Яковлев юрий яковлевич учитель сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 286
  • КНИГИ 670 068
  • СЕРИИ 25 810
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 154

Юрий Яковлевич ЯКОВЛЕВ

Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и - поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго еще будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет железный стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом, когда вопреки его желанию поезд скроется и как бы растворится в тумане, сольется с полями и рощами, Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу, толкают соседей - ждут своей очереди. И в их глазах написано: "Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Ты наш, и мы тебя ни с кем не желаем делить. Идем же, Учитель!"

И тогда Учитель сразу забудет об ушедшем поезде и о пустой платформе. Да никакой платформы и не было. Черная доска, как инеем, покрыта пыльцой мела. На окнах цветы примулы. На стене портрет академика Павлова.

У нашего Учителя были розовые уши, словно он только что пришел с мороза. Даже летом он тер их попеременно ладонью. Глаза у него подвижные, живые - два синих кружочка. На уроке они превращались в два маленьких экрана. В глазах Учителя извергались вулканы, сползали ледники и обрушивались дожди. из лягушек.

Я хорошо помню, как Учитель вошел в класс, энергично потер ладонью розовое ухо и с порога объявил:

- Вчера в Новой Каледонии выпал дождь из лягушек.

Класс подпрыгнул и громко рассмеялся.

- Лягушкам было не до смеха, - совершенно серьезно сказал Учитель. Сильный ураган оторвал их от родного болота и со страшной скоростью понес над океаном. Беспомощно расставив перепончатые лапки, лягушки летели, как птицы. И, вероятно, жалобно квакали. Не думаю, чтобы им нравилось лететь. Потом ветер неожиданно ослаб, и лягушки вместе с потоками дождя стали падать на землю.

Мы посмотрели в глаза Учителю, и увидели себя с раскрытыми зонтиками, и почувствовали, как лягушки упруго плюхались на купола зонтиков. Девочки даже взвизгнули.

Однажды Учитель подошел ко мне, положил на плечо руку и сказал:

- У каждого из нас есть вечный двигатель. У тебя, например.

Ребята удивленно переглянулись, а я уставился в два синих экрана, ища в них ответа. Глаза Учителя загадочно светились.

- У меня нет. вечного двигателя, - сказал я.

Я задумался. Я перебирал в памяти все, что было у меня "движущего", самокат, велосипед, ролики, самолетик с резинкой вместо моторчика. Ничего не двигалось само по себе и тем более вечно.

- Он всегда при тебе. Он и сейчас с тобой! - Учитель как бы играл со мной в "жарко-холодно".

Я пошарил в карманах, заглянул в портфель, но ничего похожего на вечный двигатель не обнаружил.

- Твой вечный двигатель у тебя в груди, - не сводя с меня глаз, сказал Учитель. - Это - твое сердце. Оно бьется день и ночь, зимой и летом. Без отдыха, без перерыва. вечно.

Я невольно приложил руку к груди и почувствовал слабые, мерные толчки своего сердца. В классе стало тихо, все ребята слушали, как работает их вечный двигатель.

Так Учитель постепенно открывал нам неведомый мир, и после его открытий жизнь становилась удивительной, почти сказочной. Обычные вещи он умел повернуть такой неожиданной гранью, что они сразу менялись и обретали новое значение. Но главная его наука ждала меня впереди.

Однажды в кино у меня произошла странная встреча. Я слонялся по людному фойе в ожидании начала сеанса и вдруг увидел нашу вожатую Аллу высокую, светловолосую, в каплевидных очках. Рядом с ней сидел рослый десятиклассник. Они ели мороженое в вафельных стаканчиках и о чем-то оживленно разговаривали. Сперва я подумал, что обознался, но, когда не поленился и еще раз прошел мимо, сомнения мои развеялись - это были они. Я даже покраснел от возбуждения. Когда все толпой входили в зал, я потерял их из виду. Но потом обнаружил, что они сидят неподалеку от меня. Вместо экрана я смотрел на них. Я увидел, как десятиклассник положил руку на спинку стула, на котором сидела Алла. Но тут свет погас, и мне пришлось прервать мои наблюдения.

На другой день, пораньше прибежав в класс, я с нескрываемым удовольствием принялся рассказывать ребятам о своем открытии. Я рассказал про мороженое в вафельных стаканчиках и про спинку стула. И мы все очень веселились. Как вдруг я услышал покашливание и оглянулся - в дверях стоял Учитель. Он молча поманил меня пальцем, и мы вместе вышли в коридор.

- Сейчас ты вернешься в класс, - сказал Учитель, глядя куда-то мимо меня, - и скажешь, что никого не встречал в кино и что все это с мороженым и спинкой стула ты придумал.

- Но ведь я видел их!

- Да, ты видел их, но никому не должен был говорить об этом. Стыдно.

- Разве стыдно говорить правду? - спросил я и с вызовом посмотрел на Учителя.

- Эта правда не принадлежит тебе. Если люди выплеснут всю "правду", какую они знают о других, они захлебнутся. Не всякую правду человек должен знать о другом.

И тут я решил подловить Учителя. Я сказал:

- Значит, лучше соврать!

- Лучше смолчать, - сказал Учитель. - Ты знаешь, что такое чужая тайна? Это тоже правда. Но она принадлежит не всем. В данном случае она не принадлежит тебе. Ты разгласил чужую тайну - все равно что взял чужое. Подло!

Теперь я растерянно смотрел на Учителя и не знал, как ему возразить. А он сказал:

- Иди. И скажи, что ты все это придумал!

- Соврать? - резко спросил я.

- Ты сам пришел к этому. Значит, соврать. во имя правды.

Я уныло поплелся в класс и упавшим голосом объявил, что все это вранье, что никакую Аллу я не встречал, а десятиклассника вообще взял с потолка.

- Трепло! - сказал кто-то. Я проглотил насмешку.

Однажды меня ударил один верзила из старшего класса. Но это было полбеды. Он ударил меня на глазах девочки, которой мне очень хотелось понравиться. Я жестоко страдал. И тогда Учитель подошел ко мне, положил руку на плечо и сказал:

Калашникова Любовь Николаевна

Юрий Яковлев - детский писатель. Большинство его произведений создано о детях и для детей, точнее для подростков, которые еще не вступили в новую жизнь, но уже стоят на пороге новых открытий и свершений. Перед своими героями он ставит высокие цели, достижение которых требует решения трудных вопросов и непредсказуемых проблем.

ВложениеРазмер
yaresko_alisa_uchitel.doc 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Юрий Яковлев - детский писатель. Большинство его произведений создано о детях и для детей, точнее для подростков, которые еще не вступили в новую жизнь, но уже стоят на пороге новых открытий и свершений. Перед своими героями он ставит высокие цели, достижение которых требует решения трудных вопросов и непредсказуемых проблем.

Учитель - таково название рассматриваемого мною произведения этого писателя. Тема Учителя и его роли в жизни каждого человека будет актуальна во все времена. Ведь со школы начинается наш новый этап развития, а Учитель - наш верный наставник и помощник.

Повествование ведется от лица взрослого мужчины, вспоминающего свое детство. И мне кажется, что речь идет именно о первом Учителе, открывшем "неведомый" мир, полный неожиданностей и впечатлений. Надо отметить, что здесь обобщенный образ Учителя. Рассказчик не обращается ни к кому конкретно, рисуя абстрактного отвлеченного персонажа. В этом и есть особенность образа. На протяжении всего рассказа сохраняется толика грустного настроения. Мы это понимаем с первых же строк: ". Учитель становится не нужен. остался один на пустой платформе. ".

Что же дал, какие знания вложил первый Учитель? Это, конечно же, школьные уроки. В них герою запомнился, помимо материала, сам процесс ведения занятия: "Обычные вещи он умел повернуть такой неожиданной гранью, что они сразу менялись и обретали новое значение." Но самое важное, что преподал Учитель - это уроки нравственности, так необходимые для познания взрослой жизни.

Главная же наука Учителя состояла в том, чтобы в любой ситуации человек оставался человеком, достойным уважения окружающих. Еще он научил мальчика хранить чужие тайны, умению постоять за себя и отстаивать свою позицию.

У каждого произведения есть приемы, позволяющие создать определенную картину, и это не исключение. Можно заметить, что автор начал свой рассказ с описания перрона и одиноко стоящего на нем Учителя. И в конце Яковлев также возобновляет в нашей памяти начало и возвращается к вокзалу, Учителю, ребятам, толпящимся на перроне. Писатель воспользовался кольцевым оформлением, дабы связать воедино прошлое, настоящее и будущее.

Особое внимание автор уделяет описанию глаз Учителя: "Глаза у него подвижные, живые – два синих кружочка." И сразу в нашем сознании возникают ясные, большие, искренние глаза. По ним можно рассмотреть человека, его мысли, намерения. Ведь недаром говорят, что глаза - зеркало души. А по тому, какая душа можно судить и о сердце - об этом "вечном двигателе". "Два маленьких экрана",- так называет мальчик глаза Учителя, используя метафору, значит в них можно увидеть буквально все: от "извержения вулкана" до "дождя из лягушек", от неприятного укора до заслуженной похвалы.

Что касается непосредственно самой личности Учителя. В начале автор говорит: "И тогда Учитель сразу забудет об ушедшем поезде и о пустой платформе." Почему забудет? Неужели Учитель, посвятивший себя, пусть небольшое время, воспитанию детей, возьмет и просто забудет все? Я считаю, это невозможно. Каждый ребенок, каждый класс так или иначе оставляет след в душе каждого Учителя. Одновременно мне понравилось то, с каким воодушевлением, трепетом, уважением и почтением говорит повествователь о Нем: "Прости меня, Учитель!"

Проходит время. Все забывается, но. в памяти еще свежи воспоминания о человеке, который подтолкнул тебя и дал стимул для достижения всех целей и мечтаний, который порой был строг, но, как ни странно, справедлив. и имя ему - Учитель. А много ли в нашей непростой жизни таких людей? Единицы, а некоторым так и не посчастливилось иметь такое сокровище. Учитель не учит, как жить, что делать - он дает направление, закладывает основы нашего развития. ". ты не успел научить меня взвешивать каждое слово. " А разве должен? Задача Учителя - воспитать в нас, прежде всего, истинного человека, дать знания, необходимые для нашего счастливого будущего. Берегите наших Учителей и помните, что они подготавливают нас к новому уровню жизни и помогают преодолеть барьер страха и неуверенности.

(1)Мы — туристы. (2)Всюду суём нос. (З)Идём по узкой галерее, сворачиваем влево. (4)Попадаем в тупик. (5)С трудом выбираемся из него. (6)И нам в глаза ударяет оглушающая голубизна — окно в море. (7)Квадраты лазури вправлены в ржавую решётку. (8)Мы дышим чистой голубизной и чувствуем, как она разливается по жилам. (9)Мы молодеем, легчаем. (10)И камень вокруг нас легчает. (11)Вырастает дубрава — по-хорватски дуброва, — листья у дубов голубые, а шум их — морской.

(12)— Трах-тах-тах! (13)Бух! (14)Бух!

(15)Я оглядываюсь. (16)В узкой улочке — стайка ребят. (17)В руках деревянные ружья. (18)Один мальчик в очках, с толстой книжкой под мышкой.

(19)—Бах! (20)Бах! (21 )Бах!

(22) Воинственная стайка приближается.

(28) Киваю на мальчика с книгой:

(31) — Учитель истории.

(32) Мальчишки вопросительно смотрят на меня: что я спрошу ещё? (33)Я не знаю, что спросить, и медленно говорю:

(34)— Мы из Москвы. (35)И среди нас тоже есть учитель истории.

(36)Я пытаюсь подозвать нашего учителя, но он не отзывается.

(50)— Ах, эти полетарцы*! — воскликнул он. (51)— Эти полетарцы всегда играют в партизан. (52)В кого же им ещё играть?

(53) — Но один из них, — заметил я, — был учителем истории.

(54) — И в Учителя истории тоже играют, — сказал Данила, и вдруг веселье в его глазах стало угасать. (55)Глаза похолодели.

(56)— Вы слышали про Крагуевац? (57)Там за одну ночь фашисты расстреляли семь тысяч мирных жителей. (58)Половина расстрелянных были школьники. (59)Там теперь стоит памятник. (60)Большая римская пятёрка из бетона. (61)Дети прозвали эту пятёрку — памятник пятому классу. (62)Так вот, там был Учитель истории.

(63)Разговоры моих спутников как-то сами по себе пошли на убыль. (64)Все стали прислушиваться к рассказу Данилы. (65)Все придвинулись к стойке, за которой он стоял, как за кафедрой.

Смелость, решительность, отвага, благородство, умение жертвовать собой во имя других людей или значимой идеи - вот основные черты, присущие истинному герою. История знает немало примеров того, как стойкие и сильные духом люди приносили себя в жертву, идя на заведомо отчаянные шаги и совершая великие подвиги. Однако героизм может проявляться не только на поле боя, но и в повседневной жизни. Ежедневно врачи, пожарники , работники МЧС спасают сотни людей. И они не могут не вызывать восхищения. Я думаю, что русский прозаик Юрий Яковлевич Яковлев испытывает огромную гордость за самоотверженных людей, а потому поднимает в своём рассказе проблему героизма.

Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Яковлев стремится донести до читателя мысль о том, что самоотверженность, благородство, честь - качества настоящего человека. Человека с большой буквы. И в пример он ставит нам учителя, для которого долг перед собой, любовь к детям оказались важнее, чем собственная жизнь.

Трудно не согласиться с Яковлевым. Я считаю, что способный на подвиг, риск и самопожертвование ради окружающих человек является настоящим героем.

Многие русские писатели поднимают данную проблему в своих произведениях, и Максим Горький - один из них. Данко, герой его рассказа "Старуха Изергиль" пожертвовал собой ради людей. Юноша повёл людей через дремучий лес с призывами победить тьму, но они не слушали его, падали духом и в итоге обвинили во всём

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 1 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 0 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 1 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 0 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 17 из 24

Про­сим об­ра­тить вни­ма­ние на на ком­мен­та­рий неточ­но­стей и оши­бок. Мы не сни­зи­ли бал­лы за К-2 - ком­мен­та­рий про­бле­мы по тек­сту, где Вы долж­ны при­ве­сти ДВА при­ме­ра с ци­ти­ро­ва­ни­ем, но, воз­мож­но, дру­гой экс­перт сде­лал бы это. Кро­ме это­го в со­чи­не­нии на­блю­да­ет­ся из­лиш­ний па­фос - ста­рай­тесь из­бе­гать воз­вы­шен­ных, "из­би­тых" фраз. В це­лом чув­ству­ет­ся, что Вы гра­мот­ный че­ло­век, по­это­му, ду­ма­ет­ся,что в ито­ге Вы по­лу­чи­те са­мый вы­со­кий балл за со­чи­не­ние. Же­ла­ем Вам успе­хов.

У нашего Учителя были розовые уши, словно он только что пришел с мороза. Даже летом он тер их попеременно ладонью. Глаза у него подвижные, живые — два синих кружочка. На уроке они превращались в два маленьких экрана. В глазах Учителя извергались вулканы, сползали ледники и обрушивались дожди… из лягушек.

Я хорошо помню, как Учитель вошел в класс, энергично потер ладонью розовое ухо и с порога объявил:

— Вчера в Новой Каледонии выпал дождь из лягушек.

Класс подпрыгнул и громко рассмеялся.

— Лягушкам было не до смеха, — совершенно серьезно сказал Учитель. Сильный ураган оторвал их от родного болота и со страшной скоростью понес над океаном. Беспомощно расставив перепончатые лапки, лягушки летели, как птицы. И, вероятно, жалобно квакали. Не думаю, чтобы им нравилось лететь. Потом ветер неожиданно ослаб, и лягушки вместе с потоками дождя стали падать на землю.

Мы посмотрели в глаза Учителю, и увидели себя с раскрытыми зонтиками, и почувствовали, как лягушки упруго плюхались на купола зонтиков. Девочки даже взвизгнули.

Однажды Учитель подошел ко мне, положил на плечо руку и сказал:

— У каждого из нас есть вечный двигатель. У тебя, например.

Ребята удивленно переглянулись, а я уставился в два синих экрана, ища в них ответа. Глаза Учителя загадочно светились.

— У меня нет… вечного двигателя, — сказал я.

Я пошарил в карманах, заглянул в портфель, но ничего похожего на вечный двигатель не обнаружил.

— Твой вечный двигатель у тебя в груди, — не сводя с меня глаз, сказал Учитель. — Это — твое сердце. Оно бьется день и ночь, зимой и летом. Без отдыха, без перерыва… вечно.

Я невольно приложил руку к груди и почувствовал слабые, мерные толчки своего сердца. В классе стало тихо, все ребята слушали, как работает их вечный двигатель.

Так Учитель постепенно открывал нам неведомый мир, и после его открытий жизнь становилась удивительной, почти сказочной. Обычные вещи он умел повернуть такой неожиданной гранью, что они сразу менялись и обретали новое значение. Но главная его наука ждала меня впереди. Однажды в кино у меня произошла странная встреча. Я слонялся по людному фойе в ожидании начала сеанса и вдруг увидел нашу вожатую Аллу высокую, светловолосую, в каплевидных очках. Рядом с ней сидел рослый десятиклассник. Они ели мороженое в вафельных стаканчиках и о чем-то оживленно разговаривали. Сперва я подумал, что обознался, но, когда не поленился и еще раз прошел мимо, сомнения мои развеялись — это были они. Я даже покраснел от возбуждения. Когда все толпой входили в зал, я потерял их из виду. Но потом обнаружил, что они сидят неподалеку от меня. Вместо экрана я смотрел на них. Я увидел, как десятиклассник положил руку на спинку стула, на котором сидела Алла. Но тут свет погас, и мне пришлось прервать мои наблюдения. На другой день, пораньше прибежав в класс, я с нескрываемым удовольствием принялся рассказывать ребятам о своем открытии. Я рассказал про мороженое в вафельных стаканчиках и про спинку стула. И мы все очень веселились. Как вдруг я услышал покашливание и оглянулся — в дверях стоял Учитель. Он молча поманил меня пальцем, и мы вместе вышли в коридор. — Сейчас ты вернешься в класс, — сказал Учитель, глядя куда-то мимо меня, — и скажешь, что никого не встречал в кино и что все это с мороженым и спинкой стула ты придумал.

— Но ведь я видел их!

— Да, ты видел их, но никому не должен был говорить об этом. Стыдно.

— Разве стыдно говорить правду? — спросил я и с вызовом посмотрел на Учителя.

И тут я решил подловить Учителя. Я сказал:

— Значит, лучше соврать!

— Лучше смолчать, — сказал Учитель. — Ты знаешь, что такое чужая тайна? Это тоже правда. Но она принадлежит не всем. В данном случае она не принадлежит тебе. Ты разгласил чужую тайну — все равно что взял чужое. Подло!

Теперь я растерянно смотрел на Учителя и не знал, как ему возразить. А он сказал:

— Иди. И скажи, что ты все это придумал!

— Соврать? — резко спросил я.

— Ты сам пришел к этому. Значит, соврать… во имя правды.

Я уныло поплелся в класс и упавшим голосом объявил, что все это вранье, что никакую Аллу я не встречал, а десятиклассника вообще взял с потолка.

— Трепло! — сказал кто-то. Я проглотил насмешку.

Однажды меня ударил один верзила из старшего класса. Но это было полбеды. Он ударил меня на глазах девочки, которой мне очень хотелось понравиться. Я жестоко страдал. И тогда Учитель подошел ко мне, положил руку на плечо и сказал:

— Ты должен побить его.

— Как побить? — Я вспыхнул от неожиданности.

— Очень просто. Как бьют.

— Но он сильнее меня, — пробормотал я.

— Сильнее тот, кто прав. Кто прав, всегда побеждает, даже если ему при этом достанется… Учти, женщины не любят битых.

После разговора с Учителем я долго не мог решиться. Но однажды превозмог себя и, борясь со страхом, поднялся на этаж, где учился мой обидчик. Я подстерег его у двери и, когда он вразвалочку вышел из класса, очертя голову бросился на него. Я даже сбил его с ног. И пока он, ошеломленный внезапным нападением, еще не успел прийти в себя, я гордо удалился за стены крепости — в свой класс.

Я ничего не сказал девочке, которой хотел понравиться, но она все поняла по моему победоносному взгляду и еще по тому, как у меня от волнения дрожали коленки.

На другой день меня вызвала завуч, которую мы звали Катаклизма.

— Учитель! — с готовностью ответил я.

— Учитель? — От неожиданности завуч даже поднялась со стула. — Ты понимаешь, что говоришь?

— Понимаю, — сказал я и в ту же секунду понял, что не должен был этого говорить.

— То есть не Учитель… а я… сам. Я решил… — Я бормотал что-то несвязное, но было уже поздно.

— А врать тебя тоже научил Учитель? — Катаклизма атаковала меня. Своими жесткими вопросами она загнала меня в угол.

Я окончательно запутался. И чтобы спасти положение, шагнул вперед и чуть ли не закричал:

— Я сам побил его, потому что он первый побил меня. И я побил его потому, что женщины не любят битых.

— Что-о-о? — Лицо у Катаклизмы вытянулось и пошло пятнами. — Какие женщины?!

Глаза у Катаклизмы стали выпуклыми, и она прошла мимо меня таким решительным солдатским шагом, что паркет заскрипел, как морозный снег.

Прости меня, Учитель! Я предал тебя, но не потому, что сердце у меня черное, просто ты не успел научить меня взвешивать каждое слово. А может быть, умышленно не сделал этого, чтобы сохранить во мне непосредственность — самое прекрасное, что есть в человеке. Но Катаклизме не удалось остановить вечный двигатель — сердце моего Учителя. Поезд мчится вперед. И когда бы я ни открыл вагонное окно и, жмурясь от встречного ветра, ни оглянулся назад, — я вижу пустую платформу и маленькую, одинокую фигурку человека, который вложил в меня частицу своего сердца. Он жив! Он задумчиво смотрит мне вслед, словно хочет убедиться, что я мчусь в верном направлении, и, может быть, он до сих пор видит во мне мальчика. Гремят колеса, ветер гудит в ушах. И я вижу, как по платформе бегут дети — наступая на пятки друг другу, они спешат к Учителю. Мокрый желтый листок березы припечатал свою ладошку к стеклу.

Оборудование: сборник рассказов Ю. Яковлева, портрет писателя, плакат для игры, карточки с крестиками и ноликами, записи песен.

Предварительная подготовка: учащиеся читают рассказы Ю.Яковлева, предложенные учителем, команда каждого класса готовит инсценирование отрывка из одного рассказа.

Ход урока

I. Звучит песня “Крестики-нолики”.

II. Слово учителя.

Вы прослушали детскую песню “Крестики-нолики”. И это не случайно. Мы сегодня будем говорить о детстве, о школьных годах. Немалую роль в жизни школьника играет учитель. Об учителе написано немало произведений. На нашем уроке речь пойдет о рассказах Юрия Яковлева (1922 – 1996). Он не понаслышке знает о работе учителя, и как он сам признается: “Все, что я пережил, перестрадал сам – все это оставило след в моем творчестве”. Юрий Яковлевич Яковлев родился в Ленинграде в 1922 году, в 1940 году закончил школу. После окончания Литературного института им. Горького много ездил по стране, изучал работу учителей Рязанской области. Печататься начал в 1947 г., писал стихи, рассказы, повести, сценарии (песню Медведицы из мультфильма “Умка”, которую вы слышали на перемене до урока – также на слова Ю.Яковлева, композитор – Евг. Крылатов).

Песня “Крестики-нолики” прозвучала еще и потому, что наш урок пройдет в форме игры “Крестики-нолики” между двумя командами. Одна команда будет называться “Крестики”, а другая - “Нолики” (учитель объясняет условия игры “Крестики-нолики”, идею этой игры взяла из книги И.А.Агаповой, М,А.Давыдовой “Тематические игры и праздники по литературе”, наполнив ее новым содержанием [1, с.231]). Чтобы поставить в клетку крестик или нолик (плакат на доске), вы должны правильно ответить на мои вопросы (вопросы задаются командам поочередно, если команда не отвечает, вопрос переходит другой команде). Зрители – активные участники, т. к. им тоже будут предложены вопросы.

1. Команда “Крестики” показывает заранее подготовленную инсценировку отрывка из рассказа Ю.Яковлева “Бамбус” (начало рассказа – первый эпизод).

Вопрос зрителям: Из какого произведения этот отрывок? (“Бамбус”, Бамбус – это прозвище, которое дали мальчику в школе).

2. Вопрос команде “Крестики”: что такое бамбус? (музыкальный инструмент бродячих музыкантов).

Вопрос зрителям: Зачем Бамбус пришел в школу к своему бывшему однокласснику?

3. Вопрос команде “Нолики”: как ученики звали в школе учительницу музыки? (Певица Тра-ля-ля)

4. Вопросы зрителям:

- Почему Бамбус решил отыскать учительницу музыки много лет спустя? (Хотел попросить прощение за то, что однажды на уроке выстрелил в нее из рогатки и, как считал, попал ей в глаз).

- Зачем учительница привела Бамбуса в школу? (Чтобы доказать, что нет вины Бамбуса в том, что у нее один глаз не свой). Зачитывается учителем этот отрывок из рассказа:

“ . Бамбус быстро подошел к ней. Посмотрел в глаза и опустил голову.

- Простите, - сказал Бамбус. – Я думал, что это забудется . с годами. Но есть вещи, которые сильнее нас. От них не убежишь даже на край света. Судьба кидала меня, как мальчика с сурком, но я всегда думал при случае попасть в родной город, разыскать Вас и сказать: “Простите”.

Певица Тра-ля-ля задумчиво подошла к роялю. Открыла крышку и вдруг заиграла старинную песенку. И Бамбус глуховатым, бесцветным голосом запел. ”

5. Вопрос команде “Крестики”: Какую песню пели учительница и Бамбус? (“Сурок всегда со мною” - звучит эта песня).

6. Вопрос команде “Нолики”: Что ответила учительница Бамбусу на его вопрос: “Почему я выстрелил в Вас из рогатки?” ( “Переходный возраст. В мальчишек вселяется какой-то бес, который делает все против их воли. ”)

7. Команда “Нолики” показывает заранее подготовленную инсценировку из рассказа Ю.Яковлева “Гонение на рыжих” [2, с.119-120].

Вопрос зрителям: Из какого рассказа этот отрывок? Почему он так называется? ( “Гонение на рыжих”, у главной героини рассказа Тани Вьюник были рыжие волосы, и она считала их причиной всех ее несчастий).

8. Вопрос команде “Крестики”:

Вы просмотрели отрывок, из которого узнали, что Генриетта Павловна пришла в учебную часть с жалобой на Таню Вьюник. Что произошло на уроке? “. вот что произошло: одна Таня забылась, другая оглянулась. Генриетта Павловна заметила, что девушка смотрит не на доску и не слушает объяснений. Некоторое время учительница наблюдала за Таней. Потом она сказала ледяным голосом. ” Что сказала учительница? (“- Вьюник, не смотри на Князева”.) “Она могла бы сказать: “Вьюник, слушай урок”. Или “Вьюник, не вертись”. Но она сказала: “Вьюник, не смотри на Князева”. По классу покатился ядовитый смешок”.

9. Вопрос для зрителей: Какое решение приняла Таня после этой истории? (Уйти из школы, пойти работать).

10. Вопрос зрителям: Кто помог ей вернуться в школу? (Завуч Михаил Иванович).

11. Послушайте отрывок из рассказа: “Таня решительно направилась в цветочный магазин.

Зимой цветочный магазин подобен оазису. Стоит толкнуть легкую стеклянную дверь, и сразу попадешь из зимы в лето. За спиной останутся ветер, снег, поднятые воротники, посиневшие носы. И в лицо повеет ароматной ласковой свежестью летнего утра.

Таня стояла на выложенном шашечками кафельном полу и разглядывала флору маленького оазиса. Белые хризантемы были похожи на лохматых болонок, которые свернулись клубками и теплой шерсти спрятали черные озябшие носы. В жесткой темно-зеленой листве горящим елочным фонариком желтеет лимон. Кактусы были похожи на зеленых ежей. Ствол пальмы укутан бурым войлоком.

Но все это не было чудом. Чудо было маленьким, прозрачным, хрупким. Как попал сюда житель весеннего леса? Как сумел он обмануть время, преодолеть стужу и зацвести в декабрьском городе, где вместо солнца светят лампочки.

Таня бережно взяла в руки цветок и спрятала его под куртку осторожно, чтобы не повредить соцветие и корни. Она вышла из магазина и зашагала по снежным улицам.

Таня долго шла, прижимая рукой цветок, чтобы он не замерз. Она согревала его, стараясь заменить этому живому существу весеннее солнце своим теплом. Потом она очутилась у здания школы. Было уже поздно. Свет в доме не горел, но несколько окон еще светилось.

Таня сразу подумала о Михаиле Ивановиче.

Некоторое время Таня в раздумье стояла перед школой, прижимая рукой цветок. Потом поднялась по ступенькам.

- Тетя, Паша, Михаил Иванович здесь? – спросила она нянечку, которая пила чай из блюдца.

- Давеча был здесь.

- Я посмотрю его пальто.

Таня вошла в учительскую раздевалку и сразу увидела бурую, порядком засаленную дубленку. Это была его дубленка.

Таня достала из-за пазухи цветок и осторожно положила его в глубокий карман шубы учителя”.

Вопрос команде “Нолики”: Какой это был цветок? (Ландыш)

12. Таня вернулась в школу. После разговора с учителями она вышла во двор школы. Там ее ждал он. Вопрос зрителям: кто он? (Князев).

Учитель читает отрывок из рассказа:

“Он шел рядом. Неожиданно он сказал:

- Я люблю антоновские яблоки, - отозвалась Таня.

- Я люблю синие сумерки.

- А я люблю зубров.

В их тихой перекличке не было особого смысла. Но каждая фраза начиналась словами “я люблю”.

- Я люблю запах цветущей липы.

- Я люблю пение трамваев на повороте.

- Я люблю росу на листьях, - говорил он.

- Я люблю морских львов, - откликалась она.

И вдруг он остановился, посмотрел на Таню и в том же ритме произнес. ”

Вопрос команде “Крестики”: Что произнес Князев? ( “А я люблю . рыжих”).

13. В рассказе “Гонение на рыжих” есть высказывание о работе, профессии учителя: “Не понимаю, как из таких рыжих девчонок вырастают настоящие люди? А ведь вырастают! Но прежде, чем вырастут, они нам плешь проедят, измотают нервы, выставят нас в самом дурацком свете. И в результате мы еще окажемся виноватыми. А? Что вы на это скажете. Тут надо быть сверхчеловеком. Молчать. Мучиться и улыбаться. И все-таки у нас с вами стоящая работа. ”

Вопрос команде “Нолики”: Кому принадлежат эти слова? (Завучу школы Михаилу Ивановичу).

14. Один из рассказов Ю.Яковлева называется “Вечеринка”.

Вопрос зрителям: почему так называется рассказ?

15. Один из участников этой учительской вечеринки был “. старейший учитель школы Прокофий Андреевич, которого все поколения учеников и коллег за глаза называли Прокопом. ”.

Вопрос команде “Крестики”: какой предмет вел в школе старый Прокоп? (Биология. “Думаете, старый Прокоп не знал ничего, кроме земноводных и водоплавающих?”)

16. Вопрос зрителям: Как вы считаете, зачем Ю.Яковлев изобразил учителей в не привычной для них обстановке ( у доски, на уроке ), а на вечеринке?

17. В связи с этим мне хочется зачитать слова все того же Прокофия Андреевича: “Мы, учителя, особая каста. Иногда уважаемая, иногда отверженная. И люди порой предъявляют к нам те же требования, что и к монахам. Разве мы монахи? Мы – земные. А меня судили как монаха. И как монаха-отступника объявили еретиком и отлучили от храма. Выгнали из школы. И все это произошло потому, что я нарушил неписаный устав. ”.

Вопрос команде “Нолики”: Какой неписаный устав нарушил Прокофий Андреевич? (“. влюбился в свою ученицу”).

18. Вопрос зрителям: В связи с чем были сказаны слова Прокофия Андреевича: “Руки поднять легко – глаза поднять трудно”? Как вы их понимаете?

19.В рассказе Ю. Яковлева “Учитель истории” читаем такие строки: “Учитель должен первым делать то, чему он учит своих учеников”.

Вопрос зрителям: Как история, рассказанная писателем, подтверждает эту мысль?

20. Учитель зачитывает отрывок из рассказа “Учитель истории”: “В пути ко мне подошел Иосиф Иванович и спросил, не запомнил ли я имя Учителя из Крагуевац. Но партизан Данила вообще не называл его имени.

- Жаль, - сказал наш учитель, - ведь его судьба очень схожа с судьбой. ”.

Вопрос команде “Крестики”: с чьей судьбой схожа судьба этого учителя истории? (с судьбой польского педагога и писателя Януша Корчака).

21. В рассказе Ю.Яковлева “Учитель”, имени которого автор не называет, а просто пишет “Учитель” с большой буквы (почему?) произносит следующие слова: “У каждого из нас есть вечный двигатель”.

Вопрос команде “Нолики”: что имел в виду Учитель? (Сердце).

Подведение итогов игры.

Заключительное слово учителя.

Я надеюсь, что сегодня на уроке ваш вечный двигатель работал исправно. В заключение нашего урока я хочу зачитать отрывок из рассказа Ю. Яковлева “Учитель”: “Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на платформе. И если высунуться из окна, то долго еще будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет железный стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом, когда вопреки его желанию поезд скроется и как бы растворится в тумане, сольется с полями и рощами, Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу, толкают соседей – ждут своей очереди. И в их глазах написано: “Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Ты наш, и мы тебя ни с кем не желаем делить. Идем же, Учитель!”

Автор прав: наша платформа никогда не будет пуста.

Надеюсь, что прочитанные рассказы Ю.Яковлева и наш урок помогли вам по-другому взглянуть на тех, кто шагает с вами рядом в течение всей вашей школьной жизни, тех, кто не просто учит вас, а стремится сделать так, чтобы вы стали честными, добрыми и счастливыми людьми.

Читайте также: