Особенности развития русской литературы первой половины 19 века сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Этапы в развитии мировой литературы принято выделять в соответствии с историко-литературной периодизацией. Она отражает динамику художественных стилей и направлений, жанровую специфику литературы определенного периода. Русская литература прошла в своем становлении все те же стадии, что и другие европейские литературы. Однако литературный процесс в России имеет свою специфику.

Русский классицизм "отставал" от европейского почти на столетие. Во Франции он сформировался в XVII - начале XVIII века и расцвета достиг в драматургии (Корнель, Расин, Мольер). Для классицизма характерны следующие черты:

  • - обращение к античному искусству как к эстетическому образцу, эталону;
  • - иерархия жанров, которая была обусловлена иерархией сфер жизни человека (см. табл.);
  • - основной конфликт - борьба между личным и общественным, чувством и долгом, в которой побеждает долг, государственные идеи;
  • - статичный герой, в характере которого выделялась одна существенная особенность, отражающая стержневую черту человека или присущий ему порок;
  • - произведение имеет строгую логическую организацию, схематизм;
  • - для драматургии свойственны "система амплуа" (стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу - героиня, ее отец, герой-любовник) и правило трех единств (единство времени, места и действия).

Русские писатели-классицисты: А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Херасков, А. Сумароков, В. Княжнин, М. Ломоносов, Г. Державин.

Сентиментализм возник в России лишь спустя несколько десятилетий после его появления в Европе. Основным способом выражения "человеческой природы" в произведениях Н. Карамзина, А. Радищева и других писателей стали чувства героя - выходца из простонародья, яркой индивидуальности с богатым внутренним миром.

"Отставание" от западноевропейской литературы было ликвидировано в начале XIX века. Русский романтизм оформился уже почти одновременно с соответствующим направлением на Западе, а переход к реализму происходит одновременно с европейскими литературами.

Романтизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве конца XVIII - первой половины XIX века, изображающее исключительного героя в исключительных обстоятельствах. В России он воплотился в поэзии А. Дельвига, В. Жуковского, В. Кюхельбекера, Е. Баратынского, К. Батющкова, К. Рылеева, раннем творчестве А. Пушкина и М. Лермонтова.

  • - преобладание субъективного начала над объективным, внимание к внутреннему миру героев;
  • - конфликт между личностью и обществом;
  • - романтический герой - исключительная, сильная, талантливая личность, которая находится в конфликте с собой и окружающими;
  • - уход от обыденности; создание двоемирия через обращение к истории, экзотике или фантастике;
  • - использование символов и контраста;
  • - романтический пафос - приподнятый, оптимистический общий настрой произведений;
  • - размывание жанровых границ, смещение высокого и низкого, лирического и эпического, комического и трагического. В недрах романтизма появляются исторический роман ("Айвенго" В. Скотта), лиро-эпическая поэма ("Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник" А. Пушкина; "Мцыри" М. Лермонтова), баллада ("Светлана", "Людмила" В. Жуковского), литературная сказка (сказки А. Пушкина).

XIX век, называемый по праву "золотым веком" русской литературы, связан с развитием реализма. Его отличительными чертами выступают:

  • - социальный детерминизм - общественное положение героя (принадлежность к слою, группе, народности) определяет его взгляды, поступки;
  • - типизация - отражение в героях, обстановке художественного произведения самых характерных для данной эпохи, распространенных среди представителей данного социума черт, взглядов, способов деятельности, поведения;
  • - психологизм - отражение изменений в сознании героя, изображение в художественном произведении внутренней жизни человека;
  • - историзм художественных произведений - правдивое, достоверное отражение духа и облика эпохи в героях произведения, обстановке;
  • - универсализм (всеохватность) в изображении человека и среды.

Реализм начала XIX века часто называют синкретическим, так как в произведениях, к примеру, А. Грибоедова, А. Пушкина, М. Лермонтова присутствуют черты других художественных методов (классицизма, романтизма, сентиментализма). В 1840-50-х годах развитие реализма определяет "натуральная школа". Вторая половина ХІХ века - расцвет критического (классического) реализма. К концу столетия пришло осознание исчерпанности основных линий, определявших развитие русского реализма в ХІХ веке. Л. Толстой, размышляя об этом, писал: "Литература была белый лист, а теперь он весь исписан. Надо перевернуть или достать другой".

Оригинальное продолжение и развитие традиции русского реализма нашли в творчестве неореалистов (И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, М. Горький). Неореалисты значительно расширили тематический спектр своей прозы, обновили типологию характеров. Для реализма начала ХХ столетия характерны устранение авторских оценок, лиризм повествования, интерес к изображению повседневной действительности, соединение разнородных стилистических тенденций, синтез реализма и других литературных направлений (романтизм, модернизм).

Помимо стадиального развития национальных обычаев в литературе, существуют и другие общие закономерности. Так, в истории русской литературы начиная с XVIII века, ведущую роль в литературном процессе попеременно играют то эпос, то лирика, и смена эта происходит с измеряемой регулярностью. Рубеж веков и середина столетия - времена торжества поэзии, когда она явно выдвигается на первый план читательского интереса, привлекает критику, в ней закладываются основы нового художественного языка. В поэзии XIX века наблюдается три периода расцвета: первая треть, озаренная гением Пушкина и поэтов "пушкинской плеяды", середина века (творчество Ф. Тютчева, А. Фета и поэтов "чистого искусства", Н. Некрасова и "некрасовской плеяды"), рубеж ХІХ-ХХ веков, получивший в литературоведении название "серебряный век". В остальные периоды господствует проза.

К началу XIX столетия русская культура и литература переживали настоящую эпоху расцвета. Литература становилась ориентиром национальной и духовной жизни русского народа, инструментом познания и оружием в борьбе за новое гуманное устройство жизни.

Впоследствии это выражение стало применяться ко всей литературе XIX века.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Литература того периода часто обращалась к темам патриотизма, гуманизма, демократизма. Она отличалась особой чуткостью ко всем событиям и метаморфозам современности, отразив в себе историю русского государства и народа.

На становление литературы огромное влияние оказывала общественная жизнь, полная ярких потрясений:

  • Отечественная война 1812 года;
  • декабристское восстание на Сенатской площади;
  • неожиданная смерть Александра Первого;
  • правление Николая Первого.

Для творческой жизни того времени характерны многочисленные литературные кружки и общества, созданные вокруг архаических и новаторских идеологий.

К первой трети XIX столетия, русская литература обогатилась новыми темами, самобытными формами, жанрами, художественными образы и приемами.

Литературный процесс и представители эпохи

Литературный процесс первой половины XIX века отличается многообразием направлений, из которых постепенно стали выделяться романтизм и реализм. В этот период происходит активное становление литературного языка и структуры художественных жанров.

Какие темы и проблемы поднимались

Периодизацию Золотого века в истории русской литературы принято разделять на три периода. Для каждого этапа характерен свой набор тем.

Первый период (1801–1825 гг.)

Временные рамки этого этапа совпадают с датами правления Александра I. В этот период мировоззрение молодых литераторов формировалось на фоне потрясений от Отечественной войны 1812 года. Было понятно, что после событий войны уже невозможно вернуться к старым порядкам. Начали создаваться первые тайные революционные общества.

Ведущими направлениями становятся предромантизм и романтизм, на основе которых создается национальная и самобытная по своему содержанию литература. Одними из первых известных последователей романтизма были поэты В. Жуковский, Д. Давыдов, К. Рылеев, К. Батюшков и др.

Второй период (1826–1842 гг.)

Наряду с доминирующим в литературе русским реализмом продолжает развиваться и романтическое направление. Особенно веяние романтизма отразилось на творчестве выдающихся поэтов Ф. Тютчева и М. Лермонтова, основанного на фольклорных мотивах, а также в прозаических произведениях О. Сомова, Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского и др.

Однако романтизм в это время уже утратил свою прежнюю привлекательность, уступив место художественному миру реализма. Романтические образы и символы стали восприниматься как натянутые и театральные, лишенными истины, а настоящая поэзия отождествлялась с обычным и повседневным.

Третий период (1843–1855 гг.)

В этот период русский реализм вступает в новую веху своего развития. Становление литературы происходит на фоне напряженной социально-политической обстановки во время правления Николая I. Писатели все чаще обращаются к острым вопросам российской действительности, развивается жанр реалистического романа.

В этот период развития русской словесности на литературной арене появляются И. Тургенев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Некрасов, А. Островский. Наблюдается активное взаимодействие не только между русскими авторами, но и между отечественной и мировой литературой.

Со смертью императора Николая I завершается первая половина XIX века и заканчивается формирование русского реализма, который сменяется декадентством.

Основные литературные деятели Золотого века

Начало Золотого века поэзии ознаменовано творчеством первого поэта той эпохи В. Жуковского, который стал основателем русского романтизма. Его произведения оказали большое влияние на становление русской поэзии, центром которой впоследствии стали Пушкин и Лермонтов.

Романтизм в ту эпоху представлял собой факт общего культурного сознания. В этом направлении творили:

  • Е. Баратынский;
  • К. Н. Батюшков;
  • А. Бестужев;
  • А. Дельвиг;
  • К. Рылеев.

Завершился золотой период русской литературы поэзией Ф. Тютчева и Н. Некрасова.

Романтический герой представлялся одиноким, разочарованным и равнодушным к жизни. По словам Пушкина, он всегда был в пути и его миром стала дорога. За спиной у него любовное предательство и яд клеветы в дружбе:

В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит…

Золотой век русской прозы в особенности известен произведениями писателей-реалистов, которые сформировали классическую русскую литературу. Развитие прозы началось с произведений Пушкина и Гоголя, которые создали характер героев, в дальнейшем встречающихся и у остальных авторов XIX века.

Выдающимися творцами реализма считаются:

  • Л. Толстой;
  • Ф. Достоевский;
  • А. Чехов;
  • И. Тургенев;
  • М. Салтыков-Щедрин;
  • А. Грибоедов.

Основные темы русской литературы

На протяжении Золотого века своеобразие русской литературы формировалось под влиянием нескольких доминирующих направлений, определивших дальнейшее развитие отечественной прозы и поэзии.

Классицизм в русской литературе

Русский классицизм зародился в начале XVIII века и просуществовал до конца XIX столетия.

Классицизм — направление в искусстве и литературе, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил, а также ориентация на античные образцы.

В русской литературе классицизм предшествовал остальным литературным направлением, которые, так или иначе, формировались на его основе. Жанровая иерархия классицизма разделяла все жанры на:

  1. Высокие жанры — ода, трагедия, эпопея.
  2. Низкие жанры — комедия, сатира, басня.

Важнейшими представителями являлись М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и Горбушкин.

Романтизм

В начале XIX века классицизм сменился романтизмом.

Романтизм — это направление в искусстве и литературе, характеризующееся утверждением ценности духовной и творческой жизни человека, стремлением к национальному и индивидуальному.

Идейно-художественное направление первой трети XIX века разделилось на две ветви:

  1. Активный или гражданский романтизм был сформирован декабристами, которые старались выйти за рамки умеренного созерцательного романтического течения — в поэзии они допускали только общественно-гражданскую повестку, считая лирику и любовные стихотворения бесполезной и пустой тратой времени (поэты К. Рылеев, А. Бестужев, А. Одоевский и др.).
  2. Пассивный или консервативный романтизм уводил читателей в мир воображения, лирики и мечтательности — романтики брали свои сюжеты из прошлого, обращались к старине, народным преданиям и верованиям (В. Жуковский).

Утверждение реализма в русской литературе

Ко второй половине XIX столетия на смену романтизма пришел русский реализм.

Реализм — направление в искусстве и литературе, отражавшее в художественных произведениях правдивое отношение к действительности.

На нестабильном социально-политическом фоне романтическое течение стало казаться наигранным и неискренним. События той эпохи требовали реалистичного художественного отображения в литературе посредством повседневных и хорошо знакомых читателю образов. Авторы отходили от использования мистических веяний и идеалистических приемов в литературе.

К основным чертам реализма можно отнести:

В начале XIX века на творчество русских писателей оказали значительное влияние французские и немецкие литературные течения. Но далее литература стала отличаться большей самостоятельностью, оригинальностью и стремительным развитием. Она стала отражением бурных событий, которые происходили в то время, поэтому ей свойственно реформаторство, новые жанры и направления. Это очень значительный этап, русские поэты и писатели оказали огромное влияние на мировую литературу. Темы сочинений 19 века — гуманизм, историзм, психологизм.


История и развитие литературы ХIХ века

Для русской литературы XIX столетия — золотой век. На этот период пришлось значительное количество колоссальных восстаний и переворотов, грандиозных сражений. Именно эти события затронули сильнейшие чувства писателей и поэтов, которые в дальнейшем побудили их к созданию мировых шедевров в художественной литературе.

Писатели и поэты XIX столетия отличаются особенной широтой взглядов и дерзостью мыслей. Может быть, поэтому их произведения нашли отражение в простой русской душе. Ведь проблемы, которые авторы рассматривали, до сих пор остаются бессмертными, а сами произведения — бесценными.

Каждое десятилетие эпохи открывало новые имена в литературе. С каждым новым именем всё больше осуждалось аристократическое общество, ведущее порочный образ жизни. Жизненные проблемы поднимались во всех литературных жанрах. Главной особенностью золотого века остаётся героизм и смелость русских писателей и поэтов, в то время как их зарубежные коллеги категорически избегали острых тем.

Стремительное развитие литературы XIX столетия представлено:

  • новыми течениями и темами, именами, художественными особенностями;
  • новыми политическими концепциями, философскими взглядами;
  • благодаря реформам классицизма и сентиментализму литература обрела множество новых жанров.

В противовес классицизму в этот период появилось направление романтизма. Русский народ моментально оценил и принял его. Романтизм впервые провозгласил простого человека личностью и определил его ценность. В сочинении о литературе 19 века стоит это отметить.

Русская литература в 19 веке

Русская литература в 19 веке

веке, национальная культура российской империи смогла достичь в искусстве и литературе а также во многих других отраслях огромных высот, которые теперь принято называть Классикой. Золотым веком русской литературы её назвали вполне заслуженно. Этот век стал законодателем литературного стиля российской империи, который стремительно стал врываться в литературу мирового значения. Золотой век литературы воспитал множество талантливых писателей. В
19
веке начал стремительными темпами развиваться славный литературный язык. Большую лепту в это оформление внёс в основном Александр Сергеевич Пушкин. Этот литературный язык получил рассвет в сентиментализме, которой постепенно стал плавно переходить в романтизм, проявляющийся в поэзии. Сегодня такого известного литературного гения назыали бы попросту – Звезда.

Именно в 1820

году началось триумфальное восхождения Пушкина на Олимп литературных изысканий. Тогда он написал свои прославившие его поэзии — “Руслан и Людмила”, “Евгений Онегин”. Эти романы в стихотворных формах стали некой энциклопедией жизни России
19
века. Эпоха литературного романтизма российской империи Александр Сергеевич Пушкин начал с написания поэмы – “Медный всадник”, “Цыгане”, а также “Бахчисарайский фонтан”. Пушкин являлся практически эталоном для подражания и неким учителем для большинства начинающих писателей и опытных критиков. Те традиции писания, которые он в своё время заложил в литературу, стали продолжать и все писатели, которые творили свои произведения уже после Пушкина. Среди этих писателей, которые следовали за Пушкиным был и Лермонтов. Поэзия России, на тот момент была довольно темно связана как с общественной, так и с политической жизнью России. В каждом произведении, авторы как бы пытались полностью раскрыть идею того, что именно это произведение имеет тайну особого предназначения. Они старались сделать всё, чтобы власти как можно чаше прислушивались к словам, которые они пишут. Каждый достойный поэт того столетия, был словно некий пророк, который пытается донести истину божественной силы народу. Такой стиль встречается в стихотворениях Пушкина – “Вольность”, “Поэт и толпа”, а также многие другие стихотворения. У Лермонтова это было произведение – “На смерть поэта”. Исторические романы Англии, в то время играли немаловажную роль в развитии Русской литературы. Под их влиянием Александр Сергеевич Пушкин решается написать повесть под названием “Капитанская дочка”.

На всём протяжении 19

века главными терминами всех художественных написаний были – Личность маленького человека и Личность ненужного никому человека.

Современна литература унаследовала именно от 19

века свою сатиричность а также публицистичность. Эти тонкости написания можно заметить в творчестве Гоголя “Нос”, “Мёртвые души”, а также в одноимённой комедии “Ревизор”.

В середине 19

века началось массовое становление реалистичности в литературных творчествах писателей. Она довольно быстро реагировала на ситуации политического характера России. Ненавистники славян и западное население начали довольно конфликтный спор по поводу развития исторической культуры страны.

Тут начинается развитие реалистичного жанра в романе. В литературе 19

века можно хорошо рассмотреть некий психологизм, а также прочувствовать философию, услышать проблемные ситуации в политической жизни страны. Поэзия постепенно начинает угасать, но тут настаёт рассвет Некрасова. Он хорошо описывает грустную и тяжёлую жизнь российского народа в своей пьесе “Кому на Руси жить хорошо”

В конце века страна услышала о таких писателях, как Антон Павлович Чехов, А.Н. Островского, М. Горького. В их стиле написания произведений уже хорошо ощущается настроение грядущей революции. Постепенно начала угасать традиция стиля написания, которой следовали все писатель до Пушкина и после него. Теперь стала преобладать декадентская литературная нить. В ней был таинственный мистицизм, религиозные извещения, а также хорошо чувствовались будущие перемены в политической жизни страны. Постепенно всё стало перерастать в некий символизм.

Этап реализма и его тематики

В этом же столетии на смену романтизму пришёл реализм. Характеристикой которого является углублённое описание общей подлинной действительности, а также представление героя в типичных обстоятельствах. В этом направлении писатель стремится к субъективности и полной объективности повествования.

Все события, описываемые им, подвергаются собственным философским размышлениям о причинах появления проблемы. Реализм особенно ярко показывает социальные проблемы в общества и жизнь личности в нём. Особенно это можно отметить в политических клише.

Тематики реализма:

  • история;
  • предназначение человека;
  • культура.

В этом же направлении рассматривалась и проблема писательского труда. Ведь для реализма все стороны жизни личности являются важными. Основателями этого направления были: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, С. Грибоедов. Их последователями стали: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов. Основой реализма считаются 20-е года золотого века.

Творчество золотого века условно можно поделить на две половины. Обе богаты произведениями, где рассматриваются актуальные проблемы. Что рекомендуется учесть при подготовке структуры сочинения по литературе 9 класса общеобразовательной школы.

Общая характеристика русской литературы XIX века

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Особенности золотой эпохи

Важнейшее значение в развитие золотого века своим творчеством внесли некоторые писатели, которых стоит отметить отдельно. Именно их вклад в русскую литературу сформировал три основных этапа. Которые и стали отличительными чертами искусства того времени, актуальные и по сей день. Из всех писателей эпохи необходимо выделить троих, по произведениям которых можно понять основные черты периода.

Наиболее значимые авторы золотого века:

В творчестве этих писателей и заключаются основные отличительные периоды золотого века. В сочинении по произведениям 19 века рекомендуется за основу взять некоторые из них в качестве аргументов.

Сочинение на эту тему способствует расширению кругозора учащихся о самом периоде и достижения его особого расцвета. Кроме сочинения, рекомендуется подготовить презентацию или реферат к уроку.

Благодаря некоторым писателям, их произведениям и сборникам, современный читатель имеет возможность научиться доброте и другим искренним чувствам. Именно на понимании этих чувств основано написание контрольного сочинения по литературе в 9 классе. Золотой век даёт возможность разобрать массу человеческих проблем на литературных примерах многих жанров, в том числе и поэзии.

Русская литература первой половины девятнадцатого века

Наиболее характерные черты романтизма в то время в русской литературе были следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Русская литература первой половины 19 века 440 руб.
  • Реферат Русская литература первой половины 19 века 260 руб.
  • Контрольная работа Русская литература первой половины 19 века 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Таким образом, мы выяснили, что романтизм –это направление, господствующее в русской литературе в начале девятнадцатого века. Это дает понять нам, что русская литература не стоит на месте, а развивается.

Значение русской литературы первой половины девятнадцатого века

Какое же значение имел романтизм в начале девятнадцатого века? Стоит разобраться в этом вопросе подробнее.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что произведения русской литературы первой половины девятнадцатого века имеют большую ценность, так как носят исторический, религиозный, описательный, социальный и даже философский характер.

Социально-политические факторы появления классической литературы. Развитие и совершенствование литературного языка, роль "архаистов" в языковой и стилистической эволюции. Особенности классицизма и период русского романтизма в русской литературе.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.09.2014
Размер файла 23,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики

АУ СПО “Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции“

на тему: “Литература в первой половине 19 века”

классический литература язык романтизм

Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом. Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М. Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М. Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Н.М. Карамзин, по выражению В.Г. Белинского, преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой, естественной, разговорной русской речи".

Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал В.А. Жуковский. В своих произведениях В.А. Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая деятельность В.А. Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера.

Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С. Пушкина. ". через эпоху Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся представителей отечественной философской мысли В.В. Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада. но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего современника А.С. Пушкина - М.Ю. Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В. Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы.

Социально-политические факторы появления классической литературы

Все хронологические рубежи в искусстве, как известно, условны, однако есть основания для того, чтобы считать начало XIX в. -- точнее последнее десятилетие века предшествующего -- началом особого периода русской литературы. Того периода, который получил название литературы классической.

Связь двух факторов вытекала из диалектической сложности их смысла. Антинаполеоновская эпопея выдвинула Россию в число значительнейших мировых держав, если не державы самой значительной, ибо она призвана была решать судьбы многих других европейских народов.

Наконец, была и внутренняя зависимость последующего события от предыдущего. 1812 год, продемонстрировавший национальное и государственное величие России, одновременно открыл ее социальную и идеологическую отсталость: победители-солдаты возвращались под ярмо своих хозяев, а победители-офицеры, по крайней мере их лучшая часть, проникались свободолюбивыми идеями низверженной ими державы.

Идеологические и литературные факторы

Но и другие факторы -- уже собственно идеологические и литературные -- определяют существование названного рубежа.

Классицизм в русской литературе

К началу XIX в. русская литература уже пережила (но не изжила!) художественное движение общеевропейского масштаба -- классицизм. Однако не случайно, что первая фаза классического периода русской литературы совпала с оформлением и расцветом в ней другого общеевропейского движения -- сентиментализма.

Активный и пассивный романтизм

Еще в период господства романтизма, примерно на рубеже 20--30-х годов, в русской литературе зарождается реализм. На протяжении 30-х годов оба течения -- романтическое и реалистическое -- сосуществуют, взаимодействуя друг с другом; к началу же следующего десятилетия реализм решительно занимает доминирующее место, хотя и романтическая струя, отступая на задний план и уходя в подпочву, никогда полностью не пресекалась.

Присущий реализму художественный интерес к действительности может быть понят, во-первых, как система свойств и, во-вторых, как динамическое явление. Реализм преемственно был связан с романтизмом -- обстоятельство, определившее само направление эволюции. Поскольку первые реалистические произведения словно стремились оторваться от романтизма, они нередко начинали с того, что превращали его эстетическое содержание в предмет своего художественного анализа и художественной критики.

Литература этой поры явление уникальное, исключительное, несравненное. Она стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды.

Первые десятилетия XIX вeка прошли под знаком романтизма. Популярен Жуковский, расцветает гений Пушкина, заявляет о себе Лермонтов, начинается творческий путь Гоголя, активно участвует в развитии русской литературы критик Белинский. Литература все более становится неотъемлемой частью духовной жизни общества.

Именно в эти годы русская литература проходит свой путь от романтизма к реализму. Первую треть XIX в. именуют золотым веком русской поэзии. В эту эпоху в России творили европейски образованные литераторы - выходцы из дворянской среды, разделявшие идеалы романтизма. Высшим достижением этого времени стало творчество А. С. Пушкина, истинного создателя русской литературы.

Путь, намеченный Пушкиным, в 1840-1850-х гг. продолжил Н. В. Гоголь, ставший одним из основателей нового литературного направления - критического реализма.

Гост

ГОСТ

Русская литература первой половины девятнадцатого века

Наиболее характерные черты романтизма в то время в русской литературе были следующие:

Таким образом, мы выяснили, что романтизм –это направление, господствующее в русской литературе в начале девятнадцатого века. Это дает понять нам, что русская литература не стоит на месте, а развивается.

Готовые работы на аналогичную тему

Значение русской литературы первой половины девятнадцатого века

Какое же значение имел романтизм в начале девятнадцатого века? Стоит разобраться в этом вопросе подробнее.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что произведения русской литературы первой половины девятнадцатого века имеют большую ценность, так как носят исторический, религиозный, описательный, социальный и даже философский характер.

Представители

Кто же творил в это время и чьими произведениями мы восхищаемся до сих пор? Кто сделал русскую литературу первой половины века такой, какой мы видим ее сейчас?

Список писателей первой половины девятнадцатого века можно продолжать бесконечно. Нам же следует остановиться на некоторых из них.

Самый знаменитый, конечно же, Александр Сергеевич Пушкин – величайший поэт и прозаик девятнадцатого века, признанный литературный гений. В его произведениях можно найти любой ответ на самые различные философские вопросы. Он поднимает в своих произведениях следующие темы: тема войны, тема государства, религии, веры, любви, предательства, ненависти, дружбы и так далее. Поэтому произведения Александра Сергеевича Пушкина поистине классические и гениальные.

Вторым известнейшим автором того периода можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Именно в его произведениях так отчетливо проявляется романтизм. Именно М. Ю. Лермонтов впервые показал читателю мир, полный несовершенства и отчаяния, мир, в котором ничего не значат ни люди, ни государство.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что русская литература начала девятнадцатого века имела очень большое значение в целом. Именно в то время она начинала развиваться как самостоятельное явление, не опираясь больше на зарубежную литературу. Она приобрела самобытность и уникальность, что не могло не оказать влияние на дальнейшее ее развитие.

Читайте также: