Внутреннее действие и полилог в пьесе на дне сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Шиликова Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Дидактическая статья

Итак, раздел учебника содержит материалы для анализа рассматриваемого нами произведения, перечень вопросов, заданий, которые помогут учителю определить направления этого анализа. В учебнике реализуется историко-литературный подход.

Раздел содержит насыщенную систему вопросов и заданий (всего – пять вопросов). Она ориентирована на углубление понимания текста. Преобладающее большинство вопросов носит проблемный характер. Кроме того, отдельно выносятся основные теоретические понятия: полилог, центробежная драматургия, социально-философская драма.

Как мы видим, выполнение этих заданий предполагает более глубокую работу над текстом пьесы, изучение её в контексте национального литературного процесса.

Итак, учебник предлагает материал для анализа пьесы. В первую очередь внимание уделяется проблематике и центральным образам. Раздел включает разнообразную, насыщенную систему вопросов и заданий, большая часть из которых является проблемными.

В целом система вопросов и заданий направлена на более глубокое понимание текста, анализ его проблематики, образной системы, поэтики. Она способствует развитию критического мышления учащихся (на это направлено и задание сопоставить точки зрения героев, выразить своё отношение к ним), совершенствованию навыков анализа драматического произведения. Кроме того, методический аппарат учебника ориентирован на развитие творческих способностей учащихся.

Вопросы и задания распределяются по трём уровням сложности. Первый уровень предполагает репродуктивную деятельность и должен быть усвоен всеми учениками. Второй уровень содержит вопросы и задания повышенной сложности. Они обогащают сферу общения с произведением искусства. Третий уровень — уровень самостоятельных суждений, творческого осмысления изученного. Работа с такими заданиями предполагает обращение к дополнительным сведениям.

Вопросы и задания помещены блоком в конце всей главы, посвящённой изучению творчества М. Горького. Конкретно к пьесе обращено два вопроса. Их можно отнести ко второму и третьему уровням сложности.

Итак, учебник предлагает подробное изучение пьесы, а точнее её творческой истории, поэтики, проблематики, образной системы, композиции. Предложен и широкий круг проблемных вопросов, для более глубокого понимания и осмысления произведения, а также тем для написания сочинения.

Наиболее подробно пьеса изучается в учебнике под редакцией В.Г. Маранцмана и В.А. Чалмаева и С.А. Зинина, кратко — в учебнике под редакцией В.П. Журавлёва.

В учебнике под редакцией В.П. Журавлёва реализуется историко-литературный подход. Однако это единственный учебник, материалов которого недостаточно для анализа текста. В нём лишь намечены возможные направления этого анализа.

В учебнике В.А. Чалмаева и С.А. Зинина есть и достаточно подробная характеристика пьесы, и материал для её анализа. Кроме того, раздел, как и весь учебник, имеет двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровнях.

Учебник Т.Ф. Курдюмовой содержит значительно меньше информации о рассматриваемом нами произведении, но зато она интересная, содержательная.

Все учебники предлагают темы сочинений по пьесе, кроме учебника под редакцией А.Г. Кутузова. Темы докладов и рефератов предусмотрены в пособиях под редакцией В.А. Чалмаева, С.А. Зинина и Т.Ф. Курдюмовой. Список литературы содержится во всех учебниках, кроме вышедшего под редакцией В.Г. Маранцмана.

Список используемой литературы:

Литературоведческие статьи и монографии:

2. Владимиров С. Действие в драме. М.: Просвещение, 1972.

4. Голубков М.М. Максим Горький: В помощь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям. – 4-е изд. – М.: Учебная литература, 2004.

5. Горький А.М. Собр. соч.: В 30 т. М.: 1953.

6. Бялик Б.А. Проблема гуманизма драматургии Горького. Знания, кн.3, 1976.

7. Бялик Б.А. М. Горький – драматург, 1977.

9. Груздев И. Горький. М.—Л.: Молодая гвардия. 1958.

10. Карягин А.А. Драма, как эстетическая проблема. М.: Просвещение, 1974.

11. Касторский С.В. Драматургия М. Горького. 1963.

13. Кулова Г. Новая правда о человеке. М. Горький и его дооктябрьская

15. М. Горький в воспоминаниях современников / Под ред. Н. Л. Бродского. М.: Художественная литература, 1955.

16. Новиков В.В. Творческая лаборатория М. Горького — драматурга. 1965.

17. Паина Э. // Русская литература. №3, 1959.

18. Погонин Н.Ф. Театр и жизнь. М., 1953.

20. Словарь литературных персонажей / Ред.-сост. Мещеряков В.П. Смоленск: Русич, 2003.

21. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. М.: 1958.

22. Троицкий В.Ю. // Литературная критика. №8, 1996.

24. Эвентов Н.С. О драматургическом эпосе М. Горького. // Русская литература. №2, 1984.

26. Юзовский Ю. Горький и его драматургия. // №3, 1957.

Программы и учебники:

27. В мире литературы. 5-11 классы: программа по литературе для общеобразоват. учреждений. / А.Г. Кутузов [и др.]; под ред. А.Г. Кутузова. — М.: Дрофа, 2004.

28. Литература: программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 класс / Т.Ф. Курдюмова [и др.]; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. — М.: Дрофа, 2003.

32. В мире литературы. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. / А.Г. Кутузов [и др.]; под ред. А.Г. Кутузова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.

33. Литература. 11 класс: В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразоват. учреждений. / Т.Ф. Курдюмова [и др.]; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008.

34. Литература. 11 класс: В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразоват. учреждений. / В.Г. Маранцман [и др.]; под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Классикс Стиль, 2002.

Методические пособия и статьи:

37. Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1995.

39. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах: Сб. статей. М.: Просвещение, 1983.

40. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: обзорные уроки для подготовки к экзаменам: XX в. / Д.Н. Архипов [и др.]; сост. И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Почти каждый герой пьесы имеет свою предысторию, жизнь до ночлежки. На основе прошлой и настоящей жизни строится внутренняя драма.

Слабость Актёра довела его до самоубийства.

Васька Пепел — герой, который желает вырваться из мира, в который попал. Он сын вора, но он не желает повторять судьбу отца. Лука видит в нём сильную личность, которая способна изменить свою жизнь. Проблема Васьки Пепла заключается в том, что он не знает, как выбраться из мира, в котором он находится. Он влюблён в Наташу, хочет уехать вместе с ней, но не успевает. В драке он убивает Костылёва, из-за чего отправится в Сибирь на каторгу. Желание и сила духа могли спасти героя, но сила мира Костылёва оказалась сильнее.

Анна — героиня, на которую почти никто не обращает внимания, поэтому Луке она рассказывает свои сокровенные страхи. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Она боится смерти, но ей невыносимо жить. От мужа она терпела только страдания, её жизнь прошла в нищите и страхе. Внутренняя драма героини объединяет в себе обиду за прожитую жизнь, страх перед смертью и и желание жить.

Настя- героиня, которая скорее всего никогда не сможет выбраться из поглотившего её мира, но она не перестаёт мечтать об этой возможности. Её рассказы о чистой любви доказывают безумное желания изменить свою жизнь.

М.Горький обвинял героев пьесы в том, что они не способны самостоятельно действовать. Лишь желание, без силы характера, недостаточно для того, чтобы изменить свою жизнь. Внутренняя драма героев заключается в нежелании и неспособности управлять своей жизнью.

Каков конфликт драмы

  • Девушка постоянно подвергается насмешкам, издевательствам. Она – женщина легкого поведения, которая постоянно читает любовные романы, верит в чистую любовь. Настя мечтает, как ее заберет какой-нибудь Рауль, вытащит из болота, в которое она попала;
  • Для сожителей ее мечты кажутся глупыми, смешными, учитывая то, чем она занимается. Настю все время дразнят, подшучивают над ней;
  • Горький в образе девушки показывает, что сохранить чистую душу, веру в чудо можно в любых обстоятельствах;
  • Через поведение ночлежников автор передает потерю человеческого лица, моральную скудность.

В пьесе противопоставлены два понятия – правда и сострадание. К завершению истории становится понятным, что преимущество получает правда. Сострадание Луки никак не помогло героям:

  • Актер, не выдержав борьбы с самим собой, повесился;
  • Пепел оказался в тюрьме;
  • Наталья попала в больницу;
  • Утешитель Лука пропал.

Отдельно писатель рассматривает конфликт жителей пристанища и действительности. Однозначное решение отсутствует. В пьесе не раз говорится: жизнь, состояние человека зависят от его отношения, действий. Однако, рассмотрев Костылева, Василису, можно увидеть отсутствие человечности. Все их поступки предопределены получением выгоды, дохода. Именно эти герои являются хозяевами жизни.

По мнению современников, писатель ввел персонажей Костылевых, чтобы осудить представителей государственной власти, уставы существующего строя в стране.

В бытовом конфликте пьесы присутствуют три персонажа – Наташа, Пепел, Василиса. Владелец ночлежки женился на Василисе, но она не любит мужа. Главная цель брака для нее – выбраться из нищеты. Девушка утешается, изменяя мужу с Пеплом. Ее мучает ревность любовника к Наташе, которая приходится ей родной сестрой.

Василиса постоянно оказывает психологическое давление на Наталью, бьет ее, несмотря на признание Пепла. Мужчина отказался от Василисы. Он остается с Наташей. Поражение приводит сестру в ярость, она вместе с мужем избивает Наташу. Пеплу приходится заступиться за девушку, убить владельца пристанища.

Несоответствие человека и общества описывается во многих эпизодах. Яркий пример – персонаж Сатин. Мужчина образованный, неглупый, знающий. Он вполне мог бы стать среднестатистическим членом общества, добиться уважения. Ему не позволяет этого сделать постоянное противопоставление себя принятым канонам.

Актер, которому автор не дал имя, не смог побороть тягу к бутылке. Человек творческой души остро переживал проблему. В завершении постановки он покончил с собой.

В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.

Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца 19 века, глубокий экономический кризис, безработицу, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм (соцреализм).

История создания

Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900 -1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов 19 века, фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью – поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс, во многом благодаря гениальности автора, а также спорности озвученных проблем. В любом случае – о пьесе говорили, с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

Посмотрите, что еще у нас есть:

В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы рассуждают на высокие темы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высоко моральным, духовно богатым.

Вместе с тем, любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно, оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают – она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит – обречены на гибель.

В пьесе “На дне” анализ позволяет сделать вывод об уникальности горьковского жанра – пьесы-диспута. Главным в развитии сюжета является конфликт, он движет действие. Герои находятся в тёмном подвале и динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения. Жанр произведения принято определять как социально-философская драма.

Сочинение: Анализ IV действия пьесы Горького На дне

Жанр драмы очень сложен сам по себе. Автор здесь имеет очень много ограничений. Он не может напрямую высказывать свою позицию, отражая ее лишь в монологах и диалогах героев, а также в ремарках. Кроме того, автор очень ограничен во времени, ведь пьеса не может играться на сцене слишком долго. Таким образом, писатель должен суметь выбрать нужное место и момент действия, чтобы во всей полноте раскрыть тему. Для этого необходим большой талант.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению “На дне”:

Анализ IV действия пьесы Горького На дне

РЕЖИССЕР И ПЬЕСА

. фактической, конкретной обстановки, в которой развертывается действие, как всей пьесы, так и каждого акта и сцены в отдельности. Из большого . действительно, если мы возьмем, любой персонаж из любой пьесы Горького, то по языку этого персонажа составим себе полное представление . разбор текста. Режиссер и актер должны знать те законы речи, которые помогают вскрывать логический смысл текста, то .

Человек в психоанализе

. метафизическое толкование и излагались в контексте интерпретации духовной жизни человека. Деятельность российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, российских исследователей . ряду наиболее существенных оснований, характеризующих своеобразие отражения проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции, установлено наличие в рамках психоаналитических .

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы свободным взлететь на крыльях . весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не . очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в .

Пример сочинения


Все реплики героев несут определенный смысл. По случайным, мимолетным фразам можно предугадать поведение, за словами, афоризмами обнаруживается ярко очерченный характер.

Лука верит в каждого человека в отдельности, не надеется на Бога и вмешивается в судьбы, очень часто терпит неудачу, а страдают от этого только те, кому он пытался помочь. Странник вселяет надежды в души, озаряет низкое существование неосуществимыми мечтами. Но помочь человеку может только высшая жизненная сила, а возьмет эту помощь только тот, у кого она уже есть.

«Дать можно только богатому,

А Лука обещал Анне счастье в загробном мире, Актеру – излечение от алкоголизма, Ваське Пеплу – радостную жизнь вместе с Наташей в Сибири. Да, Лука поддерживал людей из жалости, он понимал, что они не выдержат суровой правды. Но к чему приводит его жалость? Это мы и видим в четвертом действии, развязке всей пьесы.

Попробуем разобраться с социальной проблемой пьесы. Кто же виноват? Я считаю, что нельзя сказать, что виноваты исключительно люди, в некоторой степени виновато и общество. Ведь можно сказать, что Актер – это некий продолжатель Мармеладовых. Он жалуется на жизнь, молится, но не имеет никаких сил на борьбу, он даже потерял свое имя. Он не находит сочувствия. Конечно, во многом виноват конкретно он. Но разве в судьбе Мармеладовых не было виновато общество? Заметим, что всего два героя покидают ночлежку самостоятельно. Лука и Актер. Второй находит мужество и силы в себе покончить жизнь самоубийством. Хотя Сатин считает, что это малодушие, но его взгляды могут не совпадать с мнением остальных.

Читайте также: