком предложения признается наличие в нем спрягаемого глагола.

Примеры похожих учебных работ

. 1.2 Методика развития речи в первом классе Руководство в этой сложной работе — методика развития речи учащихся. Речь — очень широкая . Упражнения с текстом: составление рассказов по картинке, серии картин, по аналогии с прочитанным; пересказ текста; .

Цитаты и сочинения о языке и речи

. что за человек перед нами. Глядя на то, как человек говорит, какие слова употребляет можно судить о . прав. Точное использование языковых единиц делает и речь говорящего, и речь пишущего правильной, . ня его окру­же­ние. От того, как че­ло­век го­ .

Анализ воздействия музыкальных средств язык и речь музыки на гармоническое развитие .

. какие умения особо обратить внимание? Перед тем как писать сочинение . бор. Опишите, что ещё интересного вы видите в зимнем . будем знакомиться в 4 классе. Подчеркнём в первой части . Понравились строчки из стихотворения? Для жителей России берёза – .

Конспект в 3-м классе по русскому языку. Развитие речи. Обучающее по наблюдениям: .

. сочинения про себя. Что вы представили? Поделитесь своими первыми мыслями. Мы не просто опишем солнечный Лучик, а главное - мы должны показать, как лучик прогнал Зиму, и . для нас! Все зашли спокойно в класс! Встали все у парт красиво Поздоровались .






Язык есть средство не выражать готовую мысль а создавать ее. А.А.Потебня

Александр Афанасьевич Потебня (1835—1891) — выдающийся языковед. Основная тема его работ — соотношение мысли и языка. Он полагал, что язык не выражает, а формирует мысль. Я понимаю предлагаемую цитату так, что между тем, что мы думает и тем, как это выражаем, есть большая разница.

Ее причина в том, что язык имеет свои правила — грамматику и синтаксис, которые определяют способ выражения мысли и, тем самым, определяют сам способ мышления. Мысль обретает окончательный смысл, только когда она выражена средствами языка, помещена в его жесткие рамки. Поэтому между тем, что мы чувствуем и думаем и тем, как это выражено словами всегда есть разница.

. Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее, что он не отражение сложившегося мир о созерцания, а слагающая его деятельность. Чтоб уловить свои душевные движения, чтобы осмыслить свои внешние восприятия, человек должен каждое из них объективировать в слове и слово это привести в связь с другими словами для понимания своей и внешней природы вовсе не безразлично, как представляется нам эта природа, посредством каких именно сравнений стали ощутительны для ума отдельные ее стихии, насколько истинны для нас сами эти сравнения, - одним словом, не безразличны для мысли первоначальное свойство и степень забвения внутренней формы слова. Наука в своем теперешнем виде не могла бы существовать, если бы, например, оставившие ясный след в языке сравнения душевных движений с огни, водою, воздухом, всего человека с растением и т.д. не получили для нас смыла только риторических украшений или не забылись совсем; но тем не менее она развилась из мифов, образованных посредством слова. Самый миф сходен с наукою в том, что и он произведен стремлением к объективному познанию мира.

Потебня был убежден, что история языка невозможна без истории литературы, так же как история литературы невозможна без учета состояния и особенностей языка.

Потебня воспринял идеи Гумбольдта под углом зрения психологизма, господствовавшего в современном ему языкознании. Потебня пытался интерпретировать Гумбольдта с позиций психологизма. Большое влияние на Потебню оказали психологические теории Гербарта и Штейнталя.

Главной проблемой, интересовавшей Потебню на протяжении всей его творческой деятельности, была проблема соотношения языка и мышления.

В этом вопросе Потебня следует положениям психологизма. Лингвистический психологизм утверждает, что все развитие языка обусловлено развитием индивидуального человеческого мышления.

Знания, по Потебне, имеют формы, которые зависят от форм языка. С изменением грамматических разрядов изменяются и разряды мысли. Потебня отстаивал мнение об активной роли языка в становлении научных категорий.

Язык есть не есть средство выражения уже готовой мысли, но есть средство ее создания. Язык – основной способ мышления и познания. Язык – творческая деятельность, организующая мысль.

Развитие мышления и языка идет в едином процессе эволюции человека. Развитие одного невозможно без развития другого. Слово не только средство для выражения готовой мысли, оно – способ, прием ее создания и разработки. Язык – это сама мысль. Самое рождение мысли обнаруживает ее органическую связь с языком, зависимость от языка.

Особое внимание Потебня уделяет рассмотрению языка как деятельности, в процессе которой происходит обновление языка, его развитие. В каждом языке потенциально заложены средства обеспечения все новых смысловых возможностей, все новых и новых стилей.

Язык это поток непрерывного индивидуального словесного творчества. Потебню интересовали проблемы речи, он изучал особенности функционирования единиц языка в речи.

Потебня, следуя гумбольдтовской традиции, отмечает, что одного изолированного слова в действительности не бывает. В ней есть только речь.Слово Потебня рассматривает в речи. Действительная жизнь слова совершается в речи. Значение слова реализуется в речи. Изолированное, вырванное из связи, слово мертво, не функционирует, не обнаруживает ни своих лексических, ни формальных свойств, потому что их не имеет. Слово в речи соответствует каждый раз одному акту мысли, а не нескольким. Каждый раз, как произносится или понимается, слово имеет не более одного значения. Мельчайшее изменение в значении слова делает его другим словом. Потебня отвергает многозначность. Это объясняется психологическим подходом ко всем проблемам языка. Явления языка Потебня стремится изучать через посредство изучения явлений индивидуальной психики. Потебня изучает индивидуальные акты речи как неповторимые акты индивидуального духовного творчества.

Читайте также: