Всегда ли важно соблюдать этику в вопросах науки сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Существует множество причин, почему следует придерживаться основных норм научного поведения при проведении научных исследованиях. Доверие научного сообщества, восприятие суждений и принятие новых результатов обществом сильно зависят от достоверности опубликованных результатов. Особенно важно четко различать приемлемое и неприемлемое поведение, особенно тогда, когда в исследование вовлечены люди или животные. Учитывая конкурентный характер исследований, ученым становится все сложнее сообщать об уникальных и новаторских исследованиях. Тем не менее, некоторые члены научного сообщества продолжают придерживаться практики искажения данных и научных результатов.

Реальность научной этики

Наиболее ярким примером того, как ненадлежащее проведение исследований может разрушить жизнь людей, является случай Паоло Маккиарини, хирурга, который прославился предполагаемым медицинским прорывом, обещавшим революцию в трансплантации органов. Итальянский ученый использовал синтетические каркасы, засеянные стволовыми клетками пациентов, для создания трансплантатов трахеи. Однако оказалось, что его эксперименты на людях не имели под собой никаких обосновывающих доклинических исследований. Умерли, по крайней мере, семь из девяти пациентов, получивших лечение.

Несколько исследований показали, что Маккиарини манипулировал некоторыми данными в своих научных публикациях и отчетах, опуская или даже фальсифицируя результаты, чтобы его лечение выглядело более успешным. Также в них была высказана серьезная критика в отношении принятия решений по всем операциям. Тем временем, скандал привел к увольнению Маккиарини и отставке нескольких должностных лиц Каролинского института в Стокгольме, Швеция (бывший работодатель Маккиарини). Различные работы в соавторстве с итальянским хирургом также послужили причиной проявления обеспокоенности, выраженного, к примеру, в двух часто цитируемых статьях, опубликованные в Nature Communications и в The Lancet.

Что нужно и чего нельзя делать в области научной этики

ДА НЕТ
Вести хорошие записи всей исследовательской деятельности и представлять свои данные как можно более тщательно и объективно. Фабрикация, манипулирование или искажение данных.
Раскрывать финансовые или личные интересы, которые прямо/косвенно могут повлиять на вашу работу. Обман спонсоров исследований, коллег или этических комитетов путем предвзятого отношения к интерпретации данных, экспертной оценке или кадровым решениям.
При изучении животных в исследованиях относиться к ним заботливо и уважительно, придерживаться этических принципов. Использование любых внешних данных исследований (опубликованных или неопубликованных) без разрешения.
Уважать интеллектуальную собственность, неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность и отдавать должное любым вкладам других исследователей. Поддерживать безответственные практики публикаций. Ваша главная цель должна состоять в том, чтобы продвигать науку и делиться своими знаниями в сообществе.

Этические требования

В целом, анализ несоблюдения этических норм чрезвычайно затруднен, а в некоторых случаях очень сложно провести четкую грань между проступком и недоразумением. Хотя исследователи признают этические нормы, в разных институтах они интерпретируются и применяются по-разному. Исследователи, как правило, обязаны обеспечивать соответствие этическим требованиям во время научных исследований. Эти требования включают надлежащий дизайн и проведение исследований, которые включают эксперименты на людях или животных, недопущения научного проступка (например, фальсификации данных или плагиата), соблюдение правил охраны окружающей среды и безопасности, соблюдение норм авторского права и интеллектуальной собственности, и соблюдение соглашения о конфиденциальности.

Принципы и правила научной этики

Этические комитеты играют важную роль в определении стандартов, которые должны соблюдаться в научной этике и в обеспечении их соблюдения. Некоторые принципы, относящиеся к научной этике, включают принципы, введенные Национальным институтом здоровья (NIH), Национальным научным фондом (NSF), Американским химическим обществом или Европейской сетью комитетов по этике научных исследований. Другие руководящие принципы, такие как Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации, были основополагающими при определении этики научных исследований у человека.

Несмотря на недавние скандалы, в том числе дела Паоло Маккиарини, Скотта Рувима или Оливье Воинне, в научной среде, похоже, растет осведомленность о научной этике. Имеется несколько ресурсов, охватывающих наиболее важные аспекты в этой области, и многие академические институты в настоящее время внедряют учебные программы, чтобы помочь исследователям решать этические дилеммы.

Этика (от греч. ἦθος [этос])— нрав или мораль, философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.[3] По своей сути нравственность и мораль являются синонимичными понятиями. Однако, в ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом, при этом под нравственностью в ряде случаев подразумевают внутреннюю сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду.

ВложениеРазмер
referat_etika_nauki.docx 39.4 КБ

Предварительный просмотр:

Успехи познания благостны,

Хотя и чреваты уронами,

Поскольку творения Фаустов

Люди! Вы отныне — братья!

Эра братства наступила:

Или — братские объятья,

Или — братская могила.

Вот на что в двадцатом атом

Мягко намекнул приматам.

Этика (от греч. ἦθος [этос])— нрав или мораль, философская дисциплина , предметами исследования которой являются нравственность и мораль .[3] По своей сути нравственность и мораль являются синонимичными понятиями. Однако, в ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом, при этом под нравственностью в ряде случаев подразумевают внутреннюю сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду.

Этика в современной науке

Современная наука как сфера человеческой жизнедеятельности, оказывающая огромное влияние на условия его существования, не может избежать нравственного суда и быть свободной от этических оценок. Вторжение науки в мир человекоразмерных систем (экосистемы, медико-биологические и биотехнологические объекты, системы искусственного интеллекта и др.) создают принципиально новую ситуацию, которая выдвигает на повестку дня комплекс сложных мировоззренческих вопросов о системе и ценности самой науки, о перспективах ее прогрессивного развития и взаимодействия с другими формами культуры. Поэтому в настоящее время в условиях увеличения и разветвления способов взаимосвязи науки с жизнью общества, обсуждение этических проблем науки становится одним из важнейших способов осмысления, ее изменяющихся социальных и ценностных характеристик. Проблема взаимоотношения науки и этики решается в двух тесно связанных между собой направлениях: разработка профессиональной этики ученых и решение учеными вопроса о социальной ответственности научного сообщества за негативные последствия результатов научных исследований в практике.

Этика науки – система представлений, отражающих содержание этической составляющей науки. Как особая дисциплина этика науки ставит своей целью прояснение и изучение этических норм, которые используются в научном познании, а также анализирует конкретные коллизии нравственного характера, возникающие в ходе развития науки. Этика науки – это совместный поиск разумных решений, в котором принимают участие и ученые, и общественность.

В отличие от профессиональной социальная ответственность ученых реализуется во взаимоотношениях науки и общества. Поэтому ее можно характеризовать как внешнюю или социальную этику науки. При этом следует иметь в виду, что в реальной жизни проблемы внутренней и внешней этики науки, профессиональной и социальной ответственности ученых тесно переплетены между собой.

Признание того, что наука не является нейтральной по отношению к социальному развитию, сразу ставит вопрос о социальной ответственности ученых перед обществом. В научном сообществе стал активно обсуждаться механизм общественного контроля за научной деятельностью, ее результатами и возможными сферами применения. В современных условиях, учитывая, что научно-технологические мощности настолько велики, что их воздействие может привести к катастрофам регионального или глобального характера, становится особенно острой тема распределения ответственности. Вопрос об ответственности в условиях современных технологических возможностей остается открытой проблемой, требующей серьезного анализа. Но, говоря о разработке конкретных механизмов ответственности, стоит заметить, что уже сам факт открытости научно-технических мероприятий для общественного контроля влияет на положение дел.

Этические вопросы специальных наук

В последние десятилетия интенсивно развиваются частные направления этики науки. Назовем некоторые из них.

Экологическая этика – это направление, исследующее социально-этические аспекты экологических проблем. Современная экология является ярким примером дисциплины, насыщенной ценностным содержанием. Экологический императив обязует нас запретить любые войны, поддерживать сохранность основных параметров природной среды - чистоты поверхности Земли, воздуха, Мирового океана. Невыполнение экологического императива есть нарушение важнейших природных констант, следствием которого явится неминуемое и необратимое разрушение биосферы, несовместимое с условиями жизни на Земле. Экологический императив как важнейший ориентир современного мышления требует радикального пересмотра политики, дипломатии, хозяйствования, образования и т.д.

Биомедицинская этика (биоэтика) – область исследований, касающихся нравственных аспектов современной медицинской науки и практики, медицинских технологий, политики здравоохранения. В последнее время биомедицинская этика интенсивно развивается, реагируя на новые возможности медицинской науки (такие как трансплантология и репродуктивные технологии), а также обсуждая традиционно острые вопросы эвтаназии, генной инженерии, технологии клонирования, о пределах манипуляции над человеческой психикой и многие другие темы.

Компьютерная этика – особая область исследований, занимающаяся этическими проблемами, возникающими в связи с развитием компьютерных технологий. Не секрет, что расширение компьютерных возможностей (особенно тех, что представлены глобальной сетью Интернет) служит не только во благо, но и влечет ряд негативных последствий. Происходящая сейчас информационная революция вызывает к жизни новые острые проблемы. Так, в сфере компьютерной этики обсуждаются такие вопросы как доступность и распространение сетевыми средствами различной социально и этически предосудительной информации (пропаганда насилия и т.п.), компьютерные преступления, ответственность ученых, занимающихся разработкой новых технологий и другие темы.

Таким образом, центр этического регламентирования современной науки смещается с общих оценок науки в целом с позиции добра и зла к дифференцированной оценке ее отдельных направлений и действий конкретных ученых, и выработке научным сообществом механизмов регулирования социальных последствий научной деятельности. [4]

В своей работе я подробнее остановлюсь на экологическом аспекте. Проблема ядерного оружия, появившаяся в середине 20 века, остро стоит до сих пор.

Ученые, прежде всего физики, были инициаторами ядерно- оружейных программ, их разработчиками и лидерами. Чем мотивировали они эти свои инициативы и участие в создании страшного оружия всеобщего самоуничтожения, в какой мере ученые ответственны за трагические последствия этой работы?

Приведу лишь некоторые вопросы, которые обсуждались и будут обсуждаться учёными, социологами, историками, да и не только ими, ещё очень долго, ибо ответы на них далеко не однозначны.

Этическая мотивация первоначальных ядерных инициатив

Авторы заявки, безусловно, думали о чрезвычайной силе и опасности своей

При этом он, как и некоторые другие участники проекта, например, Л. Д. Ландау, работали безусловно добросовестно и внесли существенный вклад в решение проблемы, но работали все-таки без энтузиазма и при первой возможности вышли из атомного проекта. [5]

"В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Соблюдать большое надо во всем решительно. Тогда все просто. [6]

Нельзя не согласиться с великим учёным и гуманистом. Следует всегда прислушиваться к голосу совести, соотносить собственные действия, научные поиски с нравственностью и моралью.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Таня Масян

Лучший ответ:


Васян Коваль

В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе — логически, экспериментально и пр. — обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим. Кроме того, в публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.

Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных перечней и кодексов — как правило, они передаются молодым исследователям от их учителей и предшественников. Однако известны попытки выявления, описания и анализа этих норм, предпринимаемых главным образом в философии и социологии науки.

В качестве примера можно привести исследование американского социолога Р. К. Мертона. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей. Первая из них — универсализм — убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги. Вторая ценность — общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием.


Во всех областях человеческой деятельности существуют определенные моральные нормы. Наука не исключение! Ученые обязаны подчиняться системе норм морали, общечеловеческим нравственным требованиям и запретам: не укради, не лги и ряду других общеизвестных принципов.

Общие понятия законов морали в науке

Нравственный закон можно условно разделить на две ступени:

  • личностная мораль человека;
  • онтологическая мораль логических переменных.

Уровень первой ступени избирается субъектом лично для себя по свободной воле. На втором уровне важны укорененные в общечеловеческом знании предикаты.

Такая область, как этика науки, затрагивает плоскость моральных законов и всю околонаучную действительность. В современном мире не только наука, но и все околонаучное пространство – это объект систематического и пристального изучения. Наука – социальный и культурный элемент общества, следовательно, она нуждается в определенных моральных сводах и санкциях.

этика науки в философии

Актуальность

Может показаться, что проблема, которую поднимает этика науки, имеет второстепенное значение. Но это далеко от действительности. Напротив – с развитием технологий этические проблемы становятся все более актуальными. Да и в прошлые столетия они имели смысл и рассматривались учеными как важные вопросы.

В связи с вышесказанным на поверхность всплывает вопрос: можно ли говорить о научной этической нейтральности? Как стоит относиться с этико-моральной точки зрения к самой науке: как к изначально чистой, целомудренной или как к греховной?

этика науки

Два направления. Первое

Рассматривая эту проблему, ученые выделили 2 разных линии.

Первая говорит о том, что этика науки нейтральна, а все процессы, связанные с антигуманным использованием ее достижений, целиком обоснованы социумом. Тезис о нейтральности науки достаточно распространен. Его истоки восходят к известному суждению Д. Юма о фактах. Эта линия наделяет науку только инструментальным смыслом. Такой позиции придерживалось много ученых первой половины прошлого столетия (XX век). Одним из них был Г. Маргенау. Он считал, что этика науки нейтральна, потому что она выступает в качестве средства после сделанного этического выбора. Но к самой этике научный метод должен применяться.

Ответственность

По мнению Ж. Ладриера, наука несет ответственность за свое внутреннее состояние. Внешняя ее сторона часто связана с возможными ситуациями, которые в определенных отношениях будут неприемлемыми. Безусловно, наука несет ответственность и за эти возможности, однако нельзя знать наперед все последствия. Следовательно, ответственность науки – это прежде всего осознание той фактической роли, которую она играет при возникновении опасностей и неизбежных последствий. Она обязана точно информировать о том, что поставлено на карту, искать соответствующие меры ограничения рисков и предотвращения потенциально опасных ситуаций.

современная этика науки

Второе направление. Социальность

Вторая линия набирает обороты во второй половине прошлого столетия (ХХ век). Для нее характерно понимание, что наука не нейтральна в отношении этики. Она социально и морально обусловлена с самого начала. При этом ученый – это ответственная личность. Он должен находиться в состоянии готовности к результатам воздействия науки на социум. Общество, этика науки и ответственность ученого сильно взаимосвязаны. Поэтому необходимо быть в курсе социальных механизмов, приводящих к злоупотреблению результатами, для принятия мер по предотвращению негативных процессов. Ученый должен быть способным противостоять общественному давлению, подводящему к тому, чтобы участвовать во вредоносной деятельности.

Этические нормы

К примеру, этика науки и ответственность ученого в области плагиата четко ориентированы на то, что это кража. Недопустимо выдавать чужие результаты за свои. Это же касается идей. Ученый должен быть исследователем истины, новых знаний, искателем достоверной информации. Это люди, которые обладают качествами, присущими мужественным личностям, способным как отстоять правоту своих убеждений, так и признать, если это доказано, ошибочность суждений.

Согласно мнению многих философов, этическое звено науки наделено эмоционально окрашенным комплексом предписаний, правил, обычаев, ценностей, верований, предрасположенностей, которых в обязательном порядке ученый должен придерживаться.

правила этики науки

Развитие и специфика

Современная проблема этики в науке имеет некоторые особенности, подчиненные комплексу социокультурных факторов общества.

Особую остроту набирают вопросы взаимоотношений научной сферы с обществом и так называемой социальной ответственности. Очень важно понимать, какую направленность имеют достижения науки, не будут ли они нести знания, направленные против человека. Безусловно, развитие биотехнологий, генной инженерии, медицины дало возможность направленно воздействовать на различные функции человеческого организма, вплоть до корректировки наследственных факторов и создания организмов с заданными параметрами. Человеку стало доступно конструирование новых форм жизни, наделенных качествами, слишком отличными от известных до сих пор. Сегодня говорят об опасности появления мутантов, человеческих клонов. Эти вопросы затрагивают интересы, амбиции и дерзновения не только ученых, но и всех людей планеты Земля.

Специфика, которой наделена проблема этики в науке, заключается в том, что объектом большого числа исследований является сам человек. Это несет определенную угрозу его здоровому существованию. Такие проблемы создают исследования в генетике, молекулярной биологии, медицине и психологии.

принципы этики науки

Проблемные вопросы и принципы

Научные этические проблемы подразделяются в основном на физические, химические, технические, медицинские и другие. Этика в медицине затрагивает широкий круг вопросов, связанных с человеческой жизнью: репродуктивные технологии, аборты, статус человеческого эмбриона, трансплантология, эвтаназия, генная технология, проведение экспериментов с использованием живых существ, в том числе и человека. И это только часть поднятых вопросов. На самом деле этот список гораздо длиннее.

Поэтому правила этики науки делают акцент на том, что даже если какие-либо исследования не несут прямой угрозы обществу, важно исключить вероятность нанесения ущерба достоинству и правам каждого отдельного человека. Необходимо совместно, ученым и общественности, искать разумные решения. В свою очередь, ученый обязан предвидеть все возможные варианты возникновения неблагоприятных последствий его исследования.

Все научно-технические решения должны быть приняты после сбора наиболее полной и достоверной информации, которая будет оправдана с точки зрения морали и социума.

Все принципы этики науки можно свести к следующим понятиям:

  • истина самоценна;
  • научное знание должно обладать новизной;
  • научное творчество наделено свободой;
  • научные результаты должны быть открытыми;
  • скептицизм необходимо организовывать.

Честность в науке и соблюдение вышеперечисленных принципов имеют очень важное значение. Ведь цель исследовательской деятельности – это расширение границ знаний. Но не менее важно в этой сфере заслуженное общественное признание.

этика науки и ответственность ученого

Нарушения

Все принципы могут быть разрушены от небрежного применения методов, от невнимательного ведения документооборота, разного рода фальсификаций.

Подобные нарушения противоречат сути науки как таковой - систематического процесса исследований, направленного на получение знаний, основанных на верифицированных результатах. Кроме того, они подрывают веру общества в надежность научных результатов и разрушают взаимное доверие ученых, что является важнейшим условием научной работы в наши дни, когда сотрудничество и разделение труда стали нормой.

Исторически сложилось, что этика науки в философии – это основное направление, изучающее мораль, ее структуру, происхождение и закономерности развития как ключевую составляющую жизнедеятельности человеческого общества. Очень важным представляется вопрос места морали в системе других социальных отношений.

Сам предмет этики со временем существенно изменялся. Изначально это была школа воспитания человека в добродетели. Она рассматривалась как призыв личности к исполнению божественных законов для обеспечения бессмертия. Другими словами – это наука формирования нового человека, бескорыстного и справедливого, с чувством непререкаемого долга и знанием способов его реализации. Несомненно, что такому человеку свойственна дисциплина.

Этика науки изучает законы нравственности общества и личности, а каждый ученый – это прежде всего человек, член социума. Следовательно, он не может поступать во вред себе и окружающим.

Конечно, одних принципов и набора правил будет недостаточно для полного предотвращения всякого рода нечестностей в науке. Для этого необходимы соответствующие меры, гарантирующие информированность всех, кто занимается исследовательской деятельностью, о нормах научной этики. Это внесет существенный вклад в сокращение нарушений.

Как связаны этика образования и науки между собой?

Образование стоит на одной ступени с государством, экономикой, семьей и культурой социальных институтов. Существует прямая зависимость состояния в этой области и гражданской позиции, морали, государственной безопасности. Образование напрямую обеспечивает социализацию личности. Как известно, без образования нет и науки. Сегодня эта система трещит по швам. О морали многие не хотят и слышать. Как высшая, так и средняя школа подвержены влиянию коммерции. Традиционная мораль утратила силу.

этика образования и науки

Современность и этичность

К сожалению, сегодня на первое место выходят не знания абитуриента, не его увлеченность наукой, а размер кошелька родителей, способных оплатить образовательные услуги.

Так уходит общедоступность получения знаний в престижных учебных заведениях. Наблюдается деградация человеческих отношений и массовой культуры. Зато процветает потребительское отношение к жизни, безрассудство и примитивизм.

Поэтому этика науки и общества должна поднимать вопрос социальной ответственности ученых, академиков, профессоров, кандидатов наук и простых преподавателей перед каждым человеком в отдельности. Проблема заключается в том, что власть над социальными, экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе, над природой переплетается с бессилием в понимании внутреннего мира отдельной личности.

Проблема, которую ставит перед собой современная этика науки, вызвана не только отношениями с социумом и отдельными личностями. Важным фактором является защита авторского права и компетентности ученых.

Научный статус

Это строго отслеживается. Ученый, как и любой другой человек, имеет право на ошибку. Но у него нет никакого морального права на фальсификацию. Плагиат карается!

Если исследования претендуют на научный статус, обязательно требуется фиксировать авторство идей в институте ссылок (академической составляющей науки). Этот институт предоставляет возможность обеспечить селекцию всего нового, свидетельствующего о росте научного знания.

Все этапы этики науки можно свести к трем составляющим:

  • тщательное продумывание наряду с точным проведением всех этапов исследования;
  • осуществление проверки и доказательности новых научных фактов;
  • стремление к истине, четкость и объективность на этом пути.

Особое место отводится проблеме одержимости ученого, его отрыву от реальности, когда он, занимаясь интенсивно наукой, становится подобным роботу. Среди часто встречающихся явлений можно выделить преувеличение учеными своего вклада, в сравнении с вкладом коллег. Это способствует возникновению научной полемики, нарушению научной корректности и этики. Возникает также ряд иных проблем, связанных с таким поведением ученых. Для минимизации подобных ситуаций нужно, чтобы этическое обоснование предшествовало ходу эксперимента и исследования в научной сфере.


Она делится на два раздела: учение о морали и учение о нормах этики. Если такую классификацию применить к науке, то стоит рассмотреть главные виды научного познания и нормы, что при этом возникают. Для рационального понимания вопроса стоит рассмотреть такие понятия как научное деяние и объект научного деяния.

Научное деяние в данном случае - это акт деятельности, что направлен на исследование научного знания. Объект научного деяния - это человек, который занимается научным деянием (ученый), и предмет, при помощи которого осуществляется данное деяние (литература, исследуемые материалы и прочие средства).

Научные объекты и научные деяния делятся на этически оцениваемые и этически нейтральные. К этически оцениваемым относятся само исследование, которое может быть небезопасным для его участников и требовать серьезных финансовых затрат, обсуждение исследований и их результатов, а также их обнародование. Этически нейтральными являются такие деяния, в которых практически не наблюдается взаимодействия участников. Таковыми являются анализ материалов, выбор методики исследования, оборудования и прочее.

Объекты научного деяния делят на такие группы:

  • этически оцениваемые - ученый, коллектив ученых, что изучает определенную задачу, совокупность коллективов, научное сообщество и человеческое общество;
  • этически нейтральные - приборы, методика, материалы и прочее.

В процессе научного исследования этически оцениваемые объекты проводят этически оцениваемые деяния, порождающие этически оцениваемые взаимоотношения, в результате чего объекты превращаются в субъекты.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Различают три вида этически оцениваемых взаимоотношений, каждый из них рассматривается отдельным разделом в научной этике. Разберем подробнее каждый из них:

  1. Этика дискуссий. Основной проблемой взаимоотношений этого раздела научной этики есть нормы и мораль в процессе дискуссии. Даже в случае заочной дискуссии этические требования к ней предъявляются в полной мере, так как субъектами дискуссий есть люди.
  2. Этика публикаций. Здесь основной проблемой является этика взаимоотношений внутри научного сообщества.
  3. Социальная научная этика. Этим разделом рассматривается этика взаимоотношений научного мира со всем человеческим обществом и проблемы применения результатов исследований.

Основные научные нормы этики

Разберем основные научные нормы этики. Одной из самых важных норм есть этика научной дискуссии. Эта норма подразумевает ряд обязательных требований, а именно:

Еще одной научной нормой этики является этика публикации. Она включает следующие требования:

  • публикации подлежат лишь собственные идеи ученого. Если ученый в качестве доказательств или иллюстраций привлекает идеи или работы другого ученого, он должен использовать цитаты или ссылаться на них;
  • важным является тот момент, что обнародоваться должны не только позитивные результаты исследований, но и отрицательные, опровергающие ту или иную концепцию ученого;
  • публикация работ должна проводиться специализированными научными изданиями, в которых есть люди, разбирающиеся в теме публикаций. Особенно если речь идет о двояком понимании результатов, или ученый не обладает достаточным уровнем знаний в данной области.

Рассуждая о поведенческих нормах этики, ученые приходят к вопросам о главных ценностях, которыми должен руководствоваться ученый в своей научной деятельности, чтобы добиться результатов и авторитета среди коллег. Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) в своих работах представил учение о данных ценностях. Он предложил такие нормативные регуляторы научной деятельности:

  • универсализм. Все явления, которые изучает наука, при одинаковых условиях протекают одинаково, а результаты исследований не зависят от особенностей характера ученого, его политической позиции, национальности и прочих особенностей;
  • коллективизм. Результаты научного познания должны обнародоваться и быть общедоступными;
  • бескорыстность. Основным стимулом для научной деятельность должна быть тяга к познанию истины, все остальные факторы, типа финансового вознаграждения, жажды славы и прочие, должны иметь незначительное влияние;
  • организованный скептицизм. Данный регулятор характеризуется тем, что нужно всегда проверять данные и материалы для исследований, нельзя верить на слово. Также сюда относится тот момент, когда идея научного исследования не подтверждается, является противоречивой, важно набраться мужества и признать это.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Проблема использования научных результатов

Что касается этически оцениваемых взаимоотношений, то данная проблема является особо актуальной и составляет предмет исследования социальной научной этики. Социальной научной этикой изучаются проблемы влияния практически используемых научных достижений на жизнедеятельность общества и окружающей среды.

Социальная научная этика - это сравнительно молодой раздел этики. Вплоть до ХХ века существовала позиция, что все научные открытия являются полезными для человечества, соответственно все новые достижения тут же применялись на практике с целью улучшения качества жизни общества.

Но в ХХ веке стало понятно, что не все открытия дают положительные результаты на практике. Титаник, который считали непотопляемым чудом британской инженерии, в 1912 году утонул. Началась Первая мировая война в 1914 году, где впервые было использовано научное новшество - оружие массового поражения.

Первая мировая война была лишь первым признаком осложнения взаимоотношений между наукой и общественностью. Впоследствии человеческое общество неоднократно претерпевало проблемы, вызванные сознательным использованием научных открытий на практике или случайным выходом из-под контроля тех или иных процессов. Именно это все способствовало появлению социальной этики.

Социальная научная этика - это своеобразный раздел этики. Она рассматривает вполне конкретные и точные данные, но при этом не дает определенных рекомендаций. Она выявляет проблему и предлагает варианты ее решения. Основной проблемой, собственно, является вопрос: чем должен определяться научный прогресс - объективной логикой науки или ответственностью ученого перед социумом? Что порождает еще несколько важных вопросов:

  1. Кто должен отвечать за негативные последствие применения того или иного открытия - ученые, его разработавшие, или политические руководители, разрешившие применить его?
  2. Стоит ли продолжать исследования, если в их ходе становится понятным их будущее разрушающее воздействие?

И в заключение стоит заметить, что соблюдение этических норм не гарантирует ученым быстрых результатов, но их несоблюдение точно лишает шанса добиться хоть какого-нибудь успеха в научной деятельности.

Читайте также: