Итоговое сочинение практикум презентация

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " 1 Ключевые особенности технологии проведения итогового сочинения (изложения)" — Транскрипт:

1 1 Ключевые особенности технологии проведения итогового сочинения (изложения)

2 2 Сочинение пишут: обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования выпускники прошлых лет (по желанию) Изложение вправе писать: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды Участники итогового сочинения (изложения)

4 4 Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях Для ВПЛ проведение возможно в специальных подготовленных местах, определяемых ОИВ. Места проведения итогового сочинения (изложения)

5 5 Даты проведения едины для всех субъектов РФ: 3 декабря 2014 года – сдают обучающиеся, ВПЛ; 4 февраля 2015 года – сдают ВПЛ, повторно допущенные обучающиеся; 6 мая 2015 года – сдают ВПЛ, повторно допущенные обучающиеся. Продолжительность проведения – 235 минут Продолжительность проведения увеличивается на 90 минут для обучающихся с ОВЗ или детей-инвалидов и инвалидов Сроки и продолжительность проведения итогового сочинения (изложения)

6 6 Подготовка проведения итогового сочинения (изложения)

7 7 Состав комиссиии формируется из школьных учителей- предметников, администрации школы Комиссия должна состоять не менее чем из 3-х человек Состав экспертной комиссии по проверке сочинения(изложения) формируется из состава ОО других школ. Формирование Комиссий ОО

8 8 Печать бланков Печать бланков централизованно на региональном уровне. Комплект бланков состоит из бланка регистрации и бланков записи Бланки доставляются в ОО (место проведения) не позднее чем за день до проведения

9 9 Распространение тем итогового сочинения (текстов изложения) Темы итоговых сочинений размещаются на специализированном сайте в сети интернет за 15 минут до проведения- Набор тем разбивается по часовым поясам

10 10 Обработка результатов проведения итогового сочинения (изложения)

11 Срок представления проверенных бланков итогового сочинения Апробация – 21 ноября до 16:00 ч. Итоговое сочинение (изложение) – 4 декабря до 16:00 ч.

12 12 Проверка итогового сочинения (изложения) Проверка осуществляется экспертами Комиссии ОО. Эксперты проводят проверку на основе копий бланков Результаты проверки вносятся экспертами в копии бланков регистрации Ответственное лицо переносит результаты проверки из копий бланков в оригиналы

13 13 Сканирование оригиналов бланков с внесенными результатами проверки проводится на региональном уровне Обработка полученных изображений бланков осуществляется в РЦОИ посредством специализированного программного комплекса После обработки сведения о результатах вносятся в РИС, а затем в ФИС Обработка бланков итогового сочинения (изложения) БД РИСБД ФИС

15 15 Заполнение бланков итогового сочинения (изложения)

16 16 Макеты бланков

19 В средней части бланка регистрации расположены поля для записи сведений об участнике.

20 В средней части бланка регистрации также расположена краткая инструкция по заполнению бланков и поле для подписи участника.

21 Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.

29 Результаты проверки итоговых сочинений и оценка вносятся в копию бланка регистрации. Копии бланков итогового сочинения участников эксперты комиссиии образовательной организации передают руководителю образовательной организации. Член комиссиии, назначенный руководителем образовательной организации, переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения.

30 Образцы формулировок тем итогового сочинения При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

31 В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем (данные темы сочинений не соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым будут формироваться темы итогового сочинения в учебном году): 1. На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? 2. Почему люди пишут стихи? 3. Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути?

32 Анализ сочинений Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

51 Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений (изложений) При проверке сочинения (изложения) учитываются следующие виды ошибок: несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы; фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста художественных произведений, историко- литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий;

52 логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста; речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста; грамматические ошибки; орфографические и пунктуационные ошибки; несоблюдение требуемого объема.

53 Фактические ошибки Выделяются две категории фактических ошибок. 1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения. 2. Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом.

55 Логические ошибки Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся: 1) нарушение последовательности высказывания; 2) отсутствие связи между частями высказывания; 3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли; 4) раздробление микротемы другой микротемой; 5) несоразмерность частей высказывания; 6) отсутствие необходимых частей высказывания. 7) нарушение причинно-следственных связей; 8) нарушение логико-композиционной структуры текста.

56 Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических,орфографических и пунктуационных норм При проверке и оценке итогового сочинения (изложения) учитывается грамотность выпускника. Приведенный ниже материал поможет при квалификации разных типов ошибок. Речевые ошибки Грамматические ошибки Орфографические ошибки Пунктуационные ошибки

57 К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить: 1) употребление слова в несвойственном ему значении; 2) употребление иностилевых слов и выражений; 3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств; 4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений; 5) смешение лексики разных исторических эпох; 6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);

58 7) употребление лишнего слова (плеоназм); 8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология); 9) необоснованный пропуск слова; 10) бедность и однообразие синтаксических конструкций; 11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения. Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетами.

59 Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

60 Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения.

61 Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

62 К негрубым относятся ошибки 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 4) в написании и и ы после приставок; 5) в трудных случаях различения не и ни. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

63 Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

64 При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки: 1. В переносе слов. 2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). 3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. 4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). 5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент. (дон Педро и Дон Кихот). 6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь- минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). 7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

65 В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

66 Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.

68 Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки 1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Методика подготовки обучающихся к итоговому сочинению. Презентация на заданную тему содержит 44 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Методика подготовки обучающихся к итоговому сочинению к.ф.н., доцент кафедры филологии Т.Г. Крапотина, к.ф.н., доцент кафедры филологии Л.В. Стебенева

Наша задача – подготовить методический комплект для работы на уроке: овладеть алгоритмом работы над сочинением-рассуждением; отработать приёмы и методы работы над вступлением, основной частью и заключением; написать коллективное сочинение в формате итогового; освоить формы работы над замыслом сочинения.

I. соответствие требованиям критерия №1 Упражнения на понимание темы и на овладение алгоритмом написания сочинения-рассуждения

В школьной практике распространены следующие типы вступлений: 1) историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…); 2) аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темы, раздумья над тем или иным словом); 3) биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме); 4) сравнительное (проведение литературных параллелей); 5) обществоведческое (имеет культурологический и социологический характер вступления); 6) личностное.

приёмы вступлений 4. Цитата Использование цитаты – очень распространенный и выигрышный вариант вступления. Если вы не можете припомнить подходящую цитату, не стоит сильно расстраиваться, так как порой яркое высказывание из исходного текста может стать превосходным началом сочинения. 5. Вопросы-стимулы Прием, основанный на использовании ряда вопросов, открывающих сочинение. Одновременно они, как правило, являются формулировкой проблемы. Вопрос не должен быть один, иначе он как бы повисает в воздухе, не производит должного впечатления. Слишком же длинная череда вопросов тяжела для восприятия, так как может привести к потере концентрации внимания. Оптимальное количество вопросов-стимулов – три!

Схема анализа эпического произведения Выходные данные: Автор. Время написания [если знаете]: а) сведения о литературной ситуации (какие существовали в то время литературные направления и методы; к какому направлению принадлежал автор; какой творческий метод чаще использовал в своей творческой практике); б) история создания (кому посвящено, в какой цикл входит, как приняли произведение современники, место в творчестве). Жанровое своеобразие (фрагмент рассказа, очерка, эссе, критической статьи, повести, романа, эпопеи и т. д.) Тема и идея произведения. Смысл заглавия. Композиция (рассказ в рассказе, линейная, кольцевая, обрамляющая, зеркальная и др.). Линии развития сюжета (завязка, развитие действия, кульминация, развязка и др.), особенности конфликта. Характеристика героев (портретная, речевая). Значение внесюжетных элементов (пейзаж, портрет, интерьер, лирические отступления). Соотнесенность системы художественных образов с жизнью человека, его чувствами. Основные особенности языка, их значение: Аллюзии, реминисценции [если есть]. Тропы (аллегория, гипербола, гротеск, ирония, литота, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет) [если есть]. Языковой поуровневый анализ: а) фонетика (аллитерация, ассонанс, другие виды звукописи) [если есть]; б) лексика (антонимы, архаизмы, вульгаризмы, диалектизмы, жаргонизмы, историзмы, неологизмы, повторы, просторечие, профессионализмы, синонимы, славянизмы, термины и т.д.); в) использование средств морфологии, синтаксиса, а также фигур речи (например, суффиксов субъективной оценки, вводных слов, однородных членов предложения, анафоры, инверсии, параллелизма, градации и т.д.). Авторская позиция, способы ее проявления. Личное восприятие фрагмента (оценка, истолкование).

Схема анализа драматического произведения Выходные данные: Автор. Время написания [если знаете]: а) сведения о литературной ситуации (какие существовали в то время литературные направления и методы; к какому направлению принадлежал автор; какой творческий метод чаще использовал в своей творческой практике); б) история создания (кому посвящено, в какой цикл входит, как приняли произведение современники, место в творчестве). Жанровое своеобразие (фрагмент комедии, трагедии, драмы и т.д.) Тема и идея произведения. Смысл заглавия. Композиция (линейная, кольцевая, обрамляющая, зеркальная и др.). Линии развития сюжета (завязка, развитие действия, кульминация, развязка и др.), особенности конфликта. Характеристика героев (портретная, речевая); деление их по группам [если возможно]. Значение ремарок [если есть]. Соотнесенность системы художественных образов с жизнью человека, его чувствами. Основные особенности языка, их значение: 1. Аллюзии, реминисценции [если есть]. 2. Тропы (аллегория, гипербола, гротеск, ирония, литота, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет) [если есть]. 3. Языковой поуровневый анализ: а) фонетика (аллитерация, ассонанс, другие виды звукописи) [если есть]; б) лексика (антонимы, архаизмы, вульгаризмы, диалектизмы, жаргонизмы, историзмы, неологизмы, повторы, просторечие, профессионализмы, синонимы, славянизмы, термины и т.д.); в) использование средств морфологии, синтаксиса, а также фигур речи (например, суффиксов субъективной оценки, вводных слов, однородных членов предложения, анафоры, инверсии, параллелизма, градации и т.д.). Авторская позиция, способы ее проявления (характеристика действующих лиц, ремарки) [если есть]. Личное восприятие произведения (оценка, истолкование).

Основой рассуждения в сочинении может стать и анализ эпизода Выбор эпизодов для раскрытия конкретных тем сочинений обусловлен тематическими направлениями. Подумайте и ответьте на вопрос: какому тематическому направлению соответствует каждый эпизод? Из предложенных возможных тем по пяти направлениям выберите ту, которую можно раскрыть наиболее точно с помощью анализа данного эпизода.

Варианты вступления 2. В наше время кажется уже, что понятия " честь и достоинства" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как, защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. "Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России", - говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой романа "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду". Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую, положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе царит мир.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Общий план сочинения имеет вид:

II. Основная часть. Тезис.

1. Первый аргумент.

2. Второй аргумент.

Классическое вступление состоит из нескольких элементов:

1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;

2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

3. ответ-тезис на главный вопрос темы

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема — назывное предложение.

Тема в виде вопроса

Например: «Что приносит любовь человеку: радость или

Любовь, радость, страдание.

Общие рассуждения на тему

Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том,

Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части)

Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?

Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы.

В этом случае можно использовать стандартные формулировки,

судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его

Если тема сформулирована в виде цитаты,

то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату

Тема — назывное предложение (ключевые слова)

В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос.

Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?

Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать.

Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.

Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего

дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ.

Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная

«Счастлив ли человек,

Когда человек трудится с удовольствием, тогда этот труд приносит ему

только радость, а значит, и сам человек становится счастливым.

Тема-утверждение (в том числе цитата)

В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

(Ф.М. Достоевский).

Когда человек влюблён, ему хо-

чется быть лучше и, соответственно, делать этот мир тоже лучше, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от

них избавиться, потому что любовь перерождает человека.

Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги.

Тема в виде назывного предложения или просто

ключевые слова, нуждающиеся в комментарии

Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные

(Во вступительной части задаём вопросы: «А что в нашем современном мире можно считать

технический прогресс идут вперёд.

Поэтому появляются новые формы

передачи информации. Конечно,

компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и

компьютер? И то и другое является

источником знаний для человека.

И всё же книга, с её приятным ше-

лестом страниц, с её иногда пожел-

тевшими от времени листами, всё

равно оказывается в руках того или

иного человека. Потому что кни-

га — это живая свидетельница ис-

Способы формулировки тезиса

· Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос.

Рассказ о случае из жизни.

Каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто

отдал за нашу мирную жизнь свою во время той страшной войны 1941—1945 годов.

Нет ни одной семьи в России, которой не

коснулась бы та война. В моей семье тоже

свято чтят память о тех годах, потому что

мои дедушки честно сражались за свою

Родину. Один дед был сапёром, а другой —

лётчиком-истребителем. Они не любили

говорить о войне. Они считали, что это са-

мое страшное, что может про-

изойти в жизни людей, потому что война

несёт не созидание и процветание, а боль,

смерть и страдание людям

Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем,

это помогает не уйти от темы).

В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему.

Кто-то, не жалея себя, не задумываясь,

встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок

земли около своего дома прекрасным, сажая

цветы и ухаживая за ними.

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной

основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод.

Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения.

Существует несколько способов закончить сочинение:

· Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.

Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату

Заключение — выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

Цитата, подходящая по смыслу. Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям, может, какая-нибудь подойдёт.

1.«Война есть одно из величайших кощунств над человеком

14.«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми

Михайлова, Екатерина Викторовна.

М69 ЕГЭ 2017. Литература. Алгоритм написания сочинения / Е. В. Михайлова. — Москва : Эксмо, 2016. — 256 с. — (ЕГЭ. Задания с развернутым ответом).

Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм написания итогового сочинения по литературе.


Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • "Война и мир" Л.Н. Толстой.
  • " Капитанская дочка" А.С. Пушкин
  • "Евгений Онегин" А.С. Пушкин
  • "Шинель" Н.В. Гоголь
  • "Мертвые души" Н.В. Гоголь
  • "Вишневый сад" А.П. Чехов
  • "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
  • "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков
  • "Горе от ума" А.С. Грибоедов
  • "Мцыри" М.Ю. Лермонтов
  • "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов
  • "Судьба человека" М.А. Шолохов
  • " На дне" М. Горький
  • "Отцы и дети" И.С. Тургенев
  • "Гроза" А.Н. Островский
  • "Премудрый пескарь" М.Е. Салтыков-Щедрин
  • "Обломов" И.А. Гончаров
  • "Матренин двор" А.И. Солженицын
  • "Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин
  • "И дольше века длится день" Ч.Т. Айтматов
  • "Уроки французского" В.Г. Распутин
  • "Обелиск" В.В. Быков
  • "Недоросль" Д.И. Фонвизин

Общий план сочинения

II. Основная часть.

2. Первый аргумент.

3. Второй аргумент.

Классическое вступление состоит из нескольких элементов: Объяснение ключевых слов темы или цитаты; Общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; Ответ-тезис на главный вопрос темы

Классическое вступление состоит из нескольких элементов:

Объяснение ключевых слов темы или цитаты;

Общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

Ответ-тезис на главный вопрос темы

Вступление Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема — назывное предложение .

Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа:

тема-вопрос, тема-утверждение, тема — назывное предложение .

Тема в виде вопроса

Например: «Что приносит любовь человеку: радость или

Любовь, радость, страдание.

Общие рассуждения на тему

Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том,

Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части ) Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?

Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части )

Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?

Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы.

В этом случае можно использовать стандартные формулировки,

судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его

Если тема сформулирована в виде цитаты,

то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату

Тема — назывное предложение (ключевые слова)

В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос.

Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?

Формулировка тезиса Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать. Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.

Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать.

Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.

Тема-вопрос Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ . Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего

дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ .

Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная

«Счастлив ли человек,

Когда человек трудится с удовольствием, тогда этот труд приносит ему

только радость, а значит, и сам человек становится счастливым.

Тема-утверждение (в том числе цитата)

В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение . Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

Когда человек влюблён, ему хо-

чется быть лучше и, соответственно, делать этот мир тоже лучше, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от

них избавиться, потому что любовь перерождает человека.

Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги.

(Ф.М. Достоевский) .

Тема в виде назывного предложения или просто ключевые слова, нуждающиеся в комментарии

Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные

(Во вступительной части задаём вопросы: «А что в нашем современном мире можно считать

Время и технический прогресс идут вперёд. Поэтому появляются новые формы передачи информации. Конечно, компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и

компьютер? И то и другое является

источником знаний для человека.

И всё же книга, с её приятным шелестом страниц, с её иногда пожелтевшими от времени листами, всё равно оказывается в руках того или иного человека. Потому что книга — это живая свидетельница истории человечества!

Способы формулировки тезиса

· Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос.

Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы). В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему. Кто-то, не жалея себя, не задумываясь, встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок земли около своего дома прекрасным, сажая цветы и ухаживая за ними.

(пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы).

В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему.

Кто-то, не жалея себя, не задумываясь,

встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок

земли около своего дома прекрасным, сажая

цветы и ухаживая за ними.

Основная часть Аргументация Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод . Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной

основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод .

Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

2 . Его интерпретацию :

3. Микровывод

Заключение Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Существует несколько способов закончить сочинение: Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного . Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.

Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения.

Существует несколько способов закончить сочинение:

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного . Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.

Заключение-призыв.

Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату

Заключение — выражение надежды.

Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

Читайте также: