Тема быстротечности человеческого бытия в лирике есенина сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.

Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина «закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку…

Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Появляется мотив поэтического творчества, его значения, и приобретает то же трагическое звучание:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделенной, несчастной, безответной любви.

Любовь — это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:

Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
(1918 г.)
…моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать.
(Тогда же.)

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком…

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:

При изучении поэзии XX столетия школьникам предстоит познакомиться с темой быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. Традиционно эти уроки относятся к сложным, поскольку даже старшеклассникам непросто определить, какие именно проблемы волновали поэта и как они отобразились в его лирике. Однако при правильном подходе изучение станет продуктивным.

Лирика Есенина

Связь жизни и поэзии

Поэт прожил короткую, драматичную жизнь, в которой было место всему: и трагической любви, и признания, и непонимания современниками. Конечно, сложно говорить о старости в отношении 30-летнего Есенина, однако лирический герой поэта оказался намного старше своего создателя. Вот какие тексты нужно проанализировать, чтобы разобраться в том, как виделась жизнь человека в восприятии автора:

Все они пронизаны тоской, горечью, сожалением по ушедшему и грустью из-за невозможности вернуться в прошлое. Подобные чувства встречаются в лирике и других русских поэтов, например, Лермонтова и Тютчева, но именно у Есенина они зазвучали с особенной пронзительностью и проникновенностью. Постепенно в его поэзии появляется исповедальное начало, лирический герой открывает перед читателем душу и делится самыми сокровенными переживаниями.

Поэт понимает, что те перемены, которые произошли с его родиной, коснулись и его. Он стал не нужен своему народу, оказался непонятым. Эти переживания не могли не отразиться на поэтическом творчестве.

Философские мотивы

В лирике Есенина особую роль играет проблема быстротечности времени: сочинение на эту тему можно написать в качестве итоговой работы. Автор часто размышлял о безрадостных вопросах скоротечности жизнь. Человек находится на земле так мало, что многого не успевает узнать, очень сложно бывает определиться с тем, что действительно ценно и значимо, масса времени в итоге уделяется бесполезным и бессмысленным делам. Именно это и печалит поэта.

Есенина волновали следующие вопросы:

  1. Для чего он живет, какова цель его прихода в этот мир.
  2. Может ли понять, в чем его истинное предназначение.
  3. Сумеет ли выполнить то, что должен.

Анализ произведения

Стихотворение — это метафорическое изображение жизни человека при помощи образов, относящихся в природе. В тексте заявлена тема увядания, кажется, что лирический герой проживает свои последние дни. Звучит грусть, но светлая и поэтическая, без отчаяния и боли. Осень показана Есениным как период тишины. Она наполнена яркими красками, но даже они не делают мотив прощания менее ощутимым.

Читают стихи есенина

Звучит лейтмотив, связанный с образом журавлей, эти птицы в творчестве поэта объединены с прощанием с юностью, одиночеством и тоской. Однако лирический герой не сожалеет о минувшем, он полон светлой грусти, но не отчаяния или боли. Основная тема произведения — размышления о прожитой жизни и ее итогах.

Для создания особой напевности поэт использует пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Изобразительно-выразительные средства в лучших традициях Есенина образны, но прозрачны. Поэт обращается к:

  1. Эпитетам (голубой пруд, милый язык, красная рябина).
  2. Метафорам (души сиреневая цветь, каждый в мире странник).

Это яркий образец пейзажной зарисовки, в которой под изображением картины природы скрываются глубокие философские размышления автора.

Образы и композиция

Быстротечность бытия в лирике Есенина наиболее ярко воплощена в этом стихотворении, основной темой которого является раздумья поэта о жизни. Изображение красот осени гармонично соединено автором с грустными размышлениями о том, что каждый человек — песчинка в огромном мире, а жизнь, наполненная переживаниями и страданиями — лишь миг во вселенских масштабах.

Структура текста построена на двух ключевых образах — лирического героя и осенней рощи, каждый из которых по-своему переживает увядание. Их настроения сходны. Роща, сбрасывая свой осенний наряд, выглядит грустно. И герой, ощущая бренность, бытия, также лишен радости.

Первая строфа представляет собой пейзажную зарисовку, во второй же поэт переходит к философским раздумьям. Основные мысли:

Образ березовой рощи в лирике Есенина

Таково наиболее яркое произведение, в котором мотив быстротечности человеческой жизни звучит особенно ярко и проникновенно.

Сопоставление человека и природы — характерная черта творчества поэта. Он понимает, что жизнь его подходит к концу, смена поколений столь же неизбежна, как чередование времен года. Срок, отведенный людям, короток и не каждый может грамотно им распорядиться. Многие растрачивают свое время зря, что особенно трагично.

В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот ми?

Есенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы, поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между законами человеческой жизни и законами природы.

Яркий тому пример – элегия “Отговорила роща золотая” (1924).

“Золотая роща” – это и конкретный природный образ, но это и метафора

– жизнь поэта, человеческое бытие вообще. Философское содержание раскрывается через пейзажные зарисовки.

Тема увядания, ощущения последних дней сквозит в образе осени. Осень – время тишины, ярких красок, но в то же время – пора прощания. В этом и заключается противоречивость нашего земного существования.

Журавли – это лейтмотив стихотворения, прощальной песни со всем юным, свежим, с “сиреневой цветью” природы и, главное, с душой человека. Человек одинок, однако, эта бесприютность соседствует с теплым воспоминанием:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Но ничего в прошедшем мне не жаль

Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг…

Соотношение весны человека и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ: “В саду горит костер рябины красной, // Но никого не может он согреть”. Несмотря на это, лирическому герою не жаль прошедшей жизни, так как бытие воспринимается им как преходящее. “Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник…” – в этих словах основа философского отношения к жизни. Все мы рождены для того, чтобы умереть, каждый из нас – крошечная песчинка в мировом космосе, каждый из нас – неотъемлемая часть природы.

Поэтому-то лирический герой сравнивает свой предсмертный монолог с осенним листопадом: ” Так я роняю грустные слова”.

Несмотря на трагическое звучание стихотворения, воспоминания о прошумевшей жизни вызывают у лирического героя приятие смерти как данности. Вообще, эта элегия очень похожа на исповедь лирического героя – Есенин поднялся над своей личной трагедией к общечеловеческим высотам.

Схожие мысли звучат в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…”

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым” – в этих строках размышление о невозможности повернуть время вспять. “Весенняя гулкая рань” – олицетворение молодости природы и молодости жизни. Чувство неизбывной печали, мотив неотвратимой беды лирического героя перед лицом всепоглощающего времени и вечной природы снимается словом “процвесть” в последней строфе:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть

Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горше всего прощаться, стоя у роковой черты. Человеческая душа и Мир едины, однако, порою это единство нарушается, трагическая дисгармония разрушает идиллическое существование. Это может проявляться в бытовых, житейских ситуациях.

Так, в “Песне о собаке” человек с жестокостью нарушает законы природы, отнимая у матери новорожденных щенков. Это не только вызывает материнское горе, личную трагедию, но и становится причиной беды вселенского размаха: “Покатились глаза собачьи Золотыми слезами в снег”, ” В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил, тонкий, И скрылся за холм в полях”

Есенин убежден, что нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменять ее темп. По-особенному звучат строки из стихотворения “Мы теперь уходим понемногу”: “И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове”. Так и нужно жить, понимая, что ты – не хозяин природы, мира, а их часть. Нужно наслаждаться возможностью созерцать красоты земли, нужно просто жить, беря от нее все, что можно.

В этом, по мнению поэта, и есть смысл жизни: “Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве”.

Видя уход в мир иной близких ему людей, лирический герой и сам ощущает приближение смерти. Он понимает, что это может произойти в любой момент. От такой мысли становится жутко и тоскливо, ведь жизнь так прекрасна и так не хочется прощаться с ней. Тем более лирический герой уверен, что мир усопших не имеет ничего общего с нашим миром:

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Но стихотворение заканчивается жизнеутверждающе, как и почти вся философская лирика Есенина. Пока еще есть время, нужно ценить и дорожить тем, что ты живешь, любить людей, восхищаться природой, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Размышляя о природе, о Родине, о своей личной судьбе, поэт неизбежно приходит к мысли о том, жизнь нужно принимать такой, какая она есть: “Как прекрасна Земля И на ней человек!”


СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 36
Тема.
Тема быстротечности человеческого бытия
в лирике С. А. Есенина

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний
Сопоставительная работа (в парах)

Слово учителя

— В творчестве Есенина трудно отделить собственно философскую лирику от лирики пейзажной, любовной, посвящённой России.

В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращённых в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришёл в этот мир?

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Мотив странничества — один из ключевых для всего творчества Есенина.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник:
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом…

Мотив дороги, жизненного пути дополняется мотивом дома, примиряющим, роднящим человека с миром.

…И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

• Найдите в стихотворении символы и объясните их значение.
• Докажите, что жанр стихотворения — элегия. Понаблюдайте за особенностью развития лирической темы, найдите в строфах ассоциативные цепочки.

Г) Обобщение учителя

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Выполнение тестовых заданий
(работа в парах с раздаточным материалом)

6. К какому приёму, усиливающему эмоциональность лирического высказывания, прибегает поэт в начале двух первых строк 4-й строфы стихотворения?

В) Обобщение учителя

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Анализ поэтического текста
по предложенному учителем плану
(работа в парах)

План

1. Впечатление, которое произвело на вас поэтическое произведение.
2. Время создания стихотворения.
3. Чем вызвано появление на свет.
4. Кому или какому событию посвящено.
5. С какими событиями в жизни поэта связано.

В) Обобщение учителя

— Есенин убеждён, что нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменять её темп. Нужно жить, понимая, что ты — не хозяин природы, мира, а их часть. Видя уход в мир иной близких ему людей, лирический герой и сам ощущает приближение смерти. Он понимает, что это может произойти в любой момент. От такой мысли становится жутко и тоскливо, ведь жизнь так прекрасна и так не хочется прощаться с ней… Тем более лирический герой уверен, что мир усопших не имеет ничего общего с нашим миром:

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Но стихотворение заканчивается жизнеутверждающе, как и почти вся философская лирика Есенина. Пока ещё есть время, нужно ценить и дорожить тем, что ты живёшь, любить людей, восхищаться природой, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

В) Обобщение учителя

— Жеребёнок — это своеобразное напоминание людям о живом, о природе, о чистоте человеческих отношений. Жеребёнок воплощает в себе всю красоту природы, её трогательную беззащитность, а поезд обретает черты зловещего чудовища. Вечная тема противостояния природы и технического прогресса сливается с размышлениями о судьбе России.

Поэт увидел катастрофу — безнадёжное наступление на природу бездушного железа. В стихотворении мы видим схватку, обречённое единоборство, любителя всего живого, с безумным веком железа. И та опасность, которая во время Есенина существовала в зародыше, сегодня стала самой главной опасностью.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

Читайте также: