Сочинение про нечистую силу

Обновлено: 05.07.2024

На Руси рассказывали множество преданий о нечистой силе, причём нередко к ней причисляли не только бесплотных духов, а вполне реальных людей. Они, как заявляли легенды, вступали в сговор с нечистью, а потому становились служителями тёмных сил, устраивали бесчинства и всячески вредили обществу. Впрочем, нередко заключение “договора” с нечистью делалось ради собственной выгоды.

Знаете ли вы, что к колдунам причисляли даже представителей некоторых профессий? Согласно поверьям, успеха в определённом деле быть не могло, если нечистая сила не оказывала человеку поддержки. Кроме того, существовало немало тех, кто служил мраку по “призванию”, а именно – колдунов, колдуний, ведьмаков. Кстати, между ними были существенные различия. Итак, что же могут поведать нам славянские предания о сговоре с нечистой силой?

Колдуны – добровольные и невольные

В старину верили, что среди людей есть те, кто вступает в сговор с нечистой силой, преследуя самые разные цели. Для кого-то, как я уже сказала, это был смысл жизни (как же колдуну жить без нечисти?), кто-то стремился обрести особенные способности, а кто-то наладить своё профессиональное дело (но это касалось не всех профессий).

О последнем случае расскажу чуть позже, а первым делом начнём мы знакомство, пожалуй, с колдунами. Они, как верили, имели наиболее тесные отношения с тёмными духами и потусторонними “обитателями”.

Колдуном, как рассказывали, человек мог стать двумя способами – родиться уже таковым или добровольно приобрести соответствующие навыки Конечно, для становления колдуна требовалась “основа”. Если задатков нет – ничего не выйдет, даже если заучишь все заговоры. Колдовские способности передавались в третье поколение, причём пол ребёнка значения не имел.

Существовали также колдуны невольные, но они, если верить легендам, встречались крайне редко. Как же они появлялись? Всякий человек, общающийся с нечистью, знал, что земля просто так не примет его тело. Чтобы спокойно умереть и быть погребённым по всем правилам, ему следовало найти того, кому он сможет передать свою силу.

Чаще всего эти способности отдавали внукам или ученикам, однако бывало и так, что совершенно незнакомый, посторонний человек становился жертвой старого колдуна. В этом случае он сам становился невольным колдуном.

Если же человек добровольно хотел стать колдуном и чувствовал в себе на это силы, он вступал в сговор с нечистью. Отдавая взамен свою душу, он получал помощь самых разных тёмных духов и чертей, которые и помогали, и мешали ему. Как поговаривают, часто эти “чертенята” требовали более сложных заданий, а потому колдун должен быть постоянно пребывать в действии.

Тёмные и светлые дела колдунов

Что же делали колдуны? Думаю, ответ на тот вопрос знают даже дети. В преданиях наших предков рассказывается, что такие люди могли наводить порчу и сглаз, совершают различные колдовские ритуалы. Неверно считать, будто колдуны целью своей жизни считали причинение вреда окружающим.

Да, они могли совершать гадости, но нередко именно к ним обращались за помощью. Приходя к больному человеку, колдун забирал одну или несколько его вещей, после чего отправлялся в лес.

Там он вешал предметы на дерево. Хворь могла оставить человека, а именно – перейти к дереву или к тому, кто захочет забрать себе эту одежду. Именно поэтому говорили, что, увидев в лесу рубаху или пояс, висящие на ветвях, не стоит прикасаться к ним.

А вот навести порчу колдуны могли самыми разными способами. Кто-то использовал заговоры и специальные порошки. Кто-то мог попросту бросить вслед обидчику недобрый взгляд – и тому следовало ждать скорой беды. Старые опытные колдуны, как гласили легенды, могли с лёгкостью не только навести порчу, но и снять её.

Как видите, личности это были весьма неоднозначные, приносящие вред и пользу людям. На мой взгляд, всё зависело от самого колдуна или колдуньи – они выбирали, какой путь им ближе, и в зависимости от этого творили злые или добрые дела. Впрочем, никто не мог помешать обиженному “доброму” колдуну сглазить своего неприятеля.

Как отличить колдуна?

А как же односельчане могли распознать колдуна? Это было весьма непросто. Внешне, в отличие от нечисти, они ничем не выделялись среди прочих людей. Однако есть и специфические черты, по которым можно вычислить соратников нечисти.

Во-первых, время колдунов – ночь. Днём они чаще всего спят, зато по ночам любят бродить, держа в руке крупный деревянный или металлический крюк. Колдуны часто одевались в овчинный полушубок, подпоясывали его кушаком.

Они не заводят друзей, стараются держаться стороне от людей. Когда колдун встречает кого-то – опускает глаза. Также нередко они могут смотреть на прохожих “волчьим” взглядом – исподлобья.

В народе говорили, что даже после смерти колдун способен сохранить свою силу. Его неспокойный дух может продолжать бродить по деревням и творить зло. Чтобы утихомирить его, требовалось пробить грудь мёртвому колдуну осиновым колом. Конечно, подобный обычай сегодня кажется диким, но осиновый кол в фольклоре уже стал чем-то вроде символа борьбы с колдовством.

Ведьмы – женская ипостась нечисти

Совсем иными были ведьмы. Их часто путают с колдунами, но это неверно. Ведьмами могли стать только женщины, тогда как колдовство было подвластно представителям обоих полов. Кроме того, у ведьм были отличительные (хоть и не слишком заметные) внешние черты.

У них был маленький хвост, а также ведьмы часто летали по ночам. В качестве транспортного средства использовали подручную утварь – помело, кочергу, ступу и т.д. Покидать свои дома ведьмы любили через дымоходную трубу.

Как и колдуны, ведьмы могли принимать облик животных, имея способности к оборотничеству. Им известны многие тайны мироустройства. Часто к ведьмам обращались девушки с проблемами личного характера. Благодаря помощи нечистой силы они могли вернуть любовь или обратить на себя внимание того, кто был дорог её сердцу.

Правда, помощь эта была весьма сомнительной, но ведьмы недостатка в “клиентах” не знали. Они могли произносить заговоры над вещами, что в дальнейшем можно было использовать для врачевания или облегчения боли – как физической, так и душевной.

Считается, что до распространения христианства ведьм относили к добрым колдуньям. Одно их название указывает на большую мудрость, ведь слово “ведьма” происходит от старинного “ведать” – “знать”. По сути, ведьмой называли мудрую, опытную и знающую женщину, что могла советом помочь в трудной ситуации молодой девушке.

Правда, в дальнейшем ведьм стали связывать с нечистой силой и ведовскими способностями. Особой популярностью пользовались истории о шабашах ведьм, где указывалось, что эти женщины крайне любвеобильны и аморальны.

Ведьмак – добрая сторона

А вот ведьмак явно отличался от своих тёмных “коллег”. Несмотря на то, что он также находился в постоянном взаимодействии с нечистью, ведьмака причисляли к добрым созданиям. Выглядел он как обыкновенный человек, однако обладал огромной силой.

Он мешал ведьмам творить зло, создавал препятствия для колдунов, боролся с бунтующими злыми духами. Нередко ведьмака можно было увидеть на кладбищах, где происходило противоборство человека с мрачными обитателями потустороннего мира. Ведьмак однозначно выступал на стороне добра, людей, защиту которых считал своим долгом.

Особенная профессия – мельник

К тем, кто знается с нечистью, принадлежали и знахари-шептуны, оборотни, кликуши. Однако, как я уже отмечала, существовал ряд профессий, деятельность в которых была связана с делами тёмных сил. Вы наверняка снова подумали о колдунах, но нет – речь идёт о вполне мирных занятиях.

Наиболее часто в сговор с нечистью вступали мельники. Наверняка вы удивитесь: зачем же человеку, держащему мельницу, осквернять себя этим? Ради процветания своего дела!

В старину народ старался о мельниках говорить негромко, шепотком – чтобы те не услыхали и не ответили недобрым взглядом. Рассказывали, будто днём на мельницах мелется мука, а по ночам там мельник устраивает пирушки для нечистой силы. Мельников считали немного колдунами и, конечно, нечистыми на руку.

Если мельница была водяная (а именно такие были наиболее популярны в старину), говорили, что мельник водится с самим Водяным. Каждым из колёс мельницы владел отдельный водовик. Если дела мельника идут успешно, не стоило сомневаться: он сумел задобрить Водяного, продался нечистой силе.

Когда мельница выходила из строя, говорили, что это Водяной просит новые подарки. В качестве дара для своего покровителя мельники использовали мёд, хлеб, мясо, что бросали в воду. Мельница нравилась водным духам. В углублении под сооружением они, как рассказывают предания, любили собираться и устраивать свои подводные празднества.

Дурная слава плотников и печников

Не менее опасными считались и плотники. Они занимались непростым делом – созиданием. Однако в процессе работы могли серьёзно навредить обитателям жилища или владельцам мельницы. Плотники знали множество заговоров.

Если сумеет заказчик задобрить их – получит не только отличную вещь, но и успешное её применение. А в ином случае уповать на удачу не стоит. Нередко даже мельники ничего не могли сделать с мельницей, отремонтированной обиженными плотниками. Именно поэтому их старались всячески задабривать и угощать, честно рассчитываться за проделанную работу.

Дурной славой пользовались печники и каменщики. Практически в каждом селении могли указать на заброшенный дом, в котором своеобразно пошутили печники. Жить в нём было невозможно, так как печь дымила, не оставляя и капли свежего воздуха.

Если печник на кого-то был зол или не получал оговорённой оплаты, он мог с лёгкостью сделать так, что в ветреную погоду из печи доносились стоны и вой. Конечно, хозяев дома подобное звуковое сопровождение радовало мало. А порой и вовсе говорили, что так печник в дом чертей впускает.

О пастухах и царях

Вполне невинное занятие пастухов народ также связывал с нечистой силой. Большую часть своего времени пастух проводил в полях и лесах, а значит, для удачного выпаса должен был заручаться помощью лесных духов.

Как поговаривали, порой пастухи обещали Лешему корову или овцу, если тот поможет уберечь всё стадо от диких зверей и несчастий. Кроме того, опытные пастухи могли быстро найти потерявшееся животное – считалось, что это они делали с помощью тех же нечистых сил.

Ну и напоследок хочу отметить, что не только обыкновенные люди, но и русские правители порой приобретали славу “знающихся с чёртом”. В летописях рассказывается о князья-оборотнях, умевших обращаться в волка или орла. Даже известных царей не обошла людская молва.

К примеру, Ивана Грозного считали “непростым” правителем. Известно, что он любил окружать себя колдунами и знахарями, а оттого и говорили, будто государь вступил в сговор с нечистью.

К таким же царям причисляли Бориса Годунова, Лжедмитрия Первого, Алексея Михайлович, Петра Великого. Вряд ли кто-то из них действительно имел отношение к колдовству, но все эти личности были весьма неординарными, а также оказали влияние на многие аспекты жизни людей – в том числе и религии.

Как несложно убедиться, стать обвинённым в сговоре с нечистью в старину мог практически каждый. Конечно, большая часть преданий о колдунах, ведьмаках и мельниках принадлежит к выдумкам, но всё равно стоит задуматься.

Уж слишком много подобных историй встречается у самых разных славянских народов. Разве всё мы знаем о мире, что нас окружает? Конечно, нет. Всего не знали и наши предки, но, быть может, они сохранили для нас вот такие своеобразные “послания” в преданиях и народных поверьях?

Мифы, главными персонажами которых являются представители нечистой силы – это ненаучный способ описания мира и, одновременно, система накопленных народом знаний о мире. Другими словами, мифология – это народный аналог науки. Мифология отвечает на те же вопросы, что и наука, но со своих позиций. Мифологические знания так же логичны, как и научное, просто логика эта иная. Миф, в отличие от сказки, не просто описывает мир и объясняет, как он устроен, но и дает указания, как нужно и как нельзя вести себя в этом мире.

Результаты различных современных исследования показывают, что большинство опрошенных – суеверные люди. Большинство людей боятся нечистой силы. Но при этом большинство опрошенных не видят необходимости защищать себя от злой силы, что конечно же является противоречием в их взглядах. Много людей знают способы защиты от нечисти, но знания эти они почерпнули из фильмов, книг и из чьих-нибудь рассказов.

Тексты многих современных песен, большое количество фильмов про загадочных существ, книги современных авторов – все это говорит о массовом интересе современного человека к мифологических персонажей. Но этот интерес искажен и поверхностный. Украинская литература, особенно литература XVIII-XIX веков, чрезвычайно богата образами нечистой силы. В ней можно найти как реальные, древние представления народа в нечисти, так и оригинальные образы, созданные фантазией писателей. Чтобы научится отличать образы реальные и мифологические от созданных фантазией писателей, необходимое научное изучение украинского мифа.

Подводя итоги, можно сказать о том, что мы выяснили, что современные люди – это люди верующие в нечистую силу, но защищать себя от нее люди не умеют, не знают как и, в целом, не стремятся знать. Наверное, вера в нечистую силу у них поверхностная, слабая . Изучая украинскую и зарубежную литературу, а также музыкальные произведения на эту тему, я убедилась в том, что образы нечистой силы со временем меняются и современная жизнь оказывает серьезное влияние на представления людей о нечистой силе.

У славян нечистой силой принято называть злокозненные сущности потустороннего мира, как-то: бесов, чертей, демонов, оборотней, ведьм, леших, домовых, кикимор, виев, злыдней, лиха, всякую иную нежить, призванную приносить людям неисчислимые беды и даже смерть.

Существованием нечистой силы часто объясняют явления полтергейста, психокинеза, бесовской одержимости, сонм паранормальных явлений, выражающихся в чем-то невообразимом — самопроизвольном движении предметов, включении и выключении света, самовозгорании, хлопанье окнами и дверьми, криках, гуле, грохоте, ударах в стены, пол и потолок, царапанье, звуках шагов.

Для дальнейшего продвижения к теме надо отметить, что нечисть способна принимать человеческий облик, и именно в таком виде представляет наибольшую опасность. В народном фольклоре черти неизменно описываются как человекоподобные существа, разве что с рогами, хвостом и копытами. Но истинные дьяволы среди них все это умело скрывают под личиной святости и водительства народов.

Через всю русскую литературу красной нитью проходит тема бесов, но не мифологических или сказочных, как, например, у Гоголя, а, главным образом, вочеловеченных, как у Достоевского, Мережковского, Сологуба или Волошина:

Расплясались, разгулялись бесы
По России вдоль и поперек
Рвет и крутит снежные завесы
Выстуженный северо-восток.

В этом ветре — вся судьба России,
Страшная, безумная судьба.
В этом ветре — гнет веков свинцовых,
Русь Малют, Иванов, Годуновых,
Хищников, опричников, стрельцов,
Свежевателей живого мяса,
Чертогана, вихря, свистопляса,
Быль царей и явь большевиков.

***
Вся нежить хлынула в сей дом
И на зияющем престоле,
Над зыбким мороком болот
Бесовский правит хоровод.
Народ, безумием объятый,
О камни бьется головой
И узы рвет, как бесноватый…

Боюсь продолжать, потому что нутром чую вечно бдящую или стоящую начеку нечистую силу.

У Дмитрия Мережковского читаем:

Воистину вездесущая нечистая сила…

А что делать-то? Желаете нам развалиться на сто частей?
Или скорее сдохнуть?
Что вы только ругаете? Это не божий путь.
Вы сами, чистая сила? Ну и какую работу вы делаете?
Наверное, вы состоите в профсоюзе? Активно участвуете в самоуправлении?
Или волонтёр? Или эколог? Или предприниматель, и создали десяток рабочих мест?
Какая от вас польза?
Что хотите делать?
Дошло. Вы укроп? Ненавидящий Россию. Внушаете русским отвращение к родине. Настраиваете на агрессию против своей страны.
Солдат информационной войны. Вот вы какой. Убийца словом. А как перед Богом оправдываться будете?

За последнее столетие в России уничтожены, репрессированы, выдавлены из страны многие десятки миллионов лучших и креативных граждан страны. И, оказывается, что те, кто это творил - НАСТОЯЩИЕ ПАТРИОТЫ, а те, кто об этом вопил от боли, - УБИЙЦА СЛОВОМ. И даже МЕМОРИАЛ, который тоже ВОПИЛ, разоблачая моря невинно пролитой крови, ныне тоже вражеский агент. Такая вот, оказывается БОЖЬЯ ПРАВДА, и отсюда же оправдываться перед БОГОМ должны не УБИЙЦЫ МИЛЛИОНОВ, а ИХ РАЗОБЛАЧИТЕЛИ.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Главным персонажем повести выступает Вакула. Это талантливый молодой парень, по специальности он кузнец. У него есть хобби, Вакула любит рисовать и у него это хорошо получается. Однажды кузнец делал роспись стен местной церкви и на одном из рисунков изобразил черта. Из этого можно сделать вывод, что парень очень талантливый человек. Когда Вакула делал роспись стен, вокруг Диканьки летал настоящий черт. Он увидел свое изображение, и оно ему жутко не понравилось. С этого момента Вакула стал основным врагом для черта. Но, кузнец ни капли его не боится. Это раскрывает парня как храброго и смелого человека. В итоге Вакула одержал победу над черной силой и оседлал черта. Раньше в селе рассказывали, что человек, который работает кузнецом, обладает мистической силой, и с легкостью может устанавливать связь с нечистым духом. Мама Вакулы водила дружбу с чертом.

Кузнец в борьбе против нечистой силы одержал однозначную победу. Парень заставил работать черта на себя. С помощью своего нового пленного кузнец решил исполнить желание своей любимой девушки Оксаны. Возлюбленная Вакулы хотела заполучить такие же черевички как у самой императрицы. Достать их мог только черт, поэтому кузнецу пришлось с ним сотрудничать.

Во время поездки за подарком для Оксаны Вакула исчез надолго. Все жители деревни решили, что он погиб. Но, он вернулся с черевичками для любимой. Сюрприз обрадовал Оксану. Девушка согласилась стать женой парня. За время этой разлуки она поняла, что очень любит парня.

Повесть увлекательная и захватывающая. В ней очень много веселых моментов. Произведение вызывает положительные эмоции у читателя.

Другие темы: ← Остап и Андрий — братья и враги↑ ГогольТри смерти в повести Тарас Бульба →

Вариант 2

Это мистическая сказка. Рождество – это время чудес, время невероятных историй. Действие происходит в обычной украинской деревеньке. Накануне Рождества девчата колядуют. Они ходят по хатам, поют и танцуют. А люди дают им угощения.

А вот молодой парень Вакула, по совместительству кузнец в этой деревне, занят другими мыслями. Любимая девушка Оксана отказывается выходить за него замуж. Она согласна лишь в том случае, если он достанет черевички, которые носит царица.

Но как добраться до Петербурга, во дворец, к царице? А его мать Солоха, вдова, по совместительству ведьма, гонит самогон, поэтому, к ней захаживают местные мужики. Как и положено, ведьма водит дружбу с чёртом. Вот только они двоём решили пропустить по рюмашке, как в дверь постучали.

В деревне не знают, что Солоха-ведьма и что, она водит дружбу с чёртом, но мужики знают, что у неё самый лучший самогон. Поэтому, она прячет чёрта в пустой мешок из-под угля. Затем к ней на огонёк приходят местный староста, ещё по очереди парочка казаков. И она всех их прячет в мешки по двое. Только чёрт сидит в маленьком мешке один.

И тут домой приходит кузнец Вакула. Он видит стоящие в доме мешки и решает навести дома порядок перед Рождеством. Кузнец, силы ему не занимать, вытаскивает мешки на улицу. А сам продолжает думать над словами Оксаны. Он случайно обронил фразу про чёрта, который только и может ему помочь. Тот мигом выскочил из мешка и оседлал Вакулу.

У чёрта к Вакуле претензия по поводу того, что кузнец нарисовал его на стене местной церкви. Но Вакула изловчился и оседлал чёрта. И приказал ему лететь в Петербург. Мешки он бросает посреди дороги, где их и находят девчата. Они решают посмотреть, что наколядовал удачливый Вакула.

Девушки притаскивают мешки в хату и развязывают их. Каково же было их удивление, когда из мешков появляются не еда, а местные здоровые мужики. Они потрясены вероломством Солохи. Каждый их них думал, что именно он ей нравится больше других. А она обманула их всех.

Кто-то пускает слух, что Вакула то ли утопился, то ли повесился. Слух доходит до Оксаны. И она начинает корить себя за то, что отказала кузнецу. Второго такого парня в деревне нет. А кузнец прилетел на чёрте к дворцу царицы. Теперь ему надо попасть внутрь.

Тут ему попадаются земляки. Казаки собираются на приём к царице. Вакула уговаривает взять их собой. Чёрта он опять садит в мешок. Князь Потёмкин обещал познакомить царицу Екатерину Вторую с народом. Вот и пригласили казаков.

Вакула откровенно разглядывает убранство дворца. Когда царица спрашивает у казаков, есть ли у них какие просьбы, Вакула осмелился и попросил туфельки с её ножек для Оксаны. Царица заулыбалась и приказала дать Вакуле туфельки. Он хотел ещё побеседовать с ней, но чёрт в мешке стал шевелиться.

Вакула покидает дворец, садится верхом на чёрта и возвращается домой. Даёт чёрту хорошего пинка, и отправляется к Оксане. Конечно, девушка согласна выйти замуж за Вакулу и без черевичек. А с ними и подавно. Мораль сказки-повести – если любишь человека, нет необходимости испытывать его.

Сочинение на тему Ночь перед Рождеством Гоголя (5, 6 класс)

Снежные поля украинских плодородных степей, окружающие место действия его повести, возможно, до сих пор помнят самого писателя, проводившего время в подобных деревнях и хуторах.

Главный герой картины – кузнец Вакула. Он знаменит не только искусством работы с металлом, но и своими художественными навыками. Так, расписывая церковь, Вакула изображает поверженного в ходе битвы с Добром рогатого черта. Нечистый обиделся на кузнеца за изображение и тот затаил на Вакулу обиду, превратившись в злейшего врага.

История взаимоотношения черта и Вакулы комична. Православный христианин не боится бросить вызов нечистой силе. Недаром в народе считалось, что именно кузнецы могут наладить с нечистью контакт, что говорит о предрасположенности их встречи. Побеждая черта, Вакула заставляет его поработать на христианина. Они отправляются в Санкт-Петербург, чтобы попросить у Екатерины Великой черевички для своей возлюбленной – Оксаны. Именно гордость и высокомерие девушки заставляют влюбленного молодца вступать в сотрудничество с темными силами.

Исчезнув из деревни, кузнец будто бы умирает для каждого жителя хутора, по которому начинают ходить слухи о самоубийстве влюбленного и отвергнутого кузнеца. Однако, внезапно вернувшийся из Петербурга кузнец снова будто воскресает, предъявляя Оксане доказательства его любви и свою состоятельность – черевички самой императрицы.

Такое возвращение способно растопить душу любой девушки и Оксана соглашается стать женой Вакулы. Только осознав, что без кузнеца ей будет трудно жить, она начинает ценить его общество. Теперь ей не нужны даже подарки и она готова вступить в брак по любви. Только отсутствие близких людей показывает для нас их важность и значимость.

Популярные сочинения

Сочинение на тему ”Ай да Вакула, какой молодец!”(Н.В. Гоголь ”Ночь перед рождеством”)

Ответы

Вот тебе сочинение Николай Васильевич Гоголь всегда стремился найти идеал человека, богатого душой, наделенного высокими моральными качествами. И таких людей, воплощавших лучшие черты национального характера, он находил в народной среде, среди представителей трудового крестьянства. Так, в повести “Ночь перед Рождеством” автор рисует простых крестьян, которые наделены силой и красотой духа, жизнерадостностью и оптимизмом. Таков его кузнец Вакула.

Вакула красив, силен, добр, полон неисчерпаемой энергии и молодого задора. Он обладает чистым сердцем, цельностью натуры и красотой чувств. Он верен своему долгу, своим обещаниям, обладает упорством в достижении цели. Препятствия, которые возникают на его пути, не останавливают его, а наоборот, заставляют проявлять большую находчивость и инициативу, смелость и решительность.

Всем сердцем любит кузнец прекрасную Оксану. Но девушка поставила ему условие: “Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж”. Ради любимой он готов на все, чего бы ему это ни стоило. Готов совершить даже невозможное. Какие бы испытания ни подстерегали героя, какой бы трудной ни была предстоящая борьба с враждебными силами, он относится к опасностям без страха. Хитрый черт пытается соблазнить юношу, обещая ему руку милой Оксаны, если тот отдаст душу. Но Вакула не только с легкостью побеждает своего искусителя, но и заставляет его служить себе. И даже попав во дворец всемогущей императрицы, юноша сохраняет чувство собственного достоинства и выходит победителем.

Добыв черевички, кузнец спокойно возвращается домой, к обычной трудовой жизни. Его нисколько не прельстили фальшивый блеск и богатство столицы, он и не думает завидовать разодетым придворным и даже самому Потемкину. Всему этому он предпочитает привычную, мирную и независимую жизнь. С чувством выполненного долга и уверенностью, что теперь ему доступно то, о чем он так долго мечтал, приходит он просить руки Оксаны. И получает согласие.

Вакула борется за свое счастье и побеждает, , успешно преодолевая любые препятствия, воздвигнутые бытующими в народе пред рассудками, тщеславием, злобой. И побеждает он благодаря твердости своего характера, своей энергии и находчивости, упорству и уверенности в своих силах.

“Ночь перед Рождеством” – невероятно добрая и увлекательная повесть, наполненная чувством справедливости, искренней любовью и верой в человека, в победу его высоких нравственных качеств и благородных стремлений.

Искусный кузнец, талантливый художник, сильный, ловкий.

Честный, смелый, находчивый, благочестивый, искренний, трудолюбивый.

— Я готов! — сказал кузнец. — У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь! — Тут он заложил назад руку — и хвать черта за хвост.

— Постой, голубчик! — закричал кузнец, — а вот это как тебе покажется? — При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок. — Постой же, — сказал он, стаскивая его за хвост на землю, — будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан! — Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения.

Находчивостью сумел поставить нечистую силу себе на службу. Упорством и любовью смог завоевать сердце Оксаны. При этом Вакула – набожный человек.

Тут решительным шагом пошел он вперед, догнал толпу, поравнялся с Оксаною и сказал твердым голосом:

— Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете.

— Прощайте, братцы! — кричал в ответ кузнец. — Даст бог, увидимся на том свете; а на этом уже не гулять нам вместе. Прощайте, не поминайте лихом! Скажите отцу Кондрату, чтобы сотворил панихиду по моей грешной душе. Свечей к иконам Чудотворца и Божией Матери, грешен, не обмалевал за мирскими делами. Все добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь! Прощайте!

Вакула – волевой и решительный человек, в глазах окружающих людей он тверд. Однако, душа у него очень чувствительная. Именно моменты такой чувствительности трогают окружающих, включая Оксану.

— Убирайся к черту с своими колядками! — сердито закричал Вакула. — Что ж ты стоишь? Слышишь, убирайся сей же час вон!

Кузнец и себе не хотел осрамиться и показаться новичком, притом же, как имели случай видеть выше сего, он знал и сам грамотный язык.

— Губерния знатная! — отвечал он равнодушно. — Нечего сказать: домы балшущие, картины висят скрозь важные. Многие домы исписаны буквами из сусального золота до чрезвычайности. Нечего сказать, чудная пропорция.

Речь Вакулы твердая решительная, простая и емкая. Вакула не пускает слов на ветер. Он может говорить с позиции силы. При этом, оставаясь в душе искренним и чувственным человеком, своими словами он может завоевывать расположение окружающих. Наряду с простым разговорным языком, в его речи используются и малоупотребительные в этой среде слова. Их, однако, он может использовать, чтобы придать большую вескость его словам и делам перед незнакомыми людьми.

Читайте также: