Сочинение на тему рифма

Обновлено: 02.07.2024

2. Маяковский В. В. Как делать стихи? // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955— 1961. Т. 12. Статьи, заметки и выступления: (Ноябрь 1917 — 1930). — 1959. — С. 81—117.

Данная тема заинтересовала меня, когда мы на уроках литературного чтения прошли понятие рифмы и попытались самостоятельно рифмовать слова и даже строки. Иногда у нас получалось, иногда не очень. К одним словам рифма подбиралась легко и быстро. Над другими приходилось долго думать. И тогда я решила узнать больше о рифме, ее видах, способах рифмовки, а также выяснить, почему ее называют структурной основой стиха.

В своей работе я поставила следующую цель: дать наиболее полное определение рифмы. Сформировать понятие о рифме как структурной основе стиха.

Для начала я попыталась найти наиболее полное и понятное для меня определение рифмы. Затем выяснить, для чего нужна рифма в поэзии, какую роль она играет. И, наконец, какие бывают виды рифм, способы рифмовки. Также я попыталась самостоятельно подбирать рифмы к словам.

Вот что у меня получилось.

Многие литературные исследователи, такие как Ефремова, Ожегов, Ушаков дают следующее определение слова:

Рифма - созвучие концов стихотворных строк.

В отсутствии рифмы размывается строковая структура стихов.

Рифма — одно из ведущих начал звуковой организации стиха. Рифма часто вбирает в себя все те звуки, которые повторяются во многих строках произведения. В таких случаях она подчеркивает, усиливает звукопись, заставляя читателя обратить внимание на звуковые связи слов, звуковое единство произведения. Рифма выполняет ритмическую, композиционную, звуковую функции.

Таким образом, можно сделать вывод, что рифма – это созвучие окончаний строк, ритмический звуковой элемент, связывающий воедино различные части стихотворного произведения, то есть составляющий структурную основу стихотворения.

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

– гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. Примером может служить строка Валерия Яковлевича Брюсова.

Один определенный тип рифмы встречается в стихах довольно редко, чаще можно встретить чередование разных типов рифмы, например мужской и женской.

Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение.

Выделяют следующие способы рифмовки:

1. Смежная или парная рифмовка – (схема: ААBB), первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой.

2. Перекрёстная рифмовка – (схема: АBАB), первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой.

3. Опоясывающая (кольцевая) рифмовка – (схема: АBBА), первая рифмуется с четвёртой, вторая – с третьей.

4. Холостая рифмовка – (схема: АВСВ), первая и третья строки не рифмуются, вторая и четвёртая – рифмуются.

Теперь, зная, что такое рифма, для чего она нужна и какие бывают типы рифмы, я могу попробовать самостоятельно сочинить стихотворения и проанализировать их.

Кто на свете всех роднее,

Всех нежнее и добрее!

Кто меня так сильно любит,

Кто меня всегда поймёт,

От беды меня спасёт.

Кто согреет в дождь и в холод,

Кто всегда душою молод,

Не даёт мне унывать

И за всё готов прощать.

Ну, конечно, это ТЫ,

Моя МАМОЧКА родная!

Я дарю тебе цветы

В праздник твой и обнимаю!

В этом стихотворении я использовала в основном женский тип рифмы и местами мужской.

«Не даёт мне унывать

«Кто меня всегда поймёт,

На протяжении всего стихотворения я использовала парную рифмовку (схема ААББ), и только в последнем четверостишье использована перекрестная рифмовка (АБАБ), кроме этого в последнем четверостишье можно наблюдать чередование мужской и женской рифмы.

Мама - нет никого роднее вокруг!

Мама - самый надёжный и преданный друг!

Мама, рядом с тобою всегда мне тепло!

Мама, рядом с тобою всегда мне светло!

Мама способна понять нас без слов.

Мама, как добрая фея из снов.

Мама, как музыка имя твоё.

Мама, ты радость и счастье моё!

Мама, тебе посвящаю стихи.

Лучше мамы моей не найти!

А в этом стихотворении использована только мужская рифма и парная рифмовка.

Вот такие стихи я посвятила маме.

Таким образом, благодаря этому проекту, я поняла, что рифма – это не просто созвучие окончаний строк. Рифма – это структурная основа стихотворения. Она выполняет ритмическую, композиционную и звуковую функции, связывает воедино различные части стихотворного произведения. Без рифмы стихотворение не будет звучать, перестанет ласкать слух. В отсутствии рифмы размывается строковая структура стиха. Также узнала, что рифма бывает, мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая. Изучила способы рифмовки: парная или смежная, перекрестная, кольцевая или опоясывающая и холостая. Попробовала самостоятельно сочинить стихи о маме, а затем проанализировать их, используя полученные знания. И вообще узнала много нового и интересного о рифме, из книг и интернета.

Художественная функция рифмы во многом близка к функции ритмических единиц. Это неудивительно: сложное отношение повторяемости и неповторяемости присуще ей так же, как и ритмическим конструкциям. Основы современной теории рифмы были заложены В. М. Жирмунским, который в 1923 г. в книге "Рифма, ее история и теория", в отличие от школы фонетического изучения стиха (Ohrphilologie), увидел в рифме не просто совпадение звуков, а явление ритма. В. М. Жирмунский писал: "Должно отнести к понятию рифмы всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворения".

Формулировка Жирмунского легла в основу всех последующих определений рифмы.

Необходимо, однако, заметить, что подобное определение имеет в виду наиболее распространенный и, бесспорно, наиболее значимый, но отнюдь не единственно возможный случай - рифму в стихе. История русской рифмы свидетельствует, что связь ее со стихотворной речью не является единственной возможностью. Древнерусская поэзия - псалмы, народная лирика, эпика - не только не знала рифмы, но и исключала ее. Поэзия той поры была связана с напевом, а между напевом и рифмой было, видимо, отношение дополнительности: рифма встречалась лишь в говорных жанрах и не могла соединяться с пением. Рифма в этой системе была признаком прозы, той орнаментальной прозы, которая структурно отделялась и от поэзии, и от всех видов нехудожественной речи: и от деловой и разговорной, стоявших ниже искусства на шкале культурных ценностей средневековья, и от культовой, сакральной, государственной, исторической, стоявших выше его.

Эта орнаментальная "забавная" проза включала в себя пословицы, ярмарочное балагурство (под его влиянием, как показал Д. С. Лихачев, создавался стиль "Моления Даниила Заточника"), с одной стороны, и "витие словес", с другой. Здесь, в частности, проявилось то смыкание ярмарочной и барочной культур, о котором нам уже случалось писать.2

Рифма соединилась с поэзией и приняла на себя организующую метрическую функцию только с возникновением говорной, декламационной поэзии. Однако одну существенную сторону прозы она сохранила - направленность на содержание.

Ритмический повтор - повтор позиции. Фонема же при этом как единица определенного языкового уровня входит в дифференцирующую группу признаков. Таким образом, элемент, подлежащий активизации, принадлежит плану выражения.

Первые рифмы строились как грамматические или корневые. Основная масса рифм имела флективный характер:

И добрый аптекарь

Старых старух молодыми переправляти,

А ума их ничем не повреждати.

Я машину совсем изготовил

И весь свой струмент приготовил.

Со всех стран ко мне приезжайте,

Мою науку прославляйте.3

Аналогичным образом строится рифма и в прозе "вития словес". Приведем текст Епифания Премудрого: "Да и аз многогрешный и неразумный. слово плетущий и слово плодящий и словом почтити мнящий, от словес похваления и приобретая, и приплетая, паки глаголю: что тя нареку вожа заблудившим, обретателя погибшим, наставника прельщенным, руководителя умом ослепленным, чистителя оскверненным, взыскателя расточенным, стража ратным, утешителя печальным, кормителя алчущим, подателя требующим, показателя несмысленным, помощника обидимым, молитвенника тепла, ходатая верна, поганым спасителя, бесом проклинателя, кумиром потребителя, идолам попирателя, Богу служителя, мудрости рачителя, философии любителя, правде творителя, книгам сказателя, грамоте пермстей списателя"4.

Флективная и корневая рифмы, включая в повторы единицы морфологического и лексического уровня, непосредственно затрагивали область семантики. Поскольку совпадали элементы плана выражения, а дифференциальным признаком становилось значение, связь структуры с содержанием становилась непосредственно обнаженной.

Звучание рифмы связано непосредственно с ее неожиданностью, то есть имеет не акустический или фонетический, а семантический характер. В этом нетрудно убедиться, сопоставляя тавтологические рифмы с омонимическими. В обоих случаях природа ритмико-фонетического совпадения одинакова. Однако при несовпадении и отдаленности значений (сближение их воспринимается как неожиданность) рифма звучит богато. При повторе и звучания, и значения рифма производит впечатление бедной и с трудом признается рифмой.

Снова мы сталкиваемся с тем, что повтор подразумевает и отличие, что совпадение на одном уровне только выделяет несовпадение на другом. Рифма - один из наиболее конфликтных диалектических уровней поэтической структуры. Она выполняет ту функцию, которую в безрифменной народной и псалмической поэзии играли семантические параллелизмы, - сближает стихи в пары, заставляя воспринимать их не как соединение двух отдельных высказываний, а как два способа сказать одно и то же. Рифма на морфолого-лексическом уровне делает то, что анафора на синтаксическом.

Именно с рифмы начинается та конструкция содержания, которая составляет характерную черту поэзии. В этом смысле принцип рифменности может быть прослежен и на более высоких структурных уровнях. Рифма в равной мере принадлежит метрической, фонологической и семантической организации. Слабая, по сравнению с другими стиховедческими категориями, изученность рифмы в значительной мере связана со сложностью ее природы.

Текст публикуем по книге Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэт. Текста Искусство-СПб, 1996.-846c.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РД ЧАРОДИНСКОГО РАЙОНА

Автор проекта:

Ученица 2 класса

Ахмедова Халимат

Руководитель проекта:

Магомедова Х.А.

2016 год.

1. Цели и задачи проекта…3 ст.

2. Рифма – это…4 ст.

3. Способы рифмовки…5-6 ст.

Что меня удивило…7ст.

4. Самостоятельное задание…7-8 ст.

5. Заключительная часть…9 ст.

6. Использованная литература…9 ст.

- формирование понятия о рифме, что такое РИФМА;

- развитие творческого потенциала;

- формирование интереса к проделанной работе;

- обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности.

- познакомить ребенка с разными видами рифм;

- н аучить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, современными источниками информации;

- дать родителям и детям возможность продемонстрировать результаты своей совместной деятельности;

- совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце. В отличии от других звуковых повторов рифма всегда подчеркивает ритм.

Например:

Вот, что у меня получилось:

Я взяла ручку

И нарисовала тучку.

Открылась дверь,

Пробрался к нам зверь.

Наступила ночка,

Надела я сорочку.

Иду я в туалет,

Пока там никого нет.

Хорошая подружка,

Лучше мягкой подушки.

Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение.

Способы рифмовки:

1. Смежная или парная рифмовка – (схема: ААBB),

первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой(одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов). Этот способ подвластен даже детям в детском саду.

Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом чтении.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

2. Перекрёстная рифмовка – рифмовка первой строки с третьей, второй -с четвертой (абаб)

За лесом пушки грохот али ,

Клубился дым порохо вой .

Но мы столицу отсто яли ,

Спасли березу под Моск вой .

3. Опоясывающая (кольцевая, охватная) рифмовка –

Первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей.(абба)

Имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Такая схема может даваться несколько сложнее.

И там я бал, и мёд я п ил ;

У моря видел дуб зел ёный ;

Под ним сидел и кот уч ёный

Свои мне сказки говор ил .

4. Холостая рифмовка – (схема: АВСВ),

первая и третья строки не рифмуются, вторая и четвёртая –



Травка зелене ет ,
Солнышко блест
ит ,
Ласточка с весн
ою
В сени к нам лет
ит .

Сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например : абвабв, абввба и др.

Вдали от солнца и природы,

Вдали от света и искусства,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы.

Живые помертвеют чувства

Мечты развеются твои.

Я была очень удивленна, когда узнала, что по разновидностям рифма бывает мужской и женской:

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строк

Женская- рифма с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Необходимо подобрать рифмующееся слово и закончить предложение.

Можно дать несколько слов, чтобы ученица сама выбрала походящие слова. Можно дать возможность детям самим подобрать слова.

1. Если ты захочешь спать

В спальне ждет тебя ..(кровать)

2. Чтобы ноги отдохнули

Посиди-ка ты на . (стуле)

3. Свитер, кофту теплый шарф

Аккуратно сложим в . (шкаф)

4. С пирогами чай попьем

За обеденным (столом)

5. Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном (кресле)

6. Выбирай себе любой –

Красный, жёлтый, (голубой)

7. Ты куда спешишь, Марина?

В лес, где спелая ________(малина)

У стола стоит Алешка

Всем кладет по ….(вилочке)

И ставит с Наташкой

К этим блюдцам…(чашки) и т. д.

- смогла понять, что такое рифма;

- узнала какие бывают разновидности рифмовки;

- смогла показать на примере какие бывают способы рифмовки;

-узнала какие поэты, какую рифму больше любили и использовали;

- узнала много нового и интересного.

1. Словарь литературных терминов

2. Учебник русский язык. 2 класс

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 202 человека из 52 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 601 176 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.05.2017 1951
  • DOCX 72 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Магомедова Халимат Абдулазизовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Проект "Рифма", 2 класс, русский язык готовый, где найти­, скачать?

Проект "Рифма", 2 класс, русский язык образец, где найти?

Проект по русскому языку "Рифма" 2 класс готовый?

Дети в наше время знакомятся с созданием стихотворных произведений очень рано, ещё в начальной школе. Сначала они выясняют, что такое ритм, а потом знакомятся и с рифмой - созвучием стихотворных строк в строфе. Затем вместе с учителем ребята определяют особенности рифмы практически, читая стихотворения наших классиков и рисуя ритмо-мелодический рисунок или схемы.

Но иногда учитель требует от учеников младшей школы создавать проекты на тему "Рифма" чуть ли не на уровне старшеклассников или даже студентов. Хорошо бы самостоятельно научиться нашим детям и внукам изготавливать рукописные или электронные презентации, оформлять их содержательно и красиво, но на это, к сожалению, не всегда есть время, поэтому приходится им обращаться за помощью к родителям или искать в интернете уже готовые варианты, которые уже кто-то качественно сделал. Готовые проекты можно найти вот тут. Можете пройти по ссылке и убедиться в том, что это бесплатно.

Хорошо, что есть сайт "Большой вопрос". Он может помочь школьникам в выполнении их сложных заданий. А вот и образец того, как можно оформить слайды в презентации на эту тему.


Вспомним суть проекта "Рифма" по русскому языку для 2 класса.

В первом задании мы должны прочитать стихотворение Чиарди и выбрать слова, которые в нем рифмуются. Например это слова Кочка, Бочка, Сорочка.

Во втором задании мы должны исследовать две скороговорки и определить рифмы. В данном случае это слова Овечки-речки, речка-печка.

В третьем задании мы должны подобрать рифму к слову Одуванчик и закончит начатое стихотворение. Это может быть слово Диванчик.

Далее нам предлагается сочинить смешные стихотворения на данные рифмы. Это задание целиком творческое.

Пятое задание требует завершение стихотворений и тут тоже можно смотреть уже готовый проект, ссылка на который находится в конце ответа.

Последнее шестое задание требует составление словарика рифм.

И вот готовый проект на тему "Рифма" можно посмотреть, прочитать, скачать или скопировать здесь.

Проект "Рифма", 2 класс, русский язык готовый, где найти­, скачать?

Проект "Рифма", 2 класс, русский язык образец, где найти?

Проект по русскому языку "Рифма" 2 класс готовый?

Дети в наше время знакомятся с созданием стихотворных произведений очень рано, ещё в начальной школе. Сначала они выясняют, что такое ритм, а потом знакомятся и с рифмой - созвучием стихотворных строк в строфе. Затем вместе с учителем ребята определяют особенности рифмы практически, читая стихотворения наших классиков и рисуя ритмо-мелодический рисунок или схемы.

Но иногда учитель требует от учеников младшей школы создавать проекты на тему "Рифма" чуть ли не на уровне старшеклассников или даже студентов. Хорошо бы самостоятельно научиться нашим детям и внукам изготавливать рукописные или электронные презентации, оформлять их содержательно и красиво, но на это, к сожалению, не всегда есть время, поэтому приходится им обращаться за помощью к родителям или искать в интернете уже готовые варианты, которые уже кто-то качественно сделал. Готовые проекты можно найти вот тут. Можете пройти по ссылке и убедиться в том, что это бесплатно.

Хорошо, что есть сайт "Большой вопрос". Он может помочь школьникам в выполнении их сложных заданий. А вот и образец того, как можно оформить слайды в презентации на эту тему.


Вспомним суть проекта "Рифма" по русскому языку для 2 класса.

В первом задании мы должны прочитать стихотворение Чиарди и выбрать слова, которые в нем рифмуются. Например это слова Кочка, Бочка, Сорочка.

Во втором задании мы должны исследовать две скороговорки и определить рифмы. В данном случае это слова Овечки-речки, речка-печка.

В третьем задании мы должны подобрать рифму к слову Одуванчик и закончит начатое стихотворение. Это может быть слово Диванчик.

Далее нам предлагается сочинить смешные стихотворения на данные рифмы. Это задание целиком творческое.

Пятое задание требует завершение стихотворений и тут тоже можно смотреть уже готовый проект, ссылка на который находится в конце ответа.

Последнее шестое задание требует составление словарика рифм.

И вот готовый проект на тему "Рифма" можно посмотреть, прочитать, скачать или скопировать здесь.

Читайте также: