Система лейтмотивов в композиции пьесы м горького на дне сочинение

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Пьеса была написана в конце 1901 – начале 1902 года. Данное произведение не было наваждением или порывом вдохновения, как это обычно случается у творческих людей. Напротив, она была написана специально для труппы актёров из Московского художественного театра, созданного для обогащения культурой всех классов общества. Горький не мог представить, что из этого получится, но воплотил желанную задумку создания пьесы о босяках, где присутствовало бы около двух десятков действующих лиц.

Судьба пьесы Горького не может быть названа окончательным и бесповоротным триумфом его творческого гения. Мнения ходили разные. Люди приходили в восторг или критиковали столь противоречивое творение. Она пережила запреты и цензуру, и до сих пор каждый понимает по-своему смысл драмы.

Смысл названия

На сегодняшний день многие литературоведы сходятся на том, что автор имел в виду то, что его герои находятся на дне жизни в социальном, финансовом и нравственном смысле. Это и есть смысл названия.

Жанр, направление, композиция

Композиция произведения линейная, так как все действия хронологически последовательны и образуют единую нить повествования.

Суть произведения

Суть пьесы Максима Горького заключается в изображении дна и его обитателей. Показать читателям в действующих лицах пьесы маргиналов, людей, униженных жизнью и судьбой, отвергнутых обществом и разорвавших с ним связь. Несмотря на тлеющий огонёк надежды – не имеющих будущего. Они живут, спорят о любви, честности, правде, справедливости, но их слова — лишь пустой звук для этого мира и даже для их собственных судеб.

Все происходящее в пьесе носит лишь одну цель: показать столкновение философских взглядов и позиций, а также проиллюстрировать драмы отверженных людей, которым никто не протягивает руку помощи.

Главные герои и их характеристика

Обитатели дна – люди с разными жизненными принципами и убеждениями, но всех их объединяет одно условие: они погрязли в нищете, которая постепенно лишает их достоинства, надежды и веры в себя. Она растлевает их, обрекая жертв на верную смерть.

Несмотря на, казалось бы, достаточно простой сюжет и отсутствие крутых кульминационных поворотов, произведение изобилует темами, которые дают почву для размышлений.

  1. Тема надежды тянется через всю пьесу до самой развязки. Она витает в настроении произведения, но ни разу никто не упоминает о своем намерении выбраться из ночлежки. Надежда присутствует в каждом диалоге обитателей, но лишь косвенно. Как когда-то каждый из них попал на дно, так когда-нибудь они и мечтают оттуда выбраться. В каждом теплится маленькая возможность снова вернуться к прошлой жизни, где каждый был счастлив, хоть и не ценил этого.
  2. Тема судьбы также является немало важной в пьесе. Она определяет роль злого рока и его значение для героев. Судьба может быть в произведении той движущей силой, которую нельзя было изменить, что свела всех обитателей вместе. Или тем обстоятельством, всегда подверженным измене, которое нужно было преодолеть, чтобы суметь достичь больших успехов. По жизни обитателей можно понять, что они приняли свою судьбу и пытаются изменить её лишь в противоположную сторону, считая, что падать ниже им некуда. Если же кто-то из жильцов пытается предпринять попытку изменить свое положение и выбраться со дна – претерпевает крах. Возможно, автор хотел показать таким образом, что они заслужили такую участь.
  3. Тема смысла жизни выглядит достаточно поверхностно в пьесе, но, если вдуматься, то можно понять причину такого отношения к жизни героев лачуги. Каждый считает нынешнее положение дел – дном, из которого не выбраться никуда: ни вниз, ни, тем более, наверх. Герои, несмотря на разные возрастные категории, разочарованы в жизни. Они потеряли к ней интерес, и перестали видеть какой-либо смысл в собственном существовании, что уж говорить о сочувствии друг к другу. Они не стремятся к другой участи, потому что не представляют её. Лишь алкоголь иногда придаёт существованию краски, отчего ночлежники любят выпить.
  4. Тема правды и лжи в пьесе является основной задумкой автора. Данная тема является философским вопросом в произведении Горького, о котором он размышляет устами героев. Если говорить о правде в диалогах, то, её границы стираются, ибо порой герои говорят несуразные вещи. Тем не менее, в их словах скрываются секреты и тайны, раскрываемые нам по ходу сюжета произведения. Автор поднимает данную тему в пьесе, так как рассматривает истину как способ спасения обитателей. Показать героям реальное положение дел, открыв глаза на мир и на их собственную жизнь, которую они теряют каждый день в хижине? Или скрывать правду под масками лжи, притворства, потому что им так легче? Ответ каждый выбирает самостоятельно, но автор дает понять, что ему по душе первый вариант.
  5. Тема любви и чувств затрагивает в произведении, поскольку даёт возможность понять взаимоотношения обитателей. Любовь в ночлежке, даже между супругами, абсолютно отсутствует, да и вряд ли имеет возможность там появиться. Само место словно пропитано ненавистью. Всех соединила лишь общая жилплощадь и чувство несправедливости судьбы. В воздухе витает равнодушие, как к здоровым, так и к больным людям. Лишь перебранки, словно грызутся собаки, веселят ночлежников. Вместе с интересом к жизни потеряны краски эмоций и чувства.

Проблемы

В пьесе богатая проблематика. Максим Горький попытался в одном произведении указать актуальные, на то время, нравственные проблемы, которые, впрочем, существуют и по сей день.

Смысл пьесы

Идея пьесы Горького заключается в том, что все люди абсолютно одинаковы вне зависимости от их социального и материального положения. Все состоят из плоти и крови, отличия заключаются лишь в воспитании и характере, которые дают нам возможность по-разному реагировать на сложившиеся ситуации и действовать, исходя из них. Кем бы ты ни был, жизнь может измениться в один момент. Любой из нас, потеряв все, что имел в прошлом, опустившись на дно, — потеряет себя. Больше не будет смысла удерживать себя в рамках приличия общества, подобающе выглядеть и вести себя соответствующе. Когда человек теряет ценности, установленные окружающими, он сбивается с толку и выпадает из реальности, как произошло с героями.

Главная мысль заключается в том, что жизнь может сломать любого человека. Сделать его равнодушным, ожесточённым, потерявшим какой-либо стимул к существованию. Безусловно, во многих его бедах будет виновно равнодушное общество, которое только подтолкнет падающего. Однако сломленные бедняки зачастую сами виноваты в том, что не могут подняться, ведь в их лени, порочности и безучастности ко всему сложно еще найти виноватых.

Вывод

На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит – к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих.

Критика

Нельзя сказать, что до появления на свет своей легендарной пьесы, Горький не имел какой-либо популярности в обществе. Но, можно подчеркнуть, что интерес к нему усилился именно из-за этого произведения.

Горький сумел показать бытовые, обыденные вещи, окружающие грязных, необразованных людей под новым углом. Он знал, о чем пишет, так как сам имел опыт в достижении своего положения в обществе, он ведь был выходцем из простонародья и сиротой. Нет точного объяснения, почему именно произведения Максима Горького имели такую популярность и произвели настолько сильное впечатление на публику, ибо он не был новатором какого-то жанра, писав обо всем известных вещах. Но творчество Горького в то время было модным, обществу нравилось читать его произведения, посещать театральные постановки по его творениям. Можно предположить, что градус социального накала в России поднимался, и многие были недовольны устоявшимся порядком в стране. Монархия себя исчерпала, а народные акции последующих лет были жестко подавлены, и поэтому многие люди с удовольствием искали минусы в существующей системе, как бы подкрепляя собственные выводы.

Особенности пьесы заключаются в способе изложения и подаче характеров персонажей, в гармоничном употреблении описаний. Одной из затронутых проблем в произведении является индивидуальность каждого героя и его борьба за неё. Художественные тропы и стилистические фигуры очень точно изображают условия обитания действующих лиц, ведь автор видел все эти детали лично.

Книга

А вот как работает лейтмотив в литературном тексте, какие преследует цели и как проявляет себя на конкретных примерах – читайте дальше.

Лейтмотив — это…

Изначально термин возник в музыке. Он обозначал повторение музыкального образа или мотива в оркестре, необходимое, чтобы охарактеризовать того или иного героя, передать определённое настроение.

В литературе лейтмотивом называется основная смысловая составляющая:

  1. художественного произведения;
  2. всего творчества писателя.

Первое употребление слова можно проиллюстрировать таким примером:

Второе значение термина отражено в предложении:

Лейтмотив творчества Ф.Кафки – одиночество и беззащитность человека в мире, подчинённом букве закона.

Лейтмотив — это.

Помимо основного мотива, в каждом произведении имеется целый комплекс других, связанных с ним мотивов (что это?), которые напоминают множество мелких речек, впадающих в общее русло.

Это общее русло – самое мощное, полноводное и хорошо различимое, – и есть лейтмотив.

Проект Сергея Ходнев

Фото: DIOMEDIA / ALAMY

То, как работают в опере лейтмотивы, удобнее всего объяснить по аналогии с самой что ни на есть обыкновенной киномузыкой. Ведь как это бывает? Композитор знакомится со сценарием, смотрит более или менее готовый киноматериал, а дальше сочиняет ряд музыкальных тем, каждую из которых предполагает связать или с центральными персонажами, или с важными событиями, сваливающимися на этих персонажей, или с центральными для нашего понимания этих героев чувствами и эмоциями. Он может, конечно, так все задумать, что каждая тема прозвучит только единожды. Но кинопартитура гораздо более эффективна, если эти темы повторяются, варьируются и комбинируются в зависимости от того, что происходит на экране.

аполлонические мотивы

колдовские мотивы

языческие мотивы

экспрессионистские мотивы

В структуре оперы Берга все кажется жестко расчисленным, как алгебраическая формула. Каждый эпизод — четкая и обособленная форма: пассакалья, рапсодия или инвенция. Есть, разумеется, и лейтмотивы, более или менее тонко соотнесенные с каждым из персонажей. Но композитор не зря выказывал убежденность, что даже самый осведомленный обо всей этой структурной подкладке слушатель не будет обращать на нее внимание, когда опера идет на сцене: суггестия этой яростной и изматывающей музыки такова, что бестрепетно следить за расстановкой лейтмотивов действительно бывает сложно.

Виды лейтмотивов

В литературоведении лейтмотивы традиционно делятся на следующие виды:

Вот ключевые действующие лица, которых описал М. Горький:

Богатый и жадный хозяин ночлежного дома, готовый выжать из постояльцев все до последнего. Ревнует жену Василису к каждому встречному.

Жена Костылева. Она младше мужа на 28 лет, безнравственная и жадная до денег. Подумывает об убийстве ревнивого мужа.








Перенесение значения в другие сферы

Например, это понятие активно используют в дизайне, определяя лейтмотив фотографии, интерьера или свадьбы. В хореографии его используют для обозначения основной идеи танца, а в социальных сетях можно встретить это слово даже в качестве названия для основной концепции блога или информационного ресурса.

Это значит, что суть понятия со временем значительно расширяется и вполне допустимо употреблять его там, где следует выделить основную мысль или тему.

Функции

Лейтмотив выполняет такие функции:

  • выразительно-смысловую: помогает подчеркнуть важные идейно-тематические аспекты произведения, акцентировать внимания на деталях;
  • конструктивную: объединяет произведение тематически, создает единство текста или мелодии

Эти функции характерны для лейтмотива и в музыке, и в литературе.

Это интересно! Для чего используется и что это такое аллитерация

В прозе и поэзии

В художественных произведениях лейтмотив — это важный композиционный элемент текста.

Он выражается через:

  • деталь, которая на протяжении повествования повторяется;
  • художественный образ, который является основным, через который раскрывается тема и идея текста;
  • через интонацию (это касается поэтических текстов);
  • описание переживаний героев, их мыслей.

Значение слова лейтмотив


Леймотив в музыке

Можно заметить, что такое понятие в литературных произведениях видоизменяется, трансформируется. В объемных текстах несколько лейтмотивов могут переплетаться и дополнять друг друга.

Первыми использовать музыкальные приемы в литературе пробовали Ш. Бодлер и С. Малларме. Они использовали не только лексические смыслы разных слов, но и их стилистические возможности для усиления смыслового воздействия текстов на читателей.

Тема – это то, что находится за рамками текста. Лейтмотив – это то, во что воплощается тема, он является структурным компонентом композиции, задает общий эмоциональный тон литературного произведения, воплощает его основную мысль.

Леймотив


Леймотив

Обратите внимание! Поэзия, как самый приближенный к музыке род литературы, теснее всего переплетается с понятием лейтмотива.

В поэтических текстах выделяют такие его виды:

  • интонационный – повторение интонационных элементов: вопросов, риторических восклицаний, обращений;
  • звуковой – повторение одинаковых звуков, звукосочетаний. Реализуется с помощью использования рифмы, стилистических фигур: анафоры, эпифоры;
  • лексический – повторение одних и тех же слов или словоформ со схожим звучанием.

Лейтмотивы в стихотворениях проявляются не только на уровне содержания, но и на уровне формы, что особенно ярко наблюдается в классических стихах.

Это интересно! Как определить и что такое понятие жанра в литературе

Характеристика понятия

Значение слова лейтмотив


Этот прием ввел в музыкальную теорию Рихард Вагнер. Не употребляя это термин, он использовал музыкальный элемент: повторение отрывков звучаний в своих операх с целью создания цельности произведения, усиления смысловой нагрузки мелодии и эмоционального воздействия на слушателей.
Именно этот термин использовал Г. Вольцоген, описывая творчество Вагнера. Так называли элемент музыкального произведения, который повторяется в равных промежутках времени. Это деталь, которая путем многократного повторения задает общий тон, идею всей мелодии.

Это интересно! Для чего используют и что такое эпитет художественной литературе

Позже термин распространился в других видах искусства:

  • театре,
  • литературе,
  • хореографии,
  • архитектуре,
  • живописи.

Его начали активно использовать и в повседневной жизни, обозначая с его помощью основную идею, циклично повторяющиеся события, явления в жизни человека и разных аспектах его деятельности.

Значение слова лейтмотив


Значение слова лейтмотив

Главные герои произведения представлены в роли обитателей ночлежки, со своим мировоззрением и принципами. Философия персонажей состоит в смирении и покорности судьбе, которой уже не суждено стать лучше.

Описание их характеров и качеств составляет целый калейдоскоп, в котором переплелись жизни и судьбы самых разных людей.

Костылев

Костылев — владелец ночлежки, муж Василисы.

Скрывается за маской доброты, но легко поддается вспышкам гнева и агрессии,
меркантилен и во всем пытается найти личную выгоду.

Костылев

К жителям ночлежки относится с пренебрежением и жестокостью, считая, что они его пожизненные должники.

К супруге он относится не лучше, постоянно пытаясь поймать ее на измене с Пеплом. В итоге тот, подстрекаемый Василисой, убивает Костылева в завязавшейся драке.

Василиса

Василиса — супруга Костылева, холодная и расчетливая женщина

, склонная к жестокости и порокам, всегда и во всем находит выгоду.

Василиса

Она знает, чего хочет от жизни, и добивается этого любыми путями, подговаривая Пепла, с которым в прошлом имела интрижку, разделаться с ее пожилым мужем.

К собственной сестре испытывает лишь раздражение и зависть, вымещая на ней недовольство и злобу.

Наташа

Наташа — младшая сестра Василисы, терпящая от нее и ее мужа унижения и оскорбления. Васька старается оказывать ей всяческие знаки внимания, но в итоге понимает, что не в состоянии обеспечить ей достойную жизнь.

Наташа

Вскоре после смерти Костылева девушка пропадает без вести.

Васька Пепел

Пепел — беззаконник

, не раз отбывавший заключение в тюрьме за воровство. Ранее был в отношениях с супругой Костылева, Василисой, которые в самом начале пьесы сходят на нет.

Васька Пепел

После этого Васька начинает вовсю приударять за ее сестрой Наташей, обещая ей красивую новую и честную жизнь без бедности и горя. Но сбежать вместе им не суждено — Васька ввязывается в потасовку, в которой убивает Костылева, и снова попадает за решетку.

Лука— старик, сбежавший с каторги и пустившийся в странствия, чтобы помогать заблудшим душам. Жителям ночлежки он рассказывает небылицы и притчи и советует как нужно жить, пытаясь дать им силы и надежду.

Лука

Сложно сказать, положительный ли он герой или антигерой, ведь своими высказываниями и афоризмами он причинил больше вреда, чем пользы. Трудно понять, врал ли он намеренно или же просто старался успокоить и подбодрить соседей.

Актер

Актер — пьяница, чье прошлое связано с работой в театре. Проникшись рассказом Луки, который действует на него как лекарство, он начинает отчаянно копить деньги на поездку в мифический город, в котором его якобы смогут вылечить от пьянства.

Актер

Поняв, что это лишь обман, он начинает снова спасаться от безысходности пьянством и сводит счеты с жизнью.

Сатин

Сатин — алкоголик, зарабатывающий карточным мошенничеством. Отбыл тюремное заключение за убийство, но так и не смог встать на путь истины и честности.

Сатин

При всей своей образованности продолжает промышлять жульничеством.

Барон

Барон — бывший чиновник

, значение имени кроется в его дворянском происхождении. Состоит в отношениях с Настей, но относится к ней с пренебрежением, скидывая на нее свои обязанности и требуя денег на выпивку.

Барон

Его совершенно не волнуют ее чувства и то, откуда она берет деньги. Он воспринимает ее доброту и привязанность как должное.

Настя

Настя — девушка, зарабатывающая на хлеб непристойным образом. Встречается с Бароном и, несмотря на хамство и унижения с его стороны, продолжает спонсировать его пьянство и жаловаться на жизнь.

Настя

Ей нравится читать любовные романы, воображать себя их героиней и рассказывать соседям по ночлежке небылицы о своих прошлых романах.

Бубнов

Бубнов — бывший хозяин меховой мастерской, оставшийся после развода у разбитого корыта.

Бубнов

Не покидает надежд на возврат к нормальной жизни

и перебивается случайными заработками, занимаясь шитьем и продажей шапок.

Клещ — ремесленник, работающий слесарем, супруг Анны. Беспрестанно унижает, оскорбляет и избивает больную жену

, объясняет свои неудачи ее виной, и даже болезнь супруги не смогла смягчить его сердце.

Клещ

После смерти Анны ему приходится продать все свои инструменты для работы, чтобы на вырученные деньги организовать ей похороны. Это выбивает его из колеи и оставляет безо всяких перспектив на жизнь за пределами ночлежки.

Анна — жена Клеща, медленно и мучительно умирающая от чахотки.

Терпит побои и жестокое отношение мужа, считая их причиной своей болезни.

Анна

По мнению остальных постояльцев ночлежки, она является ненужной частью обстановки, зря занимающей место и мешающей спать своим кашлем.

Она до последнего надеется хоть на каплю сочувствия и доброты от супруга, но в муках и горе умирает от своей болезни.

Квашня

Квашня — продавщица пельменей, подвергавшаяся побоям и жестокости все восемь лет несчастливого брака.

Квашня

Становится женой милиционера Медведева, поверив в его обещания о мирной и спокойной жизни. Но после его ухода в пьянство начинает срываться и бить супруга.

Медведев

Медведев — милиционер, приходится родным дядей Василисе и Наташе. Пытается всячески завоевать внимание Квашни и сватается к ней, обещая, что не повторит ошибок ее бывшего супруга.

Татарин

Татарин — работает крючником и выступает в пьесе борцом за справедливость и соблюдение законов

, обличает жульнический промысел Сатина и Барона.

Татарин

По этой причине оказывается втянутым в драку с Кривым Зобом и, сломав руку, остается без работы.

Алешка

Алешка — пьянствующий сапожный мастер.

Любит развлекать соседей по ночлежке игрой на гармошке и пением.

Алешка

Частый гость милицейского отделения из-за пьянства и хулиганства.

Кривой Зоб

Кривой Зоб — грузчик по профессии, проводит досуг, распевая песни и играя в карты. На основе общего с Бароном и Сатиным увлечения, оправдывает их жульничество.

Во всех пьесах М. Горького громко звучал важный мотив – пассивный гуманизм, обращенный лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, и противопоставление ему гуманизма активного, возбуждающего в людях стремление к протесту, сопротивлению, борьбе. Этот мотив составил главное содержание пьесы, созданной Горьким в 1902 году и сразу вызвавшей бурные дискуссии, а затем породившей за несколько десятилетий такую огромную критическую литературу, какую немногие из драматических шедевров породили за несколько веков. Речь идет о философской драме

У автора нет главных и второстепенных героев. В сюжете пьес главное – не столкновение людей в каких-то жизненных ситуациях, а столкновение жизненных позиций и взглядов этих людей. Это – социально-философские драмы.

Все в пьесе подчинено философскому конфликту, столкновению различных жизненных позиций. И именно поэтому напряженный диалог, часто спор – вот главное в произведении драматурга. Монологи в пьесе редки и являются завершением определенного этапа спора героев, выводом, даже авторской

декларацией (например, монолог Сатина). Спорящие стороны стремятся убедить друг друга – и речь каждого из героев ярка, богата афоризмами.

Развитие действия пьесы “На дне” течет по нескольким параллельным руслам, почти независимым друг от друга.

В особый сюжетный узел завязываются отношения хозяина ночлежки Костылева, его жены Василисы, ее сестры Наташи и вора Пепла, – на этом жизненном материале можно было бы создать отдельную социально-бытовую драму. Отдельно развивается сюжетная линий, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося “на дно” слесаря Клеща и его умирающей жены Анны.

Отдельные сюжетные узлы образуются из отношений Барона и Насти, Медведева и Квашни, из судеб Актера, Бубнова, Алешки и других. Может показаться, что Горький дал лишь сумму примеров из жизни обитателей “дна” и что, по существу, ничего не изменилось бы, если бы этих примеров было больше или меньше. Кажется даже, что он сознательно добивался разорванности действия, деля то и дело сцену на несколько участков, каждый из которых населен своими персонажами и живет своей особой жизнью.

При этом возникает интересный многоголосый диалог: реплики, звучащие на одном из участков сцены, как бы случайно перекликаются с репликами, звучащими на другом, приобретая неожиданный эффект. В одном углу сцены Пепел уверяет Наташу, что никого и ничего не боится, а в другом – латающий картуз Бубнов говорит протяжно: “А ниточки-то гнилые…”

И это звучит как злая ирония по адресу Пепла. В одном углу спившийся Актер пытается и не может продекламировать любимое стихотворение, а в другом Бубнов, играющий в шашки с городовым Медведевым, злорадно говорит ему: “Пропала твоя дамка…” И опять-таки кажется, что это обращено не только к Медведеву, но и к Актеру, что речь идет не только о судьбе партии в шашки, но и о судьбе человека.

Такое сквозное действие носит сложный характер в этой пьесе. Чтобы понять его, надо разобраться в том, какую роль играет здесь Лука. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты – надейся!”, “Ты – верь!” Лука – незаурядная личность: умен, у него громадный опыт и острый интерес к людям.

Вся философия Луки сжата в одном его изречении: “Во что веришь, то и есть”. Он уверен, что правдой никогда и никакую душу не вылечишь, да и ничем не вылечишь, а можно лишь смягчить боль утешительной ложью.

Он при этом искренне жалеет людей и искренне хочет им помочь. Из столкновений подобного рода и образуется сквозное действие пьесы. Ради него Горькому и понадобились как бы параллельно развивающиеся судьбы разных людей. Это – люди разной жизнеспособности, разной сопротивляемости, разной способности верить в человека.

То, что проповедь Луки, ее реальная ценность “проверяется” на столь разных людях, делает эту проверку особенно убедительной. Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни покоя: “Ты – с радостью помирай, без тревоги…” А в Анне, напротив, усиливается желание жить: “… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!”

Это – первое поражение Луки. Он рассказывает Наташе притчу о “праведной земле”, чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности обмана. А Наташа делает совсем другой, прямо противоположный вывод о герое этой притчи, покончившем с собой: “Не стерпел обмана”.

И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего вынести горького разочарования. Краткие диалоги старика с его “подопечными”, переплетаясь между собой, сообщают пьесе напряженное внутреннее движение: растут призрачные надежды несчастных. А когда начинается крушение иллюзий, Лука незаметно исчезает.

Самое большое поражение терпит Лука от Сатина. В последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и все спорят о том, кто он такой и чего, собственно, добивается, усиливается беспокойство босяков: как, чем жить? Барон выражает общее состояние.

Сознавшись, что он раньше “никогда и ничего не понимал”, жил “как во сне”, он раздумчиво замечает: “… ведь зачем-нибудь я родился…” Люди начинают слушать друг друга.

Сатин сначала защищает Луку, отрицая, что тот – сознательный обманщик, шарлатан. Но эта защита быстро превращается в наступление – наступление на ложную философию Луки. Сатин говорит: “Он врал… но – это из жалости к вам…

Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, – тем ложь 309 нужна…

Одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем ему ложь? Ложь – религия рабов и хозяев…

Правда – бог свободного человека!” Ложь как “религию хозяев” воплощает в себе хозяин ночлежки Костылев. Лука воплощает в себе ложь как “религию рабов”, выражающую их слабость и придавленность, их неспособность бороться, склонность к терпению, к примирению. Сатин делает вывод: “Все – в человеке, все – для человека!

Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга”. И хотя для Сатина его сожители были и останутся “тупы, как кирпичи”, а он сам дальше этих слов тоже не пойдет, впервые в ночлежке раздается серьезная речь, ощущается боль из-за погибшей жизни. Приход Бубнова усиливает это впечатление. “Где народ?” – восклицает он и предлагает “петь… всю ночь”, отрыдать свою бесславную судьбу. Вот почему Сатин откликается на известие о самоубийстве Актера резкими словами: “Эх… испортил песню… дурак!” Эта реплика имеет и другой акцент.

Уход из жизни Актера – снова шаг человека, не выдержавшего правды. Каждый из последних трех актов “На дне” кончается чьей-нибудь смертью.

В финале II действия Сатин кричит: “Мертвецы не слышат!” Движение драмы сопряжено с пробуждением “живых трупов”, их слуха, эмоций. Именно здесь заключен главный гуманный, нравственный смысл пьесы, хотя она и заканчивается трагически. Проблема гуманизма сложна тем, что ее нельзя решить раз и навсегда. Каждая новая эпоха и каждый сдвиг в истории заставляют ставить и решать ее заново.

Вот почему могут возникать снова и снова споры о “мягкости” Луки и грубости Сатина. Многозначность горьковской пьесы привела к разным театральным ее постановкам.

Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром, режиссерами К. С. Станиславским, В. И. Немировичем-Данченко, при непосредственном участии М. Горького. Станиславский позже писал, что всех покорил “своеобразный романтизм, с одной стороны граничащий с театральностью, а с другой – с проповедью”.

В 60-е годы “Современник” под руководством О. Ефремова как бы вступил в полемику с классической трактовкой “На дне”. На первый план была выведена фигура Луки. Его утешительные речи поданы как выражение заботы о человеке, а Сатина одергивали за “грубость”.

Духовные порывы героев оказывались пригашенными, а атмосфера действия – приземленной. Споры о пьесе вызваны разным восприятием драматургии Горького. В пьесе “На дне” нет предмета спора, столкновений. Отсутствует и непосредственная взаимооценка героев: их отношения сложились давно, до начала пьесы.

Поэтому подлинный смысл поведения Луки открывается не сразу.

Рядом с озлобленными репликами обитателей ночлежки его “благостные” речи звучат контрастно, человечно. Отсюда и рождается стремление “гуманизировать” этот образ. М. Горький психологически выразительно воплотил перспективную концепцию человека. Писатель раскрыл в нешаблонном материале острые философско-нравственные конфликты своего времени, их поступательное развитие.

Для него было важно пробудить личность, ее способность к размышлению, постижению сущности.

Алексей Максимович Горький изучает душу нравы героев с различных позиций, в разных житейских ситуациях, пытаясь понять, кто же они, что привело настолько разных людей на самое “дно” жизни.Горький пробует доказать нам, что они обычные люди: они грезят о счастье, могут любить, сочувствовать, а главное — думают. Сюжет развивается нелинейно и в нем присутствует классический многоугольный конфликт между Василисой, Наташей, Пеплом и Костылёвым.

Основные события протекают за сценой (конфликт Василисы и Натальи). Автор специально рассмотреть и прислушаться к содержанию дискуссии и разговоров постояльцев. Композиционно-сюжетный разлад главных геров, их отдалённость друг от друга демонстрируется в расстановке сценического места. Действующие лица "раскиданы" по сцене, а смысловой опорой становятся лейтмотивы, которые встречаются на протяжении всей пьесы (правда – ложь). В пьесе есть и другие приемы, которые углубляют суть драмы. Так, Горький ввел в произведение повторяющиеся эпизоды: притча Луки о праведной земле и фрагмент, где Актер совершает суицид. Эти эпизоды слово в слово совпадают в своих концовках. Так же повторяются диалоги Насти и Барона, копия друг друга. Зеркальные фрагменты не несут никакой новой, особенной информации о героях, но соединяют раскиданные фрагменты действия и придают смысловую общность и неделимость. Важнейшим способом семантического углубления. Любой из действующих лиц имеет свою позицию, в мировоззренческом споре, ей содействует народная мудрость, сконцентрированной в народных изречениях и поговорках.

Большая заслуга Горького в том, что написанная пьеса "На дне" остается актуальной и по сей день. Самое главное, перед нами развертывается что-то целое и взыскательно объединенное общей мыслью и единым настроением поэта.

Также читают:

Картинка к сочинению Композиция и сюжет пьесы На дне

Популярные сегодня темы

В фамусовском обществе считалось, что надо уничтожать вольнодумство и беспрекословно подчиняться старшим по званию, обязательно жить в роскоши

Миражная интрига - это интрига, которой нет, интрига, которую персонажи сами себе придумали. В комедии Ревизор явно просматривается именно эта особенность.

Все мы привыкли воспринимать окружающую среду как должное, выдвигая на первый план совсем другие приоритеты в нашей жизни. Но со временем люди начинают понимать, что природа просит всех нас о помощи

Жанровая направленность произведения представляется в качестве литературной авторской сказки. Главным героем сказки становится двенадцатилетний мальчик по имени Яков, являющийся сыном сапожника и торговки овощами на рынке.

Мелеховы – семья большая. Глава семьи Пантелей Прокофьевич, наполовину турок; его жена, потомственная казачка, Василиса Ильинична; их дети – Петр, Григорий и Дуняшка; жена Петра – Дарья.

В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.

Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца XIX века, глубокий экономический кризис, безработица, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм.

История создания

Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900–1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов XIX века: фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью: поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс во многом благодаря гениальности автора, а также актуальности озвученных проблем. В любом случае о пьесе говорили – с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых крутых -

В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно, рассуждают на высокие темы. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высокоморальным, духовно богатым.

Вместе с тем любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно: оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй, стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают, она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит, обречены на гибель.

Анализируя пьесу “На дне”, можно сделать вывод об уникальности горьковского жанра пьесы-диспута. Главным в развитии сюжета является конфликт, он движет действие. Герои находятся в тёмном подвале и динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения. Жанр произведения принято определять как социально-философская драма.

Читайте также: