Виды сочинений в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

Работа по развитию творческих способностей на уроках русского языка многогранна. Одно из её направлений – написание сочинений разных видов.

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребёнка, познать его.

Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.

Сочинение – это первые попытки ребёнка выразить окружающий его мир во внутреннем своём отображении, высказывать своё отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во втором классе в сочинения вводятся элементы описания, а в третьем-четвёртом – элементы рассуждения.

Методика работы над сочинением

За год обучения в первом классе мои ученики приобрели первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением.

Письменным сочинениям в 1-м классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединённых темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединённые темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному.

Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определённом порядке, последовательно. Подготовительная работа к сочинению начинается уже в букварный период и продолжается на протяжении всего года.

Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, работе, и, работая над ними дети учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений я исхожу из интересов учащихся и продумываю последовательность работы:

Сочинения во втором классе – это уже небольшие сюжетные рассказы, в которые вводятся элементы описания.

Из опыта работы могу сказать, что моим ученикам нравится писать такие сочинения, т.е. когда красиво, образно, эмоционально, художественно описывается какой-то предмет или явление природы.

Сочинение-описание способствует развитию точности в выборе слов, словосочетаний, предложений, чёткому выражению мыслей.

Ученики же, давая художественное описание предмета, учатся наблюдать, выделять его основные признаки, выделять по этим признакам предмет среди других предметов.

Первым по времени и по значению шагом в работе над сочинением является выбор темы.

Прежде всего – это чёткая, прозрачная формулировка темы. Следует решительно отказаться от неконкретных, расплывчатых тем, например: “Осень”, “Зима” и т.д., чтобы не ставить детей перед неосуществимой задачей – объять необъятное.

Конкретность темы – залог правильного её раскрытия в сочинении. Например, не “Весна”, а “Первый весенний цветок”. Не “Осень”, а “Краски осеннего леса”. Не “Зима”, а “Первый снег” или “Зимний лес”.

Я учу детей вглядываться в природу, провожу последовательные наблюдения (первый снег; самый холодный день зимы; зима отступает), многие ребята делают записи в индивидуальных дневниках, своеобразные “заготовки” будущего сочинения. Учу умению слышать как хрустит снег под ногами, какого редкого голубовато-фиолетового цвета бывают тени на снегу ранней весной, как меняется запах воздуха и т.д.

В качестве дополнения к наблюдениям я использую репродукции картин художников: “Первый снег” В.Д. Поленова, “Зимний пейзаж” И.Э. Грабаря, “Золотая осень” И. Левитана, “Опавшие листья” М. Остроухова. Предлагаю прослушать отрывки из альбома П.И. Чайковского “Времена года”, мелодии Грига, Г. Свиридова.

Я учу детей вдумываться в каждое слово темы, предваряя сочинение выяснением, все ли дети осмыслили до конца тему. Помогаю детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить его в свете сочинения, систематизировать. Ведущую роль отвожу подготовительной беседе. Вместо беседы иногда использую свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением.

Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ним. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.

Но бывает, что план, предложенный мной или даже составленный коллективно, иногда не становится костяком будущего сочинения. Мысль юного автора идёт по своему логическому руслу, а план – по другому.

Нередко дети задают вопрос:

- А можно без плана?

В этом вопросе учитель порой видит недобросовестность ребёнка, предполагая, что он хочет выполнить работу кое-как. А ведь за этим часто стоит естественная потребность ученика мыслить самостоятельно, любимое всеми детьми: “Я сам!”

Сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Но, обучая детей, как писать и что писать, руководя их действиями, в определённой последовательности направляя детскую мысль, я стараюсь ни в коем случае не заглушить и не подавить инициативу, фантазию, творческую мысль ребёнка.

Думаю, что учить детей умению составлять план можно не только в связи с подготовкой к письменной работе, но и на прогулке, экскурсии, при подготовке праздника, классного часа, при обсуждении текущих дел и т.д. И тогда у ребёнка вырабатывается не только умение, но и потребность в определении очерёдности выполнения дел или последовательности в изложении материала. Очевидна при этом руководящая, направляющая роль учителя: он ставит задачу, может быть, подсказывает основные направления, подтверждает правильность определения главного и второстепенного, но составлять план большинство детей к четвёртому классу должны самостоятельно.

Считаю, что несамостоятельность в творческой работе весьма опасна. Она способствует духовному обеднению человека, приучает действовать по трафарету, мешает раскрыть творческую и личную индивидуальность.

Там, где учитель заботливо формирует детскую речь, поощряет самостоятельность в словесном рисовании и письменных работах, упражняет детей в подборе точного образного слова, там не встретишь, как это нередко бывает, сочинения, похожие друг на друга, там звучит удивительное, в своей неожиданности, живое детское слово:

Весеннее солнышко слизывает последний снег, словно мороженое.

На заснеженных ветках берёзы зажглись красные огоньки. Это снегири – птицы зимы.

В лесу волк ходит-бродит, а заяц волка за нос водит. Медведь улёгся в спячку и лапу вкусную сосёт.

Работа над сочинениями во втором классе предусматривает обогащение словаря учащихся, т.е. усвоение новых слов, углубление понимания уже известных слов, различие между синонимами, подбор антонимов, многозначность слов, фразеологизмы, усвоение сочетаемости слова с другими словами, уместность их употребления, культура речи (ударение, произношение). Учу детей работать с орфографическим и толковым словарями.

Из опыта работы знаю, что когда дети пишут творческие работы, они часто употребляют в них различные виды сложных предложений и, естественно, допускают многочисленные ошибки. Тогда учителя советуют использовать маленькие, простые предложения. В результате задерживают естественное речевое развитие детей.

Чтобы избежать этого, я тренирую ребят в составлении словосочетаний, в распространении нераспространённых предложений, в конструировании различных вариантов предложений, в том числе и сложных; употреблении вводных слов, прямой речи, диалога.

Реализовать эту задачу невозможно и без формирования пунктуационной зоркости учащихся. На своём опыте я убедилась, что начинать обучение пунктуации можно уже в первом классе. Малышей, овладевающих письменной речью, я учу видеть знаки препинания, отличать их от букв, понимать в общих чертах их назначение.

На каждом уроке русского языка и литературного чтения я обращаю внимание детей на “работу” и “интонацию” того или иного знака препинания, опираясь, прежде всего, на смысловой и интонационный принципы русской пунктуации, реже – на грамматический, т.к. пока дети не владеют элементарными знаниями по грамматике.

В ходе выполнения сочинения, я обязательно оказываю индивидуальную помощь, особенно слабым ученикам. Просматриваю написанное, обращаю внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, предлагаю вспомнить правило или обратиться к словарю, приучаю обращаться с вопросами при затруднении. После проверки работ отвожу несколько минут очередного урока на их анализ. Даю общую оценку выполнения работу классом в целом, зачитываю лучшие работы, после чего разбираются типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста. Ребятам, допустившим ошибки, даю индивидуальные задания. Считаю, что самая эффективная работа над речевыми ошибками – привлечение самих детей к исправлению ошибок и неточностей в детской речи, а также к редактированию своих работ.

Обладая в этом возрасте неудержимой фантазией, мои ученики очень любят писать сочинения, например, от имени осеннего дождя или зимнего ветра, рассказывать о путешествии дождевой капельки или снежинки. Давая домашние задания по литературному чтению, я предлагаю детям не просто пересказать текст, а взглянуть на описанные в произведении события глазами какого-либо героя, изменить сюжетную линию или придумать другой финал. Всё это способствует развитию творческой мысли, устной и письменной речи.

Ребята моего класса активно принимают участие в конкурсах сочинений. То что детям интересно писать сочинения, говорит и то, как они стремятся их оформить: сопровождают рисунками, используют компьютер.

В третьем-четвёртом классах к работе над сочинением предъявляются более высокие требования. В сочинения вводятся элементы рассуждения, анализа.

Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые предположения.

Такие виды сочинений мои ученики будут учиться писать в последующие два года обучения.

Первые школьные сочинения должны отражать детское видение мира, его личные впечатления и, пусть крохотный, но свой жизненный опыт, а не быть сухим перечнем признаков времён года, набором общих фраз и штампов.

Учителю начальной школы приходится решать одну из основных и трудных задач – научить школьника писать сочинения содержательные и логичные, самобытные и эмоциональные, образные и грамотные.

Нам, учителям начальной школы, отвечать за то, чтобы язык ребёнка, этот неиссякаемый, как жизнь, родник, с каждым годом становился всё более полноводным.

Выполнил: студентка группы 442
Красноперова А.Н.

Проверил: Моисеева Н.Н

Сочинение, классификация сочинений, основные виды сочинений в начальной школе.

Школьное сочинение - творческое и самостоятельное изложение учеником своих
мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим.

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Методисты Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев предлагают следующую классификацию сочинений:

В зависимости от цели сочинения бывают обучающие и контрольные.

По месту выполнения сочинения могут быть классные и домашние.

По источникам знаний классификация сочинений следующая:
1) сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся;
2) сочинения по картине;
3) сочинения, проводимые в курсе литературы.

По способу изложения мыслей могут быть выделены сочинения повествовательного характера, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

В начальной школе чаще всего используют сочинение-описание,
сочинение-рассуждение и сочинение-повествование.

Сочинение-описание
Описание изображает какое-либо явление и раскрытие его признаков. Действие как таковое в описаниях отсутствует, картина чаще всего изображается статичной. Наиболее распространенными темами для сочинений-описаний являются портреты, состояния героев, природа и т. п. Среди портретов выделяют внешнее и внутреннее описание (чувства героев), которые тесно связаны между собой. Описание природы могут являться не просто фоном, а параллелью состояния героя.

В описаниях наиболее важно точное словоупотребление при характеристике людей или мест. Для описательного текста характерно использование прилагательных и глаголов в настоящем времени. Самые яркие признаки, создающие образ, передаются сравнениями, метафорами, метонимиями, словами с оценочным значением, эпитетами, символами и т. п.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.

Структура описания обычно строится от общего к частному: общее описание предмета - описание характерных признаков - описание отношения к предмету. Часто используются прилагательные.

Сочинение-повествование
Из повествовательных сочинений в школьной практике имеет место рассказ. Как правило, рассказ используется в школе для обучения и усвоения таких понятий, как композиция, сюжет.

Умение разобраться в структуре рассказа, написанного мастером поэтического слова, попытка самому написать рассказ развивают способность эстетического восприятия художественного произведения, формируют умение кратко, динамично излагать повествовательные тексты по принципу художественного рассказывания или литературного монтажа.

Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временной последовательности. Сочинения-повествования включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия).

Поскольку в повествовательном тексте на первый план выходит действие, то в нем часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность или смену явлений, а глаголы употребляются в прошедшем времени.

Сочинение-рассуждение
Наиболее распространенный тип сочинения. Рассуждения на литературную тему могут быть в различных жанрах: с отзыва о прочитанной книге и до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора.

Все разнообразие формулировок тем можно свести к трем основным видам:

1) Тема-понятие (явление) — это такая формулировка темы, в которой не содержится прямого указания на идею рассуждения, автор определяет ее сам.
Тема-понятие дает самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключенную в теме, сам разрешает ее, т. е. формулирует основную идею сочинения.

2) Тема-вопрос. Такая формулировка тоже выражает идеи рассуждения, но указывает прямой путь к ней. Пишущий сам определяет идею рассуждения. Причем разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос.

3) Тема-суждение. В такой формулировке уже выражена идея рассуждения, поэтому считается самой легкой. Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться только в подборке аргументов для обоснования этой идеи в расположении материала.

Сочинение-реклама – изложение достоинств предмета в понятной, лаконичной и интересной форме. Особенности – важность заголовка, “живой” текст, интересные, запоминающиеся факты, простота восприятия на слух.

Сочинение -дневниковая запись – опус в литературно-бытовом жанре. Повествование обязательно ведется от первого лица. Повествуется о текущих событиях, повествование здесь соседствует с описанием и рассуждением. Записи всегда датируются.

Сочинение-эссе – произведение небольшого объема, в котором автор передает свои личные впечатления. На первом плане в эссе всегда личность автора.

Сочинение-письмо – текст, написанный адресату, разговор с отсутствующим. Для данного жанра сочинений характерно наличие вводных слов, обращений, информации личного характера, эмоциональность, открытость.

На сегодняшний день такой вид упражнения по развитию речи учащихся, как сочинение используется достаточно редко. Это связано с тем фактом, что в действующих программах по русскому языку этому виду работы отведено мало часов.

Используемая Литература
1. Балашова Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного
// Начальная школа. - № 10 – 1998. – с.70-75.

2.Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Картины по развитию речи. 1 класс. – М.,
1973.

4.Елисеева М. Т. Работа над изложением и сочинением// Начальная школа. - № 5.-
2005 - с. 26.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение в начальных классах — это самостоятельная письменная работа учащихся, состоящая в изложении ими собственных мыслей, суждений, переживаний, намерений. Она направлена на развитие связной речи младших школьников, на формирование их умений в построении текста и является важным средством формирования личности ученика, его жизненной позиции и общественной активности.

О новых видах сочинений в начальной школе

Выполнила: Дружинина Е.,

студентка 413 группы

Руководитель: Глядяева Т.М

преподаватель русского языка и культуры речи

Сочинение в начальных классах — это самостоятельная письменная работа учащихся, состоящая в изложении ими собственных мыслей, суждений, переживаний, намерений. Она направлена на развитие связной речи младших школьников, на формирование их умений в построении текста и является важным средством формирования личности ученика, его жизненной позиции и общественной активности.

В начальной школе практикуются различные виды сочинений. Они классифицируются по разным основаниям:

По характеру используемого языкового материала пишутся сочинения на литературные темы, по сюжетным картинкам, демонстрационным картинам, на основе жизненного опыта и др.

По типу текста: сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, сочинения-смешанного типа.

По жанру: сочинения-рассказы, очерки, объявления, письма, заметки в газету, рецензии, отзывы и т.д.

По стилю: художественные, публицистические, деловые.

По месту написания: классные и домашние.

По специфике подготовительной работы: с длительной подготовкой, с небольшой подготовкой и без подготовки.

Эти виды сочинений в силу их длительного применения в процессе обучения русскому языку хорошо известны и часто используются в начальной школе.

В то же время ресурсы сочинений в начальных классах продолжают активно пополняться за счет введения в процесс обучения новых видов самостоятельных творческих письменных работ. Нередко они пишутся на необычные темы, имеют специфическую структуру, в них практикуются своеобразные приемы подготовительной работы.

В данной статье мной рассмотрены новые виды сочинений, которые предназначены для I и II классов.

В I классе детям можно предложить сочинение-загадку и сочинение-записку.

При написании сочинения-загадки на уроке создается прекрасная творческая атмосфера, поскольку загадка — один из самых любимых детьми литературных жанров. Но если она создается усилиями ребенка, то процесс ее составления и получившаяся загадка становятся незабываемыми. Важно отметить, что работа по составлению загадки стимулирует развитие творческого воображения, неординарность, гибкость мышления учащихся и воздействует на совершенствование их речевого потенциала.

Во время подготовительной работы учитель может предложить учащимся для отгадывания две-три загадки. Загадки подбираются на одну и ту же тему и близкой структуры. Ученики составляют загадку на ту же тему и такой же структуры. При составлении загадки необходимо, чтобы учащиеся имели достаточно полное представление о загадываемом предмете и чтобы он (или его изображение) был (было) перед глазами школьников.

Разнообразие сочинений в I классе может обеспечить такой вид творческой работы, как сочинение-записка. Этот вид письменного высказывания важен для первоначального ознакомления школьников с деловым стилем. Он доступен первоклассникам по тематике, объему, оформлению и имеет высокую степень востребованности.

Они узнают, с какой целью и как проводится тест. Сочинение-тест может выполняться по следам прочитанных литературных произведений и на темы, касающиеся личности ученика. Отвечая на вопросы теста, составленные к прочитанному произведению, учащиеся могут раскрыть сюжет произведения, рассказать о каком-либо действующем лице, выявить характерные особенности конкретного художественного произведения и т.д.

Сочинение-совет также можно писать по следам прочитанных литературных произведений и на основе личного опыта второклассников. Если сочинение пишется по прочитанному произведению, то накануне письменной творческой работы оно должно быть перечитано детьми.

На уроке второклассники знакомятся с лексическим значением слова совет; узнают, кто имеет право давать советы и в какой форме это осуществляется. Устный текст совета составляется учащимися коллективно. Письменный вариант сочинения-совета каждый ученик пишет самостоятельно.

Таким образом, в введение в процесс обучения русскому языку новых видов сочинений и правильное их проведение значительно повышает интерес школьников к письменной творческой деятельности, что расширяет возможности учителя в решении важнейшей задачи: развитие устной и письменной речи младших школьников, их интеллектуальное развитие, совершенствование творческих способностей.

Сочинение – обязательный вид письменных работ по русскому языку и литературе в школьной программе. Оно призвано научить ребенка излагать свои мысли логично и последовательно, грамотно, убедительно; выражать свое отношение к теме, делать выводы. Умение писать сочинение понадобится уже на начальном этапе обучения, но особенно пригодится школьникам при сдаче ЕГЭ. Как научить ребенка писать сочинение?

Учитель у доски

Виды сочинений

Каждый вид школьных сочинений имеет свою структуру, особенности изложения, критерии оценки. Сегодня существуют такие виды:

  • Сочинение-описание. Главное значение при их написании имеют художественно-изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры). Основная особенность описаний — последовательный переход от общего к частному. Это может быть описание картины, героя, интерьера, пейзажа, времен года. Именно с описаний детей начинают обучать написанию сочинений уже в начальной школе. Простейшие описания ребенок должен уметь делать уже к концу 1 класса.
  • Сочинение-повествование (рассказ). Это тоже своего рода описание, но описывать нужно действия, события (поездка, каникулы, выходной, любимый урок). Поэтому основное внимание уделяется последовательности изложения мыслей. Для такого сочинения обязательны завязка, кульминация и последующая развязка. Главная роль в нем – у глаголов. Во 2 классе ребенок уже должен уметь писать простое повествовательное сочинение.
  • Сочинение-рассуждение. Для учащихся это наиболее сложный вид письменных работ, требующий максимальной концентрации, глубокого знания темы и умения ее проанализировать, выразить свое отношение. Структуру такой работы обязательно составляют идея (тезис), доказательства (аргументы), вывод (ответ на главный вопрос). В таком жанре пишутся сочинения на свободную тему, обзоры, отзывы, эссе.

Девочка пишет сочинение

Действуем последовательно

Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.

  • Строго следовать теме.
  • Выделять ее границы.
  • Выбирать идею.
  • Составлять план работы.
  • Подбирать материалы к сочинению.
  • Соблюдать структуру плана.
  • Писать вступление и заключение.
  • Работать с черновиком.

Дети пишут

Следуем теме

Далее будут изложены приемы, с помощью которых учащихся обучают навыкам написания сочинений педагоги в школах. Но их с успехом можно применять и дома, если у ребенка возникают те или иные трудности.

Главная ошибка большинства школьников – неумение отличить широкую тему от узкой.

Педагоги для решения этой задачи применяют следующие приемы:

Девочка пишет в тетради

Выбираем идею

Учащиеся должны понять, что идея – та часть общей темы, которую выбирает для себя сам ребенок для каждого конкретного случая. Именно идея и предопределяет содержание будущей работы.

Соответственно, чтобы правильно выбрать идею, нужно конкретизировать общее или обобщить конкретное. Развить это умение можно только практически: предлагая детям находить как можно больше узких тем в одной широкой или выходить на как можно большее число широких тем из одной узкой.

План сочинения

Как составить план и подобрать материалы?

Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.

Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.

Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.

Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.

Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.

Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.

Что может служить источником материалов?

  • Литературные произведения.
  • Другие книги.
  • Личный опыт.
  • Критические статьи.
  • Статьи, отзывы в интернете.

Мама помогает дочке писать сочинение

Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:

Сочинение

Черновик – основа дела

Работе с черновиком ребенка тоже нужно учить. Неправильно, если он просто сядет и начнет писать полностью сочинение – как на чистовик. При этом у него нет возможности вносить серьезные правки, дописывать, корректировать. А между тем такая возможность должна быть обязательно – на то он и черновик!

Удобно согнуть лист пополам и писать текст слева. Правая часть остается для пометок, вставок, комментариев. При этом писать нужно только на лицевой стороне листа, чтобы весь текст был перед глазами. При больших объемах можно использовать несколько листов.

Парадоксально, но начинать лучше всего с написания заключения. Так учащийся сразу видит, в какую сторону ему развивать мысль, ставит себя в рамки плана и делает вывод к своей будущей работе, которая пока только осмысливается в голове. Но к моменту ее завершения школьник уже достаточно устанет для того, чтобы поставить эту красивую жирную точку в своей работе. А хороший вывод всегда оценивается очень высоко.

Потренироваться умению писать краткие и глубокие выводы можно с помощью простого приема: закончить рассказ. Сначала пусть это будет событийный рассказ, затем можно брать описательные тексты, рассуждения. Постепенно ребенок научится подбирать концовку и к собственным произведениям.

А вот вступление практичнее писать после того, как будет готова основа. В таком случае введение будет грамотно подводить к дальнейшему повествованию, задавать ему тон. Проще говоря, ученику уже будет видно, на что нужно настраивать читателя.

Чтобы детям было легче написать вступление, им нужно предложить несколько клишированных вариантов:

  • Цепочка наводящих вопросов. (Что такое счастье? В чем оно заключается? Как понять, что ты счастлив? Как построить свое счастье? Об этом и рассуждает (имя писателя) в своем произведении (название).
  • Рассуждения о заголовке сочинения. (Любовь. Однозначно сказать, что это, невозможно, настолько она многогранна и субъективна. Об одной из таких граней и размышляет (имя писателя) в своем (название произведения).
  • Диалог с собеседником (в виде обращений ко второму лицу).
  • Начало в виде цитаты, афоризма, пословицы, отражающей суть темы.
  • Небольшая справка об авторе (поэте, художнике, писателе) либо о создании произведения.
  • Описание впечатлений, которые вызвало конкретное произведение у самого учащегося.

После того, как сочинение написано, учащийся должен уметь его вычитывать, исправлять допущенные ошибки. А также иметь возможность послушать анализ своей работы со стороны. В качестве критика могут выступать как учитель, так и родители, желающие помочь ребенку в освоении навыка письменных работ.

Только в этом случае у него будет понимание того, как писать – хорошо, а как – плохо.

Читайте также: