Любители спорта хорошо знают шаварша карапетяна сочинение
Обновлено: 03.07.2024
4 Цена мгновения - жизнь
6 Геннадий Бочаров ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ Статья Любители спорта хорошо знают Шаварша Карапетяна, установившего десять мировых рекордов по прыжком в воду. Но главный свой рекорд установил он на месте чрезвычайного происшествия, где судьями были жизнь смерть. В один из сентябрьских вечеров с высокой плотины Ереванского водохранилища сорвался троллейбус с пассажирами. Троллейбус погружался в бурлящую воду. Так началась эта драма. Шаварш Карапетян заканчивал ежедневную двадцатикилометровую пробежку и как раз в это время появился на высокой перемычке. Рядом был родной брат Камо и другие спортсмены. Чемпион первым оценил обстановку и стал стягивать с себя мокрую от долгого бега одежду. Через несколько секунд братья уже были в воде. Первым доплыл до погруженного в воду троллейбуса Шаварш. Он сразу понял, что никто лучше него не сможет сделать то, что нужно сделать: нырнуть на необходимую глубину и что-то сделать для спасения людей. Видимость под водой была скверной, не сразу удалось рассмотреть корпус троллейбуса. Преодолевая плотное сопротивление воды, ударил в заднее стекло ногами. Стекло бесшумно раскололось. Шаварш вплыл в салон, где в тяжелой мгле двигались темные тени. Воздух в легких подходил к концу. Он ухватил ближайшую тень, развернулся и выбрался из салона. Оттолкнувшись мощнейшим толчком от крыши, устремился вверх. Всплыв, увидел, что спас женщину. На поверхности тем временем собирались лодки, некоторые гребцы и парни с лодок пытались нырять, но у них ничего не получалось: они не умели ориентироваться под водой и удерживаться на глубине. Много раз нырял Шаварш, прижимая к себе незнакомых людей, двадцать один раз проникал в салон троллейбуса. Тем временем на плотину прибыли два огромных крана. Теперь надо было зацепить под водой тросы. Это оказалось нелегко. И все же он выбил два боковых стекла и продел трос прямо под крышей троллейбуса. Троллейбус медленно двинулся вверх. А в это время на отчаянные усилия Шаварша, самоотверженные действия Камо, который принимал спасенных, смотрел их отец Владимир Самсонович Карапетян. Ему не позволили броситься в воду на помощь сыновьям. В сердце и сознании отца произошло открытие: его сыновья взрослые люди, способные на высшее благородство. А Шаварша ожидала долгая и тяжелая болезнь, уход из спорта. Лучшая награда герою не 130 завоеванных медалей, а 20 спасенных им жизней. Спасая людей, он помогал всем понять, что может человек, даже если он один. А что человек может, таков он и есть.
7 Геннадий Бочаров ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ Статья Любители спорта хорошо знают Шаварша Карапетяна, установившего десять мировых рекордов по прыжком в воду. Но главный свой рекорд установил он на месте чрезвычайного происшествия, где судьями были жизнь смерть. В один из сентябрьских вечеров с высокой плотины Ереванского водохранилища сорвался троллейбус с пассажирами. Троллейбус погружался в бурлящую воду. Так началась эта драма. Шаварш Карапетян заканчивал ежедневную двадцатикилометровую пробежку и как раз в это время появился на высокой перемычке. Рядом был родной брат Камо и другие спортсмены. Чемпион первым оценил обстановку и стал стягивать с себя мокрую от долгого бега одежду. Через несколько секунд братья уже были в воде. Первым доплыл до погруженного в воду троллейбуса Шаварш. Он сразу понял, что никто лучше него не сможет сделать то, что нужно сделать: нырнуть на необходимую глубину и что-то сделать для спасения людей. Видимость под водой была скверной, не сразу удалось рассмотреть корпус троллейбуса. Преодолевая плотное сопротивление воды, ударил в заднее стекло ногами. Стекло бесшумно раскололось. Шаварш вплыл в салон, где в тяжелой мгле двигались темные тени. Воздух в легких подходил к концу. Он ухватил ближайшую тень, развернулся и выбрался из салона. Оттолкнувшись мощнейшим толчком от крыши, устремился вверх. Всплыв, увидел, что спас женщину. На поверхности тем временем собирались лодки, некоторые гребцы и парни с лодок пытались нырять, но у них ничего не получалось: они не умели ориентироваться под водой и удерживаться на глубине. Много раз нырял Шаварш, прижимая к себе незнакомых людей, двадцать один раз проникал в салон троллейбуса. Тем временем на плотину прибыли два огромных крана. Теперь надо было зацепить под водой тросы. Это оказалось нелегко. И все же он выбил два боковых стекла и продел трос прямо под крышей троллейбуса. Троллейбус медленно двинулся вверх. А в это время на отчаянные усилия Шаварша, самоотверженные действия Камо, который принимал спасенных, смотрел их отец Владимир Самсонович Карапетян. Ему не позволили броситься в воду на помощь сыновьям. В сердце и сознании отца произошло открытие: его сыновья взрослые люди, способные на высшее благородство. А Шаварша ожидала долгая и тяжелая болезнь, уход из спорта. Лучшая награда герою не 130 завоеванных медалей, а 20 спасенных им жизней. Спасая людей, он помогал всем понять, что может человек, даже если он один. А что человек может, таков он и есть.
8 11-кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, 7-кратный чемпион СССР.
--> Версия для слабовидящих -->
учитель высшей категории Яшкова Юлия Михайловна, 2007-2008 уч. год
(разбор заданий ЕГЭ по русскому языку)
Цели: на основе "полётного" повторения обобщить знания :
* по фонетике и разобрать задания ЕГЭ, связанные с орфоэпическими нормами (А 1, А17);
* по орфографии (правописание безударных гласных, правописание приставок на с, правописание трудных слов );
* по морфологии, развивать умения и навыки различения частей речи;
* по синтаксису, закрепить навыки различения и определения видов связи и способов подчинительной связи в словосочетаниях; (В3)
* о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью, закрепить постановку знаков препинания в них, разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами в этих типах предложений (А24, А27 и А28);
* закрепить умения и навыки учащихся анализировать текст, разобрать задания ЕГЭ В2, В7;
* об особенностях публицистического стиля, разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием в данном стиле средств художественной выразительности (А32 и В8).
IV. Работа с тестами заданий ЕГЭ А1
В это время один человек у доски выполняет подобное задание и делает транскрипцию выбранного слова.
1. В каком слове все согласные звуки глухие:
а) нужно | в) устремился |
б) где | г) уход |
2. В каких словах звуков меньше, чем букв?
а) всплыл | в) лучшая |
б) сердце | г) троллейбус |
3.В каком слове звуков больше, чем букв?
а) тяжёлая | в) сентябрьских |
б) бесшумно | г) двадцатикилометровую |
V. Озаглавьте молчащую таблицу. Заставьте её говорить. Попутно проработайте орфограммы и произведите разбор.
Один человек у доски производит разборы.
Правило | Примеры |
М…ровых, в…черов, пл…тины, водохр…нилище, т…жёлый, гр…бцы, б…ковых, сп…ртсмены. | |
Па(с,СС)ажиры, тро(л,лл)ейбус, с…пр…тивление, …р…ентироваться. | |
Ра..смотреть, Ра…кололось, бе…шумно, ра…тереть, бе…покойно. |
VI. Укажите ошибки в определении частей речи.
1. Установившего | 1. Прилагательное |
2. Погружался | 2. Деепричастие |
3. Бурлящую | 3. Причастие |
4. Видимость | 4. Существительное |
5. Преодолевая | 5. Глагол |
6. Раскололось | 6. Глагол |
7. Некоторые | 7. Наречие |
(1-3, 2-5, 3-3, 4-4, 5-2, 6-5,7-6)
В это время один человек у доски работает по карточке над разбором предложения
( грамматические основы, схема, характеристика)
VII. Проверяем отвечающего.
Он сразу понял, что никто лучше него не сможет сделать то, что нужно сделать: нырнуть на необходимую глубину и что-то сделать для спасения людей.
VIII. Из этого предложения выписаны словосочетания . Ваша задача соединить стрелками правую часть таблицы с левой.
1 | Сразу понял |
Ребята расставляют знаки препинания и объясняют свой выбор (подчеркнуть грамматические основы, начертить схему, дать характеристику предложения). X. Прочитайте текст и выполните задания А7 , А9, А10, А11,А25 . А7. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст? А9. Какие слова являются грамматической основой в 4 предложении? А10. Укажите верную характеристику 2 предложения. А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова прижимая из 5 предложения. А25. Как объяснить постановку двоеточия во 2 предложении? XI. Анализ текста. Выполнение заданий А29 - А31, В1 - В7 Перед вами вступительная статья публициста Г.Бочарова "Что человек может", написанная в середине 70-х годов, о хорошо известном любителям спорта рекордсмене по прыжкам в воду Шаварше Карапетяне. В статье идёт речь о подлинных событиях, когда жизнь людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, зависела от действий случайного свидетеля происшествия, мгновенно взявшего на себя ответственность за их спасение. Геннадий Бочаров (1) Любители спорта хорошо знают Шаварша Карапетяна, установившего десять мировых рекордов по прыжкам в воду. (2) Но главный свой рекорд установил он на месте чрезвычайного происшествия, где судьями были жизнь и смерть. Аналитическая работа по тексту 2. Почему Шаваршу Карапетяну удалось выполнить то, что не удалось другим? В7. Назовите средства связи между 3 и 4, и между 13 и 14 предложениями. [ Вверх ] Любители спорта хорошо знают Шаварша Карапетяна, установившего десять мировых рекордов по прыжком в воду. Но главный свой рекорд установил он на месте чрезвычайного происшествия, где судьями были жизнь и смерть. На поверхности тем временем собирались лодки, некоторые гребцы и парни с лодок пытались нырять, но у них ничего не получалось: они не умели ориентироваться под водой и удерживаться на глубине. Много раз нырял Шаварш, прижимая к себе незнакомых людей, — двадцать один раз проникал в салон троллейбуса. Создание условий для закрепления знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по тексту Ю.Бондарева "Щенок". Способствует развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.Воспитывает личность в условиях партнерства,интереса учащихся к обсуждаемым вопросам. Урок русского языка в 10 классе. 1.Создание условий для закрепления знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту (часть С заданий ЕГЭ). 2.Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах. 3.Воспитание личности в условиях партнерства, интереса учащихся к обсуждаемым вопросам. Задачи урока: учить понимать и анализировать художественный текст; совершенствовать умение находить средства выразительности и определять их роль в тексте; развивать творческую, речевую и мыслительную активность детей; воспитывать чувство доброты и бережного отношения к людям,животным,природе. Планируемые результаты: понимание произведения, нравственных ценностей; умение характеризовать героев; выражать свою точку зрения; понимание авторской позиции. Метапредметные умение определять цели своего обучения; умение работать индивидуально и в сотрудничестве; ориентация в системе нравственных ценностей. Тип урока: урок –практикум. Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, коллективная. Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие, проектная, элементы технологии критического мышления, проблемная. Структура урока. Эмоциональная подготовка к восприятию материала. Интерпретация и анализ текста. Оборудование: Задачи для учащихся: Знать алгоритм написания сочинения- рассуждения по заданному тексту. Уметь писать сочинение – рассуждение. 1.Мобилизующий этап. 1.Анализ предыдущего сочинения по теме №4;(Слайд) -Нарушение абзацного членения текста. -Очень большой авторский комментарий к названной проблеме. -Нечетко выражена личная позиция пишущего к проблеме 11.Этап мотивации к занятию (определение темы и цели урока)(Слайд) -Какую проблему нам необходимо решить на уроке ? -Что для этого необходимо знать? (алгоритм написания сочинения) -Чему необходимо научиться? (уметь писать сочинение –рассуждение, применяя данный алгоритм) -Прежде чем мы приступим к анализу текста Ю. Бондарева , посмотрите документальный фильм. -Являются ли действия людей поступками? (Зачитать словарные статьи-ученик) Какое значение слова вы выбрали бы к просмотренному фильму? (Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах) записать -А можно ли эти поступки назвать нравственными? -А что такое нравственный поступок? Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Поступки бывают разные. Одни приносят радость, счастье. Спасение, а другие горе, беду, муки (причем не только окружающим .но и самому себе).Всё это влияет на наш характер и нашу жизнь… Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь. V.Аналитическая работа с текстом. -Какова тема текста? -С помощью каких типов речи передает автор содержание? (Работа по группам: 1ряд-повествование; «2 ряд-описание; 3 ряд –рассуждение. Зачитывают примеры, доказывают). записать - В каком стиле написан текст? (Художественный, доказывают.) записать -Какие проблемы ставит автор в тексте? (Проблема ответственности человека за свои поступки.) (Слайд)-Сформулируйте проблему в виде вопроса. записать (Всегда ли человек должен нести ответственность за свои поступки?) - К какой категории проблем можно отнести проблему текста? (Проблемы нравственности). записать V1.Работа над композицией сочинения. (Коллективно-индивидуальная). (Критерии оценки выполнения задания –стр.111-114. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2018: учебно-методическое пособие/Н.А. Сенина. -Ростов н/Д. Легион,2018). -Как сформулируем первый абзац сочинения? (Зачитывают два-три чел.) Слайд). -Кто более верно сформулировал одну из проблем исходного текста? -Как комментирует автор проблему исходного текста? (Зачитать два комментария). (Слайд). -Чей комментарий более точно передает размышления автора о проблеме? -Прокомментирована с опорой на исходный текст, фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы ,нет. -Дан простой пересказ текста или его фрагмента. -Сформулируйте авторскую позицию. (Зачитывают два примера). -Аргументация собственного мнения по проблеме. V11.Вспомним, что может быть аргументом собственного мнения по проблеме? (Слайд) Мы с вами просмотрели фильм. Дайте ему название и напишите аргумент к данной проблеме. записать -Аргументация собственного мнения по проблеме. Зачитывают аргументы). (Слайды) -Чьи аргументы более ярко и образно передают личную позицию пишущего? -Какой вывод вы сделали для себя, прочитав рассказ Ю. Бондарева? V111.Рефлексия. - Давайте вспомним, какие цели ставили мы перед собой в начале урока? (Возвращение к слайдам) - Над чем нужно поработать? Я составила список произведений, которые дают ответ на многие жизненные вопросы, прочитайте рекомендованные произведения. (Слайд) Сфотографировать. 1X.Домашнее задание: написать сочинение по тексту (вариант №29), учитывая те рекомендации и замечания, которые прозвучали сегодня на уроке.(Слайд) Х. Оценки за работу на уроке: за правильный и основательный комментарий темы, проблем, авторской позиции; за яркие примеры в подтверждение собственного мнения ; за определение типа речи , стиля. X1. С. Острового: В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости, И подарить его людям. 2.Материалы сайта «Сеть творческих учителей. Читайте также:
|